ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ХОККЕИСТОВ 10–11 ЛЕТ
статья по физкультуре

Тельшинов Дмитрий Олегович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom._telshinov.docx338.22 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Хоккей - один из самых популярных видов спорта, широко культивируемый и любимый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связаны с большой зрелищностью, когда происходит динамика борьбы противоборствующих команд, быстрые смены  насыщенных игровых ситуаций и эпизодов, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, хоккеисты показывают большой арсенал сложных технико-тактических действий в атаке и защите, в том числе и экстремальных условиях. Это свидетельствует о высоких требованиях, предъявляемых к соревновательной деятельности, также определяет особенности ее структуры и содержания.

Проведение большого объема сложных координационных методов-тактических действий, жесткость силового единоборства и высокая эмоциональность конкурентной деятельности вызывают большие физические и умственные нагрузки. Внезапные и постоянные изменения игровых ситуаций требуют от игроков максимальной концентрации, резкого внимания, способности быстро оценить ситуацию и принять рациональное решение. Эта составляющая игровой активности хоккеиста способствует воспитанию его технических качеств, пространственной и временной ориентации распределению внимания, периферического зрения.

Достижение высоких спортивных результатов во многом зависит от того, насколько многообразен технический арсенал хоккеиста и как он реализует свои технические возможности в сложных условиях игры.

Актуальность темы. Актуальность проблемы заключается в том, что в современных условиях снижения возраста хоккейных команд особое значение имеет целенаправленная подготовка юных хоккеистов, в возрасте, когда закладывается фундамент высоких и стабильных результатов. Этот этап подготовки юных хоккеистов совпадает с периодом наиболее активного формирования технической подготовки. Вот почему целенаправленное развитие техники спортсменов в этом возрасте в дальнейшем обеспечивает высокое спортивное мастерство.

В тренировочном процессе успешность обучения игроков сложным технико-тактическим действиям определяется методикой обучения и доступностью методов обучения. Оптимизация процесса обучения и воспитания достигается индивидуализацией процесса развития: индивидуальное развитие технической подготовки, индивидуальное дозирование нагрузок, темпа, ритма, амплитуды, дифференцированный подход (по уровням развития тех или иных способностей) юных хоккеистов.

В связи с этим мною были предприняты попытки обобщения вопросов, связанных с процессом обучения технической подготовки, характеристики методов способностей хоккеистов, описания методов воспитания и разработки рекомендации по содержанию подготовки хоккеистов.

Целью исследования стало исследование факторной структуры физической и технической подготовленности хоккеистов 10-11 лет, выявление основных тенденций ее изменения в подготовительном периоде тренировочного процесса.

Задачи:

  1. Анализ литературы;
  2. Исследование факторной структуры физической и технической подготовленности юных хоккеистов;
  3. Выявление основных тенденций факторной структуры в подготовительном периоде.

Гипотеза предполагала, что исследование факторной структуры специальной физической и технической подготовленности хоккеистов позволит установить и качественно охарактеризовать факторы, существенно влияющие на уровень развития профильных способностей квалифицированных хоккеистов.

Объектом исследования является тренировочный процесс юных хоккеистов.

Предметом исследования является взаимосвязь физической и технической подготовленности юных хоккеистов.

Научная новизна заключается в том, что подобная исследовательская работа на базе данного учебного заведения проводится впервые.

Практическая значимость работы при проведенном исследовании взаимосвязи физической и технической подготовленности может быть использована тренерами в процессе подготовки хоккеистов, а результаты исследования помогут значительно улучшить эффективность обучения техники игры в хоккее с шайбой.

Теоретическая значимость. В работе определенно значение физической подготовленности при обучении техническим приемам.

Положения, выносимые на защиту:

1. Особенности физической и технической подготовленности;

2. Существование линейной связи между физической и технической подготовленностью.

Методы исследования:

1. Анализ литературы;

2. Педагогический эксперимент;

3. Контрольные испытания (тесты);

4. Метод математической статистики.

Экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Муниципального автономного учреждения дошкольного образования «Дворец спорта» «Юность», города Нижний Новгород. В мае 2019г. проводились контрольные испытания по физической и технической подготовке. В июне 2019г. началась обработка данных методом математической статистики.

Этапы исследования: 

1. Анализ научно – методической литературы по совершенствованию  технической подготовленности;

2. Провели контрольные испытания по физической и технической подготовленности и определили коэффициент корреляции при количественных измерениях;

3. Сформировали заключение.

Структура работы – дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В 1 главе «Теоретико-методологические аспекты совершенствования технической подготовленности хоккеистов» был проведен анализ научно – методической литературы, где  рассматривалось совершенствование технической подготовленности хоккеистов.

Во 2 главе «Организация и методы исследования совершенствования технической подготовленности хоккеистов» рассмотрены условия для проведения исследования, описание контрольных испытаний, а так же описание методов, которые мы использовали для её проведения.

В 3 главе  «Результаты исследования и их обсуждение» содержит описание полученных в ходе исследования результатов, которые занесены в таблицы.

Работа изложена на 59 страницах, содержит 7 таблиц, 8 рисунков, список литературы содержит 51 источник.

ГЛАВА 1. «ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ»

1.1. Понятие и характеристика техники хоккея и технического мастерства хоккеиста

Понятие техники происходит от греческого слова "техно", что в буквальном переводе означает искусность — искусство и « техникос » - владеющим искусством. Во время его создания основной сутью было индивидуальное мастерство.

В спорте используется первоначальное значение понятия техники, связанной с умелым исполнением различных движений.

В теории и методике физической культуры и спорта под техникой принято понимать способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задана решается целесообразно и эффективно.

В хоккее под техникой принято понимать совокупность специальных игровых приемов, которые эффективно выполняются для успешного ведения игровой деятельности.

Любой технический прием имеет свою структуру движения (скорость, ускорение, путь, величина и направление усилий).
При анализе технического приема различают его основу, определяющее звено техники и детали техники.

Основой техники при игровых приемах является необходимый состав движений, последовательность в проявлении рабочих усилий, согласованность движений во времени и в пространстве.

Определяющим звеном техники является наиболее важная, основная часть движения, которая обеспечивает решение двигательной задачи. Например: в броске шайбы по воротам основу техники следует рассматривать как предварительное ускорение, переходящее в финальное усилие для придания шайбе максимальную скорость во время отделения её от крюка клюшки. Для этого двигательного действия осуществляется последовательное включение мышц ног, плечевого пояса и туловища, а также кистей рук и выполняются следующие согласованные во времени и в пространстве движения: сзади стоящая нога толчком производит перенос общего центра тяжести на впереди стоящую ногу и поворот туловища, захлестывающее, вращательное движение кистями рук.

Определяющим звеном техники броска будет последнее финальное усилие кистей рук, совпадающее по времени с действиями упругих сил клюшки, освобожденной от деформации.

Детали техники являются второстепенными особенности движения, которые не нарушают его основного двигательного механизма. Как правило, детали техники у различных спортсменов разные. Они зависят от индивидуальных морфологических и функциональных свойств. Таким образом, когда мы говорим о технике игрового приема, мы представляем общую картину его исполнения на основе учета конкретных характеристик его движений.

В отличие от техники, понятие техническое мастерство можно рассматривать как характеристику подготовки спортсмена, его возможности в выполнении различных игровых приемов, полной реализации в них двигательных качеств (силы, гибкости, быстроты, ловкости).

Классификация технических приемов игры в хоккей.

В целях системного представления и рационального обучения техники хоккея педагогически целесообразно распределить большое, разнообразное количество технических приемов хоккейной игры по разделам, группам (классам) и по определенным признаков. Такое разделение технических приемов называется классификацией.

К числу таких признаков могут относиться:

1) характер и специфика деятельности;

2) целевое назначение приема и группы приемов игровой деятельности;

3) схожесть приемов по структуре движения.

Исходя из этих признаков, целесообразно по специфике игровой деятельности из всего многообразия технических приемов выделить два основных раздела: деятельности полевого игрока и вратаря. Каждый раздел сочетает в себе ряд подразделов. «Техника полевого игрока» включает в себя технику владения клюшкой и шайбой, передвижения на коньках и силовых единоборств; раздел «Техника вратаря» — технику передвижения, ловлю и фиксирование шайбы, отбивание шайбы и контролирование отскока, прижимание шайбы, а также технику владения клюшкой и с шайбой.

Эти подразделы включают в себя соответствующие группы по типам технических приемов. В свою очередь, каждая группа объединяет конкретные технические приемы и их разновидности по общности структуры движения, хотя возможны незначительные различия, в основном, в деталях техники.

