Проект "Патриотическое воспитание дошкольников"
материал по физкультуре
Проект "Патриотическое воспитание дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 41.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочный проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет)
«Я ПОМНЮ, Я ГОРЖУСЬ!»
Составили:
инструктор по ФИЗо .
музыкальный руководитель
Содержание
Паспорт проекта………………………………………………………………..3
1. Пояснительная записка…………………………………………………….. 4
1.1. Актуальность проекта………………………………………………………4
1.2. Цель и задачи проекта……………………………………………………...6
1.3. Принципы проекта………………………………………………………….6
1.4. Ожидаемый результат……………………………………………………...7
1.5. Механизм реализации проекта…………………………………………….8
1.6. Возможные риски реализации проекта……………………………………9
2. Основные этапы реализации проекта………………………………………..9
2.1. Реализация проекта ……………………….………………………………..10
3. Диагностический инструментарий………………………………………….17
4. Результаты проекта…….…………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………..19
Приложения………………………………………………………………...21- 26
Паспорт проекта
Участники проекта:
- Инструктор по ФИЗО
- Музыкальный руководитель .
- Воспитатели дошкольного учреждения
- Дети старших и подготовительных групп
- Родители
Типология проекта: творческий, среднесрочный, коллективный, интегрированный.
Время проведения: март-апрель
Действие проекта: проект обеспечивает адресный охват целевой аудитории (воспитанники старших и подготовительных к школе групп, родители, педагоги). Достигается воспитательный, просветительский, идеологический эффект. При этом используются интерактивные методы обучения, при которых существенно выше степень усвоения материала, чем при традиционном подходе в обучении.
1. Пояснительная записка
Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В процессе ознакомления детей с событиями Великой Отечественной войны с целью воспитания патриотических чувств очень важно создать оптимальные педагогические условия, содействующие обогащению и активации словаря детей, усилению мотивации к изучению этих событий.
1.1 Актуальность
У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне 1941-1945 годов завоевана неизмеримым подвигом русского народа.
Каждый год страна празднует День Победы, в это время в городах проходят парады на площадях, россияне чествуют ветеранов. Именно события Великой Отечественной войны являются ярким примером воспитания патриотических чувств у дошкольников.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Президент Российской Федерации на совещании представителей власти по вопросам нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения высказался так: «Мы сегодня говорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну. Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом «каждый – сам за себя», следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе. Очень важно совершенствование нашей образовательной политики. Справедливо говорят, что настоящий патриотизм – это образованный патриотизм. Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству. (...) Поэтому так важен вопрос о будущем нашей образовательной системы, о её чистоте, честности и современности, не только об образовательной, но и воспитательной компоненте системы просвещения. (...) Вернуть безусловную ценность качеству образования, убрать всё то, что искажает мотивацию к настоящей учёбе, подрывает веру в ценность знаний, в талант, в справедливость, в способность образования служить базовым социальным лифтом – это необходимое условие для нашего национального развития, а значит, важнейший приоритет современных усилий государства и общества».
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков в период взросления. Для нормального развития мальчикам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, легче на них равняться.
1.2. Цели и задачи проекта
Проблемная ситуация
Нынешнее поколение детей очень мало знает о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, не могут оценить подвиг русского народа и значение победы для нашей страны.
Цель проекта:воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через организацию различных видов деятельности.
Задачи:
- Способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны.
- Уточнение и расширение представлений детей о Великой Отечественной войне.
- Формирование у детей представления о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
- Развитие интереса и уважения к героическим событиям прошлого, боевой славе русских людей.
- Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать и активизировать словарный запас старших дошкольников.
- Организовать деятельность детей, родителей, специалистов ДОУ, направленную на реализацию проекта.
- Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
1.3. Принципы проекта:
- Историзма: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
- Гуманизации: ориентация на общечеловеческие ценности.
- Дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне.
- Интегративности: сотрудничество с семьей, библиотекой, сочетание разных видов деятельности.
- Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийной презентации на основе исторического материала.
1.4. Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка:
- Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
- Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
- Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
- Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
- поздравление ветеранов ВОВ;
- проведение праздничного концерта, посвященного 77-ой годовщине Великой Победы.
На уровне педагога:
- Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
- Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
- Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
- Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
- Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме;
- оформление фото-выставки города-герои ко Дню Победы;
- оформление выставки «Платок памяти» в музейном комплексе;
- создание экспозиции в музейно-выставочном комплексе ДОУ «Города-герои»;
1.5. Механизмы реализации проекта
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративные.
