Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)
Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.
Цель:
-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления и сохранения здоровья.
-способствовать осознанию обучающихся необходимости повышения уровня физической подготовленности для достижения результативности при выполнении тестовых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_fk_9_kl.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ-ШКОЛА С. ИВАНТЕЕВКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями.
Тарасова Ольга Леонидовна
Учитель физической культуры
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для учащихся 9 класса
Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.
Цель:
-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления и сохранения здоровья.
-способствовать осознанию обучающихся необходимости повышения уровня физической подготовленности для достижения результативности при выполнении тестовых упражнений.
Задачи:
Образовательные: вооружить обучающихся знаниями, необходимыми при выборе оптимального уровня двигательной активности для своего организма; обеспечить правильное выполнение тестовых упражнений.
Воспитательные: формирование адекватной самооценки; совершенствование навыков самоконтроля.
Оздоровительные: развитие физических качеств для оздоровительного эффекта.
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью
Планируемые результаты:
Ученик научится
- тестировать показатели развития физических качеств
- регулировать объемы физических нагрузок, определять их эффективность для укрепления здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
-выполнять нормативные требования теста ВФСК ГТО
-сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в своей спортивной и оздоровительной деятельности
Место проведения: спортивный зал
Продолжительность урока: 45 мин.
Инвентарь и оборудование:
- Легкоатлетические барьеры 8 шт.
- Скамейки 3 шт.
- Секундомер 1 шт.
- Маты 5 шт.
- Скакалки 5 шт.
- Гимнастический козел 2 шт.
№ п/п | Этапы урока | Частная задача этапа | Планируемые результаты | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Вводно-подготовительная часть | ||||
1.1. Организация подготовки учащихся к уроку | Приветствует. Создает рабочую обстановку, настрой. | наличие спортивной формы, ручки, калькулятора, бодрого настроения. | Создание рабочей обстановки | выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать смысл предстоящей деятельности; | |
1.2 Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися | Постановка проблемы: -Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из воинов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42км195м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво. Что случилось с солдатом и почему это произошло? Ведь, мы знаем, что физические упражнения (в данном случае бег) положительно влияют на здоровье человека. (ответы детей). -Давайте остановимся на предположении: «нагрузка оказалась велика» -По каким показателям мы можем определить объем физической нагрузки? -Какова зависимость физической нагрузки и ЧСС? Формулировка цели: -Мы знаем, что занятия физическими упражнениями могут способствовать достижению спортивного результата, укреплению здоровья, подготовке к какой-либо деятельности, но, получается, может и навредить человеку? Почему? | Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают: -Нагрузка оказалась велика; - объем физической нагрузки мы можем определить по ЧСС; - чем больше объем физической нагрузки, тем выше ЧСС и наоборот. -должны уметь регулировать объем физической нагрузки при занятиях физическими упражнениями индивидуально для своего организма; | Создание проблемной ситуации. | проявлять внимание, желание больше узнать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выбирать решения из нескольких предложенных, кратко обосновывать вывод; | |
-Чтобы правильно выбирать оптимальный уровень двигательной активности для своего организма, мы будем использовать формулу Карвонена, затем в конце урока вы сравните при помощи подсчета ЧСС, полученный вами объем физической нагрузки с ИТП.и сделаем вывод | Обсуждают и предлагают формулировки цели урока (научиться правильно выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления здоровья). | Сформулировать тему урока как учебную проблему | сотрудничать в поиске и сборе информации; формулировать учебные задачи и выражать свои мысли в соответствии с задачами; | ||
1.3. Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока | 1. Проводит ОРУ в движении:
перестроение шеренгу
-с захлестом голени -с высоким подниманием бедра -приставным шагом левым и правым боком с вращением рук в плечевом поясе -подскоки с вращением рук назад в плечевом поясе | Слушают, наблюдают Выполняют упражнения Исправляют ошибки Производят самоконтроль и самооценивание | Подготовить организм к выполнению упражнений силовой и скоростно-силовой направленности. | Качественное выполнение ОРУ; умение сверять свои действия с целью; | |
2 | Основная часть | ||||
2.1. Воспитание духовно-нравственных и волевых качеств | Объясняет задание Раздает индивидуальные карты самооценивания и объясняет работу с ними. | Рассчитывают ИТП по формуле и записывают результаты в индивидуальную карту самоконтроля. Знакомятся с картами и критериями оценивания. | Планирование учебного занятия. Построение нового способа действия | выстраивать последовательность необходимых операций; представлять информацию в виде таблиц, схем. проявлять внимательность, помощь, работая по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, намечать способы устранения ошибок, исправлять ошибки; | |
2.2. Обучение двигательным действиям развитие физических качеств | 1. Делит учащихся на группы 2. Корректирует действия обучающихся. 3. Наблюдает за качеством выполнения. | Выполняют упражнения для совершенствования техники прыжка в длину Выполняют тестовые упражнения для развития физических качеств; | Формировать умения выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления здоровья. | оценивать собственную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания. | |
2.3. Контроль, оценка, анализ результатов учебной деятельности | 1. Контролирует заполнение карт. | Оценивают деятельность друг друга. Осуществляют запись в карты | применять таблицы, схемы, инструкционные карты; | ||
3. | Заключительная часть | ||||
3.1. Снижение физической нагрузки 3.2. Подведение итогов урока 3.3. Домашнее задание | 1. Активизирует и направляет работу учащихся 2. Решение проблемы: Корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их. 3. Рефлексия:
4. Составить комплекс упражнений по развитию двигательных способностей, в которых обнаружена проблема. | 1. Оценивают работу на уроке; обсуждают содержание и результаты совместной деятельности. 2.Предлагают варианты решения проблемы: 1.Уровень физической нагрузки согласно своего ИТП можно достигнуть при помощи изменения темпа выполнения, интенсивности и количества повторений упражнения. 2.В конце занятий ЧСС должна быть близка к ЧСС в состоянии покоя». 3. Развитие физических качеств улучшает работу кровеносной системы и укрепляет здоровье. | Сформировать общий вывод по решению проблемы. Оценка деятельности. Выставление отметки самими учащимися за урок по накопительной системе баллов при помощи шкалы оценивания.
