"Русская лапта на уроках физической культуры и внеурочной деятельности"
учебно-методический материал по физкультуре
"Русская лапта на уроках физической культуры и внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Русская лапта на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Выполнил: учитель физической культуры
Ахметшина Альфира Ахнафовна
Набережные Челны
2024
Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых спортивных площадках.
Вот уже несколько лет я включаю лапту в уроки как отдельный раздел. В младших классах (2-4-й класс) при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, с 5-9-й классы - в саму лапту.
Лапта, подвижные игры с её элементами, упражнения на освоение игровой техники являются средствами подготовки к метаниям и бегу.
Метание выполняется на дальность и в цель - вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей.
Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.
Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объем работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями.
Игра не требует сложного инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и лапту. Но для обучения на открытой площадке я использую один мяч на двоих и биту, флажки для установки на площадке.
Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи. Я применяю тряпочные мячи, сшитые из ярких материалов.
Так как у меня площадка для игры небольшая (30*20), применение тряпочных мячей очень удобно - они и летят не далеко и не нанесут травму во время попадания в играющего. Жесткие теннисные мячи я применяю в упражнениях при совершенствовании ловли мяча, а также для развития силы метающих мышц.
Игровая площадка представляет собой прямоугольник, имеющий твердую поверхность (травяное или искусственное покрытие), свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину. Размеры измеряют по внутреннему краю линий, ограничивающих площадку. По углам игровой площадки и на пересечении контрольной линии с боковыми устанавливаются флаги высотой 150 см и размерами полотнища 40х30 см.
Бита должна быть цельнодеревянной, длиной 60-110 см, диаметром не более 5 см ± 2мм. Диаметр рукоятки биты должен быть не менее 2,5 см. Конец рукоятки имеет утолщение, которое разрешается обматывать изолентой. Оно должно обеспечивать безопасность при проведении ударов по мячу. Каждый игрок может пользоваться индивидуальной битой, соответствующей этим размерам. Игрокам в возрасте до 12 лет разрешается пользоваться плоской битой длиной 80 см, шириной до 6 см и рукояткой толщиной 2 см.
Правила игры
Перед началом игры по свистку старшего судьи команды выходят со стороны линии дома на середину контрольной линии и поворачиваются лицом друг к другу для приветствия. После приветствия старший судья проводит жеребьевку, в которой участвуют капитаны команд. Правила вида спорта Лапта Sanstrah.ru Игроки команды, начинающей по жребию игру в защите, занимают исходные позиции на игровой площадке, а первый игрок нападающей команды становится с битой на площадку подающего у круга подачи. Остальные игроки находятся на скамейках своих команд. Подачу мяча осуществляет игрок нападения (без права на перебежку). Игрок – подающий мяч, становится у круга подачи. По свистку старшего судьи подающий делает подачу, а бьющий – первый удар по мячу. Игрок, совершивший подачу мяча, после правильно выполненного удара, должен покинуть площадку подающего и отойти в сектор подающего (свободная зона).
Подача и удары по мячу. Подача мяча выполняется одним из игроков нападения открытой ладонью над кругом подачи на высоту, указанную нападающим. В момент подачи мяча нападающий и подающий игроки располагаются на площадке подающего у круга подачи. Каждый игрок нападения имеет право на использование двух попыток. Игрок нападения может не производить удар по мячу один раз, если подача мяча его не устраивает, но во второй раз он обязан выполнить удар, иначе лишается права на удар. Если после одного из ударов мяч оказался в игре (выбит на игровое поле за пределами штрафной линии или коснувшись поля, вылетел за одну из боковых линий, или вылетел за линию кона по земле или по воздуху между флагами), игроки нападения, имеющие право на перебежку, могут ее начинать (кроме подающего игрока, который не имеет права на перебежку). Игрок нападения, не сумевший ввести мяч в игру после двух попыток, получает право на перебежку с пригорода только при следующем правильном ударе одного из игроков своей команды. Игроки имеют право отказаться от выполнения ударов и перейти на перебежку, о чем предварительно предупреждают старшего судью. В случае, если при выполнении удара по мячу бита вырывается из рук и падает на площадку, это засчитывается как промах. В начале каждого тайма, а также после перехода из защиты в нападение, игроки нападения выходят на удар по усмотрению тренера. Если в ходе игры у нападающей команды не окажется игроков, имеющих право на удар, то происходит свободная смена. В случае промаха пяти игроков команды нападения или в ситуации, когда в пригороде находятся 5 игроков, а шестой выполняет удар (подачу ему производит запасной игрок нападения), при засчитанном ударе защитники обязаны быстро вывести мяч из игры, если нет необходимости осаливания игроков нападения. Игроки нападения, пока мяч находится в игре, имеют право выполнять перебежку за линию кона и наступать на площадку двумя ногами. В этом случае они также получают очки и имеют право на удар, возвращаясь в дом. Удар считается действительным, если мяч касается игрока защиты и выходит по воздуху за боковую линию, или после касания защитника падает в штрафную зону. Кроме того, защитники могут ловить мяч в свободной или штрафной зоне (до линии дома), такой удар также является действительным. Удар считается недействительным, если после удара нападающего мяч, не задев игровое поле, вылетел за боковую линию, или не долетел до контрольной линии, упав в штрафную зону. Если после действительного удара мяч попадает вне зоны доступа, то старший судья по истечении 3 секунд подаёт сигнал об остановке игры, а игроки, успевшие начать перебежку до сигнала, обязаны закончить её в одну сторону.
