Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Быстрее, выше, сильнее» реализуется в в рамках дополнительного образования детей, направленность программы физкультурно-спортивная, уровень стартовый. Федеральный уровень: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года». Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей» (с изменениями). Приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». Письмо Министерства просвещения РФ от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Региональный уровень: Закон ХМАО – Югры от 01.07.2013 № 68 «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями). Закон ХМАО – Югры № 104-оз от 16.10.2006 «О государственно-общественном управлении в сфере дополнительного образования детей, общего и профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». Приказ Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2022 № 3081/302/01-09/490 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года». Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 04.08.2016 № 1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (с изменениями). Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.10.2020 № 10-П-1589 «Об обеспечении персонифицированного учета детей, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Муниципальный уровень: Постановление Администрации г. Сургута от 13.12.2013 № 8993 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования города Сургута на период до 2030 года» (с изменениями и дополнениями). Постановление Администрации г. Сургута от 08.11.2016 № 8249 «Об утверждении программы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе Сургуте на 2021 - 2025 годы» (с изменениями). Постановление Администрации г. Сургута от 08.10.2021 «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании детей в муниципальном образовании городской округ Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, об организации предоставления сертификатов дополнительного образования». Распоряжение Администрации города от 15.10.2018 № 1831 «О внесении изменений в распоряжение Администрации города от 09.06.2016 № 1012 «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих структурное подразделение без образования юридического лица в виде центра дополнительного образования детей» (с изменениями). Приказ департамента образования Администрации города от 19.04.2019 № 12-03-260/9 «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по расширению вариативности и повышению качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе адаптированных, в образовательных организациях, подведомственных департаменту образования Администрации города». Приказ департамента образования Администрации города от 09.09.2022 № 12-03-715/2 «Об утверждении плана мероприятий опорного центра по дополнительным общеобразовательным программам естественно-научной и технической направленностей на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Технополис». Приказ департамента образования Администрации города № 12-03-78/3, департамента культуры и молодёжной политики Администрации культуры № 09.02.2023, управления физической культуры и спорта Администрации культуры № 03.03.15/3 от 09.02.2023 «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этапа (2022-2024), показателей эффективности её реализации в муниципальном образовании городской округ Сургут». Приказ департамента образования Администрации города 12-03-669/3, комитета культуры Администрации города 04-03-50/2, управления физической культуры и спорта № 03-03-61/2 от 22.08.2022 «О внедрении механизма зачета общеобразовательными организациями образовательных результатов, полученных учащимися в ходе освоения дополнительных общеобразовательных программ (предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки) на 2022-2024 годы». Приказ департамента образования Администрации города № 12-03-148/3, департамента культуры и молодёжной политики Администрации культуры № 45-03-21/3, управления физической культуры и спорта Администрации культуры № 03-03-24/3 от 15.03.2023 «Об апробации технологии зачета результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ и программ спортивной подготовки при освоении основных общеобразовательных программ» Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.10.№ 189 (в редакции от 22 мая 2019 года); Рассмотрено на заседании Методического совета. Утверждено «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам директором МБОУ СОШ № 15. Реализация дополнительной общеобразовательной программы осуществляется за пределами ФГОС и федеральных государственных требований, и не предусматривает подготовку обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам.
1.2 Актуальность программы Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Обоснование необходимости и внедрения программы в образовательный процесс: ОФП (общая физическая подготовка) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Данная программа представляет развитие двигательных физических качеств в процессе «Подвижных игр». Практическая значимость обусловлена тем, что приобретённый двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности. 1.3 Направленность программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Быстрее, выше, сильнее» имеет физкультурно-спортивную направленность. По времени реализации программа является годичной. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т.п. Подход: системно - деятельностный. Уровень освоения программы: базовый. 1.4 Отличительные особенности программы. Данная программа является модифицированной и имеет как оздоровительное, так и прикладное значение. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: основы знаний, развитие двигательных способностей, спортивные мероприятия.
