Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы
опыты и эксперименты по физкультуре

Корнев Николай Васильевич

Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы имеет тенденцию к снижению. Общий уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности.

Это вызывает необходимость поиска новых форм, средств и методов физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, приведении их в соответствие с требованиями современной жизни.

В этом плане актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании скоростно-силовых способностей учащихся 5 - 8 классов, как возрастной группе школьников, занятия с которыми скоростно-силовой подготовкой особенно благоприятны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Алдан»

МР «Алданский район»

РС(Якутия)

                                                                                   

 Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

Исследовательская работа

                                                                             

                                                                                          Автор: учитель

                                                                                          физической культуры

                                                                                          МБОУ «Гимназия г. Алдан»

                                                     Корнев Н.В.

г. Алдан

2024 г.

Содержание

1.Введение_____________________________________________________________________3

1.1. Актуальность исследования__________________________________________________3

1.2. Цель исследования__________________________________________________________3

      1.3. Задачи_____________________________________________________________________3

2. Проведение исследования_____________________________________________________3

      2.1. Объект исследования________________________________________________________3

2.2. Предмет исследования_______________________________________________________3 

2.3. Рабочая гипотеза____________________________________________________________3

2.4. Научная новизна и практическая значимость__________________________________3

2.5. Основные положения, выносимые на защиту__________________________________4

2.6. Методы исследования_______________________________________________________4

3.Обзор и анализ литературы____________________________________________________4

      3.1. Физиологические основы методики развития скоростно-силовых качеств.

Характеристика прыжковых упражнений_________________________________________4

      3.2. Целесообразность применения прыжковых упражнений на занятиях физической    культурой со школьниками________________________________________________________6

      4. Обоснование и разработка методики скоростно-силовой подготовки учащихся

среднего возраста на уроках физической культуры___________________________________7

      4.1. Педагогическое тестирование________________________________________________7

4.2. Результаты эксперимента____________________________________________________7

4.3. Выводы____________________________________________________________________8

5. Литература___________________________________________________________________9

        

1. Введение

1.1. Актуальность исследования

      Целью физического воспитания в общеобразовательной школе является содействие всестороннему, гармоническому развитию личности. Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма. одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики - выделение стратегических направлений для достижения этой цели.

       Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы  имеет тенденцию к снижению. Общий уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности.

       Это вызывает необходимость поиска новых форм, средств и методов физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, приведении их в соответствие с требованиями современной жизни.

       В этом плане  актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании скоростно-силовых способностей учащихся 5 - 8 классов, как возрастной группе школьников, занятия с которыми скоростно-силовой подготовкой особенно благоприятны.

1.2. Цель исследования

      Целью исследования является теоретическое научное обоснование методики использования прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых способностей в физическом воспитании школьников 5 - 8 классов.

1.3. Задачи

      Для достижения поставленной цели исследования предстояло решить следующие задачи:

1. Изучить особенности воспитания скоростно-силовых качеств;

2. Проанализировать существующие методики использования прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств.

3. Провести педагогический эксперимент по применению комплекса скоростно – силовых упражнений на уроках физической культуры.

4. Проанализировать полученные экспериментальные данные.

2. Проведение исследования

      Исследование проводилось в течение двух  лет (с декабря 2021  по декабрь  2023 года) на базе МБОУ «Гимназия г. Алдан». В исследовании приняли участие  учащиеся 5 – 8 классов в возрасте 11-14 лет в количестве 88 человек разного уровня спортивной подготовки, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 44 человека в каждой.

2.1. Объект исследования

       Объект исследования - система физического воспитания школьников 5 - 8 классов.

2.2. Предмет исследования

       Предмет исследования – методика использования прыжковых упражнений на уроках физической культуры.

2.3. Рабочая гипотеза

       Предполагалось, что регулярное применение комплекса  прыжковых упражнений в качестве средства скоростно-силовой подготовки на уроках физической культуры в 5 – 8  классах общеобразовательной школы окажет положительное влияние на развитие скоростно-силовых качеств учащихся.

2.4. Научная новизна и практическая значимость

       Исследования позволяют выявить изменения в уровне развития скоростно-силовых качеств учащихся, дифференцировать их в зависимости от возраста, пола, физической подготовленности, помогают изучить характер взаимосвязи между отдельными компонентами физических качеств.

      Знание динамики развития физических качеств и их взаимосвязи с другими компонентами физической подготовки помогают экспериментально обосновать применение наиболее эффективных прыжковых упражнений на уроках физической культуры.