Такая классификация позволяет организовать различные технические приемы или внести их в определенную систему, что, с одной стороны, определяет наиболее рациональные способы их анализа, а с другой — дает возможность унифицировать методические подходы к обучению отдельных групп технических приемов.

1.2. Техническое совершенствование, как условие эффективной спортивной подготовки хоккеистов

Разнообразие технической базы хоккеиста во многом влияет на эффективность его игровой деятельности. Влияние также имеет и то, как игрок реализует имеющиеся возможности в сложных условиях игры при сильном противодействии игроков соперника и нарастающей усталости.

Современные тенденции в игре оказывают влияние на направление технико-тактической подготовки. Только в условиях разностороннего обучения, хоккеисты могут достичь высоких результатов. В теории и методике хоккейной тренировки разделы техники и тактики, чаще всего, рассматриваются отдельно друг от друга. Такой подход позволяет понять и детально разобраться в способах к совершенствованию каждого их них. В практическом применении в спорте это возможно только на первичных этапах обучения хоккеистов. В результате они, чаще всего, объединяются и образуют одно целое пространство в спортивном совершенствовании действий игроков [28].

Один из специалистов в области теории и методики спорта В.Н. Платонов под спортивной техникой (техникой вида спорта) понимает совокупность приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, обусловленных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований [33].

При этом следует отметить, что в хоккее понятие техники рассматривается в узком значении и определяется совокупностью специальных приемов в игре, которые необходимо эффективно выполнять для успешного ведения и завершения игровой деятельности [34].

Другой автор – Н.Г. Озолин – под техникой подразумевает наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения. Это разумно обоснованные, целесообразные движения, способствующие достижению высоких спортивных результатов [30].

Приемами в спорте называются специализированными движениями и положениями тел спортсменов, которые характеризуются определенной двигательной структурой, но при этом они анализируются в не соревновательной ситуации. Прием или группу приемов, которые используются для решения определенных тактических задач, называются действием [30].

Н.Г. Озолин добавляет, что технику спортивного действия необходимо рассматривать как единство формы и содержания, как координацию физической и психической деятельности человека при определенных условиях окружающей среды [30].

Известный отечественный специалист в области хоккея В.И. Колосков заключает, что в хоккее техническая подготовка – это сложный педагогический процесс, направленный на совершенствование технического мастерства [19].

Подготовленный спортсмен с технической точки зрения – уровень освоения спортсменом системы двигательных действий, которые соответствуют характерным особенностям определенного вида спорта и которые нацелены на достижение максимальных спортивных результатов. Для технической подготовленности спортсменов характерно, что он умеет выполнять и как спортсмен владеет техникой выполнения освоенных действий. Следует отметить, что В.Н. Платонов говорит о достаточно высоком уровне технической подготовленности как о техническом мастерстве [32].

 Большинство хоккейных экспертов утверждают, что одна из важных сторон системы формирования высококвалифицированного хоккеиста является техническая подготовленность [5; 14; 16; 18; 40].

В.Н. Платонов подчёркивает, что в структуре технической подготовленности следующие виды движений: основные (базовые) действия и движения, являются технической основой [32].

Основные движения и действия способствуют эффективному соревнованию в рамках существующих правил. Для спортсмена, стремящегося к специализации в определённом виде спорта, освоение данных движений и действий является обязательным. На первичных этапах подготовки на протяжении многих лет в соревновательной деятельности спортсменов, имеющих невысокую квалификацию, уровень технического мастерства и спортивный результат в целом зависят в первую очередь от того, на сколько совершенны базовые действия и движения. Если говорить об уровне наивысшего мастерства, то дополнительные движения, определяющие индивидуальность каждого конкретного спортсмена, являются решающим средством в соревновательной борьбе [31].

 Автор также сосредоточен на том, что существует три уровня степени освоения приемов и действий, которые характеризуют техническую подготовленность. Первый уровень – это наличие двигательных представлений о действиях и приемах, а также попыток их выполнения; второй – формирование непосредственно двигательного умения; третий – закрепление двигательного навыка.

 Важнейшим фактором, обуславливающий эффективность технического совершенствования, и реализацию основанных умений и навыков, является способность к осознанию четкого представления о правильных и необходимых движениях.

 Г.Н. Козловский отмечает, что техническая часть подготовки направлена, в большинстве случаев, непосредственно на то, чтобы обучить спортсмена технике движений и довести эти движения до совершенствования [17].

При увеличении уровня спортивного мастерства во время технической подготовке хоккеистов данные факторы становятся более жёсткими, и постепенно приближаются к соревновательным условиям.

 В.П. Савин согласен с Г.Н. Козловским, и он считает, что техника в современной игре в большей степени обусловлена кондиционными способностями (особенно скоростно-силовыми), а также выносливостью игроков. По этой причине совершенствование технической стороны хоккейной игры необходимо проводить при максимальном проявлении физических способностей, но, при этом в условиях дефицита пространства, противодействии соперников, времени, на фоне утомления [37].

В современном подходе Г.Н. Козловского определены следующие задачи, которые ставятся в ходе общей технической подготовки:

1. Восстановить или увеличить диапазон двигательный умений или навыков, которые включает предпосылкой для формирования навыков в выбранном виде спорта.

2. Освоить техническую сторону выполнения упражнений, которые используются в качестве средств общей физической подготовки [17].

Специальная техническая подготовка направлена на освоение техникой движений в выбранном виде спорта.

Она обеспечивает решение следующих задач:

-    формирование знаний о технике спортивных действий;

- разработка индивидуальных форм техники движений, наиболее подходящих навыков спортсмена;

-    формирование умение и навыков, необходимых для успешного участия в соревнованиях;

-  преобразование и обновление форм техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивного и тактического совершенствования);

-  чтобы сформировать новые варианты спортивной техники, которые не применялись ранее (например, новый прием, движение) [24].

В.Н. Платонов дополняет и ссылается к основным задачам, которые требуют решения в ходе процесса технической подготовки спортсмена, следующие: увеличение объема и разнообразия двигательных умений и навыков; достижение высокой стабильности и рациональной вариативности специализированных движений – приемов, которые формируют основу техники вида спорта; последовательное преобразование освоенных приемов в целесообразные и эффективные соревновательные действия; усовершенствование структуры двигательных действий, их динамики и кинематики с учетом повышение надежности спортсменов в улучшении технических требований спортивного совершенствования [32].

В.Н. Платонов отмечает, что средствами практического решения задач совершенствования технического мастерства являются соревновательные упражнения, тренировочные формы соревновательных упражнений, специально-подготовительные и вспомогательные упражнения, различные тренажерные устройства и др. [33].

В связи с этим совершенствование приемов и действий в технической подготовке В.Н. Платонов связывает с поступлением и использованием информации двух видов:

1) основной, которая поступает от двигательного аппарата – рецепторов, расположенных в мышцах, связках, сухожилиях, и отражает изменения в длине мышц, степени их напряжения, направлении и скорости движений, расположении различных звеньев тела и др. Информация о структуре движений и взаимодействии организма спортсмена с внешней средой поступает от органов зрения и слуха, вестибулярного анализатора, проприорецепторов и рецепторов кожи;

2) дополнительной, которая адресована в первую очередь сознанию обучаемого и осуществляется путем рассказа и показа. Эта информация помогает составить представление о совершаемых движениях, возникающих ошибках, о расхождении фактического выполнения движения с заданным, результативности двигательных действий в целом и др. [34]

1.3. Методические основы формирования техники игры хоккеистов

Техника хоккеиста высокого класса должна быть универсальной, целесообразной, надежной, вариативной, рациональной и эффективной. Насколько широко хоккеисты используют технические приемы в своей игре, настолько велико разнообразие техники, применяемой ими.

Целесообразность техники во многом обусловлена тактическим мышлением игроков, то есть выбором наиболее рационального технического приема решения конкретной задачи. Эффективность техники оценивается по способности хоккеиста наиболее полно использовать свои навыки, физические возможности для выполнения данного действия, резервы организма. Степень освоения техники приема определяет ее надежность и характеризуется способностью поддерживать и сохранять эффективность при наличии раздражающих факторов. Надежность тесно связана с вариативностью – способностью адаптироваться к различным условиям за счет частичного изменения способа выполнения технического приема [1].

В современном хоккее технические приемы обусловлены скоростно – силовыми способностями и выносливостью игроков, поэтому совершенствование хоккейной техники должно осуществляться при максимальном проявлении физических способностей игроков в условиях небольшого количества времени, противостояния соперников и на фоне усталости.

