Диссеминация педагогическим опытом учителя физической культуры "Система работы с мотивированными и одарёнными детьми"
олимпиадные задания по физкультуре
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №4 п.Новоорск"
Новоорского района Оренбургской области.
Диссеминация педагогическим опытом учителя физической культуры
"Система работы с мотивированными и одарёнными детьми"
Направление Психолого-педагогическое сопровождение мотивированных и одаренных детей в образовательном процессе
Умурзаков Арман Бейбиткельдинович
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
М АОУ "СОШ № 4 п.Новоорск"
Новоорского района
Оренбургской области
Новоорск
2022 год
Аннотация
В представленной работе физическая культура рассматривается как — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).
Одаренность в области физической культуры подразумевает собой не только моторную (двигательную) составляющую, но в том числе и интеллектуальную, нравственную, т.к. физическая культура является составной частью общей культуры человека и общества в целом.
Как показывает практика работы с одаренными детьми:
2018-2019 учебный год - 1 призёр регионального этапа ООШ
2019-2020 учебный год - 2 призёра регионального этапа ВсОШ
2020-2021 учебный год - 4 призёра регионального этапа ВсОШ
2021-2022 учебный год - 6 призёров регионального этапа ВсОШ.
С каждым годом число призёров увеличивается и мне хочется поделится опытом работы с коллегами, которые работают в этом направлении. Для этого разработал индивидуальную образовательную программу по предмету "Физическая культура" для работы с одаренными детьми и перспективный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для подготовки к заключительному этапу ВсОШ по предмету "Физическая культура" ученика 10 класса Ракымжанова Ануара.
Диссеминация педагогическим опытом учителя физической культуры
"Система работы с мотивированными и одарёнными детьми"
В настоящее время тема одаренных детей одна из благодатных и мало освоенных. Специалисты, работающие с одаренными детьми, говорят о развивающем обучении, о насыщенной и обогащенной образовательной среде, о технологиях их создания и развития. В то же время мало кто говорит о том, что одаренный ребенок, прежде всего, живое существо, требующий огромного внимания со стороны педагогов, психологов, медиков и специалистов смежных областей знаний. Но готовы ли мы всегда взять одаренных детей, и можем ли мы с ними работать. Достаточно ли у нас профессионализма, чтобы обучать и развивать одаренных детей, «не насилуя их природу развития»?
Обучение и развитие одаренного ребенка, на мой взгляд, предполагает целостный подход в изучении и правильном понимании единства развития и проявления всех сфер его жизни – психологической (познавательной, эмоционально-личностной), социально-общественной и телесной, с одной стороны, и с другой – учет взаимосвязи и взаимовлияния внутреннего мира ребенка с окружающим его миром, средой проживания – семьей, школой.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Для одаренности в детском возрасте характерна следующая специфика (в отличие от одаренности взрослого человека):
- Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
- Своеобразие динамики формирования детской, одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.
- Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Выделены следующие виды одаренности:
- В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
- В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
- В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
- В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
- И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Выше уже отмечалось, что различия в одаренности могут быть связаны как с мерой проявления признаков одаренности, так и с оценкой уровня достижений ребенка. Разделение одаренности по данному основанию, несмотря на его условность, происходит на основе сравнения различных показателей, характеризующих детскую одаренность, со средней возрастной нормой достижений.
О детях, которые настолько превосходят по своим способностям и достижениям остальных, обычно говорят как о детях с исключительной, особой одаренностью. Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой. Однако именно эти дети чаще других имеют серьезные проблемы, которые требуют особого внимания и соответствующей помощи со стороны учителей и психологов.
Поэтому при градации одаренности следует иметь в виду, что ее следует дифференцировать (естественно, в реальной жизни нет такой четкой грани) на одаренность с гармоничным и дисгармоничным типами развития.
Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствующей своему возрасту физической зрелостью. Их высокие, объективно значимые достижения в определенной предметной области органично сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности.
Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития. Различия заключаются не только в очень высоком уровне отдельных способностей и достижений (нередко именно эти дети имеют показатели IQ от 130 до 180). В основе этого варианта одаренности, возможно, лежат другой генетический ресурс, а также другие механизмы возраст-нога развития, характеризующегося чаще всего ускоренным, но иногда и замедленным темпом. Кроме того, его основу может представлять другая структура с нарушением интегративных процессов, что ведет к неравномерности развития различных психических качеств, а подчас ставит под вопрос наличие одаренности, как таковой.
Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем, в силу чего они могут быть зачислены в «группу риска».
Рассматривая характеристики одарённых детей (предложил К.Тэкэкс), мы можем заметить, что одаренные дети отличаются: - опережающим познавательным развитием - психосоциальной чувствительностью - отличительными физическими характеристиками:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень
- их моторная координация часто отстает от познавательных способностей.
Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность. -
Алгоритм их жизни определяет букет заболеваний, которые они имеют с детства: переутомление или наоборот повышенная нервная возбудимость, функциональные изменения в опорно-двигательном аппарате (долгое сидение за партой), офтальмологические нарушения.
Такие дети часто не знают и не умеют, как справиться с усталостью, депрессией, как правильно распределить время, снять напряжение. Отсутствие системы знаний и навыков ЗОЖ, саморегуляции, которое, кстати, характерно и для родителей и для педагогов, ведет к тому, что к концу школьного обучения функциональные нарушения в состоянии здоровья ребенка переходят в хронические заболевания.
Сохранение психического и физического здоровья одаренного ребенка, как впрочем, и всех остальных, требует создания образовательной среды, которая не «насиловала» бы природу ребенка, т.е. такой образовательной среды, основа которой строится на здоровьесберегающей педагогике.
В классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью позиции ребенка в образовательном процессе выделены следующие технологии:
- авторитарные, отличающиеся жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, избыточным проявлением требований и принуждений. К этому типу следует отнести современное традиционное обучение, основанное на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским. Оно не может быть признано здоровьесберегающим по следующим параметрам:
- педагогика принуждения как философская основа;
-ученик рассматривается как вместилище информации;
-по характеру содержания - дидактоцентрическая;
-по подходу к ребенку – авторитарная.
Существенную особенность традиционного обучения составляет авторитарная педагогика требований, проявляющаяся в жесткой регламентации деятельности, ориентации педагогического процесса на «среднего» ученика. Формирование психологической зависимости от учителя, лишение ученика самостоятельности, ограничение его инициативности, ориентация на развитие и демонстрацию механической памяти в ущерб поисковой активности и развитию и ряд других черт позволяют сделать вывод, что современная школа уродует личность ребенка, особенно одаренного.
Что нужно предлагать взамен?
Личностно-ориентированные, которые в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются технологии сотрудничества, гуманно-личностные технологии.
Педагогика сотрудничества обеспечивает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся, поскольку основана на использовании творческого, проблемно-поискового, диалогического методов. Цель педагогики сотрудничества – вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Проявление гуманного отношения к детям в сочетании с проявлениями демократизации отношений – на ошибку, на собственную точку зрения – оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики, особенно у одаренных детей.
При использовании в работе этой технологии, у ребенка формируется так называемая положительная Я-концепция, т.е. система представлений личности о самой себе. Происходит развитие его задатков. Это основывается на том, что:
- в каждом ученике необходимо видеть уникальную личность, понимать, принимать («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя);
- создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки («Учиться победно!»);
- предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности («В каждом ребенке – чудо; ожидай его!»)
Можно привести примеры множества образовательных технологий, которые способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся. Технология развивающего обучения Л.Выготского, технология раскрепощенного развития детей В.Базарного, технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.Фирсова и т.д.
И если учитель в своей деятельности будет пытаться применять хотя бы элементы таких образовательных технологий, строить свой урок с позиций здоровьесбережения и здоровьеформирования, то я думаю, что мы сумеем сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье наших детей, сохранить и развить их одаренность для того, чтобы они использовали и реализовали свой потенциал в настоящем и будущем.
