Педагогический проект «Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
проект по физкультуре

Педагогический проект:

«Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pahomovoy_a.a._madou_56.docx840.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад  № 56 «Северяночка»

 Педагогический проект

«Технологии занятий по плаванию и повышение двигательной активности для физического развития и оздоровления  детей дошкольного возраста»

Проект подготовила:

инструктор ФИЗО (плавание)

Гришаева Анна Александровна

г. Нижневартовск 2024

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

Пояснительная записка

5

1. Концептуальные основы

10

  1. Технологии занятий плаванием с детьми дошкольного возраста для физического развития и оздоровления

10

  1. Двигательная активность и здоровье

14

2. Содержание проекта

17

3.Механизм реализации

18

     3.1.Работа с воспитанниками

18

3.2.Работа с педагогами

20

3.3.Работа с родителями

4. Условия реализации проекта

21

27

     4.1. Кадровое обеспечение проекта

27

     4.2. Материально-техническое обеспечение

27

     4.3. Методическое обеспечение проекта

28

5 . Перспективы дальнейшего развития

29

Список литературы

29

Приложение

32

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Технологии занятий плаванием с детьми дошкольного возраста для физического развития и оздоровления

Основание для разработки

проекта

  • Федеральный закон «Об образовании  в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Закон ХМАО - Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре»;
  • Программа «Развития образования города Нижневартовска на 2021-2024 годы»;
  • Устав образовательного учреждения, образовательная программа и программа Развития МАДОУ; программа развития педагога по реализации программы Развития ДОУ.

Автор проекта

Гришаева Анна Александровна,

Инструктор ФИЗО (плавание)  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №56 «Северяночка»

Организация исполнитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 56 «Северяночка», (далее – МАДОУ  ДС №56), группа компенсирующей  направленности для детей 5-7 лет

Адрес

организации исполнителя, телефон/факс

ул. Дружбы Народов, 14а, город Нижневартовск Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия.

Телефон/факс – (3466) 45-18-95

География

МАДОУ ДС № 56 «Северяночка»

Целевые группы

Дети обучающиеся плаванию старшего дошкольного возраста (5-7лет)

Тип проекта

 Педагогический

Сроки реализации

3 года

Цель

Создание системы  работы по плаванию и повышению двигательной активностидетей для физического развития и оздоровления.

Задачи

  1. Формировать у детей плавательный навык, через использование специальных игр и упражнений.
  2. Повышать уровень двигательной активности за счет формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
  3. Формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка, используя эффективные формы взаимодействия.

Краткое

содержание

проекта

В проекте раскрываются концептуальные, организационные и содержательные подходы к созданию системы работы по плаванию, повышению двигательной активности у  дошкольников  в процессе образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты

Дети:

- у 50% детей сформируется плавательный навык;

- на 50% повысится уровень двигательной активности;

Родители:

- 80% сформируется активная позиция в воспитании и оздоровлении детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка

Представленный педагогический проект  ориентирован на улучшение плавательных навыков и существенное развитие физического развития  у детей  дошкольного возраста.

Данная  работа направлена на сотрудничество педагогов, дошкольников и родителей.

Проект решает ряд педагогических и оздоровительных проблем, сложившихся в современном дошкольном образовании.

Актуальность выбранной темы определена особой социально – экономической и социально – гигиенической ситуацией как в Ханты-Мансийском автономном округе, так и в городе Нижневартовске: в последние десятилетие отчетливо наблюдается тенденция к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому работа по укреплению и сохранению здоровья детей имеющихся нарушений является одним из приоритетных направлений Федеральной целевой программы «Образование и здоровье».

Статистика. В нашем дошкольном учреждении  бассейнпосещают дети с разными показателями здоровья и отставание  в развитии двигательных функций обнаруживается в 70-75% случаев и составляет  в среднем 1-2 года.

Наличие разного показания здоровья у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития. Всестороннее обследование двигательной сферы детей  позволило обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития. К ним относятся:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

- дефицит или избыток массы тела;

- снижение функции опорно-двигательного аппарата;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Еще одной из причин, приводящих, к ухудшению здоровья является недостаточно подвижный образ жизни детей. Большую часть времени они проводят в одном и том же положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно–двигательном аппарате, о чем свидетельствуют результаты визуального  осмотра.

Поэтому необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организации, индивидуализации оздоровительно–профилактических мероприятий, создании определенных условий.

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих ДОУ, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье», в которой раскрыты психолого-педагогические и коррекционно-развивающие основы формирования и развития здоровья детей с речевыми нарушениями. На основании программы «Здоровье» разработана  мини-программа «Азбука здоровья», успешно внедряемая в группе, где основной акцент сделан на осуществление личностно-ориентированного подхода к воспитанникам и индивидуальную работу по профилактике имеющихся у них нарушений.

Цель проекта - Создание системы  работы по плаванию с детьми и  повышение их двигательной активности.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей плавательный навык, через использование специальных игр и упражнений.

2.Повышать уровень двигательной активности за счет формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

3.Формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка, используя эффективные формы взаимодействия.

Объект:физическоевоспитаниедетей старшего дошкольного возраста в бассейне.

Предмет:профилактика здоровья  и повышение двигательной активностидетей дошкольного возраста.

Методы работы:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседы;
  • практическая деятельность.

Реализация проекта предполагает соблюдение следующих условий:

  • учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка;
  • индивидуальный - дифференцированный подход;
  • объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей;
  • динамичность результата.

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:

с детьми:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность в режиме дня;
  • самостоятельная деятельность;

педагогами:

  • выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО;
  • консультации;
  • мастер-класс;
  • семинары;

 родителями:

  • анкетирование;
  • беседы с родителями по вопросам полноценного физического и психического развития детей;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • сотворчество детей и родителей (участие в творческих выставках, оформление альбомов, газет и др.).

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации детской деятельности и оздоровительной работы всего педагогического коллектива ДОУ.

Для полноценного развития физических способностей детей и оздоровительной работы в ДОУ созданы все необходимые условия. Все помещения оснащены соответствующим оборудованием и отвечают Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиНа 3049-13 от 15.05.2013 №26. В групповых комнатах детского сада есть спортивные уголки, которые оснащены следующими средствами обучения:

  • мультимедиа, использование видео – аудиоматериалов, персональный компьютер;
  • наглядно-иллюстративный материал;
  • художественная и научно-познавательная литература;
  • пособия для подвижных игр (вожжи, маски, ленточки, флажки, кегли, резиновые мячи, обручи, мешочки с песком и т.д.);
  • нестандартное физкультурное оборудование и др.

Решение задач проекта осуществляется через непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность в режиме дня; самостоятельную деятельность детей; кружковую работу. Используются здоровьесберегающие технологии в игровой форме,  осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование физических способностей каждого ребенка.

1. Концептуальные основы проекта

1.1. Технологии занятий плаванием с детьми дошкольного возраста для физического развития и оздоровления

          Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания.

          В нашем дошкольном учреждении в настоящее время функционируют 13 возрастных групп, 9  посещают бассейн. Занятия по оздоровлению детей проводятся с 07.30-09.30, 10.00-12.30 и после дневного сна с 15.20 - 17.00.Дети посещают бассейн 1 раза в неделю, занимаясь подгруппами по 8-10 человек. Продолжительность занятия в средней группе 10-15 минут, в старшей 20-25 минут, в подготовительной 25-30 минут.

           Большое внимание наше дошкольное учреждение уделяет оздоровительной работе с детьми, для чего создана и постоянно пополняется предметная развивающая среда для оптимизации двигательного режима, в системе ведутся профилактические процедуры и закаливающие мероприятия.

