Механика» Интегрированный урок (ФИЗИКА И ФИЗКУЛЬТУРА)
учебно-методический материал по физкультуре

Леострина Ирина Юрьевна

В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики. Сегодня мы постараемся совместить занятия физикой и физкультурой и увидеть связь этих предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mehanika_integrirovannyy_urok_fizika_i_fizkultura1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Механика» Интегрированный урок (ФИЗИКА И ФИЗКУЛЬТУРА)

Предмет (направленность): физика и физкультура.

Возраст детей: 7 класс.

Место проведения: спортивный зал.

Участвуют две команды по 10 человек.

Команды выбирают капитанов. Дома готовят название, девиз, эмблему.

Задачи:

1) Приобретение знаний в области физики, физкультуры и спорта.

2) Укрепление здоровья и повышение общей физической подготовки.

3) Развитие координации движений, быстроты и ловкости.

4) Воспитание взаимопомощи и взаимовыручки в команде.

Содержание урока:

  1. Вступление. Приветствие команд.
  2. Разминка: «Гонка мячей»
  3. Конкурс: «Угадай причину»
  4. Эстафета «Найди дорогу».
  5. Конкурс «Соревнование в определении величин»
  6. Конкурс капитанов "Кто хочет стать миллионером".
  7. Конкурс: «Приложи усилие»
  8. Конкурс «Физическая рыбалка»
  9. Подведение итогов и награждение победителей.

Ход мероприятия:

1. Вступление. Приветствие команд.

Ведущий: В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики. Сегодня мы постараемся совместить занятия физикой и физкультурой и увидеть связь этих предметов.

В нашем соревновании принимают участие 2 команды. Просим команды представиться и поприветствовать друг друга.

Команды дома готовят название, девиз и эмблему, выбирают капитана. Жюри оценивает подготовку команд.

2. Разминка. Гонка мячей.

Ведущий:

Любое занятие спортом начинается с разминки. Почему?

Во время работы наших мышц, из-за интенсивного преобразования энергии температура тела повышается. С повышением температуры в нашем организме ускоряются химические реакции, расширяются сосуды, поэтому кровь лучше течет и присоединяет к себе те вещества, которые должны транспортироваться внутри организма (кислород, питательные вещества, продукты расщепления). Кровь интенсивнее обогащает клетки тела кислородом. Мышцы и соединительная ткань мышц вокруг суставов становятся более эластичными. Быстрее проходят нервные импульсы, что позволяет быстрее осуществлять связь между нервной системой и мышцами. Таким образом разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат.

Наша разминка представляет собой эстафету:

- игроки поочередно ведут легкий мяч гимнастической палкой вокруг кеглей;

Или

- бег с мячом на теннисной ракетке.

Оценивается быстрота и правильность выполнения упражнений.

3. Конкурс: Угадай причину

Ведущий:

Какое явление все время «вмешивалось» в вашу игру, мешало вам в эстафете? (инерция)

Быстрее, выше, сильнее! – этот спортивный девиз выбит на олимпийских медалях. Но некоторые физические явления (тяготение, трение, инерция, …) могут стать преградой на пути к спортивным достижениям. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха.

А знаете ли вы, какие физические явления вмешались в эти ситуации?

Объясните пословицу и поговорку с точки зрения физики.

  1. Не помажешь - не поедешь.
  2. Брошенный вверх камень на твою же голову и упадёт.
  3. Ноша проклинала плечи, а плечи – ношу.
  4. Лыжи скользят по погоде.
  5. Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.
  6. Беги, коли нужно, да носом не падай.
  7. На гору десять тянут, под гору один столкнет.
  8. Что кругло - легко катится.
  9. Несмазанное колесо ось перетрет.
  10. Хорошему прыжку хороший разбег нужен.
  11. На льду не строятся.
  12. Как (с какой силой) на колючку наступишь, так она и войдет.
  13. Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.
  14. Никто не достигал верха лестницы одним прыжком.
  15. За один волосок человека из болота не вытащишь.
  16. Что с гуся вода.
  17. Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.
  18. Шила в мешке не утаишь.
  19. Угря в руках не удержишь.
  20. Веник не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Ведущий задает вопросы командам по очереди, игроки отвечают по возможности коротко, указывая лишь явление, встречающееся в данной ситуации. Верный ответ - 1б.

4. Эстафета. Найди дорогу.

Ведущий:

Вы знаете, что физика – наука экспериментальная. А в ходе эксперимента физикам приходится производить измерения. Производят измерения и во время спортивных соревнований, иначе как сравнить достижения спортсменов?

Сейчас мы проверим, знаете ли вы физические величины, их обозначения и единицы измерения.

