"Профилактика нарушений осанки и плоскостопия"
презентация к уроку по физкультуре по теме

Котлова Юлия Владимировна

Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_narushenniya_osanki_i_plaskostopiya.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ  ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        

                   

Абакан

 2015 г.

Рецензенты:

       А.А. Потапчук,  д.м.н. профессор, заведующая кафедры Теории и методики адаптированной физической культуры  НГУ физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.

        Е.Г.Сайкина, д.п.м. доцент, профессор кафедры Гимнастики факультета физической культуры  РГПУ им. А.И.Герцена.

Дивлет – Кильдеева И.Г.

    Программа  дополнительного образования по лечебной физической культуре для детей младшего школьного возраста (Профилактика нарушений осанки и плоскостопия)

   

       Программа дополнительного образования по лечебной физической культуре предназначена для специалистов школьных учреждений в области физической культуры. Материалы программы могут быть использованы руководителями по физическому воспитанию, методистами, врачами ЛФК, учителями школ, инструкторами по фитнесу, студентами физических, педагогических и медицинских университетов, колледжей, а так же заинтересованными родителями.

      Программа направлена на всестороннее гармоническое развитие детей младшего школьного возраста (6 – 11 лет), укрепления их здоровья, профилактику нарушений осанки и плоскостопия, а так же привитию навыков к систематическим занятиям физической культурой оздоровительной направленности.

      В программе  дана структура и характеристика разделов: теоретический – основы знаний;  практический – упражнения общей направленности: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнение суставной гимнастики; упражнения специальной направленности:  упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения  дыхательной гимнастики, самомассаж, комплексы упражнений танцевально – игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ», подвижные игры, коррекционно – профилактические упражнения, комплексы упражнений  лечебно – профилактического танца  «Фитнес – Данс»,  упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметом (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и др.), раскрыто их содержание, определены цели, задачи и требования к  уровню подготовленности учащимся. Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.

      Программа   является приложением к учебно - методическому пособию  «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия) для детей младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                               

                                                                                                           Стр.

Пояснительная записка………………………………………… 4

Содержание программного материала ………………………  6  

Характеристика средств  программы……………………….    8

Примерное распределение учебных часов ………………….  11

Примерное тематическое планирование программы……… 12

Литература  ……………………………………………………… 19

Литература для детей…………………………………………….20

4.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА.

        За годы учебы в школе происходит становление личности каждого школьника раскрытие  и  развитие  их  способностей,  воспитание  у  них интереса и желания к  овладению новыми знаниями, умениями, навыками. Это в полной мере относится и к педагогическому процессу в области физического воспитания, именно в эти годы закладываются    основы  здоровья,  гармоничного,  умственного,  нравственного  и физического развития ребенка.

        Вместе с тем, процессы  происходящие сегодня в обществе заставляют серьезно   задуматься   о   здоровье  подрастающего   поколения.   Многие  исследования показывают,   что  состояние   здоровья  подрастающего   поколения  ухудшается с каждым  годом.  По мере  обучения  в  школе  здоровье  у детей не прибавляется, а наоборот.  Среди  выпускников школ  уже  более  80 %  нельзя  назвать абсолютно здоровыми.

        Количество детей  с нарушением  осанки  в Санкт - Петербурге  за  последние 30 лет  увеличилось  в 3 раза  и составляет по данным  разных исследований, от 60 до  80 %,   т.е.  четыре  ребенка  из  пяти  имеют  деформации   опорно – двигательного  аппарата.  Распостраненность  плоскостопия  составляет сегодня 40 % , это в  3 раза больше,  чем в начале 60-х годов (15%). Увеличивается патология не только опорно - двигательного  аппарата,  но  и  основных  органов  и  систем,  таких  как сердечно- сосудистая , мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная и др.

        В  этой  связи  становится  актуальной  проблема  поиска  эффективных путей укрепления  здоровья ребенка, коррекция  недостатков  физического развития, профилактики  заболеваний  и увеличения  двигательной  активности. С целью профилактики  различных  заболеваний у детей и  подростков и повышения их двигательной  активности  встала необходимость создания этой программы. Она  направлена на  исправление  дефектов осанки,  плоскостопия и развития различных функций и систем организма школьника.

        В программе в качестве основного коррегирующего средства,  использованы различные  методики  лечебной  физической культуры,  а так же упражнения оздоровительно - развивающей  программы “СА-ФИ-ДАНСЕ “ разработанной в  РГПУ им. А.И.Герцена  (авторы: Фирилева Ж.Е. и  Сайкина Е.Г.) и практический опыт работы автора в этой области.

        В содержание программы  входят простые по форме упражнения,  направленные на формирование  правильной осанки,  исправления  дефектов  позвоночника и стопы,  укрепления  дыхательной и  сердечно-сосудистой  систем  организма ребенка,  которые  дают возможность  тренировать  как сердечную,  так и дыхательную мускулатуру.