Поскольку, физическая культура личности подразумевает под собой не только физическую (двигательную) составляющую, но и духовную, нравственную и интеллектуальную, то есть смысл раскрыть это понятие в отношении одаренности в более широком аспекте. При этом, не забывая, что физическая культура расценивается как составная часть культуры общества в целом.
Очевидно, что выдающиеся спортивные достижения - это результат сложного взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды. Дискуссионным при этом является вопрос о соотношении этих слагаемых спортивных успехов. Одни отдают предпочтение внешним факторам: труду, воспитанию, тренировке, другие - наследственным способностям, таланту. Сложность поиска спортивных талантов удачно выразила Н.Ж. Булгакова. Допустим, мы хотим разыскать рослого и с высоким уровнем развития быстроты юношу.
Рослым будем считать человека, который входит в 1% самых высоких в своей возрастной и половой категории людей - в среднем один на каждые 100 обследованных, т.е. вероятность разыскать такого человека 0,01. Те же требования предъявим к людям с более высоким уровнем быстроты. Значит, если представим, что такие люди попадаются в равной мере часто среди людей разного роста (в действительности, по данным Г.С. Туманяна, это не так: длина тела и скоростные качества отрицательно взаимосвязаны между собой), то вероятность встретить человека рослого и с высоким уровнем развития быстроты равна уже 0,0001. Если этот человек к тому же должен овладеть, например, высоким уровнем развития ловкости или выносливости, то возможность найти такого человека среди его сверстников будет равна лишь одному из миллиона.
При этом следует заметить, что требования к выдающимся спортсменам не исчерпываются перечисленными двигательными качествами. Спортсмен экстракласса должен отвечать большому числу обязательных условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.
Способности формируются в процессе развития. В основе развития способностей лежат врожденные анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д. (В.М. Водоков, В.П. Филин, 1983г.).
Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Иногда такой путь развития является более перспективным. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что большие способности не проявятся в дальнейшем.
Условно различают три уровня развития способностей:
1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.
2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.
В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова. Так, в циклических видах спорта важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифферинцировок, "чувство темпа", "чувства ритма", способность к адекватным оценкам функционального состояния.
В скоростно-силовых видах спорта важны точные мышечно-двигательные дифферинцировки, точная пространственно-временная ориентировка. В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.
Некоторые специалисты одним из проявлений "двигательной одарённости" считают способность быстро, "буквально на лету", схватывать и запоминать технику выполнения сложных элементов, а также достаточно прочное её закрепление.
В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Академик Астауров Б.Л. отмечает, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума.
Роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточна. В частности, установлено большая наследственная обусловленность роста по сравнению с массой тела. Значительная наследственная предрасположенность обнаружена (по данным В.М. Зациорского, Л.П. Сергиенко) в латентном периоде двигательной реакции, в скоростно-силовых тестах (прыжок в длину с места и с разбега, бег на 30 м), в относительной силе мышц и максимальной ЧСС. По результатам исследования Шварца В.Б. генетически обусловлены анаэробные процессы.
Преимущественно средовая обусловленность проявляется в абсолютной силе мышц, частоте движений.
Можно сделать вывод о том, что более простые в координационном отношении действия в большей мере наследственно предопределены, чем сложные движения.
В исследованиях Сергиенко Л.П. показано, что развитие подвижности в суставах человека также находится под значительным влиянием наследственных факторов. Оказалось, что влияние генов на гибкость характерно в большей степени для женского организма, чем для мужского. Активность действия генетических факторов на развитие гибкости снижается в ходе индивидуального развития.
Влияние генетических факторов в большей степени проявляется в отношении функции сердечно-сосудистой системы и в меньшей - в отношении аппарата внешнего дыхания. Такие показатели внешнего дыхания, как мощность вдоха, минутный объём дыхания, максимальная лёгочная вентиляция, существенно зависит от факторов внешней среды (В.Б. Шварц, 1975).
Исследования энергетического обмена позволили В.Б. Шварцу сделать предположение о "генетической обусловленности механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности - аэробного и анаэробного процессов", а также высказать мысль о том, что "энергетические критерии отбора в циклических видах спорта достаточно надёжны".
