11 класс, Контроль функционального состояния организма
статья по физкультуре (11 класс)
11 класс, лекция "Контроль функционального состояния организма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl._fizra.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль функционального состояния организма.
Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровья, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов.
Врачебный контроль включает:
1) врачебное освидетельствование:
2) врачебно-педагогические наблюдения;
3) врачебно-спортивную консультацию;
4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований;
5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов;
6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.
При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы,
разработанные в спортивной медицине.
Обследование по краткой методике включает:
сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники), измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой .
На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.
В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья,
с достаточной физической подготовкой.
Им разрешены занятия по полной учебной программе, сдача норм ГТО, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях.
В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку.
Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально.
В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки.
Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной
физической культуры, по показаниям — занятия по индивидуальной программе в поликлинике или
врачебно-физкультурном диспансере: при этом учитывают характер и стадию заболевания, уровень
физической подготовки обследуемого, его возраст и пол.
Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или
преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к.
Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности. Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом (в соответствии с состоянием здоровья,
функциональной подготовленностью организма спортсмена), для проведения мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности.
Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом,
проводит врач — специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает
сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта (в соответствии с состоянием здоровья,физического развития и уровнем физической подготовки).
Тренеры, преподаватели и спортсмены получают консультацию по вопросам режима тренировки,
объема и характера тренировочных нагрузок и др. Ответы на все вопросы могут быть получены только на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений (для спортсменов). Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений
для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий.
Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера.
Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации. Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований (размещение участников, их питание и др.).
На международных и всесоюзных соревнованиях проводят также контроль на допинг , а для женщин — на половую принадлежность.
Дополнением к врачебному контролю являются самостоятельные наблюдения за состоянием своего организма, которые помогают правильно регулировать величину иинтенсивность физической нагрузки. Самоконтроль сводится к учету субъективных показателей (самочувствие, сон, аппетит и др.) и объективных данных (вес, пульс, частота дыхания и др.).
Все данные самоконтроля заносятся в специальный дневник.
Запись в дневнике можно делать раз в неделю, но желательнее вести ежедневную регистрацию данных и фиксировать их в одни и те же часы, при одинаковых условиях и одним методом.
Дневник самоконтроля проверяется не реже одного раза в месяц.
Результаты самонаблюдения лучше анализировать с врачом или специалистом по физической культуре, после чего вносить соответствующие изменения в методику проведения занятий.
Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом
Оценка функции внешнего дыхания
Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием
Пульс и артериальное давление
Общепризнано, что достоверным показателем тренированности является частота сердечных сокращений (пульс), которая в покое у взрослых мужчин равна 70—75, у женщин — 75—80 уд/мин.
В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение). С возрастом она уменьшается. Пульс в покое у здорового человека ритмичный, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Пульс считается ритмичным, если количество ударов за 10 с не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчета за такой же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений за 10 с (например, пульс за первые 10 с был 12, а за вторые — 10, за третьи — 8) указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитать на лучевой, височной или сонной артериях в области сердечного толчка.
Для этого необходим секундомер или обычные часы с секундной стрелкой.
Наблюдения показывают, что между пульсом и физической нагрузкой существует
прямая зависимость. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин; у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подготовленностью.
Противопоказания к занятиям физкультурой и закаливанием
Занятия физкультурой, закаливанием показаны не всем.
Необходимо учитывать состояние здоровья, самочувствие, возраст и пол. Существуют абсолютные противопоказания и относительные.
Абсолютные противопоказания:
- острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
- фурункулез;
- остеомиелит, инфицированные раны и пр.;
- ангина;
- артрит (полиартрит) в стадии обострения;
- острая травма, гемартроз, гематомы, переломы костей, сотрясение головного мозга;
- острая крапивница, отек Kвинке и некоторые другие аллергические заболевания;
- тромбофлебит, трофические язвы, тромбоз сосудов, капилляротоксикоз;
- болезни крови (лимфогранулематоз, гемофилия и др.);
- активная форма туберкулеза;
- ревматизм в активной фазе;
- острые боли;
- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;
- маточное кровотечение;
- менструация (первые дни);
- острые гинекологические заболевания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ (ССС). УРОК-ПРАКТИКУМ для учащихся 8- классов Учитель Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209
Здоровьесбережение и формирование ЗОЖ - важнейшая задача родителей, учителей, самих учащихся. Этот материал позволит сформировать навыки самооценки состояния своей сердечно-сосудистой системы....
УРОК-ПРАКТИКУМ № 1: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕГО ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ОДА). для учащихся 8-х классов. Фурса М.Н. учитель биологии ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.
Здоровьесбережение. Практическое занятие, урок, самостоятельная работа по оценке состояния своего скелета учащимися....
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЕЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. урок-практикум для учащихся 8-х классов. Учитель биологии Фурса М.Н. ГБОУ гимназия № 209 Санкт-Петербург.
Здоровьесбережение и формирование здорового образа жизни. Тренированность можно проверить, оценить и понять - как ты относишься к себе и своему здоровью. Что ты уже сделать, для того чтобы жить здоров...
доклад Осуществление гигиенически правильной организации учебной деятельности школьников с учётом суточных циклов работоспособности, функционального состояния организма обучающихся на протяжении недели.
доклад "Организация гигиенически правильной организации учебной деятельности с учетом суточных циклов работоспособности, функционального состояния организма обучающихся на протяжении учебной недели"...
3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания
Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...
Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями
Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.Цель: -создать условия для форм...
Организация тестирования пловцов как одна из составляющих оценки подготовленности и контроля состояния организма в многолетнем тренировочном процессе.
В результате воздействия на организм спортсмена физических нагрузок в процессе тренировок функциональное состояние неизбежно меняется. Направленность, характер и степень этих изменений...