Проектирование полос препятствий на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре
Предлагаемый комплекс ПП разработан для учащихся 10-11 классов по базовым разделам образовательной программы: «легкая атлетика» (АП), «гимнастика» (ГП), «спортивные игры» (ИП). Разработан также вариант комплексной ПП (КП), включающей, в определенной последовательности, элементы всех вышеназванных разделов образовательной программы и ПП обще-прикладной направленности (ОПП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polosa_prepyatstv.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛОС ПРЕПЯТСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Полоса препятствий (ПП) является эффективным средством комплексной физической подготовки и методом закрепления техники двигательных действий. В школьной системе физического воспитания их использование требует определенной системы поурочного распределения.
Предлагаемый комплекс ПП разработан для учащихся 10-11 классов по базовым разделам образовательной программы: «легкая атлетика» (АП), «гимнастика» (ГП), «спортивные игры» (ИП). Разработан также вариант комплексной ПП (КП), включающей, в определенной последовательности, элементы всех вышеназванных разделов образовательной программы и ПП обще-прикладной направленности (ОПП).
Непосредственно технология разработки и проектирования ПП включает ряд последовательных шагов и их методическое обоснование. Рассмотрим их по порядку:
- Анализ содержания разделов образовательной программы. Здесь уточняются ориентировочное содержание и направления заданий, входящих в ПП.
- Разрабатывается примерное распределение системы ПП в учебном году (таблица 1).
Таблица 1.
Примерное распределение полос препятствий по блокам в учебном году.
А.П. | К.П. (А.П. + И.П.) | Г.П. | К.П. (Г.П. + И.П.) | И.П. | К.П. (И.П. + А.П.) | К.П. (И.П. + Г.П. + А.П.) | А.П. О.П.П. |
1 - 18 урок | 19-34 урок | 35 - 52 урок | 53 - 68 урок | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
- Разработка двигательных заданий (видов упражнений), входящих в полосу препятствий. Составляется соответствующий перечень упражнений (пример такого перечня представлен ниже при описании целевых полос препятствий).
- Разрабатывается «целевая» ПП. Целевой ПП мы называем итоговый (контрольный) вариант целостной ПП, которую ученик должен преодолеть на контрольном уроке. В целевой полосе (схеме или её описании) необходимо указать общий метраж, последовательность выполнения двигательных заданий с указанием (по необходимости) дозировки нагрузки (объем и интенсивность). Схемы разработанных нами ПП для базовых разделов образовательной программы представлены на рисунках 1-4.
- Поурочное распределение циклов заданий, формирующих «блоки» ПП, в сумме образующих целевую ПП.
5.1. Поурочное распределение заданий по отработке полосы препятствий предполагает систему повторяемости, взаимозаменяемости двигательных заданий, прогрессирование нагрузки в системе уроков. Прогрессировать нагрузка может за счет увеличения двигательных заданий (блоков) ПП и количества серий (подходов) выполнения ПП. Вариант такой системы представлен в таблице 2.
- Проектирование ПП предполагает распределение двигательных заданий в структуре отдельного урока. Например, ПП по легкой атлетике должна включать в себя:
- с точки зрения отражения специфики технической подготовки – «блоки» двигательных заданий с элементами бега, прыжков, метания;
- с точки зрения отражения специфики физической подготовки – двигательные задания надо выполнять с учетом эффектов силовой, скоростной, ловкостной подготовки. А суммарным (кумулятивным) эффектом, особенно ближе к финишу ПП, будет развитие выносливости комплексного (смешанного) характера. Это связано с тем, что суммарный эффект «наслоения» эффектов отдельных двигательных заданий, которые выполняются с достаточной степенью нагрузки, должен привести к определенной степени утомления. Последнее является важным фактором развития выносливости.
