Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» для учащихся 7 - 8 класса
рабочая программа по физкультуре (7, 8 класс)
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
«Легкая атлетика»
для учащихся 7 - 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneur_legkaya_atl.doc | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
«Легкая атлетика»
для учащихся 7 - 8 класса
2022-23 учебный год
Составлено учителем
физической культуры
Садретдиновым И.М.
г. Нижневартовск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. от 31.12.2021);
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности» Легкая атлетика» для учащихся 5-8 класса разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов.
Основные задачи:
1.Оздоровительная задача.
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование физического развития.
2.Образовательная задача.
- Обучение основам техники;
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой.
- Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа «Легкая атлетика» направлена на реализацию следующих принципов:
- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.
- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о легкой атлетике и ее роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:
- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).
Место программы в учебном плане.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-8 класса. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 1 раза в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, стадион.
Особенности набора детей – учащиеся 5-8 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).
Количество обучающихся – 6-15 человек.
Формы занятий – в форме урока или тренировочного занятия.
Формы контроля – опрос, тесты-практикумы.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
Программный материал | Количество часов | |
1 | Теоретические сведения | 1 |
2 | Техника бега | 10 |
3 | Общефизическая подготовка | 5 |
4 | Специально физическая подготовка | 4 |
5 | Подвижные и спортивные игры | 12 |
Контрольные испытания | 2 | |
6 | итого | 34 |
Содержание программы.
Легкая атлетика - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия легкой атлетикой улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Легкая атлетика требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
- Основы знаний.
- Общая физическая подготовка.
- Специальная подготовка.
- Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по легкой атлетике, способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
- Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
- Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.
Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.
- Значение легкой атлетики в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
- Место и время проведения общеразвивающих и специальных
упражнений во время тренировочных занятий. - -Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов спорта.
- Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее
физическое воспитание и развитие основных физических качеств: - Для развития силы - упражнения с предметами и без предметов,
снарядах и со снарядами в парах. - Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной
реакции, разновидности спортивных и подвижных игр. - Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
интенсивности. - Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими
требованиями к координации и амплитуде движений.
Планируемый результат освоения программы «Легкая атлетика».
ЛИЧНОСТНЫЕ.
- положительное отношение к систематическим занятиям легкой атлетикой;
- понимание роли легкой атлетики в укреплении здоровья.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научаться:
- Рассказывать об истории развития легкой атлетики в России;
- Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
- Технически правильно выполнять двигательные действия в легкоатлетических упражнениях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
- Понимать цель выполняемых действий
- Овладеют техникой бега.
- Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 – а класс
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Часы |
Сентябрь | |||
1 | Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания. | 1 | |
2 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ,. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 1 | |
3 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, техника старта, передвижение. ОРУ . Футбол. Бег с высоким подниманием бедра, сзах захлестыванием | 1 | |
4 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс. | 1 | |
Октябрь | |||
5 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки. | 1 | |
6 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем, техника бега по прямой. | 1 | |
7 | Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами. Техника бега. | 1 | |
8 | Упр. на осанку, Упр. С набивными мячами. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, изучение прыжков в шаге. | 1 | |
Ноябрь | |||
9 | Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, Бег с высоким подниманием бедра. Подскоки,скорость 10 по 30метров. | 1 | |
10 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед. | 1 | |
11 | Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге. | 1 | |
12 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног. | 1 | |
Декабрь | |||
13 | Техника легкоатлетического бега на короткие дистанции, ОРУ, упражнения на пресс. | 1 | |
14 | Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
15 | Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции. | 1 | |
16 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
Январь | |||
17 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
18 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения. | 1 | |
Февраль | |||
19 | Медленный бег, разновидность бега. Беговые упражнения, тактика л/атлетического бега. | 1 | |
20 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
21 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины. | 1 | |
22 | Медленный бег, разновидность бега. Подвижные игры с элементами бега, прыжков, на координацию движения. | 1 | |
Март | |||
23 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 1 | |
24 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол. | 1 | |
25 | Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения. | 1 | |
26 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
Апрель | |||
27 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры. | 1 | |
28 | Медленный бег, разновидность бега. Специальные беговые упражнения. Техника кроссового бега. | 1 | |