Технические приемы подразделяют на следующие группы:

1. Техника владениям коньками;

2. Техника владения клюшкой;

3. Техника комплексных приемов.

Техника владениям коньками. Во время игры хоккеист преодолевает дистанцию в семь километров. Высокая степень подготовки и владения техникой катания на коньках позволяет хоккеисту выполнять такую нагрузку с наименьшими энергозатратами, и при этом не ограничивая его технический арсенал. До тех пор, пока игрок не обрел уверенность в своих способностях кататься на коньках, он постоянно во время игры будет думать о том, как сохранить равновесие, а также о том, правильный ли способ катания он выбрал вместо того, чтобы сосредоточить все свое внимание на решении тактических задач. Поэтому, прежде всего, новичков надо научить хорошо стоять и кататься на коньках, а только затем учить их играть в хоккей [6].

Во время игры игроки имеют определенное положение тела, которое необходимо им для игры. Стойка должна обеспечивать устойчивое и стабильное положение игрока на льду, создавать оптимальные условия для максимального отталкивания, скольжения, смены движения и ритма бега, а также для работы руками. Помимо прочего, посадка должна обеспечивать хоккеисту хороший обзор поля.

Основные характеристики посадки хоккеиста: живот втянут, голова поднята, туловище наклонено вперед, ноги согнуты под углом 100–120 градусов, голеностопные и тазобедренные суставы под углом 70 градусов и располагаются примерно на ширине плеч. Плечи слегка выдвинуты вперед и опережают проекцию колен. Проекция колен находится впереди проекции стопы. Руки хоккеиста согнуты в локтевых суставах. Различают три вида стойки: низкую, среднюю, высокую.

Прежде чес приступить к обучению катания на коньках, необходимо учитывать, что выполнение и использование в слишком большом объеме подводящих имитационных упражнений без достаточного знания основных правил техники бега на коньках, может дать ложные представления о механизме координации мышечных усилий. Это может привести к формированию неправильного длительного навыка, исправить который со временем удается не каждому [20].

Техника владения клюшкой. Обучение обводке и обманным движениям могут начинаться только после того, как хоккеист освоит технику катания на коньках и технику владения клюшкой на ледовой площадке.

Обманные движения происходят под действием определенных обстоятельств и основываются на импровизации, они у каждого игрока индивидуальны. Как правило, в арсенале опытного хоккеиста имеется достаточно обманных движений, которые ему наиболее удаются во время игры. По мере освоения хоккеистом упражнений добавляются другие, сложные элементы, которые выполняются в более сложных вариантах: вращении с перехватами, с одновременными шагами вперед и назад, влево и вправо. Во время упражнения следует добиваться самостоятельного движения рук и ног, чтобы они не совпадали по ритму и направлению. Закрепляются достигнутые умения и навыки владения клюшкой и шайбой лучше всего в подвижных играх и эстафетах, которые включают в себя упражнения, связанные с бросками шайбы, передачами, ведением и другими техническими приемами владения клюшкой.

Когда после выполнения упражнений уже наметился некоторый прогресс, приступают к выполнению приемов в движении, постепенно увеличивая скорость. К освоению техники бросков по воздуху приступают после того, как хорошо освоена и зафиксирована техника бросков шайбы по льду. Далее идет обучение по ведению шайбы, когда хоккеист держит клюшку одной рукой.

Совершенствуя достигнутое мастерство, продолжается обучение:

– ведение шайбы разными способами при движении спиной вперед по прямой или по виражу;

– ведение шайбы поочередно клюшкой и коньками;

– способам закрыть шайбу от соперника туловищем вместе с ногами;

– ведение шайбы с пропусканием шайбы под клюшкой соперника;

– бросание шайбы в одно касание после боковой, встречной передачи;

– выполнение короткого удара по шайбе с длинным замахом, исполнение щелчка, выполнение удара с ходу по уходящей, встречной и движущейся сбоку шайбе.

– выполнение кистевого броска, удару по шайбе с укороченным замахом, передачи шайбы кистями рук;

– способам сыграть на добивании отскочившей от вратаря шайбы;

– способам подправлять шайбу в ворота после броска партнёра по команде;

– выполнение броска с подкидкой, передача подкидкой;

– выполнение передачи оставлением, когда партнёр завладевает лежачей на льду или еле катящейся шайбу.

После того, как освоены основные приемы владения клюшкой и шайбой, техника катания хорошая, необходимо изучить технику ложных движений (финтов) в следующей последовательности:

– изменение темпа движения; показ в одну сторону и резкий уход в другую;

– с имитацией обводки в центр зоны, в сторону борта;

– клюшка – конек – клюшка; – разворот;

 – ложный замах, ложный бросок, ложная передача, ложная потеря шайбы; – улитка.

После выполнения всех упражнений, начинает изучаться техника выполнения индивидуальной обводки с изменением ритма, темпа и направления движения, а также проводится закрепление и усовершенствование навыков, усвоенных ранее. Рассматриваются различные комбинации бросков шайбы по воротам с ближней и дальних расстояний, бросков со своих точек хоккейного поля. Изучаются броски шайбы с элементами скрытности и неожиданности. Происходит дальнейшее повышение силы и точности бросков шайбы по воротам в условиях, максимально приближенных к игровым: броски шайбы по воротам с сопротивлением партнера, броски на высокой скорости и с ограничением времени на подготовительные движения [20].

Техника комплексных приемов. Следующим этапом тренировки является приобретение навыков отбора шайбы при помощи силовой борьбы, изучение техники ловли шайбы на себя, изучения техники персональной опеки соперника. После выполнения всех упражнений, изучается техника выполнения индивидуальной обводки с изменением ритма, темпа и направления движения, а также проводится закрепление и совершенствование ранее изученных навыков [41].

 Далее изучается реализация приемов в зависимости от поставленных задач (индивидуальная, групповая, командная), отрабатывается умение сокращать подготовительную фазу при реализации приемов (бросков, передач, блокировании бросков, силовых приемов, ловли шайбы на себя и др.). Улучшаются броски и передачи шайбы с любой точки площадки: совершенствуется умение овладевать шайбой при введении ее в игру, оттачивается умение, рассматривается и индивидуализируется выполнение технических приемов в зависимости от амплуа хоккеиста, изучаются оригинальные технические приемы, используемые мастерами высокого класса.

 Основными техническими приемами игры вратаря являются:

1) Сначала он должен научиться стоять на коньках, ведь они существенно отличаются от коньков полевого игрока. В основном вратарь делает упор на пятку и центр тяжести приходится именно в эту область, поэтому должен сначала находить правильное равновесие;

2) Основная стойка. В ходе игры вратарь находится преимущественно в основной стойке. Она обеспечивает хорошую устойчивость и готовность к защите ворот, позволяет свободно перемещаться в различных направлениях;

3) Передвижение на коньках. Своевременный и рациональный выбор позиции вратаря зависит от техники его передвижения. Существует несколько основных способов передвижения: приставными шагами, короткими шагами, вперед и спиной вперед, торможения.

4)  Перемещение в сторону на щитках или “Слайдинг”;

5) Игра на коленях или “Сплит”;

6) Ловля и отбивание шайбы. Шайбу, брошенную соперником, вратарь ловит или отбивает руками (ловушкой, «блином», предплечьем, плечом), ногами (щитками, редко лезвием коньком или внутренней частью конька), туловищем (грудью, животом) и клюшкой;

7) Накрывание или фиксирование шайбы. Накрывание шайбы осуществляется лишь в особо сложных ситуациях. Вратарь прижимает шайбу ловушкой, если продолжить игру никаким способом нельзя, а соперник находится рядом, причем рука с шайбой страхуется клюшкой. Накрывание шайбы туловищем применяется чаще всего в критических ситуациях, когда шайба находится в непосредственной близости от ворот и есть угроза забить ее в ворота после отражения или когда нападающий выходит один на один с вратарем и отпускает от себя шайбу. Иногда шайба оказывается возле коньков вратаря, в этом случае прижать ее ко льду удобнее и быстрее щитками (вратарь садится на колени);

 Фиксирование происходит, когда вратарь поймал шайбу ловушкой или при попадании в грудь, чтобы шайба не отскочила, подносится ловушка к груди. Также когда шайба после броска застряла в экипировке.

8) Игра клюшкой и обманные движения. Игра клюшкой очень важна для вратаря, ведь он может прерывать вбросы в свою зону за воротами (на лицевом борте) и тем самым начинать атаку своей команды, передавая своему защитнику. Также вратарь при смене игроков соперника может отдать передачу на чужую синюю линию своему партнеру и он окажется на рандеву с вратарём. Редко такое встречается, но благодаря хорошему броску, вратари забивали от своих ворот в пустые ворота соперника.

