Механика» Интегрированный урок (ФИЗИКА И ФИЗКУЛЬТУРА)
учебно-методический материал по физкультуре
В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики. Сегодня мы постараемся совместить занятия физикой и физкультурой и увидеть связь этих предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanika_integrirovannyy_urok_fizika_i_fizkultura1.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Механика» Интегрированный урок (ФИЗИКА И ФИЗКУЛЬТУРА)
Предмет (направленность): физика и физкультура.
Возраст детей: 7 класс.
Место проведения: спортивный зал.
Участвуют две команды по 10 человек.
Команды выбирают капитанов. Дома готовят название, девиз, эмблему.
Задачи:
1) Приобретение знаний в области физики, физкультуры и спорта.
2) Укрепление здоровья и повышение общей физической подготовки.
3) Развитие координации движений, быстроты и ловкости.
4) Воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в команде.
Содержание урока:
- Вступление. Приветствие команд.
- Разминка: «Гонка мячей»
- Конкурс: «Угадай причину»
- Эстафета «Найди дорогу».
- Конкурс «Соревнование в определении величин»
- Конкурс капитанов "Кто хочет стать миллионером".
- Конкурс: «Приложи усилие»
- Конкурс «Физическая рыбалка»
- Подведение итогов и награждение победителей.
Ход мероприятия:
1. Вступление. Приветствие команд.
Ведущий: В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики. Сегодня мы постараемся совместить занятия физикой и физкультурой и увидеть связь этих предметов.
В нашем соревновании принимают участие 2 команды. Просим команды представиться и поприветствовать друг друга.
Команды дома готовят название, девиз и эмблему, выбирают капитана. Жюри оценивает подготовку команд.
2. Разминка. Гонка мячей.
Ведущий:
Любое занятие спортом начинается с разминки. Почему?
Во время работы наших мышц, из-за интенсивного преобразования энергии температура тела повышается. С повышением температуры в нашем организме ускоряются химические реакции, расширяются сосуды, поэтому кровь лучше течет и присоединяет к себе те вещества, которые должны транспортироваться внутри организма (кислород, питательные вещества, продукты расщепления). Кровь интенсивнее обогащает клетки тела кислородом. Мышцы и соединительная ткань мышц вокруг суставов становятся более эластичными. Быстрее проходят нервные импульсы, что позволяет быстрее осуществлять связь между нервной системой и мышцами. Таким образом разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат.
Наша разминка представляет собой эстафету:
- игроки поочередно ведут легкий мяч гимнастической палкой вокруг кеглей;
Или
- бег с мячом на теннисной ракетке.
Оценивается быстрота и правильность выполнения упражнений.
3. Конкурс: Угадай причину
Ведущий:
Какое явление все время «вмешивалось» в вашу игру, мешало вам в эстафете? (инерция)
Быстрее, выше, сильнее! – этот спортивный девиз выбит на олимпийских медалях. Но некоторые физические явления (тяготение, трение, инерция, …) могут стать преградой на пути к спортивным достижениям. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха.
А знаете ли вы, какие физические явления вмешались в эти ситуации?
Объясните пословицу и поговорку с точки зрения физики.
- Не помажешь - не поедешь.
- Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт.
- Ноша проклинала плечи, а плечи – ношу.
- Лыжи скользят по погоде.
- Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
- Беги, коли нужно, да носом не падай.
- На гору десять тянут, под гору один столкнет.
- Что кругло - легко катится.
- Несмазанное колесо ось перетрет.
- Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
- На льду не строятся.
- Как (с какой силой) на колючку наступишь, так она и войдет.
- Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
- Никто не достигал верха лестницы одним прыжком.
- За один волосок человека из болота не вытащишь.
- Что с гуся вода.
- Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.
- Шила в мешке не утаишь.
- Угря в руках не удержишь.
- Веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.
Ведущий задает вопросы командам по очереди, игроки отвечают по возможности коротко, указывая лишь явление, встречающееся в данной ситуации. Верный ответ - 1б.
4. Эстафета. Найди дорогу.
Ведущий:
Вы знаете, что физика – наука экспериментальная. А в ходе эксперимента физикам приходится производить измерения. Производят измерения и во время спортивных соревнований, иначе как сравнить достижения спортсменов?
Сейчас мы проверим, знаете ли вы физические величины, их обозначения и единицы измерения.
Объем
Масса | г | |
веревка | длина | м |
вода в сосуде | объем | мл |
вода в сосуде | температура | 0С |
фрагмент песни | время | с |
**включить прослушать фрагмент песни, игроки должны назвать его продолжительность
Жюри сравнивает результаты и засчитывает по 1 б за величину команде, давшей более точный результат.
