ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОПАСНОСТИ РИСКА В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
статья по физкультуре

Лариса Константиновна Наземнова

В современном обществе особое внимание уделяется рискам на уроках физической культуры. Фактор "риска" обязательно должен быть учтен всеми, кто занимается физической культурой. Каждый должен осозновать свои возможности при занятиях ФК и спортом, быть внимательным к себе и окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_riski_fk_2020.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» им.П.Ф.Сенчихина

Н А У Ч Н О П Р А К Т И Ч Е С К А Я К О Н Ф Е Р Е Н ЦД И Я

Тема: « ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОПАСНОСТИ РИСКА В ХОДЕ

ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ»

Докладчик:

Учитель Физической культуры

Л.К.Наземнова

г. Улан-Удэ

2020 г.

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОПАСНОСТИ РИСКА В ХОДЕ

ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ»

Мы, с вами живем в бесконечной суете и часто не замечаем простейших ситуаций приводящих к серьезным последствиям, которые никто не может предугадать – это и есть РИСК.

Наносимый здоровью человека ущерб может выражаться в виде травм, острых и хронических заболеваний, психологического дискомфорта и даже летального исхода.

"Риск - отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени".

Согласно общеизвестной аксиоме о потенциальной опасности любая деятельность потенциально опасна, достичь нулевого риска (или абсолютной безопасности) невозможно, поэтому говорят о целесообразности достижения минимального (или социально приемлемого) риска. Приняв во внимание, что в основе занятий физическими упражнениями со школьниками лежит их специфическая физкультурная деятельность, можно утверждать необходимость минимизации рисков в ходе занятий физическими упражнениями. Это особенно актуально для спорта. В качестве методологии для минимизации рисков в ходе занятий физическими упражнениями со школьниками выбран обоснованный алгоритм решения задач по безопасности жизнедеятельности. Он включает идентификацию опасностей, их профилактику и ликвидацию последствий остаточного риска.

Идентификация опасностей имеет три стадии:

  • На первой стадии в рамках подготовки учебных программ, планов уроков, проектирования нестандартного спортивного инвентаря и оборудования и т.п. осуществляется предварительный анализ опасностей.
  • Вторая стадия подразумевает текущую идентификацию прогнозировавшихся ранее и непредвиденных опасностей при непосредственной организации и осуществлении занятий.
  • Сравнительная идентификация предполагает анализ и сравнение результатов предварительной и текущей идентификаций.

На любой стадии идентификация служит целью создания предпосылок для предотвращения воздействия опасностей на человека (их профилактики) и ликвидации последствий остаточного риска.

Ее задачами являются: 1) распознавание, детальное описание опасностей;

2) выявление последовательности возникновения опасных ситуаций;

3) анализ их причин и последствий.

Распознавание и описание опасностей правомерно осуществлять с помощью методов исследований, применяемых в педагогике, физвоспитании и науке о безопасности деятельности.

В числе методов распознавания: логические предположения и аналогии, наблюдение, различного рода тестирование, изучение статистических материалов и педагогического опыта и т.д. Они дают возможность как качественной, так и количественной оценки опасностей.

Выявление последовательности возникновения опасных ситуаций, а также логический анализ их причин и последствий следует проводить прямым и обратным методами (до или после возникновения опасности; изучать причины возникновения последней с целью ее предвидения или анализировать ее последствия для выявления причин).

Имея или предполагая конечное событие, отыскивают отказы, которые его вызывают. Если принять во внимание концепцию педагогического риска и идентификацию опасностей, возникающих при применении в ходе занятий физическими упражнениями нестандартного оборудования, можно предположить следующие риски:

- личностный риск (предопределяется уже самим фактом использования нестандартного оборудования; личностными мотивами, установками, качествами личности занимающегося);

- физический риск (обусловлен вероятностью травм не только физического, но и психологического характера; как следствие - потеря школьниками работоспособности, интереса к занятиям);

- риск несоответствия педагога предъявляемым к нему личностным и профессиональным требованиям;

- риск рассогласования практической деятельности обучающего и обучаемых и соответствующих нормативных положений психологии и педагогики, методики физического воспитания, теории безопасности деятельности, правил эксплуатации конкретного оборудования;

- технологический риск, предопределяемый недостатками реализуемых педагогических технологий.

Кроме того, присутствуют риски: отказов в работе или выхода спортивного оборудования из строя (технический риск), непредвиденных затрат на его восстановление и ремонт (финансово-экономический риск), возложения на занимающегося ответственности за причинение вреда школьному имуществу (административный риск).

Как составляющие профилактики опасностей в виде совокупности мероприятий по предотвращению воздействия опасностей на школьников целесообразно рассматривать:

1) соблюдение правил безопасности в ходе занятий физическими упражнениями;

2) валеологизацию школьного физвоспитания;

3) обучение детей самообеспечению безопасности деятельности.

Вопрос соблюдения правил безопасности в ходе занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе достаточно традиционен. Он разрабатывается на уровне органов государственной власти и внедряется в педагогическую практику в административном порядке. Однако в настоящее время его актуальность весьма обострилась. Прежде всего это связано с выбором форм, средств и методов занятий: от ориентации уроков и внеклассной работы по физвоспитанию на освоение простейших двигательных действий и использования нестандартного оборудования до приобщения учащихся к новым видам спорта. Причина подобного положения дел в большинстве случаев самая прозаическая - разница в финансовых возможностях образовательных учреждений.