Обманные движения он проводит клюшкой: при выходе игрока один на один с вратарем последний, откатываясь назад, держит клюшку возле коньков, когда соперник сближается с ним, не подозревая о подвохе, голкипер, резко выбросив вперед руку с клюшкой, выбивает шайбу у своего визави. Вратари, хорошо владеющие клюшкой, выполняют обманные движения при передачах шайбы и при простреленных передачах противника.

1.4. Особенности процесса обучения индивидуальным техническим действиям при выполнении отдельных приёмов хоккеистов

В результате тренировок необходимо добиться эффективной и успешной реализации всех технических приемов, независимо от различных неблагоприятных и сбивающих факторов, например, когда у хоккеиста необычное психическое состояние (чрезмерное волнение, страх и др.), при чрезмерном усталости или при непривычной внешней обстановке (шум на трибунах). В условиях, требующих предельного проявления физических способностей - жесткая игра, активное сопротивление противника и т. д.

Техническая подготовка юных хоккеистов немыслима без большого запаса теоретических знаний об общих положениях спортивной техники и закономерностях игры в хоккей. Практический раздел технической подготовки - это определенные умения и навыки, которые позволяют игроку действовать индивидуально или вместе с товарищами по команде. Задачи начального овладения тактикой игры (развития у занимающихся быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности) решаются, в основном, в процессе физической и технической подготовки. С этой целью в упражнения по физической подготовке или технике вводятся дополнительные условия и задания, придающие этим упражнениям тактическую окраску [25].

Процесс обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении отдельных приёмов тесно связан с овладением различными техническими приёмами. Параллельно проводится подготовка отдельных тактических действий в атаке и обороне. Простейшие взаимодействия с партнёрами занимающиеся начинают овладевать также на начальной стадии обучения техники при выполнении простейших групповых упражнений.    

Основная цель тренировки - не только научить спортсменов любой системе упражнений, но и дать понимание и усвоить основные тенденции овладения всеми необходимыми навыками и умениями, которые помогут им "отыграть" практически любую спортивную ситуацию. Именно через систему тренировок можно осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие, решать основные спортивные и воспитательные задачи. Успех тренировки во многом зависит именно от подачи системы спортивных упражнений. В настоящее время выдающиеся результаты могут быть достигнуты только в результате правильной разносторонней технической подготовленности спортсменов. Постоянно возрастают требования к точности бросков, а также умению завершить атаку с различных дистанций, возрастает важность изучения и совершенствования методов спортивной тренировки. Таким образом, правильная изначальная постановка техники - база для достижения высоких спортивных результатов [1].

Оценка соревновательной деятельности в хоккее - сложный и многофакторный процесс, требующий учета различных критериев и показателей. Спортсмены должны действовать в условиях острой нехватки времени при изменении игровых ситуаций и необходимости найти адекватный ответ. Одним из наиболее распространенных способов оценки эффективности соревновательной деятельности хоккеистов является разработка и использование модельных характеристик соревновательной деятельности и непосредственно те показатели, которые лежат в основе структуры соревновательной деятельности и влияет на ход спортивных состязаний. В соревновательной деятельности спортсмены выполняют большое количество различных технико-тактических действий, как в защите, так и в атаке. Они являются средством реализации целей спортивного матча и служат наиболее информативным критерием, позволяющим отразить особенности поведения спортсмена. Конечно, соревновательная деятельность игроков не ограничивается выполнением индивидуальных технико-тактических действий, спортсмены выполняют значительное количество организационных, комбинационных, тактических и других действий, которые, безусловно, гораздо сложнее объективно проанализировать и оценить. В специальной литературе представлены модельные характеристики технико-тактических действий хоккеистов различной квалификации и амплуа. Однако необходимо учитывать тот факт, что спортсмены высокого класса являются неординарными. На самом высоком уровне мастерства проявляется индивидуальный талант игрока, его предрасположенность к решению конкретных задач и игровых приемов [21].

Для оценки соревновательной деятельности хоккеистов анализируется большое количество игровых действий и показателей, но на сегодняшний день, среди наиболее информативных для полевых игроков, предлагается использовать следующие: выполненные броски по воротам, заброшенные шайбы, процент реализации бросков по воротам, выполненные силовые приемы, штрафные минуты за нарушение правил, результативные передачи шайбы, выигранные вбрасывания, блокированные броски, потеря шайбы, набранные очки, показатель успешности. Для вратарей рекомендовано использовать: пропущенные шайбы, отраженные броски по воротам - из этого вытекает процент отраженных бросков по воротам, а далее и коэффициент надежности, голевые передачи и игры на ноль. Вышеуказанные технико-тактические действия игровые показатели являются унифицированными для официальных протоколов хоккейных матчей и используются специалистами.

В современном хоккее сегодня принято выделять четыре игровых амплуа. Центральный и крайние нападающие, защитник и голкипер (или вратарь). С учетом существующих особенностей хоккеистами разного амплуа в реализации технико-тактических действий, результаты соревновательной деятельности приводятся по игровым амплуа спортсменов. В практике командных игровых видов спорта достаточно популярным является определение интегральных (суммарных) показателей соревновательной деятельности.

Вывод по первой главе

1. В хоккее под техникой принято понимать совокупность специальных игровых приемов, которые эффективно выполняются для успешного ведения игровой деятельности.

2. Основой техники при игровых приемах является необходимый состав движений, последовательность в проявлении рабочих усилий, согласованность движений во времени и в пространстве.

3. Овладение техникой игры в хоккее (развития у занимающихся быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности) решаются преимущественно в процессе физической и технической подготовки. В тренировочный процесс по физической и технической подготовке вводятся дополнительные условия и задания, придающие этим упражнениям тактическую окраску.

4. Основная цель тренировки - не только научить спортсменов любой системе упражнений, но и дать понимание и усвоить основные тенденции овладения всеми необходимыми навыками и умениями, которые помогут им "отыграть" практически любую спортивную ситуацию.

5. Именно через систему тренировок возможно осуществить целенаправленное педагогическое воздействие, решать основные спортивные и воспитательные задачи.

6. Для овладения тактическими умениями и навыками наиболее эффективным является использование их изучения во время тренировок.

7. Одной из важнейших составляющих структуры игры в хоккей является совершенствование технико-тактической подготовленности. Только на основе определенных и оптимальных технико-тактических построений всей команды возможны согласованность действий игроков, их активность, взаимопонимание, оптимальное понимание коллективных и индивидуальных действий. Уровень психологической и подготовленности хоккеистов, а также их техническое мастерство влияет на то, какое технико-тактического кредо команды будет выбрано и определено.

 8. Направленность технико-тактической подготовки команды определяется сегодняшними тенденциями игры. Только в процессе всесторонней комплексной подготовки игроков достигаются высокие результаты. Чаще всего разделы тактики и техники в теории и методики обучения хоккею рассматриваются отдельно друг от друга, что позволяет разобраться детально в существующих подходах совершенствования каждого из них. В практической части освоения определенного вида спорта данный подход может применяться только на первых этапах подготовки спортсменов, а затем, чаще всего, их объединяют, образуя при этом единое цельное пространство совершенствования действий спортсменов.

ГЛАВА 2. «ОГРАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ»

2.1. Методы исследования

В своей работе мы использовали традиционные методы исследования:

1. Педагогический эксперимент.

2. Контрольные испытания (тесты).

3. Метод математической статистики.

Педагогический эксперимент проходил на территории МАУ ДО Дворец Спорта “Юность”, города Нижний Новгород. В экспериментальной группе принимали участие юноши 10-11 лет в количестве 15 человек. Педагогический эксперимент проводился для проверки выдвинутой гипотезы. При планировании эксперимента мы определили количество испытуемых и количество попыток, выполненных каждым испытуемым, а также  виды эксперимента, степени надежности измеряемых показателей и методов математической статистики, используемых при обработке и анализе материала.

Тесты подбирались таким образом, чтобы они были доступны для выполнения юными хоккеистами. Все тесты прошли предварительную проверку на надежность, объективность и информативность.

Контрольные испытания (тесты).

Для определения уровня общей физической подготовленности в зале определяли следующие показатели:

- кистевая динамометрия (кг);

 - сгибание - разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

- бег 30 м (с);

- подтягивание на перекладине (количество раз);

- челночный бег 4х9 (с).

1. Тест кистевой динамометрии направлен на оценку силы кистей.

