Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями
план-конспект урока по физкультуре (9 класс)

Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.

Цель:

-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  и сохранения здоровья.

-способствовать осознанию обучающихся необходимости повышения уровня физической подготовленности для достижения результативности при выполнении тестовых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_fk_9_kl.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ-ШКОЛА С. ИВАНТЕЕВКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями.

Тарасова Ольга Леонидовна

Учитель физической культуры

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ  для учащихся  9  класса

Тема урока: Контроль за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями. Упражнения, ориентированные на развитие скоростно-силовых и силовых способностей.

Цель:

-создать условия для формирования умения у обучающихся выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  и сохранения здоровья.

-способствовать осознанию обучающихся необходимости повышения уровня физической подготовленности для достижения результативности при выполнении тестовых упражнений.

Задачи:

Образовательные: вооружить обучающихся знаниями, необходимыми при выборе оптимального уровня двигательной активности  для своего организма; обеспечить правильное выполнение тестовых упражнений.

Воспитательные:  формирование адекватной самооценки; совершенствование навыков самоконтроля.

Оздоровительные: развитие физических качеств для оздоровительного эффекта.

Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью

Планируемые результаты:

Ученик научится

- тестировать показатели развития физических качеств

- регулировать объемы физических нагрузок, определять их эффективность для укрепления здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

-выполнять нормативные требования теста ВФСК ГТО

-сопоставлять изученный материал с возможностью его применения в своей спортивной и оздоровительной деятельности 

Место проведения: спортивный зал

Продолжительность урока: 45 мин.

Инвентарь и оборудование:

  1. Легкоатлетические барьеры                         8 шт.
  2. Скамейки                                                        3 шт.
  3. Секундомер                                                   1 шт.
  4. Маты                                                              5 шт.
  5. Скакалки                                                        5 шт.
  6. Гимнастический козел                                 2 шт.                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

№ п/п

Этапы урока

Частная задача этапа

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Вводно-подготовительная часть

1.1. Организация подготовки учащихся к уроку

Приветствует. Создает рабочую обстановку, настрой.

наличие спортивной формы, ручки, калькулятора, бодрого настроения.

Создание рабочей обстановки

выражать положительное отношение к процессу познания; осознавать смысл предстоящей деятельности;

1.2

Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися

Постановка проблемы:

-Более 2500 лет назад в Марафонской долине состоялась кровопролитная битва, в которой греки одержали победу над персами. Одному из  воинов было поручено отнести радостную весть в Афины. Солдат дистанцию 42км195м преодолел чуть больше, чем за 3 часа. Вбежав в город, он воскликнул: «Мы победили!». После чего упал замертво.

Что случилось с солдатом и почему это произошло? Ведь, мы знаем, что физические упражнения (в данном случае бег) положительно влияют на здоровье человека. (ответы детей).                                                           -Давайте остановимся на предположении: «нагрузка оказалась велика»

-По каким показателям мы можем определить объем физической нагрузки?

-Какова зависимость физической нагрузки и ЧСС?

Формулировка цели:

-Мы знаем, что занятия физическими упражнениями могут способствовать достижению спортивного результата, укреплению здоровья, подготовке к какой-либо деятельности, но, получается, может и навредить человеку? Почему?

Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают:

-Нагрузка оказалась велика;

- объем физической нагрузки мы можем определить по ЧСС;

- чем больше объем физической нагрузки, тем выше ЧСС и наоборот.

-должны уметь регулировать объем физической нагрузки при занятиях физическими упражнениями индивидуально для своего организма;

Создание проблемной ситуации.

проявлять внимание, желание больше узнать;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выбирать решения из нескольких предложенных, кратко обосновывать вывод;

-Чтобы правильно выбирать оптимальный уровень двигательной активности  для своего организма, мы будем использовать формулу Карвонена, затем в конце урока вы сравните при помощи подсчета ЧСС, полученный вами объем физической нагрузки с ИТП.и сделаем вывод

Обсуждают и предлагают  формулировки  цели  урока (научиться правильно выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  здоровья).