Возвращение мяча в дом. Игроки защиты, получив мяч, обязаны вернуть его за линию дома, если не возникает ситуация для осаливания. При возвращении мяча за линию дома в штрафной зоне не должно находиться более одного игрока команды. Мяч возвращается без задержки и считается вышедшим из игры, если он пересекает линию дома. Обратно из-за линии дома мяч на площадку не может быть возвращен, так как считается, что он уже вышел из игры. Вывести мяч из игры игрок может, только находясь в пределах игровой площадки.
Перебежки. Каждый игрок нападения, совершивший после правильного удара по мячу (или ввода мяча в игру) полную перебежку из пригорода или площадки подающего за линию кона и обратно за линию дома и при этом не был осален или самоосален, приносит своей команде два очка. Игрок, совершивший правильный удар, может начать перебежку с площадки подающего. Нападающие, имеющие право на перебежку, в любой момент могут начать перебежку, пока мяч находится в игре и не возвращен в дом. Если до пересечения мячом линии дома игроки нападения начали перебежку, то они обязаны закончить ее в одну сторону. Игрок, сделавший перебежку из дома за линию кона, может при необходимости остаться там и возвратиться в дом после одного из последующих ударов своей команды, что также является полной перебежкой.
Перебежка считается начатой, если игрок начал движение в соответствующем направлении и при этом коснулся игрового поля двумя ногами или всем телом пересек линию дома или кона. Начальной фазой перебежки считается касание любой частью тела игровой площадки, после чего игрок не имеет права вернуться за линию дома или кона и может быть осаленным игроками защищающейся команды. Перебежка считается оконченной, если игрок полностью пересек линию города или кона. Если после начатой перебежки игроки нападения оказались за линией кона, то защитники обязаны доставить мяч в дом без задержки для продолжения игры. Игрок атаки, имеющий право на перебежку, имеет право отказаться от перебежки, если в поле нет игроков его команды, подняв руку и повернувшись спиной к игровому полю. Старший судья подаёт свисток на остановку игры, а игроки защиты должны быстро доставить мяч подающему игроку. Осаливание. Игрок, совершающий перебежку, считается осаленным, если его коснется в пределах игровой площадки мяч. С целью осаливания игроков нападения защитники имеют право передвигаться с мячом по своему усмотрению или передавать мяч любому игроку своей команды. После осаливания игроки защиты обязаны убежать за линию дома или кона, так как осаленная команда может произвести ответное осаливание. Ответные осаливания могут продолжаться до тех пор, пока все игроки последней осалившей команды не убегут за линию кона или дома. При попытке осаливания игроки не имеют права касаться друг друга, в противном случае нарушители могут быть наказаны. Для ответного осаливания игроки команды нападения, находящиеся за линией дома, имеют право выбегать на площадку, помогая своим игрокам, но их количество не должно превышать 6 игроков. Если на площадке находится 7 игроков, происходит свободная смена. Команда, нарушившая правила уходит играть в защиту. Игроки команды соперника, убежавшие за линию кона, могут вернуться в площадку очередности. Самоосаливание. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и возвратился за линию дома или кона. В этом случае команда нападения переходит играть в защиту. Игрок нападения считается самоосаленным, если он начал перебежку и Правила вида спорта Лапта Sanstrah.ru наступил ногой на боковую линию или при падении задел ее какой-либо частью тела. Игрок защиты считается самоосаленным, если он после осаливания или самоосаливания нападающего сам оказался за боковой линией последним или коснулся мяча после совершенного осаливания или самоосаливания. Игрок считается самоосаленным, если во время удара по мячу он заступает за линию дома. Момент самоосаливания (как и осаливания) фиксируется судейским свистком и соответствующими жестами судей. Если к моменту осаливания или самоосаливания игроки нападения не успели завершить пробежку в дом, то очков команде они не приносят, а только получают право на удар. Игроки, задержавшиеся при этом за линией кона, при возвращении в дом также очков не приносят. Если один из игроков оказался самоосаленным, то игрок противоположной команды, находящийся с мячом, обязан положить его так, чтобы мяч оказался в пределах игровой площадки, и покинуть площадку за линию дома или кона вместе со своими игроками.
Ловля мяча с лета. Если защитник поймал мяч с лета в пределах поля или вне его, то он приносит своей команде очко и обязан быть готовым к осаливанию игроков нападения, если они выйдут на перебежку. Если защитник поймал отбитый мяч с лета в пределах штрафной зоны, также приносит своей команде очко (игра продолжается). Ловля мяча за пределами линии дома и после удара с нарушениями правил, очков защите не приносит, так как удар засчитывается не действительным.