Когда мышцы кисти хоккеиста сильные - он хорошо держит клюшку в руках и шайбы после передачи, которые он принимает от партнёра, будут «прилипать» к клюшке, нежели когда кисти слабые, то эффект противоположный, шайба будет постоянно отскакивать в сторону или вообще уходить с крюка и игрок не сможет ей владеть.

Тест оценивался в килограммах.

2. Тест сгибание - разгибание рук в упоре лежа призван оценивать уровень развития собственно силовых качеств верхнего плечевого пояса.

Когда мышцы предплечий хорошо развиты, то передачи шайбы партнёру  будут качественные, не слабые, а сильные, что самое важное. Передачи можно давать на большие расстояния и в разных стилях и в разных игровых ситуациях, то ли это стандартная передача, подкидка или «парашют».

 Выполнение: испытуемый принимает положение упор лежа, руки прямые, глаза смотрят вперед, спина и ноги прямые. Спортсмен выполняет сгибание - разгибание рук в локтевом суставе до угла 90 и максимальное количество раз. Упражнение останавливается, когда хоккеист начинает выполнять задание с погрешностями (неполное выпрямление рук, неполное сгибание рук в локтевом суставе, выполнение упражнения с согнутой спиной).

Оценивается количество раз в баллах.

3. Тест бег 30 м направлен на определение скоростных качеств.

Когда хорошо развиты мышцы ног, они помогают хоккеисту быстро стартовать, тормозить и выполнять маневровые действия. Кроме того, хоккеист должен быстро реагировать на действия соперников и своих партнёров, сразу оценивать игровую ситуацию.

Выполнение: Игрок стоит на начерченной линии и по сигналу пробегает отрезок в 30 метров.

Время оценивается в секундах.

4. Тест подтягивание на перекладине определяет силу рук хоккеиста. Для прямого и сильного хоккейного броска важна относительная сила всего тела и одними из главных мышц при броске являются широчайшие мышцы спины.

Выполнение: хоккеист берется за перекладину хватом сверху, руки полностью выпрямлены и за счет силы рук, без рывковых движений, подтягивается до тех пор, пока подбородок не окажется над перекладиной, и возвращается в исходное положение.

Засчитывается максимальное количество в баллах.

5. Тест челночный бег 4х9 позволяет определить уровень развития скоростно-силовых качеств. Челночный бег отлично развивает ловкость, координацию движений, быстроту реакции и стартовую скорость.

Выполнение: на расстоянии 9 м чертят две линии – стартовую и     контрольную. По сигналу хоккеист бежит, преодолевая расстояние 9 метров четыре раза. При изменении движения в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию. Попытка не засчитывается, если хоккеист не касается ногой хотя бы до одной линии и тормозит только одним боком. Давалось 3 попытки и засчитывалась лучшая по времени выполнения теста.

Оценивается время преодоления дистанции в секундах.

Техническую подготовку на льду определяли по контрольным испытаниям (тестам):

 - приём передачи шайбы от партнёра (балл);

- передача шайбы партнёру (балл);

- бег с шайбой лицом вперед 30 м (с);

- броски шайбы в створ ворот (балл);

- обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот (с).

1. Тест приём передачи шайбы от партнёра направлен на оценку техники приема передачи шайбы от партнёра. Игроки стоят друг на против друга на расстоянии 10 метров. Осуществляется передача по льду и испытуемый принимает шайбу на крюк клюшки. Даётся 10 попыток и оценивается выполнение теста в баллах. Если шайба осталась во владении испытуемого и не отскочила в сторону, то это 1 балл. Если шайба отскочила на небольшое расстояние от крюка клюшки после приёма передачи, то это 0 баллов.  

2. Тест передача шайбы партнёру направлен для определения техники передачи шайбы. Игроки стоят друг на против друга на расстоянии 10 метров. Испытуемым осуществляется передача по льду и игрок принимает шайбу на крюк клюшки. Даётся 10 попыток и оценивается выполнение теста в баллах.  Если после передачи шайба пришла ровно на крюк клюшки, то это 1 балл. Если шайба улетела в сторону от принимающего игрока, то это 0 баллов.

3. Тест бег с шайбой лицом вперед 30 м для определения техники ведения шайбы. Упражнение проводится на льду, хоккеист стоит на лицевой линии. По звуковому сигналу спортсмен старается как можно быстрее преодолеть расстояние в 30 метров с ведением шайбы (рис.1). Оценивается время (с).

image183

Рис. 1 – Упражнение бег с шайбой лицом вперед 30 м

4. Тест броски шайбы в створ ворот направлен на определение точности броска. С определенной точки в 7-ми метрах от ворот, разделенных на 4 квадрата. Оценивается техника, точность, сила и быстрота выполнения. Проводится следующим образом (рис.2). Всего хоккеист выполняет 10 бросков, 7 из которых с удобного хвата и 3 с неудобного. Каждое попадание оценивалось в 1 балл.  Шайба, не попавшая в заданный квадрат, не засчитывается.

Рис. 2 – Упражнение бросок шайбы в створ ворот

5. Тест обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот направлен на оценку техники ведения, обводки и завершающего броска шайбы в ворота и проводится следующим образом (рис 3). Старт и ведение шайб с линии ворот, в средней зоне обводка пяти стоек, расположенных на прямой линии на расстоянии 4,5 м друг от друга. После обводки пятой стойки выполняется завершающий бросок в ворота, при этом шайба должна пересечь линию ворот надо льдом и в тот момент регистрируется время выполнения теста (с). На выполнение теста давались три попытки и засчитывалась лучшая попытка по времени выполнения.

Рис. 3 - Упражнение обводка пяти стоек с последующим броском в створ ворот

Каждый хоккеист выполнял перечисленный комплекс тестов.

Метод математической статистики

В своей работе мы использовали для обработки результатов тестирования компьютерную программу STAT. Находили следующие величины: среднее арифметическое значение, квадратическое отклонение от среднего арифметического и ошибку среднего арифметического. Достоверность результатов определяли с помощью коэффициента корреляции при количественных измерениях.

2.2. Организация исследования

Педагогический эксперимент проходил в 2 этапа:

Первый этап исследования (май). В течение данного этапа проводилось педагогический эксперимент, в процессе которого изучались основные направления реализации технологического подхода к формированию техники игры юных хоккеистов 10-11 лет с целью обоснования исследования факторной структуры физической и технической подготовленности хоккеистов, выявление основных тенденций ее изменения в подготовительном периоде тренировочного процесса. Обоснования содержания факторной структуры в технической подготовленности юных хоккеистов.

Второй этап исследования (июнь). Осуществлялась математико-статистическая обработка результатов педагогического эксперимента, формулировалось заключение, оформлялась бакалаврская работа.

Определение коэффициента корреляции при количественных измерениях физической и технической подготовленности

Таблица 1 – рассматриваемые признаки физической и технической подготовленности

Физическая подготовленность

Техническая подготовленность

 Кистевая динамометрия;

 Приём передачи шайбы от партнёра (балл)

Сгибание рук в упоре лежа (количество раз);

 Передача шайбы партнёру (балл)

 Бег 30 м (с);

Бег с шайбой лицом вперед 30 м (с)

 Подтягивание на перекладине (количество раз);

Броски шайбы в створ ворот (балл)

 Челночный бег 4х9 (с).

Обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот (с)

Корреляционный анализ проводили с помощью вычисления коэффициента корреляции. Формула для вычисления  коэффициента корреляции при количественных измерениях:  

𝑟𝑥𝑦 =

Где:

𝑋𝑖 – отдельные значения первого признака;

 - средняя арифметическая величина первого признака;

𝑌𝑖 – отдельные значения второго признака;

Ȳ - средняя арифметическая величина второго признака.

Вывод по второй главе

Таким образом, для решения поставленных задач нами были использованы адекватные методы сравнения уровня физической и технической подготовленности юных хоккеистов.

ГЛАВА 3. «РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ»

3.1. Анализ исследования факторной структуры физической и технической подготовленности юных хоккеистов

В таблицах представлены результаты вычисления коэффициента корреляционной связи.

В первом тесте кистевой динамометрии результаты составили от 24 до 33 килограмм. Средний показатель составил 27,5. В тесте приема передачи шайбы от партнера результаты составили от 6 до 10 раз, имея средний показатель при этом 8.

В табл. 2 видно, что чем больше сила кистей юного хоккеиста, тем лучше и крепче он держит клюшку в руках и хорошо принимает передачу. Об этом говорит и результат теста о присутствие сильной положительной связи.

