Методическая разработка по теме "Подвижные игры для обучающихся 1-4 классов"
методическая разработка по физкультуре

Рожков Павел Андреевич

Методическая разработка по теме "Подвижные игры для обучающихся  1-4 классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

Подвижные игры для обучающихся 1-4 классов

учитель физической культуры

МАОУ СОШ №6 г. Южно- Сахалиснка

Рожков Павел Андреевич

стаж 3 года


Содержание

1. Подвижные игры для обучающихся 1 класса……………………………...

4

«Охотники и утки»…………………………………………………………

4

«У медведя во бору»……………………………………………………….

5

«Воробьи-попрыгунчики»…………………………………………………

6

«Бег пингвинов»……………………………………………………………

6

«День и ночь»………………………………………………………………

7

2. Подвижные игры для обучающихся 2 класса……………………………...

8

«Обгони мяч»………………………………………………………………

8

«За мячом!»…………………………………………………………………

8

«Волк во рву» ……………………………………………………………...

9

«Шишки, жёлуди, орехи»………………………………………………….

9

«Быстро шагай»…………………………………………………………….

10

3. Подвижные игры для обучающихся 3 класса……………………………...

11

«Светофор»…………………………………………………………………

11

«Мяч капитану»……………………………………………………………

12

«Переправа»………………………………………………………………..

13

«Падающая палка»…………………………………………………………

14

«Ящерица»………………………………………………………………….

15

4. Подвижные игры для обучающихся 4 класса……………………………...

16

«Снайпер»…………………………………………………………………..

16

«Охотник и лисицы»……………………………………………………….

17

«Белые медведи»…………………………………………………………...

18

«Попади в мяч»…………………………………………………………….

19

«Подвижная цель»…………………………………………………………

20

Список использованных источников………………………………………….

21

Введение

Через подвижные игры на уроках физической культуры решаются задачи физического воспитания и приобретения обучающимися жизненно-важных умений и навыков.

Участвуя в играх, дети усваивают правильные понятия о предметах и явлениях природы, практически закрепляют некоторые знания, получаемые на занятиях. Играя, дети познают значение не только для отдельного игрока, но и для команды или коллектива в целом. Это, в свою очередь, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма и товарищества.

Данная методическая разработка является актуальной так как игра – это ведущая деятельность младших школьников, а это означает, что именно благодаря подвижным играм обучающиеся смогут более эффективно осваивать двигательные действия и овладевать умениями и навыками.

В данной методической разработке собраны подвижные игры с подробным описанием и схемами, которые учителя физической культуры могут использовать при проведении уроков в 1-4 классах. Также, к работе прикреплён электронный каталог с играми, который значительно упростит работу учителя благодаря чёткости и структурированности излагаемого материала.


  1. Подвижные игры для обучающихся 1 класса
  1. «Охотники и утки»

На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.

По сигналу ''охотники'' начинают выбивать ''уток'' из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. ''Утки'', бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая ''утка'' покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной ''утки'', после чего игроки меняются ролями.

Побеждает команда, сумевшая подстрелить ''уток'' за меньшее время.

  1. Во время броска мяча запрещается заступать за черту.
  2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками.
  3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока.

нельзя бросать в лицо.

  1. «У медведя во бору»

На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса. За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Учитель назначает медведя, остальные обучающиеся – у себя дома. Учитель говорит: «Идите гулять!». Обучающиеся направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят:

«У медведя во бору,

Грибы ягоды беру.

А медведь сидит

И на нас рычит».

Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, обучающиеся бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила:

  1. Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».
  2. Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.


  1. «Воробьи – попрыгунчики»

На полу или на площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих — «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие — «воробышки» становятся за кругом, у самой черты.

По сигналу учителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» — «воробышком», и игра повторяется.

В дальнейшем можно установить правило: впрыгивать и выпрыгивать только на одной ноге.

  1. «Бег пингвинов»

Команды выстраиваются в колонны перед стартовой линией. Игроки, стоящие первыми, зажимают между ногами (выше колен) волейбольный или набивной мяч.

По сигналу руководителя в положении мяч между ногами игроки должны обежать стойку (булаву, набивной мяч) и вернуться назад, передав мяч руками второму номеру своей команды. Участники, закончившие перебежку, встают в конец колонны.

Выигрывает команда, сумевшая быстрее и без ошибок закончить эстафету.

Правила:

  1. Игра начинается по сигналу руководителя.
  2. Обязательно надо коснуться ногой набивного мяча.

  1. «День и ночь»

Две команды становятся на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии двух шагов. Одной команде дается название «день», другой — «ночь». У каждой команды на своей стороне площадки в 10—12 м есть «дом».

Ведущий игру неожиданно произносит название одной из команд, например «день». Эта команда быстро убегает в свой «дом», а игроки другой команды догоняют их и пятнают. Осаленных игроков подсчитывают и отпускают в свою команду. Все становятся на свои места в шеренги, игра повторяется.