Таким образом, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки.
Но, признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.
На большую роль внешней среды в формировании таланта косвенно указывают следующие факты. Анкетирование более 600 спортсменов высокого класса показало, что дети, которые достигли в последующем успехов в видах спорта, требующих выносливости, родились в многодетных семьях (трое и более детей). Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, что вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.
Для понимания взаимодействия генетических и средовых факторов представляет интерес проблема критических или чувствительных (сенситивных) периодов развития. Имеются данные (Л.П. Сергиенко) о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, "не имеющих наследственного предрасположения", наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.
При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не только на паспортный, но и на биологический возраст.
Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.
Стара как мир истина: задача учителя физической культуры – дать школьникам физическое образование. Для меня эта, на первый взгляд избитая фраза имеет первостепенное значение, т.к. понятие образование предполагает стремление к образцу, к идеалу. Следовательно, образовать – это значит направить устремления воспитанника на постижение себя, своих возможностей. Дать возможность для создания идеала – триединства духовного богатства, моральной чистоты и физического совершенства. Это триединство взаимосвязано: пытаясь убрать одну грань или наоборот ее преувеличить, мы не получим гармонии.
Анализ литературы по проблеме мотивации, а также собственные наблюдения указывают на то, что успеха в учебе добиваются те ученики, мотивация которых вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, умениями, процессом обучения и ожидаемыми результатами, а не внешними мотивами (отметка).
Целью образования по предмету физическая культура в общеобразовательной школе является научение обучающихся формам и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической культуры и спорта для формирования, совершенствования и самосовершенствования своего физического, духовного и нравственного здоровья, воспитания у школьников осознания его значимости.
Решить сложные задачи физического воспитания в рамках традиционной системы трудно.
Давайте обратимся к статистике. Социально-педагогический мониторинг «Здоровье и поведение школьников» показал, что только 21% юношей и 11% девушек считают свою физическую подготовленность превосходной, свою фигуру очень хорошей 10,5% юношей и 13,5% девушек, спортивные достижения превосходными 16% юношей и 9,5% девушек, превосходным здоровьем могут похвастаться 22% юношей и 10.5% девушек, превосходными школьными достижениями 5,5% юношей и 4,5% девушек.
Мониторинг учащихся нашей школы показал следующее:
- При определении эмоциональных реакций учащихся было выявлено преимущественное желание заниматься в учебно-тренировочных группах, нежели в традиционной классно-урочной форме;
- Большинство учащихся выступают за раздельное обучение мальчиков и девочек;
- Подавляющее большинство учащихся выступают за увеличение объема времени в рамках одного занятия физической культурой.
Таким образом, анализ преподавания уроков физической культуры, а также мнения учащихся по организации урока физической культуры, как учебного предмета, обозначил проблему реорганизации и совершенствования процесса преподавания.
Этот процесс предполагает переход от парадигмы «человека знающего» (т.е. вооруженного системой ЗУН), к парадигме «человека компетентного», человека, способного творчески мыслить и действовать, саморазвиваться и самосовершенствоваться, переход от предмета физическая культура, ориентированного на усредненного ученика на предмет физическая культура, содержание которого соответствует индивидуальному своеобразию склонностей и задатков развивающейся личности.
Формирование физической культуры личности обеспечивается через решение системы взаимосвязанных задач, таких, как:
- формирование осознанного и действенного интереса к избранному виду физических упражнений;
- вооружение знаниями, необходимыми для творческого управления своей деятельностью в области избранного вида физических упражнений;
- вооружение способами творческого применения избранного вида физических упражнений с учетом своих потребностей, способностей и конкретных условий;
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие двигательных способностей;
- развитие функциональных возможностей организма
Для последовательного, этапного развития процесса обновления содержательной и организационной структуры физического воспитания мы внедряем спортивно-ориентированное физическое воспитание и работу по индивидуальным образовательным маршрутам.