Таблица 2 -  Вычисления коэффициента корреляции связи между кистевой динамометрией и приёмом передачи шайбы от партнёра у юных хоккеистов

Кистевая динамометрия (кг)

𝑋𝑖

Приём передачи шайбы от партнёра (балл)

𝑌𝑖

𝑋𝑖 -

𝑌𝑖 - Ȳ

(𝑋𝑖 - x̅)( 𝑌𝑖- Ȳ)

(𝑋𝑖 - x̅) ²

(𝑌𝑖 - Ȳ) ²

1

31

8

3,5

0

0

12,25

0

2

33

10

5,5

2

11

30,25

4

3

26

6

-1,5

-2

3

2,25

4

4

24

6

-3,5

-2

7

12,25

4

5

25

7

-2,5

-1

2,5

6,25

1

6

27

8

-0,5

0

0

0,25

0

7

24

7

-3,5

-1

3,5

12,25

1

8

29

9

1,5

1

1,5

2,25

1

9

28

9

0,5

1

0,5

0,25

1

10

31

9

3,5

1

3,5

12,25

1

11

26

8

-1,5

0

0

2,25

0

12

26

8

-1,5

0

0

2,25

0

13

31

10

3,5

2

7

12,25

4

14

26

7

-1,5

-1

1,5

2,25

1

15

26

8

-1,5

0

0

2,25

0

x̅=27,5

Ȳ=8

∑=41

∑=111,75

∑=22

𝑟𝑥𝑦 =  =  =  = 0,826

Во втором тесте сгибание - разгибание рук в упоре лежа результаты составили от 31 до 41, имея средний показатель 35,4 раза. В тесте передачи шайбы партнёру результаты составили от 5 до 8 раз, имея средний показатель 6.

В табл. 3 видно, что чем лучше развиты мышцы верхних конечностей  у хоккеиста, то передачи будут точные и хорошие по силе, тем более с такими развитыми мышцами можно выполнять более сложные передачи, а именно диагонали, передачи через всю площадку, передачи подкидкой. Об этом говорит и результат теста о присутствие сильной положительной связи.

Таблица 3 -  Вычисления коэффициента корреляции связи между сгибанием - разгибанием рук в упоре лежа и передачами шайбы партнёру у юных хоккеистов

Сгибание - разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз)

𝑋𝑖

Передача шайбы партнёру (балл)

𝑌𝑖

𝑋𝑖 -

𝑌𝑖 - Ȳ

(𝑋𝑖 - x̅)( 𝑌𝑖 - Ȳ)

(𝑋𝑖 - x̅) ²

(𝑌𝑖 - Ȳ) ²

1

36

6

0,6

0

0

0,36

0

2

37

7

1,6

1

1,6

2,56

1

3

32

5

-3,4

-1

3,4

11,56

1

4

31

5

-4,4

-1

4,4

19,36

1

5

31

5

-4,4

-1

4,4

19,36

1

6

34

6

-1,4

0

0

1,96

0

7

41

8

5,6

2

11,2

31,36

4

8

30

5

-5,4

-1

5,4

29,16

1

9

38

7

2,6

1

2,6

6,76

1

10

39

7

3,6

1

3,6

12,96

1

11

37

6

1,6

0

0

2,56

0

12

37

6

1,6

0

0

2,56

0

13

38

6

2,6

0

0

6,76

0

14

36

6

0,6

0

0

0,36

0

15

35

5

-0,4

-1

0,4

0,16

1

x̅=35,4

Ȳ=6

∑=37

∑=147,8

∑=12

𝑟𝑥𝑦 = === 0,878

В третьем тесте бег 30 м результаты составили от 5,4 до 7,2 секунд, имея средний показатель среди юных хоккеистов 6. В тесте бег с шайбой лицом вперед 30 м результаты составили от 10,8 до 9,5 секунд, имея средний показатель 10,1 секунды.

В табл. 4 видно, что не у всех юных хоккеистов, чьи результаты  в первом испытании лучше, но хуже во втором по сравнению с теми, у кого в первом испытании результаты хуже, а во втором лучше. Об этом говорит и результат теста о присутствие положительной связи.

Таблица 4 -  Вычисления коэффициента корреляции связи между бегом 30 метров и бегом с шайбой лицом вперед у юных хоккеистов

Бег 30 м (с)

𝑋𝑖

Бег с шайбой лицом вперед 30 м

𝑌𝑖

𝑋𝑖 -

𝑌𝑖 - Ȳ

(𝑋𝑖 - x̅)( 𝑌𝑖 - Ȳ)

(𝑋𝑖 - x̅) ²

(𝑌𝑖 - Ȳ) ²

1

7,2

10,6

2,2

0,5

1,1

4,84

0,25

2

6,3

10,3

0,3

0,2

0,06

0,09

0,04

3

5,5

9,6

-0,5

-0,5

0,25

0,25

0,25

4

5,4

9

-0,6

-1,1

0,66

0,36

1,21

5

6,7

10,8

0,7

0,7

0,49

0,49

0,49

6

6,8

10,4

0,8

0,3

0,24

0,64

0,09

7

5,3

9,5

-0,7

-0,6

0,42

0,49

0,36

8

5,7

9,8

-0,3

-0,3

0,09

0,09

0,09

9

6,2

10,3

0,2

0,2

0,04

0,04

0,04

10

6

10,4

0

0,3

0

0

0,09

11

5,9

10,6

-0,1

0,5

-0,05

0,01

0,25

12

5,4

10

-0,6

-0,1

0,06

0,36

0,01

13

5,3

9,6

-0,7

-0,5

0,35

0,49

0,25

14

6,1

10,8

0,1

0,7

0,07

0,01

0,49

15

6,2

10,8

0,2

0,7

0,14

0,04

0,49

x̅=6

Ȳ=10,1

∑=3,92

∑=8,2

∑=4,4

𝑟𝑥𝑦 =  =  =  = 0,653

В четвертом тесте подтягивание на перекладине результат составил от 6 до 10 раз, имея средний показатель 8. В тесте бросков шайбы в створ ворот результат составил от 4 до 8, имея средний показатель 6.

В табл. 5 видно, что чем лучше развиты мышцы спины, тем точнее и сильнее будут броски. Об этом говорит и результат теста о присутствии хорошей положительной связи.

Таблица 5 -  Вычисления коэффициента корреляции связи между подтягиванием на перекладине и бросками шайбы в створ ворот у юных хоккеистов

Подтягивание на перекладине (кол-во раз)

𝑋𝑖

Броски шайбы в створ ворот (балл)

𝑌𝑖

𝑋𝑖 -

𝑌𝑖 - Ȳ

(𝑋𝑖 - )( 𝑌𝑖 - Ȳ)

(𝑋𝑖 - ) ²

(𝑌𝑖 - Ȳ) ²

1

10

8

2

2

4

4

4

2

9

6

1

0

0

1

0

3

9

6

1

0

0

1

0

4

8

8

0

2

0

0

4

5

8

6

0

0

0

0

0

6

10

8

2

2

4

4

4

7

7

5

-1

-1

1

1

1

8

6

5

-2

-1

2

4

1

9

9

6

1

0

0

1

0

10

8

6

0

0

0

0

0

11

7

5

-1

-1

1

1

1

12

7

6

-1

0

0

1

0

13

8

7

0

1

0

0

1

14

8

5

0

-1

0

0

1

15

7

4

-1

-2

2

1

4

=8

Ȳ=6

∑=14

∑=19

∑=21

𝑟𝑥𝑦 =  =  =  = 0,701

В пятом тесте челночный бег 4х9 результат составил от 11,7 до 13,2 секунды, имея средний показатель 12,47 секунды. В тесте обводки 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот результат составил от 13,1 д 15,1, имея средний показатель 14,24 секунды.

В табл. 6 видно, что развитие координационных способной говорит о положительном влиянии на комбинированное действие и чем сильнее оно будет развито, то уже можно будет разучивать новые обманные движения, индивидуальные действия при владении шайбы, бросков из под игрока защищающейся команды . Об этом говорит и результат теста о присутствии сильной положительной связи.