1.5 Адресат программы Программа ориентирована на возрастные группы школьников (7-10 лет) согласно Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» и имеет общий объём 72 часов в год. Режим занятий – 2 раза в неделю по 40 минут. Формы обучения: Беседы. Практические занятия. Сдача нормативов. Подвижные игры. Соревнования. Товарищеские встречи. Программа предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т.п. К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в которой указывается диагноз и противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни. Срок реализации программы 1 года. Учебная группа объединяет 25 обучающихся разных возрастов, 1-4 класс
1.6 Цель и задачи программы. Образовательная задача для обучающихся Целью программы является: - формирование здорового образа жизни обучающихся посредством занятий по программе – внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников; – повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности. В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач: – создать положительное отношение школьников к комплексу ГТО, мотивировать к участию в спортивно-оздоровительной деятельности; – углубить знание, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, приобретённых на уроках физической культуры; – развить основные физические способности (качеств) и повысить функциональные возможности организма; – обогащать двигательный опыт учащихся физическими упражнениями с общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; – формировать умение максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; – формировать у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, Форма организации работы: фронтальная, групповая, станционная, индивидуальный метод. Методы обучения: словесный (объяснение, указания, команда, убеждение), наглядный (демонстрация, наглядные пособия, и т.д.), разучивание нового материала (в целом и по частям).
1.7 Условия реализации программы, их обоснование и взаимосвязь Реализация программы осуществляется в 3 этапа. Первый этап – подготовительный (сентябрь). Ознакомление учащихся с комплексом ГТО, требования по технике безопасности при выполнении физических упражнений, основные виды испытаний комплекса ГТО. Второй этап – основной (сентябрь-апрель). Проведение уроков по подготовке к сдаче комплекса ГТО, проведение контрольных прикидок (соревнований) с целью контроля над уровнем подготовленности занимающихся и спортивно-массовых мероприятий. Участие в мероприятиях по тестированию общего уровня физической подготовленности школьников в Центрах тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуре и спорта. Внесение результатов прохождения школьниками тестирования комплекса ГТО в специальный журнал. Третий этап – заключительный, аналитический (май). Анализ показателей успешности сдачи школьниками нормативов комплекса ГТО. Возраст обучающиеся 7-10 лет. Объем программы: 72 часов в год. Срок освоения: 1 года (уровень освоения программы – базовый). Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.
1.8 Содержание программы
Содержание курса | Количество часов, в том числе | Форма аттестации и контроля | теория | практика | Раздел 1. Основы знаний (3 часа) Вводное занятие (1 час). Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей школьного возраста. Виды испытаний (тестов) 1 и 2-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время. | 1 |
| Беседа. Игра | Занятие образовательно-познавательной направленности (1 час). Правила поведения на учебно-тренировочных занятиях в спортивном зале и на пришкольной спортивной площадке. Техника безопасности при выполнении физических упражнений комплекса ГТО. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. | 1 |
| Беседа. Конкурсы. Игра. | Занятие образовательно-познавательной направленности (1 час). Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. Дозирование физической нагрузки в разминке. | 1 |
| Беседы. Кружок | Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей (25 часов) Бег на 30 метров (10 часов). Имитация движения рук при беге в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой 10 с. Бег с высоким подниманием бедра: на месте, с продвижением вперёд на 10-15 м. Бег с ускорением 20-30 м с последующим переходом на свободный бег. Высокий старт, принятие стартового положения по командам «На старт!», «Внимание!», выполнение команды «Марш!». Бег с высокого старта по сигналу с установкой догнать партнёра, стартующего на 2 м впереди. Бег с максимальной скоростью 30-40 м (бег наперегонки). Бег на результат 60 м. Подвижные игры и эстафеты с бегом с максимальной скоростью «Вызов номеров», «Вороны и воробьи», «Встречная эстафета», (расстояние 15-20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 20-25 м). |
| 10 | Спортивно-оздоровительная, игра | Бег на 1 км (5 часа). Повторный бег на 100 м (время пробегания дистанции 32-36 с). Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой: бег 200 м – ходьба 100 м – бег 200 м; бег 400 м – ходьба 200 м – бег 400 м и т.д. Повторный бег с равномерной скоростью 4 мин (ЧСС 150-160 уд./мин). Подвижные игры: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием», Эстафетный бег с этапами 300-400 м. |