Очки 1 очко своей команде приносит игрок, поймавший «свечу» - мяч, летящий по воздуху, 2 очка - игрок, совершивший полную перебежку и оставшись при этом не осаленным, или до осаливания другого игрока своей команды
Результат игры. Результат игры определяется по наибольшему числу очков, набранных командой за игровое время.
Убежать от мяча сложно и решить эту задачу помогают подвижные игры.
Подвижные игры с элементами игры лапта:
Охотники и утки, перебежка под обстрелом, точный удар.
Техника игры
Игра в спортивную лапту ведётся при помощи специальных приёмов, выполняемых с битой, с мячом и без мяча. В арсенале игроков: бег с максимальной и с переменной скоростью; по прямой и со сменой направления; обычный бег, бег спиной вперёд и боком; броски мяча на дальность, по неподвижной и двигающейся цели; передачи мяча на точность и ловля мячей, летящих на различной высоте с различной скоростью; финты и уклонения; удары по мячу битой. Совокупность всех этих приёмов составляет технику игры.
Стойка игрока.
Стойка игрока это поза максимальной готовности к выполнению предстоящих действий. Высокая скорость выполнения отдельных приёмов, быстрота реакции игроков, измеряемая десятыми и сотыми долями секунды – непременное условие игры в спортивную лапту, от которого часто зависит успех всей игры.
Стойка игрока, готовящегося к выполнению перебежки, соответствует технике высокого старта.
Стойка игрока в защите (“в поле”) напоминает стойку волейболиста. Она должна создавать удобное стартовое положение, из которого легко выполнить передвижение в нужном направлении для ловли или остановки катящегося мяча.
Принимая стойку, игрок ставит ступни параллельно на ширине плеч на одной линии или выставляя любую ногу вперёд. Ноги согнуты, туловище немного наклонено вперёд, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, руки согнуты пред грудью в удобном положении для ловли мяча.
Передвижения игроков
Основой всех передвижений при игре в спортивную лапту является бег. Особенность его состоит в том, что игрокам приходится быстро и часто переключаться с одной его разновидности на другую. Здесь и обычный бег по прямой с максимальной скоростью, и бег с резкими сменами направления, остановки, бег боком приставными и скрестными шагами, бег спиной вперёд, бег с одновременным уклонением от брошенного мяча. По этому кроме скоростных, игрок должен обладать высокими координационными качествами.
Удары по мячу битой
Допустимые размеры биты для игры в спортивную лапту регламентируются действующими правилами.
По способу нанесения удара они могут быть подразделены на удары сверху. Удар в свою очередь, может различаться по силе удара, высоте траектории полёта мяча и направлению в определённый сектор площадки.
Такой удар часто выполняется одновременно с одним или двумя шагами вперёд, что позволяет увеличить силу удара.
Перед ударом бьющий игрок размещается позади круга, бита так же движется в одной плоскости с мячом. Удар производится над головой, в верхней высокой точке траектории полёта подброшенного мяча.
Ловля мяча
Используется при передачах мяча между партнёрами в “поле” или для овладения мячом после удара битой игроком команды соперников.
Ловля мяча при игре в спортивную лапту выполняется одной и двумя руками. Различают ловлю мячей, летящих на средней высоте ( на уровне груди и плеч), ловлю высоко летящих ( выше головы) и низко летящих мячей ( ниже колен), а также катящихся и отскакивающих от площадки.
Все виды ловли мяча могут выполняться на месте и в движении.
Основными способами являются: ловля мяча, летящего на средней высоте и ловля мяча, летящего сверху вниз после удара битой.
При выполнении этого приёма игрок выпрямляет слегка расслабленные руки навстречу летящему мячу. Кисти раскрыты в виде полусферы, в которой большие пальцы направлены друг к другу, а остальные расставлены вперёд-вверх. Как только мяч коснётся пальцев, игрок плотно захватывает его и сгибает руки, гася скорость полёта.
Для ловли мяча, летящего низко, игрок сильно сгибает ноги, несколько наклоняется вперёд, опускает руки вниз и раскрывает кисти навстречу мячу. Большие пальцы направлены вперёд и немного в стороны друг от друга, остальные опущены вниз. При соприкосновении мяча с пальцами игрок захватывает мяч.
Для ловли мяча после отскока от земли кисти с широко расставленными пальцами раскрыты вниз так, что большие пальцы находятся сверху и направлены друг к другу, остальные вниз - в стороны. Мяч встречается руками при начале отскока.
Остановка и ловля мяча, катящегося по земле, осуществляется одновременно при помощи рук и ног. Остановка мяча ногой выполняется стопой или голенью, обычно внутренней стороной. По отношению к мячу делается уступающее движение, чтобы он, замедлив движение или остановился или откатился несколько вперёд или в сторону.
Ловля мяча одной рукой более сложна и используется довольно редко. Её преимущество в том, что мяч можно поймать в более высокой точке или значительно удалённой от игрока.
Применяется для овладения мячом, летящим высоко, в стороне от игрока или катящимся по земле.
Передачи мяча.
Основной технический приём, с помощью которого осуществляется взаимодействие между партнёрами в “поле”. Выполняется одной рукой на месте или в движении. Основные требования, предъявляемые к передаче – точность и своевременность.
Броски мяча в цель.
Применяются для осаливания игроков противника.
