Комплекс упражнений при ДЦП
материал по физкультуре (7 класс)

Леонова Оксана Александровна

Комплекс упражнений пр  ДЦП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл комплекс упражнений при ДЦП18.56 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА И ЛОПАТОК

Наиболее типичный случай нарушения функции плечевого сустава — наклоненное вперед туловище и приведение плеч из-за спастического напряжения грудных мышц. В таком положении трудно выполнить круговые движения в плечевом суставе. Для исправления этой дисфункции вначале следует выполнять упражнения на растяжение грудных мышц и увеличение подвижности в лопатках, затем — на вращение рук.

* Упражнение 1 *

Поворот верхней части туловища. Это упражнение относится к так называемым растяжкам и способствует растяжению грудных мышц, сгибающих плечи вперед при напряженном состоянии. Лечь на бок, колени согнуть к животу, руки, по возможности, вытянуть вперед на уровне плеч ладонями вместе. Медленно поднять верхнюю руку, повернуться на спину верхней частью тела, голову повернуть лицом вверх и положить вытянутую руку на другую сторону. Таз и согнутые колени остаются в исходном положении, лопатки должны касаться пола. Следить, чтобы согнутое верхнее колено не сдвигалось. Сохранять это положение 2-3 мин. Постепенно, если это не получилось сразу, вытянутая рука под действием силы тяжести будет опускаться вниз. После того как плечи опустились, вернуться в исходное положение, повернуться на другой бок и выполнить упражнение, разворачиваясь в противоположную сторону.

* Упражнение 2 *

Отведение плеч назад. Сидя стуле или стоя (лучше перед зеркалом), самостоятельно или принудительно отвести плечи назад, максимально сведя лопатки, зафиксировать это положение на несколько секунд, а затем вернуться в исходное положение.

* Упражнение 3 *

Упражнение с предметом. Сидя на стуле, взять в руки гимнастическую или любую палку двумя руками хватом сверху (четыре пальца наверху, большой — снизу) и положить ее на плечи за голову. Медленно выпрямить руки вверх из-за головы самостоятельно или принудительно и вернуться в исходное положение. При выполнении движения вверх прогнуть поясницу. Повторить 10 раз, отдохнуть и снова повторить 10 раз.

Такое же упражнение можно выполнять лежа на полу, поднимая палку от живота вверх и заводя ее за голову на пол.

* Упражнение 4 *

Поднимание плеч вверх, круговые движения плечами. Задачей этого упражнения является увеличение подвижности лопаток. Сидя на стуле или верхом на скамейке, поднимать и опускать сначала одно, затем другое плечо вверх-вниз, затем оба одновременно, стараясь держать плечи отведенными как можно больше назад; и лопатки как можно ближе сведенным. Выполнить вращательные движения плечами вперед, затем назад по 10 раз в каждую сторону. При принудительном выполнении этого упражнения методист или родитель сидит сзади ребенка и помогает ему.

* Упражнение 5 *

Упор на согнутых сзади локтей. Лежа на спине, согнуть самостоятельно или принудительно руки в локтях, приподняв плечи. Сохранять это положение 1—2 мин.

* Упражнение 6 *

Вращение руками. Это упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, участвующие во вращательных движениях рук. Сильный плечевой пояс способен противостоять сгибанию тазобедренного сустава, тем самым удерживая туловище в вертикальном положении. Упражнение можно выполнять, сидя на стуле или на коленях взрослого человека, если ребенок не ходит. Самостоятельно или принудительно поднять руки в стороны до уровня плеч, следя за тем, чтобы они были на одном уровне и параллельны полу. Выполнять вращательные движения руками вперед ладонями вниз от 5-10 до 20-30 раз. После небольшого отдыха повернуть руки ладонями вверх (самостоятельно или принудительно) и выполнять круговые движения назад в сторону больших пальцев.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ ДЕФОРМАЦИЙ ЛОКТЕВОГО СУСТАВА

Характерной особенностью патологических изменений в этом суставе являются повышенный мышечный тонус и сгибательная позиция предплечья, в результате чего ограничивается степень подвижности руки в пространстве. Задача предлагаемых упражнений — активизация мышц-разгибателей предплечья, находящихся в растянутом состоянии. Как правило, такие упражнения выполняются в статическом или динамическом режиме при положении кистей, рук в упоре на поверхность.

Выпрямление рук в локтях

Вариантов этого упражнения много, их можно выполнять из разных положений (стоя, сидя, лежа) в зависимости от тяжести заболевания. Основная задача — разгибание руки в локтевом суставе для предотвращения контрактур пли для уменьшения имеющихся. Наибольший эффект достигается, когда руки находятся в упоре на пол или стену.

