Мастер –класс на тему «Быть здоровым – здорово!»
статья (5 класс) на тему
Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх. Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. А теперь сделайте выдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pushkinskih_chteniy.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Нягашкина Светлана Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Андреевская ООШ»
Нурлатского муниципального района
Республики Татарстан
2018 год
Числа в судьбе и творчестве А.С.Пушкина.
Пушкин... Он входит в жизнь каждого из нас очень рано. С детства.
Первая детская книжка в домашней библиотеке — сказки Пушкина.
Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных в тексте? На этот вопрос я решила ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина. Во время подготовки я исследовала более 20 народных сказок и сказок Александра Сергеевича Пушкина на выявление того, какие числа встречаются в сказках вообще и какие из них встречаются чаще всего. Мне удалось выяснить, что чаще всего встречаются числа: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 100. В своей работе я покажу, что означает каждое число и приведу примеры сказки, где оно встречается.
Частота применения чисел показана в таблице:
Число | 1 | 2 | 3 | 5 | 7 | 12 | 100 |
Количество раз, используемое в сказках. | 2 | 13 | 23 | 3 | 6 | 3 | 4 |
Вывод: Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется число 3. Это, конечно, прежде всего, связано с его символикой. 3 - это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.
Тройка – это
- человек, - тело, душа, дух
-этапы прохождения на свете - рождение, жизнь, смерть;
-три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;
- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;
- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.
-трехмерность пространства: высота – ширина – длина;
человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;
человеку свойственны три проявления ума: интуиция – интеллект – инстинкт;
И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическое это число три!
Я,надеюсь, что убедила вас в этом!
Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». События в сказке складываются по тройственной схеме. Уже в первой строчке читаем:
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось,через 3 дня -они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза Лебедь превращает его в насекомое. В царстве своего отца он узнает о трех чудесах: сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне.
На острове у князя Гвидона появляются эти три чуда, трижды выручает Лебедь царевича.
В этой сказке у Пушкина мы встречаем число 33.
«…И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые…»
В древности это число символизировало огромную силу, против которой не устоит ни один враг, не стоит забывать, что и Иисус Христос был распят в 33 года, а затем вновь воскрес.
Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года».
Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.
Три раза старик кидал в море свой невод:
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой.
В 1834 году поэт написал «Сказку о золотом петушке». Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» появляется число «7».
«Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей…»
В приданое царевне дается
«…Семь торговых городов
Да сто сорок теремов»
Число «7» считалось магическим и характеризовало общую идею Вселенной. До нас эта идея дошла в семи цветах спектра, семи нотах музыки. Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.
Наверное, поэтому число «7» очень часто встречается в пословицах и поговорках. «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глаза», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и другие.
После смерти царевны богатыри
«Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна»
и тогда они
« Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решёткой оградили…»
Известно, что в народе число «6» ассоциируется с нечистой силой.
Число «8», как и число «6», является чётным, а у русского народа есть суеверное представление, что чётное число связано со смертью.
В «Сказке о золотом петушке» это число упоминается много раз.
Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага. В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мёртвые лежат.
Вывод 1: Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можем сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал
традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.
Числа в сказках А.С. Пушкина играют огромную роль, и помогают понять, почувствовать скрытый смысл текста, увидеть, глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом мысль.
Вывод 2: В начале 19-ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а А.С. Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил её особенности.
Числительные в его произведениях выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, оно
самое распространенное числительное в сказках Пушкина. Это число наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Числа 33 и 7 содержат в себе значение множества. Числа «8» и «6» являются выражением суеверности, отмечающей безисходность наступления конца события, жизни.
Числа в судьбе поэта.
Число 13.
По свидетельству его племянника поэта ,Льва Павлищева, Пушкин верил в различные приметы и суеверия: «Почешется у него правый глаз -ожидает он в течение суток неприятности. Если же, находясь в пути, увидит месяц от себя не с правой, а с левой стороны -призадумается и непременно прочтёт «Отче наш», да 3 раза истово перекрестится. Не любил здороваться через порог, не выносил тринадцать человек за столом».Но всё-таки число 13 сыграло большую роль в жизни Пушкина.
Наталья Гончарова родилась(8 сентября 1812г.), когда ему было 13 лет. А венчались они 18 февраля 1831года.Сумма цифр, составляющих этот год, равна 13.Если число 1831 разбить на 2 половинки, то получится 18 и 31,18-это возраст Натальи
Гончаровой, а 31-Пушкина,31-в зеркальном отражении даёт число 13.Число
13 будет встречаться и в судьбе его потомков. Его старший сын командовал в
годы русско-турецкой войны 13-м гусарским Нарвским полком, а позже был назначен генералом-майором и командиром 1-й бригады 13-й кавалерийской дивизии. У генерала кавалерии А.А.Пушкина было 13 детей. Год смерти младшей дочери Пушкина-1913.