- Проблемное изложение материала.
- Словесные.
- Демонстрационные.
- Методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, этические беседы.
Формы организации:
- ООД: по художественно-эстетическому развитию, по речевому развитию; по познавательному развитию.
- Коммуникативная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
- Работа в уголке творчества.
- Выставка детских рисунков и поделок.
- Конкурс стихотворений.
- Работа с социумом (групповое посещение библиотеки, музея).
- Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.
- Выставка плакатов, иллюстраций, книг и их рассматривание.
- Праздничный концерт.
- Экскурсии к памятным местам города.
- Беседы.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов.
• Проведение интересных занятий, организация выставок.
• Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы.
• Чтение художественной литературы: С Алексеев "Они защищали Москву", Л.Кассиль "Твои защитники", С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику.
• Индивидуальные и коллективные беседа о Великой Отечественной войне.
• Слушание песен военно-патриотической тематики.
• Тематическое содержание книжного уголка.
• Подбор открыток, иллюстраций, фотографий для оформления альбомов «Наша Армия родная».
• Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск, памятников воинам, обелисков.
• Прослушивание музыкальных произведений: марши - Д.Кабалевский "Марш" (детский), П.Чайковский "Марш деревянных солдатиков", Г.Свиридов "Военный марш", В.Агапкин "Прощание славянки".
2. Деятельность детей.
• Участие в конкурсах, праздниках, беседах.
• Самостоятельная художественная деятельность, изготовление поделок на военные темы в подарок папе, дедушке, выставка рисунков детей.
• Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе, предложенных педагогами; рисование понравившихся сюжетов на военную тему по прочитанным произведениям.
• Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники", "Моряки".
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Рисование с детьми сюжетов на военную тему.
• Подборка детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий, писем) о своих родственниках, принимавших участие в исторических боевых традициях.
1.6. Возможные риски реализации проекта
Возможные риски | Способы их преодоления |
Недостаточные условия (материала, наглядности, мероприятий) для работы по теме | Использование дополнительных источников, информации |
Пассивная позиция родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей | Привлечение родительской общественности к участию в патриотическом воспитании школьников |
2. Основные этапы реализации проекта
I этап «Подготовительный»– накопление знаний
1.Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
2. Определение темы проекта;
2.Формулирование целей и задач проекта;
3.Подбор необходимого материала.
II этап «Основной» - организационно-практический
1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне;
2. Беседы о Дне Победы, о войне;
3. Просмотр презентаций о ВОВ, о Дне Победы;
4. Организованная образовательная деятельность:
- ООД по познавательному развитию (ознакомление с предметным окружением и социальным миром) по заданной теме;
- ООД по художественно-эстетическому развитию (лепка, аппликация, рисование) по заданной теме;
- ООД по речевому развитию (составление рассказов по картинкам, пословицы, поговорки о Родине, о Великой Отечественной войне и т.д.) по заданной теме
5. Чтение художественной литературы на тему ВОВ и Дня Победы;
6. Экскурсия в музейно-выставочный комплекс ДОУ;
7. Интервьюирование детей с целью выявления уровня знаний о ВОВ.
8. Рекомендации родителям к просмотру с детьми художественных фильмов о войне 1945 г.
9. Слушание музыкальных произведений на военную тематику.