* Упражнение 1*

И.П. – лежа на животе. Согнуть руки в локтях перед грудью и поставить их, по возможности, на ладони. Поднимая плечи вверх, выпрямить руки в локтях, затем снова согнуть их. Повторить 10 раз. После нескольких минут отдыха снова выполнить 10 сгибаний-разгибаний. Недопустимо принудительное выпрямление пальцев; если ребенок не может поставить руки на ладони, упражнение выполняется в упоре на кулаки. Если не получается полного выпрямления руки в локте, надо, придерживая руку за запястье и локоть, принудительно выпрямить локоть и постоять в этом положении 1-2 мин.

* Упражнение 2*

И. п. — стоя на четвереньках, пальцы рук, по возможности, выпрямлены. Сгибание рук в локтях (отжимание от пола) и выпрямление их.

Можно выполнять аналогичное упражнение, используя овальный мяч, большую мягкую игрушку, валик или подушку. Лечь поперек овального мяча, ноги согнуты в коленях. Отталкиваясь от пола ногами, перенести тяжесть тела на выпрямленные руки, затем оттолкнуться руками и вернуться в исходное положение. Выполнить 10 раз, отдохнуть и повторить снова.

Более подготовленным детям можно выполнять стойку на руках, поддерживая ноги в горизонтальном положении. Методист слегка поднимает ноги ребенка, чтобы он оставался некоторое время на полу в упоре на руках, затем опускает их. Упражнение повторяется несколько раз.

С хорошо подготовленными детьми можно разучивать и использовать ходьбу на руках, слегка поднимая их ноги.

*Упражнение 3 *

И. п. — сидя на полу, ладони сзади, руки согнуты в локтях. Выпрямить локти, вернуться в исходное положение. Повторить до 10 раз. После выполнения серии обхватить колени руками для растяжения работающих мышц. Затем выполнить упражнение еще 10 раз.*Упражнение 4 *

И. п. — стоя лицом к стене, отжимание от стены или, если ребенок не может стоять самостоятельно, сидя на стуле, отжимание от спинки стула. Упражнение аналогично упражнению 2.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ПОЯСНИЧНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА И ФОРМИРОВАНИЯ ПОЯСНИЧНОГО ЛОРДОЗА

Одними из главных причин нарушения движений являются плохая подвижность поясничного отдела позвоночника и отсутствие или слабо выраженный поясничный лордоз. В этом случае ребенок не может правильно сидеть, стоять и ходить. Для устранения патологии необходимо не только регулярное выполнение упражнений, но и строгое соблюдение требований к позе ребенка в положении сидя: ноги согнуты в коленях под прямым углом и упираются в пол или подставку, под поясницу подложен валик, спина выпрямлена, голова находится в вертикальном положении.

Упражнения 1-5 направлены на развитие подвижности каждого из пяти поясничных позвонков, начиная с первого, и выполняются в указанной последовательности.

Упражнения 6-11 способствуют общему улучшению подвижности поясничного отдела. Все они выполняются самостоятельно или принудительно, вначале по 6 раз каждое, затем, по мере овладения, число их постепенно увеличивается до 20.

* Упражнение 1 *

И. п. — стоя лицом к гимнастической стенке или спинке стула и держась руками, ноги в упоре на полу на ширине плеч. Приседание, не отрывая пяток от пола, спина прямая, голова строго в вертикальном положении, колени сгибаются точно вперед, не разводятся в стороны и не сводятся внутрь.

При принудительном выполнении методист стоит сзади, фиксирует руки и стопы ребенка и направляет движение его коленей вперед.

*Упражнение 2 *

И. п. — стоя самостоятельно пли прислонясь спиной к стене, ноги на ширине плеч, голова прямо. Наклоны вправо и влево, руки скользят вдоль ног. Следить, чтобы туловище и голова не сгибались вперед.

При принудительном выполнении фиксировать стопы ребенка, выпрямить колени, придерживать голову в вертикальном положении.

*Упражнение 3 *

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и заведены за голову, локти в стороны. Повороты плеч вправо и влево с однонаправленным движением головы; таз не двигается. Следить за одновременным движением головы и плеч и удержанием локтей в стороны.

При принудительном выполнении фиксировать стопы и таз ребенка. Методист стоит сзади ребенка, придерживая его руки за головой (если трудно удерживать руки за головой, то можно их держать перед грудью), или сидит спереди, фиксируя стопы и бедра ребенка своими ногами, и скручивает туловище ребенка назад-вправо и назад-влево.

