Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся
проект по физкультуре по теме
В проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся» описывается организация и проведение урока по физической культуре в 4 классе по теме «Совершенствование изученных элементов техники акробатических упражнений». С целью повышения эмоциональности, дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой и укрепления здоровья применяются разные технологии: здоровьесберегающая, технологии игры и успеха, а так же различные методы работы (фронтальный, групповой, метод круговой тренировки, показ, рассказ, объяснение). Целью урока является демонстрация комплекса акробатических упражнений и формирование знаний у учащихся, что гимнастика с элементами акробатики благотворно воздействует на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека, это слаженная деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nominatsiya_uroki_luchshih._urok_fizicheskoy_kultury_v_nachalnom_obshchem_obrazovanii.docx | 51.86 КБ |
prilozhenie_no3.docx | 338.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Мохченская средняя общеобразовательная школа»
Управление образованием МР «Ижемский»
Номинация:
«Уроки лучших» (урок физической культуры в начальном общем образовании)
Название проекта:
«Инновационные и вариативные формы
и методы работы, обеспечивающие повышение
двигательной активности учащихся».
Ф.И.О. автора:
Вокуева Татьяна Викторовна, учитель физической культуры,
МБОУ «Мохченская СОШ».
Эл. почта: Tatyanka.vokueva@mail.ru
Контактный тел. 89041071238
Мохча, 2014
Содержание:
- Актуальность проекта
Новые образовательные стандарты нацеливают учащихся на самостоятельное и осознанное развитие физических качеств. Считаю, что использование проектной технологии позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Наряду с долгосрочными проектами, в моей практике имеет место быть и мини-проектам, которые укладываются в несколько уроков.
В процессе уроков формируется понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья; освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности, а также формируются общеучебные умения и навыки: умение осмыслить задачу, отвечать на вопросы, самостоятельно изобретать способ действия, находить варианты решения проблемы, взаимодействовать с любым партнером, отстаивать свою точку зрения, презентационные умения и навыки (уверенно держать себя во время выступления).
Проблема:
- Недостаточная пластичность мышечных свойств организма учащихся;
- Отсутствие комплекса акробатических упражнений.
Значимость проекта:
Выбирая проектный метод на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика», учебный процесс становится более увлекательным для учащихся и целенаправленная деятельность ученика с его личным интересом даёт возможность решить выявленную проблему.
2. Цели и задачи проекта
Цель: Составить комплекс акробатических упражнений для развития гибкости учащихся.
Задачи:
- Совершенствование техники обязательных акробатических и связующих упражнений.
- Развитие навыков проектной деятельности.
- Развитие самостоятельности.
- Воспитание толерантности.
3. Участники, с которыми осуществляется работа по проекту
Предлагаемый проект прошёл апробацию с учащимися 4-го класса в рамках школьного открытого урока физической культуры по разделу “Гимнастика”, целью которого являлась демонстрация комплекса акробатических упражнений. (См. Приложение №1 «Результаты проекта», справка №1; Приложение №2 Конспект урока «Совершенствование изученных элементов техники акробатических упражнений»; Приложение №3 Фотографии №№ 1-13).
- Участники, реализующие данный проект
- Учитель физической культуры.
5. Концепция проекта
Концепция нового качества здоровья сегодня является неотъемлемой частью формирующейся новой Концепции развития образования. В соответствии с современными тенденциями, закрепленными в программных документах, сохранение здоровья является приоритетом. Актуальной задачей является создание современных систем управления по здоровьесбережению в соответствии с федеральными и региональными нормативными документами на уровне общеобразовательных учреждений, в том числе и в МБОУ «Мохченская средняя общеобразовательная школа».
С целью укрепления здоровья на уроках физической культуры я использую здоровьесберегающую технологию. Данный проект «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся» разработан и реализован в разделе «Гимнастика» с учащимися 4 класса. (См. Приложение №1 «Результаты проекта», справка №1; Приложение №2 Конспект урока «Совершенствование изученных элементов техники акробатических упражнений»; Приложение №3 Фотографии №№1-13).
