Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Легкая атлетика» для учащихся 7 - 8 класса
рабочая программа по физкультуре (7, 8 класс)

Садретдинов Ильнур Мусагитович

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 спортивно-оздоровительной направленности

«Легкая атлетика»

для  учащихся 7 - 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_legkaya_atl.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 внеурочной деятельности

 спортивно-оздоровительной направленности

«Легкая атлетика»

для  учащихся 7 - 8 класса

2022-23 учебный год

Составлено учителем

физической культуры

                                                                                                                 Садретдиновым И.М.        

г. Нижневартовск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в ред. от 31.12.2021);

Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности» Легкая атлетика» для учащихся 5-8 класса разработана на основе:

- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И.  Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и мета предметных результатов.

Основные задачи:

1.Оздоровительная задача.

  • Укрепление здоровья.
  • Совершенствование физического развития.

2.Образовательная задача.

  • Обучение основам техники;
  • Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
  • Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

3.Воспитательная задача.

  • Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям легкой атлетикой.
  • Воспитание моральных и волевых качеств.

Программа «Легкая атлетика» направлена на реализацию следующих принципов:

- принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.

-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач.

-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей.

- принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.

Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностные результаты:

- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике и ее роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределятьсвоё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

  • потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
  • умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
  • спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
  • стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Место программы в учебном плане.

Программа     соответствует    федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-8 класса. Рассчитана  на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками. Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 1 раза в неделю.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка, стадион.

Особенности набора детей – учащиеся 5-8 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 6-15 человек.

Формы занятий – в форме урока или тренировочного занятия.

Формы контроля опрос, тесты-практикумы.

Годовое планирование учебно-тренировочного материала

Программный материал

Количество часов

1

Теоретические сведения

1

2

Техника бега

10

3

Общефизическая подготовка

5

4

Специально физическая подготовка

4

5

Подвижные и спортивные игры

12

Контрольные испытания

2

6

итого

34

Содержание программы.

Легкая атлетика - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия легкой атлетикой улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Легкая атлетика требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

В предложенной программе выделяются четыре раздела:

  1. Основы знаний.
  2. Общая физическая подготовка.
  3. Специальная подготовка.
  4. Примерные показатели двигательной подготовленности.

В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.

В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.

В разделе «специальной подготовки» представлен материал по легкой атлетике, способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:

  • Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
  • Нормативы по физической подготовке.

Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов, просмотр презентаций.

Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей и специальной подготовке.

Теоретические и практические занятия, общеразвивающие и специальные упражнения.

  • Значение легкой атлетики в общеобразовательной системе, общеразвивающих и специальных упражнений в системе общефизической подготовки.
  • Место   и   время   проведения   общеразвивающих   и   специальных
    упражнений во время тренировочных занятий.
  • -Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов спорта.
  • Общеразвивающие   упражнения, направленные   на   всестороннее
    физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
  • Для развития  силы - упражнения  с   предметами  и  без  предметов,
    снарядах и со снарядами в парах.
  • Для   развития   быстроты-упражнения   на   быстроту   двигательной
    реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
  • Для развития выносливости - длительный бег умеренной и переменной
    интенсивности.
  • Для   развития   ловкости    и    гибкости-упражнения   с   высокими
    требованиями к координации и амплитуде движений.

Планируемый результат освоения программы «Легкая атлетика».

            ЛИЧНОСТНЫЕ.

  • положительное отношение к систематическим занятиям легкой атлетикой;
  • понимание роли легкой атлетики в укреплении здоровья.

          ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научаться:

  • Рассказывать об истории развития легкой атлетики в России;
  • Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма
  • Технически правильно выполнять двигательные действия в легкоатлетических упражнениях.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
  • Понимать цель выполняемых действий
  • Овладеют техникой бега.
  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 – а класс

Наименование разделов и тем

Дата

Часы

Сентябрь

1

Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания.

1

2

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ,. Специально беговые упражнения, подвижные игры.

1

3

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, техника старта, передвижение. ОРУ . Футбол.  Бег с высоким подниманием бедра,    сзах

захлестыванием

1

4

Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс.