Давайте дадим общеучебное определение нашему предмету. Физическая культура в школах представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности учащихся. Как базовая составляющая культуры школьников в течение всего периода обучения, физическая культура входит в гуманитарный раздел образования, значимость которого проявляется через формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.
Перестройка системы образования привела к изменению целевой направленности физического воспитания, суть которого сводится к формированию физической культуры школьника и требует от учебного процесса отказа от авторитарных методов и обращения к личности учащегося, требует учет интересов и потребностей в сфере физического и духовного совершенствования.
Условию обращения к личности учащегося, его интересам и предпочтениям удовлетворяет спортивно-видовая технология формирования физической культуры.
В чем суть?
На основе учета проявившихся интересов и способностей учащимся мы предлагаем два вида учебных программ:
- Спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;
- Физкультурно-оздоровительные программы
В спортивной программе могут участвовать те учащиеся, которые изъявят желание заниматься теми видами спорта, которые культивируются в школе. Выбор видов спорта для программы осуществляется, исходя из имеющихся материальных, технических и кадровых возможностей школы. Желательно, чтобы для учащихся существовал набор возможностей, позволяющих реализовать себя, по крайней мере, в основных видах: гимнастике, легкой атлетике, спортивных играх, атлетических единоборствах, лыжном спорте.
Физкультурно-оздоровительные программы реализуются через занятия современными физкультурно-оздоровительными системами: ритмической гимнастикой, аэробикой, атлетической гимнастикой.
В основной школе учащиеся всех групп, наряду с занятиями избранным видом физических упражнений изучают в обязательном порядке основы других базовых видов спорта. Таким образом, наряду с узко специализированными знаниями и умениями они приобретают достаточно универсальный и широкий опыт деятельности в области физической культуры.
В старшей школе завершается дифференциация содержания образования: все учащиеся занимаются только избранными видами физических упражнений.
Таким образом, предоставление учащимся свободы выбора вида физических упражнений, с одной стороны, является фактором возникновения и развития интереса к занятиям физической культурой. С другой стороны, систематические занятия избранными видами физических упражнений, при существующих между ними существенных различиях, приводят к достижению одной и той же, общей для всех занимающихся цели: формированию физической культуры личности.
Суть обновления формы и содержания состоит в том, что обучающиеся занимаются добровольно выбранными видами спорта в учебно-тренировочных группах. Сообразно основным идеям этой технологии учащиеся старших классов были разделены на учебно-тренировочные группы с разной спортивной специализацией.
Как происходит распределение?
Распределение по специализациям проводится с учетом индивидуальных спортивных интересов и пожеланий учащихся, пола, уровня физической подготовленности. Учащиеся, начиная с 7-х классов, предварительно готовятся к новой форме физического воспитания. Один из уроков проводится с постепенным наращиванием объемов тренирующих режимов в основной части занятий. На этом же этапе учащиеся более углубленно ознакамливаются с элементами вида спорта, который они хотели бы изучать в дальнейшем.
Помимо того применяется раздельная форма проведения урока, когда учитель ведет занятия с юношами, а девушки занимаются самостоятельно. Такая форма организации занятий позволяет более эффективно применять на практике индивидуально-дифференцированный подход, более грамотно дозировать физическую нагрузку, своевременно давать учащимся рекомендации относительно более техничного выполнения тех или иных упражнений и их элементов.
В школе проводятся три урока в неделю по учебному расписанию и три часа вынесены за сетку часов учебного расписания. Всего 6 часов.
На практике привлекаются тренера - преподаватели из других учебных заведений по видам спорта.
Мы пытаемся реализовать следующие приемы и принципы:
- Спортизация учебного процесса, что предполагает организацию и проведение уроков по типу тренировки, при этом относительно мало времени уделяется на вводную и заключительную части урока, и относительно много времени в отличие от хронометража традиционных уроков отводится на основную часть. Такой подход позволяет повысить общий тренировочный эффект занятий, оптимизировать уровень физических нагрузок.