III этап – «Заключительный»(продукт проектной деятельности)
1. Фото-выставка «Города-герои» в холле ДОУ;
2. Экспозиция в музее ДОУ «Города-герои» (альбомы);
3. Экспозиция в музее ДОУ «Платок памяти»;
4. Поздравление ветерана с Днем Победы;
5. Праздничный концерт, посвященный 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
6. Посещение митинга посвященного «Дню Победы»
2.1. Реализация проекта
этапы | содержание | ответственные |
Iэтап «Подготовительный» – накопление знаний | Младшая группа 1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». 2. Спортивное развлечение «Вместе с папой» | Воспитатели, инструктор по физическому воспитанию. |
Средняя группа
| Воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель | |
Старшая группа 1. Беседа «Наша армия родная» 2. Рассматривание иллюстраций родов войск, фотографии показывающие будни армии 3. Ознакомление с художественной литературой Я.Длуголенский «Что могут солдаты» 4. Спортивное развлечение «Полоса препятствий» | Воспитатели ДОУ, инструктор по физическому воспитанию | |
Подготовительная группа 1. Сбор и анализ литературы по данной теме 2. Беседа с детьми «Что я знаю о войне?» 3. Чтение рассказа: «Таежный подарок». 4. Познавательная беседа: О Великой Отечественной войне, 5. Рассматривание фотографий «Фотохроника военных дней » | Воспитатели ДОУ | |
IIэтап «Основной» - организационно-практический | Младшая группа 1. Консультация для родителей: «Воспитание у детей чувства уважения к своей стране, гордости за Родину и народ через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны» 2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 3. Заучивание стихов об армии, мужестве, дружбе. 4. Продуктивная (аппликация) «Красивые флажки на ниточке» 5. Беседа: «Город, в котором я живу». 6. Рассматривание картинок с изображением достопримечательностей нашей города. 7. Продуктивная (рисование) «Пусть всегда будет солнце» 8. Аппликация «Герб моего города». 9. Выставка поделок «Нашим ветеранам». 10. Экскурсия в музей «Наша Родина и ее защитники». 11. Продуктивная (лепка) «Летят самолеты» 12. Продуктивная (рисование) «Салют» 13. Изготовление альбома «Город-герой» 14. Изготовление «Платок памяти» 15. Изготовление «Объемной фотографии «Город-герой» | Воспитатели ДОУ |
Средняя группа 1. Рассказ-беседа "Женщины на защите отечества" 2. Чтение рассказов: «Иришка- пулеметчица». 3. Чтение стихотворений: «Братские могилы» В. Высоцкий, «Советский воин», 4. НОД «Наша родина» 5. Беседа «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве». 6. Исполнение сюжетно-ролевых игр "Пограничники" 7. Познавательная беседа: «Сталинградсая блокада». 8. НОД «Вспомним, те дни» 9. Создание коллекции медалей и орденов 10. Чтение рассказа «Отцовское поле» В. Крупин, 11. Чтение стихотворений: «Победой кончилась война» Т. Трутнева, «Шинель» Е. Благинина 12. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Парад на Красной площади» (К. Юон, «Победа» (П. Кривоногов, «Отдых после боя», «Салют победы» (Ю. Непринцева, «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий) и др. 13. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением родов войск. 14. Познавательная беседа: «День Победы» 15. НОД «Весна. День Победы» 16. Чтение художественной литературы: С.Михалков "День Победы", заучивание стихов к празднику. 17. Встреча с ветераном войны, детьми военного времени. 18. Разучивание стихотворения: Т.Белозеров Майский праздник — День Победы… 19. Изготовление альбома «Город-герой» 20. Изготовление «Платок памяти» 21. Изготовление «Объемной фотографии «Город-герой» | Воспитатели ДОУ, родители | |
Старшая группа 1. Беседа «Родина-мать зовет!» 2. Чтение стихотворения О. Высотской «Мой брат уехал на границу» 3. Просмотр мультимедийных презентаций на тему подвига русского народа в ВОВ 4. Рисование на тему «Мой папа-защитник Родины» 5. Чтение рассказа А.Гайдара «Война и дети» 6. Организация мини-музея «Полочка боевой славы» 7. НОД «Труженики тыла» 8. НОД «Боевые машины» 9. Организация выставки боевых машин (игрушки) 10. Создание альбома «Боевые машины» 11. Беседа на тему «Великие битвы» 12.Чтение художественной литературы: У.Бражнина «Шинель» 13. Рисование на тему «Мой папа-защитник Родины» 14. Чтение рассказа А.Гайдара «Война и дети» 15. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе. 16. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет. 17. Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы», 18. Чтение произведений С.П.Алексеев «Брестская крепость». 19. Изготовление альбома «Город-герой» 20. Изготовление «Платок памяти» 21. Изготовление «Объемной фотографии «Город-герой» | Воспитатели ДОУ, родители, музыкальный руководитель | |
