Мастер - класс «В спортзал – за здоровьем!»
методическая разработка по физкультуре

Социальный заказ общества на современном этапе   определяет формирование активной личности человека и ставит перед собой задачи, сохранения и укрепления здоровья у учащихся и  повышение их функциональных возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс                                                                                                                                                   Тема: «В спортзал – за здоровьем!»

Социальный заказ общества на современном этапе   определяет формирование активной личности человека и ставит перед собой задачи, сохранения и укрепления здоровья у учащихся и  повышение их функциональных возможностей.

      Тема весьма актуальна, так как здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.

     Пришла к выводу, что в условиях школы дети могут и должны  реализовать свою двигательную потребность, которая поможет стать полезным обществу. Моя задача: помочь проанализировать каждому воспитаннику уровень своей физической подготовленности, наметить индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья.

      В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы и методы, активно внедряю ИКТ, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, готовлю детей к научно – практическим конференциям, олимпиадам. Использую современные педагогические технологии дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, реализующие компетентностный  подход, развивающего обучения через групповые методы работы , (разминки группового характера, уроки методом круговой тренировки по станциям), творческие задания для составления комплексов упражнений по коррекции физического развития, осанки и зрения. На уроках физической культуры применяю нестандартное оборудование ( мешочки с песком для профилактики сколиоза, бутылочки с песком для профилактики плоскостопия, массажёры для профилактики остеохондроза. Успешно использую систему общей физической подготовки как эффективный способ развития двигательных качеств и силовых способностей ( включаю в календарно- тематическое планирование в вариативную часть несколько часов ОФП).

     Провожу много внеклассных мероприятий, внутри-школьные и принимаем участие в  городских соревнованиях.

Для реализации выбранного мною направления по сохранению и укрепления здоровья я опираюсь на метод тестирования, который помогает мне создать  ситуацию критической  самооценки.

                Основными показателями тестирования являются:         

  1. обязательный учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  2. оптимизация уровня нагрузки для каждого учащегося;
  3. профилактика неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм учащихся (нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, психоэмоционального напряжения);
  4. развитие физических качеств, составляющих основу здоровья;
  5. оценочная система как компонент здоровьесберегающих технологий.

Для анализа физического развития учащихся  совместно с медицинским работником нашей школы использую восемь  двигательных тестов:(бег на 30 м, 60м, подтягивание на перекладине (мальчики),вис (девочки), отжимание, жим в упоре на параллельных брусьях ( мал), прыжки через скакалку за 1 мин, приседание с грузом 3-5 кг за 30 сек, ведение б\больного мяча на время.

Работа проводится в течение двух лет.                                                                                                      Схему работы можно представить следующим образом:

  1. Сначала проводится диагностика физической подготовленности и физического здоровья учащихся.  
  2. Затем идет  система оценивания  тестов.
  3. Для каждого учащегося создается ситуация критической самооценки путем сравнения результатов тестирования с нормой.
  4. Итог: развитие двигательных качеств на уроках, самостоятельных занятиях.

                Теперь о каждой представленной позиции подробнее:

               Диагностика  включает контроль за уровнем подготовленности учащихся.

  • Исходный контроль (начало учебного года, октябрь, ноябрь)  Предлагаю выполнить экспресс-тесты на восемь основных двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость). В его основе будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.
  •      Итоговый контроль ( конец учебного года апрель, май)
  •       На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой системой оценивания. Однако это не так:
  • Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку.
  •      Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине может получить возможность сдать пропущенный зачет.  
  • Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу клас¬са, параллели и т. д, то есть, оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание.
  •        В-третьих, итоговая отметка ученика за четверть становится «прозрачной».
  •   По результатам тестирования, составляется индивидуальная программа, комплексы. специально-подготовительных упражнений, направленных на дальнейшее развитие тех или иных  физических качеств, которые дополняют учебный материал

         Это позволяет мне на уроках варьировать направленность и объём физических упражнений с учётом выявленных недостатков у учащихся. Делается акцент на развитие этого качества с помощью заданий. (Например, что такое ловкость, в каких видах используется  и т.д.), С помощью контроля оптимизирую и индивидуально дозирую физические нагрузки.

     Например, тест со скакалкой. (Показываю, как можно разнообразить задание на уроке, развивая сразу несколько двигательных качеств).

