Рабочая программа внеурочной деятельности "Вольная борьба"
рабочая программа по физкультуре
На занятиях физической культуры учащихся получают определенные навыки спортивных поединков, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками данного вида спорта. Данный кружок позволяет учащимся получить определённые навыки вольной борьбы. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_volnaya_borba.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа секции «Вольная борьба»
Программа по вольной борьбе составлена на основе «Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства /А. М. Дякин. М.: », «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва \Б. А. Подливаев, Д. Г. Миндиашвили и др. М.: 2019.»
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Федеральный уровень
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 августа 2017 года N 09-1672
- СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий"
- Положением о внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ №23 им. Г.А.Кадзова».
Актуальность и новизна: на занятиях физической культуры учащихся получают определенные навыки спортивных поединков, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками данного вида спорта. Данный кружок позволяет учащимся получить определённые навыки вольной борьбы. Эти занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Занятия в секции рассчитаны на учащихся 7-11 классов и реализуются в течение учебного года.
Занятия направлены на решение следующих задач физического воспитания:
1. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
2. Сплочение коллектива учащихся.
3. Развитие основных двигательных качеств.
4. Воспитание выносливости, смелости, решительности, инициативности, дисциплинированности.
Образовательная программа составлена с учетом потребностей детей, родителей, образовательного учреждения, социума.
Отличительной особенностью данной программы является представленная модель построения многолетней тренировки, учебный план отделения вольной борьбы, методическое обеспечение образовательного процесса.
Основной целью обучения и воспитания учащихся является создание условий для развития способностей, заложенных в ребенке природой, для дальнейшего его саморазвития, самосовершенствования, воспитания физически и духовно современной личности.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- Укрепление здоровья учащихся;
- Содействие всестороннему физическому развитию;
- Выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий;
- Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям вольной борьбой;
- Овладение основами техники и тактики вольной борьбы;
- Выполнение требований по общей и специальной физической подготовке;
- Приобретение соревновательного опыта;
- Достижение высокой культуры движения.
Возраст детей: от 6 лет до 17 лет.
Сроки реализации: до 10 лет, т. е. на весь период обучения ребенка в спортивной школе.
Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная .
Форма проведения занятий: занятия проводятся 2 часа в неделю, всего 68 часов . Все технические действия изучаются и закрепляются в спортивно – игровой форме. Результативность полученных знаний и умений будут определяться в соревнованиях.
Занятия проводятся в спортивном зале МБОУ «СОШ №23»
Этапы:
- Этап начальной подготовки: от 1 года до 2 лет;
- Учебно-тренировочный этап: от 1 года до 5 лет;
- Этап спортивного совершенствования: от 1 года до 2 лет;
Формы построения занятий по вольной борьбе:
1. Теоретические и практические;
2. Тестирование (промежуточное и итоговое);
3. Участие в соревнованиях;
4. Восстановительно-профилактические мероприятия;
5. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов, соревнований спортсменов высокого класса;
6. Индивидуальные занятия;
7. Домашние задания;
8. Учебно-тренировочные сборы;
9. Спортивно-оздоровительные лагеря;
10. Спортивно-массовые мероприятия;
11. Инструкторская и судейская практика.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- Стабильность состава занимающихся (посещаемость).
- Сохранение и укрепление здоровья, уровень физического развития занимающихся (антропометрия, динамометрия, измерение ЧСС).
- Динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся (тестирование).
- Повышение уровня спортивной подготовки (участие в соревнованиях).
- Судейская и инструкторская практика в организации и проведении спортивных мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы:
Выполнение контрольно-переводных нормативов по этапам подготовки:
Этап обучения | Группа | Возраст | Нормативные требования для перевода на следующий год обучения | ||
Общая и специальная физическая подготовка | Техническая подготовка | Участие в соревнованиях | |||
Этап начальной подготовки | НП-1 НП-2 | 10 11 | 27 баллов 30 баллов | - - | 1 2 |
Учебно-тренировочный этап | УТГ-1 УТГ-2 УТГ-3 УТГ-4 УТГ-5 | 12 13 14 15 16 | 37 баллов 45 баллов 52 балла 56 баллов 58 баллов | 2 юн. 25% от группы 2 юн. 50% от группы 2 юн. I юн. 50% от группы I юн. | 2 2-3 3 3-4 4 |
Этап спортивного совершенствования | СС-1 СС-2 СС-3 | 17 17 и старше 17 и старше | 58 баллов 58 баллов 58 баллов | КМС подтвердить КМС -“- | Выступать на Чемпионате Республики Якутия -“- -“- |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успех в подготовке спортсменов высокого класса определяются:
- Теоретической подготовленностью и педагогическим мастерством тренера, его умением организовать образовательный процесс, разнообразно и интересно проводить учебные занятия, владением знаниями сенситивных периодов развития детей и подростков, способностью находить взаимный контакт со спортсменами, добиваться выполнения поставленных задач, повышать мотивацию действий занимающихся;
- Рациональным планированием образовательного процесса, основанного на известных принципах построения спортивной подготовки и использованием достижений спортивной науки;
- Сознательным участием спортсменов в образовательном процессе;
- Материальным обеспечением тренировочного процесса (условиями проведения занятий, состоянием спортивной базы, наличием инвентаря, медицинским обеспечением и т.д.).
