Проектная работа «Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями»
проект по физкультуре

Козлов Александр Евгеньевич

Проектная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kozlov_a.e.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

        

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

на тему «Значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями»

Автор проекта: учитель физической культуры

Козлов Александр Евгеньевич

Руководитель проекта: учитель физической культуры

Постникова Раиса Алексеевна

Кострома

2023

Содержание

Введение…………………………………….……………………….…………….3

I Теоретическая часть                    

1.1 Понятие «самоконтроль» и его параметры ………………….………….…..5

1.2 Виды и методы контроля ………………………………………………...…..7

1.3 Самоконтроль спортсменов…………………………………………………..9

II Практическая часть

2.1 Анкетирование……………………………….………………………………10

2.2 Рекомендации для тех, кто проводит самостоятельные тренировки.…..…11

2.3 Методы самоконтроля функционального состояния организме ……...…..12

2.4 Значение самоконтроля………………………………….…………...……...14

Заключение……………………………………………….…………...………….15

Список использованной литературы….………………….……………..............16

Введение

В настоящее время для наблюдения за состоянием здоровья и оценкой систематических занятий физической культурой необходим не только врачебный контроль, но и самоконтроль со стороны учащихся. Очень важно периодически посещать врача для того чтобы врач смог оценить состояние здоровья учащегося и измерить антропометрические показатели и исходя из полученных данных определить группу здоровья и дать рекомендации для дальнейших занятий физической культурой и спортом. Кроме того, каждый учащийся может самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок отражая это в личном дневнике самоконтроля. Главный принцип при занятии физической культурой не навреди! Следовательно, самоконтроль может помочь учащимся и педагогам добиться улучшения в состоянии здоровья и физического развития. Исходя из этого мы решили изучить виды самоконтроля доступные учащимся общеобразовательных школ, которые позволят оптимально контролировать состояние здоровья и уровень физического развития при занятиях физической культурой.

Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы проекта.

Цель проекта – изучить значение ведения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.

В соответствии с выдвинутой целью проекта я поставил перед собой следующие задачи:

1. проанализировать литературу и источники;

2. рассмотреть понятие «самоконтроль» и его параметры;

3. обозначить виды и методы контроля;

4. обобщить информацию о методах самоконтроля функционального состояния организме;

5. провести анкетирование;

6. сделать выводы, разработать проектный продукт.

Проектный продукт: памятка для школьников «Правила самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом».

Методы исследования – анализ, обобщение, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

Глава 1 Теоретическая часть

1.1 Понятие «самоконтроль» и его параметры

Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменением под влиянием занятий физической культурой и спортом. Он необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушений в состоянии здоровья [1].

На основе получаемых результатов самоконтроля можно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время занятий физическими упражнениями и после них. Самоконтроль необходим всем, кто регулярно занимается физическими упражнениями [1].

Данные самоконтроля записываются в дневник, в котором фиксируются все параметры нагрузки, средства и методы тренировки.

К параметрам нагрузки относятся:

– объем упражнений – количество упражнений, выполненных за время тренировки или период тренировки (суммарные время, километраж, вес количество подходов и пр.);

– интенсивность выполнения упражнений - количество упражнений в единицу времени (скорость преодоления дистанции (км/час, м/сек, мин/км), вес отягощения, скорость подъема отягощения и пр.). В циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба и бег на лыжах, катание на коньках и пр.) нередко интенсивность оценивают по частоте сердечных сокращений (ЧСС) за 10 сек в пересчете на 1 мин (уд/мин) во время выполнения упражнений или сразу после их прекращения;

– отдых (относится к параметрам интенсивности) – количество времени, отведенного на восстановление функций организма после выполнения упражнения. Необходимо учитывать характер отдыха (активный или пассивный), и интервал отдыха (ординарный – интервал времени, приводящий к относительно полному восстановлению, суперкомпенсаторный – интервал времени, приводящий к восстановлению до фазы суперкомпенсации или сверхвосстановления, жесткий – строго регламентированный интервал времени, обычно в пределах одной минуты, что приводит к выполнению следующего упражнения в состоянии неполного восстановления) [2].