      Большинство рекомендаций по использованию скоростно – силовых упражнений на уроках физической культуры может быть внедрено в практику работы учителей физической культуры при подготовке учащихся к сдаче ВФСК «ГТО», при освоении раздела лёгкой атлетики в рабочей программе по физической культуре.

2.5. Основные положения, выносимые на защиту

       Систематичное применение прыжковых упражнений на уроках физической культуры является мощным средством развития скоростно-силовых качеств учащихся.

2.6. Методы исследования

       В работе применялись следующие методы исследования:

- обзор и анализ научно - методической литературы;

- педагогическое тестирование;

- педагогический эксперимент;

- педагогические наблюдения;

            - методы математической статистики.

      Тестирование физического развития и физической подготовленности учащихся 5 - 8 классов МБОУ «Гимназия г. Алдан» проводилось в начале и в конце эксперимента.

3. Обзор и анализ литературы

      Теоретическую основу исследования составили общенаучные принципы познания; системный и информационный подходы; философские категории субъекта, объекта деятельности, основные положения теории и методики спортивной тренировки (В.К. Бальсевич, М.А. Годик,    Ю.В.  Верхошанский, В.М. Зациорский, Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов и др.); основные положения теории и методики спортивной тренировки в тройном прыжке (В.А. Креер, В.М. Дьячков, И.Н. Мироненко, Н.Г. Озолин, А.Л. Огаджанов, В.Б. Попов, А.П. Стрижак, А.А. Шалманов, Л.М. Щербаков, И.А. Тер-Ованесян) и в якутских национальных прыжках (Н.К. Шамаев, В.П. Кочнев, Н.А. Санников, В.Ф. Посельский, А.В. Иванов).

3.1. Физиологические основы методики развития скоростно – силовых качеств. Характеристика прыжковых упражнений                                                                                            

       В теории физического воспитания принято выделять следующие основные двигательные качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Большинство из этих качеств взаимосвязаны и взаимозависимы, о чем свидетельствует, например, сочетание быстроты и силы, получившие термин «скоростно-силовые качества». Перечисленные качества названы по ведущим признакам, однако, каждое из них включает элементы других качеств, что дает основание назвать их «комбинированными».

      Среди многочисленных форм проявления скоростно-силовых качеств наиболее распространенными считаются прыжковые упражнения.

      Если рассматривать прыжки, то следует отметить, что в этих, часто в очень сложных умениях и навыках проявляются все основные физические качества человека. Но в самой главной фазе любого прыжка - толчке, наибольшее значение имеет сочетание силы и быстроты, которое нередко выделяется в отдельное двигательное действие - прыгучесть. По способу измерения прыгучесть представляет собой спортивный результат в наиболее простых прыжковых упражнениях обычно выполняемых с места. Контрольные упражнения для измерения прыгучести являются моделью прыжка как вида локомоции человека. На этой модели удобно изучать основные закономерности биомеханики отталкивания и педагогические основы развития и совершенствования скоростно-силовых качеств, обеспечивающих эффективность отталкивания. Термин «прыгучесть» принят в специальной литературе, а также в практической работе тренеров, учителей физической культуры и спортсменов.

      Современное представление о прыгучести сложилось не сразу. В ходе многих исследований содержание этого понятия развивалось и уточнялось. На ранних этапах изучения особенностей прыжков, исследователи не раскрывали сущности проявления прыгучести. Они относили прыгучесть к природным данным отдельных спортсменов. Впервые попытка раскрыть содержание прыгучести была сделана В.С. Клименко, который охарактеризовал прыгучесть, как сочетание силы и правильной координации всех усилий при отталкивании. Позднее прыгучесть определялась, как способность спортсмена сделать толчок быстро и сильно.

      Революционное рассмотрение этой способности как проявления согласованной деятельности всего опорно-двигательного аппарата человека и центральной нервной системы принадлежит Ю.В. Верхошанскому, который понимал под прыгучестью способность спортсмена путем отталкивания подбросить общий центр тяжести своего тела на наибольшую высоту.

      По мнению Г.И.Ковальчука прыгучесть, является комплексным качеством двигательной деятельности, в основе которого лежит сочетание силы и скорости мышечных сокращений при сохранении оптимальной амплитуды движений.