Игрок в спортивную лапту должен уметь точно поражать и неподвижную, и, главным образом, двигающуюся цель с различного расстояния, находясь при этом в движении и с места.
Финты, уклонения
Это обманные или отвлекающие действия. Выполняются движениями ног, рук, головы, туловища. В качестве обманных движений и действий может использоваться большинство технических приёмов или их сочетание, для того чтобы или отвлечь внимание противника или спровоцировать его на желаемые действия, запутать его, заставить допускать ошибки, как технические, так и тактические.
Уклонения применяются для избежания осаливания брошенным мячом.
Тактика
Тактика в спортивной лапте – выбор оптимального способа действий для достижения победы, целесообразное применение индивидуальных, групповых и командных действий в борьбе с противником.
Индивидуальными называются самостоятельные действия игроков; групповыми – взаимодействие двух-трёх игроков; командными – взаимодействие всех игроков команды.
Выбор тактики в спортивной лапте зависит от уровня физической и технической подготовки, своей и соперников, интеллектуального уровня, уровня развития тактического мышления и психического состояния.
Тактика должна быть очень гибкой, изменяясь в зависимости от меняющихся обстоятельств и конкретной игровой ситуации.
К тактике относятся также такие понятия, как стиль, темп и ритм игры.
Стиль игры может быть активным наступательным и пассивным оборонительным. В отличие от пассивного, выжидательного стиля, когда тактика строится в расчёте на ошибку соперника, игровая активность ставит целью подчинить действия соперника своему замыслу и , таким образом, подавить его, лишить возможности реализовать свой план действий. Стиль игры обычно диктует и её темп. Темп игры ускоряют в такие моменты, как завершение тактической комбинации, неорганизованность соперника, усталость и растерянность соперника, отставание в счёте в конце игры.
Замедленный ритм целесообразней, когда противник значительно сильнее, когда в конце игры нужно сохранить разницу в счёте или необходимо восстановить силы перед решительными действиями.
Тактика и техника неотъемлемы друг от друга, поскольку тактика, в широком смысле, является искусством применения технических приёмов. Поэтому несоответствие технических средств тактическим замыслам грозит поражением в игре. Слабая техническая подготовка приводит к упрощенной тактике, и, наоборот, высокая техника порождает тактику разнообразную и сложную.
Тактически верное действие, но выполненное технически плохо, также как и отлично выполненное, но применённое некстати и не вовремя, обычно не достигает цели и может привести к поражению.
При игре в спортивную лапту с участием спортсменов, обладающих примерно равными физическими и морально - волевыми качествами, а также одинаково владеющих техникой выполнения приёмов, победит тот, кто окажется сильнее тактически.
Тактический план игры строится на основе наблюдения за игрой команды соперников. Наблюдение осуществляется и в играх соперников с другими командами и непосредственно в процессе своей игры с ними.
Общие цели наблюдения: узнать физические и тактические возможности противника, его способность тактически грамотно вести игру, тактическое построение игры и его моральное состояние.
К более конкретным задачам наблюдения относятся стремление выяснить:
а) каким ударом обладает каждый из игроков;
б) скоростные возможности каждого;
в) какую функцию в команде чаще всего выполняет в атаке ( “город” ) и в обороне ( “поле” ) ;
г) умение игроков ловить мяч после удара;
д) какой игрок, в какие моменты игры и какие именно ошибки допускает чаще всего.
Все игроки в лапту должны обладать отличной скоростной ориентировкой, чтобы моментально и адекватно реагировать на беспрерывную и неожиданную смену игровых ситуаций, должны уметь быстро и правильно выбирать темп и стратегию игры в зависимости от обстоятельств в данный момент.
Тактику игры условно можно разделить на тактику игры в нападении ( “город” ) и тактику игры в обороне ( “поле” ).
Методика обучения
Главной задачей обучения в лапте является овладение умением рационально и объективно сочетать конкретные технические приёмы с тактическими действиями. Это подразумевает органическое единство технической и тактической подготовки. В процессе обучения выделяют два этапа. На первом этапе главный акцент делается на технической подготовке, которая как бы опережает приобретение знаний и умений в тактике.
Однако основа тактики – индивидуальные действия – изучаются уже в процессе первоначального совершенствования техники игры. На втором этапе всё большее значение приобретает непосредственная тактическая подготовка, на фоне которой осуществляется дальнейшее совершенствование в технике.
Техническая подготовка
Начиная обучение игре в лапту необходимо, прежде всего, учитывать возрастные особенности занимающихся, так как в зависимости от того, в каком возрасте начинается обучение, меняется соотношение используемых методов обучения. Чем меньше возраст занимающихся, тем более точно надо следовать принципу: от главного к второстепенному.
Овладение игрой начинается с общего ознакомления занимающихся с её содержанием и основными правилами.
Далее на этапе начального обучения предполагается обучить занимающихся основным приёмам игры, сообщить им необходимые сведения о значении игры и её содержании, освоить её важнейшие правила и научиться использовать изученное в двусторонней игре. Причём поначалу ставится задача добиться овладения основой техники, применяемых в игре приёмов хотя бы в общей, грубой форме. В дальнейшем акцентируют внимание на деталях техники, исправляют и устраняют ошибки.