6. Конкурс капитанов. Кто хочет стать миллионером?
Ведущий:
Победу в спорте обеспечивает не только сила, быстрота, ловкость, но и психологическое состояние спортсмена. В командных видах спорта боевой дух поддерживает капитан. Пришел черед и нашим капитанам показать, на что они способны.
Капитанам предлагаются тестовые задания. Вопрос задания читается вслух ведущим, варианты ответов демонстрируются на листах бумаг или экране с помощью проектора. За первый правильный ответ капитан получает 1б, за каждый следующий баллы удваиваются. В случае неверного ответа игра закончена.
ВАРИАНТ 1
- Какова траектория движения лыжника прыгающего с трамплина?
А) прямая линия
Б) кривая линия
В) ломанная линия
Г) окружность
- Какую награду получал победитель на Олимпийских играх?
А) венок из ветвей оливкового дерева
Б) звание почетного гражданина
В) медаль, кубок
Г) денежное вознаграждение
- Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону, противоположную перемещению частиц тела называется:
А) силой упругости
Б) силой трения
В) силой тяжести
Г) весом тела
- Каковы причины нарушения осанки?
А) неправильное питание
Б) слабая мускулатура тела
В) увеличение роста человека
Г) курение
- Кто из знаменитых ученых Древней Греции побеждал на Олимпийских играх в соревнованиях кулачных бойцов?
А) Платон
Б) Пифагор
В) Архимед
Г) Аристотель
ВАРИАНТ 2
- Почему античные Олимпийские игры называли праздником мира?
А) участвовали атлеты со всего мира
Б) в период проведения игр прекращались войны
В) игры отличались миролюбивым проведением соревнований
Г) игры заканчивались в «ничью»
- Сила с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опору или подвес называется:
А) силой упругости
Б) силой трения
В) силой тяжести
Г) весом тела
- Какими основными качествами должна обладать спортивная одежда и обувь?
А) красота и стиль
Б) удобство
В) соответствие виду деятельности
Г) прочность
- Какова траектория движения молекулы газа?
А) прямая линия
Б) кривая линия
В) ломанная линия
Г) окружность
- Какие лыжи самые тяжелые?
А) беговые
Б) слаломные
В) прыжковые
Г) водные
7. Конкурс: «Приложи усилие»
Ведущий
И все же возможности человека пока небезграничны. Проведем с вами следующий конкурс.
Командам даются одинаковые палки (ветки), каждый игрок ломает ветку пополам, следующий одну из частей еще пополам , и т.д. Конкурс заканчивается, когда останется часть, разломить которую уже не удается. Выигрывает команда, получившая ветку меньшей длины.
Какому игроку пришлось труднее всего? Почему?
8. Конкурс. Физическая рыбалка.
Ведущий
С помощью физики и ее законов, стало появляться больше видов спорта. Мы тоже придумали для вас новый вид состязаний под названием «Физическая рыбалка».
В аквариум (или на площадку внутри положенного на пол обруча) помещают картонных рыбок, на обратной стороне которых записаны задачи. С помощью магнитной удочки (к палке привязывается нить с магнитом на конце, а к рыбам – скрепка) команды по очереди ловят рыбу, отвечают на вопрос и при правильном ответе кладут рыбу в свою корзину. За верное решение задачи на красной рыбке команда получает 1б, желтой-2б, зеленой-3б. В конце конкурса корзину с уловом сдают жюри для подсчета очков.
Подборка задач для конкурса
Диффузия.
- Почему дым, поднимающийся от костра, даже в безветренную погоду, со временем становится невидимым?
Взаимодействие тел. Скорость. Масса тела.
- Мальчик с одинаковой силой ударил клюшкой по теннисному и футбольному мячам. Будут ли одинаковы скорости движения мячей?
- Почему при выстреле биатлонист плотно прижимает к плечу приклад винтовки ?
- Почему трудно выпрыгнуть на берег из легкой надувной лодки?
- Спортивный судья стоит на линии финиша. Должен ли он пустить секундомер в тот момент, когда увидит огонь стартового пистолета, или в тот момент, когда он услышит выстрел?
Инерция.
6. Почему с разбега можно прыгнуть дальше, чем без разбега?
- Почему неопытный конькобежец падает назад, съезжая со снеговой дорожки на лед катка, и вперед, если возвращается со льда на снеговую дорожку?
- Зачем велосипедист, приближаясь к подъему, увеличивает скорость движения?
