Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями
консультация по физкультуре на тему
- Какова цель УГ?
- Основные правила выполнения комплекса УГ.
- Как правильно регулировать дыхание при занятиях УГ?
- Какие движения включать в комплекс и какова их очередность?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol_pri_zanyatiyah_fizicheskimi_uprazhneniyami.doc | 254.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА
- Какова цель УГ?
- Основные правила выполнения комплекса УГ.
- Как правильно регулировать дыхание при занятиях УГ?
- Какие движения включать в комплекс и какова их очередность?
Заниматься утренней гимнастикой способны люди любых возрастов. Это можно делать под любимую музыку или в тишине – главное подобрать подходящую для возраста и физического состояния нагрузку. Однако утренняя гимнастика действительно будет полезной только тем, кто выполняет ее ежедневно и с возрастающей день ото дня нагрузкой – соответственно комплексным упражнениям.
Утренняя гимнастика представляет собой особый комплекс физических упражнений, которые выполняются сразу после пробуждения. Основной задачей утренней гимнастики является повышение общего жизненного тонуса и обеспечение тем самым незамедлительного включения в повседневную деятельность.
Главная цель утренней гимнастики – поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Чтобы достичь всего этого, к утренней гимнастике приступают в спокойном расположении духа, в не стесняющей движений одежде, в проветренном чистом помещении (зимой) или же на свежем воздухе (в теплую пору года). Очень важно соблюдать и правильный ритм дыхания: глубокий вдох делается через нос, а продолжительный выдох – через рот. Дыхание обязательно соизмеряется с выполняемым движением.
После утренней гимнастики также желательно провести обтирание, принять душ или иные виды водных процедур. Немаловажно и следить за состоянием здоровья во избежание возникновения признаков перегрузки (ухудшение самочувствия, учащенное сердцебиение, утомление). Если таковые наблюдаются, надо пересмотреть комплекс упражнений, поскольку в противном случае нарушаются принципы и цели утренней гимнастики – нормализация собственного состояния и поддержание тела в хорошей физической форме.
Всего выделяют несколько видов утренней гимнастики:
● Оздоровительная гимнастика. Предусматривает стандартный комплекс упражнений, подобных гимнастике на уроках физкультуры, физкульт-минутках на производстве и в учебных заведениях. Разновидностью оздоровительной гимнастики является ритмическая гимнастика, важным элементом которой выступает музыкальное сопровождение выполняемых движений.
● Гигиеническая гимнастика. Применяется с целью сохранения и улучшения здоровья, поддержания на должном уровне умственной и физической работоспособности, активности.
● Образовательно-развивающая гимнастика. Она включает в себя еще несколько подпунктов, дающих бодрость и прилив сил.
Утренняя гимнастика приносит пользу как организму в целом, так и каждому органу в отдельности: она помогает вырабатывать хорошую осанку, развивает мышечную систему, приводит в норму органы дыхания, укрепляет нервы, способствует улучшению работы сердца и сосудов. Активизируя фактически весь организм, утренняя гимнастика существенно укрепляет здоровье.
Почему ее делают именно в утренние часы, тоже объясняется пользой для тела: в момент сна кровь в сосудах замедляется и начинает циркулировать гораздо медленнее, сердцебиение также снижает ритм. Заторможенность сказывается и на нервной системе, поэтому в момент пробуждения человек еще не готов к ожидающим его нагрузкам: у него понижены чувствительность, быстрота реакции, умственная и физическая деятельность.
Замечено, что восстановление всех функций без утренней гимнастики может длиться около 2-3 часов. Тогда как с утренней гимнастикой работа организма быстро приходит в норму, и больше никто из сослуживцев не смеет сказать вам: «Подняться – поднялся, а проснуться забыл». Ведь после утренней гимнастики человек бодр, деятелен и предельно внимателен. Кроме того, постоянные занятия утренней гимнастикой тормозят процессы старения, благоприятствуют обмену веществ, уменьшают риск ожирения.