Подготовительная группа 1. Слушание песен о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша», В.Алкина «Прощание славянки». 2. Чтение художественных произведений:Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы» 3. Физкультурный досуг «Соревнования сильнейших» (с участием мальчиков подготовительных групп) 4. Беседа с детьми «Подвиг на войне» 5. Соц. - коммуникативное развитие/ познавательное: «Россия – Родина моя» 6. Рисование «С чего начинается Родина». 7. Речевое развитие «Мое отечество Россия», разучивание стихотворения о Родине, чтение худ. литературы. 8. Разучивание пословиц и поговорок о любви и защите Родины, ее защитниках, о героизме, смелости и храбрости героев-солдат, солдатской дружбе и товариществе. 9. Беседа о приближающейся дате и о Великой Отечественной войне. 10. Рассматривание иллюстраций, картин с фрагментами военных лет. 11. НОД «Великая Отечественная война: лица победы, дети войны». 12. Чтение из сборника рассказов «Дети — герои Великой Отечественной войны»; 13. Аппликация «Открытка с тюльпанами» 14. Дидактическая игра «Ордена и медали» 15. Лепка «Военные награды» Муз.развитие: разучивание песни «Солнечный круг» А.Александрова 16. Рисование «Я рисую мир» 17. Конкурс рисунков «Этих дней не смолкнет слава» 18. Рассматривание репродукций художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны: «Салют победы» Ю. Непринцева 19. Заучивание пословиц и поговорок о чести, долге, солдатской службе, дружбе и товариществе. 20. Оформление альбома «Наша Армия родная»; 21. Изготовление альбома «Город-герой» 22. Изготовление «Платок памяти» 23. Изготовление «Объемной фотографии «Город-герой» | Воспитатели ДОУ, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители. | |
IIIэтап – «Заключительный»(продукт проектной деятельности) | 1. Фото-выставка «Города-герои» в холле ДОУ; 2. Экспозиция в музее ДОУ «Города-герои» (альбомы); 3. Экспозиция в музее ДОУ «Платок памяти»; 4. Поздравление ветерана с Днем Победы; 5. Праздничный концерт, посвященный 77-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. 6. .Посещение митинга посвященного «Дню Победы» | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Воспитатели, родители |
Взаимодействие с родителями
- изготовление папки-передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по музею боевой славы ДОУ»;
- оформление подборки рассказов “Детям о войне”;
- разучивание стихотворений с детьми;
- помощь в организации предметно-развивающей среды,
- посещение с ребёнком музеев;
- домашний просмотр фильмов о ВОВ,
- подбор материалов для стенгазеты
- подготовка работ для выставки поделок «Платок памяти».
3. Диагностический инструментарий
Оценка результатов:
•Анкетирование родителей
•Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры.
•Анализ результатов детской деятельности.
•Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
- Блиц-опрос для детей
(приложение 1)
4. Результаты проекта
Дети:
- повысили уровень знаний об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны;
- познакомились с символикой Российского государства;
- получили представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;
- познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
- расширили словарный запас на тему «9 Мая – День Победы»;
- получили представление об истории памятных мест родного города;
- научились ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;
- приобрели навык уважения к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ;
Педагоги:
- Приобрели проектную деятельность;
- Повысили профессиональный уровень;
Список литературы:
1. Боханов А. Е. Толковый словарь русского языка. — М.: Парадокс, 1999.
2. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. — М.: Наука, 1989.
3. Концепция содержания дошкольного образования Кубани. Приложение № 1 к Приказу ДОН Краснодарского края от 10.12.2003 г. №01.8/2097.
4. Малый толковый словарь русского языка. — М.; Русский язык, 1990.
5. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.
6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Толстикова С. Н. Детский сад Будущего: Методическое пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2010.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г №751.
8. Платохина Н. А. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации // Детский сад: теория и практика. — 2011. —: № 1.
9. Примерная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2012.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
11. Спиркин А. Г. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1986.
12. Якобсон С. Г., Соловьева Е. В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. — М.: Дрофа, 2006.
13. Яценко Н. Е. Толковый словарь естествоведческих терминов. — СПб.: Лань, 1999.
Приложение 1
Анкета для родителей
«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?»
Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:
(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)
1. Надо ли с дошкольниками говорить о войне?
- да
- нет
- 23 февраля, 9 мая достаточно
2. Что важнее:
- рассказать о лишениях во время войны,
- рассказать о героизме
- рассказать о Победе
- другое _________________________________________________________________
3. Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?
- да
- нет
- да, но доступным для ребенка языком
4. Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?
- да
- нет
- некоторые, например______________________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?
- да
- нет
6. Читаете ли ребенку книги о ВОВ?
- да
- нет
- ему не интересно, мне не интересно
- у нас нет книг на эту тему
7. Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?
- да
- нет
8. Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?
- да
- нет
В нашем детском саду Я помню, я горжусь!», посвященный 77-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ. А вы хотите принять участие в проекте «Я помню, я горжусь!»?