Таблица 6 -  Вычисления коэффициента корреляции связи между челночным бегом 4х9 и обводкой 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот у юных хоккеистов

Челночный бег 4х9 (с)

𝑋𝑖

Обводка 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот (с)

𝑌𝑖

𝑋𝑖 -

𝑌𝑖 - Ȳ

(𝑋𝑖 - )( 𝑌𝑖 - Ȳ)

(𝑋𝑖 - ) ²

(𝑌𝑖 - Ȳ) ²

1

12,8

14,1

0,33

-0,14

-0,04

0,1

0,01

2

12

13,8

-0,47

-0,44

0,2

0,22

0,19

3

11,5

13,2

-0,97

-1,04

1

0,94

1,08

4

13

14,9

0,53

0,66

0,34

0,28

0,43

5

12,2

14,8

-0,27

0,56

-0,15

0,07

0,31

6

12,5

14,2

0,03

-0,04

-0,0012

0,0009

0,0016

7

11,7

13,2

-0,77

-1,04

0,8

0,59

1,08

8

13,1

15

0,63

0,76

0,47

0,39

0,57

9

12,7

14

0,23

-0,24

-0,05

0,05

0,05

10

11,7

13,1

-0,77

-1,14

0,87

0,59

1,29

11

13,2

15,3

0,73

1,06

0,77

0,53

1,12

12

12,9

14,3

0,43

0,06

0,02

0,18

0,0036

13

12,6

14,7

0,13

0,46

0,05

0,01

0,21

14

12,1

13,9

-0,37

-0,34

0,12

0,13

0,11

15

13,1

15,1

0,63

0,86

0,54

0,39

0,73

=12,47

Ȳ=14,24

∑=4,93

∑=4,47

∑=7,18

𝑟𝑥𝑦 =  =  =  = 0,872

Таблица 7 - Критические значения коэффициента корреляции при p=0,05

Число коррелируемых пар

Критические значения

Число коррелируемых пар

Критические значения

3

0,977

19

0,456

4

0,950

20

0,444

5

0,878

21

0,433

6

0,811

22

0,423

7

0,754

25

0,396

8

0,707

30

0,361

9

0,666

35

0,332

10

0,632

40

0,310

11

0,602

45

0,292

12

0,576

50

0,277

13

0,553

60

0,253

14

0,532

70

0,234

15

0,514

80

0,219

16

0,497

90

0,206

17

0,482

100

0,196

18

0,468

3.2 Результаты исследования

Результаты исследования представлены в виде точечной диаграммы, так как она позволяет четко проследить, какая взаимосвязь наблюдается при сравнении количественных признаков.

1. Вычисленный коэффициент корреляции (r = 0,826) в первом случае показывает, что между кистевой динамометрией и приёмом передачи от партнёра хоккеиста сильная положительная связь. Теперь определим достоверность полученного значения коэффициента. В таблице 7 находим критическое значение при n=15. Это значение равно 0,514, следовательно, мы имеем неравенство (0,826>0,514), поэтому проявление сильной положительной связи достоверно  (r = 0,826 при p > 0,05).

Рис. 4 – корреляционное поле зависимости между кистевой динамометрией и приёмом передачи от партнёра

2. Вычисленный коэффициент корреляции (r = 0,878) во втором случае показывает, что между сгибанием - разгибаем рук в упоре лежа и передачей шайбы партнёру хоккеиста сильная положительная связь. Теперь определим достоверность полученного значения коэффициента. В таблице 7 находим критическое значение при n=15. Это значение равно 0,514, следовательно, мы имеем неравенство (0, 0,878>0,514), поэтому проявление сильной положительной связи достоверно  (r = 0,878 при p > 0,05).

Рис. 5 – корреляционное поле зависимости между сгибанием – разгибанием рук в упоре лежа и передачей шайбы партнёру

3. Вычисленный коэффициент корреляции (r = 0,653) в третьем случае показывает, что между бегом 30 м и бегом с шайбой лицом вперед 30 м хоккеиста положительная связь. Теперь определим достоверность полученного значения коэффициента. В таблице 7 находим критическое значение при n=15. Это значение равно 0,514, следовательно, мы имеем неравенство (0, 0,653>0,514), поэтому проявление сильной положительной связи достоверно  (r = 0,653 при p > 0,05).

Рис. 6 – корреляционное поле зависимости между сгибанием – разгибанием рук в упоре лежа и передачей шайбы партнёру

4. Вычисленный коэффициент корреляции (r = 0,701) в четвертом случае показывает, что между подтягиванием на перекладине и бросками шайбы в створ ворот хоккеиста хорошая положительная связь. Теперь определим достоверность полученного значения коэффициента. В таблице 7 находим критическое значение при n=15. Это значение равно 0,514, следовательно, мы имеем неравенство (0,701>0,514), поэтому проявление сильной положительной связи достоверно  (r = 0,701 при p > 0,05).

Рис. 7 – корреляционное поле зависимости между подтягиванием на перекладине и бросками шайбы в створ ворот

5. Вычисленный коэффициент корреляции (r = 0,872) в пятом случае показывает, что между челночным бегом 4х9 и обводкой 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот хоккеиста сильная положительная связь. Теперь определим достоверность полученного значения коэффициента. В таблице 7 находим критическое значение при n=15. Это значение равно 0,872, следовательно, мы имеем неравенство (0,872>0,514), поэтому проявление сильной положительной связи достоверно  (r = 0,872 при p > 0,05).

Рис. 8 – корреляционное поле зависимости между челночным бегом 4х9 и обводкой 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот

Вывод по третьей главе

Подводя итоги тестов, для определения направления взаимосвязи физической и технической подготовленности мы использовали коэффициент корреляции.

Анализ полученных данных показал наличие тесной взаимосвязи физической и технической подготовленности на всех тестах, проводимых нами. Это прекрасно видно и в самих таблицах.

Когда хоккеист хорошо развит физически, он лучше выполняет технические действия на площадке и быстрее может изучать новые движения и совершенствовать их, чем хоккеист с менее развитой физической подготовленностью.

В основном заметна сильная положительная связь (r= 0.826, r=0,878, r=0,872) между кистевой динамометрии и приемом передачи шайбы от партнёра, сгибанием – разгибанием рук в упоре лежа и передачей шайбы партнеру, а также челночным бегом и обводкой 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот.

Хорошая положительная связь наблюдается (r=0,701) между  подтягиванием на перекладине и бросками шайбы в створ ворот.

Положительная связь наблюдается (r=0,653) между бегом 30 м и бегом с шайбой лицом вперед 30 м.

Таким образом, представленные данные свидетельствуют, что совершенствование спортивной квалификации юных хоккеистов зависит от роста физической и технической подготовленности, которые в конечном итоге отражаются на уровне игровой эффективности, качестве выполнения тех или иных игровых действий, необходимых им для достижения высокого результата.

Заключение

В ходе нашего исследования мы успешно решили все задачи:

1. Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что в хоккее под техникой принято понимать совокупность специальных игровых приемов, которые эффективно выполняются для успешного ведения игровой деятельности.

Основой техники при игровых приемах является необходимый состав движений, последовательность в проявлении рабочих усилий, согласованность движений во времени и в пространстве.

Овладение техникой игры в хоккее (развития у занимающихся быстроты сложных реакций, ориентировки, сообразительности) решаются преимущественно в процессе физической и технической подготовленности. В тренировочный процесс по физической и технической подготовке вводятся дополнительные условия и задания, придающие этим упражнениям тактическую окраску.

Существует три уровня степени освоения приемов и действий, которые характеризуют техническую подготовленность:

- первый уровень – это наличие двигательных представлений о действиях и приемах, а также попыток их выполнения;

- второй уровень – формирование непосредственно двигательного умения;

- третий уровень – закрепление двигательного навыка.

Важнейший фактор, обуславливающий эффективность технического совершенствования, и реализацию основанных умений и навыков, является способность к осознанию четкого представления о правильных и необходимых движениях.

Техника хоккеиста высокого класса должна быть универсальной, целесообразной, надежной, вариативной, рациональной и эффективной.

Насколько широко хоккеисты используют технические приемы в своей игре, настолько велико разнообразие техники, применяемой ими.

В современном хоккее технические приемы обусловлены скоростно – силовыми способностями и выносливостью игроков, поэтому совершенствование хоккейной техники должно осуществляться при максимальном проявлении физических способностей игроков в условиях небольшого количества времени, противостояния соперников и на фоне усталости.

Для спортсмена, стремящегося к специализации в определённом виде спорта, освоение данных движений и действий является обязательным. На первичных этапах подготовки на протяжении многих лет в соревновательной деятельности спортсменов, имеющих невысокую квалификацию, уровень технического мастерства и спортивный результат в целом зависят в первую очередь от того, насколько совершенны базовые действия и движения. Если говорить об уровне наивысшего мастерства, то дополнительные движения, определяющие индивидуальность каждого конкретного спортсмена, являются решающим средством в соревновательной борьбе.

2. Нами было проведено исследование в виде тестов по физической и технической подготовленности, которые в дальнейшем могут быть использованы тренерами в процессе подготовки спортсменов в хоккее с шайбой.

Для определения направления взаимосвязи физической и технической подготовленности мы использовали коэффициент корреляции.