Сформулировать тему урока как учебную проблему

сотрудничать в поиске и сборе информации;  формулировать учебные задачи и  выражать свои мысли в соответствии с задачами;  

1.3.

Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока

1. Проводит ОРУ в движении:

  • ходьба на носках, руки в стороны
  • ходьба на пятках, руки за спину
  • ходьба с переходом с пятки на носок, руки на пояс
  • бег  (из фигурной маршировки) и переход на шаг
  • руки согнуты в локтевом суставе, повороты туловищем вправо и влево на каждый шаг;
  • ходьба с вращением рук в плечевом суставе вперед-назад на каждый шаг

перестроение шеренгу

  • у опоры: свободные махи ногой с возрастающей амплитудой.
  • стоя у стены на носках, поочередное опускание на стопу
  • стоя спиной друг к другу, взявшись под локти, прыжки (или приседания).
  • Выпады в парах (стретчинг)
  • Специальные беговые упражнения:

-с  захлестом голени

-с высоким подниманием бедра

-приставным шагом левым и правым боком с вращением рук в плечевом поясе

-подскоки с вращением рук назад в плечевом поясе

Слушают, наблюдают

Выполняют упражнения

 Исправляют ошибки

 Производят самоконтроль и самооценивание

Подготовить организм к выполнению упражнений силовой и скоростно-силовой направленности.

          Качественное выполнение ОРУ; умение  сверять свои действия с целью;                                                                                                    

2

Основная часть

2.1.

Воспитание духовно-нравственных и волевых качеств

Объясняет задание

Раздает индивидуальные карты самооценивания и объясняет работу с ними.

Рассчитывают  ИТП по формуле и записывают результаты в индивидуальную карту самоконтроля.

Знакомятся с картами и критериями оценивания.

Планирование учебного занятия.

Построение  нового способа действия

выстраивать последовательность необходимых операций;                                                                    представлять информацию в виде таблиц, схем.

проявлять внимательность, помощь,  работая по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, намечать способы устранения ошибок, исправлять ошибки;   

2.2.

Обучение двигательным действиям развитие физических качеств

1. Делит учащихся на группы                

2. Корректирует действия обучающихся.

3. Наблюдает за качеством выполнения.

Выполняют упражнения для совершенствования техники прыжка в длину

Выполняют тестовые упражнения  для развития физических качеств;

Формировать умения выбирать объем физической нагрузки для своего организма в целях укрепления  здоровья.

оценивать собственную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания.

2.3.

Контроль, оценка, анализ результатов учебной деятельности

1. Контролирует заполнение карт.

Оценивают деятельность друг друга.

Осуществляют запись  в карты

применять таблицы, схемы, инструкционные карты;

3.

Заключительная часть

3.1.

Снижение физической нагрузки

3.2. Подведение итогов урока

3.3.

Домашнее задание

1. Активизирует и направляет работу учащихся

2. Решение проблемы:

 Корректирует ответы учащихся (по мере необходимости), обобщает их.

3. Рефлексия:

  • Назовите самый интересный момент урока.
  • Назовите самый сложный момент урока.
  • Доволен ли ты собой?
  • Комфортно ли тебе работалось в группе?
  • Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Где?

4. Составить комплекс упражнений по развитию двигательных способностей, в которых обнаружена проблема.

 1. Оценивают работу на уроке;  обсуждают содержание и результаты совместной деятельности. 2.Предлагают варианты решения проблемы:

 1.Уровень физической нагрузки согласно своего ИТП можно достигнуть при помощи изменения темпа выполнения, интенсивности и количества повторений упражнения. 

2.В конце занятий ЧСС должна быть близка к ЧСС в состоянии покоя».

3. Развитие физических качеств улучшает работу кровеносной системы и укрепляет здоровье.

Сформировать  общий вывод по решению проблемы. Оценка деятельности.

Выставление отметки самими учащимися за урок по накопительной системе баллов при помощи шкалы оценивания.