Объем

Масса            

г

веревка

длина

м

вода в    сосуде

объем

мл

вода в сосуде

температура

0С

фрагмент песни

время

с

**включить прослушать фрагмент песни, игроки должны назвать его продолжительность

Жюри сравнивает результаты и засчитывает по 1 б за величину команде, давшей более точный результат.

6. Конкурс капитанов. Кто хочет стать миллионером?

Ведущий:

Победу в спорте обеспечивает не только сила, быстрота, ловкость, но и психологическое состояние спортсмена. В командных видах спорта боевой дух поддерживает капитан. Пришел черед и нашим капитанам показать, на что они способны.

Капитанам предлагаются тестовые задания. Вопрос задания читается вслух ведущим, варианты ответов демонстрируются на листах бумаг или экране с помощью проектора. За первый правильный ответ капитан получает 1б, за каждый следующий баллы удваиваются. В случае неверного ответа игра закончена.

ВАРИАНТ 1

  1. Какова траектория движения лыжника прыгающего с трамплина?

А) прямая линия

Б) кривая линия

В) ломанная линия

Г) окружность

  1. Какую награду получал победитель на Олимпийских играх?

А) венок из ветвей оливкового дерева

Б) звание почетного гражданина

В) медаль, кубок

Г) денежное вознаграждение

  1. Сила, возникающая в результате деформации тела и направленная в сторону, противоположную перемещению частиц тела называется:

А) силой упругости

Б) силой трения

В) силой тяжести

Г) весом тела

  1. Каковы причины нарушения осанки?

А) неправильное питание

Б) слабая мускулатура тела

В) увеличение роста человека

Г) курение

  1. Кто из знаменитых ученых Древней Греции побеждал на Олимпийских играх в соревнованиях кулачных бойцов?

А) Платон

Б) Пифагор

В) Архимед

Г) Аристотель

ВАРИАНТ 2

  1. Почему античные Олимпийские игры называли праздником мира?

А) участвовали атлеты со всего мира

Б) в период проведения игр прекращались войны

В) игры отличались миролюбивым проведением соревнований

Г) игры заканчивались в «ничью»

  1. Сила с которой тело вследствие притяжения к земле действует на опору или подвес называется:

А) силой упругости

Б) силой трения

В) силой тяжести

Г) весом тела

  1. Какими основными качествами должна обладать спортивная одежда и обувь?

А) красота и стиль

Б) удобство

В) соответствие виду деятельности

Г) прочность

  1. Какова траектория движения молекулы газа?

А) прямая линия

Б) кривая линия

В) ломанная линия

Г) окружность

  1. Какие лыжи самые тяжелые?

А) беговые

Б) слаломные

В) прыжковые

Г) водные

7. Конкурс: «Приложи усилие»

Ведущий

И все же возможности человека пока небезграничны. Проведем с вами следующий конкурс.

Командам даются одинаковые палки (ветки), каждый игрок ломает ветку пополам, следующий одну из частей еще пополам , и т.д. Конкурс заканчивается, когда останется часть, разломить которую уже не удается. Выигрывает команда, получившая ветку меньшей длины.

Какому игроку пришлось труднее всего? Почему?

8. Конкурс. Физическая рыбалка.

Ведущий

С помощью физики и ее законов, стало появляться больше видов спорта. Мы тоже придумали для вас новый вид состязаний под названием «Физическая рыбалка».

В аквариум (или на площадку внутри положенного на пол обруча) помещают картонных рыбок, на обратной стороне которых записаны задачи. С помощью магнитной удочки (к палке привязывается нить с магнитом на конце, а к рыбам – скрепка) команды по очереди ловят рыбу, отвечают на вопрос и при правильном ответе кладут рыбу в свою корзину. За верное решение задачи на красной рыбке команда получает 1б, желтой-2б, зеленой-3б. В конце конкурса корзину с уловом сдают жюри для подсчета очков.

Подборка задач для конкурса

Диффузия.

  1. Почему дым, поднимающийся от костра, даже в безветренную погоду, со временем становится невидимым?

Взаимодействие тел. Скорость. Масса тела.

  1. Мальчик с одинаковой силой ударил клюшкой по теннисному и футбольному мячам. Будут ли одинаковы скорости движения мячей?
  2. Почему при выстреле биатлонист плотно прижимает к плечу приклад винтовки ?
  3. Почему трудно выпрыгнуть на берег из легкой надувной лодки?
  4. Спортивный судья стоит на линии финиша. Должен ли он пустить секундомер в тот момент, когда увидит огонь стартового пистолета, или в тот момент, когда он услышит выстрел?

Инерция.

6. Почему с разбега можно прыгнуть дальше, чем без разбега?

