Развитие быстроты на занятиях легкой атлетикой
презентация к уроку по физкультуре

Пермякова Юлия Владимировна

Презентация на тему "Развитие быстроты на занятиях легкой атлетикой"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» Методическая разработка раздела программы по теме: «Развитие быстроты на занятиях легкой атлетикой в 6 классах» Выполнила учитель физкультуры Пермякова Ю.В. г. Дзержинск 2013 год

Слайд 2

Легкая атлетика- массовый вид спорта, куда входят ходьба и бег на различные дистанции, прыжки в длину и в высоту, метание диска, копья, молота, гранаты, а также многоборья. Занятия способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей. Популярность и массовость объясняются общедоступностью и большим разнообразием упражнений, простотой техники выполнения, возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года в естественных условиях. Одним из важных вопросов теории и практики физической культуры является развитие физических качеств. И так как быстрота проявляется практически во всех двигательных действиях, то оно занимает приоритетное место. Быстрота как физическое качество проявляется не только на легкой атлетике, но и в спортивных играх, гимнастике, лыжной подготовке. Известно, что в сенситивные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Благоприятные предпосылки для развития быстроты имеются в младшем школьном возрасте, а второй скачок прироста в 12-13 лет. Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы сложны и малоэффективны. И поэтому актуальным является развитие физического качества быстроты в 6 классах. Актуальность Пояснительная записка

Слайд 3

Целью данного раздела является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Задачи: 1) развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; 2) формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной деятельности; 3) освоение знаний о легкой атлетике, ее истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни; 4) освоение и совершенствование техники легкоатлетических видов спорта. Цели и задачи раздела легкая атлетика

Слайд 4

Цель и задачи: Цель: формирование физического качества быстрота. Задачи: Разностороннее развитие скоростных способностей (быстроты реакции, частоты движений, скорости одиночного движения, быстроты целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков; Развитие скоростных способностей при специализации в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры и др.); Совершенствование скоростных способностей через воспитание скоростно-силовых способностей, совершенствование техники движений.

Слайд 5

Возрастные критерии развития быстроты Быстрота проходит через 2 периода прироста: 1-в 8-10 лет, 2-в 12-13. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.). К 13-14 годам увеличивается угловая скорость движений в суставах. Показатели частоты движений достигают максимума к 14 годам, но только в движениях, выполняемых без отягощений. В движениях же с определенным сопротивлением, например при беге, требующем мобилизации мышечных усилий максимальный уровень скоростных возможностей достигается несколько позже. Отсюда следует, что в таких видах, как бег, передвижения на лыжах, скорость движений можно развивать вплоть до16-18 лет и даже позже. В возрасте 14-15 лет совершенствовать быстроту движений необходимо сочетать с развитием подвижности в суставах, ловкости, общей выносливости, развивать мышечную силу и скоростно-силовые качества. В возрасте 15-17 лет темп бега может даже несколько снижаться, скорость преодоления дистанции может расти только за счет увеличения силы ног и длины шагов.

Слайд 6

Ожидаемые результаты освоения раздела программы У чащийся должен Знать Уметь Демонстрировать Влияние легкоатлетических упражнения на укрепление здоровья и основные системы организма. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Технически правильно осуществлять двигательных действия из раздела легкой атлетики, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга. Проводить самостоятельные занятия по развитию скоростных способностей. Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях. Управлять своими эмоциями, владеть культурой общения. Бег на месте за 10 сек., кол-во раз Бег на скорость 30 м Бег на результат 60 м

Слайд 7

БЫСТРОТА – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ В МИНИМАЛЬНЫЙ ДЛЯ ДАННЫХ УСЛОВИЙ ОТРЕЗОК ВРЕМЕНИ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЧАСТОТОЙ И ИМПУЛЬСИВНОСТЬЮ. формы проявления быстроты Время двигательной реакции Скорость одиночного движения (скорость каждого шага при беге) Частота движений (бег по дистанции) Простой (быстро начать бег по команде или сигналу) Сложной (действия вратаря)

Слайд 8

Факторы, влияющие на проявления быстроты состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата человека; морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции; силы мышц; способности мышц особенности развития переходить из напряженного состояния в расслабленное; энергетических запасов в мышце; амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; способности к координации движений при скоростной работе; биологического ритма жизнедеятельности организма; возраста и пола; скоростных природных способностей человека.