Ежедневная утренняя гимнастика воспитывает привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Она состоит из обще-развивающих упражнений, которые можно выполнять без предметов либо с предметами (резиновыми бинтами, гантелями, эспандерами, скакалками). Примерная продолжительность занятий: для учащихся 1—4 классов — 8—10 мин, 5—9 классов — 11 —15 мин. Упражнения утренней гимнастики выполняются в определенной последовательности. Вначале потягивание, которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем упражнения для мышц рук и плечевого пояса, туловища и ног. Далее выполняются бег и прыжки, которые положительно влияют на обменные процессы в организме. Заканчивается утренняя гимнастика упражнениями, нормализующими деятельность органов дыхания и кровообращения. После утренней гимнастики необходимо принять душ. Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность использования одного и того же комплекса 12—15 дней.
Очень важно при любых занятиях правильно поставить дыхание. Поднимая руки, мы приподнимаем плечевой пояс и грудную клетку — вдох и выдох углубляются. Кровь полнее насыщается кислородом, и мышцы способны выполнять увеличенную работу. Наклоны корпуса вперед и назад, повороты его укрепляют мышцы брюшного пресса и спины, способствуют улучшению дыхания. Для того чтобы диафрагма достаточно хорошо поднималась, обеспечивая глубокий выдох, надо укреплять мышцы брюшного пресса. Это достигается подниманием корпуса или ног в положении лежа. Очень важен ритм дыхания. При спокойной ходьбе один вдох происходит за то время, когда человек проходит четыре шага, а выдох производится более интенсивно и занимает период двух шагов. При ходьбе на лыжах, катании на коньках или на велосипеде старайтесь поддерживать спокойное дыхание с усиленным выдохом. Не допускайте появления одышки — она свидетельствует о недостаточности кислорода в тканях, излишней нагрузке сердечно-сосудистой системы.
Олимпиады современности: странички истории.
- Когда состоялись первые зимние и летние Игры современности?
- Когда сборная России впервые выступила самостоятельной командой на летних и зимних Олимпийских играх современности?
- Назовите Российских чемпионов летних и зимних Олимпийских Игр.
Все мы любим и ждем в той или иной степени Олимпийские игры. Эти Игры несут праздник, мир, их смотрят миллионы людей. Но так было не всегда, и именно поэтому многие люди интересуются вопросом: кто возродил олимпийские игры. Знать ответ на этот вопрос, знать человека который возродил олимпийские игры надо хотя бы потому, что с этого имени начинается история Олимпийских игр современности. Этим человеком является Пьер де Кубертен.
25 ноября 1892 г. Пьер де Кубертен в Сорбонне выступил со своим докладом, в котором предлагал идею о возрождении Олимпийских игр. Он говорил настолько страстно и убедительно, что французские деятели решили создать Международный Атлетический конгресс, на который были приглашены представители крупнейших спортивных держав. О том, какие должны были быть правила и принципы проведения Олимпийских игр, договаривались наиболее авторитетные мировые спортивные деятели, к ним также относились спортивные деятели из России.
23 июня 1894 г. в Париже на конгрессе был создан Международный Олимпийский Комитет (МОК). Позже, 29 лет Пьер де Кубертен являлся президентом МОК.
На конгрессе приняли решение об проведение первых Олимпийских игр через 2 года.
"Объявляю первые международные Олимпийские игры в Афинах открытыми!" – слова греческого короля Георга I, открывавшие в 1896 году первые олимпийские Игры современности.
Как и на других соревнованиях летних Олимпийских игр 1896 года, женщины не были допущены к участию.
Легкоатлетические соревнования стали самыми массовыми — в 12 видах приняли участие 63 спортсмена из 9 стран. Наибольшее количество видов — 9 — выиграли представители США.
В беге на 100 м и 400 м победил американец Том Бёрк, единственным из участников применивший низкий старт, что поначалу вызвало насмешки зрителей. Бег на 800 м и 1500 м выиграл единственный австралиец на Играх Тедди Флэк, а бег на 100 м с барьерами — американец Томас Кёртис. Все прыжковые виды выиграли американцы.
В метании диска, имеющем античные корни, греки рассчитывали на победу: международные соревнования по нему до Игр 1896 не проводились, а греческие спортсмены в течение нескольких месяцев готовились в тренировочном лагере. Однако, выйдя в лидеры в последней попытке, победил американец Роберт Гаррет, который впервые увидел, как метают диск, за несколько дней до соревнований. Он же выиграл и толкание ядра; заняв помимо этого 2-е место в прыжках в высоту, он стал самым титулованным легкоатлетом Игр.