1

Октябрь

5

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки.

1

6

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем, техника бега по прямой.

1

7

Медленный бег, разновидность бега.   ОФП с набивными мячами. Техника бега.

1

8

Упр. на осанку, Упр. С набивными мячами. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, изучение прыжков в шаге.

1

Ноябрь

9

Медленный бег, разновидность бега, элементы гимнастики, Бег с высоким подниманием бедра. Подскоки,скорость 10 по 30метров.

1

10

Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед.

1

11

Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге.

1

12

Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног.

1

Декабрь

13

Техника легкоатлетического бега на короткие дистанции, ОРУ, упражнения на пресс.

1

14

Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики.

1

15

Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции.

1

16

Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами  л/атлетики.

1

Январь

17

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.

1

18

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения.

1

Февраль

19

Медленный бег, разновидность бега. Беговые упражнения, тактика л/атлетического бега.

1

20

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.

1

21

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины.

1

22

Медленный бег, разновидность бега. Подвижные игры с элементами бега, прыжков, на координацию движения.

1

Март

23

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры.

1

24

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол.

1

25

Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения.

1

26

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.

1

Апрель

27

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры.

1

28

Медленный бег, разновидность бега. Специальные беговые упражнения. Техника кроссового бега.

1

29

Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега.

1

30

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.

1

Май

31

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Повторный бег в подъем и по прямой.

1

32

Медленный бег, разновидность бега. Повторный и переменный бег, прыжки в пологий подъем.

1

33

Разновидность прыжков. ОРУ.

Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.

1

34

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега. Контрольные испытания.

1

Итого 34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 – а класс

Наименование разделов и тем

Дата

Часы

Сентябрь

1

Легкая атлетика - цели и задачи. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность бега. ОРУ, подвижные игры. Контрольные испытания.

1

2

Равномерный бег 500 метров, ОРУ на развитие общей выносливости

1

3

Бег 30 метров (2-3)повторения

1

4

Медленный бег, разновидность бега, ОРУ в парах, бег с захлестом голени. Кросс.

1

Октябрь

5

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с передачей эстафетной ппалочки.

1

6

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, забегание в подьем,техника бега по прямой.

1

7

Медленный бег, разновидность бега.   ОФП с набивными мячами.Техника бега.

1

8

Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости

1

Ноябрь

9

Равномерный бег на 800 метров, ОРУ на развитие общей выносливости.

1

10

Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Изучение низкого старта, подвижные игры, эстафеты на скорость бега, прыжками на одной ноге, бег спиной вперед.

1

11

Прыжок с разбега, с 3-х. 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Изучение прыжков в шаге.

1

12

Гимнастические упражнения, подвижные игры. Прыжки на лестнице на правой. левой, с двух ног.

1

13

Бег 60 метров (3-4 повторения)

1

14

Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Эстафеты с элементами л/атлетики.

1

15

Прыжок с разбега, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Техника бега на средние дистанции.

1

16

Медленный бег, разновидность бега. ОРУ .Беговые упражнения на месте, в движении, подвижные игры, эстафеты с элементами  л/атлетики.

1

Январь

17

Стартовые ускорения (4-5 повторений) 15-20 м; (низкий старт).

1

18

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, Беговые упражнения.

1

Февраль

19

Равномерный бег до 12 мин.,                  до 14 мин. Стоя толкание одной рукой на дальность (медбол 3 кг)

1

20

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.

1

21

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, упражнения на пресс, ноги, мышцы спины.

1

22

Прыжки в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре  лежа

1

Март

23

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, Эстафеты с элементами бега. Специально беговые упражнения, подвижные игры.

1

24

Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку, изучение высокого старта, передвижение. ОРУ. Футбол.

1

25

Медленный бег, разновидность бега ОРУ в парах, специальные беговые упражнения.

1

26

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами л/атлетики.

1

Апрель

27

Упр. на осанку, бег, метания. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные и спортивные игры.

1

28

Метание м/мяча (150 г.) на дальность с  5-6 шагов разбега

совершенствование

1

29

Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специальные беговые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами гимнастики и бега.