1.2 Виды и методы контроля

Человек, занимающийся спортом или физкультурой, может контролировать себя, благодаря чему будет знать, благоприятно ли воздействие. Самоконтроль при занятиях физической культурой возможен в следующих разновидностях:

– анализ субъективных и объективных параметров;

– по внешним и внутренним признакам;

– человек ведёт дневник самоконтроля;

– контролируют самочувствие в виде общего состояния, что дополняется сопровождением медика и педагога [1].

Объективные и субъективные методы.

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями на основании субъективных параметров включает следующие признаки:

– самочувствие;

– эмоциональный настрой;

– комфорт;

– наличие аппетита.

Объективные параметры:

– пульс или ЧСС (частота сердечных сокращений);

– артериальное давление;

– масса и объемы тела;

– работа пищеварения;

– потоотделение;

– жизненная емкость легких (ЖЕЛ);

– мускульная сила;

– динамические параметры;

– достижения, результативность [3].

Также наблюдение осуществляется по внешним и внутренним признакам. К первым относятся обильность потоотделения, цвет кожных покровов, координация движений, ритмы дыхания. При перегруженности может появиться одышка, посинение возле губ, покраснение тела, нарушение координации. В этом случае предпринимают отдых, прекратив заниматься. Внутренние показатели утомления: боли в мышцах, тошнота, головокружение. При таких признаках тренировку останавливают вообще. Если человек успешно преодолевает нагрузку, у него улучшается аппетит, сон, настроение, общее самочувствие [2].

1.3 Самоконтроль спортсменов

Каждому спортсмену нужен систематический контроль за собой. Это позволит давать оценку нагрузкам, развитию, проследить динамику изменений. При этом тренер получает данные об эффективности применяемых этапов и методики. Результаты обычно отражаются в тетради со стандартным для самоконтроля оформлением. Общее состояние получает оценку: плохо, удовлетворительно, хорошо [4].

В помощь спортсмену и тренеру, существуют методические издания, затрагивающие психологическую самоподготовку. Например, книга Алексея Иванова, помогающая воспитать в себе психологию чемпиона. Книга поможет как начинающим, так и опытным спортсменам преодолевать «предстартовую лихорадку» и воспитать самообладание [5].

Правильная ориентация тренировок – это:

– отсутствие физиологических отклонений;

– комфортное состояние;

– работоспособность.

В дневник вносятся данные о параметрах сна, работоспособности, которая не может быть пониженная. Иначе о ситуации сообщают тренеру либо врачу. Записывают отклонения в режиме, данные об интенсивности и о том, как переносилась нагрузка. Значение частоты пульса проверяют несколько раз в день, проставляя число ударов за минуту времен [3].

Глава 2 Практическая часть

2.1 Анкетирование

После проведения анализа литературы и источников я решил проанализировать мнения своих коллег на предмет того, разбираются ли они в этой теме, интересна ли она им.

Для этого я разработал специальные тематические вопросы. В мероприятии приняли участие учителя физической культуры.

Коллеги выразили свой интерес к теме проекта и пояснили, что хотели бы получить необходимые рекомендации по теме самоконтроля на уроках физической культуры.

Я разработал тематическую информационную памятку для школьников, которой можно пользоваться на занятиях физической культуры.

2.2 Рекомендации для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Тренируются не только спортсмены, но и люди, желающие поддержать форму. Одни предпочитают бег для здоровья, другие – гимнастику. Данные самоконтроля рекомендуется заносить в дневник, но несколько иной, чем у спортсмена. А именно, в нем отражают не только результаты и реакции организма, но и информацию о спокойных периодах. Самоконтроль позволяет воспитать в себе не только самодисциплину, но и другие положительные качества человека [4].