Таблица 2
Примерное распределение заданий (блоков) полос препятствий в учебном году
Четверть | № п/п | № урока | Содержание полосы препятствий |
1 | 1 | 3 | А.П. (1-3,7, 9). |
2 | 6 | А.П. (1-3, 6, 8, 9). | |
3 | 9 | А.П. (1-3, 6-9). | |
4 | 12 | А.П. (1-4, 6-9). | |
5 | 15 | Целевая А.П. (1-9). | |
6 | 17 | К.П. (А.П.+ И.П.) | |
2 | 7 | 21 | Г.П. (2, 5, 7) * 2. |
8 | 24 | Г.П. (2-7, 9, 10). | |
9 | 27 | Г.П. (1-7, 9, 10). | |
10 | 30 | Целевая Г.П. (1-10). | |
3 | 11 | 36 | К.П. (Г.П. + И.П.). |
12 | 38 | И.П. (2, 4, 5, 7, 9, 10). | |
13 | 41 | И.П. (1, 2, 4, 5, 7, 9, 10). | |
14 | 43 | И.П. (1-3, 5, 7-10). | |
15 | 45 | И.П. (1-4, 6, 8-10). | |
16 | 47 | Целевая И.П. (1-10). | |
17 | 50 | К.П. (И.П. + А.П.). | |
4 | 18 | 54 | К.П. (И.П. + А.П.) |
19 | 57 | К.П. (И.П.+ Г.П.+ А.П.). | |
20 | 59 | А.П. (1-4, 6-9). | |
21 | 61 | Целевая А.П. (1-9). | |
22 | 65 | Прикладная полоса препятствий (О.П.П.). |
5.3. Непосредственно практическая отработка ПП на уроках подразумевает не просто повторение целостной целевой ПП, а системное последовательное включение «блоков» двигательных заданий по определенной схеме. Поскольку мы имеем 3 «блока» двигательных заданий для ПП по легкой атлетике, то с учетом рассмотренных выше особенностей эффектов физической подготовки, возможны два варианта распределения «блоков» заданий в проекте ПП:
I вариант предполагает поочередное включение разнонаправленных двигательных заданий. Например:
бег ----прыжки-- --- метания- ----- бег------- прыжки----- метания---- и т.д….
II вариант представляет чередование однонаправленных блоков заданий. Например:
6. Преодоление ПП связано с двумя противоречивыми условиями: с одной стороны – преодолевай ПП как можно быстрее (связано с физической подготовкой); с другой – выполняй двигательные задания ПП как можно более качественно (связано с технической подготовкой). Для оценивания ПП должны быть разработаны критерии оценивания, которые включают:
1) оценку техники исполнения;
2) время преодоления;
3) систему штрафных балов;
4) выведение итоговой оценки на основе учета «1), 2), 3)».
Рис 1. Целевая лёгкоатлетическая полоса препятствий для учащихся 10-11классов
Перечень двигательных заданий ПП для уроков по легкой атлетике:
1. Из и.п.- упор лёжа спиной к дистанции П.П., по сигналу ускорение по прямой – 20м.
2. Челночный бег 3*10м. Второй отрезок выполняется спиной по направлению бега.
3. Прыжки на двух ногах через автомобильные покрышки.
4. Три толкания набивного мяча (3 кг) на дальность, с последующими ускорениями к нему:
1 - двумя руками от груди; 2 - двумя руками из-за головы; 3 - двумя руками снизу.
5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» в яму с песком.
6. Многоскоки на одной ноге от стойки до стойки – «змейка» (четыре отрезка со сменой ног).
7. Преодоление 5 барьеров прыжками с отталкиванием одной ногой – «в шаге».
8. Прыжки «по кочкам» с одной ноги на другую. «Кочки» - обручи расположены в шахматном порядке на расстоянии 120-150 см.
9. Ускорение по прямой 15-20м. – финиширование.
Рис.2. Целевая гимнастическая полоса препятствий.
Перечень двигательных заданий ПП для уроков по гимнастике:
1. С 5-6 шагов разбега опорный прыжок «ноги врозь» через гимнастического коня – юноши. Девушки – прыжок «согнув ноги» в упор присев, пробежать по телу коня – соскок..
2. Лазание по вертикальному канату без помощи ног – 5м. (юноши),
с помощью ног – 2,5-3 м. (девушки).
