Методическая работа «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»
методическая разработка по физкультуре
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Общая психологическая подготовка спортсменов
III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
IV. Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов
V. Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса
VI. Воспитательная работа
VII. Заключение
VIII. Литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zubenko_1.docx | 29.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Гагаринская спортивная школа
Методическая работа
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА.»
Тренер-преподаватель
МБУДО ГСШ г. Гагарин
Зубенко В.А.
Гагарин
2024 год
Содержание
I. Пояснительная записка
II. Общая психологическая подготовка спортсменов
III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям
IV. Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов
V. Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса
VI. Воспитательная работа
VII. Заключение
VIII. Литература
I. Пояснительная записка
Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, физической, теоретической и психологической. Формирование психических качеств спортсмена может быть наиболее эффективным в подростковом и юношеском возрастах. Тренер, работающий со спортсменами, обязан использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на спортсменов, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной овладеть спортивным мастерством и быть достойным высокого звания российского спортсмена.
Психологическая подготовка спортсменов состоит из общей психологической (круглогодичной) подготовки, психологической подготовки к соревнованиям и управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
II. Общая психологическая подготовка спортсменов
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, развитие специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Тренеры-преподаватели должны воспитывать спортсменов в духе нравственных принципов.
В процессе занятий необходимо формировать устойчивый интерес к спорту, дисциплинированность, соблюдение тренировочного режима, чувства долга перед коллективом и тренером, чувство ответственности за выполнение плана подготовки, трудолюбие и аккуратность. Тренер формирует у спортсменов такие важные качества, как общительность, доброжелательность, уважение, требовательность к самому себе и к другим, самокритичность, спортивное самолюбие, стремление к самовоспитанию, целенаправленность и выдержка при утомлении.
К специализированным психическим функциям относятся:
- оперативно-тактическое мышление (способность к мгновенной ориентировке в соревновательной ситуации и принятию решения, коррекции плана выступления и отдельных действий анализу своего выступления и конкурентов и др.);
- специализированное восприятие (пространства, времени, усилий, темпа);
- комплексные специализированные восприятия (чувства дистанции и др.);
- простые и сложные сенсомоторные реакции, свойства внимания (концентрация, распределение, переключение).
Средства и методы психолого-педагогических воздействий, применяемых для формирования личности и межличностных отношений.
1. Информация спортсменам об особенностях развития свойств личности и групповых особенностях команды.
2. Методы словесного воздействия: разъяснения, убеждения, советы, похвала, требования, критика, ободрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.
3. Методы смешанного воздействия: поощрение, наказание, общественные и личные поручения.
4. Морально-психологическое просвещение спортсменов в ходе лекций, бесед, консультаций, объяснений.
5. Личный пример тренера и ведущих спортсменов.
6. Воспитательное воздействие коллектива.
7. Совместные общественные мероприятия группы: коллективные обсуждения выполнения учебного и тренировочного планов, дисциплины и поведения спортсменов, итогов соревнований и др.
8. Постепенное осознание повышения трудности тренировочных заданий и уровня нагрузок.
9. Создание жестких условий тренировочного режима.
III. Психологическая подготовка спортсменов к соревнованиям.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общей – проводимой в течение всего года, и специальной – к конкретному соревнованию.
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
При психологической подготовке к конкретным соревнованиям воспитывается специальная (предсоревновательная) психологическая боевая готовность спортсмена, характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлениях к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнить во время выступления действия, необходимые для победы.
Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям осуществляется путём разъяснения цели и задач участия в соревнованиях, условий и содержания предсоревновательной подготовки, значения высокого уровня психической готовности к выступлению, регуляции тренировочных нагрузок и средств подготовки для улучшения психического состояния занимающихся, моделирования условий основных соревнований сезона, уменьшение действия внешних, отрицательно влияющих факторов, обучения приёмам самоконтроля и саморегуляции и систематической их тренировки.
Во время специальной психологической подготовки к конкретным соревнованиям в процессе подготовки используются: общественное мнение коллектива для поддержания принятых целевых установок, уверенности и поощрения оптимальных мотивов выступления; моделируются условия предстоящих соревнований и тактики борьбы с конкретными соперниками; проводятся беседы; применяются методы саморегулирования для настройки к предстоящему выступлению и оптимизации психического напряжения.
IV. Управление нервно-психическим восстановлением спортсменов.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическая напряженность, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, в перерывах между выступлениями, формируется способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения, рекламации и других средств. Для этой цели используются также рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения.
V. Распределение средств и методов психологической подготовки спортсменов в зависимости от этапов и периодов тренировочного процесса.
Средства и методы психолого-педагогического воздействия включаются во все этапы и периоды круглогодичной подготовки, постоянно повторяются и совершенствуются. Некоторые из них на том или ином этапе обучения и тренировки годовых циклов, особенно в связи с подготовкой к соревнованиям, участием в них и восстановлением после значительных нагрузок, имеют преимущественное значение.