29 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега. | 1 | |
30 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. | 1 | |
Май | |||
31 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Повторный бег в подъем и по прямой. | 1 | |
32 | Медленный бег, разновидность бега. Повторный и переменный бег, прыжки в пологий подъем. | 1 | |
33 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. | 1 | |
34 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. Контрольные испытания. | 1 | |
Итого 34 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 – а класс
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Часы |
Сентябрь | |||
1 | Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания. | 1 | |
2 | Равномерный бег 500 метров, ОРУ на развитие общей выносливости | 1 | |
3 | Бег 30 метров (2-3)повторения | 1 | |
4 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс. | 1 | |
Октябрь | |||
5 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки. | 1 | |
6 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем,техника бега по прямой. | 1 | |
7 | Медленный бег, разновидность бега. ОФП с набивными мячами.Техника бега. | 1 | |
8 | Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости | 1 | |
Ноябрь | |||
9 | Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости. | 1 | |
10 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед. | 1 | |
11 | Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге. | 1 | |
12 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног. | 1 | |
13 | Бег 60 метров (3-4 повторения) | 1 | |
14 | Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
15 | Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции. | 1 | |
16 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
Январь | |||
17 | Стартовые ускорения (4-5 повторений) 15-20 м; (низкий старт). | 1 | |
18 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения. | 1 | |
Февраль | |||
19 | Равномерный бег до 12 мин., до 14 мин. Стоя толкание одной рукой на дальность (медбол 3 кг) | 1 | |
20 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
21 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины. | 1 | |
22 | Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа | 1 | |
Март | |||
23 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | 1 | |
24 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол. | 1 | |
25 | Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения. | 1 | |
26 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики. | 1 | |
Апрель | |||
27 | Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры. | 1 | |
28 | Метание м/мяча (150 г.) на дальность с 5-6 шагов разбега совершенствование | 1 | |
29 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега. | 1 | |
30 | Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. | 1 | |
Май | |||
31 | Техника длительного бега в равномерном темпе до 12-15 минут 10-12 повторений | 1 | |
32 | Бег на 1000 метров без учета времени | 1 | |
33 | Челночный бег с преодолением препятствий, с ведением и без ведения мяча (совершенствование) | 1 | |
34 | Прыжковые упражнения, прыжки по разметкам, подскоки, тройной прыжок с места. (закрепление) | 1 | |
Итого 34 ч. |
Материально-техническое обеспечение.
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
1. Стартовые колодки. 2 штуки
2. Эстафетные палочки. 4 штуки
3. Гимнастическая стенка 3 пролета
4. Гимнастические маты 4 штуки
5. Скакалки 12 штук
6. Мячи футбольнык 2 штуки.
7. Мячи набивные (масса 1кг) 5 штук
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
- Основы истории развития л/атлетики в России;
- Сведения о строении и функциях организма человека;
- Правила проведения соревнований в л/атлетике.
- Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
- Строевые упражнения;
- Гимнастические упражнения;
- Легкоатлетические упражнения;
- Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
- Упражнения для привития навыков быстроты, выносливости, скорости.
- Подвижные игры;
- Упражнения для развития прыгучести;
- Упражнения для развития качеств, необходимых для освоения техники бега.
- Упражнения для развития качеств, необходимых для освоения технических видов л/атлетики.
Техника бега.
- Освоение специальных беговых упражнений.
- Освоение техники бега на короткие и длинные дистанции.
Тактика бега.
- Тактические действия при общем старте на длинные дистанции.
Практическая часть.
- Соревнования по л/атлетике.
- Соревнования по кроссу.
Контрольные нормативы
теоретическая часть
- Правила соревнований
практическая часть:
- Соревнования по л/атлетике.
- Соревнования по кроссу, по техническим видам спорта.
Физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Мальчики | Девочки |
1 | Бег 30м с высокого старта (с) | 5,7 | 6,0 |
2 | Бег 30м (6х5) (с) | 12,0 | 13,0 |
4 | Прыжок в длину с места (см) | 160 | 150 |
5 | Прыжок вверх с места толчком двух ног (см) | 40 | 35 |
7 | Метание набивного мяча (1кг) из-за головы двумя руками (м): сидя стоя | 5.0 7.0 | 4.0 6.0 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (виды испытаний) | Качественный показатель |
1 | Техника пробегание коротких отрезков. | Бег с носка, на стопе. |
2 | Вынос колена и постановка стопы. | Частота движения. |
3 | Захлест голени. | Частота движения. |
Список литературы
- Л/атлетика в школе. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Москва«Просвещение»,1989г.
- Внеурочная деятельность учащихся. Л/атлетика. - Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,
- Москва «Просвещение»2011г.
- Л/атлетика Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 1983г
- Л/атлетика. Программа для СДЮШОР. Москва «Советский спорт» 2003г
- Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ. Воспитание» В.Д. Ковалева – Москва«Просвещение» 1988г.
- Урок физкультуры в современной школе – Москва«Физкультура и спорт» 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Волейбол» для учащихся 3 класса Составлено учителем физической культуры Михеевой Ольгой Николаевной с. Исаклы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области «...
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Баскетбол » для обучающихся 5 класса
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное раз...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 5 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 5 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 6 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 6 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 7 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 7 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 8 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 8 класса...