Рабочая программа внеурочной деятельности "Вольная борьба"
рабочая программа по физкультуре

Тавгазов Скандарбек Георгиевич

На занятиях физической культуры учащихся получают определенные навыки спортивных поединков, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками данного вида спорта. Данный кружок позволяет учащимся получить определённые навыки вольной борьбы. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа секции «Вольная борьба»

Программа по вольной борьбе составлена на основе «Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства /А. М. Дякин. М.: », «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва \Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили и др. М.: 2019.»

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Федеральный уровень

  1. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
  2. Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 года N 09-1672
  3. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
  4. Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий"
  5. Положением о внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ №23 им. Г.А.Кадзова».

       Актуальность и новизна: на занятиях физической культуры учащихся получают определенные навыки спортивных поединков, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками данного вида спорта. Данный кружок позволяет учащимся получить определённые навыки вольной борьбы. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений.

       Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

Занятия в секции рассчитаны на учащихся 7-11 классов и реализуются в течение учебного года.

Занятия направлены на решение следующих задач физического воспитания:

1. Формирование потребности в здоровом образе жизни.

2. Сплочение коллектива учащихся.

3. Развитие основных двигательных качеств.

4. Воспитание выносливости, смелости, решительности, инициативности, дисциплинированности.

Образовательная программа составлена с учетом потребностей детей, родителей, образовательного учреждения, социума.

Отличительной особенностью данной программы является представленная модель построения многолетней тренировки, учебный план отделения вольной борьбы, методическое обеспечение образовательного процесса.

Основной целью обучения и воспитания учащихся является создание условий для развития способностей, заложенных в ребенке природой, для дальнейшего его саморазвития, самосовершенствования, воспитания физически и духовно современной личности.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • Укрепление здоровья учащихся;
  • Содействие всестороннему физическому развитию;
  • Выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий;
  • Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям вольной борьбой;
  • Овладение основами техники и тактики вольной борьбы;
  • Выполнение требований по общей и специальной физической подготовке;
  • Приобретение соревновательного опыта;
  • Достижение высокой культуры движения.

Возраст детей: от 6 лет до 17 лет.

Сроки реализации: до 10 лет, т. е. на весь период обучения ребенка в спортивной школе.

Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная .

Форма проведения занятий: занятия проводятся 2 часа в неделю, всего 68 часов . Все технические действия изучаются и закрепляются в спортивно – игровой форме. Результативность полученных знаний и умений будут определяться в соревнованиях.

Занятия проводятся в спортивном зале  МБОУ «СОШ №23»

Этапы:

  1. Этап начальной подготовки: от 1 года до 2 лет;
  2. Учебно-тренировочный этап: от 1 года до 5 лет;
  3. Этап спортивного совершенствования: от 1 года до 2 лет;

Формы построения занятий по вольной борьбе:

1. Теоретические и практические;

2. Тестирование (промежуточное и итоговое);

3. Участие в соревнованиях;

4. Восстановительно-профилактические мероприятия;

5. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований спортсменов высокого класса;

6. Индивидуальные занятия;

7. Домашние задания;

8. Учебно-тренировочные сборы;

9. Спортивно-оздоровительные лагеря;

10. Спортивно-массовые мероприятия;

11. Инструкторская и судейская практика.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

  1. Стабильность состава занимающихся (посещаемость).
  2. Сохранение и укрепление здоровья, уровень физического развития занимающихся (антропометрия, динамометрия, измерение ЧСС).
  3. Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся (тестирование).
  4. Повышение уровня спортивной подготовки (участие в соревнованиях).
  5. Судейская и инструкторская практика в организации и проведении спортивных мероприятий.

Формы подведения итогов реализации программы:

Выполнение контрольно-переводных нормативов по этапам подготовки:

Этап обучения

Группа

Возраст

Нормативные требования для перевода на следующий год обучения

Общая и специальная физическая подготовка

Техническая подготовка

Участие в соревнованиях

Этап начальной подготовки

НП-1

НП-2

10

11

27 баллов

30 баллов

-

-

1

2

Учебно-тренировочный этап

УТГ-1

УТГ-2

УТГ-3

УТГ-4

УТГ-5

12

13

14

15

16

37 баллов

45 баллов

52 балла

56 баллов

58 баллов

2 юн. 25%

от группы

2 юн. 50%

от группы

2 юн.

I юн. 50%

от группы

I юн.