        Для  развития и совершенствования  психомоторных  способностей школьников, оптимизации  роста и укрепления  мелкой  моторики  рук в программу  включены  упражнения ритмопластики, игропластики и пальчиковой гимнастики.

       Эти упражнения  развивают  ручную  умелость,  положительно  воздействуют на  процессы  мышления,  памяти,  развивают  силу,  гибкость,  координацию  движений быстроту и выносливость.    

5.

         Игровой  массаж и упражнения в расслаблении служат  основой закаливания и оздоровления детского организма, способствуют снятию напряжения и закрепощенности различных мышечных групп.

        Подвижные  игры  предусматривают  закрепление  пройденного материала в игровой форме, повышают интерес к уроку  лечебной  физической  культуры.

        В программе  определены оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи,  установлены  требования к занимающимся,  даны рекомендации по упражнениям  и  использована  специальная   литература.   Предполагается,  что освоение   данной   программы   поможет   естественному   развитию  организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных  органов  и  систем, создаст  необходимый двигательный режим и хороший эмоциональный уровень занятий.

         Программа предназначена для специалистов дополнительного образования, инструкторов по детскому фитнесу, а так же специалистов по физическому воспитанию в школьных общеобразовательных учреждениях  для детей специальной медицинской группы.

       Целью программы является содействие всестороннему гармоническому

развитию организма ребенка, морфологическому и

функциональному совершенствованию его органов и систем, профилактика

и коррекция нарушений осанки и плоскостопия.

  1. Оздоровительно – коррекционные задачи

   1.  Содействие оптимизации роста и развитие опорно – двигательного

        аппарата, гармоничное развитие мышечной силы;

   2.  Содействие формированию и закреплению правильной осанки,

       развитию сердечно-сосудистой  и  дыхательной  системы  организма,

       активизации  обменных  процессов, укреплению  нервной  системы  и

       профилактике  плоскостопия;

   3. Обеспечить  оптимальное  для  данного возраста и пола развитие двигательных

       качеств: силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.;

   4. Способствовать  закаливанию,  повышать  устойчивость  организма  к  неблаго-

       приятным  воздействиям  внешней  среды.    

  1. Образовательные задачи

   1. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разно-

       образных условиях жизни;

   2. Формировать  у  детей  знания о личной и общественной гигиене и способство-

       вать  закреплению  навыков соблюдения  гигиенических правил в школе, дома,

       в труде и во время отдыха.

  3.Расширить  кругозор в области физической культуры,  развивать интерес и  

     потребность  к   занятиям   физическими   упражнениями, за  пределами     школы

    - обязательный  элемент  режима  дня  при  условии  решения   этой  задачи.                                       

III.   Воспитательные задачи.

  1. Формировать навыки дисциплинированного поведения в соответствии с

правилами для учащихся в школе и в спортивном зале;

  2.  Воспитывать ответственное отношение к выполнению  учебных заданий,

       согласованной работы в коллективе;

  3.  Формировать навыки доброго тактичного отношения друг к другу, взаимного

       контроля, взаимовыручки и культурного поведения;

   4. Воспитывать трудолюбие, самообладание, выдержку и настойчивость в

       достижении цели.

   5. Способствовать развитию интеллектуальных качеств, внимания, памяти,

       повышению  познавательной активности.

         Для решения поставленных задач требуется соблюдение следующих правил:

  1. Активизация двигательного режима школьника.
  2. Путем контроля через родителей – за рациональным режимом.
  3. Создание наилучших эстетических условий дома и в школе.
  4. Обеспечение систем врачебного контроля, самоконтроля.            

                                                               

 СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ     

 

Теоретический раздел

         В течении занятий давать теоретические сведения:

  1. Основы знаний о личной гигиене;
  2. Влияние  занятий физическими упражнениями не системы дыхания, крово-

обращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат.

  1. Основные приемы самоконтроля;
  2. Здоровый  образ жизни – одна из основных ценностных ориентаций воспитания личности;
  3. Режим дня и двигательный режим;
  4. Правила и формы занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время;
  5. Полноценный сон и режим питания и т.д.

Практический отдел

1.Упражнения общего воздействия;  

           а) ходьба;

           б) бег.

2.Общеразвивающие упражнения без предметов.

3.Общеразвивающие упражнения с предметом;

      а) с гимнастической палкой;

      б) с мешочками;

      в) с обручем;

      г) со скакалкой.

4.Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки и скамейке;

5. Упражнения на расслабление, дыхание, самомассаж.

6.Упражнения оздоровительно-развивающей гимнастики “ CА-ФИ-ДАНСЕ”.