В 1921 году Международный олимпийский комитет (МОК) принял решение на проведение "Недели зимнего спорта", которая должна была пройти в 1924 году в Шамони (Франция). На основании этого решения и состоялись I Зимние Олимпийские игры. Они, как и было решено МОК, проходили в городе Шамони (Франция) с 25 января по 5 февраля 1924 года. Вступительную речь на открытии «Недели зимнего спорта», произнес Гастон Видаль. В этих Играх приняли участие 293 спортсмена из 16 стран. Из них: мужчин - 282, женщин - 11 . Было разыграно 16 комплектов наград в 9 видах спорта. Старинный горнолыжный курорт Шамони был выбран столицей первой Белой Олимпиады неслучайно. Долина Шамони расположена между массивом Монблана и массивом Эгюй Руж. Здесь один из самых протяженных спусков в Альпах — легендарная Белая долина, мечта горнолыжника.
В первых трех Олимпиадах современности Россия участия не принимала. На IV Олимпийские игры в Лондон россияне поехать смогли, но в индивидуальном порядке, так как в стране своего Олимпийского комитета не было. На олимпиаду приехали 8 человек, которые выступали в фигурном катании на коньках, борьбе, легкой атлетике и велоспорте. Результат - золотая и две серебряные медали. Николай Александрович Панин-Коломенкин стал первым российским олимпийским чемпионом, победив в фигурном катании. Н. Орлов и А. Петров завоевали серебряные медали в борьбе. Успешно выступили и другие россияне. Это была последняя олимпиада, на которой разыгрывались медали по летним и зимним видам спорта одновременно.
Успех россиян не остался незамеченным, и в марте 1911 года в России наконец-то был создан Национальный олимпийский комитет. Председателем комитета был избран действительный статский советник Вячеслав Измайлович Срезневский. По указанию императора возглавил подготовку к олимпиаде командующий гвардией великий князь Николай Николаевич. В руководстве комитета и в олимпийской команде оказалось много офицеров, особенно широко они были представлены в стрельбе, гимнастике, конном спорте.
В Стокгольм приехала команда из 178 спортсменов и около 50 представителей от спортивных и других организаций, во главе с командиром лейб-гвардии Гусарского Его величество полка генерал-майором Владимиром Воейковым. Россияне планировали выступить в 16 видах спорта, где разыгрывались 102 комплекта наград. Но результат их выступлений оказался удручающим. Россия вместе с Австрией поделила 15-е общекомандное место. Выступление россиян известный писатель Александр Куприн окрестил «Спортивной Цусимой» - образно, но, по сути, верно.
Конечно, были и удачные выступления. Серебряную медаль получил борец греко-римского стиля 27-летний эстонец Мартин Клейн. В полуфинале он противостоял трехкратному чемпиону мира из Финляндии Альфреду Асикайнену. Их поединок продолжался почти 10 часов. Победа по очкам была присуждена Клейну, но он до такой степени обессилил, что бороться в финале со шведом Классом Юханссоном уже не смог. Хорошо выступили в командном турнире российские стрелки из дуэльного однозарядного пистолета, показав второй результат. Серебряными призерами стали Амос де Кош, подпоручик Семеновского полка Николай Мельницкий, хорунжий Сводного казачьего полка Павел Войлошников, подпоручик Московского полка Георгий Пантелеймонов. Близки к медалям были стрелки из револьвера и пистолета, в этих соревнованиях выступал первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин. Кроме того, россияне заняли три третьих места, но бронзовых наград получили только две. «Бронзу» завоевал в стендовой стрельбе Гарри Блау. С еще одной медалью историки спорта все-то не могут определиться. В одних источниках её обладателем стал яхтсмен Александр Вышеградский, а в других - экипаж яхты «Галлия II» в составе Иосифа Шомакера, Эспера Белосельского, Эрнеста Браше, Николая Пушницкого, Александра Родионова, Филиппа Штрауха и Карла Лидхольма. Формально «бронзу» завоевал и гребец Михаил Кузик. Но ему и его сопернику в борьбе за бронзовую медаль канадцу Эверхарду Батлеру устроители соревнований медали вручать не стали, хотя и объявили их обоих занявшими третье место.
Несмотря на то, что первый официальный олимпийский блин вышел для России комом, выступление в Стокгольме оказало громадное влияние на развитие российского спорта. Это было первое и последнее выступление сборной Российской империи на Олимпийских играх. Только в 1952 году «эстафету» смогли подхватить советские спортсмены. Тогда в Хельсинки выступление советской сборной стало не просто успешным, а триумфальным - 38 золотых, 53 серебряных и 15 бронзовых медалей.