- да
- нет
Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.
Будьте добры, представьтесь
Блиц-опрос детей (диагностика)
«Что ты знаешь о Дне Победы?»
Цель: выявить объём знаний дошкольников о Великой Отечественной войне, их полноту, прочность.
Вопросы:
1.Какой праздник отмечаем мы 9 мая?
2. Рассказывали тебе родители про этот праздник?
3. С кем воевали наши солдаты?
4. Твой прадедушка (прабабушка) были на войне?
5. Кто такой ветеран? Обратил ли ты внимание на то, что у ветеранов много наград?
6. Какую военную технику ты знаешь?
7. Смотрел ли ты по телевизору парад? Что тебе больше всего понравилось?
8. Принимал ты участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы?
9. Ты хочешь больше узнать о событиях Великой Отечественной войны?
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются, по количеству которых определяется уровень.
9-7 баллов - высокий уровень
6-4 баллов — средний уровень
3-0 баллов — низкий уровень
Анкета для родителей
Цель: изучение отношения родителей
к необходимости патриотического воспитания в дошкольном учреждении.
1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
а) любовь к Родине, уважать и почитать ее традиции;
б) знание истории своей страны;
в) готовность выполнить гражданский долг, защита интересов Родины;
г) любовь к семье, обществу, своей стране.
2. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
а) да;
б) нет.
3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
а) педагоги;
б) родители;
в) педагоги и родители.
4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
а) да;
б) нет.
5. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки? Если нет, то почему?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
Приложение 2
Сценарий праздника, посвященный дню победы
«Вспомним прошедшие годы войны…»
для детей 5-7 лет – май
Цель.Воспитывать у детей чувства патриотизма, любови к родине, гордость и уважение к участникам ВОВ.
Звучит «Марш Праздничный»
Ведущий.Дорогие ребята! Дорогие гости! Сегодня радостный день у людей всего мира. Сегодня мы отмечаем светлый, радостный праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашисткой Германией. 77 лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война в истории человечества. Поздравляю вас с великим праздником Днем Победы!
Ребенок. Сегодня праздник-день победы!
Счастливый праздник-день весны,
В цветы все улицы одеты
И песни звонкие слышны.
Ребенок. Я знаю от папы, я знаю от деда—
Девятого мая пришла к нам Победа,
Тот день весь народ ожидал,
Тот день самым радостным стал!
Ребенок. Пусть гремит салют Победы
Этим светом мир согрет.
Нашим прадедам и дедам…
Все. Всем желаем долгих лет!
Ведущая.Великая отечественная война началась летом, 22 июня 1941 года, когда люди мирно жили, работали. Наша страна крепла и развивалась. Строились заводы, фабрики, в деревнях выращивали большие урожаи, овощи, фрукты. Дети ходили в детские сады, школы. Учились, пели и танцевали, ничего не подозревали о грозящей им беде.
Хореографическая зарисовка «Начало войны»
Ведущая. Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Вертится фокстрот,
На площадке танцевальной
Сорок первый год…
Звучит мелодия песни «Прощай, Рио-Рита…»,дети парами танцуютв центре зала.
Звучит голос Левитана. Объявление о начале войны.
Дети собираются вместе и «слушают объявление» подняв головы вверх.
Под звучание песни «Священная вона» муз. Александрова, вбегают дети в военной форме и садятся у центральной стены спиной к зрителям, поднимаясь поочереди и поворачиваясь лицом в зал, несколько раз с разными движениями. Затем двигаются на несколько шагов вперёд и стоящий впереди ребёнок, поднимает красный флаг за собой вверх. Выходят вперёд дети, читающие стихи.
Ведущая.Так началась самая кровопролитная в истории война.
Дети. Вставая народ, услышав клич земли!
На фронт солдаты родины пошли.
За Днепр, за Волгу, идут солдаты в бой.
Сражаться за любимый край родной!
За каждый город, каждое село.
И всё, что на земле нашей росло.
За детскую улыбку, светлый час!
За мир и счастье каждого из нас.
Звучит песня «Прощание славянки» дети с флагом и в военной форме строевым шагом уходят - «на фронт», делая круг по залу. Девочки в довоенных платьях прощаются с солдатами, плачут и машут платочками.
Под звучание песни «Эх, дороги…»
Солдаты из-за кулис с винтовками и рюкзаками, один с пулемётом проходят строем по кругу.
