Статья «Адаптивная технология обучения в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре в условиях внедрения ФГОС» Содержание Объект: физкультурно-спортивная деятельность в урочное и внеурочное время. Гипотеза Ожидаемый результат Характеристика модели адаптивной школы и адаптивной технологии обучения. Критерии урока в адаптивной школе Подготовка учителя к уроку Требования к уроку на всех этапах. Изменение роли учителя на уроке Дифференцированный подход в обучении школьников физической культуре. Список используемой литературы.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Физкультурно-спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации школьников. Спорт, в частности на уроках в школе и во внеурочных формах занятий, включает учащихся во множество социальных отношений с учениками других классов и возрастов, создает возможность формирования запаса социально одобренных моделей поведения в школьной среде. Сегодня социально-экономическая ситуация в России стала источником взрыва многих проблем. Происходящие в обществе процессы, особенно болезненно сказываются на детях. В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. В связи с этим важнейшей стороной образования является психологическая и социальная помощь детям для адаптации их к непростым жизненным условиям. Реальность такова, что в нашу школу идет смешанный контингент учащихся: одаренные дети, обычные дети и также нуждающиеся в коррекционно – развивающем обучении. Очевидно, что в учебно-воспитательном процессе должны учитываются интеллектуальные наклонности и уровень способностей ребенка. Для детей, неуверенных в своей интеллектуальной деятельности и ослабленным здоровьем, следует предоставить возможности самоутверждения в других сферах школьной жизни. Однако консерватизм системы образования не позволяет что-либо всерьез менять как в ее организации, так и в сложившихся подходах к обучению Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы, так как - не учитывает конкретных условий всех учебных учреждений в разных регионах, - не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем; - недостаточно реализует потребности детей в движении Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы: «Адаптивная технология обучения в урочной и внеурочной деятельности по физической культурой в условиях внедрения ФГОС ».
Цель: внедрение в практику работы адаптивной технологии обучения через изменения структуры занятия, дифференцированный подход и использование программы «Здоровье». Объект: физкультурно-спортивная деятельность в урочное и внеурочное время. Гипотеза: Процесс внедрение в практику работы адаптивной технологии обучения будет успешным, если:
учитель владеет необходимыми методическими знаниями;
учитель владеет технологией работы с детьми разных групп здоровья;
учащиеся ориентированы на здоровый образ жизни, как на ценность.
школа имеет необходимую техническую оснащенность.
В соответствии с целью и гипотезой определились следующие задачи: 1. Изучить методическую литературу о задачах и принципах адаптивной школы и особенностях адаптивной технологии обучения. 2. Разработать систему занятий на основе дифференцированного подхода, направленные на сохранение здоровья учащихся. Ожидаемый результат: равномерное распределение нагрузка на учащихся разных групп здоровья,
- повышение интереса к занятиям физической культурой,
- увеличится число учащихся стремящихся вести здоровый образ жизни,
- уменьшение количества заболеваний учащихся,
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ И АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ.