*Упражнение 4 *

И. п. — лежа на коврике на спине, ноги согнуты в коленях на ширине плеч, стопы — параллельны, руки — вдоль туловища. Разведение коленей в стороны и приведение их.

При принудительном выполнении методист упирается ладонями в колени ребенка и помогает выполнять упражнение.

*Упражнение 5 *

И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, спина и голова прямо, пятки не отрываются от пола. Нагклон вниз, достать руками пол. Выпрямиться, поднять руки вверх, прогнуться назад, голову разогнуть назад.

При принудительном выполнении упражнения методист садится на стул, ставит ребенка между ног боком к себе. Придерживая ребенка, наклоняет его плечи через ногу вниз, поднимает плечи вверх и прогибает назад, упираясь одной рукой в поясницу, другой — придерживая вытянутые вверх руки ребенка и заводя их назад.

* Упражнение 6 *

И. п. — стоя на коврике на четвереньках. В упоре на ладони и колени выгнуть спину вверх, голову опустить вниз, руки выпрямлены в локтях — упражнение «кошечка». Прогнуть спину вниз в пояснице, голова вверх — «собачка».

При принудительном выполнении этого упражнения методист стоит на коленях сбоку от ребенка, одной рукой фиксирует руку ребенка, другой — помогает выгибать спину и опускать поясницу

* Упражнение 7 *

И.п. — стоя на коврике на коленях, руки на предплечьях на впереди стоящей невысокой опоре, голова максимально разогнута. Вытянуть одну ногу назад носком вниз, другая остается в упоре на колене. Поднимать выпрямленную ногу пяткой вверх и опускать вниз на носок. Поменять положение ног и выполнять упражнение другой ногой. Из этого же исходного положения поочередно отводить в сторону и приводить согнутую в колене ногу.

При принудительном выполнении этих упражнений методист стоит на коленях, одной рукой фиксирует руки ребенка на опоре, другой рукой помогает выполнять движения ногами.

* Упражнение 8 *

«Полумостик». И. п. — лежа на полу на спине, ноги согнуты в коленях и упираются в пол. Опираясь на плечи и не сдвигая их, прогнуть поясницу вверх; не отрывая стоп от пола, вернуться в исходное положение.

* Упражнение 9 *

«Лягушка». И.п. — глубоко присесть, не отрывая, по возможности, пяток от пола, развести колени в стороны и поставить руки впереди между ног. Покачивания вперед с отрывом рук от пола и постановкой их на пол. Стараться держать равновесие.

При принудительном выполнении этого упражнения методист садится сзади ребенка, помогает ему принять позу и выполнять упражнение.

*Упражнение 10 *

И. п. — стоя у стола или гимнастической стенки, руки на опоре. Подъем на носки и опускание на пятки.

*Упражнение 11 *

Ходьба на коленях, удерживая туловище в вертикальном положении, в любых вариантах.

При выполнении упражнения следует пользоваться наколенниками или ходить по мягкому ковру, чтобы не травмировать колени. Упражнение выполняется небольшое количество раз.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика при сколиозе (комплекс упражнений)

Можно использовать на уроках физкультуры как для исправления осанки детей, так и для профилактики возникновения сколиоза....

Приложение . Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках ФМ для снятия локального...

Комплекс упражнений на расстягивание мышц (стретчинг)

Этот комплекс был составлен для проведения физкультминуток в условиях общеобразовательной школы. Эти упражнения могут также применяться преподавателями всех дисциплин не только для детей,  но и д...

Комплекс упражнений по работе с лингвистическими словарями на уроках русского языка в 6 классе, направленных на обогащение словарного запаса

Подобранные и разработанные  упражнения представляют собой комплекс. По мнению С.И. Ожегова, комплекс - совокупность, сочетание каких – нибудь явлений, действий. В данном случае, комплекс – это с...

Комплекс упражнений по степ-аэробике

Методические указания предназначены для физподготовки учащихся и могут быть использованы при проведении учебных и секционных занятий....

Комплекс упражнений при нарушении осанки (сколиоз). Комплекс №1.

Комплекс  упражнений при нарушении осанки (сколиоз). №1.  направлен на восстановление нарушенной осанки  обучающихся разных возрастных групп....

Памятка ГТО.Комплекс упражнений ОФП для учащихся II возрастной ступени ГТО Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.

Тестовое упражнение: Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу.    Тренируемое качество: Сила, силовая выносливость...