Из практических методов обучения, в которые входят метод упражнений, игровой и соревновательный методы, на начальном этапе обучения ведущая роль принадлежит первым двум.
При изучении технических приёмов игры в лапту основным является метод целостного обучения, применяемый в сочетании с подводящими упражнениями. Это обусловлено тем, что большинство действий хотя и носит комплексный характер, но состоит из отдельных сравнительно простых приёмов. Их целостное изучение и последовательное соединение позволяют создать необходимые по сложности игровые приёмы.
Разучивание приёмов целиком позволяет с самого начала овладеть правильной координацией движений. Разучивание технических приёмов по частям применяется, когда при целостном выполнении занимающиеся допускают грубые ошибки, искажающие структуру данного движения.
Поскольку в младшем возрасте дети ещё не могут длительно сосредоточиться на изучении отдельных игровых приёмов нужно чаще менять задание, шире использовать игровую форму, которая подразумевает использование подвижных игр, эстафет, выполняющих роль подготовительных и подводящих упражнений. В подвижных играх осваиваются технические приёмы, составляющие основу игры в спортивную лапту.
После того, как занимающиеся овладели комплексом подводящих упражнений, целесообразно перейти к упрощенному варианту игры.
Упрощения можно достичь увеличивая количество игроков, уменьшая длину площадки, приближая линию штрафной зоны, увеличивая число попыток при выполнении удара, упрощая правила игры и т.п.
В связи с тем, что основные трудности на начальном этапе обучения у детей возникают при изучении удара по мячу битой, то бита поначалу применяется плоская, шириной до 15 см, сделанная из лёгких пород дерева, так как частые промахи при выполнении ударов ведут к резкому снижению моторной плотности занятия, снижают положительный эмоциональный фон и как следствие – ведут к потере игроками азарта и интереса к игре.
Процесс овладения двигательными действиями всегда протекает параллельно с исправлением ошибок и неточностей, вкрадывающихся в изучаемые движения. Они вызываются целым рядом причин, постоянно присутствующих при обучении. В каждом конкретном случае нужно выявить истинную причину и постараться устранить её.
Обучение игровым приёмам в лапте строится на основе учёта общих закономерностей формирования двигательных навыков.
Общая структура разучивания приёмов в лапте.
1) ознакомление с приёмом;
2) изучение в упрощённых условиях;
3) закрепление в усложняющейся обстановке;
4) закрепление в игре;
5) совершенствование в условиях соревнований.
Последовательность обучения
Обучение начинается с овладения стойкой и передвижениями по площадке. Параллельно с изучением техники бега используются упражнения для развития быстроты реакции и скорости.
Для развития скоростной ориентировки все упражнения полезно выполнять и на звуковой (свисток, хлопок, команда голосом), и на зрительный сигналы (поднятие руки и т.п.).
Примерные упражнения:
- пробегание отрезков 20-40 метров с максимальной скоростью (обычным бегом, спиной вперёд, боком приставными и скрестными шагами);
- старт из различных исходных положений;
- бег с изменением направления и с переменной скоростью (ускорения по сигналу);
- челночный бег;
- при движении по площадке – действия с выбором на обусловленные сигналы учителя;
- эстафеты и игры с бегом на скорость;
Одновременно с этим начинается обучение передачам и ловле теннисного мяча. Начинают обучение передачам и ловле мяча с передач на месте на небольшом расстоянии и с небольшой силой, затем постепенно увеличивают расстояние и силу броска.
Первостепенная задача при обучении ловле мяча – усвоение правильного положения пальцев для надёжного захватывания и удержания мяча. Обучая ловле, меняют не только расстояние и силу броска, но и траекторию летящего мяча ( на средней высоте, высоко летящего, низко летящего, отскакивающего от земли, катящегося по земле).
Далее переходят к обучению передачам и ловле мяча в движении (в двойках, тройках, при параллельном и встречном движении).
Примерные упражнения и игры:
жонглирование несколькими мячами;
подбрасывание мяча вверх, ловля его двумя руками, правой, левой рукой;
подбросить мяч вверх, выполнить поворот кругом, присед или т.п. и поймать мяч;
бросок мяча над собой и ловля его с одновременным перемещением по кругу:
а) игроки, не останавливаясь перемещаются по кругу подбрасывая и ловя мяч;
б) по сигналу все игроки одновременно подбрасывают мяч высоко над собой и, перебегая вперёд, ловят мяч впереди двигающегося.
- передача мяча с перемещением в четвёрках:
№1, передав мяч №2 бежит на его место; №2, передав мяч по диагонали №3, бежит на место №1; №3, передав мяч №4, бежит на его место и т.д.
- эстафеты с бегом, передачей и ловлей мяча;
- соревнование на скорость передач мяча (на большее количество передач за единицу времени или, наоборот, на обусловленное количество передач на время);
- подвижные игры: “Гонка мячей по кругу”, “Передал - садись”, “Мяч в центр”, “Не давай мяч водящему”, “Пионербол теннисным мячом”.
- игра “Кто быстрее?”