            а) игропластика;

            б) упражнения ритмической гимнастики;

       в) пальчиковая гимнастика;

7.Подвижные игры для формирования правильной осанки

8.Коррегирующие упражнения

а) симметричные упражнения;

     б) асимметричные упражнения;

     в) упражнения для закрепления правильной осанки.  

9. Примерные комплексы упражнений:

     а) для профилактики нарушений осанки;

     б) при сутулой спине;

     в) при боковом искривлении;

     г) упражнения для профилактики плоскостопия.

10. Лечебно – профилактический танец «ФИТНЕС – ДАНС»

Требования к учащимся

      Занимающие должны знать о правилах личной гигиены, режима дня:

1. Уметь выполнять специальные комплексы упражнений для профилактики

нарушения осанки и плоскостопия;

2.Овладеть специальными упражнениями для развития дыхания и сердечно-

сосудистой системы организма;

3.Иметь   определенный   “ запаc”   движений   для  развития  двигательных

способностей;

4.Уметь  правильно  выполнять  упражнения  самомассажа,  игропаластики,

пальчиковой гимнастики.

       

                 Рис. 1      Содержание программы «Профилактика нарушений

                                                       осанки и плоскостопия.

8.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ  ПРОГРАММЫ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПЛОСКОСТОПИЯ»

   Основными средствами  программы по ЛФК являются физические упражнения общеразвающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, мешочками, обручем, скакалкой) и на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, животе, сидя с прямыми и согнутыми ногами, в упорах присев, упорах стоя и лёжа, в положениях стоя и в висах.

                             Упражнения общей направленности

    Включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся Это так же оказывает профилактическое воздействие на опорно- двигательный аппарат ребёнка.

       Строевые упражнения  являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.

      Общеразвивающие упражнения  без предметов оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.

     Общеразвивающие упражнения с предметами и на снарядах  включают упражнения с гимнастическими палками, с мешочками, с обручем, со скакалкой.

Воздействуют на  мышцы всего тела, способствуют развитию быстроты и выносливости.

       Упражнения на расслабление мышц и самомассаж  способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочуствие, стабилизируют сон.

        Суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность.

Упражнения специальной направленности

    Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно – профилактической направленности.

9.

       Формирование и укрепление осанки.  Практически все упражнения  в программе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» являются средствами для формирования правильной осанки. При подборе специальных комплексов упражнений определяется их направленность. Это упражнения: на создание представления и формирования правильной осанки: на укрепления мышц и формирование «мышечного корсета», закрепление и совершенствование навыков правильной осанки, коррекционные упражнения.

       Профилактика плоскостопия – упражнения для укрепления сводов споты в различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры). Они сочетаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.

      Дыхательная гимнастика  - специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения  в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.

     Коррекционные упражнения - это упражнения для формирования и закрепления осанки. Симметричные упражнения, асимметричные упражнения.

Примерные комплексы при начальной стадии бокового искривления позвоночника. При сутулой спине (кифотическая осанка). Примерные комплексы упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.

Комплексы упражнений «СА – ФИ – ДАНСЕ»

     

        Направлены на решение задач развития двигательных способностей детей, креативности, музыкально – ритмического развития.

       Пальчиковая гимнастика  в программе представлена упражнениями для развития мелкой моторики  и координации движений рук. Упражнения пальчиками с речитативом. Общеразвивающие упражнения и игры пальчиками в двигательных действиях со стихами и речитативом. Игры – соревнования.

      Игропластика. Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых действиях и заданиях, для развития гибкости, укрепления мышц живота и спины. Примерные комплексы упражнений.

      Упражнения ритмической гимнастики – это «Часики», «Три поросенка», «Красная шапочка», «Трубачист», «Упражнения с гимнастическими палками» и др. (Описание комплексов ритмической гимнастики смотри в методических пособиях 1987 -2001 г.)

Комплексы упражнений «Фитнес – Данс»

       Из большого разнообразия комплексов упражнений лечебно – профилактического танца  «Фитнес – Данс» были отобраны наиболее эффективные для целенаправленного корригирующего воздействия на различные органы и системы организма, в первую очередь – опорно – двигательный аппарат. При этом используются упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и другие). Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.

10.

Подвижные игры для формирования правильной осанки.

       Большое разнообразие игр развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. В них используются приёмы имитации, подражания, образного сравнения, ролевые ситуации, соревнования.

     Структурную основу программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия « составляют: основы знаний, практический материл (умения, навыки и развитие двигательных способностей) и требования к занимающимся.

       Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной базы, уровня физического развития  и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение.

        Изучение учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании  взаимосвязанных занятий, которые проводятся два раза в неделю, из расчета 68 часов в год. (Таблица 1)

       Педагогу необходимо правильно спланировать и определить преемственность тем, объём и нагрузку учебного материала на каждое занятие, учитывая этапы обучения двигательным действиям, уровень физической подготовленности и физического развития занимающихся.        