- Усиление теоретического компонента в содержании предмета физическая культура, что предполагает уделение внимания изучению методических и теоретических вопросов физической культуры, особенно касающихся истории возникновения и развития избранного вида спорта, правил судейства. Этот подход нацелен так же на выполнение учащимися заданий реферативного характера, особенно теми из них, кто освобожден на какое-то время от активных занятий в связи с перенесенной болезнью. Такой подход повышает уровень компетенции по предмету, усиливает интерес к избранному виду спорта и общую мотивацию к занятиям физической культурой и спортом.
- Повышение уровня требований к результатам контрольных нормативов. Это означает применение индивидуальной градации (более высокий уровень нормативных требований, нежели по программе), так, чтобы требуемый от учащихся уровень результатов находился в зоне перспектив, и его достижение составляло для них реальную трудность. Этот принцип применяется в отношении учащихся с высоким уровнем подготовленности и нацелен на то, чтобы учащиеся не теряли мотивацию к занятиям, вследствие слишком легкого по выполнению для них уровня контрольных нормативов.
- Повышение частоты проведения сквозного тестирования уровня подготовленности. Это позволяет более четко отслеживать динамику уровня физической подготовленности учащихся и своевременно вносить коррективы, изменяя ее в нужном направлении.
Научно-теоретический фундамент спортизированного физического воспитания основывается на методических принципах и положениях, разработанных В. К. Бальсевичем - заслуженным работником физической культуры РФ, доктором биологических наук, кандидатом педагогических наук, профессором РГУФКа.
Какие же это принципы?
Принцип конверсии
В основе построения любой модели спортизированного физического воспитания лежит использование отработанных в теории и практике спортивной подготовки средств управления процессом целенаправленного изменения состояния и рабочих возможностей морфофункциональных систем обучающихся посредством использования креативных возможностей феномена тренировки.
Принцип гармоничности развития личности обучающегося
В процессе спортивно-ориентированного физического воспитания должны осваиваться интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, мобилизационные, коммуникативные ценности физической и спортивной культуры.
Принцип активного формирования здоровья
Приоритетной задачей массового физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья ребенка и подростка с использованием следующих организационно-методических положений:
- обязательное соответствие акцентов тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка для полноценного использования феномена сенситивности, обеспечивающего природосообразность педагогических обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов занятий физическими упражнениями;
- своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка и подростка, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающего условия для бытового, производственного и спортивного травматизма;
- своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к возникающим новым требованиям среды;
- овладение детьми и подростками методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и тренировки, а также для грамотного выбора режимов двигательной активности в старшем и пожилом возрасте;
- овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и для обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте.
Принцип накопления и освоения потенциала социальной активности и толерантности
Процесс освоения ценностей физической и спортивной культуры происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Модель спортивно-ориентированного воспитания должна рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности ребенка и подростка, обеспечивающее естественные условия формирования его сбалансированной социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки, обеспечивающие будущие победы.
Принцип свободы выбора
Подросток вместе со своими родителями самостоятельно в соответствии со своими предпочтениями или традициями (увлечениями) семьи выбирает вид спорта или другую форму спортивно-ориентированного физического воспитания для занятий в учебно-тренировочной группе и имеет право перехода в другую группу из числа функционирующих в образовательном учреждении.
Особо хочется остановиться на предметно-ориентированном обучении учащихся начальной школы по образовательной программе с углубленным и расширенным содержанием по предмету «Физическая культура», т.е. на формировании ценностно-ориентированного отношения к физической культуре, т.к именно такой подход является базовым для определения и дальнейшего развития одаренности ребенка в более старшем возрасте
Ребенок 6-10 лет – это не уменьшенная копия взрослого человека. Это возраст, когда происходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Поэтому для работы в начальном звене не допустим перенос средств, методов, приемов, с которыми учитель работает в старшем и среднем звене. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии и психологии ребенка. Дети 6-10 лет любят физическую культуру. Этот период, один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Мы используем упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают двигательные качества – это основная задача, решаемая в начальной школе. Чем младше класс, тем больше времени должно быть выделено на уроке для их решения. 1-2 класс до 70% времени урока, 3-4 класс – до 60%. Среди различных средств физического воспитания, игры и игровые упражнения занимают особое место. Не менее 4-5 игр и игровых упражнений используется на уроке в 1-2 классе. не менее 3-4 в 3-4 классе. Набор игр учитель составляет, исходя из тех разделов программы, которые запланированы на урок. Проводятся также сюжетно-игровые уроки. Игровой и соревновательный метод в работе учащимися начальной школы предпочтителен. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений. Слова служат ориентиром. Учитывая это, следует при показе движений опираться на объяснение, вводить специальные термины, предлагать выполнять упражнения по слову. Однако, необходимо соблюдать меру, не забывать пополнять знания младших школьников различными зрительными представлениями о движениях. Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока широко используется нестандартное оборудование, технические средства, ИКТ, наглядность, доступные тренажеры.