Контроль над работой сосудов и сердца.

Перенося спортивные физические нагрузки, нужно прослеживать общее состояние. Ведь это ответ функций органов и систем на активизацию работы мышц. Особенно важным считается изменение параметров дыхания, сердечной и сосудистой систем. Работоспособность основным образом зависит от частоты сокращений сердца (ЧСС) [4].

К прочим параметрам развития физиологии человека относятся следующие величины.

Объем грудной клетки. Самоконтроль включает ее измерение на вдохе и выдохе в спокойном состоянии. Разница именуется экскурсией и находится в зависимости от разновидности дыхания и того, насколько развиты мышцы.

Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола – до 45 % [3].

Становая мускульная сила, (мышц, разгибающих спину), на которую влияют половая принадлежность, возраст, масса тела и профессия [2].

 Спирометрия. Измеряется выдыхаемый из легких объем (ЖЕЛ).

2.3 Методы самоконтроля функционального состояния организме

Оценка функций возможна благодаря следующим методам.

Наблюдение за ЧСС – простой способ, отражающий деятельность сердца и сосудов. Пульс обычного человека – от 60 до 80 уд/минуту. Минимум обычно обнаруживают утром [4].

Ритмичность пульса. Или аритмичность, свидетельствующая о нарушениях функции дыхания (на вдохе чаще, а на выдохе – реже), что считается нормой, либо о чрезмерном напряжении.

Частота дыхания определяется с учетом возраста, уровня физподготовки, интенсивности тренировки.

Изменения систем кровообращения и дыхания особенно важны. Они играют решающую роль при допуске к занятиям либо соревнованиям. Но также уделяют внимание артериальному давлению. Отклонениями от нормы считаются показатели от 130 на 80 мм рт ст. и выше, указывающие на гипертонические состояния. Если цифры ниже 100 на 60 мм рт. ст., устанавливают гипотонию [5].

По инициативе Кердо появилась формула с одноименным индексом (ИК). По ней вычисляют норму, применяя соотношение: ИК=Д/П, где:

Д – давление по минимуму;

П – пульс [5].

Известен факт: нормы минимального давления и пульса численно совпадают. То есть, у человека без нарушений индекс приблизительно равен единице. При отклонении в работе сердечно-сосудистой системы численное значение оказывается больше или меньше. Такие сбои имеют причиной неправильную нервную регуляцию [3].

Самостоятельно контролируют и физическое развитие: рост, вес, окружность груди, проводя замеры.

При занятиях физкультурой и различными видами спорта применяется занесение сведений в дневник самоконтроля. Учитываются работоспособность, эмоции, сон, аппетит. Измеряется пульс и иные объективные характеристики. Если в результате ведения журнала выявлен значительный дискомфорт, переутомление, болевые ощущения, занятия прекращают. Дальнейшую корректировку назначают специалисты: медик, тренер [2].

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом помогает в расчете нагрузок. В данном факторе учитывают степень подготовленности, возраст. Но если становятся хуже сон или аппетит, загруженность и интенсивность уменьшают. А при очередных несоответствиях нормам здоровья рекомендуется консультация или обследование врача [1].

Итак, систематическое ведение записей практикуется, как самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и видами спорта в следующих целях:

– учет занятий;

– отражение изменений;

– запись функциональных проб;

– проверка подготовленности;

– исследование двигательного режима за неделю.

По записям оценивают эффект от тренировок. Они отражают способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и используемые средства. В результате письменной фиксации показателей возможны плановый расчет интенсивности тренингов, оптимизация чередования интервалов активности и отдыха. Дневник показывает, соблюдается ли режим [5].

2.4 Значение самоконтроля

Самоконтроль прививает физкультурнику и спортсмену грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и к занятиям физическими упражнениями, помогает лучше познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков гигиены и соблюдения санитарных норм и правил. Самоконтроль помогает регулировать процесс тренировки и предупреждать состояние переутомления.

