11 класс, Контроль функционального состояния организма
статья по физкультуре (11 класс)

Жилкин Александр Юрьевич

11 класс, лекция "Контроль функционального состояния организма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl._fizra.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль функционального состояния организма.

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами,  занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов.

Врачебный контроль включает:

 1) врачебное освидетельствование:

2) врачебно-педагогические наблюдения;

 3) врачебно-спортивную консультацию;

 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований;

 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов;

6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы,

разработанные в спортивной медицине.

Обследование по краткой методике включает:

сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники),  измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой .

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

 В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья,

с достаточной физической подготовкой.

Им разрешены занятия по полной учебной программе, сдача норм ГТО, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях.

В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку.

Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным  нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально.

В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки.

Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной

 физической культуры, по показаниям — занятия по индивидуальной программе в поликлинике или

врачебно-физкультурном диспансере: при этом учитывают характер и стадию заболевания, уровень

 физической подготовки обследуемого, его возраст и пол.

Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или

преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к.

 Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности. Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом (в соответствии с состоянием здоровья,

функциональной подготовленностью организма спортсмена), для проведения мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности.

Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом,

 проводит врач — специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает

 сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта (в соответствии с состоянием здоровья,физического развития и уровнем физической подготовки).

 Тренеры, преподаватели и спортсмены получают консультацию по вопросам режима тренировки,

объема и характера тренировочных нагрузок и др. Ответы на все вопросы могут быть получены только на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений (для спортсменов). Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений

 для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий.

Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера.

 Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации. Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований (размещение участников, их питание и др.).

 На международных и всесоюзных соревнованиях проводят также контроль на допинг , а для женщин — на половую принадлежность.

Дополнением к врачебному контролю являются самостоятельные наблюдения за состоянием своего организма, которые помогают правильно регулировать величину иинтенсивность физической нагрузки. Самоконтроль сводится к учету субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных данных (вес, пульс, частота дыхания и др.).

Все данные самоконтроля заносятся в специальный дневник.

Запись в дневнике можно делать раз в неделю, но желательнее вести ежедневную регистрацию данных и фиксировать их в одни и те же часы, при одинаковых условиях и одним методом.

 Дневник самоконтроля проверяется не реже одного раза в месяц.

Результаты самонаблюдения лучше анализировать с врачом или специалистом по физической культуре, после чего вносить соответствующие изменения в методику проведения занятий.

Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом

Пульс и артериальное давление

Оценка функции внешнего дыхания

Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием

Самоконтроль спортсмена

Пульс и артериальное давление

Общепризнано, что достоверным показателем тренированности является частота сердечных сокращений (пульс), которая в покое у взрослых мужчин равна 70—75, у женщин — 75—80 уд/мин.

В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение). С возрастом она уменьшается. Пульс в покое у здорового человека ритмичный, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Пульс считается ритмичным, если количество ударов за 10 с не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчета за такой же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений за 10 с (например, пульс за первые 10 с был 12, а за вторые — 10, за третьи — 8) указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитать на лучевой, височной или сонной артериях в области сердечного толчка.

 Для этого необходим секундомер или обычные часы с секундной стрелкой.

Наблюдения показывают, что между пульсом и физической нагрузкой существует

прямая зависимость. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин; у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подготовленностью.

Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием

Занятия физкультурой, закаливанием показаны не всем.

Необходимо учитывать состояние здоровья, самочувствие, возраст и пол. Существуют абсолютные противопоказания и относительные.

Абсолютные противопоказания:

- острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);

- фурункулез;

- остеомиелит, инфицированные раны и пр.;

- ангина;

- артрит (полиартрит) в стадии обострения;

- острая травма, гемартроз, гематомы, переломы костей, сотрясение головного мозга;

- острая крапивница, отек Kвинке и некоторые другие аллергические заболевания;

- тромбофлебит, трофические язвы, тромбоз сосудов, капилляротоксикоз;

- болезни крови (лимфогранулематоз, гемофилия и др.);

- активная форма туберкулеза;

- ревматизм в активной фазе;

- острые боли;

- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;

- маточное кровотечение;

- менструация (первые дни);

- острые гинекологические заболевания .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС). УРОК-ПРАКТИКУМ для учащихся 8- классов Учитель Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209

Здоровьесбережение и формирование ЗОЖ - важнейшая задача родителей, учителей, самих учащихся. Этот материал позволит сформировать навыки самооценки состояния своей сердечно-сосудистой системы....

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.

Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...

доклад Осуществление гигиенически правильной организации учебной деятельности школьников с учётом суточных циклов работоспособности, функционального состояния организма обучающихся на протяжении недели.

доклад "Организация гигиенически правильной организации учебной деятельности с учетом суточных циклов работоспособности, функционального состояния организма обучающихся на протяжении учебной недели"...

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего  школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...

Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями

Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.Цель: -создать условия для форм...

Организация тестирования пловцов как одна из составляющих оценки подготовленности и контроля состояния организма в многолетнем тренировочном процессе.

В результате воздействия на организм спортсмена  физических нагрузок в процессе тренировок функциональное состояние  неизбежно меняется. Направленность, характер и степень этих изменений...