1. Упражнения для устранения двигательных нарушений.

2. Упражнения для координированности движений.

3. Упражнения на снижения массы тела.

4. Упражнения для  детей  с избытком массы тела.

5. Упражнения для  снятия возбуждения и стрессов у детей, берем упражнения на релаксацию.

              Выделены несколько этапов обучения. Первый начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно, произвольно выполняют упражнение вдох-выдох в воду несколько раз подряд (не менее 10).

              После этого дошкольники обучаются плаванию определенным способом. В результате третьего этапа дети должны уметь проплыть 10-15 м на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

              Каждый из этапов начального обучения плаванию условно может быть "привязан" к определенному возрасту детей:

первый - ранний и младший дошкольный возраст;

второй - младший и средний дошкольный возраст;

третий - старший дошкольный возраст;

                Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и знаний, развиваются физические качества и умственные способности детей, воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества, вырабатывается осознанное и ответственное отношение к своим поступкам, к взаимоотношениям со сверстниками.

               Методика обучения плаванию опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуального подхода к ребенку: сознательность и активность, систематичность, наглядность, доступность.

               Занятия проводятся систематически. Это очень важно, ведь обучение плаванию связано с другими формами работы по физическому воспитанию, а также со всем педагогическим процессом.  При регулярном проведении занятий обязательно чередование физической нагрузки и отдыха, полезна смена разных видов деятельности, попеременное выполнение упражнений и игр.

                Двигательные умения и навыки формируются при многократном повторении упражнений. Необходимо, чтобы повторение сочеталось с усвоением нового. Занятия, предусматривающее изменение упражнений от более простых к более сложным, от известных к неизвестным, должны быть регулярными, иначе цель обучения не будет достигнута.

              Успех в обучении плаванию может быть достигнут лишь в том случае, если будут учтены особенности развития детей того или иного возраста и реальные силы и возможности каждого ребенка. Только зная состояние здоровья, уровень физического развития, степень подверженности простудным заболеваниям, индивидуальные реакции на физические нагрузки и изменение температурных условий, можно выбрать наиболее правильные пути обучения дошкольника плаванию.

             Постепенность и последовательность в переходе от привыкания к воде во время простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений (скольжение, плавание с предметом в руках или облегченным способом и т.п.) является одним из условий обучения детей. В этом - залог усвоения более сложных приемов плавания, их техники и приучения детей к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

            Принцип наглядности при обучении плаванию - один из ведущих. Мышление дошкольника конкретно, двигательный опыт незначителен, восприятие движений в водной среде осложнено. Непривычность обстановки возбуждает детей, внимание их рассеивается, плеск воды заглушает голос преподавателя. В этих условиях различные чувственные образы - зрительные, слуховые, мышечные - в сочетании создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению. Большое значение при этом имеет взаимосвязь показа с живым, образным словом - рассказом, объяснением. Хорошие успехи достигаются при наглядных (показ, звуковые и зрительные ориентиры, непосредственная поддержка и помощь), практических (упражнения-повторения, игры, соревнования) методов и приемов.

           Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.

           Разучивание движений ног:

 а) на суше (имитация) и с опорой на месте в воде;

б) в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания;

в) в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.

           Разучивание движений рук:

а) на суше и стоя в воде;

 б) в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении;

 в) то же в согласовании с дыханием;

г) плавание, совершая грёбковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ногами удерживается доска, круг).

           Таким образом, в обучении применяется групповая индивидуализация. Смысл ее в том, что занимающихся обучают общим для всех плавательным движениям, а осваивают они эти движения по-разному. Один и тот же материал применяется на занятиях с каждым ребенком в различной последовательности и дозировке. Этот прием позволяет повысить моторную плотность занятий, заинтересованность детей, ускорить перенесение подготовительных упражнений на суше с занятий в бассейне на занятия по физической культуре (в физкультурном зале или на улице). 3-5 таких упражнений рекомендуется включать во вводную часть занятий за 1-2 месяца до начала обучения. Это главным образом упражнения имитационного характера, а также упражнения, подготавливающие к овладению правильным дыханием при плавании разными способами. Аналогичные упражнения следует включать также в комплексы утренней гимнастики и в домашние задания.

              В заключение курса обучения, на 15-м занятии, проводят праздник соревнование. На него приглашают родителей. В содержание праздника включается проплывание на время , эстафетное плавание. Победители награждаются призами, вручаются значки "Умею плавать".

Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших ребят в детстве, тем легче им будет приспособиться к новым социальным условиям.

1.2.Двигательнаяактивность и здоровье

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованный двигательный режим. Особое значение мы придаем развитию движений детей. Для решения этой задачи:

- создаем для каждого ребенка возможность для достаточной двигательной активности;

- обеспечиваем индивидуальный подход к детям;

- своевременно выявляем отклонения в развитии двигательных функций и ведем коррекционно-профилактическую работу.

В плане повышения двигательного режима детей в течение всего дня большое значение уделяем созданию необходимых условий на прогулочном участке и в помещении группы. Повышению двигательной активности, на мой взгляд, способствует, прежде всего, продуманное и рациональное расположение мебели и игрового оборудования.

Мы периодически меняется расположение игрового материала и игрушек. В этом случае они не теряют для детей новизны, вызывают интерес. Большую роль в двигательном режиме играют атрибуты, сделанные педагогами и родителями – нестандартное физкультурное оборудование.

При организации прогулок особое внимание обращаем на одежду и обувь детей, так как одежда по сезону дает возможность ребенку максимально пребывать в движении, не остывать и не перегреваться на улице. На прогулке используем выносные атрибуты (машины, мячи, скакалки и т. д.), которые обеспечивают разнообразную двигательную деятельность детей.

Оборудование участка представляет собой: теневой навес (веранда, домик), различное оборудование для упражнений в равновесии, лазании, метании и размещено оно так, чтобы высвободить больше площади для подвижных игр, самостоятельной деятельности.

Важное место отводим проведению занятий по развитию движений на воздухе. В процессе обучения детей движениям используем в соответствии с их уровнем развития и решаемыми в каждом виде деятельности задачами рационального сочетания разнообразных методов и приемов, таких как наглядно-вербальный показ, дробление материала, тактильная помощь, совместное выполнение движений, после которых дети пробуют самостоятельно выполнить упражнения, карты с символами-обозначениями четкой последовательности отрабатываемых движений. Занятия планируются с учетом минимума нового материала и большей частью закрепление ранее усвоенных действий. С учетом того, что дети с различными нарушениями быстро утомляются, сокращается продолжительность поз для статических положений (например, различные виды стоек) и чередуем интенсивные упражнения, требующие большой активности, со спокойными. В связи с этим обязательным элементом каждого занятия становятся дыхательные и релаксационные упражнения («Тепло-Холодно», «Солдатики-Тряпичные куклы» и другие).

Кроме того, режим двигательной активности детей нашей группы включает: (Приложение 1)

- подвижные игры в течение дня (бессюжетные и сюжетные игры, игры забавы, соревнования, эстафеты, игровые упражнения «Зоркий глаз», «Ловкие прыгуны» и т.д.) (Приложение 2);

- гимнастика, которая представляет собой систему физических упражнений. Ее основу составляют элементы ритмики – движений, способствующие развитию  регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

- физминутки и динамические паузы необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждения психического утомления, содержанием которых являются несложные упражнения коррекционной направленности, упражнения на развитии мелкой моторики, ритмические упражнения или подвижные игры малой интенсивности (Приложение3);

            -   занятия плаванием в бассейне, оздоровительной работе с детьми, разрабатываются комплексы занятий ,открытые занятия (Приложение 5), игры (привыкание к воде, на скольжение, погружение в воду, погружение в воду с головой, погружение в воду с открытыми глазами)(Приложение 2).