Гимнастика с элементами акробатики благотворно воздействует на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Гимнастика – не только хорошее развитие мускулатуры, это слаженная деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и иных систем человеческого организма.
Таким образом, применяя в структуре уроков физической культуры разные виды образовательных технологий и тем самым повышая эмоционально-положительный настрой учащихся, есть возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность, снизить утомляемость и достичь желаемых результатов.
Проект делится на 3 этапа:
1. Организационно-мотивационный
- Внедренческий
- Аналитико-рефлексивный
На первом этапе выявляется мотивация учащихся (для чего?), ставятся цели и задачи, создаются рабочие группы, координаторы. На втором этапе происходит практическая подготовка к реализации проекта (разучивание и совершенствование акробатических упражнений, самостоятельное составление комбинаций из акробатических упражнений). На заключительном этапе – демонстрация комбинации из акробатических упражнений.
6. Сроки и этапы проекта
Сроки: - 7-8 уроков (по 45 мин.)
Этапы:
1. Организационно-мотивационный (урок №1)
- Внедренческий (урок № 2-7)
- Аналитико-рефлексивный (урок № 8)
На заключительном этапе проекта (урок № 8) были представлены следующие этапы:
- Озвучивание социально-значимой проблемы, основанной на интересах самих учащихся (недостаточно хорошо развито физическое качество гибкость).
- Формирование состава проектных групп (4 группы).
- Распределение обязанностей в группах (консультант, который направляет работу группы и следит за дисциплиной).
- Презентация проекта (демонстрация комплекса акробатических упражнений).
- Оценка работы проектных групп.
7. Ключевые методики, технологии, инструментарий.
Методы ведения урока: фронтальный, групповой, круговой тренировки.
Учебный метод: самостоятельная работа, групповая совместная деятельность, показ, рассказ, объяснение, игровой.
Технологии: здоровьесбережения, проекта, игры и успеха.
НРК (национальный региональный компонент).
- Ресурсы, необходимые для реализации проекта
- спортивный зал;
- специалист (учитель физической культуры);
- учащиеся;
- инвентарь (гимнастические маты и скамейки, гимнастический козел,
гимнастическая стенка, скакалка, магнитофон (ноутбук) для озвучивания музыки, свисток).
- Результаты проекта
Научились самостоятельно составлять комплекс акробатических упражнений для развития гибкости и применять его в повседневной жизни.
В ноябре 2012г. в 4 классе МБОУ «Мохченская СОШ» был проведён открытый урок. (См. Приложение №1 «Результаты проекта», справка №1; Приложение №2 Конспект урока «Совершенствование изученных элементов техники акробатических упражнений»; Приложение №3 Фотографии №№1-13).
10. Ограничения, условия, требования (если таковые есть)
Участники специальной медицинской группы могут быть ассистентами учителя, консультантами и фотокорреспондентами в группах для дальнейшего выпуска стенгазеты, плаката или презентации.
- Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха
С целью повышения эмоциональности, дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой и укрепления здоровья в проекте «Инновационные и вариативные формы и методы работы, обеспечивающие повышение двигательной активности учащихся» вместе здоровьесберегающей технологией использованы элементы технологии игры и успеха, различные методы работы (фронтальный, групповой, метод круговой тренировки, показ, рассказ, объяснение).
Уникальность данного проекта заключается в том, что игровая деятельность учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам, а при использовании разных методов обучения появляется эмоционально-положительный настрой, который дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость. Освобожденным от занятий физической культурой, а так же детям, относящимся к специальной медицинской группе, есть возможность подготовить доклады, сообщения, презентации, плакаты, стенгазеты, анкетирования по ЗОЖ.