  1. Подвижные игры для обучающихся 2 класса
  1. ««Обгони мяч»

Все играющие стоят по кругу, лицом к центру. У одного из игроков мяч, а сзади него за кругом стоит водящий. По сигналу нужно быстро передать мяч по кругу. Водящий бежит по кругу в ту же сторону, куда передается мяч, и старается обогнать его до того, как мяч попадет игроку, который начал передачу.

Правила:

  1. Мяч должен побывать в руках у каждого игрока.
  2. Если водящему удалось обогнать мяч, то назначается новый водящий, а если не удалось, то попытка повторяется.

  1. «За мячом!»

Обучающиеся делятся на несколько команд. Каждая команда делится на две колонны, которые становятся одна против другой на расстоянии 2-3 метра. У водящего мяч. После сигнала водящий передает мяч против стоящему в колонне обучающемуся по команде, а сам бежит в конец противоположной колонны, т. е. за мячом. Поймавший тоже передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не вернутся на свои места, а мячи не окажутся у водящих.

  1. «Волк во рву»

Посередине площадки проводятся две продольные параллельные линии на расстоянии 50-70 см. одна от другой- ров. Во рву водящий- волк. Козы находятся на одной из сторон площадки и по сигналу учителя перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров. Волк, не выбегая изо рва, ловит коз. пойманные козы подсчитываются, волк меняется после 2-3 перебежек.

Варианты: во рву может быть 2-3 волка; пойманные козы остаются во рву.

  1. «Шишки, жёлуди, орехи»

Играющие становятся тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке имеет название: шишка, желудь, орех. Один из играющих- водящий. Он находится вне круга. Учитель произносит слово «орехи» (или «желуди», «шишки»), и все, имеющие это название, меняются местами, а водящий старается занять чье-нибудь место.

Варианты: слова произносит не учитель, а водящий; играющие стоят не кругах, а в колоннах; играющие стоят в шеренгах.

  1. «Быстро шагай»

Водящий поворачивается лицом к стене или дереву, закрывает лицо руками или локтем и говорит: «Быстро шагай, оглянусь — замирай... раз, два, три, четыре, пять... Стой!» Водящий может после любой цифры сказать слово «стой!» и быстро оглянуться. Остальные обучающиеся, расположившиеся за чертой в 15—20 шагах от водящего, во время счета быстро продвигаются по направлению к водящему. Когда водящий кричит «Стой!» и поворачивается лицом к играющим, они замирают на местах. Игрока, который не успел вовремя остановиться или пошевелился после остановки, водящий посылает назад, за черту. После этого водящий закрывает глаза и повторяет речитатив. Все снова продвигаются вперед со своих мест, в том числе начинающие движение от черты. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не подойдет к водящему вплотную, коснется его рукой и, повернувшись кругом, как можно быстрее устремится за черту. Все игроки делают то же самое. Водящий бежит за ними, стараясь осалить кого-нибудь до черты. Осаленный игрок становится новым водящим. Если догнать никого не удалось, водящий возвращается на прежнее место, игра продолжается с этим же водящим.

  1. Подвижные игры для обучающихся 3 класса
  1. «Светофор»

На площадке чертят две линии на расстоянии 5—6 м одна от другой. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями (примерно посередине) спиной к играющим.

Водящий называет любой цвет. Если такого цвета нет в одежде, они беспрепятственно проходят мимо водящего за другую линию. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

Вариант усложнения: если один водящий не справляется, то учитель может добавить второго водящего.

  1. «Мяч капитану»

Играющие делятся на несколько команд по 7-8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5-6 м становятся капитаны, которые получают по волейбольному мяу.

По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив от последнего игрока своей колонны мяч, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакиваю.

Выигрывает команды, игроки которой быстрее выполнят задание, а ее капитан поднимет мяч вверх.

  1. Игра начинается по сигналу руководителя.
  2. Если во время игры игрок уронит мяч, он должен поднять его и бросить капитану, встав предварительно на свое место.

  1. «Переправа»

Игроки двух команд выстраиваются на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу (за линиями своих «домов»). По сигналу игроки, продвигаясь прыжками на одной (правой, левой) ноге, пересекают площадки и должны как можно быстрее оказаться за линией «дома» соперника. Побеждает команда, игроки которой раньше соберутся за противоположной линией. Игрок, закончивший передвижение последним, выбывает из игры. Затем следуют прыжки в обратную сторону, и снова из игры выбывает последний.

Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останутся два-три самых выносливых прыгуна. По числу игроков на площадке нетрудно определить команду-победительницу. Продолжая соревнование, можно выявить и самого быстрого игрока.

  1. «Падающая палка»

Для игры требуется 1-2 гимнастические палки. Все становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Первый номер выходит в середину круга водить. Если играющих много, то они образуют два круга. Водящий получает палку и ставит ее на пол, придерживая рукой.

Водящий, держа палку за верхний конец, громко называет какой-нибудь номер и отпускает палку. Игрок с названным номером должен подскочить и схватить палку, пока она не упала на свое место, а водящий продолжает водить. Если же он не поймает палку, то становиться водящим, а бывший водящий идет в круг на свое место.

Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим (за исключением первого водящего).

  1. Водящий не имеет права отпускать конец палки до того, как назовет чей-либо номер. Если он допустит эту ошибку, то обязан переиграть.
  2. Играющие не должны мешать друг другу.

если кому-либо из игроков помешали выбежать к палке и из-за этого он не сумел ее схватить, пока она не коснулась пола, то игрок остается на месте, а водящий продолжает игру.

  1. «Ящерица»

Участники делятся на две команды. Одна команда идет в круг, а другая остается за кругом с волейбольным мячом. Игроки в круге выстраиваются в колонну во главе с капитаном и берут друг друга за пояс.

По сигналу руководителя игроки, которые образуют круг, перебрасывают мяч друг другу, стараясь прямым попаданием выбить последнего игрока колонны. Выбитый игрок выбывает из игры. Через 5-8мин команды меняются ролями.

Побеждает команда, которая за установленное время выбьет больше игроков.

Правила игры:

  1. Не разрешается закручивать спираль (пряча последнего).
  2. Игроки не должны расцеплять руки.
  3. Попадание в голову не засчитывается.
  4. Попадание с отскока от пола не засчитывается.

4. Подвижные игры для обучающихся 4 класса

«Снайпер»

Площадка делится пополам, играют две равные команды. Выбирают капитана, которые разыгрывают мяч и уходят за линию противоположной команды. Правила игры: если игрока выбивают он уходит к своему капитану и помогает выбивать соперников.

Когда всех игроков выбивают, заходит капитан . Если и его выбивают команда проиграла, /считается выбитый , если мяч попал в игрока без касания об пол, можно обговаривать по какой части тела считается выбитый, а по какой не считается.

  1. «Охотник и лисицы»

Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего — «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие — «лисицы».

«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» 2 раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».

Игра повторяется.

В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не за- 6стали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, грудь и т. п.

  1. «Белые медведи»

Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем".

Побеждает последний пойманный игрок.

Правила игры: 1. "Медвежонок" не может выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока не осалил "медведь". 2. При ловле запрещается хватать играющих за одежду, а убегающим выбегать за границы площадки.

  1. «Попади в мяч»

Для игры нужны один волейбольный мяч и теннисные мячи в количестве, равном половине участвующих. Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах площадки на расстоянии 18-20 м друг от друга. Перед носками играющих проводятся линии, а посередине площадки кладётся волейбольный мяч. Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому мячу.

По сигналу учителя игроки бросают мяч в волейбольный мяч, стараясь откатить его к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячи и по сигналу тоже бросают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно. Так, поочерёдно команды метают мячи установленное количество раз. Продолжительность игры 8-10 мин.

Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящей напротив.

  1. «Подвижная цель»

Участники образуют большой круг (стоят в двух-трех шагах друг от друга). Перед носками игроков можно провести линию. Выделяется водящий который выходит в середину круга.

По сигналу руководителя дети стараются прямым попаданием попасть в водящего волейбольным мячом, от которого водящий, бегая внутри круга, увертывается. Игру можно проводить в двух-трех кругах.

Побеждает игрок, который дальше всех пробыл в роли водящего.

  1. В ходе игры бросающим мяч не разрешается заступать ногой за черту.
  2. Не засчитывается попадание в игрока после отскока мяча от земли.
  3. Если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры

Снимок5попадание в голову не засчитывается.

Список использованных источников

  1. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста – URL : (дата обращения: ).
  2. Образцова, Т.Н. подвижные игры для детей / Т.Н. Образцова // Подвижные игры: учебное пособие. / Т.Н. Образцова. - М.: ООО «Эстро», с.
  3. Подвижные игры 2-3 класс, схемы – URL: (дата обращения: ).
  4. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. - 237 с.
  5. Подвижные игры для 1-4 классов – URL: (дата обращения: ).
  6. Подвижные игры для обучающихся 4 класса – URL: (дата обращения: ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы в 10 классе. Литературная игра по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» «Умницы и умники».

Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умницы и умники» и состоит из 4 этапов- агонов ( агон – соревнование), в ходе которых определяется агонист – победитель...

Методическая разработка урока-ролевой игры в 6 классе "Home. Sweet Home"

Данный урок был  проведен на городском методическом объединении молодых учителей иностранного языка четыре года назад.Отзывы были замечательными,поэтому и предлагаю данную разработку ко всеобщему...

Методическая разработка в форме игры в 6 классе по теме "Причастие"

Игра "Морской бой" Цель и задачи: систематизировать знания о причастии, формировать умение определять грамматические признаки причастия, графически выделять причастный оборот....

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....

Представлены три методические разработки:1. Урок-игра "Путешествие в страну сказок; 2. Литературно-развлекательная игра "Дом моей мечты"; 3. Классный час "Строки, опаленные войной"

1.       Урок-игра «Путешествие в страну сказок». Основная цель разработки: обобщение и систематизация знаний по сказкам. Путешествие в страну сказок достаточ...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....