Описание игры: соревнуются две команды на площадке для игры в лапту. Игроки одной располагаются за линией “города”, игроки другой – в “поле”. Игроки первой команды бегут, а игроки второй передают теннисный мяч через площадку. По команде игрок первой команды пытается за счёт скорости бега достичь противоположной линии раньше, чем игроки другой команды успеют передать туда мяч. Команда, успевшая раньше, получает одно очко. Игра продолжается дальше, затем игроки меняются ролями.
При обучении броскам в цель и уклонениям от них также придерживаются принципа от простого к более сложному. (Бросок с места в неподвижную цель; бросок в движении в неподвижную цель; бросок с места в двигающуюся цель; бросок в движении в двигающуюся цель.)
Подготовительные подвижные игры.
- “Охотники и утки”, “Перестрелка”;
- “Погоня”.
Описание игры: участники выстраиваются на площадке в две разомкнутые шеренги в 8-10 метрах одна за другой. На расстоянии 20-30 метров от первой шеренги ставятся флажки (по числу участников шеренге).
За каждым флажком кладётся теннисный мяч. По команде обе шеренги одновременно стартуют. Добежав до своих флажков, первые номера обегают их и бегут за свою стартовую линию. Вторые номера, обегая флажки, берут мячи и стараются осалить первых (каждый свою пару). На финише подсчитывают число добежавших до линии и число осаленных, затем меняются ролями
- “Перебежки под обстрелом”
Описание игры: игроки одной команды по одному перебегают площадку, отворачиваясь от бросаемых мячей. Игроки другой команды, располагаясь попарно в “поле”, стараются осалить пробегающих. Каждый игрок, который сумел перебежать площадку, не будучи осаленным, приносит своей команде одно очко. Потом команды меняются местами. Перебегающий игрок движется посередине площадки в коридоре 2-3 метра. Игроки другой команды бросают мячи поочерёдно, когда пробегающий входит в их сектор обстрела.
Удары по мячу битой – технически наиболее сложный приём из всех, применяемых при игре в лапту. На начальном этапе обучения и в играх с участием младших школьников применяют плоские биты.
Начинают изучение приёма в упрощенных, внеигровых условиях. Первая задача – добиться точности попадания по мячу битой. Поэтому, на первых порах, необходимо удерживать учеников от чрезмерного желания наносить сильные удары, при которых страдает точность попадания. После имитации удара переходят к выполнению удара по неподвижному мячу, закреплённому на “удочке”, сначала в замедленном темпе и без должного приложения силы, затем увеличивая и силу и скорость удара. Начинают обучение с удара снизу. Для овладения правильной структурой движения битой при ударе (бита должна двигаться в плоскости, перпендикулярной земле) очень полезно использовать стойки (две лыжные палки), воткнутые в землю на расстоянии 30-50 см, так чтобы мяч находился между ними.
После разучивания удара по неподвижному мячу переходят к усвоению удара по мячу, подброшенному партнёром. В той же последовательности изучают удары сбоку и сверху. Закрепление и совершенствование приёма происходит в процессе игр и соревнований
Подготовительные упражнения и игры.
- игра “Отбей мяч!”
Описание игры: игроки с битой в руках располагаются в 15 метрах вокруг водящего в кругах диаметром 1 метр. Водящий старается броском мяча осалить кого-нибудь из игроков. Игрок с помощью биты отбивает мяч. Следующий бросок водящий делает с того места, где остановился мяч. Если мяч остановился недалеко от игрока, тот имеет право отбить мяч, допрыгав на него на одной ноге и вернуться обратно в круг. Осаленный игрок меняется с водящим местами. Нельзя бросать мяч в голову, попадание в голову не засчитывается.
- “Удары – отбивы мяча у стенки”
Могут проводиться в соревновательной форме.
Описание игры: на полу у стены мелом чертится небольшая площадка, примерно, 4-6 метров. Игроки с битами в руках выстраиваются в колонну за лицевой линией. Определяется очерёдность удара. Первый подбрасывает мяч, ударом направляет его в стену так, чтобы, отскочив, он ударился о пол в пределах площадки, а сам отбегает назад в конец колонны. Следующий за ним игрок, не останавливаясь, должен нанести удар или слёту, или после одного удара мяча о пол и тоже отбегает назад и т.д. Игрок, допустивший ошибку, получает штрафное очко. Мяч вводит в игру следующий за ним игрок. Игрок, заработавший 15 штрафных очков, выбывает из игры. Игра проводится до определения всех мест.
Упражнения, используемые на уроках физкультуры и секционных занятиях
Подбирать упражнения для урока следует из расчета организации учащихся по парам или тройкам. Пары, например, удобно перестроить при необходимости в четверки.
В индивидуальных упражнениях каждому ученику желательно иметь свой мяч. Но в большинстве случаев достаточно одного на двоих, так как игра – это всегда взаимодействие, и ему надо учиться сразу.
При выполнении упражнений учащиеся располагаются, как правило, в шеренгах, расстояние между которыми зависит от характера упражнения. Оптимальный интервал между парами 2-3 м. Если он будет больше, то учителю неудобно делать замечания, а ученики не слышат объяснений.