| 5 | Спортивно-оздоровительная, игра | Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) (6 часа). Перемещение с помощью рук лёжа на гимнастической скамейке на животе, хват руками за края скамейки. Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Подтягивание с дополнительной опорой (облегчённый вариант): а) ноги согнуты и отведены назад с опорой носками о сиденье стула; б) с опорой прямой ногой о сиденье стула (опора впереди). Вис на перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Из положения лёжа на гимнастическом мате на спине хват за канат и переход в вис стоя; перехваты за канат поочерёдно левой и правой рукой без помощи рук. |
| 5 | Спортивно-оздоровительная, игра | Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки) (6 часа). Вис лёжа на низкой перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание на низкой перекладине: из виса лёжа прямые ноги на гимнастической скамейке (стуле); из виса лёжа хватом снизу; хватом сверху. |
| 6 | Спортивно-оздоровительная, игра | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (6 часа). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с изменяющейся высоты опоры для рук. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на двух параллельных скамейках. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на повышенной опоре (скамейке), руки на полу. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, руки на гимнастической скамейке. |
| 6 | Спортивно-оздоровительная, игра | Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу (6 часа). Из упора присев разгибание ног, не отрывая рук от пола. Наклоны вперёд, притягивая туловище к ногам с помощью рук. Наклоны вперёд из положения сидя, ноги прямые. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руками. |
| 6 | Спортивно-оздоровительная, игра | Прыжок в длину с разбега (6 час). Имитация движения рук и ног при отталкивании на месте. Прыжки в длину с места толчком одной ноги с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с 2-3 шагов разбега. Прыжки в длину с 8-10 шагов разбега способом «согнув ноги» через ленту, расположенную на расстоянии 190, 210, 250 см от места отталкивания. |
| 6 | Спортивно-оздоровительная, игра | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (6 часа). Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием. Прыжки с подтягиванием ног к туловищу на месте и с продвижением вперёд (10-15 м). Прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 10-15 м. Прыжки в длину с места из упора присев. Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку), расположенную на месте приземления согласно нормативам комплекса ГТО. |
| 6 | Спортивно-оздоровительная, игра | Метание мяча 150 г на дальность (6 часа). Имитация метания и метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска: а) с места; б) с одного, двух, трёх шагов. |
| 6 | Спортивно-оздоровительная, игра | Бег на лыжах (12 часа). Многократное отталкивание одной лыжей и скольжение на другой («самокат»). Передвижение попеременным двухшажным ходом без палок и с палками. Повторный бег на лыжах – дистанция 100 м (45-50 с). Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности на местности со слабо- и среднепересечённым рельефом. Игры на лыжах: «Быстрый лыжник», «Гонка с преследованием». Встречная эстафета с этапами 50-80 метров без лыжных палок. Эстафета с этапами 500 м и передвижением попеременным двухшажным классическим ходом. |
| 12 | Спортивно-оздоровительная, игра | Раздел 3. Спортивные мероприятия. (7 часов) Спортивные мероприятия в форме соревнований должны планироваться заранее и равномерно распределяться в течение учебного года в соответствии с изученными разделами тематического планирования. К числу внутришкольных соревнований относятся: учебные соревнования внутри классов (а также в спортивных секциях, кружках), соревнования между командами классов на первенство школы, а также разного рода товарищеские встречи. Учебные соревнования проводятся для поверки освоения школьниками двигательных умений и навыков, указанных в данном тематическом планировании, а также для выявления уровня физической подготовленности учащихся (контрольные, тестовые) для сдачи нормативов ГТО. «Сильные, смелые, ловкие, умелые» |
| 7 | Соревнования, игровая, спортивно-оздоровительная | «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!» |
| 2 | Соревнования, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная | «От игры к спорту» (соревнования по подвижным играм) |
| 2 | Соревнования, игровая, спортивно-оздоровительная | «Мы готовы к ГТО!» |
| 4 | Соревнования, спортивно-оздоровительная |
1.9 Планируемые результаты освоения программы Уровень результатов работы по программе базовый уровень результатов; повышенный уровень результатов; высокий уровень результатов.