      Несмотря на различия в формулировках, авторы сходятся в следующем: прыгучесть является совокупностью качеств - силы, быстроты и координации, проявляющихся при отталкивании. Изучая и описывая движения человека в прыжковых упражнениях, многие авторы отмечают фазовый характер отталкивания. Но в обосновании фаз отсутствует единое мнение.

      Так, Г.И.Ковальчук  при изучении углов сгибания опорной ноги различает следующие фазы отталкивания: постановка, сгибание ноги и разгибание ноги.  При определении опорных фаз А.А.Тер-Ованесян, И.А.Тер-Ованесян различают фазу амортизации (время, в течение которого происходит сближение общего центра тяжести тела с точкой опоры) и фазу отдачи - отталкивание (время, в течение которого общий центр тяжести удаляется от опоры).

      В.Б.Попов разработал целую систему прыжковых упражнений, при которых занимающимся ставится задача определенной трудности: достать предмет, поднятый на определенную высоту, или напрыгнуть на снаряд определенной высоты.

      Ряд специалистов рекомендует для совершенствования скоростно-силовых способностей прыжки с отягощением. По их мнению, такие упражнения оказывают положительное воздействие на прыгучесть. В литературе имеется ряд рекомендаций по использованию таких упражнений, практика и многолетние исследования показывают, что высокого уровня развития скоростно-силовых качеств можно добиться лишь при использовании всех основных средств в их рациональном сочетании. При этом выбор упражнений, их объем и интенсивность зависят от уровня физической подготовленности занимающихся, их возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, а так же задач, решаемых на данном этапе педагогического процесса.

     Известно, что наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств дает комбинированная нагрузка при различных сочетаниях режимов работ мышц: преодолевающего, удерживающего и уступающего. Наиболее эффективно, по мнению В.Б.Попова, развитие скоростно-силовых качеств происходит при комбинированной нагрузке с преобладанием в ней преодолевающего режима - 50% и по 25% удерживающего и уступающего.

      Статический режим работы мышц с акцентом на уступающий характер движения, сменяется динамическим режимом мышц с акцентом на преодолевающий характер работы или заменяется сочетанием уступающего и преодолевающего характера работы мышц в процесс тренировки.          Физиологическая основа последнего метода заключается в механизме, связанном с использованием свежих следов от реакции на предыдущие мышечные усилия.

      В  спортивной практике широко применяется комбинированное упражнение, состоящее из прыжка в глубину и отскока вверх или вперед.

Метод развития «взрывной силы» при помощи прыжков в глубину с отскоком получил название «ударного».

      Говоря об исключительно высоком тренирующем эффекте прыжка в глубину с отскоком, Ю.В. Верхошанский отмечает, что данное упражнение обеспечивает достижение высокого уровня специальной подготовленности при минимальных затратах времени. Проведенный автором сравнительный анализ показал, что группа легкоатлетов-прыгунов, выполняя в течение 12 недель в подготовительном периоде преимущественно прыжки в глубину с отскоком, добилась больших сдвигов в уровне реактивной способности мышц, чем группа, которая тренировалась по традиционной методике. Автор обнаружил значительно больший сдвиг скоростно-силовой подготовленности в группе начинающих спортсменов, применявших прыжки в глубину с отскоком. По данным автора, эффект достигнут при количественно меньшем объеме тренировочной работы.

         В основе прыгучести лежат физиологические механизмы развития основных физических качеств. Являясь комплексным качеством, прыгучесть характеризуется высокой концентрацией возбуждения и усилий, необходимых для достижения максимального эффекта при отталкивании.      Ведущее место при воспитании прыгучести должен занять метод интенсивного повторного применения упражнений на сочетание быстроты и силы.

3.2. Целесообразность применения прыжковых упражнений на занятиях физической культурой со школьниками

       Прыжковые упражнения, наряду с бегом и другими двигательными действиями, изучаемыми в процессе обучения в школе, относятся в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют важное прикладное значение в повседневной жизни.

       Упражнения прыжкового характера, быстрое перемещение, каких либо предметов, собственного тела в пространстве способствуют развитию силы мышц ног, верхних конечностей, спины, брюшного пресса, совершенствуют быстроту, ловкость, гибкость, силовую выносливость, вырабатывают точность движений, воспитывают решительность, смелость и улучшают в целом жизнедеятельность организма человека.

        С помощью скоростно-силовых упражнений формируют прикладные навыки преодоления препятствий, переноски грузов, метаний снарядов, управления собственным телом, применение таких упражнений оказывает благоприятное влияние на развития разных видов выносливости, быстроты, других двигательных способностей.