- динамический час («Час здоровья») – проводится во время прогулки или при плохих погодных условиях, в помещении. «Час здоровья» включает самостоятельные занятие детей на «тренажерах» для профилактики плоскостопия, подвижные игры разной интенсивности, игры-эстафеты, сюжетные двигательные задания и т.д. Важнейшим условием эффективности проведения динамического часа (Приложение 4) мы считаем отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий, игр:

- гимнастика после дневного сна – сюда включены коррекционные упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, профилактические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по «Тропе здоровья».

Наряду свыше перечисленными видами двигательной деятельности, мы большое внимание уделяем формам активного отдыха, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых принимают участие дети и родители: «Дни здоровья», физкультурные праздники, досуги праздники и досуги в бассейне.

  1. Содержание проекта

Содержание проекта разработано с учётом реализации направлений деятельности, тесно взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга.

Постоянное пополнение спортивного инвентаря новым, в том числе и нестандартным оборудованием

Анкетирование родителей (изучение социального заказа)

Кружок «ВеселыеМедузки».

Индивидуальная работа.

Участие на родительском

собрании.

Участие в городских мероприятиях, конкурсах.

Мастер-класс для педагогов ДОУ.

Консультации, беседы с родителями, семинары-практикумы

«День открытых дверей». Просмотр занятий, закаливающих и профилактических мероприятий  

Профилактико-оздоровительная работа  

Индивидуальные беседы с родителями«Ребенок и здоровье»

Выступления на ГМО воспитателей города, советах ДОУ.

Трансляция опыта.

Участие в конкурсах различного уровня совместно с детьми и родителями

Педагогический проект направленна улучшение физических способностей  иформирование активной позиции родителей в воспитании и оздоровлении детей. И реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей.

3. Механизм реализации проекта

3.1. Работа с воспитанниками

I этап – подготовительный (исследовательско– проектировочный):

(сентябрь-октябрь 2022-2023 учебный год)

На первом этапе работы была  изучена нормативно-правовая документация, психолого-педагогическая, методическая литература по данной теме.

Выяснив, что развитие двигательных навыков,  улучшение плавательных спасобностей является актуальной проблемой современного общества и требует внимания педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с ДОУ,  проведено анкетирование родителей детей посещающих группу о важности плавания и выявлено, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы. Далее был систематизирован диагностический инструментарий: исследование уровня состояния здоровья детей,мониторинг по выявлению уровня развития физических качеств и степени физической подготовленности детей, и уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни,определяются подгруппы детей на основе данных о состоянии их здоровья (группа здоровья, группа закаливания).Проведено родительское собрание по теме работы, на котором  родители ознакомлены с существующей проблемой.

II этап – основной (ноябрь 2023-март 2024)

Оценка уровня развития физических качеств и степени физической подготовленности детей

На момент поступления в группу воспитанников среднего дошкольного возраста (5 -й год жизни) с различными нарушениями в 2022 – 2023 учебном году, по результатам проводимых ежегодно медицинских осмотров распределение их по группам здоровья сложилось следующим возрастом:

I группа здоровья - 0 детей,

IIгруппа здоровья – 4 ребенка,

III группа здоровья – 5 детей,

IV группа здоровья – 4 ребенка,

из них 3 ребенка-инвалида, 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В результате проводимого визуального  осмотра выявлено, что у 9 детей наблюдается нарушение осанки, у 7 детей – плоскостопие, с лишним весом 5ребенка,  с дефицитом массы тела 3 ребенка.

Осмотр детей

Основными составляющими двигательной активности являются развитие физических качеств и степень физической подготовленности. Проведенный мониторинг по методике Т. И. Осокиной  показал следующие результаты:

На втором этапе был составлен перспективный план работы с детьми, педагогами, родителями, направленный на развитие двигательной активности, профилактику физического здоровья.  Для достижения максимального эффекта подобран  практический материал: подвижные  игры и (игры и упражнения в воде) для детей с разным уровнем двигательной активности; упражнения для формирования правильного дыхания, коррекции поведения, общеукрепляющей направленности; художественная литература и консультативный материал по работе с педагогами и  родителями.

В результате проведенных мероприятий  создана система работы по профилактике физического здоровья и повышению двигательной активности детей:

  • разработаны и апробированы в образовательном процессе комплексы занятий, игровых упражнений и игр (Приложение 2),
  • создано несколько видов нестандартного оборудования (Приложение 5),
  • цикл познавательно-физкультурных занятий, направленный на профилактику различных нарушений,
  • общеразвивающие и подготовительные упражнений на суше«Сухое» плавание, а также дыхательные упражнения,
  • систематизирован материал художественной литературы,  формирующий основы здорового образа жизни.

3.2. Работа с педагогами

Физическое развитие дошкольников  не может ограничиваться рамками специальных занятий в непосредственно организованной деятельности, поэтому для педагогов провела ряд мастер–классов, подготовлены серии консультаций объединенных общей темой «Формирование активной позиции дошкольников направленной на укрепление и сохранение здоровья»,  использования здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками.

Так же была представленапрезентация на педагогическом совете и открытый просмотр оздоровительного часа, открытое занятие в бассейне непосредственно образовательной деятельности (занятия)  для педагогов дошкольного учреждения и родителей.

3.3. Работа с родителями

Успешное решение оздоровительных и профилактических задач возможно только на основе совместной деятельности с родителями. Залогом успеха в просвещении родителей является тесное сотрудничество с ними, через использование разнообразных форм работы по укреплению и сохранению здоровья детей, профилактики выявленных нарушений и повышению их физических качеств:

  • традиционных - консультации, беседы, родительские собрания и др.;
  • активных - досуги, конкурсы, викторины, дискуссии, выставки, концерты и др.

Для повышения уровня компетентности родителей в области оздоровления детей:

- знакомим с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в группе;

- объясняем родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка, информируем их о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка – спокойное общение, полноценное питание, закаливание, необходимость движения;

- ориентируем их на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и здоровью, стимулирование двигательной активности совместными физическими занятиями, привычки ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, закаливаться, приобретение спортивного инвентаря;

- знакомим с лучшим опытом физического воспитанияи оздоровления дошкольника в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

В работе с родителями и детьми использую элемент технологии Л.В. Гаврючиной - «Дневничок-Здоровячок», который содержит заметки из жизни ребенка, рекомендации родителей из опыта семейного воспитания по ЗОЖ. Работа с «Дневничком» помогает взрослому и ребенку проявить фантазию и инициативу. Ценность записей, сделанных в нем не в правильности оформления, а в их содержании.Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Все работы в «Дневничке» выполнены с любовью, много разных фотографий: ребёнок спит, кушает, занимается гимнастикой, закаливается, посещает бассейн.

Родители -  активные участники совместных мероприятий по оздоровлению детей. Конечно, без их помощи, нам не удалось бы добиться положительных результатов. После подобного общения,  родители включились  в процесс изготовления  нетрадиционных пособий  и пополнили ими спортивный уголок, а именно: «Подушки здоровья», «Массажные варежки», «Дорожки здоровья с пуговицами, палочками, пробками, губками, шнурами», «Скакалка-тяжеловес», «Босоножки – не оторвешь от пола ножки»(Приложение 5).

Поэтому, внедренная система работы по созданию единого образовательно-оздоровительного пространства позволила не только наладить необходимый контакт с семьями, но – главное, сделать процесс формирования основ здорового образа жизни, повышения двигательной активности у дошкольников наиболее эффективным для полноценного физического развития ребенка.