Список многократных Российских чемпионов Олимпийских игр
Спортсмен | Страна | Вид спорта | Олимпиады | Золото | Серебро | Бронза | Всего |
1956—1964 | 9 | 5 | 4 | 18 | |||
1972—1980 | 7 | 5 | 3 | 15 | |||
1956—1964 | 7 | 4 | 2 | 13 | |||
1952—1956 | 7 | 3 | 1 | 11 | |||
1992—1994 | 6 | 3 | 0 | 9 | |||
1960—1964 | 6 | 0 | 0 | 6 | |||
1956—1964 | 5 | 2 | 3 | 10 | |||
1992—1998 | 5 | 1 | 1 | 7 | |||
1976—1980 | 5 | 1 | 0 | 6 | |||
2004—2012 | 5 | 0 | 0 | 5 | |||
1976—1992 | 4 | 5 | 1 | 10 | |||
1992—2000 | 4 | 5 | 0 | 9 | |||
1968—1976 | 4 | 3 | 2 | 9 | |||
1996—2000 | 4 | 2 | 6 | 12 | |||
1972—1980 | 4 | 2 | 2 | 8 | |||
1972—1976 | 4 | 2 | 0 | 6 | |||
1968—1976 | 4 | 1 | 1 | 6 | |||
1968—1980 | 4 | 1 | 1 | 6 | |||
1988 | 4 | 1 | 0 | 5 | |||
1956—1964 | 4 | 1 | 0 | 5 | |||
1952—1956 | 4 | 1 | 0 | 5 | |||
1980—1984 | 4 | 1 | 0 | 5 | |||
1968—1980 | 4 | 1 | 0 | 5 | |||
1992—2004 | 4 | 0 | 1 | 5 | |||
2004—2008 | 4 | 0 | 0 | 4 | |||
1976—1980 | 4 | 0 | 0 | 4 | |||
1980—1988 | 4 | 0 | 0 | 4 |
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
- Что такое самоконтроль и из чего он состоит?
- Зачем физкультурнику и спортсмену систематически вести дневник?
- Какие показатели характеризуют хорошее состояние здоровья?
- Какие способы подсчета пульса применяются в физ. воспитании?
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья. Самоконтроль состоит из простых общедоступных приемов наблюдения складывается из учета субъективных показателей (самочувствия, сна, аппетита, желания тренироваться, переносимости нагрузок и т.д.) и объективных показателей (веса, пульса, спирометрии, частоты дыхания, артериального давления, динамометрии). Самоконтроль необходимо вести во все периоды тренировки и даже во время отдыха. Самоконтроль имеет не только воспитательное значение, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и общественной гигиены, режима учебы, труда, быта и отдыха. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля.
Субъективные показатели самоконтроля
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля.
Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности.
Определить ЧСС должен уметь каждый. Подсчитывать ее можно в разных точках тела: на лучевой артерии в нижней части предплечья, там где проходит граница с костью в районе большого пальца, на сонных артериях, расположенных по обе стороны от хрящей, образующих горло, на висках у самого входа в слуховые отверстия или приложив ладонь к левой стороне груди, где хорошо слышно биение сердца. Не надо только, измеряя пульс на предплечье, пользоваться большим пальцем, так как им, самым сильным и самым нечувствительным из пяти, очень часто невольно пережимают лучевую артерию и удивляются, что пульса неслышно. По правилам, на ложбинку, где проходит эта артерия легко накладываются сверху три пальца другой руки — указательный, средний и безымянный. Осторожно перебирая этими пальцами, нетрудно обнаружить пульсовые биения даже в тех случаях, когда они почему либо ослаблены.
В практике многие подсчитывают ЧСС в течение 10 секунд и полученную цифру умножают на 6 так как пульс по правилам медицины принято измерять числом ударов в одну минуту. В тех случаях, когда не требуется особой точности, а время для измерения сведено к минимуму, можно ограничиться подсчетом ударов пульса за 6 секунд (по Меллерович) и гораздо быстрее, чем при умножении на 6 вычислить ЧСС за одну минуту.
Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха.
Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла. Диастолическое давление (мин) -определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
Ведение дневника самоконтроля.
Результаты самоконтроля рекомендуется фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы была возможность их периодически анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости от умственной работы или физической тренировки, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность.
