Проектирование полос препятствий на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Ласьков Юрий Викторович

Предлагаемый комплекс ПП разработан для учащихся 10-11 классов по базовым разделам образовательной программы: «легкая атлетика» (АП), «гимнастика» (ГП), «спортивные игры» (ИП). Разработан также вариант комплексной ПП (КП), включающей, в определенной последовательности, элементы  всех вышеназванных разделов образовательной программы и ПП обще-прикладной направленности (ОПП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polosa_prepyatstv.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛОС ПРЕПЯТСТВИЙ  НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Полоса препятствий (ПП) является эффективным средством комплексной физической подготовки и методом закрепления техники двигательных действий. В школьной системе физического воспитания их использование требует определенной системы поурочного распределения.

Предлагаемый комплекс ПП разработан для учащихся 10-11 классов по базовым разделам образовательной программы: «легкая атлетика» (АП), «гимнастика» (ГП), «спортивные игры» (ИП). Разработан также вариант комплексной ПП (КП), включающей, в определенной последовательности, элементы  всех вышеназванных разделов образовательной программы и ПП обще-прикладной направленности (ОПП).

Непосредственно технология разработки и проектирования ПП включает ряд последовательных шагов и их методическое обоснование. Рассмотрим их по порядку:

  1. Анализ содержания разделов образовательной программы. Здесь уточняются ориентировочное содержание и направления заданий, входящих в ПП.
  2. Разрабатывается примерное распределение системы ПП в учебном году (таблица 1).

Таблица 1.

Примерное распределение полос препятствий по блокам в учебном году.

А.П.

К.П.

(А.П.

+

И.П.)

Г.П.

К.П.

(Г.П.

+

И.П.)

И.П.

К.П.

(И.П.

+

А.П.)

К.П.

(И.П.

+

Г.П.

+

А.П.)

А.П.

О.П.П.

1 - 18 урок

19-34 урок

35 -  52 урок

53 -  68  урок

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

  1. Разработка двигательных заданий (видов упражнений), входящих в полосу препятствий. Составляется соответствующий перечень упражнений (пример такого перечня представлен ниже при описании целевых полос препятствий).
  2. Разрабатывается «целевая» ПП. Целевой ПП мы называем итоговый (контрольный) вариант целостной ПП, которую ученик должен преодолеть на контрольном уроке. В целевой полосе (схеме или её описании) необходимо указать общий метраж, последовательность выполнения двигательных заданий с указанием (по необходимости) дозировки нагрузки (объем и интенсивность). Схемы разработанных нами ПП для базовых разделов образовательной программы представлены на рисунках 1-4.
  3. Поурочное распределение циклов заданий, формирующих «блоки» ПП, в сумме образующих целевую ПП.

5.1. Поурочное распределение заданий по отработке полосы препятствий предполагает систему повторяемости, взаимозаменяемости двигательных заданий, прогрессирование нагрузки в системе уроков. Прогрессировать нагрузка может за счет увеличения двигательных заданий (блоков) ПП и количества серий (подходов) выполнения ПП. Вариант такой системы представлен в таблице 2.

  1. Проектирование ПП предполагает распределение двигательных заданий в структуре отдельного урока.  Например, ПП по легкой атлетике должна включать в себя:

- с точки зрения отражения специфики технической подготовки – «блоки» двигательных заданий с элементами бега, прыжков, метания;

- с точки зрения отражения специфики физической подготовки – двигательные задания надо выполнять с учетом эффектов силовой, скоростной, ловкостной подготовки. А суммарным (кумулятивным) эффектом, особенно ближе к финишу ПП, будет развитие выносливости комплексного (смешанного) характера. Это связано с тем, что суммарный эффект «наслоения» эффектов отдельных двигательных заданий, которые выполняются с достаточной степенью нагрузки, должен привести к определенной степени утомления. Последнее является важным фактором развития выносливости.

Таблица 2

Примерное распределение заданий (блоков) полос препятствий в учебном году

Четверть

№ п/п

№ урока

Содержание полосы препятствий

1

1

3

А.П. (1-3,7, 9).

2

6

А.П. (1-3, 6, 8, 9).

3

9

А.П. (1-3, 6-9).

4

12

А.П. (1-4, 6-9).

5

15

Целевая А.П. (1-9).