        Произвольное изменение количества упражнений и их последовательности в комплексах приведёт к нарушению дозировки физической нагрузки, соответственно, повлияет на решение поставленных педагогических задач всей программы.

Примерные планы – графики планирования

учебного материала

 

       В приложении даны примерные планы – графики планирования учебного материала программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия», которые имеют форму таблиц, в них используются следующие условные обозначения:

( + ) – использование данного материала на уроке;

( Р ) – разучивание двигательного действия под непосредственным контролем  

           учителя;

( З ) – закрепление двигательного действия;

( С ) – совершенствование двигательного действия до уровня навыков и умений;

( П ) -  повторение данного материала;

( 1,2,3,4) – в графе «Ходьба и бег» означает время (в минутах.)

11.

Примерное распределение учебных часов

на основании учебного материала программы

 «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия»

(сетка часов при  двухразовых занятий в неделю)

  1. Содержание разделов
  1.    Количество учебных часов

 1.Правила техники

безопасности на занятиях.

2.Ходьба, бег.

3. О.Р.У. без предметов

4.О.Р.У. с предметами

  1. О.Р.У. на гимнастических снарядах

  1. 6.О.Р.У. на развитие дыхания,
  2.    расслабление, самомассаж.

7.СА – ФИ – ДАНС

8.Подвижные игры

9.Коррегирующие упражнения

10.Комплексы упражнений

11. Лечебно – профилактический танец «Фитнес – Данс»

В течении года

В течении занятий

10 часов

12 часов

8 часа

В течении занятий

10 часов

В течении  занятий

10 часов

8часов

10 часов

 

                     ВСЕГО                                                         68   часов        

12.

Примерное планирование материала.

Учебный материал

Основы  знаний.

Правила поведения в спортзале.  

                О.Р.У.

О.Р.У.  без предметов:

-упражнения для мышц плечевого

 пояса и рук.  

-упражнения для мышц спины.

О.Р.У. с предметами:  

- упражнения с палкой.

- упражнения у гим. стенки.

Дыхательные упражнения.

Упражнения на расслабление.

Самомассаж.

Ходьба и бег.

Примерные комплексы:

-для профилактики наруш. осанки

-упражнения при плоскостопии

Пальчиковая гимнастика

Коррегирующие упражнения:

- симметричные;

- асимметричные;

- упражнения для формирования

   и закрепления осанки.

     Подвижные игры:

-“ Чья лошадка быстрее?  “

- “ Барабан “

- “ Cидя по-турецки. “

-  “ Где ноги? “

-  “  Сидячий футбол “

-  “ Переложи  мяч  “

-  “ Ходим в шляпах“

- “  Море волнуется “

-  “ Между булавами“

-  “  Ловкие ноги”

                                                     

Номера уроков

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

+

Р

Р

Р

Р

Р

3

Р

Р

Р

+  

+

З

З

З

З

З

3

Р

З

+

+                            

С

С

С

С

С

3

З

З

С

+

+

С

С

С

С

С

3

З

С

+

+

Р

Р

+

+

+

4

С

С

+

+

+

З

З

+

+

+

4

С

+

+
+

С

С

+

+

+

4

С

С

Р

+

+

С

С

+

+

+

4

С

З

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

С

+

+

+

+

+

+

+
+
2

+

С

+

+

+

+

+
+
2

+

+



+

+

+

+

+

+
+
2



+





+

+

+

+

+

+
+
+
3

+

+




Р

+

+

+

+

+

+
+

3

+






З

+

+

+

+

+

+

+

3

+


+




С

+

+

+

+

+

+

+

3

+






С

+
+

13.

            ПРИМЕРНЫЕ   ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ

                                             1-17 УРОК.

     Урок 1. Правила поведения на уроках по лечебной физкультуре. Ходьба и бег.

Разучить  упражнения  для мышц  шеи,  плечевого  пояса  и рук.  Разучить О.Р.У.  

с палкой.  Упражнения  у  гимнастической  стенки.  Выполнить  упражнения  на расслабление. Пальчиковая  гимнастика.  Коррегирующие  упражнения (симметричные) Примерный комплекс для профилактики осанки. Подвижная игра: « Чья лошадка быстрее»

     Урок 2. Повторить  правила  поведения  на  уроках  по  ЛФК.  Ходьба и бег.

Повторить О.Р.У. с гимнастической палкой. Закрепить  упражнения  для  мышц  шеи, плечевого пояса и рук.  Повторить  упражнения у гимнастической стенки. Упражнения  на  расслабление. Упражнения  на  плоскостопие.  Пальчиковая  гимнастика,  коррегирующие упражнения. Подвижная игра: “ Барабан “

     Урок 3. Ходьба, бег. Совершенствовать О.Р.У.  с  гимнастической палкой,  упражнения для мышц шеи,  плечевого  пояса  и  рук.  Закрепить упражнения у гимнастической стенки.  Самомассаж. Примерный  комплекс  для  профилактики  нарушения  осанки. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: “ Сидя по-турецки “

     Урок 4. Построение, ходьба и бег. Закрепить О.Р.У. с гимнастической палкой.