В основе принципов построения спортивной подготовки лежат педагогические принципы воспитания и обучения. Главным принципом при планировании подготовки детей является постепенность, обеспечивающая планомерную тренировку и переход к напряженным нагрузкам, направленным на развитие основных физических качеств борца – специальной силы и специальной выносливости.
При планировании многолетней подготовки, кроме того, необходимо учитывать следующее:
- Строгую преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спортсменов;
- Неуклонное возрастание объёмов общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется: увеличивается удельный вес специальной физической подготовки и уменьшается удельный вес общей физической подготовки;
- Непрерывное совершенствование технико-тактического мастерства;
- Одновременное развитие физических качеств спортсмена на всех этапах обучения и преимущественное развитие отдельных физических качеств.
Этапы многолетней подготовки.
Теория и практика вольной борьбы предусматривает 3 этап многолетней подготовки:
- начальной подготовки.
- 2.учебно-тренировочный этап.
- 3.этап спортивного совершенствования.
Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах начальной подготовки является развитие силовых возможностей, общей выносливости и овладение основами техники вольной борьбы. Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод и создание базы овладения техническими приемами.
Основными задачами при работе с группами начальной подготовки должны быть:
- Укрепление здоровья учащихся;
- Содействие всестороннему физическому развитию;
- Повышение уровня развития основных физических качеств;
- Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям вольной борьбой;
- Овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборства;
- Воспитание волевых качеств;
- Выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий;
- Выполнение требований по общей и специальной физической подготовке;
- Отбор и комплектование учебных групп,
- Привитие личной и общественной гигиены.
Преимущественной направленностью образовательного процесса на учебно-тренировочном этапе является воспитание специальной и силовой выносливости, развитие максимальной и специальной силы, скоростно-силовых качеств, совершенствование техники и тактики вольной борьбы. Преобладающими методами учебных занятий должны быть практические и соревновательный методы.
Основными задачами при работе с учебно-тренировочными группами должны быть:
- Укрепление здоровья учащихся;
- Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности;
- Воспитание основных физических качеств;
- Воспитание устойчивого интереса и привычки к систематическим занятиям вольной борьбой;
- Овладение основами техники и тактики вольной борьбы;
- Приобретение соревновательного опыта;
- Выполнение нормативных требований по физической и специальной подготовке;
- Приобретение навыков в организации и проведении соревнований,
- Привитие личной и общественной гигиены
Преимущественной направленностью образовательного процесса на этапе спортивного совершенствования является повышение уровня физической подготовленности, приобретение мастерства, достижение высоких результатов. Преобладающими методами учебных занятий должны быть практический и соревновательный методы.
Основными задачами при работе с группами спортивного совершенствования должны быть:
- Достижение специальных физических навыков;
- Повышение общефизической подготовки;
- Достижение высокой культуры движения;
- Совершенствование техники и тактики вольной борьбы;
- Освоение сложных технических приёмов;
- Адаптация к нагрузкам высокой интенсивности;
- Воспитание волевых качеств;
- Расширение соревновательной практики.
СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
Этап начальной подготовки
СПЕЦИАЛЬНЫЕ | СПЕЦИАЛЬНО- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ | ОБЩЕПОДГОТО- ВИТЕЛЬНЫЕ |
Физические: 1. Упр. для развития скоростно-силовых качеств; 2. Упр. для координации движений; 3. Упр. на борцовском мосту; 4. Упр. с партнером; 5. Имитационные упражнения. Технические:
- в партере, - в стойке, - без сопротивления партнера, - с сопротивлением партнера, - овладение техникой захватов в стойке. | 1. Упр. для укрепления мышц шеи; 2. Упр. на борцовском мосту: - забегания, - перевороты, - уходы с моста. | 1. Гимнастические упр. 2. Акробатические упр. 3. Легкоатлетические упр. 4. Подвижные игры (футбол, регби, баскетбол, кроссы). 6. Лыжная подготовка. 7. Плавание. |
Учебно-тренировочный этап обучения
СПЕЦИАЛЬНЫЕ | СПЕЦИАЛЬНО- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ | ОБЩЕПОДГОТО- ВИТЕЛЬНЫЕ |
Физические: 1. Упр. для развития быстроты, координации движений; 2. Упр. для развития специальных физических качеств; 3. Упр. для развития выносливости. Технические: 1. Совершенствование техники и тактики вольной борьбы: а техника борьбы в стойке: -захваты, -переводы в партер, - сбивание в партер, - броски (наклоном, поворотом, подворотом, прогибом). б техника борьбы в партере: - перевороты скручиванием, - перевороты забеганием, - перевороты перекатом, - перевороты разгибанием 2. Учебно-тренировочные схватки. | 1. Упр. для укрепления мышц шеи; 2. Упр. на борцовском мосту: - забегания, - перевороты, - уходы с моста. 3. Упр. с партнером на борцовском мосту. - удержания, дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста. | 1. ОРУ без предметов; 2. ОРУ с предметами; 3. ОРУ с партером 4. Гимнастические упр. 5. Акробатические упр. 6. Легкоатлетические упр. 7. Спортивные игры (футбол, регби,баскетбол) . 8. Лыжная подготовка. 9. Плавание. |
Этап спортивного совершенствования
СПЕЦИАЛЬНЫЕ | СПЕЦИАЛЬНО- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ | ОБЩЕПОДГОТО- ВИТЕЛЬНЫЕ |
Физические: 1. Упр. для развития быстроты, координации движений; 2. Упр. для развития специальных физических качеств; 3. Упр. для развития выносливости. Технические: 1. Совершенствование техники и тактики вольной борьбы: а техника борьбы в стойке: -захваты, -переводы в партер, - сбивание в партер, - броски (наклоном, поворотом, подворотом, прогибом). б техника борьбы в партере: - перевороты скручиванием, - перевороты забеганием, - перевороты перекатом, - перевороты разгибанием 2. Учебно-тренировочные схватки. 3. Соревновательные схватки. | 1. Упр. для укрепления мышц шеи; 2. Упр. на борцовском мосту: - забегания, - перевороты, - уходы с моста. 3. Упр. с партнером на борцовском мосту. - удержания, дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста. | 1. ОРУ без предметов; 2. ОРУ с предметами; 3. ОРУ с партером 4. Гимнастические упр. 5. Акробатические упр. 6. Легкоатлетические упр. (эстафеты, кроссы). 7. Спортивные игры (футбол, регби, баскетбол). 8. Лыжная подготовка. 9. Плавание. |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Основные задачи и содержание психологической подготовки:
- Воспитание дисциплинированности, организованности, способности управлять своим поведением в сложных условиях соревнований (оценивать ситуацию, принимать адекватные решения и реализовывать их).
- Развитие и совершенствование познавательных способностей личности спортсменов (память, внимание, наблюдательность, устойчивость и гибкость мышления, развитие творческого воображения).
- Повышение психологической устойчивости в преодолении неблагоприятных факторов спортивной деятельности (развитие сосредоточенности и устойчивого внимания, выдержки и самообладания, совершенствование приемов идеомоторной подготовки к выполнению упражнения, умения определить момент готовности к началу действия).
- Приучение к самоконтролю за внешним проявлением эмоциональной напряженности или угнетения.
- Овладения приемами произвольного расслабления мышц, регуляцией дыхания, переключением внимания, словесной саморегуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОДО "Спортивная борьба"
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей инвалидов по слуху объединения (Спортивная борьба) составлена в соответствии с основными положениями Закона Российской Феде...
Рабочая программа по вольной борьбе
Программа по вольной борьбе составлена на основе «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЕ "КӨРӘШ"
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Татаро-башкирская национальная борьба «Корэш», более широко известная как «борьба на поя...
Рабочая программа по спортивной борьбе
Рабочая программа тренера-преподавателя - программа предстваленная для определенной группы обучающихся, в данном случае для спортивно-оздоровительной группы. Программа представлена по основным раздела...
Рабочая программа секции "Вольная борьба"
Программа предусматривает предпрофессиональную подготовку спортсменов, а также содержит дополнительную предпрофессиональную образовательную программу, в которой раскрываются деятельность этапов спорти...
Рабочая программа по спортивной борьбе(правила)
Методика преподавания спортивной борьбы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Тувинская национальная борьба «Хуреш»»
Борьба «Хуреш» также является как практический материал – для удовлетворения игровой деятельности детей, в которой они удовлетворяют свои духовные и физические возможности. В ...