 

оценивать собственную учебную деятельность: достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

проводить сравнение, анализ деятельности;

логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения.

адекватно оценивать результаты собственной деятельности

                                 

Инструктивная карта

Фамилия, имя обучающегося _________________________________________________________________________

Этап урока

Требование

Результат

Балл

1

Постановка цели урока и обеспечение её восприятия учащимися

Принимать активное участие в диалоге с учителем и товарищами: строить высказывания, предположения, догадки.

1-желание высказаться, предположения;                                                     2-активное участие в диалоге

2

Психофизиологическая подготовка учащихся

Подготовка организма к предстоящей деятельности на уроке: качественное выполнение ОРУ, СУ.

1- не эффективное выполнение                                                                                  2-активное и эффективное выполнение

3

Оценка и анализ УД

Умение считать ЧСС, оценивать результаты собственной деятельности; соотносить реальный результат с нормой.

1-неправильное или медленное заполнение                                                                                 2-быстрое и правильное заполнение карт

4

Контроль формирования двигательного навыка и развития физических качеств

1.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (дев)

Подтягивание из виса(юн)

1-9           2-10         3-16

1-9           2-10         3-13              

2.Прыжок в длину с места

1-160      2-170        3-185

1-200      2-210        3-230

3.Подъем туловища из положения лежа за 1 мин.

1-20        2-30          3-40

1-30        2-40          3-50

5

Подведение итогов

Сформулировать вывод и оценить качество работы

1-рекомендации по решению проблемы

1-оценка собственной деятельности

итого

                                                         

Шкала оценивания

Максимальное количество баллов (100%)-17 баллов

 80-100% (14-17 баллов) - «5»

61-79% (11-13 баллов) - «4»

                                                                                                 40-60% (6-10 баллов) - «3»

                                                                                 

Карта пульсометрии

Фамилия, имя обучающегося ______________________________________________________

ЧСС в покое

ЧСС после разминки

ЧСС после упражнений на развитие скоростно-силовых способностей

ЧСС после круговой тренировки

ЧСС после восстановления

15 сек

1 мин

15 сек

1 мин

10 сек

1 мин

15 сек

1 мин

15 сек

1 мин

Определение индивидуального тренировочного пульса (ИТП)

Цель: научиться правильно выбирать нагрузку для своего организма и контролировать её во время занятий физическими упражнениями.

1. Измерить свой пульс в состоянии покоя за 1 минуту: наложить пальцы рук на запястье (шею, висок) и подсчитать количество ударов.

2. Определить свой ИТП по формуле Кервонена: ИТП = (220 - ваш возраст в годах - число ударов своего пульса за минуту в покое) умножить на 0,6 + число ударов своего пульса в покое.

3. Определить верхнюю границу: к величине ИТП + число 12. Это верхний предел. Допускать дальнейшее повышение ЧСС не рекомендуется.

4. Определить нижнюю границу: от величины ИТП – число 12. Это нижний предел. Занятия при более низкой ЧСС будут неэффективны.

ВЫВОД: ЧСС во время моих занятий должна ограничиваться диапазоном от ………….уд./мин.     до …… ……уд./мин.

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация контроля и самоконтроля во время занятий физической культурой

От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную рабо...

Влияние физической нагрузки на организм человека при выполнении физических упражнений

Урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений  и навыков в нестандартных, игровых ситуациях. ...

Профилактика травматизма, заболеваний и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.

В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями должны приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, т.е. профилактика травматизма, которая предполагает: – строгое соблюден...

Состояние организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Систематические занятия физической культурой и спортом оказывают значительное влияние на функциональное состояние сердечнососудистой, мышечной и дыхательной систем и поэтому требуется тщательный педаг...

Технологическая карта урока "Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями."

Задача: Закрепить умения учащихся осуществлять самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Урок был проведен в 11 классе. Дети максимально самостоятельно работали на уроке....

11 класс, Контроль функционального состояния организма

11 класс, лекция "Контроль функционального состояния организма"...