        Использование в занятиях со школьниками прыжковых упражнений не только способствует овладению рациональной техникой и обогащению двигательного опыта ребенка, но и развивает координацию. Скоростно-силовые упражнения становятся двигательной основой для формирования умения отталкиваться вверх, необходимого для многих двигательных действий, в том числе входящих в содержание многих подвижных и спортивных игр. Занятия с использованием скоростно-силовых упражнений оказывают позитивное влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия у школьников. При их выполнении активизируется деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливается деятельность органов дыхания и кровообращения. Применение прыжковых упражнений на уроке физической культуры обогащает двигательный опыт ребенка, содействует формированию «школы движений». Создание научно-обоснованной методики использования скоростно-силовых упражнений имеет большое значение для физического воспитания подрастающего поколения.

       Между состоянием здоровья человека и двигательной активностью в подростковом возрасте существует связь. Недостаток движения в этом возрасте приводит к ограничению роста и развития ребенка. Есть данные, которые свидетельствуют о риске развития ишемической болезни сердца в этом возрасте при ограничении двигательной деятельности.

      При недостатке двигательной деятельности наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

     За время обучения в школе двигательная активность учащихся обогащается как за счет целенаправленных двигательных действий, - которые выполняются постоянно на уроках физической культуры, так и внеклассных, внеурочных форм деятельности. Однако всё возрастающее время вынужденной неподвижности на общеобразовательных уроках и при выполнении домашних заданий существенно снижает эффект двигательной активности. С поступлением детей в школу общая двигательная активность снижается вполовину, а по мере взросления и перехода из класса в класс снижается ещё больше.

     Ряд исследователей предлагают в качестве универсальных средств при организации малых форм физической культуры в школе скоростно-силовые ударные упражнения. При этом отмечается, что именно нагрузки силового и скоростно-силового характера дают наибольший эффект.

     Установлено, что одним из наиболее благоприятных периодов для развития скоростно-силовых качеств является средний школьный возраст. В среднем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки для развития двигательных навыков и умений, быстроты, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости. Если упустить этот период, то совершенствование этих способностей не будет реализовано вообще, или осуществится с большим трудом и в более позднем возрасте.

4. Обоснование и разработка методики скоростно-силовой подготовки

 учащихся среднего возраста на уроках физической культуры.

Педагогический эксперимент

     Исходя из очевидной целесообразности, эффективности, универсальности и малозатратности по времени прыжковых упражнений, мы пришли к следующей методике скоростно-силовой подготовки: в течение урока учащимся  экспериментальной группы предлагается выполнить два блока прыжковых упражнений.

     В первый блок входит комплекс специальных прыжковых упражнений:

  • якутские прыжки «кылыы» - семерной на левой ноге  - 2 подхода; семерной на правой ноге – 2 подхода;  (приземление на 8 прыжке на две ноги)
  •  якутские прыжки «ыстанга» - 7 прыжков с ноги на ногу – 2 подхода;
  • якутские прыжки «куобах» - 7 прыжков на двух ногах – 2 подхода.

      Данный комплекс прыжковых упражнений выполняется на каждом уроке физкультуры, независимо от темы урока, изучаемого вида спорта и раздела программы, в подготовительной части урока, после бега и разминочного комплекса ОРУ.

      Во второй блок прыжковых упражнений входят «прыжки в глубину» через 5 последовательно стоящих тумб, высотой 50 см, расстояние между тумбами примерно 1 м. Учащиеся запрыгивают на тумбу, спрыгивают с неё и  быстро, активно отталкиваясь, запрыгивают на следующую тумбу. После пятой тумбы, на расстоянии 1 м  ставим невысокий барьер, который нужно перепрыгнуть после спрыгивания. Тумбы ставим на резиновую дорожку с целью предотвращения травм при спрыгивании.

      Данный комплекс прыжковых упражнений выполняется на каждом уроке физкультуры, независимо от темы урока, изучаемого вида спорта и раздела программы, в заключительной части урока, 10 подходов х 5 запрыгиваний - спрыгиваний = 50 прыжков.

       Таким образом, не тратя на выше указанные упражнения много времени от урока, мы получаем эффективный инструмент для развития скоростно-силовых качеств учащихся.

       Контрольная группа во время выполнения прыжковых упражнений экспериментальной группой выполняет прыжки на скакалке во время первого блока упражнений и упражнения для мышц брюшного пресса во время второго блока упражнений.