6

17

К.П. (А.П.+ И.П.)

2

7

21

Г.П. (2, 5, 7) * 2.

8

24

Г.П. (2-7, 9, 10).

9

27

Г.П. (1-7, 9, 10).

10

30

Целевая Г.П. (1-10).

3

11

36

К.П. (Г.П. + И.П.).

12

38

И.П. (2, 4, 5, 7, 9, 10).

13

41

И.П. (1, 2, 4, 5, 7, 9, 10).

14

43

И.П. (1-3, 5, 7-10).

15

45

И.П. (1-4, 6, 8-10).

16

47

Целевая И.П. (1-10).

17

50

К.П. (И.П. + А.П.).

4

18

54

К.П. (И.П. + А.П.)

19

57

К.П. (И.П.+ Г.П.+ А.П.).

20

59

А.П. (1-4, 6-9).

21

61

Целевая А.П. (1-9).

22

65

Прикладная полоса препятствий (О.П.П.).

5.3. Непосредственно практическая отработка ПП на уроках подразумевает не просто повторение целостной целевой ПП, а системное последовательное включение «блоков» двигательных заданий по определенной схеме. Поскольку мы имеем 3 «блока» двигательных заданий для ПП по легкой атлетике, то с учетом рассмотренных выше особенностей эффектов физической подготовки, возможны два варианта распределения «блоков» заданий в проекте ПП:

I вариант  предполагает поочередное включение разнонаправленных двигательных заданий. Например:

бег        ----прыжки-- --- метания- ----- бег-------        прыжки-----        метания----        и т.д….

II вариант представляет чередование однонаправленных блоков заданий. Например:

6. Преодоление ПП связано с двумя противоречивыми условиями: с одной стороны – преодолевай ПП как можно быстрее (связано с физической подготовкой); с другой – выполняй двигательные задания ПП как можно более качественно (связано с технической подготовкой). Для оценивания ПП должны быть разработаны критерии оценивания, которые включают:

1) оценку техники исполнения;  

2) время преодоления;

3) систему штрафных балов;  

4) выведение итоговой оценки на основе учета «1), 2), 3)».

Рис 1. Целевая лёгкоатлетическая полоса препятствий для учащихся 10-11классов

Перечень двигательных заданий ПП для уроков по легкой атлетике:

1. Из и.п.- упор лёжа спиной к дистанции П.П., по сигналу ускорение по  прямой – 20м.

2. Челночный бег 3*10м. Второй отрезок выполняется  спиной по направлению бега.

3. Прыжки на двух ногах через автомобильные покрышки.

4. Три толкания набивного мяча (3 кг) на дальность, с последующими  ускорениями к нему:

1 - двумя руками от груди; 2 - двумя руками из-за головы; 3 - двумя руками снизу.

5. Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» в яму с песком.

6. Многоскоки на одной ноге от стойки до стойки – «змейка» (четыре отрезка со сменой ног).

7. Преодоление 5 барьеров прыжками с отталкиванием одной ногой – «в шаге».

8. Прыжки «по кочкам» с одной ноги на другую. «Кочки» - обручи расположены в шахматном порядке на расстоянии  120-150 см.

9. Ускорение по прямой 15-20м. – финиширование.

Рис.2.   Целевая гимнастическая полоса препятствий.

Перечень двигательных заданий ПП для уроков по гимнастике:

1. С 5-6 шагов разбега опорный прыжок «ноги врозь» через гимнастического коня – юноши. Девушки – прыжок «согнув ноги» в упор присев, пробежать по телу коня – соскок..

2. Лазание по вертикальному канату без помощи ног – 5м. (юноши),

 с помощью ног – 2,5-3 м. (девушки).

3. Низкая перекладина. Подъём переворотом в упор, переворот вперед – юноши. Прыжком в упор, переворот вперёд – девушки.

4. Подтягивание из виса на навесной перекладине – 5 раз (юноши), из виса лёжа – 5 раз (дев).

5. Выпрыгивание от гимнастической лавки, толчком одной ноги с приземлением на другую. В прыжке смена ног, продвижение вперёд – 10 прыжков.

6. Пробежать по гимнастическому бревну, сохраняя равновесие.

7. Из виса на гимнастической стенке поднимание ног в угол 90град.– 5 раз.