Уровень | Виды результатов | Результат освоения программы | Базовый | Предметные | - что такое ГТО; виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору 1 ступени комплекса ГТО; правила безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями, подвижными играми, эстафетами;
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности, подвижными играми, эстафетами;
- нормативы 1-ой ступени (6-7 лет) комплекса ГТО в Центре тестирования по месту жительства на бронзовый результат. | Метапредметные | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - организация места занятий и обеспечение их безопасности; - активное использование занятий физкультурой для профилактики психического и физического утомления; - обеспечение безопасности мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды; - составление планов занятий физической культурой с различной направленностью, регуляция величины физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма. - формирование понимания физкультуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств; - формирование понимания здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности. - ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения; - ведение дискуссии; - обсуждение содержания и результатов совместной деятельности; - нахождение компромиссов при принятии общих решений. | Личностные | - проявление бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; - проявление уважительного отношения к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности; - добросовестное выполнение учебных заданий; - проявление ответственного отношения к порученному делу, осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности. | Повышенный | Предметные | - знать испытания по выбору своей ступени ГТО; - знать причины травматизма при выполнении упражнений; -правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО; - максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; - выполнять нормативы 1-ой ступени (6-7 лет); 2-ой ступени (8-9 лет); 3-ой ступени (10-11 лет) комплекса ГТО в Центре тестирования по месту жительства на серебряный результат. | Метапредметные | - составление содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности. - проведение самостоятельных занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств; - самостоятельная организация и проведение занятий профессионально-прикладной физической подготовкой, подбор физических упражнений в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность; - осуществление судейства соревнований. - владение информационными жестами судьи; - обретение знаний о ЗОЖ, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физкультуры в организации ЗОЖ. - оказание помощи занимающимся при освоении новых двигательных действий; - корректное объяснение и объективное оценивание техники выполнения новых двигательных действий; - проявление дисциплинированности и уважительного отношения к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности; - соблюдение правил игры и соревнований; - активное включение в совместные физкультурно- оздоровительные и спортивные мероприятия. | Личностные | - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; - проявление осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий; - проявление инициативы и творчества при организации совместных занятий физкультурой. | Высокий | Предметные | - знать технику и правила выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО; - самостоятельно заниматься физическими упражнениями, способствующими разностороннему физическому развитию (с участием родителей); - выполнять нормативы 1 ступени (6-7 лет); 2-ой ступени (8-9 лет); 3-ой ступени (10-11 лет) комплекса ГТО в Центре тестирования на золотой результат. | Метапредметные | - оценивание ситуации и оперативное принятие решения; - нахождение адекватных способов поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности; - контроль и анализ эффективности занятий по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств. - поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщение, анализ и творческое применение полученных знаний в самостоятельных занятиях физкультурой; - полное и точное формулирование цели и задач совместных с другими обучающимися занятий физкультурно- оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, изложение их содержания; - логически грамотное изложение, аргументация и обоснование собственной точки зрения, доведение ее до собеседника. - участие в организации и проведении физкультурно- оздоровительных и спортивных мероприятиях; - предупреждение конфликтных ситуаций во время совместных занятий физкультурой и спортом, разрешение спорных проблем на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. | Личностные | - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эстетические потребности, ценности и чувства. - проявление доброжелательного и уважительного отношения к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности; - управление своими эмоциями; - проявление культуры общения и взаимодействия в процессе занятий физкультурой, игровой и соревновательной деятельности. |
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль. Входной контроль - оценка стартового уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении в объединение или осваивающих программу 2-го и последующих лет обучения, ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце определенного периода обучения/учебного года (при сроке реализации программы более одного года). Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года или всего периода обучения по программе. Формы фиксации результатов: Журнал учета поведения занятий; - Видеозаписи и фотографии участия в соревнованиях;
- и другие, разработанные в учреждении.
1.10 Календарный учебный график (составлен в соответствии с ФЗ №273)
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий | первый | 01. 09 | 31.05 | 36 | 72 | Два раза в неделю |