К числу причин, увеличивающих физический риск в рамках школьной физкультуры, можно отнести:

- формальное отношение учителей к инструктированию детей по вопросам безопасности (факт ознакомления учащихся с правилами безопасности, проводимого, по словам педагогов, систематически, отражается в классных журналах лишь в 7 - 8 % случаев);

- игнорирование страховки при выполнении упражнений;

- применение не прошедшего испытаний или частично пришедшего в негодность оборудования и инвентаря;

- нарушение требований безопасности и санитарии к местам проведения учебного процесса (использование непригодных стройматериалов, недостаточное отопление, освещение и вентиляция спортивных залов, их малая площадь и т.д.).

Например, абсолютно недопустимым является получившее распространение асфальтирование открытых спортивных площадок при школах и в жилых дворах.

Являясь опосредствующим звеном между здоровьем как ценностью и физическим воспитанием как педагогическим процессом, педагогическая валеология актуализирует тезис о необходимости придания физвоспитанию -оздоровительной направленности, нацеливает на исследование влияния образовательных технологий на здоровье школьников и возможностей физической культуры в минимизации соответствующих рисков, требует формирования у учащихся валеологических знаний, умений и навыков.

Исходя из опыта, педагогу ставится задача обучить детей самообеспечению безопасности физкультурной деятельности.

К данным задачам относятся:

1) мотивация занятий физическими упражнениями с точки зрения необходимости обеспечения личной и общественной безопасности;

2) формирование умений общения и преодоления конфликтов в ходе общения;

3) преодоление психической напряженности и агрессивности средствами физической культуры;

4) повышение психологической устойчивости (мотивационной, эмоциональной, волевой) к действиям в чрезвычайных ситуациях;

5) формирование у школьников знаний в области безопасности деятельности;

6) обучение самостраховке при выполнении физических упражнений и приемам личной физической защиты;

7) обучение нормированию и дозированию физических нагрузок, гигиене умственного и физического труда;

8) воспитание у учеников нравственного отношения к себе и окружающим, отстаивание идеи индивидуальной значимости человека.

Следует обучать также идентификации опасностей в ходе занятий физическими упражнениями, а в рамках ликвидации последствий остаточного риска - первой медицинской помощи. Нельзя не отметить, что достижение нулевого риска не только невозможно, исходя из аксиомы о потенциальной опасности, но и нецелесообразно с образовательных позиций. Если мы говорим о разумности адаптации учащегося к опасности, то и развитие адаптационных механизмов должно происходить во взаимодействии с ее источником.

Потенциальный вред любых физических нагрузок сводится:
– к риску получения травм по различным причинам (неправильная техника исполнения упражнений, невнимательность и неаккуратность при исполнении упражнений, неадекватный вес, несоблюдение техники безопасности, неподходящее оборудование, одежда, обувь и пр.);
– к ухудшению самочувствия и истощению при неумеренных нагрузках;
– к ухудшению здоровья при неподходящем выборе вида физической активности и интенсивности занятий т.д..

Так же потенциальный вред занятий физическими упражнениями кроется под знакомым всем словом «противопоказания», о которых узнаем у лечащего врача.

Игнорирование фактора риска приводит либо к травматизму и заболеваниям школьников, либо наряду с другими причинами - к низкой эффективности занятий.

В итоге нередко наблюдаются парадоксы: дети осваивают на уроках легкоатлетические и гимнастические прыжки, но не могут перепрыгнуть через естественное препятствие, хорошо подтягиваются на перекладине, но с трудом залезают на дерево и т.д.

Ликвидация последствий остаточного риска связывается с оказанием первой медицинской помощи при получении травм, проведением психорегулирующих тренировок и использованием потенциала реабилитационной физкультуры.

Минимизацию рисков целесообразно реализовать как в процессе физического воспитания школьников, так и в рамках осуществляемых ими самостоятельных занятий физическими упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Особенности использования физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников».

План работы: I. Аннотация к работе. •    Проблемы. II. Введение. •    Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста. •    Психолого – пед...

Физические упражнения,выполнение которых оказывает потенциально опасное воздействие на детей

Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья» разработаны НИИ гигиены и охраны здоро...

Предупреждение детского травматизма на уроках физической культуры

В статье рассматриваются причины возникновения детского травматизма на уроках физической культуры и меры по их предупреждению....

Глаз как инструмент ориентации в пространстве и предупреждения опасности

Методическая разработка бинарного урока (биология + ОБЖ)...

Комплекс физических упражнений направленный на предупреждение гиподинамии у детей-школьников

Под влиянием гиподинамии в организме происходят существенные изменения со стороны ЦНС, крово- и лимфообращения, мышечной системы, обменных процессов и т.д. Все это ведет к детренированности и изменени...

Методическая разработка Элективный курс по физической культуре «Физиологические основы физических упражнений. Баскетбол - как вид нестандартных физических упражнений» (для учащихся 10-11 классов)

Содержание данного курса актуально, так как содействует не только формированию у учащихся  представления о баскетболе как виде спорта, но и помогает полнее понять физиологические процессы, происх...