Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»
рабочая программа по физкультуре
Актуальность:
Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, физической, теоретической и психологической. Формирование психических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрастах. Тренер, работающий со спортсменами, обязан использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на спортсменов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной овладеть спортивным мастерством и быть достойным высокого звания российского спортсмена.
Тема самообразования: «Психологическая подготовка спортсменов. Распределение средств и методов психологической подготовки в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса».
Цель самообразования: овладение средствами и методами психологической подготовки в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_samoobrazovaniya.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
«Гагаринская спортивная школа»
«Утверждаю»
Директор МБУ «ГСШ»
В.П. Лысодед
«___»___________2022г
Рабочая программа по самообразованию
на 2022 - 2025 годы
по теме:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»
Составитель:
тренер
Зубенко В.А.
ФИО: Зубенко Виктория Анатольевна
Образование: высшее
Квалификация: преподаватель физического воспитания, тренер по лыжному спорту
Специальность: Олимпийский и профессиональный спорт
Квалификационная категория: Высшая
Курсы повышения квалификации: «Психология спорта: актуальные вопросы психологического сопровождения в спортивной практике», 04.04.2022 г.
Актуальность:
Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, физической, теоретической и психологической. Формирование психических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрастах. Тренер, работающий со спортсменами, обязан использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на спортсменов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной овладеть спортивным мастерством и быть достойным высокого звания российского спортсмена.
Тема самообразования: «Психологическая подготовка спортсменов. Распределение средств и методов психологической подготовки в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса».
Цель самообразования: овладение средствами и методами психологической подготовки в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса.
Задачи:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов работы с детьми;
- изучение и использование достижений педагогической деятельности с целью углубления собственных знаний преподавания по виду спорта лыжные гонки и биатлон;
- изучение научно-методической литературы по психологии;
- разработка учебно-дидактических комплексов с целью создания учебно-методической базы для качественной психологической подготовки спортсменов;
- подбор педагогических методик для проведения текущего, входного и итогового контроля обучающихся с целью мониторинга повышения качества образования по спорту лыжные гонки и биатлон;
- подготовка методических разработок планов-конспектов, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием игровых форм обучения на основе использования компьютерных программ
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы:
- повышение мотивации и качества знаний учащихся;
- пополнение банка дынных педагогических идей;
- освоение способов последовательности действий по конструированию спортивного занятия с использованием современных педагогических технологий, методов и приемов работы;
- повышение качества образования учащихся в спортивной школе.
План самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное |
|
Психолого-педагогические | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. 3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для тренера. |
Методические | 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - ФИС - Спорт в школе - Теория и практика ФК и спорта. - Учебно-методическое пособие по подготовке судей по гиревому спорту. 2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм учебно-тренировочных занятий по лыжным гонкам. 3. Разработать «Нетрадиционные формы проведения учебно-тренировочного занятия по лыжным гонкам». 4. Посещать библиотеки, изучать научную методическую и учебную литературу. 5. Проводить мастер-классы для коллег по работе, а также учителей и педагогов дополнительного образования города. 6. Разрабатывать разные формы учебно-тренировочных занятий, воспитательных мероприятий, учебных материалов. 7. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме «Духовно-нравственное развитие личности учащегося». 8. Внедрять в учебный процесс новые и нестандартные формы проведения учебно-тренировочного занятия и оценивания физического состояния. 9. Разрабатывать методические пособия. 10. Создавать комплект дидактики по лыжным гонкам (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения). 11. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям. 12. Проектировать личную методическую веб-страницу. 13. Создавать пакет сценариев занятий, соревнований. |
Этап | 1. Пройти курсы повышения квалификации 2. Обзор в Интернете информации по лыжному виду спорта, психологии, педагогике и педагогических технологий. 3. Расширить знания информационно-компьютерных технологий и внедрять их в учебно-тренировочный процесс. 4. Вести собственные цифровые ресурсы с целью распространения полученного в процессе самообразования педагогического опыта работы. |
Охрана здоровья | 1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на учебно-тренировочных занятиях. 2. Внедрять в тренировочный процесс здоровьесберегающие технологии. 3. Вести здоровый образ жизни. |
Этапы работы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. | 2022 г | Подбор педагогических методик для проведения контроля достижения ожидаемых результатов изучения программы |
Прогностический | 1.Определение целей и задач работы по самообразованию. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. | 2022 г. | Планирование собственной деятельности. |
Практический | 1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. | На протяжении всего срока реализации рабочей программы. | 1.Выступления по теме самообразования. 2. Внедрение полученного опыта и знаний в педагогический процесс. 3. Открытые занятия для коллектива спортивной школы.
|
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. | 2024 г |
|
Средства и методы психолого-педагогических воздействий, применяемых для формирования личности и межличностных отношений.