Задачи учителя, работающего с этим возрастом следующие:
- развитие мышечно-двигательных ощущений;
- работа над совершенствованием зрительного и кинестатического контроля над выполнением движений;
- совершенствование координации между зрительными ощущениями и выполнением движения;
- развитие физических качеств
Основное направление в работе с этой возрастной группой проводится с уклоном общей физической подготовки без приоритетного выделения развития какого-нибудь одного физического качества.
Важным условием перестройки педагогического процесса является:
- четкое осознание цели совместной деятельности ученика и учителя;
- перевод физического воспитания на принципы демократизации и гуманизации;
- переориентация учебного процесса с воспроизведения образцов готовых занятий («Делай как я!») на формирование у детей и подростков осознания потребности в физическом совершенствовании и привычек здорового образа жизни.
Простое увеличение часов не сможет повысить роль и значение физической культуры в воспитании привычек здорового образа жизни, в организации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих условий в режиме учебного дня, в обеспечении нормы двигательного режима, если не произойдет переосмысление ее сущности, цели, содержания и организации. Учебный процесс по предмету должен формировать научно-обоснованные взгляды на роль и возможности физической культуры в развитии человека. Учебные занятия должны превращаться постепенно в уроки познания себя, своего организма, своих нравственных, волевых качеств, духовных и физических возможностей.
Оценивая знания учащихся по предмету «физическая культура», надо учитывать их глубину, полноту, аргументированность, умение использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Мною предлагаются новые подходы:
Во-первых:
1) систематизации знаний;
2) к требованиям к их усвоению на каждой ступени общего образования;
3) к дифференциации их содержания в основной и полной (средней) школе.
Знания, входящие в образовательную область «физическая культура» условно подразделяются на три группы: теоретические, практические и методические.
Теоретические знания в области физической культуры, в свою очередь, включают в себя знания о физической культуре как части общечеловеческой культуры (социокультурные знания), знания о человеке как субъекте физической культуры (психологические, физиологические и анатомические).
Практические знания отражают сведения о требованиях к правильному и точному выполнению изучаемых физических упражнений.
Методические знания содержат информацию о том, как правильно строить занятия физическими упражнениями, чтобы достичь желаемого эффекта.
Эти виды знаний представлены на всех ступенях: начальной, основной и полной (средней) школы.
С учетом возрастных психологических особенностей интеллектуальной сферы эти знания усваиваются учащимися в начальной школе на эмпирическом уровне (уровень представлений).
На ступени основной школы происходит их углубление и обобщение, познание сущности изучаемых явлений и их взаимодействия между собой (уровень понятий и закономерностей).
На следующей, заключительной ступени общего образования учащиеся выходят на уровень знаний о социальных, психологических и физиологических механизмах возникновения, развития и функционирования изучаемых явлений.
Теоретические знания являются одинаковыми для всех учащихся на всех ступенях общего образования. Практические и методические знания, приобретаемые учащимися на ступени начальной школы, носят также одинаковый для всех характер.
В основной школе все учащиеся овладевают практическими знаниями, относящимися к базовым видам спорта. Наряду с этим они усваивают практические и методические знания в избранном виде физических упражнений.
На ступени среднего (полного) общего образования учащиеся изучают практические и методические знания только в избранном виде физических упражнений.