Совершенствовать упр. для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Совершенствовать

упражнения на плоскостопие. Коррегирующие упражнения. Подвижная игра: « Где ноги»  Дыхательные упражнения.

     Урок 5.  Построение, ходьба, бег.  Разучить упр. у гимнастической стенки. Разучить упражнения для мышц спины.  Дыхательные упражнения.  Самомассаж.  Примерный  комплекс для профилактики  нарушения  осанки.  Коррегирующие  упражнения.  Подвижная  игра:“ Cидячий футбол “

     Урок 6.  Построение, ходьба, бег.  Повторить упражнения у гимнастической

стенки,  повторить  упр.  для  мышц спины.  Дыхательные  упражнения.  Самомассаж. Примерный  комплекс  на  плоскостопие.  Подвижная  игра:

“ Переложи мяч”

     Урок 7.  Построение,  ходьба  и бег.  Упражнения  на  дыхание. Примерный

Комплекс для профилактики нарушения осанки. Упражнения на мышцы спины.

Совершенствовать  упражнения у  гимнастической стенки. Подвижная игра:  «Ходим в шляпах».

     Урок 8.   Повторить содержание урока  № 7.

     Урок 9.   Повторить содержание урока  № 1.

     Урок 10.  Повторить содержание урока № 2.

     Урок11.   Повторить содержание урока № 3.

     Урок 12.  Повторить содержание урока № 4.

     Урок13.   Повторить содержание урока № 5.

     Урок 14.  Повторить содержание урока № 6.

    Урок 15.   Повторить содержание урока № 7.

     Урок 16.  Повторить содержание урока № 8.

14.

Примерное планирование материала.

Учебный материал

Номера уроков

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

          Основы знаний.

Правила поведения на ЛФК.

          О.Р.У.

О.Р.У. без предметов:

- упражнения для мышц

  брюшного пресса

- упражнения для  боковых

  мышц туловища.

О.Р.У. с предметами:

- упражнения с обручами

- упражнения на гим. скамейке

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Игропластика

Ходьба и бег

Примерные комплексы:

- при боковом искривлении

- при плоскостопии

Коррегирующие упражнения

Подвижные игры:

-  “ Контроль осанки”

- “ Перенеси булаву- не уронив”

-  “ Мяч не теряй”

- “ Школа мяча “

-  “ Послушный мяч “

- “ Кто устойчевее “

- “ Гуси “

- “ Не урони “

- “ Не урони кольцо “

- “ Ходьба и бег по гимнастич.

     cкамейке “

+

Р




Р


Р
Р
Р
2


Р


Р

+

З




З


З
З
З
2


З


З


+

+

С




С


С
С
С
2


С


С

+

+

С




С


С
С
С
2


С


С

+

+

Р



Р

+
+
+
3



Р

+

+

+

+

З



З

+
+
+
3



З

+

+

+

+

С



С

+
+
+
3



С

+





+
+


+

С



С

+
+
+
3



С

+


+

+

+




+


+
+
+
4


+


+


+

+




+


+
+
+
4


+


+


+








+

+




+


+
+
+
4


+


+

+


+




+


+
+
+
4


+

+


+














+



+

+
+
+
3



+

+


+

+

+



+

+
+
+
3



+

+


+

+

+

+



+

+
+
+
3



+

+

+

+

+

+



+

+
+
+
3



+

+

+

+


+

                                                     

15.

                ПРИМЕРНЫЕ   ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ

                                             17 – 32 УРОК.

     Урок 17. Правила  техники  безопасности  на уроках по лечебной физкультуре.

Построение, ходьба,  бег.  Разучить  О.Р.У.  с  обручем. Упражнения на дыхание,

на  расслабление.  Игропластика.  Разучить  примерный  комплекс  при   боковом

искривлении.  Коррегирующие  упражнения. Подвижная  игра: « Контроль  осанки».