Самонаблюдения, отражаемые в дневнике самоконтроля, могут быть подробными и состоять из 15-20 показателей и более, но могут быть и краткими - из 5-8 показателей. Эти показатели должны быть наиболее информативными с учетом вида спорта или формы занятий. Например, при ведении дневника студентами-спортсменами, занимающимися силовыми видами спорта (тяжелая атлетика, борьба, бокс), вместе с другими показателями наибольшее внимание должно быть обращено на контроль за массой тела и развитием силы. Представителям циклических видов спорта (бег, лыжные гонки, плавание и др.) необходимо тщательно контролировать частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких, а также показатели развития выносливости. Студентам, занимающимся физическими упражнениями по учебной программе организованно или самостоятельно в оздоровительных целях.
Кроме показателей, указанных в примерной форме дневника, необходимо периодически дополнительно отмечать результаты наблюдения за ростом, жизненной емкостью легких и физической подготовленностью не реже одного раза в семестр. За весом, окружностью грудной клетки, за развитием силы и состоянием дыхательной системы (пробы Штанге и Генчи) - один раз в месяц.
Физическая культура и олимпийское движение в России.
- В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного строя до XVII В.?
- Назовите особенности развития физической культуры в России XVIII-XIX?
- Когда был создан Российский олимпийский комитет и какая организация представляет сегодня Россию в МОК?
Древнерусские письменные и иные источники свидетельствуют, что корни физической культуры уходят в далекое прошлое. Наши древние предки использовали в быту и в военном деле такие физические упражнения, как бег, прыжки, ходьба на лыжах, плавание, различные виды борьбы, кулачные бои, стрельба излука, верховая езда. Некоторые из этих видов физических упражнений впоследствии стали неотъемлемой частью народной культуры.
По мере развития общества одни виды физических упражнений стали использоваться знатью, другие — простым народом. Это способствовало оформлению, с одной стороны, народной физической культуры, а с другой стороны — физической культуры, распространенной среди привилегированных слоев общества.
Самобытность восточных славян в физическом воспитании проявлялась в проведении по праздникам так называемых игрищ. В них были и состязания в прыжках, борьбе, кулачных боях, в беге, в стрельбе из лука, верховой езде и др. Наряду с такими состязаниями одновременно проводились и игры в городки, «горелки». В зимнее время люди ходили на лыжах. Дворяне широко использовали в физическом воспитании верховую езду, сражения с применением холодного оружия (шпаги, рапиры, сабли), стрельбу из лука и т.д.
В XVII в. русские просветители отстаивали позиции единства умственного и физического развития человека.
В начале XVIII в. подъем русской науки и культуры, педагогики, анатомии и медицины способствовал дальнейшему развитию научно-педагогических основ физического воспитания. Так, русский просветитель Н.И.Новиков (1744—1818) в последней четверти XVIH в. в педагогических сочинениях рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Попечение о своем теле он считал главной из всех забот.
Через все суждения И.Н. Новикова о воспитании человека проходит мысль о необходимости физического воспитания с первых дней жизни человека, с его младенческого возраста. Процесс физического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. При этом особое внимание уделяется закаливанию организма и контролю за правильной осанкой детей.
Вторая половина XVIII в. стала важным периодом в развитии идеи физического воспитания народа. Физическое воспитание рассматривается как часть всестороннего воспитания. Физической культуpe уделялось серьезное внимание всеми народами, проживающими в России, поэтому у многих так популярны были разнообразные подвижные игры, которые возникли еще в далеком прошлом.
Проблемы физического воспитания в России во второй половине XIX — начале XX в. занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов и ученых.
Значительное внимание вопросам физического воспитания уделял известный русский хирург Н.И.Пирогов (1810—1881). Особая его заслуга в том, что в ряде своих работ он впервые говорит о необходимости применения в школах научно обоснованной системы физического воспитания, которой тогда в России не существовало.
Много внимания уделил этому вопросу выдающийся педагог К.Д.Ушинский (1824—1870/71). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Педагог, не знающий этих дисциплин, не может правильно осуществлять сложный процесс воспитания. Научно обоснованное воспитание во много раз эффективнее будничного воспитания. Процесс умственного воспитания виделся им в неразрывной связи с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям.