Число 26(13*2) тоже имело большое значение. А.С.Пушкин родился 26 мая (по старому стилю )(6 июня 1799 года. Сумма цифр этого года тоже равна 26.26 января 1836 года он впервые упоминает в дневнике имя своего будущего убийцы барона Жоржа Дантеса.26 января 1837 года он посылает письмо-вызов барону Геккерну его приёмному сыну Дантесу Геккерну.26 ноября 1863 года умирает вдова поэта Наталья Николаевна Пушкина.
Сумма чисел дня и месяца смерти Натальи Николаевны 26,11 составляет число
37,именно столько прожил Пушкин.
Число семь - особое число.
Когда мы изучали биографию Пушкина, то обнаружили поразительную особенность. В родословном дереве семь глубоких корней: дедушки и бабушки великого поэта - дети Абрама Петровича Ганнибала. Перечислим их
имена: Иван, Елизавета, Анна, Петр, Осип, Исаак и Софья. От союза Осипа Абрамовича Марией Алексеевной родилась мать великого поэта Надежда Осиповна.
Все семеро детей Абрама Петровича Ганнибала были еще живы, когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин. Таким образом, в корнях родословной по
материнской линии уже была заложена семерка.
Не оттого ли столь велика ее роль в жизни и судьбе поэта?
В 1807 году умер брат Пушкина Николай, прожив почти семь лет. И семья Пушкиных стала насчитывать семь человек: это дед Осип Абрамович, бабушка Мария Алексеевна, отец Сергей Львович, мать Надежда Осиповна, сыновья Александр, Лев и дочь Ольга. Классическая семерка. Да и само слово «семья» слагается из «семи я». Пушкин ценил свою родословную, посвятив ей одно из лучших своих стихотворений, которое так и называется - «Моя родословная»
Интересным для нас показалось то, что когда мы изучили место жительства Пушкина, то насчитали семь мест, где подолгу жил Пушкин: Москва, Петербург, Михайловское, Царское Село, Болдино, Одесса, Кишинев. Еще примечательнее список адресов, точнее, квартир, которые снимал поэт с женой в Петербурге. Их тоже семь. Да и прожил поэт со своей Наталией Николаевной почти семь лет.
Если говорить о сказках, то в «Сказке о царе Салтане» семь главных действующих лиц. В «Сказке о рыбаке и рыбке» семь раз золотая рыбка исполняет капризы старухи, а «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» содержит семерку в самом названии. Конечно, все эти сказки основаны на народной, русской мудрости, в которой семерки отведена роль символичного числа. Не случайно существует множество русских пословиц и поговорок в которых участвует семерка. И наверное, есть определенный смысл в том, что над православными русскими церквами красуются, как правило, семь крестов.
Пушкин словно прислушивался к этому символическому числу. В1827 году он написал VII главу романа «Евгений Онегин». А свою запись в дневнике по поводу успеха повести «Пиковая дама» сделал 7 декабря 1834 года. Сумма последних цифр этого года тоже составляет цифру 7.
Поэту было 37, когда 27 января 1837 года в 17 часов он вышел к барьеру на последней, седьмой по счету в его жизни, дуэли.
Вывод: В этой фразе, как нетрудно заметить, целых пять семерок.
Пушкин погиб в тридцать семь лет, но к тридцати семи годам у него уже не было возраста: он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Давно ушла в прошлое пушкинская эпоха. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде всего сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пушкин жив и сегодня. Он будет нашим современником и завтра, и всегда!
Литература.
1.Власова М.Н. «Русские суеверия».СПб,1998г.
2.Толковый словарь Ожегова.
3.Пушкин А.С. «Полное собрание сочинений и писем в двух томах. Москва,2015г.Издательский проект «Ваш Пушкин».
4.Пушкин А.С. Руслан и Людмила;Поэма;Сказки.-М.:Стрекоза,2000-с
5.Журнал «Литература в школе»,№4.1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Правильная осанка - путь к здоровой и счастливой жизни!"
Представлен мастер-класс для учителей физической культуры....
Мастер-класс на тему «Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Мастер – класс на тему:«Развитие ритмического слуха на уроках музыки и во внеурочной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»....
Мастер-класс по теме "Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"
quot;Формирование у детей школьного возраста культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению через использование здоровьесберегающих технологий"...
Методические рекомендации по проведению мастер – класса по теме «Здоровый образ успех в карьере»
Целью методической разработки является формирование и совершенствование профессионально важных двигательных навыков для получения двигательного опыта применительно к избранной профессии. ...
Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»
Мастер-класс на тему «Наше здоровье – в наших руках»...
Мастер-класс на тему: «Элементы коррекционных упражнений на занятиях по охране жизни и здоровья обучающихся».
Элементы коррекционных упражнений, которые можно использовать на внеклассных занятиях. Цель их проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, укрепление здоровья в целом ...
Мастер - класс на тему Здоровье. Английский язык.
Здоровье. Как поддерживать хорошую физическую форму. В здоровом теле – здоровый дух.Цель: Пропаганда здорового образа жизни. Развитие умения работать с источником информации. Развитие навыков ау...