Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.
учебно-методический материал по физкультуре

Сивирин Александр Иванович

Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

При помощи подбора определенных средств ИКТ, можно повысить у школьников интерес к различным формам физической культуры, а также улучшить качество преподавания данной дисциплины.

1. Учебные занятия.

Учебный процесс по физической культуре предполагает достаточный объем теоретического материала, для которого выделяется лекционных часов. При помощи информационных технологий учителями разрабатываются обучающие системы, направленные на сообщение ученикам теоретических сведений и фактов по физической культуре, осуществляется контроль усвоения теоретических знаний. Кроме того, используются электронные презентации, при помощи которых

ученики могут наглядно овладеть техникой разучиваемых движений, а затем

использовать их на практике. Видеосъемка упражнений, выполняемых после обучения, позволяет после просмотра визуально увидеть свои ошибки и недостатки техники выполнения упражнений и затем постараться их скорректировать. Очень эффективна видеосъёмка при обучении плаванию. Из-за шума в бассейне ученику сложно услышать методические указания преподавателя, а просмотрев видеозапись, очень легко проанализировать свои ошибки и постараться их устранить. На занятиях используются компьютерные тестирующие программы, которые являются актуальными на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают работу с подсказкой ответов или без

них. На каждый вопрос дается несколько вариантов ответа и определенное время на

весь тест. Например, данное тестирование позволяет экономить время при проверке теоретических знаний после лекционного курса. Для определения эффективности занятий и для профилактики негативных последствий, которые могут возникнуть в результате неправильной организации занятий, при избыточной нагрузке необходимо использовать функциональные пробы, которые позволяют оценить состояние сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.

2. Физкультурно-спортивная деятельность.

Физкультурно-спортивная деятельность ставит задачу рационально организовать свободное время школьников для укрепления их здоровья и для улучшения их физической и функциональной подготовленности. Данная деятельность проводится в виде различных спортивных мероприятий, которые осуществляются в следующих формах:

− первенство города по различным видам спорта;

− спортивные соревнования ;

− спортивные праздники (день здоровья, день Космонавтики, спортивные праздники на параллелях и др.);

− спортивные мероприятия, организованные областным комитетом по спорту, туризму и молодежной политике.

Для привлечения школьников к участию в данных мероприятиях

используются различные наглядные средства, в первую очередь компьютерный сайт

школы, а также плакаты, таблицы, афиши, организовывается активная работа прессслужбы.

При помощи информационных технологий проводится эффективное подведение итогов и подсчет очков для определения победителей спартакиад, спортивных праздников.

3. Самостоятельные занятия по физической культуре.

Как было отмечено ранее, обязательные занятия по физической культуре в школе не достаточны для преодоления дефицита двигательной активности школьников. В связи с этим большое внимание должно уделяться организации самостоятельных занятий школьников по заданию преподавателей. Задачами самостоятельных занятий являются сохранение здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности коррекция физического развития, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, а также активный отдых.

Для того чтобы самостоятельные занятия приносили желаемый результат, школьники должны быть мотивированы:

− к пониманию роли самостоятельных занятий для сохранения здоровья;

− овладению методами и приемами самоконтроля при занятиях физическими упражнениями;

− формированию у себя мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Применение информационных технологий для организации самостоятельных

занятий по физической культуре возможно в следующих направлениях:

− школьники могут использовать возможности компьютера в качестве организации своей работы путем создания индивидуального информационного пространства для оптимизации своей работы;

− создавать папки с разработками занятий, которые содержат весь необходимый иллюстративный материал, аудио- и видеофрагменты;

− использовать программы для определения своей физической активности (измерять пройденное расстояние в течение дня, недели, месяца), а также следить за своим самочувствием (определение ЧСС, измерение АД) и др.;

− школьники, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, могут получать индивидуальные теоретические задания от преподавателя и выполнять их на компьютере, а также сдавать теоретический зачет при помощи выполнения тестов.

Каждый школьник, занимающийся самостоятельно, обязательно должен вести

дневник самоконтроля, в котором регистрируются объективные (рост, вес, ЧСС, АД,

частота дыхания) и субъективные (сон, аппетит, самочувствие, настроение, желание

тренироваться и др.) показатели самоконтроля и анализируется их динамика.

4. Сдача норм комплекса ГТО.

В настоящее время в соответствии с указом Президента № 172 от 24 марта

2014 г. «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» перед учителями стоит задача эффективной подготовки школьников к сдаче нормативов данного комплекса. Прежде всего, им необходимо оценить функциональные и физические возможности школьников для сдачи нормативов. Это можно сделать при помощи определения и оценки у школьников индекса Рюффье, индекса массы тела, приема

теста Купера. Компьютерные технологии также могут облегчить процесс анализа, при помощи статистической обработки полученных результатов. Кроме того, объективная оценка результатов во время сдач нормативов комплекса ГТО возможна с использованием специальной электронной аппаратуры, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, на расхождение между правильным и фактическим вариантом исполнения). Таким образом, Использование ИКТ позволяет вывести занятия по физической культуре на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности в процессе занятия, эффективнее организовать контроль и учет знаний школьников. Социальная значимость и социальные функции информационных технологий в процессе занятий по физкультуре должны не просто стать важной стороной мотивации учащейся молодежи, но и рассматриваться с позиции повышения качества современного образования как социального института.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся

Проект «Интеграция урочной и внеурочной деятельности по физической культуре как средство реализации предметных и личностных достижений учащихся» разработан в соответствии с постановлениями правительст...

Использование проектной технологии в организации урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов»...

Духовно - нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности средствами физической культуры.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...

Воспитание у обучающихся потребности к здоровому и активному образу жизни в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Преодолеть двигательную пассивность, сформировать привычку самостоятельно организовывать и вести здоровый образ жизни призвано физическое воспитание. Но в условиях глобального дефицита двигательной ак...