1. Информация спортсменам об особенностях развития свойств личности и групповых особенностях команды.
2. Методы словесного воздействия: разъяснения, убеждения, советы, похвала, требования, критика, ободрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.
3. Методы смешанного воздействия: поощрение, наказание, общественные и личные поручения.
4. Морально-психологическое просвещение спортсменов в ходе лекций, бесед, консультаций, объяснений.
5. Личный пример тренера и ведущих спортсменов.
6. Воспитательное воздействие коллектива.
7. Совместные общественные мероприятия группы: коллективные обсуждения выполнения учебного и тренировочного планов, дисциплины и поведения спортсменов, итогов соревнований и др.
8. Постепенное осознание повышения трудности тренировочных заданий и уровня нагрузок.
9. Создание жестких условий тренировочного режима.
Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса.
Средства и методы психолого-педагогического воздействия включаются во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяются и совершенствуются. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных нагрузок, имеют преимущественное значение.
На этапе начальной подготовки главной задачей в занятиях с юными спортсменами является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность, воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Воспитание дисциплинированности начинается с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие — способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
В целях эффективности воспитания тренеру-преподавателю необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе начальной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной опенки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.
При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
На этапе занятий учебно-тренировочных групп внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психологической подготовленности к соревнованиям. Воспитание волевых качеств - одно из важнейших задач в деятельности тренера-преподавателя. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание уделяется совершенствованию волевых черт характера, саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психическому восстановлению.
В подготовительном периоде выделяются средства и методы, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической и мобилизационной готовности в соревнованиях.
В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приёмы психической регуляции спортсменов.
В ходе тренировочных занятий также существует определенная тенденция и преимущественном применении некоторых средств и методов психологического воздействия.
В водной части тренировочного занятия в основном используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций.
В подготовительной части тренировочного занятия – методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств.
В основной части тренировочного занятия – совершенствуется специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, выполняется уровень психической специальной готовности спортсменов.
В заключительной части тренировочного занятия совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.
Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей занимающихся, задач их индивидуальной подготовки и направленности тренировочных занятий.
Педагогические технологии:
- технология целеполагания;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- дифференцированный подход к обучению;
- личностно-ориентированный подход.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом на
педагогических советах, обучающих семинарах.
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне школы. Выступления по обмену опытом
работы на заседаниях МО учителей физической культуры и тренеров -
преподавателей. Аттестационное портфолио.
Показатели, по которым отслеживалась эффективность изменения (совершенствования):
- Морфункциональные качества обучающихся, сводная таблица.
- В.И. Тропников «Формирование мотивации к занятиям спортом».
Заключение
Главная задача психологической подготовки – это формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.
Тренер обязан постоянно следить, чтобы тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду и учебе, высокой организованности и требовательности к себе и товарищам, чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к спортивной форме, инвентарю и оборудованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе по теме:Задача как цель и средство в обучении математике. Что влияет на результативность поисковой деятельности учащихся в процессе решения трудных нестандартных задач?
Задача как цель и средство в обучении математике. Что влияет на результативность поисковой деятельности учащихся в процессе решения трудных нестандартных задач?...
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе».
Презентация по теме « Игровые приемы как один из эффективных методов обучения письменной речи на начальном этапе»....
Урок русского языка в 11 классе по теме "Фразеологизмы как изобразительно-выразительное средство языка" в рамках подготовки к ЕГЭ
Урок комплексного применения знаний.Урок-практикум. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях....
Методическая разработка. Средства и методы силовой подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ.
В процессе физического воспитания силовой подготовке обучающихся должно уделяться особое внимание. Так как любая физическая деятельность связана с проявлением мышечных усилий.Однако, данные многочисле...
Курсовая работа Средства и методы специальной подготовки лыжников гонщиков 13-15 лет
Курсовая работа Средства и методы специальной подготовки лыжников гонщиков 13-15 лет...
Эффективные средства восстановления физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа
Эффективные средства восстановления физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа...
Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»
Содержание I. Пояснительная записка II. Общая психологическая подготовка спортсменов III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям IV. Управление нервно-психиче...