Использование метода большого количества мячей (БКМ) в настольном теннисе для оптимизации учебно-тренировочного процесса.
учебно-методический материал по физкультуре

Павликова Марина Анатольевна

Одним из направлений совершенствования тренировочного процесса является применение комплекса специальных методов, методик и тренажеров, которые используются в мировой практике и являются эффективными в работе.

Я использую в своей работе метод БКМ (большого количества мячей), который считаю наиболее эффективным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Педагогический опыт

Тема: Использование метода большого количества мячей (БКМ)

 в настольном теннисе  

для оптимизации учебно-тренировочного процесса.

.

Абакан 2024

«Настольный теннис-это борьба двух умов, двух характеров посредством сложной техники в кратчайшие промежутки времени». Настольный теннис общедоступен, играет в него и стар и млад. Он азартен и непритязателен. Родиной его считается Великобритания, в 1884 году в Англии были запатентованы правила этой игры. Англичане также изобрели целлулоидный мячик и стол. В нашей стране эту игру узнали на рубеже 20 столетия.  

Жесткая конкуренция в мире спорта, достижение наивысшего качества выполнения мощных и точных ударов по мячу при своевременных передвижениях в условиях запредельных психологических и физических нагрузок требуют применения новых технологий подготовки игроков в настольный теннис.

Одним из направлений совершенствования тренировочного процесса является применение комплекса специальных методов, методик и тренажеров, которые используются в мировой практике и являются эффективными в работе.

Я использую в своей работе метод БКМ (большого количества мячей), который считаю наиболее эффективным.  Этот метод впервые был предложен к использованию в учебно - тренировочном процессе в начале 60-х годов в женской сборной волейбольной команде Японии. Специалисты Китая первыми оценили возможность применения этого метода в настольном теннисе и, учитывая специфику деятельности, использовали его в подготовке национальной команды теннисистов. С середины 60-х годов получивший творческое развитие метод БКМ широко применяется в Китае на всех этапах спортивной тренировки: от начальной специализации до уровня высших достижений.

    Я, Павликова Марина Анатольевна, имею высшее педагогическое образование, работаю тренером- преподавателем высшей категории по настольному теннису в МБУ ДО г. Абакана «Спортивной школы настольного тенниса». Стаж работы 35 лет.

Мои воспитанники неоднократно становились победителями и призерами разных уровней соревнований (муниципальных, региональных, СФО, федеральных, международных):                        

- Бутакова Жанна (МС) – неоднократная победительница призер Первенства СШ, РХ, СФО, участница Первенства России, победитель Международных детских игр «Спорт, искусство, интеллект», входит в состав сборной РХ.

- Колмакова Вероника (МС)- призер Первенства СШ, РХ, Всероссийских соревнований, входит в состав сборной РХ.

- Сладкова Виталина (КМС) – победитель Первенства СШ, призер Первенства РХ, входит в состав сборной РХ, бронзовый призер VIII Международных спортивных детских игр «Дети Азии».

Метод БКМ очень эффективен. Он помогает существенно повысить интенсивность тренировочного процесса, используется при отборе игроков, для обучения, развития и совершенствования специальных и психологических качеств, тактических и технических навыков, тестирования, а также учета тренировочных нагрузок игроков любого уровня. Заключается он в том, что рядом со столом ставится специальная корзина, в которую помещаются от 100 до 200 мячей (либо устанавливается специальный аппарат для выстреливания мячей), и спортсмен непрерывно выполняет удары различной сложности, причем каждый мяч может быть использован и один раз, и многократно. Таким образом, можно сократить время, необходимое для подбирания мячей (подсчитано, что при тренировке с одним мячом в течение 10 минут, практические упражнения занимают лишь 3-4 минуты, остальное же время уходит на подбирание мяча), увеличить количество ударов, проводимых в единицу времени. При отработке технических приемов сравнительно высокой степени сложности можно дополнительно использовать топ - спины или подрезки, что поможет спортсмену быстрее совершенствовать свое техническое мастерство. А, кроме того, совершенствуется и физическое развитие игрока, воспитываются бойцовские качества.  

Используя метод тренировки с применением большого количества мячей, необходимо помнить, что он не может заменить тренировку с использованием одного мяча.

Распределение времени на тренировки с большим количеством мячей и с одним мячом в пропорциональном отношении должно составлять 1:2, максимум 1:1. В противном случае могут возникнуть неблагоприятные последствия.

И еще очень важно предотвращать или преодолевать возникающие из-за наличия большого количества мячей (не надо поднимать каждый упавший мяч) тенденции легко относиться к совершаемым ошибкам.

Метод БКМ реализуется также и посредством такой методики как использования робота- тренажера. Использование тренажеров в тренировочном процессе:

-дает возможность тренерам и игрокам получать новые практические знания о настольном теннисе;

-повышает интенсивность тренировочного процесса и сокращает время подготовки высококлассных игроков;

-обеспечивает подготовку игроков без психологического давления со стороны тренеров;

-стимулирует самообразование, развивает интеллект;

-вводит элементы объективного контроля над качеством подготовки игроков, объемом и интенсивностью нагрузок, позволяя прогнозировать перспективы роста мастерства и направления развития игроков на длительный период времени.