III этап – итоговый (апрель – май 2024)

Для контроля эффективности проведения оздоровительных, воспитательно-образовательных и коррекционных мероприятий, в дошкольном учреждении разработана мониторинговая система, по выявлению имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей, считающихся условно здоровыми, которая построена с учетом возрастных, психофизических и физических особенностей развития дошкольников. В ней предусмотрена оценка интегрированных показателей состояния здоровья детей, которая лежит в основе планирования профилактической работы в дошкольном учреждении и включает в себя оценку:

  • физической подготовленности и развитие физических качеств;
  • физиометрических параметров;
  • комплексную оценку состояния здоровья и определение группы здоровья.

Качество работы с детьми определяется результатами уровня заболеваемости дошкольников – снижением количества пропущенных дней по болезни, количества заболеваний дошкольников, повышение индекса здоровья. Для анализа динамики или ее отсутствия в процессеоздоровлении детей все полученные данные о детях сводятся в единую картину здоровья, физического развития.

Количество случаев заболеваний

Индекс здоровья воспитанников

Уровень развития физических качеств и степени физической подготовленности  воспитанников

Сформированность основ культуры здорового образа жизни

у воспитанников

Уровень компетентности родителей по основам культуры здорового образа жизни

Анализ результатов показал эффективность обучения детей плаванию, профилактических мероприятий, что отразилось на снижении заболеваемости ОРВИ на 40%, увеличении индекса здоровья, улучшении показателей физических качеств, физической подготовленности и в конечном итоге существенно повлияла на повышение двигательной активности воспитанников.

             Результаты функциональных проб с дозированной физической нагрузкой

             Восстановление ЧСС по времени

            Измерение ЧСС в начале эксперимента

Измерение ЧСС в конце эксперимента

В результате мы можем сказать, что улучшилась физическая подготовленностьзанимающихся и улучшился сердечный ритм, это свидетельствует об укреплении сердечно-сосудистой системы.

Динамика изменения роста у девочек и мальчиков

Дети, имеющие показатели ниже среднего роста, в соответствии с физиологическими показателями для данного возраста, повысили свои показатели до среднего, это говорит о том, что плавание способствует не только укреплению здоровья, но и повышению физических качеств организма детей.

Динамика изменения массы тела у мальчиков и девочек

В начальном периоде тренировок масса тела снизилась, затем она стабилизировалась, а в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличилась. Это говорит о том, что тренировочный процесс был построен правильно. Все выше перечисленные исследования дают нам говорить сполной уверенностью о том, что закаливания и укрепления организма, физического, нервно-психического развития, эмоционального и иммунного статуса, у занимающихся детей плаванием способствовали улучшению состояния здоровья.

Сравнивая динамику уровня развития физических качеств и степенифизической подготовленности детей начального и итогового этапов было установлено, что показатели повысились более, чем на 80%. Дети стали лучше ориентироваться в пространстве (ходьба, бег, прыжки  в воде). У детей улучшилась способность сохранять статическое и динамическое равновесие, на достаточном уровне овладели релаксационными упражнениями.

Использование лечебно-оздоровительных физкультурно-оздоровительных игр и мероприятий по  формированию основ культуры здорового образа жизни («Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками») способствовали улучшению состояния  детей на 48%.

4. Условия реализации проекта

Проект реализуется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 56 «Северяночка», который расположен по адресу: ул. Дружбы Народов, 14а, город Нижневартовск Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия

4.1. Кадровое обеспечение проекта

Уровень собственной квалификации для реализации заявленного проекта считаю достаточным: высшее образование, Томский Государственный Университет, г. Томск, 2005 год. Профессиональная переподготовка «Физическая культура в дошкольном учреждении» г. Нижневартовск 2016г.

                      4.2. Материально-техническое обеспечение проекта

  • Методические и дидактические пособия, художественная и научно-познавательная литература.
  • Оборудование (в бассейне) для  физического развития

Для ходьбы, бега, равновесия

дорожка для профилактики плоскостопия из 5 ковриков с шипами

Коврик массажный со следочками

Дорожки с камушками для профилактики плоскостопия

Для прыжков

Обруч малый

Обруч большой

Обручи плавающие(горизонтально)

Обручи с грузами (вертикальные)

Для бросания

Мячи резиновые разных размеров

Корзина баскетбол на воде

Для ныряния

 Игрушки и предметы - тонущие различных форм и размеров

Комплекс (ласты, дыхательные трубки, маски, очки)

Для плавания

Игрушки, предметы - плавающие различных форм и размеров

Игрушки и предметы с изменяющейся плавучестью

Круги спасательные детские облегченные

Нарукавники разных размеров

Поролоновые палки (разных размеров)

Контактные элементы для обучения способом брасс и дельфин

Поворотные, съемные фиксаторы для удержания обучающихся в воде на месте

4.3. Методическое обеспечение проекта

  • опора на содержание:

- Программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2021–2024годы»;

- Программы «Развития ДОУ»;

- образовательной программы ДОУ;

- образовательной программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,

- программы «Здоровье»;

- мини-программы «Азбука здоровья»;

  • разработка содержания проекта;
  • разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности (занятий) и образовательной деятельности в режиме дня («Час здоровья»);
  • подбор наглядности, подбор подвижных, профилактических и оздоровительных игр и упражнений;
  • разработка содержания рекомендаций и оформление информационного стенда для родителей;
  • организация и проведение мониторинга реализации проекта;
  • комплектование методической копилки, обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах,  семинарах, информирование  на сайте МДОУ.

5. Перспективы дальнейшего развития проекта

Предложенная система работы может быть применена, воспроизведена и творчески дополнена любым педагогам в его практической деятельности в том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный интерес.

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.

В дальнейшей своей работе предполагаю применение эффективных способов использования современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, что позволит совершенствовать методы и приемы, используемые в педагогической практике. Планирую полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять среди педагогической общественности города.

Список литературы:

  1. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие./ Л.В. Гаврючина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2008. – 160 с.
  2. Доскин, В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В.А. Доскин, Л.Г. Голубева.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 110 с.
  3. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /Авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская, канд. псих.наук. – Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.
  4. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. / Авт.–сост. Т.С. Никанорова, Е.М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.– 96 с.
  5. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет / Авт-сост. Е.А. Чевычелова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.
  6. Картушина, М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников./ М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. – 208 с.
  7. Картушина, М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада./ М.Ю. Картушина. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 384 с.
  8. Клепинина, З.А. Как развивать в ребенке умение заботиться о своем здоровье: Материалы для занятий с детьми дошкольного возраста./З.А. Клепинина, Е.В. Клепинина. – М.: АРКТИ, 2010. – 56 с.
  9. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5 – 7 лет / Авт.–сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
  10. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Под общ.ред. д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
  11.  Кудрявцев, Т.В. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно–методическое пособие./ Т.В. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-296 с.
  12. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практическое пособие./ М.Н. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2002. – 64 с. (Развитие и воспитание)
  13. Кулик, Г.И. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. / Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 112с. – (Программа развития).
  14. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / Г.В. Каштанова, Е.Г. Мамаева, О.В. Сливина, Т.А. Чуманова; под общ. ред. Г.В. Каштановой. –М.:АРКТИ, 2006.– 104с. (Развитие и воспитание)
  15. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений./ М.Д. Маханева. – М.: АРКТИ, 1999. – 88 с.(Развитие и воспитание дошкольника)
  16. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. – сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 151с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, 2005г.
  18. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей./ М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 256с.
  19.  Формы оздоровления детей 4 – 7 лет: Кинезиологическаядыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок / авт.-сост. Е.И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 207с.
  20. Булгакова Н.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999
  21.  Булгакова Н.Ж. Учить детей плавать. Учебное пособие. - М. 1977
  22.  Васильева В.С., Никитинский Б.Н. Обучение детей плаванию. Учебное пособие. М. 1973
  23. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  24.  Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: ВЛАДОС, 1999г.
  25.  Левин Г. Плавание для малышей. - М.1974
  26.  Макаренко Л.Т. Плавание - М.2002
  27. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе: метод. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1980.
  28.  Осокина Т.И. Как научить детей плавать - М. 1985
  29.  Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плавания в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
  30. Спок Б. Ребенок и уход за ним. - М.: Знание, 1990

Приложение 3

Конспект

проведения динамической паузы между занятиями

Программное содержание. Предупредить развитие утомления у детей,  снизить эмоциональное напряжение и сохранить работоспособность.