Сила трения. Сила тяжести.
- Зачем гимнасты пользуются тальком перед занятиями на брусьях?
- На уроке физкультуры мальчик равномерно скользит вниз по канату. Под действием каких сил осуществляется это движение?
- Почему мяч, брошенный вверх, через некоторое время падает на землю?
- Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду? Какому требованию должны удовлетворять перчатки?
Давление.
- Почему лямки рюкзака должны быть широкими?
- Почему шагая по рыхлому снегу, человек глубоко проваливается, а надев лыжи может идти почти не проваливаясь?
- Лыжник оказывает на снег очень маленькое давление. Почему же тогда ломаются сухие ветки, если они попадают под лыжи?
- Каким образом человек, стоящий на полу может быстро удвоить свое давление на пол?
- Каким простым способом устраняют небольшие вмятины на поверхности шарика для настольного тенниса?
- Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
- Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?
- Почему стволы огнестрельного оружия изготовляют из особо прочных сортов стали?
Красные рыбы(1,5б)-задачи 5, 7, 15, 17, 18, 20.
Желтые рыбы(1б)-задачи 3, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 19.
Зеленые рыбы(0,5б)-задачи 1, 2, 9, 11, 13, 14.
Жюри подводит итоги, подсчитывая общую сумму баллов. Объявляет победителя.
Ведущий
Вот и подошла к концу наша спортивная игра. Я думаю, вы убедились в связи физики и физкультуры, поняли как знание физики важно для достижения хороших результатов в спорте. А важен ли спорт для физики и физиков?
Приведу один пример. Выдающийся датский физик Нильс Бор (1885-1962) был одним из создателей современной физики В 1922 Нильс Бор был удостоен Нобелевской премии. Рассказывают, что один из гостей Бора очень удивился, увидев над дверью его дома подкову: «Неужели вы, великий ученый, верите, что подкова приносит счастье?» Бор улыбнулся: «Конечно, не верю. Но говорят, что она приносит счастье даже тем, кто в это не верит». Не будем вдаваться в дискуссию по поводу того, какое значение имела эта подкова для научных открытий будущего нобелевского лауреата. Но то, что изучать математику и физику юному Нильсу Хенрику Давиду помогал спорт, сомнению не подлежит. Во всяком случае, спорт сыграл свою роль в закалке и становлении характера Бора: когда брат Гарольд обогнал его в футболе (будущий известный математик был даже включен в состав олимпийской сборной Дании), Нильс «не стерпел» этого и ценой упорных тренировок обошел семейного «олимпийца» в парусном спорте, лыжах и теннисе. Как потом не раз утверждал ученый, именно спорту он был обязан своим творческим и физическим долголетием.
Хочется и вам пожелать, чтобы знание физики помогли достигнуть результатов в спорте, а спорт помог сохранить здоровье, воспитать выносливость и волю к победе
Примечание
В зависимости от состава игроков и условий проведения в игру можно добавить спортивные эстафеты, например:
- "Турспринт"
- по сигналу одни игроки выстраивают коридор из обручей (расстояние 1,5 м.). Сквозь обручи поочередно пробегают другие.
2. "Набери воды"
- участники команды поочередно подбегают к столу (стулу), на котором стоят два сосуда: пустой и наполненный водой, и с помощью тонкой трубки набирают воду из полного сосуда в пустой.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- В.И.Елькин, Л.Д. Гармаш, Э.М. Браверманн, Физика и астрономия в походе и на природе, Москва, «Школьная пресса», 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.
Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.Презентация. На слайде приведена цитата из художественого произведения, иллюстрация к ней и вопрос с физическим содержаием....
Презентация к открытому интегрированному уроку (география и физкультура) "Сочи. Олимпиада 2014"
Данный урок проводился как обобщающий после изучения темы"Климат"в 8 классе.Целью урока было научиться применять полученные знания по данной теме для решения проблемных задач,а именно,"Почему в субтро...
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе.
Интегрированный урок с презентацией....
Интегрированный урок «Физика + Мировая художественная культура» по теме : «Законы механики в физике и искусстве» в 10 классе
презентация к уроку...
Интегрированный урок биология и физкультура
Урок "Зоологический забег" поможет учителю провести внеклассное мероприятие по биологии и физкультуре....
Интегрированный урок "Физика - физкультура" в 9 классе
Интегрированный урок "Физика - физкультура" для учащихся 9 класса по теме: "Механическая работа, мощность, энергия"...
Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц».
Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц». Цель. Приобретение знаний по гигиене, важных для правильного формирования скел...