2

2-3

3

3-4

4

Этап спортивного совершенствования

СС-1

СС-2

СС-3

17

17 и старше

17 и старше

58 баллов

58 баллов

58 баллов

КМС

подтвердить КМС

-“-

Выступать на Чемпионате Республики Якутия

-“-

-“-

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Успех в подготовке спортсменов высокого класса определяются:

  • Теоретической подготовленностью и педагогическим мастерством тренера, его умением организовать образовательный процесс, разнообразно и интересно проводить учебные занятия, владением знаниями сенситивных периодов развития детей и подростков, способностью находить взаимный контакт со спортсменами, добиваться выполнения поставленных задач, повышать мотивацию действий занимающихся;
  • Рациональным планированием образовательного процесса, основанного на известных принципах построения спортивной подготовки и использованием достижений спортивной науки;
  • Сознательным участием спортсменов в образовательном процессе;
  • Материальным обеспечением тренировочного процесса (условиями проведения занятий, состоянием спортивной базы, наличием инвентаря, медицинским обеспечением и т.д.).

В основе принципов построения спортивной подготовки лежат педагогические принципы воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки детей является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и переход к напряженным нагрузкам, направленным на развитие основных физических качеств борца – специальной силы и специальной выносливости.

При планировании многолетней подготовки, кроме того, необходимо учитывать следующее:

  • Строгую преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спортсменов;
  • Неуклонное возрастание объёмов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной физической подготовки и уменьшается удельный вес общей физической подготовки;
  • Непрерывное совершенствование технико-тактического мастерства;
  • Одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах обучения и преимущественное развитие отдельных физических качеств.

Этапы многолетней подготовки.

Теория и практика вольной борьбы предусматривает 3 этап многолетней подготовки:

  1. начальной подготовки.
  2. 2.учебно-тренировочный этап.
  3. 3.этап спортивного совершенствования.

Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах начальной подготовки является развитие силовых возможностей, общей выносливости и овладение основами техники вольной борьбы. Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод и создание базы овладения техническими приемами.

Основными задачами при работе с группами начальной подготовки должны быть:

  • Укрепление здоровья учащихся;
  • Содействие всестороннему физическому развитию;
  • Повышение уровня развития основных физических качеств;
  • Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям вольной борьбой;
  • Овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства;
  • Воспитание волевых качеств;
  • Выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий;
  • Выполнение требований по общей и специальной физической подготовке;
  • Отбор и комплектование учебных групп,
  • Привитие личной и общественной гигиены.

Преимущественной направленностью образовательного процесса на учебно-тренировочном этапе является воспитание специальной и силовой выносливости, развитие максимальной и специальной силы, скоростно-силовых качеств, совершенствование техники и тактики вольной борьбы. Преобладающими методами учебных занятий должны быть практические и соревновательный методы.

Основными задачами при работе с учебно-тренировочными группами должны быть:

  • Укрепление здоровья учащихся;
  • Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
  • Воспитание основных физических качеств;
  • Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям вольной борьбой;
  • Овладение основами техники и тактики вольной борьбы;
  • Приобретение соревновательного опыта;
  • Выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке;
  • Приобретение навыков в организации и проведении соревнований,
  • Привитие личной и общественной гигиены

Преимущественной направленностью образовательного процесса на этапе спортивного совершенствования является повышение уровня физической подготовленности, приобретение мастерства, достижение высоких результатов. Преобладающими методами учебных занятий должны быть практический и соревновательный методы.

Основными задачами при работе с группами спортивного совершенствования должны быть:

  • Достижение специальных физических навыков;
  • Повышение общефизической подготовки;
  • Достижение высокой культуры движения;
  • Совершенствование техники и тактики вольной борьбы;
  • Освоение сложных технических приёмов;
  • Адаптация к нагрузкам высокой интенсивности;
  • Воспитание волевых качеств;
  • Расширение соревновательной практики.

СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Этап начальной подготовки

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПЕЦИАЛЬНО-

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕПОДГОТО-

ВИТЕЛЬНЫЕ

Физические:

1. Упр. для развития скоростно-силовых качеств;

2. Упр. для координации движений;

3. Упр. на борцовском мосту;

4. Упр. с партнером;

5. Имитационные упражнения.

Технические:

  1. 1.Освоение элементов техники вольной борьбы:

- в партере,

- в стойке,

- без сопротивления партнера,

- с сопротивлением партнера,

- овладение техникой захватов в стойке.

1. Упр. для укрепления мышц шеи;

2. Упр. на борцовском мосту:

- забегания,

- перевороты,

- уходы с моста.

1. Гимнастические упр.

2. Акробатические упр.

3. Легкоатлетические упр.

4. Подвижные игры (футбол, регби, баскетбол, кроссы).