Формировать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни.

Воспитывать  навыки доброжелательного отношения к сверстникам, поощрять двигательное творчество.

Оборудование. Гимнастические палки на каждого ребенка, обручи большого диаметра на пару детей, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа. Беседа «Письмо Ильи Муромца» о позвоночнике, как основе костно-мышечной системы, о гибкости позвоночника для здоровья человека, лечебные игры для профилактики нарушений осанки, подвижные игры, использование тест-контроля осанки.

1 часть«Помоги своему позвоночнику»

Воспитатель. В королевстве организме опять загрустил король Позвоночник. Жители королевства, позвонки, заболели. Король задумался, как ему быть? Как исправить такое положение?

Воспитатель. Ребята, что бывает, если человек не следит за своей осанкой,  за позвоночником, за прямой спиной?

Дети. Начинает болеть спина, голова, руки, ноги, живот. Человек становится ворчливым, недовольным, а то и злым.

Воспитатель. Ребята, как помочь королю Позвоночнику?

Дети. Надо заниматься физкультурой, плаванием, делать утреннюю гимнастику.

Воспитатель. Я думаю, нам надо превратиться в настоящих волшебников, чтобы помочь королю Позвоночнику, и не только ему, но и своему позвоночнику тоже. А помочь нам в этом помогут волшебные гимнастические палки, с которыми будем делать физические упражнения и различные движения.

Ходьба в колонне по одному, в руках гимнастическая палка.

  1. Упражнение «Пропеллер»

Ходьба на носках, держать палку за середину двумя руками, вытянув их вперед. Активно работая руками, быстро переворачивать палку по кругу.

  1. Упражнение «Коромысло»

Ходьба на пятках, гимнастическая палка лежит на плечах.

  1. Упражнение «палка за спиной»

Ходьба на внешней стороне ступни, палка за спиной, держится локтями.

ОРУ с гимнастическими палками.

  1. И. п. – о.с., палка – хват с боков у груди. 1 – палку вперед, 2 – палку вверх, посмотреть на нее, 3 – палку вперед, 4 – и. п. (Повторить 6 раз)
  2. И. п. – сидя, ноги врозь, палка на бедрах. 1 – наклон вперед, прокатить палку по ногам, колени не сгибать,  стараться  коснуться палкой носков ступней, 2 – и.п. (Повторить 6 раз)
  3. И. п.- лежа на животе, руки с палкой вытянуты вперед.

1 – 4 – приподнять руки, приподнять голову (4-5 секунд) (Повторить 3 раза)

4.        И. п. – о. с., руки на поясе, палка между ног. Прыжки с продвижением вперед, ноги врозь. (Повторить 2 раза)

Упражнения на восстановление дыхания. Вдох через нос, руки через стороны вверх. Выдох ртом, руки через стороны вниз. (Повторить 2-3 раза)

Воспитатель.  У короля Позвоночника перестала болеть спина, и улучшилось настроение. А когда у него хорошее настроение, король любит шутить и делать массаж спины.

Массаж спины «Комары» (в парах)

Мой приятель король Королев         дети растирают спины ладонями

Никогда не кусал комаров.

Комары же об этом не знали,            легко постукивают пальцами

И короля очень часто кусали.

«Кусь-кусь-кусь,                                      легко пощипывают

Кусь-кусь-кусь!

Я короля не боюсь!

Буду я его кусать,                                   поколачивают кулачками

Буду я его щипать».

Эй, король, убегай,                                поглаживание ладонями

Комаров не догоняй!

Затем дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж.

2 часть  «Будущие спортсмены»

Воспитатель. Вот и помогли мы королю и с своему позвоночнику. Ребята, скажите, чтобы участвовать в соревнованиях, что нужно уметь делать?

Дети. Уметь прыгать, бегать, лазать.

Воспитатель. Значит, какими надо быть?

Дети.  Ловкими, быстрыми, смелыми.

Воспитатель.  Чтобы такими быть надо тренироваться. А чтобы выигрывать, надо действовать всем вместе, сообща, то есть дружно. Давайте потренируемся.

Игра  малой подвижности «Успей поймать»

Дети стоят по кругу. А в центре круга – воспитатель. Он держит рукой палку, поставленную на пол вертикально, накрыв ее сверху ладонью. Воспитатель называет имя одного из детей, быстро отпускает палку и отбегает. Ребенок должен успеть подбежать и схватить палку, не дав ей упасть. Если вызванный ребенок сумел схватить палку, он занимает место водящего. Если этого не удалось, водящий остается прежний.

Игра средней интенсивности «Змея»

Дети стоят по кругу. Воспитатель произносит слова: «Я – змея без хвоста». Подходит к кому-либо из детей и спрашивает: «Саша, хочешь быть моим хвостом?» Ребенок проползает между ног воспитателя на четвереньках и встает сзади него, широко расставив ноги. Воспитатель держит его за руки. И так далее с каждым ребенком. Дети ползут на четвереньках между ног воспитателя и ног детей, встают сзади, положив руки на пояс предыдущего ребенка. Затем воспитатель с длинным «хвостом» идет по группе – это «змея» ползет. Чтобы «змея» не упала, шагать надо нога в ногу.

Подвижная игра высокой интенсивности «Вдвоем в одном обруче»(проводится с музыкальным сопровождением)

Обручи разного цвета лежат на полу по кругу. В каждом обруче – двое детей. Воспитатель дает задание: легкий бег (или подскоки, или боковой галоп и т. п.) и включает музыку. Дети выполняют движения около обручей по большому кругу до тех пор, пока играет музыка. Как только музыка перестает играть, дети должны бегом занять обруч своего цвета попарно. Игра повторяется 2-3 раза.

Упражнения на восстановление дыхания. Вдох - через нос, руки через стороны вверх. Выдох - ртом, руки через стороны вниз. (Повторить 2-3 раза)

Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы быть ловкими, быстрыми, сильными, как спортсмены?

Дети. Тренироваться, делать утреннюю гимнастику, заниматься физкультурой и спортом.

Воспитатель. А чтобы не болела спина, быть здоровыми и в хорошем настроении, надо выполнять физические упражнения, следя за своей осанкой.

Приложение 4

Конспект проведения «часа здоровья»

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:  «Морское путешествие»

Цель. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, развитие двигательной активности.

Задачи.

  1. Дать представление о микробах, являющимися и распространителями инфекционных заболеваний, и полезными для людей. Закрепить представления детей о строении человеческого тела (позвоночнике), способах  профилактики нарушения осанки и плоскостопия. Формировать  навык правильного выполнения элементов массажа спины.
  2. Развивать воображение, двигательную находчивость.
  3. Воспитывать осознанно- правильное отношение к своему здоровью.