На этапе начальной подготовки главной задачей в занятиях с юными спортсменами является привитие устойчивого интереса к занятиям спортом, формирование установки на тренировочную деятельность, воспитание высоких моральных качеств, преданности России, чувства коллективизма, дисциплинированности и трудолюбия. Важную роль в нравственном воспитании юных спортсменов играет непосредственно спортивная деятельность, которая представляет большие возможности для воспитания всех этих качеств.
Воспитание дисциплинированности начинается с первых занятий. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, четкое исполнение указаний тренера, отличное поведение на тренировочных занятиях, в школе и дома. Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие — способность преодолевать специфические трудности, что достигается, прежде всего, систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. В процессе занятий с юными спортсменами все более важное значение приобретает интеллектуальное воспитание, основными задачами которого являются: овладение учащимися специальными знаниями в области спортивной тренировки, гигиены и других дисциплин.
В целях эффективности воспитания тренеру-преподавателю необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы постоянно ставить перед юными спортсменами задачи ощутимого двигательного и интеллектуального совершенствования. И на этапе начальной подготовки должна быть обеспечена преимущественная направленность, успешное обучение и совершенствование основных двигательных умений и навыков, изучение основ спортивной тренировки. Отрицательно сказывается на эффективности воспитательной работы недостаточная вариативность средств и методов обучения.
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт самого занимающегося.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена - выражение положительной опенки его действий и поступков. Поощрение может быть в виде одобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно выноситься с учетом необходимых педагогических требований и соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении, отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков. Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически. Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.
При решении задач по сплочению спортивного коллектива и воспитанию чувства коллективизма целесообразно использовать проведение походов и тематических вечеров, вечеров отдыха и конкурсов самодеятельности, создавать хорошие условия для общественно полезной деятельности.
На этапе занятий учебно-тренировочных групп внимание акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, улучшении взаимодействий в команде, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психологической подготовленности к соревнованиям. Воспитание волевых качеств - одно из важнейших задач в деятельности тренера-преподавателя. Волевые качества формируются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для их преодоления используются необычные для юного спортсмена волевые напряжения. Поэтому основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.
На этапе занятий групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства основное внимание уделяется совершенствованию волевых черт характера, саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной и мобилизационной готовности к нервно-психическому восстановлению.
В подготовительном периоде выделяются средства и методы, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, воспитанием их спортивного интеллекта, разъяснением цели и задач участия в соревнованиях, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности.
В соревновательном периоде упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической и мобилизационной готовности в соревнованиях.
В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления спортсменов. В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера и приёмы психической регуляции спортсменов.
В ходе тренировочных занятий также существует определенная тенденция и преимущественном применении некоторых средств и методов психологического воздействия.
В водной части тренировочного занятия в основном используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие разных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций.
В подготовительной части тренировочного занятия – методы развития внимания, сенсомоторики и волевых качеств.
В основной части тренировочного занятия – совершенствуется специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции, выполняется уровень психической специальной готовности спортсменов.
В заключительной части тренировочного занятия совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.
Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей занимающихся, задач их индивидуальной подготовки и направленности тренировочных занятий.
VI. Воспитательная работа.
Целью тренировочного процесса наряду с достижением высокого спортивного результата должно быть всестороннее и гармоническое развитие личности. Добиваться реализации этой цели невозможно без использования основных принципов воспитания личности: научности; связи воспитания с жизнью; воспитания личности в коллективе; последовательности, систематичности и единства воспитательных воздействий; индивидуального и дифференцированного подхода; опоры на положительное в человеке. Руководствуясь этими принципами, тренер избирает необходимые методы, средства и формы воспитательной работы. Стратегия и тактика их использования должна основываться на знании интересов, характера, условий жизни и воспитания в семье и школе каждого занимающегося в спортивной школе, уровня его воспитанности.
Специфика воспитательной работы тренера состоит в том, что тренер-преподаватель практически имеет время, которое отведено тренировочным занятием, и только в условиях тренировочных сборов тренер использует для этой цели и свободное от основных тренировочных занятий время. Условно можно выделить три стороны воспитательного процесса:
- воспитание в спортсменах идейных убеждений;
- воспитание волевых качеств;
- воспитание специальных качеств и модели поведения на соревнованиях, необходимых для достижения высших спортивных результатов в избранном виде спорта.
Главными воспитательными факторами в этой работе являются:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
- четкая творческая организация тренировочной работы;
- формирование и укрепление коллектива;
- моральное стимулирование;
- товарищеская помощь (наставничество) более опытных спортсменов, взаимопомощь и взаимотребовательность;
- обновление стендов спортивной славы (фотографии, плакаты, призы, награды, завоеванные спортсменами школы за все время ее существования);
- торжественное празднование дня основания школы, приема новичков;
- встречи с известными спортсменами и ветеранами спорта;
- обсуждение поведения спортсмена коллективом группы (без участия и с участием представителей тренерского состава);
- подведение итогов (в конце каждого сбора или соревнования), участие в составлении плана на следующий год.
Во время проведения тренировочных сборов могут быть использованы такие формы воспитательной работы, как: собрание группы, собрания команды, лекции и беседы о внутренней и внешней политике; о международном положении; политинформации; участие в субботниках; встречи с ветеранами спорта и знаменитыми спортсменами.