3. Низкая перекладина. Подъём переворотом в упор, переворот вперед – юноши. Прыжком в упор, переворот вперёд – девушки.
4. Подтягивание из виса на навесной перекладине – 5 раз (юноши), из виса лёжа – 5 раз (дев).
5. Выпрыгивание от гимнастической лавки, толчком одной ноги с приземлением на другую. В прыжке смена ног, продвижение вперёд – 10 прыжков.
6. Пробежать по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие.
7. Из виса на гимнастической стенке поднимание ног в угол 90град.– 5 раз.
8. Длинный кувырок вперёд (кульбит) через гимнастического козла поперёк (юноши). Опорный прыжок «ноги врозь» (девушки). Высота снаряда 115см.
9. Три кувырка вперёд слитно.
10. Бег с изменением направления. Обегание «змейкой» стоек расположенных в шахматном порядке – финиш.
Рис.3. Целевая полоса препятствий для уроков спортивных игр (баскетбол) уч-хся 10-11 кл.
Перечень двигательных заданий ПП для уроков по спортивным играм (баскетбол):
1. Ловля мяча двумя после длинной передачи. Отсчёт времени начинается, как только руки игрока коснуться мяча.
2. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1м.
3. Обводка 5 стоек, расположенных в 2-3м. друг от друга, дальней от стойки рукой.
4. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмёрке между двумя низкими (50 см.) стойками. Расстояние между стойками – 50 см.
5. Ведение по коридору между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.
6. После ведения остановка прыжком и передача мяча двумя руками партнёру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переводом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляют без зрительного контроля.
7. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 1,5 – 2м друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).
8. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и с левой стороны от трёх гимнастических полок, положенных на половину в одну линию.
9. Ведение мяча правой рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).
10. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливать в момент, когда мяч оторвётся от рук).
Рис.4. Вариант комплексной полосы препятствий в спортивном зале для учащихся 10-11 кл.
Перечень двигательных заданий ПП для уроков комплексной подготовки:
1.С 5-6–ти шагов разбега опорный прыжок «ноги врозь» через гимнастического коня в длину (Н-120 см.). Девушки прыжок «согнув ноги», в упор присев, пробежать по телу снаряда, соскок вперёд.
2. Лазание по канату без помощи ног, углом. Девушки лазание с помощью ног до 2-3 метров.
3. Проползание по трём лежащим на полу матам по-пластунски, под натянутой на высоте 45 см. волейбольной сеткой или верёвочками.
4. Из виса на гимнастической стенке поднимание ног согнутых в коленях к груди (угол не менее 90градусов) – 10 раз.
5. Бросок баскетбольного мяча с линии штрафного броска из трёх попыток до первого попадания.
6. Преодоление гимнастического бревна прыжками над ним с упором обеими руками о бревно, с последующим подлезанием под ним (3 раза).
7. Отжимание из положения упора лёжа руки на скамейке 15 раз. Девушки-10 раз.
8. Длинный кувырок через гимнастического козла в ширину. Девушки – опорный прыжок «ноги врозь». Высота снаряда – 120 см.
9. Два кувырка вперёд слитно на дорожке из двух матов, выход в стойку на голове и руках. Девушки в сед углом, держать 4 счёта.
10. Метание теннисного мяча в цель Н-3,5м.), с расстояния 6-8м. из трёх попыток до первого попадания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование урока физической культуры с учётом требований ФГОС
Теоретический материал для планирования уроков физкультуры...
Конспект урока физической культуры в 3 классе. Гимнастика. Освоение техники выполнения кувырка вперёд через препятствие
Конспект урока физической культуры в 3 классе. Гимнастика. Освоение техники выполнения кувырка вперёд через препятствие...
«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»
«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»...
Конспект урока физической культуры в 4 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (4 класс)
Конспект урока физической культуры в 4 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (4 класс)...
Конспект урока физической культуры в 2 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (2 класс)
Конспект урока физической культуры в 2 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (2 класс)...
Полоса препятствий констпект урока 1 класс
контроль и самоконтроль изученных двигательных действий...