4.1. Педагогическое тестирование

      На протяжении 2021-2022 учебного года и 2022 – 2023  учебного года экспериментальная и контрольная группа тестировалась нами четыре раза: в начале и конце каждого учебного года.

      Учащиеся обеих групп выполняли 10 тестов:

  1. 10-минутный бег;
  2. Бег 30 м;
  3. Челночный бег -3х10 м;
  4. Прыжок в длину с места;
  5. Пятерной прыжок с ноги на ногу;
  6. Прыжки со скакалкой за 1 мин.;
  7. Упр. на пресс за 30 сек. – поднимание туловища из и. п.: лежа на спине с ногами, согнутыми в коленях, руки в замок за головой;
  8. Подтягивания на перекладине, ю. – на высокой, из виса, д. – на низкой, из виса лежа;
  9. Сгибание – разгибание рук в упоре лежа;
  10. Тест на гибкость, сидя.

       Тесты характеризовали уровень развития не только скоростно – силовых качеств, но и уровень развития быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости.

4.2. Результаты эксперимента

  1. В итоге проведённого педагогического эксперимента, обработав результаты тестирования, мы выявили следующую закономерность: результаты контрольных нормативов за 2 года выросли и у контрольной, и у экспериментальной групп. Ниже мы приводим форму таблицы, в которую заносили результаты исследования.

Таблица 1. Результаты тестирования, средний результат в группе.

Тестирование

10-мин бег

Бег

30 м

Челн. бег, 3х10 м

Прыжок в длину с места

Пятерной прыжок с ноги на ногу

Прыжки

 со скакалкой за 1 мин

Упр. на пресс за 30 сек

Подтя –гивания

ю.-выс.

д. –низ.

Отжим . в упоре лежа

Тест на гибк.

  1. Однако результаты смешанной контрольной группы 5, 6 и 7 классов (группа Ю+Д-1-контр.) выросли в среднем на 0,8 %, в то время как результаты экспериментальной группы 5, 6 и 7  классов (группа Ю+Д-1-эксп.) выросли на 2,8 %. Разница контрольной и экспериментальной группы 6,7 и 8 класса (Ю+Д-2-контр. и Ю+Д-2-эксп.) – 0,7 % и 2,1 %.
  2. Разница в % у юношей и девушек составила: у юношей контрольной группы 5, 6 и 7 классов (Ю-1-контр.) – 0,6 %, у юношей экспериментальной группы 5, 6 и 7 классов (Ю-1-эксп.) – 2,1 %, у девушек (Д-1-контр. и Д-1-эксп.) соответственно – 1 % и 3,8 %.  В 6, 7 и 8  классах, у юношей, в контрольной группе (Ю-2-контр.)  – 0,5 %, в экспериментальной (Ю-2-эксп.) – 1,8 %. У девушек, (Д-2-контр. и Д-2-эксп.) соответственно – 1,2 и 2,9 %.
  3. В тестах, требующих развития быстроты, силы и скоростно – силовых качеств, результаты выросли на 9,3 % за два года в группе Ю-2-эксп., тогда как в группе Ю-2-контр. прирост составил 5,5 %. В группе Д-2-эксп. результаты улучшились на 5,6 %, а в группе Д-2-контр. прирост составил 4 %. Разница результатов в экспериментальной и контрольной группах составила 3,8 % у юношей и 1,6 % у девушек.  

       Таким образом, наше предположение подтвердилось, результаты контрольных тестов доказали, что  применение прыжковых упражнений в качестве средства скоростно-силовой подготовки на уроках физической культуры оказало положительное влияние на развитие скоростно-силовых качеств учащихся.

4.3. Выводы

       1. Анализ научно-методической литературы выявил важные функции упражнений скоростно-силового характера в формирования и нормализации жизнедеятельности растущего организма детей и подростков и в то же время недостаточную научную разработанность их использования в процессе физического воспитания школьников.

      Установлено, что:

  • средний школьный возраст является наиболее благоприятным для развития скоростно-силовых качеств;
  • наибольший эффект в развитии скоростно-силовых качеств дает комбинированная нагрузка при различных сочетаниях режимов работы мышц: преодолевающего, удерживающего и уступающего характера;
  • выбор упражнений, их объем и интенсивность зависят от уровня физической подготовленности занимающихся, их возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, а так же задач, решаемых на данном этапе педагогического процесса;
  • прыжковые упражнения являются наиболее эффективным средством для развития скоростно-силовых качеств, оказывая ярко выраженное положительное влияние на организм и физическую подготовленность занимающихся.