Все упражнения выполняются в течение 15-30 сек., что заставляет учащихся работать активно, не отвлекаясь. На игровые упражнения отводится чуть больше времени.
Большая часть предлагаемых упражнений может использоваться для занятий с учащимися и младших, и старших классов.
В старших классах достаточно одного-двух уроков для повторений изученного ранее материала, обращая больше внимания на плохо получающиеся элементы игры. Это позволяет быстрее войти в игру и проводить ее достаточно интенсивно.
На занятиях в средней школе необходимо более активно изучать технику игры, так как в этом возрасте из-за интенсивного роста она быстро теряется, а также применять игровые упражнения и подводящие игры.
В младших классах основное внимание полезно уделять упражнениям в парах и подвижным играм, готовящим учащихся собственно к лапте.
Ловля и броски
1)Положение рук при ловле.
2)Ловля двумя руками со своего подбрасывания.
3)То же, обращая внимание на амортизацию при ловле.
4)То же с набрасывания партнера. Мяч бросают снизу вверх, и он должен лететь по дуге, падая перед ловящим игроком.
5)То же, но мяч ловят после перемещения на 2-3 м вперед, соответственно для этого бросая мяч. После ловли мяч набрасывают партнеру и отбегают на свое место спиной вперед. Один игрок все время ловит мяч, стоя на месте, другой - после перемещения.
6)Способ держания мяча при броске (показать и опробовать).
7)Мяч в одной руке, прижат к ладони и обхвачен всеми пальцами. Перекатить его на пальцы, прижимая сверху большим пальцем, т.е. приготовить в положение перед броском. Затем вернуть обратно.
8)То же, но предварительно подбросив мяч вверх и поймав его одной рукой.
9)То же, но мяч поймать двумя руками.
10)Бросок мяча в землю перед собой, стараясь попасть в определенную точку, которую игрок сам себе намечает.
11)Передача мяча в парах и ловля, стоя на месте:
а) с близкого расстояния (4-5 м);
б) постепенно увеличивая расстояние.
12)Ловля катящегося мяча в парах. Один игрок катит, а другой ловит и выполняет то же в другую сторону.
13)То же, но мяч катят мимо игрока, заставляя его перемещаться в разные стороны.
14)Передача после ловли мяча, катящегося от игрока:
а) игрок катит мяч вперед броском снизу и сразу сам же стартует за ним, догоняет, поднимает и передает партнеру;
б) то же, но, бросив мяч, стартует по команде;
в) то же, но мяч бросает стоящий рядом игрок. Подобрав мяч, передает его бросающему и возвращается на место.
15)Передача мяча в парах после скачка в два шага. Выполняется с близкого и дальнего расстояния.
16)То же в сочетании с другими действиями (например, с подбором мяча, лежащего или катящегося и др.).
17)Передачи мяча в паре в сочетании с перемещением игроков:
а) один игрок стоит, другой перебегает с места на место;
С мячом в руках бегать нельзя. Выполнив несколько передач, игроки меняются ролями:
Перемещения
1)"Броуновское движение". Каждый играющий свободно бегает по площадке, повторяя перемещения лицом вперед, спиной, боком, стараясь не сталкиваться, используя для этого остановки и повороты.
2)Бег с изменением направления, обегая учащихся, построенных в колонну по одному или в шеренгу. Следующий игрок начинает бег, когда стоящий за ним (или рядом с ним) обежит троих или четверых, не считая себя. Упражнение выполняется в разных вариантах: когда колонна (шеренга) стоит на месте, передвигается шагом или бегом.
3)Бег с ускорением на коротких отрезках, поворачивая голову в стороны, чтобы видеть окружающую обстановку.
4)То же, но стараясь постоянно наблюдать за каким-либо объектом, не забывая смотреть в направлении, куда бежишь.
5)Бег на скорость на коротких отрезках, выполняя следующие действия: резко остановиться и продолжить бег; присесть; выполнить кувырок; прыжок; поворот вокруг вертикальной оси; бег зигзагами; пробежать спиной вперед 2-3 м; то же боком; остановиться и пробежать 2-3 м назад, затем продолжить бег вперед и т. п.
6)То же, но выполняется по сигналу (свистком или жестом).
Удар
Способ держания лапты (биты).
1)Лапта в одной руке и удерживается горизонтально. Положить на нее мяч и постараться его удержать.
2)То же, но лаптой подбросить мяч вверх и поймать его свободной рукой.
3)То же, но после подбрасывания подбить мяч один раз лаптой и поймать его свободной рукой.
4)То же, но подбить мяч несколько раз (жонглирование).
5)Встать и приготовиться к выполнению удара. Правая рука с лаптой, согнутая в локте, находится на уровне плеч. Лапта параллельна полу, держат ее открытой стороной вниз. Левая рука с мячом на уровне пояса. Ударить по мячу на руке. Мяч должен удариться в землю строго вниз.
6)Многократные удары сверху по мячу, отскакивающему от пола (земли).
7)Выбор места при выполнении подачи. Игроки располагаются перед линией (краем площадки, веревки и т. п.) на расстоянии 0,5-1,5 м, в зависимости от условий. В игре дети очень часто делают ошибку, наступая на эту линию.
