Мастер - класс «В спортзал – за здоровьем!»
методическая разработка по физкультуре
Социальный заказ общества на современном этапе определяет формирование активной личности человека и ставит перед собой задачи, сохранения и укрепления здоровья у учащихся и повышение их функциональных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс Тема: «В спортзал – за здоровьем!»
Социальный заказ общества на современном этапе определяет формирование активной личности человека и ставит перед собой задачи, сохранения и укрепления здоровья у учащихся и повышение их функциональных возможностей.
Тема весьма актуальна, так как здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.
Пришла к выводу, что в условиях школы дети могут и должны реализовать свою двигательную потребность, которая поможет стать полезным обществу. Моя задача: помочь проанализировать каждому воспитаннику уровень своей физической подготовленности, наметить индивидуальную программу сохранения и укрепления здоровья.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные формы и методы, активно внедряю ИКТ, как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, готовлю детей к научно – практическим конференциям, олимпиадам. Использую современные педагогические технологии дифференцированного, здоровьесберегающего обучения, реализующие компетентностный подход, развивающего обучения через групповые методы работы , (разминки группового характера, уроки методом круговой тренировки по станциям), творческие задания для составления комплексов упражнений по коррекции физического развития, осанки и зрения. На уроках физической культуры применяю нестандартное оборудование ( мешочки с песком для профилактики сколиоза, бутылочки с песком для профилактики плоскостопия, массажёры для профилактики остеохондроза. Успешно использую систему общей физической подготовки как эффективный способ развития двигательных качеств и силовых способностей ( включаю в календарно- тематическое планирование в вариативную часть несколько часов ОФП).
Провожу много внеклассных мероприятий, внутри-школьные и принимаем участие в городских соревнованиях.
Для реализации выбранного мною направления по сохранению и укрепления здоровья я опираюсь на метод тестирования, который помогает мне создать ситуацию критической самооценки.
Основными показателями тестирования являются:
- обязательный учёт индивидуальных особенностей учащихся;
- оптимизация уровня нагрузки для каждого учащегося;
- профилактика неблагоприятных влияний учебной деятельности на организм учащихся (нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата, психоэмоционального напряжения);
- развитие физических качеств, составляющих основу здоровья;
- оценочная система как компонент здоровьесберегающих технологий.
Для анализа физического развития учащихся совместно с медицинским работником нашей школы использую восемь двигательных тестов:(бег на 30 м, 60м, подтягивание на перекладине (мальчики),вис (девочки), отжимание, жим в упоре на параллельных брусьях ( мал), прыжки через скакалку за 1 мин, приседание с грузом 3-5 кг за 30 сек, ведение б\больного мяча на время.
Работа проводится в течение двух лет. Схему работы можно представить следующим образом:
- Сначала проводится диагностика физической подготовленности и физического здоровья учащихся.
- Затем идет система оценивания тестов.
- Для каждого учащегося создается ситуация критической самооценки путем сравнения результатов тестирования с нормой.
- Итог: развитие двигательных качеств на уроках, самостоятельных занятиях.
Теперь о каждой представленной позиции подробнее:
Диагностика включает контроль за уровнем подготовленности учащихся.
- Исходный контроль (начало учебного года, октябрь, ноябрь) Предлагаю выполнить экспресс-тесты на восемь основных двигательных качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость). В его основе будут лежать отметки учащихся за выполненные зачетные работы.
- Итоговый контроль ( конец учебного года апрель, май)
- На первый взгляд нет никакой разницы с общепринятой системой оценивания. Однако это не так:
- Во-первых, ученик должен выполнить все зачетные упражнения, так как невыполнение хотя бы одного зачета не дает ему возможности претендовать на высокую отметку.
- Таким образом, ученик не должен пропускать уроки, а в случае отсутствия по уважительной причине может получить возможность сдать пропущенный зачет.
- Во-вторых, по набранным баллам можно определять лучшего ученика или ученицу клас¬са, параллели и т. д, то есть, оценивание по физкультуре превращается в своеобразное состязание.
- В-третьих, итоговая отметка ученика за четверть становится «прозрачной».
- По результатам тестирования, составляется индивидуальная программа, комплексы. специально-подготовительных упражнений, направленных на дальнейшее развитие тех или иных физических качеств, которые дополняют учебный материал
Это позволяет мне на уроках варьировать направленность и объём физических упражнений с учётом выявленных недостатков у учащихся. Делается акцент на развитие этого качества с помощью заданий. (Например, что такое ловкость, в каких видах используется и т.д.), С помощью контроля оптимизирую и индивидуально дозирую физические нагрузки.
Например, тест со скакалкой. (Показываю, как можно разнообразить задание на уроке, развивая сразу несколько двигательных качеств).