Оборудование. Пособие «Кораблик», аудиозапись «Звуки природы», ноутбук, изображение доктора Айболита, чемоданчик с лекарствами, макет кораблика, «дорожки здоровья», микроскоп, картинки, с изображением положительных и отрицательных примеров, направленных на формирование ЗОЖ.

Воспитатель. Ребята, к нам пришло электронное письмо. (На экране компьютера появляется изображение доктора Айболита)

Доктор Айболит. «Здравствуйте, ребята! Я приехал в Африку, лечить животных, но лекарства закончились. А у них ангина, скарлатина, живот болит, зубы. Они болеют, а я ничем не могу помочь»

Воспитатель: Что же делать? (Ответы детей)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, отчего могут  заболеть и люди, и животные? (Ответы детей и их предположения)

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, что такое или кто такие микробы?

(Ответы детей)

Воспитатель: Микробы – это очень маленькие живые существа. Чтобы их увидеть, надо смотреть в микроскоп. Микроскоп – это такой прибор, который увеличивает самые маленькие предметы до больших размеров. У микробов  нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. (Демонстрируются иллюстрации). Посмотрите на этот рисунок. Здесь изображены микробы, увеличенные в несколько раз.

Воспитатель: Как же они передвигаются? (Ответы детей) У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер, и микроб движется. У других микробов жгутиков нет, они просто подпрыгивают – как мячик.

Опыт с  водой. (Рассматривание капельки воды под микроскопом)

Воспитатель: Микробов на свете много и все они разные. Есть микробы, которые для людей не опасные, даже, наоборот, они бывают очень полезными. Например, с помощью молочных микробов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. В организме человека обитают полезные микробы, они помогают пище перевариваться.

Воспитатель: Но есть и очень вредные микробы. Когда  они поселяются в организме человека, начинают выделять яд. В зависимости от того, в каком органе поселился микроб, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселяются в горле, начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – то кариес.

Воспитатель.  А теперь подумайте, как микробы могут попасть в организм человека? (Ответы детей)

Рассматривание иллюстраций о том, как микробы могут попасть в организм человека: немытые овощи и фрукты; девочка, гладящая бродячую собаку; малыш, играющий в песочнице и трущий кулаком глаза; ребенок, сосущий палец; мальчик, поранивший руку и т.п.

Воспитатель. Как нужно вести себя, чтобы микробы не попали  в твой организм? (Ответы детей)

Воспитатель. Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его. Мыть руки перед едой, следить за чистотой одежды, игрушек. Тогда никакой  не страшен.

Воспитатель. Ну, что ребята,  поможем доктору Айболиту, доставим чемоданчик с лекарствами? На чем можно отправиться в Африку? (Предполагаемые ответы детей)

Воспитатель. На чем путешествуют по морю?

Дети.  На корабле.

Выставить изображение кораблика.

Воспитатель. Дорога в Африку долгая и трудная, поэтому чтобы добраться до доктора Айболита нам надо быть здоровыми и сильными. А для этого нужно тренироваться? (Ответы детей) Поднимемся на борт корабля по трапу (ходьба по «дорожкам здоровья»).

Посмотрим, что там  вдали!

  1. Гимнастика для глаз «Лимпопо».

А в Африке, А в Африке,             Стоя и. п. , медленно в ритместихо-

На черной Лимпопо,                     творения двигают зрачками слева направо,

Сидит и плачет в Африке             переводят взгляд вверх-вниз.

Печальный Гиппопо!                  

Он в Африке, он в АфрикеСкладывают пальцы «трубочкой» и

Под пальмой сидитСмотрят в «в подзорную трубу» правым,

И на море из Африки                       левым глазом

Без отдыха глядит!    

Воспитатель.  Мы на палубе как настоящие матросы. А у матросов есть любимый танец «Яблочко».

2. ОРУ для формирования правильной осанки, развития координации движений, равновесия, укрепление мышц спины, ног (упражнения выполняются под музыкальное сопровождение р. н. п. «Яблочко»).

  • И. п. – о.с., руки на поясе.

1 – правая рука в сторону, 2 – левая рука в сторону,

3 – правая рука на левое плечо, 4 – левая рука на правое плечо,

5-6 – «пружинка» на правой ноге, с продвижение вправо,

7-8  - «пружинка» на левой ноге, с продвижение влево,

5 - 8 – повтор.

  • И. п. – о. с., руки на поясе

1-2 – наклон туловища вперед, гребковые движения руками,

3-4 – и.п.

  • И. п. – о. с., руки на поясе.

1-2 – шаг вперед на правую пятку, руки на поясе.

3-4 – вернуть в и. п., руки на поясе

1-2 – шаг вперед на левую пятку, руки на поясе.

3-4 – вернуть в и. п., руки на поясе

  • И. п. – о. с., руки на поясе.

1-8 – подскоки на месте, руками «веревочка»

  • И. п. – о. с., руки на поясе.

1-2 – «пружинка» на правой ноге, правая рука «под козырек», левая рука на поясе,

3-4 – вернуться в и. п.

1-2 – «пружинка» на левой ноге, левая рука «под козырек», правая  рука на поясе,

3-4 – вернуться в и. п.

  • И. п. – о. с., руки на поясе.

1-2 – приседания, колени в стороны, руки на поясе,

3-4 – встать, правая нога на пятку, руки в стороны.

 1-2 – приседания, колени в стороны, руки на поясе,

3-4 – встать, левая нога на пятку, руки в стороны.

  • И. п. – о. с.,  руки внизу.

1-8 – полуприсед, перекрестные движения руками на коленях («рок-н-ролл»)

Воспитатель: Посмотрите, наш корабль сопровождают разные морские обитатели. А какие, вы узнаете, отгадав мои загадки.

Загадка.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыба)

Воспитатель.  Давайте покажем, как плавают рыбки.

3. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»

Рыбки в озере купались,

В тихой, солнечной воде.

То сомкнуться, разомкнуться,

То зароются в песке.

Воспитатель: Посмотрите, на дне моря растут водоросли. Водоросли тянутся вверх к солнцу, но вода качает их влево, вправо.

4. Упражнение «Водоросли»

И. п.- ноги врозь, руки внизу.

1 – поднять прямые руки перед собой вверх.

2 – наклон туловища вправо.

3 – выпрямиться, руки вверх.

4 – и. п.

5-8 – то же влево.

Воспитатель: Что-то наш кораблик медленно плывет, а нам надо торопиться, добавим ему скорости.

5. Упражнение «Нагоним волны» (дыхательная гимнастика)

Перед каждым ребёнком на столике стоят стаканчики с водой и соломинкой. Дети глубоко вдыхают через нос и делают глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий звук.

Воспитатель: Волны бьются о борт кораблика и качают его. Небольшая волна то опустит кораблик, то снова поднимет. Покажем это.

6. Упражнение в парах «Волна»

И. п.- стоя на коленях, взявшись за руки.

1-2 – сесть на правое бедро, руки влево.

3-4 -  вернуться в и.п.

5-8 – то же влево.

Упражнение повторить 6-8 раз.

Воспитатель: Что случилось!? Корабль остановился – идем на веслах!

7. Упражнение в парах «Гребля»

И. п.- сидя друг против друга, крепко взявшись за руки, ступни детей упираются друг в друга.

1-2 – один напарник тянет к себе другого.

3-4 – то же в другую сторону. (Повторить 6-8 раз)

Воспитатель: А кто там плещется вдали? Отгадайте загадку.

Загадка

Как плывут они красиво –

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

Из морской воды… (дельфины).