П. Ф. Лесгафт, как и его предшественники, в частности и Е. А. Покровский, большое внимание в физическом воспитании уделял подвижным играм. Процесс воспитания, по его представлению, должен начинаться в семье и продолжаться в школе, чтобы ребенок мог приобрести «...опытность справляться с препятствиями, которые встречаются в жизни». В занятиях подвижными играми он видел также возможность приобретения ребенком самостоятельности в действиях, основанной на личной инициативе, благодаря которой у человека вырабатывается твердый характер и большая сила воли.
Положительно относясь к подвижным играм, он рекомендовал выбирать из них те, которые наиболее подходят к цели, поставленной преподавателем. Игры должны оказывать благотворное влияние на психику и физическое состояние ребенка. В своих научных трудах П.Ф.Лесгафт уделял внимание не только физическому, но и гармоничному воспитанию человека. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, поэтому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, т.е. с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. Принцип осознанности при обучении физическим упражнениям, по мнению П.Ф.Лесгафта, является необходимым условием для гармонического развития личности; осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании П.Ф.Лесгафт рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Он обращал особое внимание на то, что гармоничное развитие — длительный и последовательный процесс, связанный с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей.
Особую роль в физическом воспитании П.Ф.Лесгафт отводил преподавателям. Они должны не только регулировать и направлять учебный процесс, но и быть примером для воспитанников, иметь хорошую выправку, следить за своей внешностью, заниматься своим телом и производить своей внешностью благоприятное впечатление.
Одним из единомышленников барона Пьера де Кубертена, собравшего первый состав Международного олимпийского комитета в 1894 г. стал Алексей Дмитриевич Бутовский, служивший в то время в главном управлении учебных заведений Российской империи.
Военный педагог Алексей Дмитриевич Бутовский закончил Николаевскую инженерную академию, был репетитором военных наук в Петровско-Полтавском кадетском корпусе и воспитателем одной из Санкт-Петербургских военных гимназий. Успев послужить и в регулярных войсках, и принять участие в нескольких боевых операциях, Бутовский все более убеждался в важности и необходимости физического воспитания будущих офицеров и стал инициатором введения в гимназии занятий по фехтованию и гимнастике, а также читал лекции по теории и методике «телесных упражнений».
Поворотной точкой не только жизни Алексея Бутовского стал 1888 год. Его назначение, к тому моменту уже популярного и известного за рубежом педагога и теоретика, на должность «члена комиссии при Министерстве просвещения для разработки вопроса о преподавании военной гимнастики в гражданских учебных заведениях» послужило началом развития спорта в стране. Бутовский опубликовал несколько десятков научных работ по истории спорта, стал членом МОК и первым россиянином, попытавшимся организовать Олимпийский комитет России.
После 1917 года Российский олимпийский комитет был упразднен, но спорт в СССР продолжал жить и развиваться – пусть и своими, часто уникальными путями. В 1918 году было образовано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии, имевшее в своем составе отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и допризывников.
В 1950 году Оргкомитет Олимпийских игр в Хельсинки прислал в Москву официальное приглашение участвовать в предстоящих Играх, и оно было принято. 23 апреля 1951 года в Москве состоялось учредительное собрание, на котором был основан Олимпийский комитет СССР.
Через день на первой полосе парижского еженедельника «Мируар спринт» появился огромный заголовок:
«Вся спортивная печать сообщает большую и хорошую новость: Советский Союз создал Олимпийский комитет. Этот факт значительно повышает интерес к предстоящим Играм в Хельсинки».
Ситуация в мире в конце 80-х — начале 90-х была крайне напряженная: окончание войны в Афганистане, падение Берлинской стены, объединение Германии, распад Советского Союза и многое другое. Разумеется, такая нестабильность не могла не сказаться на ситуации в мире спорта, особенно, когда одна из самых мощных мировых держав распадается на независимые государства. 1 декабря 1989 года в Москве состоялся учредительный съезд, на котором был сформирован Всероссийский олимпийский комитет и приняты основные положения его функционирования, многие из которых действуют и сейчас.
Название Олимпийский комитет России ВОК получил в августе 1992 года, а в сентябре 1993 года сессия Международного олимпийского комитета объявила о полном признании Олимпийского комитета России (до этого момента ОКР имел временное признание МОК). В настоящее время Олимпийский комитет России объединяет 45 федераций по летним и зимним олимпийским видам спорта. Кроме этого, в ОКР входят общероссийские спортивные объединения, общественные олимпийские академии, общероссийские общественно-государственные физкультурно-спортивные объединения, содействующие развитию олимпийского движения в России, пропаганде физической культуры и спорта.