Особое значение имеет самоконтроль для школьников специальной медицинской группы, которые имеют отклонения в состоянии здоровья, обусловленные имеющимся у них хроническими заболеваниями, что особенно важно при выполнении физической нагрузки на уроках физкультуры.

Преподаватель, тренер и врач должны разъяснять спортсменам значение регулярного самоконтроля для укрепления здоровья, правильного построения учебно-тренировочного процесса и повышение спортивного интереса, рекомендовать пользоваться определенными методами наблюдений, объясняя, как должны изменяться те или иные показатели самонаблюдений (например, сон, пульс, вес) при правильном построении тренировок и случаях нарушений режима [3].

Необходимо предостеречь спортсменов от поспешных выводов при появлении отклонений в показателях самонаблюдений, так как за неправильными выводами может последовать неправильное построение тренировок, а также возможное самовнушение какого-либо заболевания, которого у человека фактически нет. Важно разъяснить людям, что при отклонениях показателей, выявленных при самоконтроле, необходимо посоветоваться с врачом и преподавателем или тренером, прежде чем принимать какие-либо меры [4].

Заключение

Цель проекта – изучить значение введения самоконтроля при занятиях физическими упражнениями , успешно достигнута .В ходе работы  над проектом ,я рассмотрел понятия «самоконтроль» и его параметры, обозначил виды и методы контроля ,обобщил информацию о методах самоконтроля .

          Анализируя литературу и источники, я выяснил то, что регулярные уроки физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.

Ведение дневника самоконтроля помогает ученикам лучше познать самих себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.

Разработанный проектный продукт – памятка для школьников «Правила самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом», может быть использована на тематических классных часах при согласовании с учителем. Также полученный материал в процессе исследования может быть размещен на информационных площадках нашей школы.

Список использованной литературы

  1. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом. – [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/1864399/page:13/ (дата обращения 28.01.2023 г.).
  2. Самоконтроль при занятии физическими упражнениями и спортом. – [Электронный ресурс]. – URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/289042/samokontrol-pri-zanyatii-fizicheskimi-uprajneniyami-i-sportom (дата обращения 28.01.2023 г.).
  3. Самоконтроль при занятиях спортом и физической культурой. – [Электронный ресурс]. – URL: http://vfdhmao.ru/info/articles/samokontrol-pri-zanyatiyakh-sportom-i-fizicheskoy-kulturoy/ (дата обращения 28.01.2023 г.).
  4. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом. – [Электронный ресурс]. – URL: https://bstudy.net/717821/pedagogika/samokontrol_zanyatiyah_fizicheskoy_kulturoy_sportom (дата обращения 28.01.2023 г.).
  5. Саморазвитие. Самоконтроль при занятиях спортом и физическими упражнениями. – [Электронный ресурс]. – URL: https://myself-development.ru/samokontrol-pri-zanyatiyah-sportom-i-fizicheskimi-uprazhneniyami/#Vidy_kontrola (дата обращения 28.01.2023 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение занятий физическими упражнениями

Тест на тему: Значение занятий физическими упражнениями....

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями

- Какова цель УГ?- Основные правила выполнения комплекса УГ.- Как правильно регулировать дыхание при занятиях УГ?- Какие движения включать в комплекс и какова их очередность?...

Самоконтроль при выполнении физических упражнений и занятиях спортом

Данная статья содержит информацию о самоконтроле при выполнении физических упражнений. В ней рассматриваются субъективные и объективные показатели самоконтроля....

Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при занятиях физическими упражнениями

Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при самостоятельных занятиях физическими упражнениями....

Контрольно – измерительные материалы по разделу «Что вам надо знать: Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями».

Контрольно – измерительные материалы по разделу «Что вам надо знать: Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями»....

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.

Самоконтроль при выполнении физических упражнений на уроке....

Тест по теме "Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями"

Тест содержит вопросы по самоконтролю при занятиях физическими упражнениями....