Воспитатель: Друзья, покажем, как дельфины выпрыгивают из воды!

8. Упражнение «Дельфин»

И. п. – о.с., руки на поясе.

1-4 – прыжки на месте на двух ногах с поворотом на 90 градусов

Повторить 2-3 раза.

Воспитатель.Ребята, что-то я проголодалась, а вы? Сварим суп?

9. Массаж спины «Суп»

Чики-чики-чики-ща!                    Похлопывают ладонями.

Вот капустка для борща.

Покрошу картошки,                     Постукивают ребрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Полголовки лучкуПоколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок –                  Поглаживают ладонями

И готов борщичок!

Воспитатель: Вот уже на горизонте показалась Африка. Корабль движется к берегу, бросаем якорь! А вот и доктор Айболит нас встречает.

Изображение на экране доктора Айболита. «Спасибо ребята, что так быстро доставили мне чемоданчик. Теперь я смогу вылечить животных».

Доктор Айболит. А вы знаете какие  правила надо соблюдать, чтобы быть здоровым? (Ответы детей)

Воспитатель: Несколько дней лечил доктор Айболит животных и вылечил всех. А веселые мартышки пришли нас поблагодарить и поиграть.

10. Игровое упражнение «Мартышки»

Воспитатель: Ну, что, ребята, отправляемся обратно в детский сад. Вы, наверное, устали, давайте отдохнем на палубе.

11. Релаксация «Сон на берегу моря»(музыкальное сопровождение).

Дети ложатся на пол и слушают шум моря. «Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем». Воспитатель спокойным голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, красивых рыб и медуз, веселых дельфинов, большого кита и т.д.

Затем пауза.  «Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!». На счет «1,2,3» дети «просыпаются» и встают.

Воспитатель. Вот и вернулись домой в детский сад ….

Приложение5

Конспект открытого занятия по обучению плаванию

 для детей старшего дошкольного возраста

на тему «В поисках клада»

Задачи:

  1. Упражнять детей в нырянии с доставанием предметов.
  2. Упражнять в скольжении на воде.
  3. Воспитывать организованность, уважение к товарищам.

Необходимый инвентарь:

  • тонущие игрушки (рыбки, баночки),
  • доски для обучения плаванию,
  • надувные игрушки,
  • сундучок, бутылка,
  • магнитофон

В помещении бассейна звучит музыка (Океана).

Дети входят в бассейн.

Инструктор: Сегодня нас ждет увлекательное приключение, мы отправимся в дальнее плавание. Только вот куда?

В чаше бассейна плывет бутылка.

Инструктор: Ребята, что это за предмет плавает в воде (бутылка), интересно, что в ней (открывают бутылку).

Да это же карта, на ней указано, где пираты спрятали сокровища.

Вот куда мы плывем!

Наименование игр и игровых упражнений

Дозировка

Организ. - метод.указания

1.Подготовительная часть

Спуск в воду.

Построение у бортика.

Разминка на воде по музыку:

- руки за спину с продвижением вперед

- руки на поясе ходьба с высоким подниманием колен

- руки вдоль туловища

- руки согнуты в локтях

- бег

- прыжки с продвижением вперед

- имитация плавания способом «брас»

- имитация плавания способом «кроль»

1 мин

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

следить за дыханием

спина прямая

смотреть вперед

следить за дыханием

  1. Основная часть

В воде:

Игровое упражнение «Дельфины» (подныриваем под обруч)

Комплекс упражнений с доской для плавания:

- скользить, держа доску на вытянутых руках на груди;

- скользить, держа доску за головой, на спине;

- скольжение на груди без доски «стрела на груди»

Подвижная игра «Сети»

Дыхательная гимнастика:

Погружение с головой в воду

Игровое упражнение «Водолазы»:

- с участием всех детей.

15 минут

2 раза

6 раз

6 раз

6 раз

1 раз

1 раз

1 раз

открыть глаза в воде

четко выполнять упражнения

задержать дыхание

не нарушать правила игры

делать выдохи в воду

Во время проведения игры «Водолазы» инструктор достает сундук в который дети складывают монеты поднятые со дна бассейна.

Инструктор: Ура! Ребята мы нашли клад и вот ваша награда (в сундучке кроме монет, мыльные пузыри).

3.Заключительная часть

Свободное плавание (с надувными мячами)

5 минут

не толкаться, руками проплывающих не трогать

Приложение 1

Режим двигательной активности

детей младшего – старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности с 12 часовым пребыванием

Режимные моменты

Образовательные области

Вид деятельности

Особенности организации

Формы организации детей

Время проведения

Группы компенсирующей направленности для детей

младшего возраста

среднего возраста

старшего возраста

(6 лет)

старшего возраста

(7 лет)

Утренний прием в группе и на прогулке:

-игры,

- самостоятельная

двигательная

деятельность детей

оздоровительный бег

Социализация

Подвижная игра

Ежедневно, не менее 2-4 раз в день

Подгрупповая

(фронтально)

6-10 мин

7-10 мин

10-15 мин

10-15 мин

Физическая культура

Игры с различным физкультурным оборудованием

Ежедневно (в  груп-пе и на прогулке), под  руководством воспитателя.

Индивидуально-подгрупповая

Продолжительность зависит от индиви-дуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.

Физическая культура

1 раз в неделю, проводится во время утренней прогулки (с  учетом  погодных  условий)

Подгрупповая

-

-

3-7 мин

8-10 мин

Утренняя гимнастика

Здоровье

ОРУ

Ежедневно в груп-пах, в физкультур-ном и музыкальном залах. В теплое время года  на улице.

Фронтально

5-6 мин

6-8 мин

8-10 мин

10-12 мин

Двигательная разминка во время перерыва между занятия-ми

Социализация

Здоровье

Хороводная игра /

Подвижная игра

Ежедневно.

В младшей группе проводится одно занятие утром, одно – вечером

Фронтально

-

3-5 мин

5-7 мин

8-10 мин

Непосредственно образовательная деятельность

Физическая культура

или

Музыка

или

Здоровье

Физическое развитие

Музыкально-

ритмические

движения

2 раза в неделю в физкультурном зале и 1 раз на улице. В  теплое  время  года  занятия  проводятся  на  улице.

2 раза в неделю в музыкальном зале

Фронтально

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Плавание

2 раза в неделю. В холодное время года проводятся после прогулки.

Подгрупповая

Физкультминут-ка (динамическая пауза)

Здоровье

Физическая культура

Подвижная игра /

ОРУ

Ежедневно, по мере необходимости, в за-висимости от вида и содержания занятий и  состояния  детей.

Фронтально

2 мин

2 мин

3 мин

3 мин

1 Прогулка:

- игры

- индивидуальная работа

- самостоятельная

двигательная

деятельность детей

Социализация

Физическая культура

Здоровье

Физическая культура

Подвижные игры соревновательного характера

ОРУ

Проводятся 1 раз в неделю

Фронтально-

подгрупповая

Индивидуально-подгрупповая

-

3-4 мин

-

4-5 мин

8-10 мин

5-6 мин

10-15 мин

7-10 мин

Спортивные упражнения

Ежедневно с исполь-зованием имеющего-ся физкультурного оборудования: зимой – санки, лыжи; летом – велосипед, самокат

Индивидуально-подгрупповая

5-10 мин

(велоси-пед)

10-12 мин

(велоси-пед, лыжи)

12-15 мин

(велоси-пед, лыжи)

15-20 мин

(велоси-пед, лыжи)

Игры с мячами, скакалками, обручами

Продолжительность зависит от индиви-дуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.