Во-вторых:
1) систематизации умений;
2) требованиям к их усвоению на каждой ступени общего образования.
Умения, которыми должен владеть выпускник средней (полной) общеобразовательной школы подразделяются на две группы: умения и навыки выполнения физических упражнений (двигательные умения и навыки) и умения управлять своей физкультурной деятельностью (методические умения).
Двигательные умения и навыки на всех ступенях образования соотносятся с содержанием физических упражнений, входящих в образовательную область «физическая культура»: на начальной ступени они являются одинаковыми для всех учащихся, на ступени основного образования - частично одинаковыми (в базовых видах спорта), среднего (полного) образования различаются в соответствии избираемыми ими учебными программами спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности.
Методические умения, которыми должны овладеть учащиеся, определены, исходя из содержания физкультурной деятельности. Психологи утверждают, что любая деятельность, в том числе и физкультурная, включает в себя ряд последовательных звеньев, таких, как анализ ситуации, прогнозирование, целеполагание (определение и формулирование цели и задач), планирование, исполнение, контроль и коррекцию.
С переходом от низшей к более высшей ступени общего образования круг умений, усваиваемых учащимися, постепенно расширяется.
На ступени начальной школы учащиеся овладевают двигательными умениями выполнять разучиваемые физические упражнения, методическими умениями контролировать их качество, определять двигательные ошибки и вносить с их учетом коррекции в последующие действия.
На ступени основной школы учащиеся овладевают методическими умениями определять двигательные ошибки, понимать их причины, осуществлять выбор средств и методов в избранном виде физических упражнений для развития физических качеств, совершенствования функциональных возможностей организма, овладения двигательными умениями и навыками.
На заключительной ступени учащиеся овладевают методическими умениями измерять и оценивать показатели здоровья, функциональных возможностей, своего организма, физических качеств, анализировать и прогнозировать их развитие при различных вариантах использования средств физической культуры, вооружаются методическими умениями с учетом результатов прогноза формулировать личностно приемлемые и реальные задачи занятий физической культурой, осуществлять творческий поиск и выбор средств и методов организации своей деятельности в избранном виде физических упражнений и реализовывать ее в соответствии с условиями конкретной ситуации.
При переходе с одной ступени на другую наблюдается развитие тех умений, которые уже были первоначально сформированы. Это проявляется в готовности реализовывать эти умения для более широкого круга задач.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы балов, полученных учеником за все составляющие:
-знания;
-двигательные умения и навыки;
-умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;
-физическая подготовленность.
При этом преимущественное значение имеют оценки за умение и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
На данный момент времени можно отметить положительные результаты применения спортивно-видовой технологии:
- повышение интереса к предмету физическая культура
- усиление мотивации к занятиям физической культурой и спортом
- высокая посещаемость на уроках
- позитивная динамика физической подготовленности учащихся
- высокие результаты на соревнованиях различного уровня
Предложенная система помогает не только формировать положительную мотивацию, но и воспитывать одаренность ученика в плане физической культуры.
Для примера представлена индивидуальная образовательная программа по предмету "Физическая культура" для работы с одаренными детьми и перспективный индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для подготовки к заключительному этапу ВсОШ по предмету "Физическая культура" ученика 10 класса Ракымжанова Ануара.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры и ОБЖ Драгунова В.Д.
«Организация учебной и внеклассной работы по физической культуре и ОБЖ с использованием авторской программы «Школа выживания Экстрим»....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ "Явасская СОШ" Зубово Полянского муниципального района Республики Мордовия...
Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры
Обобщение педагогического опыта учителя физической культуры ...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича
laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, физическому развитию посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ
1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...
Публичное представление инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Сергеевой И.В. МОУ СОШ №1 им. А.К. Просоедова «Формирование здорового образа жизни на уроках физкультуры»
Основной моей целью педагогической деятельности по реализации федерального закона является сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие физических способностей, внедрение здоровье...
Тема педагогического опыта учителя физической культуры Тюрина Михаила Михайловича
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 3 года. С 2015 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответ...
- Мне нравится (1)