     Урок 18.  Построение, ходьба, бег. Повторить упр. с обручем.  Упражнения на

дыхание,  упр. на расслабление.  Повторить  комплекс упражнения при боковом искривлении.  Коррегирующие упражнения.  Игропластика.  Подвижная  игра:

“ Перенеси булаву,  не уронив ”

     Урок 19. Построение, ходьба, бег.  Совершенствовать упр. с обручем. Упр. на

расслабление  и  дыхательные упражнения. Совершенствовать  примерный комплекс упражнений при боковом искривлении. Коррегирующие упражнения. Игропластика. Подвижная игра: “ Мяч не теряй“

     Урок 20.  Построение,  ходьба и бег.  Закрепить  упражнения с обручем.  Упражнения для мышц брюшного пресса.  Упражнения на расслабление и дыхание.  Разучить примерный  комплекс  упражнения при плоскостопии.  Игропластика. Коррегирующие упражнения.  Подвижная игра – “ Школа мяча. Послушный мяч”

     Урок 21. Построение, ходьба, бег. Разучить О.Р.У. на гимнастической скамейке Упражнение  на  дыхание  и расслабление.  Совершенствовать  комплекс упражнений при  плоскостопии.  Упражнения  на дыхание и расслабление.  Коррегирующие упражнения. Разучить упражнения для боковых мышц туловища.  Подвижная игра: “ Послушный мяч”

     Урок 22.  Построение, ходьба и бег.  Повторить  упражнения  на гимнастической скамейке.  Упражнения на дыхание, расслабление.  Повторить  комплекс упражнений на плоскостопие.  Коррегирующие упражнения. Повторить  упражнения для  мышц  боковых  мышц туловища. Подвижная  игра: «Кто  устойчивее»

     Урок 23.  Построение, ходьба, бег. Совершенствовать  упражнения на скамейке. Примерный  комплекс  упражнений при  плоскостопии.  Упражнения  на  расслабление и дыхание.  Совершенствовать  упражнения  для боковых мышц туловища.  Подвижная игра:  “Гуси. Послушный мяч“

     Урок 24.  Построение. Ходьба, бег. Закрепить упражнения  на гимнастической скамейке. Закрепить  упражнения для  боковых мышц туловища.  Упражнения на дыхание и расслабление. Закрепить  примерный  комплекс  упражнений при плоскостопии.  Коррегирующие  упражнения. Подвижная  игра: “ Не урони”

     Урок 25.  Повторить содержание урока  № 17.

     Урок 26.  Повторение содержание урока № 18.

     Урок 27.  Повторить содержание урока № 19.

     Урок 28.  Повторение содержание урока № 20.

     Урок 29.  Повторение содержания урока № 21.

     Урок 30.  Повторить содержание урока № 22.

     Урок 31.  Повторение содержания урока № 23.

     Урок 32.  Повторение  содержание урока № 24.

16.

Примерное планирование материала.

Учебный материал

Номера уроков

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Основные  знания

Значение занятий по ЛФК

             О.Р.У.

О.Р.У. без предметов:

- упражнения для мышц ног

- упражнения для мышц шеи,

  плечевого пояса и рук

О.Р.У. с предметами:

- упражнания со скакалкой

Дыхательные упражнения

Упражнения на расслабление

Самомассаж

Упражнения ритм. гимнастики

Ходьба и бег

Примерные комплексы:

- при сутулой спине

- при плоскостопии

Коррегирующие упражнения:

- упражнения на формирование

  и закрепление осанки

Подвижные игры:

- “ Длинная скакалка “

- “ Свободное место “

- “ Серсо “

- “ Перелет птиц “

- “ Мороз и кролики “

- “ Мы такие футболисты “

- “ Катание мячей “

- “ Мяч в ворота “

- “ Кто подует сильнее “

- “ Кто быстрее “

+


Р




Р

Р
Р
Р
Р
2

Р

Р

+

З

З

З
З
З
З
2


З

+

+

С

С

С
С
С
С
2


С



З

+

+

Р



С

С
С
С
С
2



Р








+

+

З

+
+

+

+
3

З

С

+

+

С

+

+

+

+

3

С

+

+

Р

+

+

+

+

3

+

С

+

+

З

+

+

+

+

3

+

+

+

С

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

3 +

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3+

+

+

17.

ПРИМЕРНЫЕ   ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ.

УРОК  33 –48

     Урок 33.  Значение занятий по лечебной физкультуре. Разучить О.Р.У. со

 скакалкой. Упражнение на дыхание и расслабление. Упражнения ритмической гимнастики.   Разучить  комплекс  упражнений при  сутулой  спине.   Коррегирующие   упражнения. Упражнения  на  формирование  и  закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Длинная скакалка”

     Урок 34. Построение, ходьба и бег. Повторить упражнения со скакалкой. Упражнения на дыхание и расслабление.  Упражнения  ритмической  гимнастики.  Повторить  примерный комплекс упр. при сутулой спине. Коррегирующие упражнения. Упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Cвободное место”

     Урок 35. Построение, ходьба, бег. Совершенствовать упражнения со скакалкой. Упражнения на расслабление и дыхание. Упражнения ритмической гимнастики. Коррегирующие упражнения.  Совершенствовать  комплекс упражнений при сутулой спине. Упражнения на формирование и закрепление правильной осанки.  Подвижная игра  “ Серсо”