Подъем воздушные, водные процедуры

Здоровье

Упражнения на кроватях

Ежедневно, после  дневного сна

Фронтально

3-4 мин

3-4 мин

4-5 мин

 3-4 мин

5 мин

4-5 мин

6 мин

5-6 мин

Упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

Фронтально

2 Прогулка:

- игры

- индивидуальная  работа  с  детьми  по  освоению  ОВД

- самостоятельная

двигательная

деятельность детей

Социализация

Физическая культура

Физическая культура

Подвижная игра

Подгрупповая

6-10 мин

7-10 мин

10-15 мин

10-15 мин

Основные движения

Не реже 2 раз в неделю, во время вечерней прогулки

Индивидуально-подгрупповая

5-8 мин

5-8 мин

8-10 мин

8-10 мин

Самостоятельные игры

Ежедневно. В млад-ших группах – игры с каталками, маши-нами, велосипедами, шарами; в старших – мячи, скакалки, об-ручи и пр.

Продолжительность зависит от индиви-дуальных особенностей детей, состояния  их  здоровья.

Приложение2

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Группы компенсирующей направленности для детей

4-го года жизни

5-го года жизни

6-го года жизни

7-го года жизни

Привыкание к воде/ Игры на скольжение/Погружение в воду с открытыми глазами

«Маленькие  и большие ножки»

«Поймай воду»

«Волны на море»

«Рыбки резвятся»

«Поймай лодочку»

«Солнышко и дождик»

«Невод»

«Караси и карпы»

«Карусели»

«Мы веселые ребята»

«Байдарки»

«Караси и щука№1»

«Я плыву»

«Поезд в туннель№2»

«Пятнашки с поплавком»

«Зеркальце»

«Пловцы»

«Чьё звено скорее соберётся»

«Достань игрушку»

«Брод»

«Смелые ребята»

«Нырки в обруч»

«Водолазы»

Помочь освоиться с сопротивлением воды/ Погружение в воду с головой

«Догони меня»

«Переправа»

«Кораблики»

«Найди себе пару»

«Море волнуется»

«Карусель»

«Невод»

«Караси и карпы»

«Мы веселые ребята»

«Мячики»

«Принеси мяч»

«Бегом за мячом»

«Фонтан»

«Караси и щука№2»

«Поезд в туннель»

«Спрячемся под воду»

«Оса»

«Хоровод»

Формирование правильного дыхания

«Шарик»

«Бульканье»

«Подпрыгни и подуй на шарик»

«Кто дальше загонит шарик»

«Король ветров»

Элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой

«Пастушок дудит в рожок»

«Шарик»

«Филин»

«Бульканье»

«Медвежонок»

«Снежинки»

Элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой

«Часики»

«Король ветров»

«Насос»

«Вырасти большой»

«Паровозик»

«Перышки»

«Каша кипит»

«Шарик лопнул»

«Петух»

«Гуси летят»

Элементы дыхательной гимнастики по А.Н. Стрельниковой

Коррекция поведения

«Надоедливая муха»

«Ухо-нос»

«Повтори за мной»

«Умей слушать»

«Трамвай»

«Приглашение»

«Ау, ау!»

«По ровненькой дорож-ке»

«Дети нарядились»

«Два барана»

«Змейка»

«Раздувайся пузырь»

«Повтори за мной»

«Флажок»

«Четыре стихии»

«Надоедливая муха»

«Ухо, нос»

«Три стихии»

«Флажок»

«Найди и промолчи»

«Великаны и другие»

«Совушка»

 «Надоедливая муха»

«Море волнуется»

Релаксационные игры и упражнения

«Силачи»

«Кулачки»

«Тряпичная кукла»

«Тряпичная кукла»

Этюд «Земля»

«Поза абсолютного покоя»

«Медуза»

«Трясучка» или «Виб-рация»

«Цветок»

«Зернышко»

«Холодно-жарко»

«Шарик»

«Шалтай-болтай»

«Штанга»

«Волшебный сон»

«Огонь и лед»

«Кулачки»

«Штангист»

«Пляж или солнечная полянка»

«Поза абсолютного покоя»

«Медуза»

Игры и упражнения общеукрепляющей направленности

«Достань палочку»

«Кошечка»

«Найди свой дом»

«Лев в цирке»

«Михайло Потапыч»

«Заячий чемпионат»

«Летящая птица»

«Задавака»

«Кран»

«Разведчики»

«Бревнышко»

«Качели»

«Повар и котята»

«Лови, бросай, упасть не давай»

«Пройди через болото, не оступись»

«Чей красивее пры-жок»

«Веночек»

«Метание мяча»

Примечание. Оздоровительные игры и упражнения на профилактику различных заболеваний имеющихся у детей нарушений подбираются с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Допускается дифференцированное использование одних и тех же игр и упражнений на разных возрастных этапах. Зная качественную характеристику воспитанников, педагоги могут усложнять (увеличить дозировку, время проведения и т.д.) игру или, наоборот, использовать ее упрощенный вариант.

Приложение6

Нестандартное оборудование для профилактики нарушения осанки и плоскостопия в работе с дошкольниками

«Подушки здоровья»

Цель.  Осуществлять закаливание, массаж верхних и нижних конечностей посредством воды контрастных температур и природных материалов, раздражающих рефлекторные точки, профилактика нарушения осанки и плоскостопияDSCN8082

Пособие создано на основе резиновых грелок, наполненных различными  косточками (больших и малых размеров – персиковых, вишневых), деревянными шариками, камушками. Пособие многофункциональное, собрано из экологически чистых материалов, безопасно для детей.

«Дорожка здоровья»

Цель.  Профилактика плоскостопия, стимуляция работы внутренних органов посредством раздражения рефлекторных точек ступни, развитие координации движений, равновесия.DSCN8088

Дорожки выполнены из тканевого материала и резинового коврика с нашитыми и наклеенными пуговицами, палочками, камушками, бусинами, пробками, губками, различными шнурами.

P1020592

«Массажные варежки»

Цель. Проведение самомассажа разных частей тела, стимуляция работы внутренних органов посредством раздражения рефлекторных точек ступни

Изготовлены из варежки для мытья тела (материал – мочало, махровая ткань) с нашитыми на них бусинами, крупного бисера, пуговиц.

«Скакалка-тяжеловес»

Цель. Развивать и укреплять мышцы рук, развивать координацию движений, равновесие, профилактика нарушения осанки.DSCN8084

Ручки скакалки заполняются шариками от подшипников. Вес скакалки – 200-300 граммов. Используется для ОРУ - прыжки.

«Босоножки – не оторвешь от пола ножки»

Цель. Профилактика плоскостопия, развитие мышц голени, стопы, выработка чувства устойчивости и равновесия.

Вырезаны два слоя линолеума в форме стопы. Между слоями линолеума находится металлическая пластина весом 300 грамм, ремешок делается из широкой резинки.  В «босоножках»  выполняются прыжки, 20-30 перепрыгиваний, бег, ходьба, поднимание ног в «уголок».P1020593


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий для детей с повышенной двигательной активностью "Шустрики"

          Каждый взрослый неоднократно встречался в своей жизни с ребенком, отличавшимся высокой двигательной подвижностью. Обычно их называют «живчиками», «шустриками», «моторчиками». Они обладают чр...

«Роль питания и двигательной активности в физическом развитии подростков»

laquo;Роль питания и двигательной активности в физическом развитии подростков» 1.1. Основные функции питанияВсем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Наукой тв...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс "Двигательная активность как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

«Интегрированная деятельность воспитателя и инструктора по физической культуре в развитии личности ребенка дошкольного возраста через двигательную активность»

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, например в...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активностиу дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»...