Эти мероприятия оказывают эффективное воспитательное воздействие на личность спортсмена, на рост его самосознания. Этой же цели служат и различные культурно-массовые мероприятия; чтение и обсуждение спортивной литературы, посещение музеев, выставок, просмотр кинофильмов и др. Фильмы и литературу следует подбирать с таким расчетом, чтобы они способствовали воспитанию лучших гражданских качеств спортсмена, поднимали его настроение, настраивали на преодоление трудностей, воспитывали упорство в достижении цели.
Необходимо широко использовать воспитательные возможности вечеров отдыха, концертов самодеятельности, спортивных праздников. Они пробуждают активность спортсмена, развивают чувства коллективизма, способствуют восстановлению контактов между учащимися, повышают их культуру.
План культурно-массовых мероприятий должен четко скоординирован с планом тренировочной работы, (например: длительный выезд на экскурсии или на шефское предприятие (во время сборов) рекомендуется планировать на разгрузочный день, а короткую развлекательную программу или прослушивание музыкальных записей на дни тренировок с повышенной нагрузкой).
Важное внимание в воспитательной работе со спортсменами необходимо уделять их поведению и настроению во время соревнований. Наблюдая за их выступлениями, поведением, тренер может сделать вывод, насколько прочно сформировались у спортсмена те или иные морально-волевые качества. Перед соревнованием необходимо настраивать спортсмена на проявление конкретных морально-волевых качеств. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет не только устойчивость спортивно-технических навыков, но и психологическую подготовленность спортсмена.
Тренер-преподаватель обязан помнить, что комплексный подход к воспитанию спортсмена предполагает изучение и использование всех факторов воздействия на личность не только в стенах спортивной школы, но и дома. Поэтому, разрабатывая план воспитательной работы, тренер-преподаватель должен тщательно изучать особенности поведения спортсменов в быту и (ознакомиться, как они учатся и выполняют поручения), какие факторы окажут положительное влияние на их поведение и убеждения и т.д. при этом важно учитывать психические, физические и биологические особенности детей.
VII. Заключение.
Главная задача психологической подготовки – это формирование и совершенствование спортивного, бойцовского характера, развитие свойств личности, определяющих успех в спорте, укрепление и совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, доведение их до уровней, определяющих рекордные достижения. Формирование необходимых личностных качеств происходит с помощью изменения и коррекции отношения спортсмена к выполняемой и предстоящей тренировочной нагрузке, к своим возможностям восстановления, к нервно-психическому перенапряжению, к качеству выполнения тренировочного задания, к спортивному режиму и к спортивной жизни вообще.
Тренер обязан постоянно следить, чтобы тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду и учебе, высокой организованности и требовательности к себе и товарищам, чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к спортивной форме, инвентарю и оборудованию.
VIII. Список литературы.
1 | Бабушкин Г.Д. | Психология физической культуры и спорта. Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с. |
2 | Бойко А. Ф. | Предсоревновательная подготовка спортсменов высокого класса. М.: Физкультура и спорт, 1971. 120 с. |
3 | Брайент Дж. Кретти | Психология в современном спорте. М.: Физкультура и спорт, 1978. – 222 с. |
4 | Волков В.М. | Восстановительные процессы в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 129 с. |
5 | Годик М.А. | Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: Физкультура и спорт, 1980 – 136 с. |
6 | Жмарев Н.В. | Управленческая и организаторская деятельность тренера. Киев: Здоровье, 1980. 144 с. |
7 | Лыжный спорт: | Сб. статей. М.: Физкультура и спорт, 1971-1985гг. |
8 | Максименко Г.Н. | Управление тренировочным процессом юных бегунов. Киев: Здоровье, 1979. 143 с. |
9 | Мельников ВН. | Психология - Учебник для институтов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 138 с. |
10 | Никитушкин В.Г. | Система подготовки спортивного резерва – М.: ВНИИФК, 1994. – 320 с. |
11 | Платонов В.Н. | Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 285 с. |
12 | Платонов В.Н. | Теория спорта – К.: Виша школа, 1987. – 231 с. |
13 | Хрущёв С.В., Круглый М.М. | Тренеру о юном спортсмене. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 143 с. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая подготовка спортсменов
Трудна и многогранна деятельность тренера при подготовке своих подопечных к шахматным соревнованиям. Необходимо максимально полно обладать информацией о будущих противниках, наметить точные планы дейс...
Основы планирования психологической подготовки спортсменов
Планирование психологической подготовки спорсменов...
"Психологическая подготовка спортсменов".
Тактическое мастерство спортсмена — искусство вести в соревнованиях борьбу с равным или даже более сильным соперником, наилучшим образом используя для достижения победы хотя бы даже ничтожные преиму...
Методическая разработка. Средства и методы силовой подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ.
В процессе физического воспитания силовой подготовке обучающихся должно уделяться особое внимание. Так как любая физическая деятельность связана с проявлением мышечных усилий.Однако, данные многочисле...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Эффективные средства восстановления физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа
Эффективные средства восстановления физической работоспособности детей в период тренировочного процесса с помощью бани и массажа...
Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»
Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...