     Упражнения со скакалкой позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса.                                                                                                                        

Прыжки могут быть самыми разнообразными. Начните с обычных - двумя ногами, затем приземляйтесь поочередно то на одну, то на другую ногу. После этого выполните 5-10 прыжков на левой ноге, затем столько же - на правой.                                                                                  Более подготовленным к физическим нагрузкам ученикам рекомендую выполнять и так называемые двойные прыжки, при которых скакалка дважды прокручивается под ногами, пока вы совершаете максимально высокий прыжок. Тем, кому удалось это упражнение, предлагаем еще один вид прыжка - с перекрещиванием скакалки.                                                   Для этого вы должны выполнить сначала простой прыжок, а затем сразу же скрестите руки и перепрыгните через петлю скакалки, предельно сгруппировавшись. Еще усложняем. Скакалку можно сложить в 2 , а потом и в 4 раза.

 Важным условием при этом является равномерное распределение нагрузки. Начните прыжки в спокойном темпе, постепенно увеличивая его. Такой ритм упражнений со скакалкой способствует стимуляции кровообращения. Не забывайте делать минутные перерывы для отдыха мышц и восстановления дыхания

Разрабатываю  задания, как для всех учащихся, так и для групповых, индивидуальных  и самостоятельных занятий. Применяю наглядность,  необходимую для эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре.

     

Например, комплекс карточек  для спортивных игр, легкая атлетик, лыжный спорт, гимнастика, где указывается техника выполнения упражнений, а с обратной стороны ошибки и методы их исправления. Это эффективно формирует познавательную активность у учащихся.

  • поэтапный (каждый триместр)

      В зависимости от учебного материала провожу тест на одно из качеств (например, гимнастика – гибкость и т.д.). Контроль позволяет индивидуально дозировать физические нагрузки. Также для развития двигательных качеств целесообразно применять игровые комплексы, или упражнения соревновательного характера в парах. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.

  • итоговый (окончание учебного года)

       Провожу контрольные испытания по тем же тестам.

       Результаты отслеживаются и используются для анализа  за состоянием физической подготовленности учащихся и класса в целом за прошедший год. Привлекаю к работе медицинского работника, который проводит врачебный контроль на уроках физкультуры. На основании анализа составляю «программу коррекции» содержания физической подготовленности на следующий учебный год с учётом  разделов  физической культуры.                                                                    Такая программа даёт возможность точно контролировать возрастную динамику изменений показателей физического развития, что позволяет лучше корректировать работу по совершенствованию физического воспитания  учащихся. В зависимости от того, на сколько каждый ученик улучшит свои показатели по сравнению с исходными, и будет зависеть его оценка. Учащиеся регулярно получают информацию о динамике изменения своих показателей в физическом воспитании и  в физическом развитии. Это даёт им стимул утвердиться в своих возможностях и служит толчком для улучшения своего результата.                                                                                            
     Ведь недаром говорят, что самая высокая оценка -  победа над собой!                                                                                                                                              

Практическая значимость: мой прием можно использовать всем учителям физической культуры, так как он позволяет:

  1.  «выравнивать» недостающие или слабо развитые  двигательные качества;
  2. добиваться всего этого, можно на основе взаимосвязи урочных форм;
  3. улучшать основные показатели физического развития, поскольку система оценки является более сильным мотивационным стимулом;
  4. наблюдается снижение количества пропусков уроков;
  5. в результате укрепляется здоровье детей, возрастает интерес к занятиям, формируется потребность познавать свои резервы, добиваться успехов.

     Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно.                                  Мне хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Физические упражнения и здоровье человека"

Данный мастер - класс разработан для обучающихся 9 - х классов. Цель: научить обучающихся пользоваться средствами физической культуры (упражнениями) в повседневной жизни для укрепления своего здо...

Мастер класс "Не прокури своё здоровье"

Цель: повышение мотивации педагогов к использованию инновационных   педагогических методов при проведении воспитательских мероприятий по профилактике вредных привычек. (Слайд 2) Задача:...

Мастер –класс на тему «Быть здоровым – здорово!»

Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. А теперь сделай...

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)

Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...

Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»

Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»...

Разработка мероприятия: Спортивный праздник: «В спортзал – за здоровьем!»

Цель мероприятия: Культивировать здоровый образ жизни. Привлекать учащихся к занятиям физической культуры и спортом....

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...