     Урок 36.  Построение,  ходьба, бег.  Закрепить  упражнения со  скакалкой. Разучить упражнения для мышц ног.  Упражнения  на  дыхание и расслабление.  Закрепить упражнения ритмической  гимнастики.  Разучить  примерный  комплекс упражнений при плоскостопии. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки. Подвижная игра: “ Перелет птиц”

     Урок 37.  Построение, ходьба, бег.  Повторить упражнения для мышц ног. Упражнения  на дыхание и расслабление.  Повторить  комплекс упражнений при  плоскостопии. Коррегирующие  упражнения  на  формирование  и  закрепление  правильной осанки. Подвижная игра: “ Мороз и кролики”

     Урок 38.  Построение, ходьба и бег.  Совершенствовать  упражнения для  мышц ног. Дыхательные  упражнения и на расслабление. Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной осанки.  Закрепить  примерный  комплекс  упражнений при плоскостопии.   Подвижная игра: “ Мы такие футболисты”

     Урок 39. Построение, ходьба, бег. Разучить упражнения для мышц шеи,

плечевого пояса и рук. Упражнения на дыхание  и  на расслабление.  Разучить  комплекс при сутулой спине.  Коррегирующие упражнения на формирование и закрепление правильной  осанки.  Подвижная игра: “ Катание мячей”

     Урок 40.  Построение, ходьба, бег. Повторить упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук. Упражнения на дыхание и расслабление. Повторить комплекс упражнений при  сутулой  спине.  Коррегирующие  упражнения  на  формирование  и закрепление правильной  осанки.  Подвижная  игра: “  Мяч  в  ворота “

     Урок 41. Повторить содержание урока № 39. Подвижная игра¨” Кто быстрее”

     Урок 42. Повторить содержание урока № 40.   Урок 43. Повтор урока № 33.

     Урок 44. Повторить содержание урока № 34    Урок 45. Повтор урока № 36.

     Урок 46. Повторить содержание урока № 34.   Урок 47. Повтор урока № 37.

                          Урок 48.  Повторить содержание урока № 36.

18.

Примерное планирование материала

Учебный материал

Номер урока

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

598

60

61

62

63

64

65

66

67

68

  1. Ходьба и бег.

  1. О.Р.У.  без    

      предметов

  1. О.Р.У. с предметом

  1. О.Р.У. на

     гимнастических

     снарядах.

  1. О.Р.У. на развитие

дыхания, расслабление,

самомассаж.

  1. СА-ФИ-ДАНСЕ.

  1. Подвижные игры.

  1. Коррегирующие

     упражнения

П

П

П

П

П

П

П

П

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

С

С

С

С

С

С

С

С

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

С

С

С

С

С

С

С

С

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


+



+

+

+

+

+

+

+


+



+

+

+

+

+

+

+


+



+

+

+

                    ПРИМЕРНЫЕ    ПОУРОЧНЫЕ   ЗАДАЧИ.

Урок 48 –68.  Повторение  и  совершенствование  пройденного   материала

                        на  усмотрение  учителя,  в зависимости от количества часов

                        и степени подготовки учеников.

19.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Алямовская В.Г.  Как воспитать здорового ребенка. – М., 1993.
  2. Белостоцкая Е.М.,  Виноградова Т.Ф.,  Каневская Л.Я.  и др.

Гигиенические  основы   воспитания   детей   от  3 до 7 лет. – М.,  1987.

  1. Бердыхова Я.     Мама, папа, занимайтесь со мной. –  М.,  ФкиС.   1990.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О.  Развивающие игры для детей

младшего школьного возраста. – М.“ Просвещение “  1991.

  1. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.

М.,  “ Советский спорт. “ 1986.

  1. Велитченко  В.К., Волкова  С.С.,  Рипа  М.Д.      Занятия   физической

культурой со школьниками, отнесенными  к  специальной медицинской

группе.  – М., “ Просвещение “. 1988.

  1. Иванов С.М.      Лечебная  физкультура  при  заболеваниях  в  детском

возрасте. – М., Медицина. 1983.

  1. Качашкин В.М.  Физическое  воспитание  в начальной школе. – М., 1978.
  2. Кольцова М.М.,  Рузина М.С.    Ребенок  учится  говорить:  пальчиковый

игротренинг. – СПб., 1998.

10.Коротков И.М.  Подвижные игры детей. – М., 1987.

11.ЛовейкоИ.Д.,  Фонарев М.И.     Лечебная  физкультура  при  заболеваниях

     позвоночника у детей. – М. 1988.

12.Морфо-функциональное  созревание  основных  физиологических  систем

     организма детей дошкольного возраста.

    / Под ред. Антроповой М.В., Кольцовой М.М./ - М., 1983.

13.Пономарев С.А.Растите малышей здоровыми. – М.,“ Советский спорт “ 1989.  

14.Пензулаева Л.И.  Физическое развитие детей 5 – 6 лет. – М., 1988.