| оценивать собственную учебную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; проводить сравнение, анализ деятельности; логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения. адекватно оценивать результаты собственной деятельности |
Инструктивная карта
Фамилия, имя обучающегося _________________________________________________________________________
№ | Этап урока | Требование | Результат | Балл |
1 | Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися | Принимать активное участие в диалоге с учителем и товарищами: строить высказывания, предположения, догадки. | 1-желание высказаться, предположения; 2-активное участие в диалоге | |
2 | Психофизиологическая подготовка учащихся | Подготовка организма к предстоящей деятельности на уроке: качественное выполнение ОРУ, СУ. | 1- не эффективное выполнение 2-активное и эффективное выполнение | |
3 | Оценка и анализ УД | Умение считать ЧСС, оценивать результаты собственной деятельности; соотносить реальный результат с нормой. | 1-неправильное или медленное заполнение 2-быстрое и правильное заполнение карт | |
4 | Контроль формирования двигательного навыка и развития физических качеств | 1.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (дев) Подтягивание из виса(юн) | 1-9 2-10 3-16 1-9 2-10 3-13 | |
2.Прыжок в длину с места | 1-160 2-170 3-185 1-200 2-210 3-230 | |||
3.Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. | 1-20 2-30 3-40 1-30 2-40 3-50 | |||
5 | Подведение итогов | Сформулировать вывод и оценить качество работы | 1-рекомендации по решению проблемы 1-оценка собственной деятельности | |
итого |
Шкала оценивания
Максимальное количество баллов (100%)-17 баллов
80-100% (14-17 баллов) - «5»
61-79% (11-13 баллов) - «4»
40-60% (6-10 баллов) - «3»
Карта пульсометрии
Фамилия, имя обучающегося ______________________________________________________
ЧСС в покое | ЧСС после разминки | ЧСС после упражнений на развитие скоростно-силовых способностей | ЧСС после круговой тренировки | ЧСС после восстановления | |||||
15 сек | 1 мин | 15 сек | 1 мин | 10 сек | 1 мин | 15 сек | 1 мин | 15 сек | 1 мин |
Определение индивидуального тренировочного пульса (ИТП)
Цель: научиться правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать её во время занятий физическими упражнениями.
1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 минуту: наложить пальцы рук на запястье (шею, висок) и подсчитать количество ударов.
2. Определить свой ИТП по формуле Кервонена: ИТП = (220 - ваш возраст в годах - число ударов своего пульса за минуту в покое) умножить на 0,6 + число ударов своего пульса в покое.
3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12. Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение ЧСС не рекомендуется.
4. Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12. Это нижний предел. Занятия при более низкой ЧСС будут неэффективны.
ВЫВОД: ЧСС во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от ………….уд./мин. до …… ……уд./мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой
От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...
Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений
Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...
Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.
В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями должны приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, т.е. профилактика травматизма, которая предполагает: – строгое соблюден...
Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений
План-конспект урока по физической культуре в 8 классе...
Состояние организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают значительное влияние на функциональное состояние сердечнососудистой, мышечной и дыхательной систем и поэтому требуется тщательный педаг...
Технологическая карта урока "Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями."
Задача: Закрепить умения учащихся осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Урок был проведен в 11 классе. Дети максимально самостоятельно работали на уроке....
11 класс, Контроль функционального состояния организма
11 класс, лекция "Контроль функционального состояния организма"...