1

30

Разновидность прыжков. ОРУ. Специально прыжковые упражнения, подвижные игры эстафеты с элементами бега.

1

Май

31

Техника длительного бега в равномерном  темпе до 12-15 минут 10-12 повторений

1

32

Бег на 1000 метров без учета времени

1

33

Челночный бег с преодолением препятствий, с ведением и без ведения мяча (совершенствование)

1

34

Прыжковые упражнения, прыжки по разметкам, подскоки, тройной прыжок с места. (закрепление)

1

Итого 34 ч.

Материально-техническое обеспечение.

Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

        

      1. Стартовые колодки.                             2 штуки

      2. Эстафетные палочки.                           4 штуки

      3. Гимнастическая стенка                       3 пролета

      4. Гимнастические маты                         4 штуки

      5. Скакалки                                              12 штук

      6. Мячи футбольнык                               2 штуки.

      7. Мячи набивные (масса 1кг)                5 штук        

Содержание программы

        Основы знаний (теоретическая часть):

  • Основы истории развития  л/атлетики в России;
  • Сведения о строении и функциях организма человека;
  • Правила проведения соревнований в л/атлетике.
  • Места занятий, инвентарь.

Общефизическая подготовка (практическая часть):

  • Строевые упражнения;
  • Гимнастические упражнения;
  • Легкоатлетические упражнения;
  • Подвижные и спортивные игры.

Специальная физическая подготовка (практическая часть):

  • Упражнения для привития навыков быстроты, выносливости, скорости.
  • Подвижные игры;
  • Упражнения для развития прыгучести;
  • Упражнения для развития качеств, необходимых  для освоения техники бега.
  • Упражнения для развития качеств, необходимых для освоения технических видов л/атлетики.

Техника бега.

  • Освоение специальных беговых упражнений.
  • Освоение техники бега на короткие и длинные дистанции.

Тактика бега.

  • Тактические действия при общем старте на длинные дистанции.

Практическая часть.

  • Соревнования по л/атлетике.
  • Соревнования по кроссу.

Контрольные нормативы

теоретическая часть

  • Правила соревнований

практическая часть:

  • Соревнования по л/атлетике.
  • Соревнования по кроссу, по техническим видам спорта.

Физическая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Мальчики

Девочки

1

Бег 30м с высокого старта (с)

5,7

6,0

2

Бег 30м  (6х5) (с)

12,0

13,0

4

Прыжок в длину с места (см)

160

150

5

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

40

35

7

Метание набивного мяча (1кг) из-за головы

двумя руками (м):

сидя

стоя

5.0

7.0

4.0                 6.0

Техническая подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Качественный

показатель

1

Техника пробегание коротких отрезков.

Бег с носка, на стопе.

2

Вынос колена и постановка стопы.

Частота движения.

3

Захлест голени.

Частота движения.

        

Список литературы

  1. Л/атлетика в школе. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Москва«Просвещение»,1989г.
  2. Внеурочная деятельность учащихся. Л/атлетика. -  Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,
  3. Москва «Просвещение»2011г.
  4. Л/атлетика Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 1983г
  5. Л/атлетика. Программа  для СДЮШОР. Москва «Советский спорт» 2003г
  6. Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ. Воспитание» В.Д. Ковалева – Москва«Просвещение» 1988г.
  7. Урок физкультуры в современной школе – Москва«Физкультура и спорт» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Волейбол» для учащихся 3 класса Составлено учителем физической культуры Михеевой Ольгой Николаевной с. Исаклы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Исаклы муниципального района Исаклинский Самарской области     «...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности « Баскетбол» для учащихся 5 класса

Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное раз...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 5 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  спортивно - оздоровительного  направления «Физкультурное совершенство» для 5 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 6 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  спортивно - оздоровительного  направления «Физкультурное совершенство» для 6 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 7 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  спортивно - оздоровительного  направления «Физкультурное совершенство» для 7 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления «Физкультурное совершенство» для 8 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  спортивно - оздоровительного  направления «Физкультурное совершенство» для 8 класса...