Можно выделить несколько условий и средств, повышающих эмоциональность урока:
- успешное преодоление трудностей, познание нового, развитие своих способностей;
- обстановка урока и поведение учителя: эстетика зала, спортивная форма, стиль общения, интерес самого учителя;
- разнообразие приемов и форм проведения урока;
- использование игровых и соревновательных методов.
Именно на таких уроках учителя физической культуры смогут заинтересовать учащихся и помочь избавиться от сутулых плеч, впалой груди, развивать у них силу, быстроту, гибкость, ловкость и позволить добиться высоких результатов.
Литература:
- Ресурсы сети Интернет
- Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1-4 кл.- Мн.: Полымя, 1988
- Талага Е. Энциклопедия физических упражнений.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 412с., ил.
- Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 кл.: метод.пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006.- 110с.- (Библиотека учителя).
- Игнашенко А.М. Акробатика. - М.: Физкультура и спорт. 1951. – 159с.
Приложение №2
Конспект урока «Совершенствование изученных элементов техники акробатических упражнений»
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить технику лазания по гимнастической стенке, гимнастической скамейке, пролезание под гимнастическим козлом;
- Закрепить технику упражнений в равновесии;
- Совершенствование четкости выполнения акробатических комбинаций из разученных элементов (равновесие, кувырок вперед, сед, «угол» сидя, стойка на лопатках, полушпагат через плечо, “мост”, прыжок на 180 градусов);
Развивающие (оздоровительные):
- Формирование правильной осанки;
- Развитие силовых способностей, ловкости, чувства равновесия и координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата;
Воспитательная:
- Воспитывать умение работать в группе, чувство товарищества, уверенности, взаимовыручку, красоту движений;
- Прививать интерес к урокам физической культуры.
Методы ведения урока: фронтальный, групповой, круговой тренировки.
Методы обучения: показ, рассказ, объяснение, игровой.
Тип урока: проектирование
Время проведения: 45 минут.
Место проведения: спортивный зал школы.
Инвентарь: гимнастические маты и скамейки, гимнастический козел, гимнастическая стенка, скакалка, свисток.
Подготовительная часть (15 мин.)
Построение класса:
“В одну шеренгу становись!” “Равняйсь!” “Смирно!” «Здравствуйте, ребята!»… «Вольно!» «Дежурный, сдать рапорт!»…
Рапорт:
«Класс равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!... Т.В., 4 класс в количестве 12 чел. к уроку физической культуры построен. Дежурный Рочев. Разрешите встать в строй…Класс вольно!
Сообщение задач урока:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одну страну, где все с красивой осанкой, подтянутые, гибкие и ловкие. Как называется эта страна? (Гимнастика.)
- По ходу путешествия у нас будут привалы на станциях: «Акробатические упражнения», «Гимнастическая скамейка», «Козлик», «Гимнастическая стенка». На этих станциях вы будете оттачивать свои знания, умения и навыки.
- Отправимся все вместе, потом разделимся на группы и пойдём разными дорогами, с целью безопасного прохождения дистанции, чтоб не было толкучки и не получить травмы, а потом опять встретимся в условленном месте, т.е. на том месте, где разошлись и пойдём вместе.
- Ребята, а что необходимо соблюдать, чтобы не получить травмы? (Т/б).
- Какую т/б необходимо соблюдать на станции «Акробатические упражнения» -…(выполнить разминочное упражнение – перекаты, упражнения выполнять по очереди и на сухих, чистых, целых матах);
На станции «Гимнастическая скамейка» -…(страховка);
На станции «Козлик» - …(по очереди, страховка, не залезать на «козлик»)
На станции «Гимнастическая стенка» -..(полный хват, по очереди, страховка, внизу мат).
Повороты:
- Ну, что ж, отправимся в дорогу!
- «Налево!», «кругом!», «направо!», «налево!» «В обход налево шагом марш!»
Строевые упражнения в ходьбе:
Немного разомнёмся перед дальней дорогой.