В работах теоретиков адаптивной школы: Е.А.Ямбурга, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой, Н.П.Капустина и др. – достаточно полно и обстоятельно раскрыты сущность, задачи и принципы адаптивной школы. Остановимся на наиболее значимых из них. Адаптивная школа - образовательное учреждение, в котором обучаются дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Процессы адаптации в такой школе имеют встречный характер: образовательный процесс должен гибко учитывать особенности обучения разных детей, с другой стороны - школа должна обеспечить адаптацию ребенка к образовательной среде на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами. Базовыми чертами адаптивной школы, отличающими ее от любой другой, являются следующие: наличие неоднородного состава учащихся ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося; гибкость, открытость, своевременное и адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных, базовых ценностей школы; разнообразные формы дифференциации и много-профильность обучения; рассмотрение здоровья физического, психического и нравственного как интегрального показателя эффективности функционирования модели. Адаптивная система обучения предполагает приспособление всех элементов педагогической системы: целей; содержания; методов, способов, средств обучения; - форм организации познавательной деятельности учащихся; - диагностики результатов к индивидуальным особенностям ребенка. Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Учитель работает в двух режимах: а) обучает всех учащихся (объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует); б) работает индивидуально с отдельными учениками (управляет самостоятельной работой учащихся; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу). Критерии урока в адаптивной школе:
активная мыслительная деятельность каждого учащегося в течение всего урока; обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других; мотивация познавательной деятельности учащегося; обеспечение рефлексии и самоконтроля, учащихся в процессе деятельности в течение всего урока; наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке; оценка уровня усвоения полного знания. Подготовка учителя к уроку. У учителя должны быть: точные критерии оценки деятельности учащихся; план собственной деятельности; план деятельности каждого ученика на уроке. Требования к уроку на всех этапах. Применение различных форм. Взаимодействие учащихся. Индивидуальные парные формы работы, групповые формы. Самооценка учащихся на всех этапах урока. Изменение роли учителя на уроке. Роль учителя почти незаметна, он управляет УВП как бы со стороны. Учитель не может работать по шаблону, он должен творчески подходить к каждому уроку.
ДИФФРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. Важность этой работы обусловливается тем, что ученики даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делится на группы по полу (мальчики - девочки), внутри этих групп - по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учета, который позволяет получить учителю и учащемуся объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям подготовительной группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха. Стараюсь учитывать и особенности телосложения. Учащимся с большой массой и длинной тела легче даются упражнения в метаниях на дальность. Поэтому я активно вовлекаю их в работу на занятиях легкой атлетикой. В то же время им значительно сложнее овладеть техникой гимнастических упражнений на снарядах (висы, упоры) и показать высокие результаты на выносливость. В отличие от них дети, имеющие небольшую массу и длину тела, успешнее справляются с гимнастическими и акробатическими упражнениями, легче достигают высоких результатов в заданиях циклического характера, требующих проявления выносливости. Наиболее внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности. Что касается школьников подготовительной группы, которые имеют незначительные отклонения в состоянии здоровья, то они занимаются с учащимися основной группы. При изучении двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к ним снижаются. Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно. Большую часть дня учащиеся сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание я обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие. Таким детям ограничивается нагрузка, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы). Результативность: Регулярное использование на уроках дифференцированного подхода, соревновательного методов, позволило наблюдать положительную динамику заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой. У детей возникла потребность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом. На данный момент в школе ведется кружок по баскетболу, волейболу, гимнастике для девушек и юношей, где занимается 90 учащихся, 68% детей посещают спортивные секции. Положительная динамика наблюдается и при анализе результатов участия в муниципальной спартакиаде школьников. Учащиеся школы добиваются высоких спортивных результатов в зональных, областных соревнованиях. На протяжении нескольких лет являются победителями по общим итогам муниципальной спартакиады школьников. С каждым годом растет число учащихся, участвующих во всевозможных физкультурно-оздоровительных мероприятиях, в проводимых внутри школы соревнованиях по волейболу, баскетболу, в традиционном кроссе «Золотая осень», праздниках «День защитника Отечества», «Веселые старты», туристических слетах. Выводы: Новые условия обучения изменили характер отношения учащихся к занятиям физической культурой и своему здоровью. Реализация адаптивной технологии обучения в системе физического воспитания через изменения структуры занятия, дифференцированный подход и использование программы «Здоровье» дает положительный результат.
Список используемой литературы. Авраменко В.А. Урок физической культуры и формирование здорового образа жизни школьников // Физическая культура и здоровый образ жизни: Всероссийская научно-практическая конференция. (Севастополь, 1990 г.) Границкая А.С. «Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе», М. «Просвещение», 1991год. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., 1999. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога, М., Просвещение, 1996 г Ябург Е.А. Школа для всех. – М., 1996. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ifets.ieee.org/
|