ПРОГРАММА ДОП ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по физкультуре
Программа секции "Волейбол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_sektsii_voleybol_2022-23.docx | 234.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волейбол»
на 2023- 2025 учебный год
Адресат программы:
Обучающиеся 6-11 лет
Срок реализации: 2 года
Уровень: базовый
Разработчик программы:
Запеко М.Г.-педагог
дополнительного образования
Реализуется с 2023 года
рп. Новобирюсинский, 2023 год
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность, педагогическая целесообразность…………………………………. 3
Отличительные особенности программы…………………………………………… 3
Адресат программы…………………………………………………………………… 3
Срок освоения, форма обучения, режим занятий…………………………………… 3
Цель программы……………………………………………………………………….. 3
Задачи программы……………………………………………………………………… 4
Основные характеристики программы
Объем программы……………………………………………………………………… 4
Содержание программы | |
1 год………………………………………………………………………………. | 4 |
2 год………………………………………………………………………………. | 5 |
Планируемые результаты ………………………………………………………………. 5
Организационно-педагогические условия
Учебный план
1 год………………………………………………………………………………… | 5 |
2 год………………………………………………………………………………… | 5 |
Календарный учебный график ………………………………………………………….. 5
Оценочные материалы…………………………………………………………………… 7
Методические материалы………………………………………………………………... 7
Условия реализации программы………………………………………………………… 8
Список использованных источников информации ………………………………… 8
Пояснительная записка
Программа «Волейбол» разработана на основании:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Концепции развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
- «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Направленность программы спортивная.
Актуальность программы данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:
- личностная ориентация образования;
- профильность;
- практическая направленность;
- мобильность;
- разноуровневость;
- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся.
Отличительной особенностью содержания данной программы является количество часов и адаптация к условиям работы как на массовость, так и на спортивное мастерство.
Адресат программы: обучающиеся 6 – 11 лет. Формирование учебных групп осуществляется на добровольной основе по одновозрастному принципу, без предварительного отбора.
Форма обучения - очная, в случае необходимости, дистанционная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа с 10 минутным перерывом; продолжительность академического часа 40 минут.
Цель программы: приобщить детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- Укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей и подростков.
-Овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой волейбола.
-Воспитание высоких моральных и волевых качеств; развитие специальных физических качеств личности.
-Приобретение практических навыков и теоретических знаний в области волейбола, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление самоконтроля.
Наряду с практическими занятиями, проводятся и теоретические занятия. Программа построена по принципу изучения, и повторения объема знаний, умений и навыков. Занятия проводятся в форме физкультурных занятий, теоретической подготовки, проведения культурно - массовых мероприятий, соревнований, бесед, конкурсов, игр, помогающих развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. В ходе проведения занятий используется, в том числе и индивидуальный подход. На занятиях по возможности используются технические средства (видео, наглядные пособия и др.)
Объём программы: 272 часов
1 год обучения – 136 часов
2 год обучения – 136 часов
Учебный план, первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Педагогический контроль | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности | 1 | - | 1 | вводный |
2 | Техническая подготовка | - | 77 | 77 | текущий |
3 | Тактическая подготовка | 1 | 9 | 10 | текущий |
4 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | - | 18 | 18 | текущий |
5 | Основы судейства. Правила соревнований | 1 | - | 1 | текущий |
6 | Двусторонняя игра | - | 28 | 28 | текущий |
7 | Итоговое занятие. | - | 1 | 1 | итоговый |
Итого: | 3 | 133 | 136 |
Содержание программы
Первый год обучения, 136 часов:
- Вводное занятие - 1 часа;
- Теоретические занятия - 2 часа;
Практические занятия – 133 часа;
Учебный план, второй год обучения
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов | Педагогический контроль | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводное занятие. Правила охраны труда и техника безопасности | 1 | - | 1 | вводный |
2 | Техническая подготовка | - | 77 | 77 | текущий |
3 | Тактическая подготовка | 1 | 9 | 10 | текущий |
4 | Упражнения общей и специальной физической подготовки | - | 18 | 18 | текущий |
5 | Основы судейства. Правила соревнований | 1 | - | 1 | текущий |
6 | Двусторонняя игра | - | 28 | 28 | текущий |
7 | Итоговое занятие. | - | 1 | 1 | итоговый |
Итого: | 3 | 133 | 136 |
Содержание программы
Первый год обучения, 136 часов:
- Вводное занятие - 1 часа;
- Теоретические занятия - 2 часа;
Практические занятия – 133 часа;
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1год | 01.09.2023 | 25.05.2024 | 34 | 136 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2год | 01.09.2024 | 25.05.2025 | 34 | 136 | 2 раза в неделю по 2 часа |
272 |
Планируемые результаты
Обучающиеся будут знать:
- значение правильного режима дня юного спортсмена;
- разбор и изучение правил игры в волейбол;
- о роли капитана команды, его права и обязанности;
- правила использования спортивного инвентаря.
