Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
статья по теме
Предварительный просмотр:
В.И. Соломонов – тренер-преподаватель по борьбе дзюдо ГБОУ Республики Хакасия ДОД КСДЮСШОР;
С.А. Иванов - тренер-преподаватель по борьбе дзюдо ГБОУ Республики Хакасия ДОД КСДЮСШОР.
Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
Сильнейшим в спортивном поединке оказывается сиортсмен, наиболее подготовленный психологически, с устойчивой соревновательной мотивацией, направленной на достижение успеха. При этом данному психологическому фактору при подготовке борцов-дзюдоистов не уделяется должного внимания в силу недостаточной разработанности проблемы спортивной мотивации. В результате соревновательная деятельность дзюдоистов характеризуется как недостаточно высокая. Представление психики как «программиста и организатора» деятельности спортсмена дает возможность глубже понять закономерности результативности спортивной деятельности и обеспечить подготовку спортсмена к выполнению двигательных действий в соревновательной обстановке. На основе своевременного развития спортивной мотивации с соответствующей структурой у занимающихся спортом (дзюдо) можно добиться планируемой результативности в соревнованиях (А.П. Шумилин, Е.Г. Бабушкин).
Соревновательные условия в спортивной борьбе стимулируют возникновение у спортсменов состояния нервно-психического напряжения, существенно отличающегося от тренировочного. Воздействие соревновательных факторов на спортсменов индивидуально и во многом определяется личностными особенностями: нервных процессов, способностей, мотивации (P.M. Найдиффер, Б.А. Вяткин, А.А. Красников и др.). Результативность соревновательной деятельности определяется психической надежностью спортсмена, одной из составляющих которой является мотивационно-энергетический компонент (В.Э. Мильман).
На основании результатов исследования составляющих компонентов спортивной мотивации дзюдоистов различной квалификации, их влияние на результативность соревновательной деятельности, а так же анализа специальной литературы нами была разработана методика формирования спортивной мотивации у юных дзюдоистов.
Основные направления в формировании спортивной мотивации у юных дзюдоистов сводятся к следующему:
- Систематический анализ соревновательной деятельности спортсменов с поиском причин успехов и неудач и обоснование путей предотвращения неудачных выступлений.
- Развитие у спортсменов результативности (как качества личности) спортивной (тренировочной и соревновательной) деятельности.
- Формирование у спортсменов адекватной самооценки и планирование на основе этого соревновательных целей.
- Формирование у спортсменов оптимального соотношения тренировочной и соревновательной мотивации.
- Формирование у спортсменов мотивации на достижение успеха.
- Обеспечение положительного эмоционального фона на тренировках и соревнованиях.
- Формирование благоприятных межличностных отношений в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером.
- Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.
Основное содержание в методике составили мотивационные тренинги, адаптированные нами к работе с дзюдоистами: тренинг внутренней мотивации, тренинг личностной причинности, тренинг мотивации достижения, тренинг причинных схем. Особое внимание в работе уделялось формированию благоприятных межличностных отношений в группе. При работе с юными дзюдоистами учитывались индивидуально-психологические особенности: темперамент, самооценка, личностная тревожность. В качестве остальных средств использовались общеизвестные в педагогике средства, приемы, методы (беседа, убеждение, внушение).
Проведенные исследования результативности соревновательной деятельности борцов различной квалификации и особенностей спортивной мотивации позволяет рекомендовать тренерам, работающим с юными дзюдоистами, следующее:
1. Рассматривать спортивную мотивацию как один из основных факторов, обусловливающих рост спортивного мастерства дзюдоистов. Между спортивной мотивацией и результативностью спортсмена существует двусторонняя связь. Повышая результативность спортсмена, тренер тем самым укрепляет спортивную мотивацию; работая над укреплением спортивной мотивации, тренер тем самым повышает результативность соревновательной деятельности спортсмена.
2. Ослабление соревновательной мотивации дзюдоистов обусловливается низкой результативностью спортсмена. В этой связи при поиске причин низкой результативности спортсмена необходимо проанализировать структуру и выраженность составляющих спортивной мотивации. Для изучения характера спортивной мотивации могут быть использованы анкеты, опросники.
3. Основное содержание работы по формированию спортивной мотивации у юных дзюдоистов рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
- систематически анализировать соревновательную деятельность спортсменов с поиском причин успехов и неудач;
- развивать у юных спортсменов результативность деятельности как качество личности;
- формировать у юных спортсменов адекватную самооценку и планировать соревновательные цели с учетом самооценки своей подготовленности;
- формировать у спортсменов оптимальное соотношение тренировочной и соревновательной мотивации: к окончанию этапа углубленной спортивной специализации укреплять соревновательную мотивацию;
- в структуре соревновательной мотивации большее внимание уделять формированию у спортсменов мотивации на достижение успеха;
- обеспечить положительный эмоциональный фон на тренировках и соревнованиях;
- учитывая важность общения для подросткового возраста, необходимо формировать благоприятные межличностные отношения в тренировочных группах между спортсменами и между спортсменами и тренером;
- добиваться благоприятного педагогического сотрудничества тренера и спортсменов.
4. Эффективными средствами при формировании спортивной мотивации у дзюдоистов являются мотивационные тренинги: тренинг достижений, тренинг причинных схем, тренинг личностной причинности, тренинг внутренней мотивации. Главным участником в этих тренингах является сам спортсмен.
5. При формировании спортивной мотивации у юных дзюдоистов необходимо опираться на следующие личностные особенности: темперамент, самооценку, личностную тревожность, психическую надежность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе.
Педсовет Пути формирования мотивации достижения успеха у школьников в образовательном процессе....
« Использование игровых методов на уроках английского языка как средство повышения мотивации достижения успехов у учащихся ».
Моя методическая проблема....
Соревновательная мотивация, как способ достижения успеха юных дзюдоистов
Практические рекомендации в вопросах достижения успеха юных дзюдоистов...
Исследование влияния мотивации на достижение успеха старшеклассников в преодолении школьных трудностей. 2013 год.
В настоящее время при активном процессе модернизации образования уделяется большое внимание качеству образовательного процесса, которое во многом связано с желанием учеников хорошо учиться и их психоф...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"
Методическое сообщение на тему "Как сформировать мотивацию достижения успеха у школьников в образовательном процессе"...
WORLDSKILLS RUSSIA КАК ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСПЕХОВ
Результаты участия в WorldSkills Russia 2015 по компетенции Web-дизайн....