Учебно-тематический план № п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Всего | Теория | Практика | 1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | 2 | Возникновение ГТО | 2 | 1 | 1 | 3 | Правила техники безопасности на занятиях и соревнованиях | 6 | 2 | 4 | 4 | Развитие двигательных способностей. | 10 | 2 | 8 | 6 | Техника бега на короткие дистанции. | 10 | 2 | 8 | 7 | Техника бега на длинные дистанции. | 6 | 1 | 5 | 8 | Техника прыжка в длину | 6 | 1 | 5 | 9 | Техника метания мяча | 6 | 1 | 5 | 11 | Техника выполнения подтягивания из различных исходных положений. | 6 | 1 | 5 | 12 | Развитие общефизических качеств. | 6 | 1 | 5 | 13 | Лыжная подготовка | 12 | 1 | 11 | 14 | Контрольные и итоговые занятия | 2 | 1 | 1 | ИТОГО | 72 | 17 | 55 |
Календарно-тематическое планирование № урока | Дата проведения урока | Тема занятия | Форма аттестации | Контроль | План | Факт | 1 |
|
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Комплекс ГТО | Практическое занятие |
| 2 |
|
| Бег на короткие дистанции | Практическое занятие |
| 3 |
|
| Специально-беговые упражнения | Практическое занятие |
| 4 |
|
| Высокий старт | Практическое занятие |
| 5 |
|
| Встречные эстафеты | Практическое занятие |
| 6 |
|
| Линейные эстафеты | Практическое занятие |
| 7 |
|
| Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой | Практическое занятие |
| 8 |
|
| Бег на длинные дистанции | Практическое занятие |
| 9 |
|
| Разминка и её значение. Силовые виды ГТО | Практическое занятие |
| 10 |
|
| Подтягивание из виса на низкой перекладине | Практическое занятие |
| 11 |
|
| Разновидности висов | Практическое занятие |
| 12 |
|
| Перемещение в висе | Практическое занятие |
| 13 |
|
| Подтягивания с дополнительной опорой | Практическое занятие |
| 14 |
|
| Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с изменением высоты опоры | Практическое занятие |
| 15 |
|
| Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа из различных исходных положений | Практическое занятие |
| 16 |
|
| Упражнения с набивным мячом | Практическое занятие |
| 17 |
|
| Метание набивного мяча из различных исходных положений | Практическое занятие |
| 18 |
|
| Метание на заданное расстояние. Прыжки с разбега через плоские препятствия. | Практическое занятие |
| 19 |
|
| Упражнения на гибкость | Практическое занятие |
| 20 |
|
| Упражнения на координацию движений | Практическое занятие |
| 21 |
|
| Наклоны из различных исходных положений | Практическое занятие |
| 22 |
|
| Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу | Практическое занятие |
| 23 |
|
| Выпрыгивания из полуприседа и приседа | Практическое занятие |
| 24 |
|
| Прыжки в длину через препятствие | Практическое занятие |
| 25 |
|
| Прыжки с продвижением вперед | Практическое занятие |
| 26 |
|
| Прыжковые упражнения | Практическое занятие |
| 27 |
|
| Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | Практическое занятие |
| 28 |
|
| Эстафеты | Практическое занятие |
| 29 |
|
| «От игры к спорту» Пионербол | Практическое занятие |
| 30 |
|
| «От игры к спорту» Перестрелка | Практическое занятие |
| 31 |
|
| «Сильные, смелые, ловкие, умелые» | Практическое занятие |
| 32 |
|
| Промежуточное тестирование. Эстафеты | Практическое занятие |
| 33 |
|
| Лыжная подготовка. Развитие выносливости. | Практическое занятие |
| 34 |
|
| Скольжение | Практическое занятие |
| 35 |
|
| Повторный инструктаж техники безопасности. Бег на выносливость. Эстафеты | Практическое занятие |
| 36 |
|
| Отталкивание | Практическое занятие |
| 37 |
|
| «Быстрый лыжник» | Практическое занятие |
| 38 |
|
| Попеременный двухшажный ход | Практическое занятие |
| 39 |
|
| «Гонка с преследованием» | Практическое занятие |
| 40 |
|
| Встречные эстафеты | Практическое занятие |
| 41 |
|
| Передвижение на лыжах с различной скоростью и интенсивностью | Практическое занятие |
| 42 |
|
| Спуски и подъёмы | Практическое занятие |
| 43 |
|
| Торможения | Практическое занятие |
| 44 |
|
| Бег на лыжах. Дистанция 2 км. | Практическое занятие |
| 45 |
|
| «А ну-ка, мальчики!» | Практическое занятие |
| 46 |
|
| «От игры к спорту» Пионербол | Практическое занятие |
| 47 |
|
| «От игры к спорту» Перестрелка | Практическое занятие |
| 48 |
|
| «А ну-ка, девочки!» | Практическое занятие |
| 49 |
|
| Упражнения на гибкость | Практическое занятие |
| 50 |
|
| Упражнения на силу | Практическое занятие |
| 51 |
|
| Прыжковые упражнения | Практическое занятие |
| 52 |
|
| Упражнения на координацию | Практическое занятие |
| 53 |
|
| Упражнения на выносливость | Практическое занятие |
| 54 |
|
| Круговая тренировка | Практическое занятие |
| 55 |
|
| «Мы готовы к ГТО!» | Практическое занятие |
| 56 |
|
| Челночный бег | Практическое занятие |
| 57 |
|
| Специально-беговые упражнения | Практическое занятие |
| 58 |
|
| Высокий старт | Практическое занятие |
| 59 |
|
| «Мы готовы к ГТО!» | Практическое занятие |
| 60 |
|
| Метание мяча из различных исходных положений | Практическое занятие |
| 61 |
|
| Метание мяча в горизонтальную и вертикальные цели | Практическое занятие |
| 62 |
|
| Метание мяча на дальность с места и нескольких шагов | Практическое занятие |
| 63 |
|
| Имитация движения рук и ног при отталкивании в прыжка с разбега | Практическое занятие |
| 64 |
|
| Прыжки в длину с разбега с приземлением на обе ноги | Практическое занятие |
| 65 |
|
| Прыжки в длину с разбега | Практическое занятие |
| 66 |
|
| Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой | Практическое занятие |
| 67 |
|
| Бег на длинные дистанции | Практическое занятие |
| 68 |
|
| Бег на 1 км | Практическое занятие |
| 69 |
|
| «Мы готовы к ГТО!» | Практическое занятие |
| 70 |
|
| Встречные эстафеты | Практическое занятие |
| 71 |
|
| Линейные эстафеты | Практическое занятие |
| 72 |
|
| Итоговое занятие. | Практическое занятие |
|
1.11 Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы. Рабочая программа составлена на основании примерной программы. Автор программы: А.П. Матвеев. Программа допущена Министерством образования Российской Федерации (2021г.)