– “Руки вверх, ходьба на носках ”;
– “Руки за голову, ходьба на пятках”;
– “Перекаты с пятки на носок, руки прижаты к телу”;
– “Острый шаг руки на пояс”;
– “Руки за спину, на внешней стороне стопы”;
- «Руки на пояс, на внутренней стороне стопы»;
- «Руки вперёд (работают кисти), с высоким подниманием бедер;
- «Руки в стороны, кисти в кулачок с подниманием и выносом прямых ног вперёд».
Упражнения в беге:
Ребята, мы опаздываем, поэтому сейчас пробежимся.
– “Противоходом влево (направо) и с захлёстыванием голени»;
- “По диагонали и с высоким подниманием бедер”;
- «Змейкой» и подскоками;
- «Руки на пояс, приставным шагом правым боком”;
- “Руки на пояс, приставным шагом левым боком”;
- “В движении кругом»;
- «Бег с прямыми ногами”.
Ходьба. Восстановление дыхания. Построение в одну шеренгу (привал).
- Физическая культура – наш постоянный спутник в жизни, настоящий и надежный друг. Если вы, ребята, будете дружить с ней, где главное слово культура, то получите взамен радость, красивую осанку, будете здоровы и красивы.
- А чтобы сохранить здоровье, человек обязательно должен …(Соблюдать гигиену, заниматься закаливанием, физкультурой, спортом, соблюдать здоровое питание, не иметь вредных привычек, делать зарядку).
– Как Вы думаете, что происходит в нашем организме, когда мы делаем зарядку? (Во время физической нагрузки наши мышцы работают напряженнее. Мы становимся более сильными, ловкими, быстрыми, гибкими, подтянутыми. Если вы ежедневно занимаетесь зарядкой и ваше сердце становится сильнее.)
- Сейчас мы тоже выполним зарядку. Встали возле стены.
ОРУ возле стены:
1. Упражнение для мышц шеи – наклоны головы вперёд, назад, в стороны;
2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса:
- кисти рук сцепили в замок, тянем от себя вперёд, к себе, вверх, к себе;
- руки прижаты к телу, вращения плечами;
- руки на рёбра, сводим лопатки, отводим локти назад;
3. Упражнения для мышц туловища и ног:
- повороты к стене, касаемся одной рукой и отталкиваемся ладонью;
- лицом к стене – касаемся стены подушечками пальцев рук и отталкиваемся;
- берём скакалку, прогибаемся назад, затем наклоняемся вперёд (разгружаем позвоночник);
- упор присев, группировка, выпрямить ноги, руками касаемся пола, встать.
Проверка д/з: - равновесие в парах с использованием скакалки.
Прыжки с использованием гимнастических скамеек.
Восстанавливаем дыхание.
Основная часть 27 минут.
- А сейчас мы все вместе выполним разминочное упражнение – перекаты в группировке и разделимся по группам. Дистанцию проходим по часовой стрелке, всей группой вместе.
Прохождение гимнастической полосы препятствий по методу круговой тренировки.
1). «Акробатические упражнения» - 1 станция
- развитие гибкости, координации, ловкости.
- Как в переводе на коми язык будет «ласточка»? ... (джыдж, чикыш)
- А «кувырок»? … (чиперняасьом)
Комбинация из акробатических упражнений (для дев.):
1. Равновесие («ласточка»);
2. Кувырок вперёд;
3. Сед, упор сзади, разгибая руки, прогнуться прогибая тазобедренный сустав вперёд;
4. «Угол» сидя, упор сзади;
5. «Мост» из положения лёжа;
6. Наклон вперёд, упор присев, стойка на лопатках, полушпагат через плечо;
7. Упор присев, прыжок на 180 град., руки вверх и в стороны.
Комбинация из акробатических упражнений: (для мальч.)