  1. Почему неопытный конькобежец падает назад, съезжая со снеговой дорожки на лед катка, и вперед, если возвращается со льда на снеговую дорожку?
  2. Зачем велосипедист, приближаясь к подъему, увеличивает скорость движения?

Сила трения. Сила тяжести.

  1. Зачем гимнасты пользуются тальком перед занятиями на брусьях?
  2. На уроке физкультуры мальчик равномерно скользит вниз по канату. Под действием каких сил осуществляется это движение?
  3. Почему мяч, брошенный вверх, через некоторое время падает на землю?
  4. Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду? Какому требованию должны удовлетворять перчатки?

Давление.

  1. Почему лямки рюкзака должны быть широкими?
  2. Почему шагая по рыхлому снегу, человек глубоко проваливается, а надев лыжи может идти почти не проваливаясь?
  3. Лыжник оказывает на снег очень маленькое давление. Почему же тогда ломаются сухие ветки, если они попадают под лыжи?
  4. Каким образом человек, стоящий на полу может быстро удвоить свое давление на пол?
  5. Каким простым способом устраняют небольшие вмятины на поверхности шарика для настольного тенниса?
  6. Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
  7. Почему мяч, вынесенный из комнаты на улицу зимой, становится слабо надутым?
  8. Почему стволы огнестрельного оружия изготовляют из особо прочных сортов стали?

Красные рыбы(1,5б)-задачи 5, 7, 15, 17, 18, 20.

Желтые рыбы(1б)-задачи 3, 4, 6, 8, 10, 12, 16, 19.

Зеленые рыбы(0,5б)-задачи 1, 2, 9, 11, 13, 14. 

Жюри подводит итоги, подсчитывая общую сумму баллов. Объявляет победителя.

Ведущий

Вот и подошла к концу наша спортивная игра. Я думаю, вы убедились в связи физики и физкультуры, поняли как знание физики важно для достижения хороших результатов в спорте. А важен ли спорт для физики и физиков?

Приведу один пример. Выдающийся датский физик Нильс Бор (1885-1962) был одним из создателей современной физики В 1922 Нильс Бор был удостоен Нобелевской премии. Рассказывают, что один из гостей Бора очень удивился, увидев над дверью его дома подкову: «Неужели вы, великий ученый, верите, что подкова приносит счастье?» Бор улыбнулся: «Конечно, не верю. Но говорят, что она приносит счастье даже тем, кто в это не верит». Не будем вдаваться в дискуссию по поводу того, какое значение имела эта подкова для научных открытий будущего нобелевского лауреата. Но то, что изучать математику и физику юному Нильсу Хенрику Давиду помогал спорт, сомнению не подлежит. Во всяком случае, спорт сыграл свою роль в закалке и становлении характера Бора: когда брат Гарольд обогнал его в футболе (будущий известный математик был даже включен в состав олимпийской сборной Дании), Нильс «не стерпел» этого и ценой упорных тренировок обошел семейного «олимпийца» в парусном спорте, лыжах и теннисе. Как потом не раз утверждал ученый, именно спорту он был обязан своим творческим и физическим долголетием.

Хочется и вам пожелать, чтобы знание физики помогли достигнуть результатов в спорте, а спорт помог сохранить здоровье, воспитать выносливость и волю к победе

Примечание

В зависимости от состава игроков и условий проведения в игру можно добавить спортивные эстафеты, например:

  1. "Турспринт"

- по сигналу одни игроки выстраивают коридор из обручей (расстояние 1,5 м.). Сквозь обручи поочередно пробегают другие.

2. "Набери воды"

- участники команды поочередно подбегают к столу (стулу), на котором стоят два сосуда: пустой и наполненный водой, и с помощью тонкой трубки набирают воду из полного сосуда в пустой.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. В.И.Елькин, Л.Д. Гармаш, Э.М. Браверманн, Физика и астрономия в походе и на природе, Москва, «Школьная пресса», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.Презентация. На слайде приведена цитата из художественого произведения, иллюстрация к ней и вопрос с физическим содержаием....

Презентация к открытому интегрированному уроку (география и физкультура) "Сочи. Олимпиада 2014"

Данный урок проводился как обобщающий после изучения темы"Климат"в 8 классе.Целью урока было научиться применять полученные знания по данной теме для решения проблемных задач,а именно,"Почему в субтро...

Интегрированный урок биология и физкультура

Урок "Зоологический забег" поможет учителю провести внеклассное мероприятие по биологии и физкультуре....

Интегрированный урок "Физика - физкультура" в 9 классе

Интегрированный урок "Физика - физкультура" для учащихся 9 класса по теме: "Механическая работа, мощность, энергия"...

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц».

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц». Цель. Приобретение знаний по гигиене, важных для правильного формирования скел...