«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»
материал по физкультуре (5 класс) на тему

Черепанова Ольга Николаевна

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherepanova_o.n.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

Выполнил: Черепанова Ольга Николаевна,

Учитель физической культуры

МБОУ школы №85 г. о. Самара

САМАРА, 2015

Содержание

                                                                                        Стр.

1. Содержание ………………………………………………………………..2

2. Введение………………………………………………………….………...3

3. УУД - функции и виды…………………………………………………….5

4. Заключение………………………………………………………………...10

5. Список литературы………………………………………………………..11

6. Приложение………………………………………………………………..12

Введение

Актуальность: Управление системой образования – это сложный процесс. В случае, когда принятие решения базируется на реальных фактах, важно иметь достоверную информацию о результатах обучения. Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования многих стран мира. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Актуальность качества школьного образования определяется избранным в Российской Федерации подходом к нормированию образовательного процесса с помощью государственных образовательных стандартов, направленных на регуляцию результата образования при вариативном построении образовательного процесса, а также необходимостью получения информации о результатах современного общего образования для обоснованного принятия решений. Не случайно в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на годы подчеркивается необходимость обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, и одной из задач становится «развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг»

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундамента образования.

Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Все вышеизложенное обусловливает выбор темы: «Проектирование системы заданий для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физической культуры в 5 классе»

Цель: показать, как формировать и оценивать УУД на уроках физической культуры в 5 классе.

Задачи:

  • Рассмотреть УУД как действие, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
  • Обеспечить формирование  УУД на уроках физической культуры
  • Составить систему заданий для формирования и оценки УУД для учащихся 5 классов.

УУД - функции и виды:

универсальные учебные действия – это обобщённые действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального  опыта.

Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД –метапредметность, то их сформированность – это  результат работы педагогов по всем предметам.

Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?

Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за  его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности  физической культуры в школе.

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

  • целеполагание — как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Условия, обеспечивающие развитие УУД

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

  • Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  • Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
  • УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

 Изобретать новые средства физического воспитания не нужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно)

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

  • состояние здоровья детей;
  • успеваемость по основным предметам;
  • уровень развития речи;
  • степень владения русским языком;
  • умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;
  • стремление принимать и решать учебную задачу;
  • навыки общения со сверстниками;
  • умение контролировать свои действия на уроке.

(См. приложение)

Заключение:

В результате реализации ФГОС на уроках физической культуры отмечается:

  •   положительная динамика в достижениях обучающихся по учебному предмету;
  •   более высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности;
  •   повышение уровня активности участия детей в соревнованиях, конкурсах.

Использование системы заданий на уроках физической культуры, повышает сформированность общеучебных умений и навыков, дает толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повышает качество знаний обучающихся по предмету.

     (см. Приложение)

Список литературы:

  1. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.-2-е изд. – М.:Просвещение,2011;
  3. http://klyazmogorodetsckaja-sosh.narod.ru›uud.doc
  4. http://rae.ru›forum2011/137/1070
  5. http://web.snauka.ru/issues/2011/05/131
  6. http://nsportal.ru/

Приложение:

Система заданий по оценки сформированности УУД.

  1. Найди рисунки, которые подходят по описанию. И. п.- основная стойка, руки внизу- ноги на ширине плеч, руки вверх- полу присед, руки отвести назад- ноги на ширине плеч, руки вверх –ноги на ширине плеч, руки в стороны. ( Познавательные УУД: умение работать со схемами и моделями, чертежами)

2) Понимать команды по физической культуре ( Познавательные УУД: понимание, знание терминологии).

Выполни: Упор присев-руки спереди; упор лежа - руки спереди; упор присев - руки сзади; упор лежа - руки сзади.

Выполни: Ведение мяча в среднем темпе, средняя высота отскока. По свистку - ведение мяча в быстром темпе, не выше уровня колен.

3) Проверь свои двигательные действия (Регулятивные УУД: умение контролировать свои двигательные действия)

Выполни передачу мяча с места двумя руками от груди на грудь партнеру, ноги параллельны  друг другу,  в коленях полусогнуты, спина прямая, на мяч не смотреть.

4) Составь примерный комплекс упражнений  из 5 упр. для разминки рук. (Регулятивные УУД: планирование физкультурной деятельности).

5) Задание: В группе из 5 учеников работать на станции (всего станций 5). На каждой станции каждый из учеников по очереди оценивает  правильность выполнения упражнений, затем они вместе приходят к совместной оценке каждого ученика. Каждый ученик высказывает свое мнения по поводу выполнения упражнения другими. Учитель предварительно рассказал и показал, как правильно делать упражнения на каждой станции. ( Коммуникативные  УУД: общение и взаимодействие с партнерами  по совместной  деятельности.  Работа в группах. Аргументирование своей позиции. Умение согласовывать свои действия с другими.)

6) Домашнее задание: Придумать и провести с классом  на уроке комплекс гимнастических упражнений на растяжку мышц.  (Коммуникативные УУД: умение не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач. (Познавательные УУД: формулирование цели. Выбор эффективных способов решения задачи)

7) Учитель предлагает  на выбор гимнастические упражнения на различные группы мышц. (Урок гимнастики). Проговаривает и показывает их. Затем он дает право выбора ученикам, какое упражнение делать. Предлагает перед выбором проанализировать, оценить свои физические возможности, чтобы они сумели выполнить то или иное упражнение. Затем, после выбора упражнения, они озвучивают,  почему они выбрали именно  это упражнение, а не  другое. Затем выполняют его. (Личностные УУД: смыслообразование)

8) Задание: Урок баскетбола. Каждому ученику дается задание: забить мяч в кольцо из- под щита  с правой стороны, с левой стороны, прямо - различными способами ( правой рукой, левой рукой от плеча, двумя руками от груди, из-за головы и др.).  Они пробуют забивать. После определенного времени учитель собирает учеников и опрашивает их - с какой стороны,  какой рукой удобнее было забивать и почему. Каждый высказывает свое мнение.  Все вместе они приходят к общему мнению, как  и откуда правильно забить мяч в кольцо. (Личностные УУД: самоопределение. Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и учителем)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Рассмотрен вопрос формирования УУД на уроках физической культуры....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры.

Представлена презентация на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры  данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэ...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физической культуры

Доклад.  Формирование УУД на уроке физической культуры....

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели...

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры"

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Стандарта становится обеспечение развития универсальных учебных действий как  психологической составляющей фундамента образования.Универса...

Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация

Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных  действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....