8. Длинный кувырок вперёд (кульбит) через гимнастического козла поперёк (юноши). Опорный прыжок «ноги врозь» (девушки). Высота снаряда 115см.

9. Три кувырка вперёд слитно.

10. Бег с изменением направления. Обегание «змейкой» стоек расположенных в шахматном порядке – финиш.

Рис.3. Целевая полоса препятствий для уроков спортивных игр (баскетбол) уч-хся 10-11 кл.

Перечень двигательных заданий ПП для уроков по спортивным играм (баскетбол):

1. Ловля мяча двумя после длинной передачи. Отсчёт времени начинается, как только руки игрока коснуться мяча.

2. Обводка удобной для играющего рукой 6 стоек, стоящих друг от друга в 1м.

3. Обводка 5 стоек, расположенных в 2-3м. друг от друга, дальней от стойки рукой.

4. Стоя на месте ведение мяча удобной рукой по восьмёрке между двумя низкими (50 см.) стойками. Расстояние между стойками – 50 см.

5. Ведение по коридору между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 45 см.

6. После ведения остановка прыжком и передача мяча двумя руками партнёру, стоящему в центральном круге. Затем ловля мяча одной рукой с переводом на ведение по кругу дальней рукой от центра круга. Эту часть упражнения выполняют как правой, так и левой рукой. Ведение осуществляют без зрительного контроля.

7. Попадание во время ведения мячом в 5 обручей, лежащих на полу, на расстоянии 1,5 – 2м друг от друга (3 обруча расположены по прямой, 2 последних составляют с третьим равнобедренный треугольник).

8. Ведение удобной рукой ударами мяча с правой и с левой стороны от трёх гимнастических полок, положенных на половину в одну линию.

9. Ведение мяча правой рукой вокруг опорной левой ноги, затем левой рукой вокруг опорной правой ноги (повороты делать влево, затем вправо).

10. После ведения мяча два шага с последующим броском в корзину (секундомер останавливать в момент, когда мяч оторвётся от рук).   

Рис.4.   Вариант комплексной полосы препятствий в спортивном зале для учащихся 10-11 кл.

Перечень двигательных заданий ПП для уроков комплексной подготовки:

1.С 5-6–ти шагов разбега опорный прыжок «ноги врозь» через   гимнастического коня в длину (Н-120 см.). Девушки прыжок «согнув ноги», в упор присев, пробежать по телу снаряда, соскок вперёд.

2. Лазание по канату без помощи ног, углом. Девушки лазание с помощью ног   до 2-3 метров.

3. Проползание по трём лежащим на полу матам по-пластунски, под натянутой на высоте 45 см. волейбольной сеткой или верёвочками.

4. Из виса на гимнастической стенке поднимание ног согнутых в коленях к груди (угол не менее 90градусов) – 10 раз.

5. Бросок баскетбольного мяча с линии штрафного броска из трёх попыток до первого попадания.

6. Преодоление гимнастического бревна прыжками над ним с упором обеими руками о бревно, с последующим подлезанием под ним (3 раза).

7. Отжимание из положения упора лёжа руки на скамейке 15 раз. Девушки-10 раз.

8. Длинный кувырок через гимнастического козла в ширину. Девушки – опорный прыжок «ноги врозь». Высота снаряда – 120 см.

9. Два кувырка вперёд слитно на дорожке из двух матов, выход в стойку на голове и руках. Девушки в сед углом, держать 4 счёта.

10. Метание теннисного мяча в цель  Н-3,5м.), с расстояния 6-8м. из трёх попыток до первого попадания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока физической культуры с учётом требований ФГОС

Теоретический материал для планирования уроков физкультуры...

Конспект урока физической культуры в 3 классе. Гимнастика. Освоение техники выполнения кувырка вперёд через препятствие

Конспект урока физической культуры в 3 классе. Гимнастика. Освоение техники выполнения  кувырка вперёд через препятствие...

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»...

Конспект урока физической культуры в 4 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (4 класс)

Конспект урока физической культуры в 4 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (4 класс)...

Конспект урока физической культуры в 2 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (2 класс)

Конспект урока физической культуры в 2 классе "Полоса препятсвий", УМК "Физическая культура" под ред В.И.Ляха (2 класс)...

Полоса препятствий констпект урока 1 класс

контроль и самоконтроль изученных двигательных действий...