Характеристика типов конституции школьников, применяемая в физическом воспитании
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бауэр Людмила Васильевна

Одним из наиболее привлекательных и результативных методов физического воспитания обучающихся в последние годы становится конституциональный или типологический подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_tipov_konstitutsii_shkolnikov.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика типов конституции школьников,

 применяемая в физическом воспитании.

В последние годы ведется активный поиск путей индивидуализации физического воспитания школьников, однако он часто основан на персонификации технологий, имеющих целью достижении половозрастных нормативов физической подготовленности, базирующихся на среднестатистических данных.

В связи с этим необходима разработка и реализация новой стратегии в сфере физического воспитания, направленной на преодоление противоречий между уровнем накопленных медико-биологических и психолого-педагогических знаний, с одной стороны, и современной практикой физического воспитания, с другой.

 Основными принципами этой стратегии должны стать адекватность содержания и условий физического воспитания индивидуально-типологическим особенностям организма и конкретным задачам оптимизации определенных компонентов физического состояния, учет сенситивных периодов в развитии двигательных качеств, оценка физической подготовленности на основе типологических нормативов, соответствие форм двигательной активности возможностям и способностям каждого.

Одним из наиболее привлекательных и результативных методов физического воспитания обучающихся в последние годы становится конституциональный или типологический подход.

Типологический подход – это учет конституциональных признаков (функциональных, морфологических, психологических) детей при выборе средств и методов физического воспитания. Типологический подход предполагает разделение обучающихся на подгруппы по типам телосложения для дифференцированного подбора и дозирования физических упражнений, варьирования подготовительных и подводящих упражнений при обучении двигательным действиям, оценивая двигательную подготовленность. Применение данного метода позволяет привлечь к занятиям общей физической подготовки тех детей, которые испытывают определенные трудности на уроках физической культуры, не могут определить вид упражнений, которыми они бы охотно занимались.

Актуальностью проблемы являются дети, имеющие избыточную или недостаточную массу тела, слишком высокий или маленький рост, страдающие на занятиях ОФП ввиду того, что им сложно выполнять те или иные упражнения. Принято считать, что у самых талантливых юных спортсменов – детей, развитых гармонично, хорошо сложенных и легко обучаемых любым двигательным действиям, на наших занятиях всё складывается удачно. Однако и то, что дается человеку слишком легко, без особых усилий, тоже не вызывает чувства удовлетворения.

При обучении в школе применяя типологический метод, с помощью которого, можно делить детей на подгруппы и занимаясь с ними, предлагая разную нагрузку, наиболее подходящую для развития их двигательных качеств, которые легче поддаются тренировке, можно добиться наилучших результатов.

При разделении на такие группы занятия общей физической подготовки станут значительно интереснее обучающимся, к какому бы типу телосложения они не относились.

1 этап. Изначально определяем типы телосложения в соответствии с морфофункциональными характеристиками разных соматотипов на основании классической схемы. Три категории школьников: обучающиеся с астено - торакальным, мышечным и дигестивным типами телосложения.

Астено - торакальный тип - относительно узко сложенный. Грудная клетка уплощена спереди назад, вытянута, часто сужена книзу. Эпигастральный угол острый. Спина часто сутулая с резко выступающими лопатками. Живот впалый или прямой. Характерно выступание костей таза. Такие дети имеют удлиненные конечности, тонкий костяк. Подкожно - жировой слой крайне незначителен, поэтому хорошо виден костный рельеф - кости плечевого пояса и ребра. Мускулатура развита слабо.

Мышечный тип характеризуется наличием массивного скелета с четко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка округлая, цилиндрическая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая с нормально выраженными изгибами. Живот прямой с хорошо развитой мускулатурой. Значителен объем мышц. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.

Представители дигестивного типа имеют обильное жироотложение. Форма грудной клетки, как правило, коническая, короткая, расширена книзу. Эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый с жировыми складками. Спина прямая или уплощенная. Скелет крупный, массивный. Мускулатура хорошо развита. Подкожно жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф совершенно не просматривается.

Если телосложение школьника сочетает в себе черты двух смежных типов (имело переходный характер), то он относился к тому типу конституции, черты которого преобладают.

2 этап. Далее для педагога важно вызвать в ребенке творческое движение, разбудить его органическую природу для полноценного самостоятельного роста. Когда же этот процесс возникает, то появляется другая задача для педагога – непрерывно поддерживать этот процесс, не давать ему погаснуть, направлять его к определенной цели.