6. Лыжная подготовка.

7. Плавание.

Учебно-тренировочный этап обучения

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПЕЦИАЛЬНО-

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕПОДГОТО-

ВИТЕЛЬНЫЕ

Физические:

1. Упр. для развития быстроты, координации движений;

2. Упр. для развития специальных физических качеств;

3. Упр. для развития выносливости.

Технические:

1. Совершенствование техники и тактики вольной борьбы:

а техника борьбы в стойке:

-захваты,

-переводы в партер,

- сбивание в партер,

- броски (наклоном, поворотом, подворотом, прогибом).

б техника борьбы в партере:

- перевороты скручиванием,

- перевороты забеганием,

- перевороты перекатом,

- перевороты разгибанием

2. Учебно-тренировочные схватки.

1. Упр. для укрепления мышц шеи;

2. Упр. на борцовском мосту:

- забегания,

- перевороты,

- уходы с моста.

3. Упр. с партнером на борцовском мосту.

- удержания, дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста.

1. ОРУ без предметов;

2. ОРУ с предметами;

3. ОРУ с партером

4. Гимнастические упр.

5. Акробатические упр.

6. Легкоатлетические упр.

7. Спортивные игры (футбол, регби,баскетбол) .

8. Лыжная подготовка.

9. Плавание.

Этап спортивного совершенствования

СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПЕЦИАЛЬНО-

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕПОДГОТО-

ВИТЕЛЬНЫЕ

Физические:

1. Упр. для развития быстроты, координации движений;

2. Упр. для развития специальных физических качеств;

3. Упр. для развития выносливости.

Технические:

1. Совершенствование техники и тактики вольной борьбы:

а техника борьбы в стойке:

-захваты,

-переводы в партер,

- сбивание в партер,

- броски (наклоном, поворотом, подворотом, прогибом).

б техника борьбы в партере:

- перевороты скручиванием,

- перевороты забеганием,

- перевороты перекатом,

- перевороты разгибанием

2. Учебно-тренировочные схватки.

3. Соревновательные схватки.

1. Упр. для укрепления мышц шеи;

2. Упр. на борцовском мосту:

- забегания,

- перевороты,

- уходы с моста.

3. Упр. с партнером на борцовском мосту.

- удержания, дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста.

1. ОРУ без предметов;

2. ОРУ с предметами;

3. ОРУ с партером

4. Гимнастические упр.

5. Акробатические упр.

6. Легкоатлетические упр. (эстафеты, кроссы).

7. Спортивные игры (футбол, регби, баскетбол).

8. Лыжная подготовка.

9. Плавание.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Основные задачи и содержание психологической подготовки:

  • Воспитание дисциплинированности, организованности, способности управлять своим поведением в сложных условиях соревнований (оценивать ситуацию, принимать адекватные решения и реализовывать их).
  • Развитие и совершенствование познавательных способностей личности спортсменов (память, внимание, наблюдательность, устойчивость и гибкость мышления, развитие творческого воображения).
  • Повышение психологической устойчивости в преодолении неблагоприятных факторов спортивной деятельности (развитие сосредоточенности и устойчивого внимания, выдержки и самообладания, совершенствование приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения, умения определить момент готовности к началу действия).
  • Приучение к самоконтролю за внешним проявлением эмоциональной напряженности или угнетения.
  • Овладения приемами произвольного расслабления мышц, регуляцией дыхания, переключением внимания, словесной саморегуляции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОДО "Спортивная борьба"

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей инвалидов по слуху объединения (Спортивная борьба) составлена в соответствии с основными положениями Закона Российской Феде...

Рабочая программа по вольной борьбе

    Программа по вольной борьбе составлена на основе «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ "КӨРӘШ"

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Татаро-башкирская национальная борьба «Корэш», более широко известная как «борьба на поя...

Рабочая программа по спортивной борьбе

Рабочая программа тренера-преподавателя - программа предстваленная для определенной группы обучающихся, в данном случае для спортивно-оздоровительной группы. Программа представлена по основным раздела...

Рабочая программа секции "Вольная борьба"

Программа предусматривает предпрофессиональную подготовку спортсменов, а также содержит дополнительную предпрофессиональную образовательную программу, в которой раскрываются деятельность этапов спорти...

Рабочая программа по спортивной борьбе(правила)

Методика преподавания спортивной борьбы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тувинская национальная борьба «Хуреш»»

Борьба «Хуреш» также является как практический материал – для удовлетворения игровой деятельности детей, в которой они удовлетворяют свои духовные и физические возможности. В ...