При этом знание и правильное применение технологии работы с тренажерами значительно облегчает труд тренеров и повышает коэффициент полезного действия их работы одновременно с большим количеством теннисистов.

Тренажер- робот позволяет избирательно устранять недостатки техники ударов и передвижения, развивать свойства внимания, гибкость и быстроту мышления, чувство мяча, осваивать прием сложных подач, кратно повышать интенсивность учебно-тренировочного процесса, моделировать и многократно повторять стандартные игровые ситуации в более жестком режиме, чем на соревнованиях.

Робот поможет научиться принимать скоростные и навесные топ - спины, «запилы» с сильным нижним вращением, мощные плоские завершающие удары, подачи со сложным вращением и многое другое. Все это можно отрабатывать на месте и в движении, а также в виде серии игровых комбинаций.

Развиваются при этом и психологические качества: концентрация внимания, трудолюбие, терпение к повышенным нагрузкам, самостоятельность мышления.

Тренируясь с роботом можно развивать наблюдательность, научиться правильно, следить за траекторией полета мяча, определять вид вращения мяча, разбираться в особенностях различных видов ударов.

Успешное достижение конечных целей спортивно-технической подготовки спортсмена невозможно без планирования учебно-тренировочного процесса.

Хорошая организация учебно-тренировочного процесса оказывает положительное влияние на гармоничное развитие личности юного спортсмена и рост его спортивных результатов. Каждое занятие должно начинаться с построения о проверки посещения спортсменами занятий. Затем дается краткая информация о содержании тренировки и лишь, после этого можно приступить к проведению занятий.

Такое начало тренировки способствует воспитанию у занимающихся организованности, дисциплинированности и целеустремленности в предстоящей спортивной деятельности. По своей направленности учебно-тренировочную работу можно разделить на методические и учебно-тренировочные занятия и соревновательную подготовку.

Учебно-тренировочные занятия являются основной формой предсоревновательной подготовки спортсменов. Основной целью учебно-тренировочных занятий является совершенствование мастерства игры и подготовка к конкретным соревнованиям.

Методические занятия проводятся   в различные периоды подготовки спортсменов и имеют целью не только разучивание и совершенствование технико-тактических приемов игры, но и их объяснение, и показ отдельных элементов, их сочетаний, особенностей работы мышц, структуры движений, способов перемещений у стола и много другого. Эти занятия можно проводить как со спортсменами-новичками, так и с квалифицированными спортсменами.

Методические занятия проводятся в форме группового, комбинированного и индивидуального урока.

План-конспект занятия по настольному теннису.

Группа начальной подготовки (90 мин.)

      Задачи:

1.Изучение хватки ракетки

2.Совершенствование настукивания о ракетку, игра на столе.

3.Развитие двигательно-координационных движений.

Продолжительность,

мин.

Содержание урока

Дозировка

Организационные, методические указания

15-20 мин.

65 мин.

5

I.Подготовительная часть

1.Построение, отметка посещаемости, ознакомление учащихся с задачами урока

2.Разминка (бег, прыжки, общеразвивающие упражнения)

II.Основная часть

1.Изучение хватки ракетки, стойки теннисиста

2.Настукивание о ракетку

3.Проверка настукивания о ракетку

4.Игра на столе с использованием метода БКМ, тренажера – робота

5.Эстафеты

III.Заключительная часть

Подведение итогов, домашнее задание

1-2

15

10

15

10

25

15

5

Следить, чтобы учащиеся правильно держали ракетки

настукивали справа, слева, с переворотом.

Оценивать каждого, исправлять ошибки

Исправлять стойку у стола, следить за хваткой ракетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация учебно-тренировочного процесса пловцов-инвалидов на основе внедрения новых педагогических технологий и нестандартных методик"

Чтобы повысить уровень здоровья, комфортно чувствовать себя в обществе здоровых людей, инвалидам необходимо не только восстановительное лечение в реабилитационных центрах, но и значительное повышение ...

Оптимизация учебно-тренировочного процесса детей инвалидов в художественной гимнастике на основе внедрения новых технологий и нестандартных методик.

Проблема физической реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе  весьма актуальна. Это доказано исследованиями многих специалистов. Чтобы повысить уровень здоровья,...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.

МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ. Спортивная аэробика – молодой вид спорта, который гармонично сочетает различные движения под музыку в зажигательном ритме, акробатические элементы...

[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ «КАЗАК» В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.

Спортивная аэробика - достаточно сложная и своеобразная, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов структурных групп сложности, которые требуют общей физической подготовки, специальн...

Методика большого количества мячей

Методика большого количества мячей...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...