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями.
Гигиена физического воспитания и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся: условий внешней среды, в которых протекают занятия физическими упражнениями; организации и содержания занятий физическими упражнениями; объема и интенсивности физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями; характера питания; технического оснащения и экипировки спортсменов.
На основе изучения влияния этих факторов разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила. Они обеспечивают создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышения их оздоровительной эффективности, общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов без ущерба здоровью занимающихся.
Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
● оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
● рациональное питание;
● оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
● закаливание.
История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).
В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.
Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII—XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая деятельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем — доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П. Ф. Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию».
П. Ф. Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.
Ближайшим последователем Лесгафта был В. В.Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.
В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.
Особенно большое значение для развития гигиены физического воспитания и спорта имело создание кафедр гигиены в двух старейших институтах физической культуры России, которые возглавили: в Институте им. П. Ф. Лесгафта — А. Ф.Сулима-Самойло (1919) и в Центральном институте — В. Е.Игнатьев (1920), одновременно бывшие и первыми ректорами этих институтов.
С 1930 по 1942 г. кафедрой гигиены в Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта руководил В. А. Волжинский. Именно его труды послужили научно-методической основой курса гигиены в институтах физической культуры и научной работы в этой области. В. А. Волжинский сформулировал задачи, содержание гигиены как учебной дисциплины. Им был написан первый учебник гигиены для физкультурных учебных заведений.
В Институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта научные исследования в области гигиены физического воспитания и спорта проводились также и на кафедре физического развития детей, возглавляемой крупным специалистом дошкольной гигиены Л. И. Чулицкой. Широкие исследования проводились и в существовавшей в 30-х годах XX в. гигиенической лаборатории этого же института. Ею руководил крупнейший ученый в области гигиены физического воспитания и спорта Алексей Алексеевич Минх. Он же возглавил в 1947 г. кафедру гигиены в Центральном институте физической культуры.
В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А. Г. Сухарева и Л. И. Абросимовой. Сотрудниками отдела разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп, обосновано применение различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.
В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.
Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
В последние годы получены ценные научные данные, позволяющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных, половых и профессиональных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся, климатических и других внешних факторов.
Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности всей системы физического воспитания.
Реализация оздоровительного принципа физического воспитания возможна лишь при условии, что педагог по физической культуре, тренер по виду спорта будут знакомы с основными положениями гигиены и усвоят, по выражению Ф. Ф. Эрисмана, «гигиенический способ мышления».
Только зная о возможном неблагоприятном воздействии сниженной или избыточной двигательной активности, недостаточной или избыточной физической нагрузки, нерационального питания и режима тренировочных занятий, неудовлетворительных условий проведения тренировок, можно получить нужный результат от занятий физическими упражнениями.
Таким образом, студентам факультетов физической культуры и преподавателям физического воспитания, тренерам необходимы знания основ гигиены для правильной организации занятий физическими упражнениями, нормирования физических нагрузок, организации и материально-технического обеспечения тренировочного процесса в отдельных видах спорта, питания занимающихся и т. д.
Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.
История возникновения гигиены в физическом воспитании и спорте насчитывает сотни лет, однако то что мы понимаем как институт спорта и физического воспитания возник относительно недавно. Но уже в далекой древности делались учеными попытки рассматривать физическое воспитание в качестве средства для оздоровления. Для этого помимо физических упражнений использовались разные общеукрепляющие гигиенические средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы самоконтроля при занятиях физической культурой
Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и тренировочной направленности. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развити...
Самоконтроль при выполнении физических упражнений и занятиях спортом
Данная статья содержит информацию о самоконтроле при выполнении физических упражнений. В ней рассматриваются субъективные и объективные показатели самоконтроля....
Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при занятиях физическими упражнениями
Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при самостоятельных занятиях физическими упражнениями....
Контрольно – измерительные материалы по разделу «Что вам надо знать: Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями».
Контрольно – измерительные материалы по разделу «Что вам надо знать: Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями»....
Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
Самоконтроль при выполнении физических упражнений на уроке....
Тест по теме "Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями"
Тест содержит вопросы по самоконтролю при занятиях физическими упражнениями....