15.Потапчук А.А., Дидур М.Д.    Осанка и  физическое  развитие  детей.

     Программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб. Речь. 2001.

16.Страковская В.Л  Подвижные  игры в терапии больных  и  ослабленных

     детей. – М., Медицина. 1987.

17.Страковская В.Л.  300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет.

      М. 1994.

18.Тюрин  Аверкий.  Самомассаж. –  СПб.,  Москва.,  Минск.,  Харьков.  1997.

19.Толстых А.В.   Познай себя. – Искуство. 1990.

20.Фомина А.И.    Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду.

     М. 1974.

21.Фонарев М.И.     Лечебная физкультура при детских заболеваниях.

     Ленинград. “ Медицина “ Ленинградское отделение. 1981.

22.Фонарев М.И.  Развитие функций мышечной системы ребенка. Афтореферат

     докт. Диссиртации. – М. 1969.

23.Фонарев А.М.  Развитие ориентировочных реакций у детей. – М. 1977.

24.Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий

     по  ритмической  гимнастике  в школе. – Л. 1987, 1988.

20.

25.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.  “ СА – ФИ – ДАНСЕ “. Танцевально – игровая

      гимнастика  для  детей:  Учебно - методическое  пособие  для  педагогов

      дошкольных и школьных учреждений.  СПб. “ Детство – пресс “, 2000.

26. Хамзин Х.  Сохранить  осанку – сберечь  здоровье. -  М., “Знание”  1980

27. Шмелева М.И., Элькина К.Н.  Лечебная физкультура для детей перенесших

      костно – суставной  туберкулез. – М., “ Медицина”  1966.

28. Шитикова Г.Ф.   Если хочешь быть здоровым. – Лениздат. 1978.

29. Цвынтарный В.В.  Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. 1996.

30. Юрко Г.П.,   Фролов В.Т.    Физкультурные  занятия  на  воздухе  с  детьми

      дошкольного  возраста.  –  М.  1983.

31. Яковлев В.Г.   Игры для детей.  – М., Физкультура и спорт. 1985.

       

                    ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ.

1.Аленький Б.Ф. Массаж и движение. – Екатеринбург; Средне – Уральское

   книжное издательство, 1992

2. Дубровкий В.И. Лечебная физкультура. – М.: Владос, 1999

3. Зайцев А.А., Конева Е.В., Полищук Н.К., Сологуб С.А. Физическое

    воспитание школьников. – Калининград, 1997

4. Как вырастить здорового ребенка. Под редакцией Асферова  В.П. –

    Л.:Медицина, 1991

5. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый

    игротренинг. – СПБ.: МИМ, 1998

  1. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. – М.: Эксмо,

     2002

7.Красикова И.С. осанка. Воспитание правильной осанки. Лечение

нарушений осанки. – СПБ: Корона принт, 2001

8. Каралашвили Е.Л. Физкультурные минутки. – М., Творческий центр, 2002

9. Кеменев Ю.Я. Дыхательная гимнастика. – Издательская группа «Весь»,2004

10. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте./Под ред.

      Иванов С.М. – М.: Медицина, 1988

  1. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях

     позвоночника у детей. –Л.: Медицина, 1988

  1. Матвеев С.В. Херодинрв Б.И. Здоровый ребенок. Физическое воспитание

и врачебный контроль. – СПБ.:  Сотис, 1999

  1. Михайлов М.К., Акберов Р.Ф. К проблеме шейного остеохондроза у

 детей. – Вертебрология. 1995

14.Овчинникова Т.С. Потапчук А.А. Двигательный тренинг для  

     дошкольников. – СПБ.: Речь. 2002

15.Полеся Г.В., Петренко Г.Г. Лечебное плавание при нарушении осанки и

     сколеозе у детей. – Киев.: Здоровье, 1980

16. Рубинова А.Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и

     сколеозах у школьников. – М.: Медицина, 1995

17. Сайкина Е.Г.,Фирилева Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! –

      СПБ. Издательство: Детство ПРЕСС, 2004

21.

18. Спешнев Ф.Ф. Спортивно – вспомогательная  гимнастика. – М.: ФиС,1957

19. Сайкина Е.Г., Фирилева  Ж,Е. Лечебно – профилактический танец

      «Фитнес – данс» - СПБ, Детство – Пресс, 2007

20. Узорова О.В. Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.АСТ- Астраль,

      2002

21. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально – игровая гимнастика для

      детей «СА-ФИ-ДАНСЕ». – СПБ: Детство – Пресс, 2006

22. Фирилева Ж.Е. Танец как средство оздоровления детей  школьного и

      дошкольного возраста. – СПБ.: Изд – во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006

23. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ, ИЧП

     «Хардроу», 1996

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено....

Методическое пособие «Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста»

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия  у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклон...

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...

Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей раннего и дошкольного возраста»

Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей....

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...