Упражнения со скакалкой позволяют эффективно прорабатывать икры, плечи, мышцы рук и брюшного пресса.
Прыжки могут быть самыми разнообразными. Начните с обычных - двумя ногами, затем приземляйтесь поочередно то на одну, то на другую ногу. После этого выполните 5-10 прыжков на левой ноге, затем столько же - на правой. Более подготовленным к физическим нагрузкам ученикам рекомендую выполнять и так называемые двойные прыжки, при которых скакалка дважды прокручивается под ногами, пока вы совершаете максимально высокий прыжок. Тем, кому удалось это упражнение, предлагаем еще один вид прыжка - с перекрещиванием скакалки. Для этого вы должны выполнить сначала простой прыжок, а затем сразу же скрестите руки и перепрыгните через петлю скакалки, предельно сгруппировавшись. Еще усложняем. Скакалку можно сложить в 2 , а потом и в 4 раза.
Важным условием при этом является равномерное распределение нагрузки. Начните прыжки в спокойном темпе, постепенно увеличивая его. Такой ритм упражнений со скакалкой способствует стимуляции кровообращения. Не забывайте делать минутные перерывы для отдыха мышц и восстановления дыхания
Разрабатываю задания, как для всех учащихся, так и для групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий. Применяю наглядность, необходимую для эффективной передачи, усвоения информации и успешного формирования у школьников интереса к физической культуре.
Например, комплекс карточек для спортивных игр, легкая атлетик, лыжный спорт, гимнастика, где указывается техника выполнения упражнений, а с обратной стороны ошибки и методы их исправления. Это эффективно формирует познавательную активность у учащихся.
- поэтапный (каждый триместр)
В зависимости от учебного материала провожу тест на одно из качеств (например, гимнастика – гибкость и т.д.). Контроль позволяет индивидуально дозировать физические нагрузки. Также для развития двигательных качеств целесообразно применять игровые комплексы, или упражнения соревновательного характера в парах. При правильной организации игр и игровых упражнений они всегда доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, дают возможность для проведения личной активности и инициативы. И это, естественно, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.
- итоговый (окончание учебного года)
Провожу контрольные испытания по тем же тестам.
Результаты отслеживаются и используются для анализа за состоянием физической подготовленности учащихся и класса в целом за прошедший год. Привлекаю к работе медицинского работника, который проводит врачебный контроль на уроках физкультуры. На основании анализа составляю «программу коррекции» содержания физической подготовленности на следующий учебный год с учётом разделов физической культуры. Такая программа даёт возможность точно контролировать возрастную динамику изменений показателей физического развития, что позволяет лучше корректировать работу по совершенствованию физического воспитания учащихся. В зависимости от того, на сколько каждый ученик улучшит свои показатели по сравнению с исходными, и будет зависеть его оценка. Учащиеся регулярно получают информацию о динамике изменения своих показателей в физическом воспитании и в физическом развитии. Это даёт им стимул утвердиться в своих возможностях и служит толчком для улучшения своего результата.
Ведь недаром говорят, что самая высокая оценка - победа над собой!
Практическая значимость: мой прием можно использовать всем учителям физической культуры, так как он позволяет:
- «выравнивать» недостающие или слабо развитые двигательные качества;
- добиваться всего этого, можно на основе взаимосвязи урочных форм;
- улучшать основные показатели физического развития, поскольку система оценки является более сильным мотивационным стимулом;
- наблюдается снижение количества пропусков уроков;
- в результате укрепляется здоровье детей, возрастает интерес к занятиям, формируется потребность познавать свои резервы, добиваться успехов.
Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно. Мне хотелось вам всем пожелать, чтобы вы достигли этой вершины!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Физические упражнения и здоровье человека"
Данный мастер - класс разработан для обучающихся 9 - х классов. Цель: научить обучающихся пользоваться средствами физической культуры (упражнениями) в повседневной жизни для укрепления своего здо...
Мастер класс "Не прокури своё здоровье"
Цель: повышение мотивации педагогов к использованию инновационных педагогических методов при проведении воспитательских мероприятий по профилактике вредных привычек. (Слайд 2) Задача:...
Мастер –класс на тему «Быть здоровым – здорово!»
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. А теперь сделай...
Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)
Мастер-класс для родителей: "Я здоровье берегу, сам себе я помогу" (профилактика нарушения осанки и плоскостопия)...
Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»
Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»...
Разработка мероприятия: Спортивный праздник: «В спортзал – за здоровьем!»
Цель мероприятия: Культивировать здоровый образ жизни. Привлекать учащихся к занятиям физической культуры и спортом....
Мастер – класс«Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек».(тувинская национальная игра)
Мастер – класс«Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...