Слайд 9

Методы развития быстроты Повторный метод (выполнение упражнений с почти предельной или максимальной скоростью) Задание в ответ на сигнал и на быстроту движений. Сопряженный метод (например, перемещения с отягощением) Метод круговой тренировки (упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц) Игровой метод (выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах) Соревновательный (выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований)

Слайд 10

Особенности развития быстроты в среднем и старшем школьном возрасте Быстрота на уроках развивается как в ходе овладения учебным материалом, так и путем дополнительных упражнений. При распределении программного материала 1 четверть отводится на разделы легкой атлетики и спортивных игр, где сам материал служит средством развития быстроты. Во 2 четверти изучаются материалы из раздела гимнастики, имеющую силовую направленность, что косвенно способствует росту скоростных возможностей. Здесь включаются в урок игры и эстафеты, серии упражнений скоростно-силового характера типа выпрыгиваний (с отягощением и без них), упражнения со скакалкой и др. В 3 четверти на уроках лыжной подготовки скоростные качества развиваются в меньшей степени. Этот пробел восполнит бег на коньках, хоккей. 4 четверть включает материалы спортивных игр и легкой атлетики, что способствует проявлению и росту скоростных возможностей. Большим резервом могут служить самостоятельные занятия физическими упражнениями и играми. Среди упражнений большое значение имеют подвижные и спортивные игры. Другие менее эмоциональны, поэтому скоростные беговые упражнения, упражнения избирательного воздействия для повышения скорости движений отдельных частей тела (бросковые, ударные) желательно проводить соревновательным методом. Широко применяется метод круговой тренировки.

Слайд 11

Средства воспитания быстроты Для повышения темпа движений: ОРУ и специализированные упражнения под музыку, звуковые сигналы учителя в заданном темпе и с постепенным его увеличением в условиях соревнований; Как можно больше движений за 5, 10, 15 с (хлопки над головой, вращение рук, число шагов при беге, прыжки со скакалкой, приседания, подскоки на месте); Бег на короткие отрезки (10-80 м) с максимальной скоростью: обычный бег, семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, приставными шагами, скрестным шагом; Броски набивных мячей, гранаты мячей в цель на заданное время; Бег на месте, прыжки через предметы, скакалку, увеличивая темп; Быстрая передача и переброска мячей в шеренгах, колоннах; Стартовые ускорения, ускорения с хода; Броски мячом в стену и ловля после отскока, убыстряя темп (стоя, сидя).

Слайд 12

Средства воспитания быстроты Для повышения быстроты отдельных движений: В прыжке вверх хлопки впереди и за спиной, двойное касание ногой о ногу; В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить обратно; Имитировать удары бокса; Бросить мяч вверх, повернуться кругом и более и поймать его; Для повышения быстроты реакции на стартовую команду: Выполнение заданий по сигналу в ходьбе, беге; Упражнения со старта на скорость по сигналу старта (высокого, низкого); Выполнение ОРУ с предметами и без по сигналу; Старты из различных положений и пробежка до 10-20 м.

Слайд 13

Формы организации деятельности Урок физической культуры, где создаются условия для решения всех задач физического воспитания, определяют содержание других форм. Внеурочные формы занятий: спортивные часы в группах продленного дня, где закрепляются приобретенные З,У и Н по легкой атлетике. Они проводятся в свободной непринужденной обстановке и носят игровой характер. В основу положены усвоенные на уроках упражнения в беге, подвижные игры, элементы спортивных игр, эстафеты. школьные соревнования открывают широкие возможности для повышения эмоционального тонуса и активности учащихся. В младшем школьном возрасте в виде «Веселых стартов», в старшем – соревнования по школьной программе (задания по совершенствованию скоростных качеств). городские соревнования. «День спорта» и «День здоровья» Олимпиада по физической культуре.

Слайд 14

Мониторинг учащихся 6 «б» класса Бег 30 м

Слайд 15

Мониторинг учащихся 6 «б» класса Бег на месте за 10 сек.

Слайд 16

Поурочное планирование № п/п № в теме Название темы урока Вид занятия Основные задачи Содержание курса Оборудование, инвентарь 1 1 Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья. Правила техники безопасности на занятиях легкой атлетикой Вводный Познакомить учащихся с теоритическим материалом по легкой атлетике Провести инструктаж по технике безопасности Значение упражнений легкой атлетики в укреплении здоровья, правила техники безопасности Мультимедийная презентация 2 2 Высокий старт, бег с ускорениями до 50 метров; прыжки в длину с разбега комбинированный Закреплять технику высокого старта, спринтерского бега, прыжка в длину с разбега. Развивать физическое качество быстроту Упражнения для улучшения техники высокого старта, техники бега на короткие дистанции, специальные беговые упражнения, для повышения темпа движений и быстроту реакции, эстафеты Стойки, секундомер, скакалки, мячи, рулетка, грабли

Слайд 17

Поурочное планирование № п/п № в теме Название темы урока Вид занятия Основные задачи Содержание курса Оборудование, инвентарь 3 3 Бег 30 метров; прыжки в длину с разбега комбинированный Закреплять технику спринтерского бега, прыжка в длину с места. Развивать скоростные способности Специальные беговые и прыжковые упражнения, на быстроту реакции, на развитие быстроты отдельного движения, подвижные игры Стойки, секундомер, скакалки, мячи, рулетка, грабли 4. 4 Спринтерский бег 60 метров; метание мяча на дальность комбинированный Закреплять технику спринтерского бега, метания мяча на дальность Развивать быстроту реакции на стартовую команду Упражнения для техники спринтерского бега, старты из разных положений, упражнения на быстроту реакции, технику метания мяча на дальность, эстафеты Стойки, секундомер, мячи для метания, рулетка, мячи