Звучат одиночные выстрелы и из пулемёта. (шумы 1)Солдаты разворачивают бой. Ложатся как в окопе, стреляют из винтовок и пулемёта.
Звук самолёта. (шумы 2) Выходит моряк-капитан и смотрит в бинокль.
Моряк. На горизонте самолёт,
По курсу полный ход вперёд!
Готовься к бою, экипаж!
Вбегает лётчик, одевая шлем.
Лётчик. Отставить. Истребитель наш.
Пехота – здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдёт от нас!
Звук падающего самолёта.
М. сестра. Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколками снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою я перевяжу!» -
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Медсестра перевязывает солдата и помогает ему покинуть поле боя. Двигаясь к «поляне у костра».
Стихают звуки выстрелов, и звучит песня «В землянке». Солдаты собираются возле костра. Один берёт кружку, греет её над костром и пьёт чай. Солдат берёт гармонь и играет. Девочка санитарка запеваетпесню «Катюша».
Звучит гармонь музыка «Синий платочек»,солдаты приглашают на танец медсестёр и др. «девушек».
Танец «Синий платочек»
Звучит песня «Тёмная ночь».
Солдат пишет письмо родным, кто-то чистит оружие или спит.
1 письмо. Дорогие мои родные! Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию, что попала в лихую беду.
Соберу своё мужество, силу, буду немцев без жалости бить.
Чтобы вам ничего не грозило, чтоб могли вы учиться и жить!
Затем другой солдат садится писать письмецо сыну.
2 письмо. Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать
Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец,
До свиданья. Твой отец.
Звучит песня «Дымилась роща над горою».Двое, трое солдат отправляются с оружием за кулисы.
Ведущая. Без малого четыре года,
Гремела грозная война.
В войне с фашизмом, с чёрной силой,
Сумела выстоять страна.
Звучат выстрелы,(шумы4) в конце стишка - звуки ура и кричат дети.
Ребёнок . И вот уже у стен Рейхстага,
Ожесточённый бой кипит.
Советских воинов отвага,
В последней схватке победит.
И над фашистскою столицей,
Пронзая синеву насквозь,
Как вестник славы, вольной птицей,
Победы знамя, вознеслось!
Забегают солдаты с флагом с криками ура и все на поляне радостные обнимаются и кричат ура.
Звучит голос Левитана об акте подписания капитуляции.
Под звучание песни «Салют победы». Солдаты строятся в колонну по два и проходят строем за флагом вокруг по залу. Девочки кидают и дарят им букетики цветов.
Ведущая. Мы празднуем День Победы – день освобождения нашей Родины от врагов, но победа была не лёгкой. Многие не вернулись домой, геройски погибли на полях сражений, но на века остались в наших сердцах. В память о них зажжён и всегда будет гореть Вечный огонь. (загорается вечный огонь и солдат с флагом чеканя шаг идёт и становит возле огня в постойке смирно)
Дети.Священны места всех сражений,
Где воины к подвигу шли.
Стране День Победы весенний,
Они из боёв принесли.
На площадь приходим с цветами,
Бессменно солдат там стоит.
И вечный огонь – наша память –
Всегда озаряет гранит.
Девочка и мальчик с гвоздиками идут возлагать цветы к вечному огню.
Ведущая.Объявляется минута молчания. Звучит метроном.
Дети. Славный праздник – День победы,
И цветёт вокруг весна.
Мы живём под мирным небом,
Спит спокойно детвора.
Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить,
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем
И льются песни там и тут.
А в небе городов – героев,
Сверкает праздничный салют!
Звучит песня «День Победы». Дети в военной форме выходят на середину зала и шагают на месте. Все вместе взрослые и дети поют песню «День Победы». Ребёнок-солдат победно размахивает красным флагом. Остальные дети маршируют за ними и машут разноцветными султанчиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)
"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...
Методические рекомендации "Использование дидактической игры, как средства для экологического воспитания дошкольников"
Представленные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, занимающихся с детьми старшег...
Методическая разработка "Особенности гражданского воспитания дошкольников"
Развитие гражданских качеств личности — процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданс...
Планирование работы по музыкальному воспитанию дошкольников
Тематичнские календарные планы младшая группа на год ...
Комплексный подход в музыкальном воспитании дошкольников
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.д. Вкл...
Статья на тему: "Тенденции экологического воспитания дошкольников"
Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы....
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...