1. 12 Материально-техническое обеспечение Спортивная база: - спортивный зал; - спортивная площадка на улице с беговой дорожкой. Спортивное оборудование: - секундомер – 1 штука; - свисток – 1 штука; - стенка гимнастическая - 6 штук; - скамейки гимнастические – 4 штуки; - перекладина гимнастическая - 3 штук; - скакалки гимнастические – 15 штук; - маты гимнастические - 8 штук; - коврики гимнастические – 15 штук; - канат для лазанья – 1 штука; - мячи набивные (1 кг) – 6 штук; - мячи малые (теннисные) – 15 штук; - мячи большие (баскетбольные, волейбольные, футбольные) – 8 штук; - стойки волейбольные, сетка волейбольная – 1 комплект; Технические средства: - аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок; - компьютер, экран, проектор Для обеспечения первой медицинской помощи – аптечка.
1.13 Система контроля результативности программы № п/п | Фамилия, имя учащегося | Двигательные умения и навыки | Итоговые соревнования | Итог за год | 1. |
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
Оценка предметных результатов обучающихся
Инструментарий: Высокий уровень оценка «отлично» (отметка «5»): Движение или отдельные его элементы выполнены правильно, с соблюдением всех требований, без ошибок, легко, свободно, четко, уверенно, слитно, с отличной осанкой, в надлежащем ритме; ученик понимает сущность движения, его назначение, может разобраться в движении, объяснить, как оно выполняется, и продемонстрировать в нестандартных условиях; может определить и исправить ошибки, допущенные другим учеником; выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО на золотой значок. Повышенный уровень оценка «хорошо» (отметка «4»): При выполнении ученик действует так же, как и в предыдущем случае, но допустил не более двух незначительных ошибок; выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО на серебряный значок. Базовый уровень оценка «удовлетворительно» (отметка «3»): Двигательное действие в основном выполнено правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к скованности движений, неуверенности. Учащийся не может выполнить движение в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях; выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО на бронзовый значок. № п/п | Фамилия, имя учащегося | Инициатива в учебном сотрудничестве | Планирование учебного сотрудничества | Позиционное взаимодействие | Управление коммуникацией | Итог за год | 1. |
|
|
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
Низкий уровень оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»): Движение или отдельные его элементы выполнены неправильно, допущено более двух значительных или одна грубая ошибка; не выполняет учебный норматив (тест) комплекса ГТО. Оценка метапредметных результатов обучающихся
Инструментарий: Для оценивания достижений: Высокого уровня соответствует оценка «отлично» (отметка «5»): - учащийся являлся инициатором в группе, организатором и исполнителем; Достижению повышенного уровня соответствует оценка «хорошо» (отметка «4»): - учащийся являлся организатором и исполнителем; Достижению базового уровня соответствует оценка «удовлетворительно» (отметка «3»): - учащийся являлся только исполнителем; Достижению низкого уровня соответствует оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»): учащийся занимал только наблюдательную позицию (наблюдал, как другие учащиеся выполняют двигательное действие). Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся практических испытания (тесты). Итоговый контроль реализуется в форме соревнований («Мы готовы к ГТО!») по общей физической подготовке.
|