1. Равновесие;
2. Кувырок вперёд;
3. Сед, упор сзади, разгибая руки, прогибая тазобедренный сустав вперёд;
4. «Угол» сидя, упор сзади;
5. Упор присев, стойка на лопатках;
6. Упор присев, прыжок на 180 град., руки вверх и в стороны.
2). “Гимнастическая скамейка” - 2 станция
- закрепить технику упражнения в равновесии;
- развивать равновесие, координацию и красоту движений.
Ходьба по гимнастической скамейке.
- ходьба руки в стороны, высоко поднимая ноги и вытягиванием носка от себя;
- ходьба руки в стороны, с выполнением глубокого выпада;
- ходьба руки в сторону, высоко поднимая колени, на каждый шаг хлопок под колено;
Добиваться непринужденного, точного, координированного выполнения.
3). “Козлик” - 3 станция
- Закрепить технику лазания над гимнастической скамейкой;
- Развитие силы, ловкости, укрепление мышц спины и рук.
Лазание над гимнастической скамейкой;
Исходное положение, лежа на животе лицом вниз, вытянув руки и взявшись за края скамейки. Хват руками за край скамейки (большой палец сверху, остальные внизу). Сгибая руки в локтевых суставах, подтягивать тело к месту хвата руками, затем снова выпрямлять руки и начинать второй цикл.
Упражнение выполнять:
- подтягиваясь вперед двумя руками туда и обратно;
- подтягиваясь вперед поочередно правой и левой рукой туда и обратно;
- Развитие скоростно-силовых способностей;
Прыжки через скамейку боком 8 раз.
- Закрепить технику пролезания под гимнастическим козлом (выполняется по-пластунски. Не задевать какой-либо частью тела снаряд).
4). “Лазанье” - 4 станция
- развитие ловкости, укрепление мышц спины и ног;
- закрепить технику лазания по гимнастической стенке.
Лазанье по гимнастической стенке одноименным (правая нога и правая рука), разноименным способом (левая нога, правая рука); лазанье в сторону приставными шагами. Захват руками за рейку гимнастической стенки - полный хват (большой палец снизу, остальные сверху), постановка ноги на рейку серединой стопы.
Заключительная часть (3мин.)
- В одну шеренгу стройся! Направо! С левой ноги шагом марш!
- Игра «Запретное движение» (в движении по кругу в колонне по одному, пока не дойдут до начала путешествия).
Подведение итогов работы по станциям. Отметить лучших, выставить оценки, объяснить ошибки.
Д/З: - подготовиться к опорным прыжкам. Для этого дома потренировать упражнение:
- И.п. упор лёжа на прямых руках. Толчок обеими ногами до упора присев и прыжок с прогибом назад, руки вверх, ноги врозь.
- Спасибо всем за урок. При выходе возьмите по смайлику с тем лицом, которое соответствует вашему нынешнему настроению.
- Класс – равняйсь! Смирно! Вольно!
- Налево! К выходу шагом марш! До свидания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы "Развитие творческой активности учащихся"
материал содержит описание обобщения опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся" на уроках физики....
Формы и методы работы социального педагога с учащимися и родителями по формированию негативного отношения к ПАВ
Статья рассказывает, на примере данной школы, как построена работа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними...
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...
Формы и методы работы по совершенствованию грамотности учащихся.
Статья о формировании у школьников прочных орфографических навыков. Ведь это одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того насколько будут сформированы навыки правописания, за...
Использование ИКТ во внеклассной работе как средства активности учащихся
Статья содержит материал о том, как использование ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся во внеклассной работе....
Вариативные формы коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с умеренной умственной отсталостью по формированию коммуникативных компетенций в условиях реализации ФГОС ОВЗ
Включение детей с F71 в образовательный процесс побуждает специалистов искать новые формы работы по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»....
«Некоторые методы работы над ритмом с учащимися младших классов ДШИ»
Ритм является одним из важных элементов в музыке. Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависит от особенностей учащегося, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от с...