Слайд 18

Поурочное планирование № п/п № в теме Название темы урока Вид занятия Основные задачи Содержание курса Оборудование, инвентарь 5 5 Бег на средние дистанции 300 метров (девочки), 500 метров (мальчики); прыжки в длину с разбега комбинированный Закреплять технику бега на средние дистанции, прыжка в длину с места. Развивать скоростную выносливость Упражнения для улучшения техники бега, специальные беговые и прыжковые упражнения, для развития темпа движения, эстафеты Стойки, секундомер, скакалки, мячи, рулетка, грабли 6 6 Бег на средние дистанции 300 метров (девочки), 500 метров (мальчики); метание мяча на дальность комбинированный Закреплять технику бега на средние дистанции, метания мяча на дальность. Развивать скоростную выносливость Упражнения для улучшения техники бега, специальные беговые упражнения, для развития темпа движения, подвижные игры Стойки, секундомер, мячи для метания, рулетка, мячи

Слайд 19

Поурочное планирование № п/п № в теме Название темы урока Вид занятия Основные задачи Содержание курса Оборудование, инвентарь 7 7 Метание мяча на дальность комбинированный Закреплять технику метания мяча на дальность Развивать координационные способности Упражнения для закрепления техники метания мяча на дальность, развития быстроты реакции Стойки, секундомер, скакалки, мячи, рулетка, мячи для метания 8 8 Высокий старт, бег по пересеченной местности 1000 метров комбинированный Продолжать учить технике бега на длинные дистанции Развивать выносливость Упражнения для улучшения техники бега на длинные дистанции. Специальные беговые упражнения, подвижные игры Стойки, секундомер, рулетка, мячи

Слайд 20

Конспект урока для учащихся 6 класса Данный урок 2 (из 15) из раздела «Легкая атлетика» по теме «Высокий старт, бег с ускорениями до 50 метров; прыжки в длину с разбега» Цель: формирование у детей физического качества быстрота. Задачи: образовательные: а) продолжать учить технике высокого старта; б) закреплять технику спринтерского бега; в) закреплять технику прыжка в длину с разбега. 2) оздоровительные: а) развивать координационные способности; б) развивать скоростные и скоростно-силовые способности; 3) воспитательные: а) воспитывать нравственные качества; б) воспитывать волевые качества. Тип урока: комбинированный Место проведения: спортивная площадка при школе Оборудование и инвентарь: стойки, секундомер, скакалки, мячи, рулетка, грабли.

Слайд 21

Ход урока Организационный момент……………………………………………………………1 мин. Целеполагание и мотивация………………………………………………………….1 мин. Разминка: а) беговая…………………………………………………………………..5 мин. б) общеразвивающая…………………………………………………..8 мин. 4. Специальные беговые упражнения…………………………………………………..6 мин. 5. Беговые упражнения: а) по технике высокого старта…………………………..3 мин. б) старты из различных исходных положений……….3 мин. в) бег в парах…………………………………………………4 мин. 6. Прыжковые упражнения………………………………………………………………......6 мин. 7. Эстафеты……………………………………………………………………………………..5 мин. 8. Подведение итогов, информация о домашнем задании……………………….3 мин.

Слайд 22

Список литературы Айриянц А.Г. Легкая атлетика, М., Физкультура и спорт, 1976 Аракелян Е.Е., Филин В.П., Коробов А.В., Левченко А.В. – Бег на короткие дистанции (спринт). – М.: 2002 Бальсевич В.К. Проблемы физического воспитания младших школьников// Сов. Педагогика. 1983 Барышников Ю.А., Богданов Г.П., Ионов Б.Д. – уроки физической культуры в 7-8 классах средней школы.- М.: Просвещение, 1986 Богданов Г.П.- Физическая культура в школе. Методика уроков в 1-3 классах.- М., «Просвещение», 1971 Джон С. Гилбоди. – Гордон Пири. Бегай быстро и без травм.- М.: 1992 Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития. «Теория и практика физической культуры», 1968 Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н. Теория и методика физического воспитания. – М.: Просвещение, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие быстроты на материале легкой атлетики.

Конспект урока.I.                  Вводная часть.1.     Организационная часть1)...

"Развитие быстроты на занятии легкой атлетики"

Конспект занятия по легкой атлетикеЦель: способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно- силовыхспособностей средствами бега на короткие дистанци...

Развитие быстроты на уроке легкой атлетики в 8 классе

Развитие быстроты на уроке легкой атлетики в 8 классе...

Технологическая карта урока по теме: "Развитие быстроты на материале легкой атлетики."

Предмет: физическая культура Тема урока: Развитие быстроты на материале легкой атлетики.Тип урока: обучающийРаздел: легкая атлетикаЦель урока  способствовать повышению уровня быстроты посред...

Технологическая карта урока по физической культуре для 5 класса "Развитие быстроты на материале легкой атлетики".

Цель: способствовать повышению уровня быстроты с помощью легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых способностей средствами бега на короткие дистанции....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

В статье представлены данные об  изменениях показателей скоросной выносливости у мальчиков 16-17 лет при дополнительный занятиях легкой атлетикой во внеурочное время....