Применяя в своей практике типологический подход, разделяю детей на подгруппы, но это не означает, что одни дети находятся в одной стороне зала, а другие в другой, т.к. это может оказывать психологическое давление на ребенка. Дети занимаются все вместе. Но, исходя из своего опыта и зная каждого ребенка по типу телосложения, физическим способностям при работе на развитие определенного двигательного качества индивидуально подбираю дозировку или темп движения. Задания для обучающихся различных типов телосложения также могут быть разными, как и дозировка нагрузки, которая будет зависеть не только от телосложения ребенка, но и его двигательной подготовленности, моторного опыта, состояния здоровья.

Несмотря на тип телосложения, к которому относится тот или иной ребёнок, необходимо развивать у него все двигательные качества, а это значит, что дети астеноидного и торакального типов будут воспитывать не только выносливость, но и развивать быстроту, а дети мышечного и дигестивного типов - выносливость.

3 этап. Оценка работы педагога должна основываться не столько на количестве спортивных побед его учеников, сколько на широте охвата контингента учащихся различными эффективными формами оздоровительной двигательной активности.

Оценка по физическому воспитанию - очень тонкий инструмент, существенно влияющий на психологическое состояние и социальный статус ученика. Несправедливость такой оценки особенно опасна.

В большинстве случаев, выставляя оценку за двигательное задание, учитель ориентируется на "нормативный" результат, что вынуждает его уделять повышенное внимание "отстающим" двигательным качествам ребенка. Соответствующие упражнения для ребенка особенно трудны, т. к. ни его мышцы, ни другие физиологические системы не приспособлены к такой нагрузке. В некоторых случаях такой подход дает эффект, но при этом нередко приводит к тому, что ребенок, не обладающий необходимыми биологическими предпосылками для достижения требуемого результата, попадает в стрессовую ситуацию. В конечном счете, уровень его физической подготовленности может даже повыситься, но отвращение к физическим упражнениям сохранится на всю жизнь.

Поэтому я считаю, что оценка результатов двигательных тестов на уроке физической культуры должна осуществляться на основе типологически адекватных шкал, учитывающих диапазон реальных возможностей представителей каждого конституционального типа, то есть должна быть дифференцирована.

Введение дифференцированной оценки эффективно во многих отношениях. Во-первых, оценке возвращается ее стимулирующая роль для наиболее подготовленных учеников: для того, чтобы получить более высокую оценку при более высоких нормативах, они должны постараться. Во-вторых, даже сильно отстающие ученики, у которых в силу их индивидуальных особенностей по старой системе при любых стараниях не хватало сил на выполнение некоторых контрольных нормативов, теперь получили шанс улучшить свою оценку, что уже можно рассматривать как явный стимул к дальнейшим занятиям.

Особенно положительно это сказывается на психологическом настрое представителей дигестивного типа конституции, наиболее часто страдающих ожирением разной степени и наименее способных к выполнению контрольных нормативов по большинству тестов. Чувствительность системы дифференцированной оценки выше, чем традиционной системы оценивания, и это не замедлит сказаться на общем психологическом настрое обучающихся.

Дифференцированный подход в развитии двигательных качеств с учётом индивидуально-типологических особенностей организма позволяет совершенствовать систему отбора в различные виды спорта, активизировать и поддерживать уровень здоровья занимающихся

Учитель физической культуры МБОУ Гимназия №5

Бауэр Людмила Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением

Особенности влияния внеурочных занятий в рамках адаптивного физического воспитания на физическое состояние школьников 7 - 9 лет с ослабленным зрением...

Формирование психических качеств, черт и свойств личности школьника в процессе физического воспитания.

Постановка перед физической культурой в школе психологических задач требует достаточно высокого уровня психологической культуры и психологических знаний от самого учителя.......

Актуальные проблемы физического воспитания -"Уровень физической подготовленности городских и сельских школьников мужского пола липецкой области"

Авторы исследования:Т.С.Гнусов (к.п.н), В.А.Кашкаров (к.п.н., профессор), Головина Т.И.(преподаватель МБОУ СОШ №2 г.Задонска). Цель исследования: проанализировать состояние физической подготовленности...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена изучению  форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...

Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания

Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых  нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...

Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"

Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...

«Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»

laquo;Условия для повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания.»...