Обучающиеся будут уметь:
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями;
- владеть игровыми ситуациями на площадке;
- владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой нападающих ударов.
Игра в волейбол способствует развитию личностных качеств занимающихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного занятия и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки игры в волейбол.
Универсальными компетенциями у занимающихся на этапе начального образования являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения обучающимися программы являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения занимающихся по программе являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения занимающимися по программе являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физкультуры;
— излагать факты истории развития игры в волейбол, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении спортивных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять технические действия из спортивных игр в волейбол, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов обучения:
- зачетные занятия;
- итоговые занятия
- тестирование
- участие в соревнованиях разного уровня (районные, региональные).
Результаты освоения программы в течении учебного года оцениваются по двум критериям. Это теоретические знания и практические умения.
Оценка качества реализации программы «волейбол» включает в себя текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится по завершению изучения раздела.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных практических занятий-зачетов, соревнований.
Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются на основании рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности учреждения. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Результаты аттестации фиксируются в протоколе, утвержденном локальным актом.
Методические материалы
Формы обучения и виды занятий: на занятиях преобладает практический вид деятельности. Соотношение теоретического и практического материала составляет 1:4.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, игровой.
Структура учебного занятия предполагает следующие этапы:
- подготовительный этап: разминка.
- основной этап (в зависимости от типа занятия): изучение нового материала или закрепление ранее пройденного;
- заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия.
Реализация данной программы базируется на следующие принципах:
- принцип дидактики (построение учебного процесса от простого к сложному, от частного к общему).
- принцип актуальности (предлагает максимальную приближенность содержания программы к современным условиям деятельности детского объединения).
- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий).
- принцип творческой мотивации - индивидуальная и коллективная деятельность позволяет определить и развить индивидуальные особенности воспитанников. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию своего «Я».
Для достижения цели образовательной программы необходимо опираться на следующие основные принципы:
• постепенность в развитии природных способностей детей;
• строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
• систематичность и регулярность занятий;
• целенаправленность учебного процесса.
Условия реализации программы
Занятия проводятся в спортивном зале с достаточным освещением.
Специальный инвентарь и оборудование:
Спецформа: спортивный костюм.
Кадровое обеспечение
Обучение по программе осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее спортивной направленности, профессиональные знания и умения педагога отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах.
Список литературы
- Волейбол. Учебник для спортивных факультетов под ред. А.Г. Айриянца. – М.:, 1998
- Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подговки, учебно-тренировочный) – М.: Советский спорт, 2007
- Комплексная программа физического воспитания 1 – 11 классов // под ред. В. И. Ляха, 2014
- Методика физического воспитания// под ред. В. И. Ляха. – М., «Просвещение», 2004
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. – М., «Дрофа», 2000
- Методика опережающего обучения детей игре в волейбол.
free/kursovaya…igre_v_voleybol
- Обучение игре в волейбол. festival.1september.ru›articles/573494/
- Сайты: pedsovet.su
- www.1september.ru
- www.volley.ru
- www.mon/gov.ru
- www.sportteacher.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Урок «Музыка» 1 класс разработан в рамках программы начального образования «Школа 2100», утверждена и рекомендована Министерством образования и науки РФ. (авт. В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр)
Место данного урока в системе указанной программы: 1 класс, IIIчетверть.Тема урока: Мелодии и краски природы в жизни человека.Птицы в нашем лесу. Наши меньшие друзья – птицы.Цель урока (пр...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...