8)Встать перед линией и приготовиться, как в упражнении 6, но рука с лаптой должна находиться на уровне головы. Подбрасывание мяча левой рукой до уровня шеи (головы) к бите, без движения правой рукой.
9)То же, но ударяя по мячу лаптой сверху вниз.
10)То же, но биту держат выше уровня головы и в таком положении ударяют по мячу. Мяч должен удариться в 2-3 м от бьющего и отлететь к партнеру в противоположную шеренгу. После удара биту надо сразу положить сзади себя и приготовиться к ловле мяча от партнера. Обратно выполняется то же самое. Если бита одна, то один игрок бьет, а другой, поймав мяч, возвращает его передачей.
11)То же, но место удара еще выше, и мяч летит в землю в 5-7 м от бьющего.
12)То же, но место удара по мячу постепенно поднимается выше, и мяч посылается все дальше от игрока, но летит все время сверху вниз.
13)Выполняется для совершенствования удара и ловли. Один учащийся с мячом и битой располагается у боковой (лицевой) линии. Второй – в поле, на расстоянии10 и более метров. Первый выполняет удар, а второй старается поймать мяч на лету или подобрать его как можно быстрее и вернуть бьющему. Первый, положив биту (сразу после удара), ловит мяч и повторяет упражнение. Выполнив 3-5 ударов, они меняются местами.
14)То же, но выполняется в зале. Первый играющий стоит лицом к стене (лицевой) у трехметровой линии, на волейбольной площадке. Второй - за спиной у первого в 1,5-2 м (рядом со средней линией). Первый, выполнив удар, кладет биту, бежит за мячом, подбирает его и бросает второму с того места, где подобрал. Затем выполняет удар второй игрок, а первый встает к нему за спину.
Индивидуальные упражнения для обучения ловле мяча двумя руками
Одним из слабых мест в игре, часто отбивающим у начинающих желание играть, является ловля мяча. Особенно это касается младших школьников, но и старшие не всегда чувствуют себя уверенно при выполнении данного приема. Поэтому выполнение приведенных ниже упражнений полезно всем.
Каждое упражнение выполняется в течение 15-30 сек. Смена игроков происходит в парах по команде учителя. Играющий без мяча в это время наблюдает за своим партнером и исправляет его ошибки. Упражнения следующие:
1)Положение рук при ловле.
2)Ловля со своего подбрасывания на небольшую высоту, постепенно ее увеличивая.
3)Ловля, обращая внимание на амортизацию.
4)Подбросить мяч перед собой, а поймать после отскока от земли.
5)Подбросить мяч чуть вперед (на один шаг), переместиться и поймать. Вернуться на свое место и повторить упражнение.
6)То же, что и в предыдущем, но подбрасывать в стороны.
7)Подбросить мяч над головой, чуть отойти назад и поймать.
8)То же, что и в предыдущем, но мяч бросить чуть за голову и отбежать спиной вперед.
9)То же, что в пункте 5, но мяч подбросить на 2-3 м вперед, выбежать, остановиться (скачком или шагом) и поймать мяч.
10)Подбросить мяч за голову на 2-3 м, повернуться кругом, выбежать и поймать мяч (не забывая об остановке).
11)Подбросить мяч перед собой, дотронуться обеими руками до пола и после этого поймать мяч.
12)Подбросить мяч перед собой и поймать в прыжке как можно выше.
13)Подбросить мяч перед собой, повернуться кругом, поймать мяч. Повороты выполнять в разные стороны.
14)Выполнить упражнения со 2-го по 13-е, дополнив их передачей мяча партнеру после ловли.
Все эти упражнения можно использовать не только при обучении игре в лапту, но и в занятиях баскетболом, пионерболом, волейболом.
Учитель при желании может усложнить приведенные упражнения или добавить свои. Я предлагаю наиболее простые, максимально приближенные к игре и доступные для детей любого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие и совершенствование физических качеств на уроках физической культуры и внеурочной деятельности»
Педагогический опытучителя физической культурыВолобуева Юрия Григорьевича...
Русская лапта» на уроке физической культуры
•Данная презентация представляет собой демонстрационную часть урока для учителей по физической культуры•Целью работы являлась популяризация «Русской лапты» •Презентация выполнена в программе Microsoft...
Использование народной игры «Русская лапта» на уроках физической культуры в 8-ых классах в рамках национально-регионального компонента
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало...
Применение пластиковой бутылки на уроках физической культуры и внеурочной деятельности.
Работа рассчитана на учеников и родителей, на приобщение их к регулярному выполнению физических упражнений, привитию им интереса к урокам физической культуры и спорта путём применения нестандарт...
Русская народная игра «Лапта» на уроках физической культуры
Данный проект направлен на внедрение «Русской лапты» в школьную программу, что способствует проявлению интереса к занятиям, активизирует двигательную деятельность учащихся и развивает воле...
Тема самообразования: «Выявление и развитие одаренности обучающихся на уроках физической культуры, во внеурочной, познавательной и воспитательной деятельности»
Совершенствование качества обучения - воспитания школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различн...
«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».
Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...