  2. В ходе изучения различных методик развития скоростно-силовых способностей посредством прыжковых упражнений, была обоснована целесообразность применения на уроках физической культуры якутских национальных прыжков, в подготовительной части урока, после разминочного комплекса ОРУ в виде комплекса специальных прыжковых упражнений, а в заключительной части урока  - выполнение 10 серий   «прыжков в глубину», с напрыгиванием и спрыгиванием,  через 5 тумб (высота 50 см), стоящим друг от друга на расстоянии 1 м, с быстрым отталкиванием от пола.

      3. В результате проведенного экспериментального исследования нами было выявлено положительное влияние выбранной нами методики на развитие скоростно – силовых качеств учащихся.

       Результаты данной работы полезны для  разработки комплекса упражнений на уроках физической культуры в качестве оптимального средства развития скоростно-силовых качеств школьников.

5.Литература

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: 1978. – 223 с.
  2. Верхошанский, Ю.В. Общие и специальные принципы тренировки в атлетической гимнастике/ Ю.В. Верхошанский, П.С. Новиков. -М., 1991
  3. Верхошанский, Ю.В. Основа специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 214 с.
  4. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов/ Ю.В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -331 с.
  5. Верхошанский, Ю.В. Тройной прыжок / Ю.В Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1961. – 214 с.
  6. Давиденко, Д.Н. Физиологические основы физической культуры и спорта: Учебное пособие/Д.Н.Давиденко.- СПб.: СПбГУ, 1996.
  7. Дворкин, JI.C. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств/ JI.C. Дворкин, А.С. Медведев// Тяжелая атлетика.- 1993.-№4,- С.31-37.
  8. Дьячков, В.М. Легкоатлетические прыжки / В.М. Дьячков. – М.: Физкультура и спорт, 1955. – 199 с.
  9. Зациорский, В.М. Физические качества спортсменов / В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
  10. Зимкин, Н.В. О значении величин нагрузки, темпа, длительности упражнений и интервалов между занятиями для эффективности мышечной тренировки/ Н.В. Зимкин// Физиологический журнал СССР. 1979. - № 7. - С. 46-48.
  11. Зимкин, Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости/ Н.В. Зимкин. М.: Физкультура и спорт, 1956. - 206 с.
  12. Кузнецов, В.В. Специальная силовая подготовка спортсменов / В.В. Кузнецов. — М.: Физкультура и спорт, 1975. – 208 с.
  13. Креер, В.А. Тройной прыжок / В.А. Креер. — М.: Физкультура и спорт, 1980. – 151 с.
  14. Креер, В.А. Легкоатлетические прыжки / В.А. Креер, В.Б. Попов. — М.: Физкультура и спорт, 1986. – 174 с.
  15. Кочнев, В.П. Якутские прыжки: Учебное пособие / В.П. Кочнев. – Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. – 130с.
  16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры/ Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.- 543 с.
  17. Попов, В.Б. Прыжок в длину / В.Б. Попов. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 64 с.
  18. Посельский, В.Ф. Якутские прыжки. От Манчаары к Манчаары / В.П. Посельский, В.И. Алексеев; Федерация по якутским прыжкам Р.С.(Я). – Якутск: ЧП «Егоров», 2005. – 125 с.
  19. Санников, Н.А. Учись прыгать / Н.А. Санников. – Якутск: кн. изд-во, 1974. – 60 с.
  20. Солодков, А.С. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник/

            А.С. Солодков, Е.Б.Сологуб.- М.: Терра-спорт, 2001.-519с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков физической культуры 5 класс коррекционной школы VIII вида

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе Программы  специальных  (коррекцион...

Воспитание морально-волевых качеств учащихся на уроках физической культуры

Теоретические сведения о морально-волевых качествах (краткая формулировка, способы развития) подкреплены примерами из реальных жизненных ситуаций.(уроков физкультуры)...

«Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств учащегося на уроке физической культуры».

Для сохранения и укрепления здоровья детей, для полноценного и гармоничного развития ребёнка нужно не только развивать его умственные способности, но также и физические. Физическая культура воспитывае...

Формирование личностных качеств учащихся на уроках физической культуры» (из опыта работы)

Использование метода круговых тренировок на уроках физкультуры...

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

Анализ введения 3 урока физической культуры на базе общеобразовательной школы.

В данной статье освещены плюсы и минусы появления 3-го урока физкультуры в школе....

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...