3. В ходе исследования анализ полученных данных показал наличие тесной взаимосвязи физической и технической подготовленности на всех тестах, проводимых нами. Это прекрасно видно и в самих таблицах.

В основном, заметна сильная положительная связь между:

- кистевой динамометрии и приемом передачи шайбы от партнёра (r=0,826>0,514);

- сгибанием – разгибанием рук в упоре лежа и передачей шайбы партнеру (r=0,878>0,514);

   - челночным бегом и обводкой 5-ти стоек с последующим броском в створ ворот (r=0,872>0,514).

Хорошая положительная связь наблюдается между подтягиванием на перекладине и бросками шайбы в створ ворот (r=0,701>0,514).  

Положительная связь наблюдается между бегом 30 м и бегом с шайбой лицом вперед 30 м (r=0,653>0,514).

Когда хоккеист хорошо развит физически, он лучше выполняет технические действия на площадке и быстрее может изучать новые движения и совершенствовать их, чем хоккеист с менее развитой физической подготовленностью.

В итоге мы доказали гипотезу исследования, которая предполагала, что исследование факторной структуры специальной физической и технической подготовленности хоккеистов позволит установить и качественно охарактеризовать факторы, существенно влияющие на уровень развития профильных способностей квалифицированных хоккеистов.

Список литературы

1. Афанасьев, С.Ю. Большое хоккейное созвездие. — М. : Человек, 2010. — 128 с.

2. Букатин, А.Ю. Юный хоккеист [Текст] / А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов. – М.: Физкультура и спорт, 1986 – 208 с.

3. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов [Текст] / В.А. Быстров. – М.: Терра-Спорт, 2000 – 64 с.

4. Верхошанский, Ю.В. Программирование тренировочных нагрузок по силовой подготовке хоккеистов в годичном цикле подготовки : метод, рекомендации [Текст] / Ю.В. Верхошанский, В.В. Тихонов, В.И. Колосков. – М.: Госкомитет СССР по физической культуре и спорту, 1990 – 62 с.

5. Воробьев М.И. Структура и диагностика специальной скоростно-силовой подготовленности квалифицированных хоккеистов [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук / М.И.Воробьев; КГИФК. – Киев, 1985 – 24с.

6. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : научно-методическое пособие.— М. : Физическая культура, 2008. — 256 с.

7. Горский, Л. Тренировка хоккеистов : пер. со словацк. [Текст] / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1999 – 224 с.

8. Дерябин,С.Е. Система этапного педагогического подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах [Текст] : дис.... канд. пед. наук/ С.Е. Дерябин; ГЦОЛИФК. – М., 2001 – 192 с.

9. Евтеев, С.А. Исследование эффективности тренировочного процесса юных хоккеистов на общеподготовительном этапе подготовительного периода [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Евтеев ; РГАФК. – М., 2009 – 27 с.

10. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической физической культуре и спорте [Текст] : учеб, пособие / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М.: Академия, 2002 – 264 с.

11. Зайцев, В.К. Глобализация атаки – тактика опережающих построений игры в хоккее [Текст] : учеб, пособие / В.К. Зайцев. – М.: РГАФК, 2014 – 45 с.

12. Зайцев, В.К. Теория и практика профессионального функционально-силовая подготовка хоккеистов [Текст] / В.К. Зайцев, А.Н. Филиппенко. – М.: РГАФК, 2013 –151 с.

13. Занковец, В.Э. Тестирование в профессиональном хоккее [Текст] / В.Э. Занковец // Теория и практика физ. культуры. – 2015 – № 10 – С. 33

14. Зациорский В.М. Опыт контроля за физической и технической подготовленностью хоккеистов [Текст] / В.М. Зациорский, В.К. Зайцев, В.И. Колосков // Научно-спортивный вестник. – 1979 – № 5 – С. 29-32.

15. Иорданская, Ф.А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов – резерва спорта высших достижений. — М. : Советский спорт, 2011. — 142 с.

16. Ишматов, Р.Г. Построение учебно-тренировочного хоккеистов высокой квалификации [Текст] : учеб.-метод. пособие / Р.Г. Ишматов. – СПб. : Академия хоккея, 2015 – 45 с.

17. Козловский Г.Н. Оптимизация специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Козловский ; МОГИФК. – М., 1999 – 22 с.

18. Колосков, В.И. Подготовка хоккеистов [Текст] / В.И. Колосков, В.П. Климин. – М.: Физкультура и спорт, 2012 – 238 с.

19. Колосков В.И. Управление подготовкой хоккеистов [Текст] / В.И.Колосков, В.П. Климин. – М.: Физкультура и спорт, 2013 – 162 с.

20. Кукушкин, В.В. Хоккей нового времени. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М. : Спорт, 2015. — 216 с.

21. Левшин, И.В. Руководство по медико-биологическому сопровождению подготовки в детско-юношеском хоккее. / И.В. Левшин, Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, Д.Г. Елистратов. — М. : Спорт, 2016. — 152 с.

22. Львов,В.С. Специальная силовая подготовленность хоккеистов высокой квалификации [Текст] / В.С. Львов, В.П. Савин // Хоккей : ежегодник. – М. : Физкультура и спорт, 2014 – С. 21-24.

23. Мартенс, Р. Успешный тренер.— М. : Человек, 2014. — 440 с.

24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник [Текст] / Л.П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 2008 – 544 с.

25. Михайлова, Т.В. Социально-педагогические основы деятельности тренера : монография.— М. : Физическая культура, 2009. — 288 с.

26. Митин, Ю.С. Структура и динамика подготовленности высококвалифицированных хоккеистов [Текст] : автореф. дис.... канд. пед.наук / Ю.С. Митин ; МОГИФК. – М., 2011 – 21 с.

27. Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных хоккеистов: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази. — М. : Спорт, 2016. — 168 с.

28.Никонов Ю.В. Подготовка высококвалифицированных хоккеистов [Текст] / Ю.В. Никонов. – Минск : Асар, 2013 – 352 с.

29. Никонов, Ю.В. Тренировочные задания в подготовке хоккеистов высокой квалификации [Текст] : метод, рекомендации / Ю.В. Никонов. – Минск : Госкомитет БССР по физической культуре и спорту, 2014 – 34 с.

30. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера : наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2010 – 864 с.

31. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст] / В.Н. Платонов. – М.: Физкультура и спорт, 1999 – 286 с.

32. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, общая теория и ее практические применения [Текст] / В.Н. Платонов. – Киев : Олимпийская литература, 2004 – 808 с.

33. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка [Текст] / В.Н. Платонов. - Киев : Здоров’я, 1980 - 336 с.

34. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки [Текст] / В.Н. Платонов. – К.: Вища школа, 1984 – 352 с.

35. Полозов А.А. Рейтинг в хоккее: так ли точны тренерские оценки? [Текст] / А.А. Полозов, Е.Г. Шурманов // Теория и практика физ. культуры. – 2012 – № 5 – С. 43-48.

36. Ромишевский, И.А. Методика исследования способов выполнения технических элементов в хоккее [Текст] / И.А. Ромишевский // Теория и практика физической культуры. – 2013 – № 4 – С. 61-63.

37. Сави, В.П. Методика оценки контроля технико-тактических действий хоккеистов высокой квалификации [Текст] / В.П. Савин, В.С. Львов, Н.Н. Урюпин, Л.В. Вайсфельд // Хоккей : ежегодник. – М. : Физкультура и спорт, 2014 – С. 46-49.

38. Савин, В.П. Теория и методика хоккея [Текст] : учеб. / В.П. Савин. – М. : Академия, 2013 – 400 с.

39. Самойлов,С.А. Анализ модельных высококвалифицированных хоккеистов с целью разработки критериев отбора в спортивные школы [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.А. Самойлов; БГИФК. – Минск, 2014 – 24 с.

40. Сарсания С.К. Анализ тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки хоккеистов высокой квалификации [Текст] / С.К. Сарсания, Н.И. Волков, В.С. Давыдов и др. // Хоккей : ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 2012 –С. 18-21.

41. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте.— М. : Человек, 2011. — 160 с.

42. Скалкова, Я. Методология и методы педагогических исследований /Я. Скалкова и др. – М.: Педагогика, 2011 – 224 с.

43. Ступень B. Учимся играть в хоккей.  Практическое руководство для тренеров.— М. : Человек, 2012. — 80 с.

44. Ступень В. Учимся играть в хоккей. Практическое руководство для тренеров.— М. : Человек, 2012. — 84 с.

45. Тарасов, А.В. Тренировочные упражнения хоккеиста [Текст] / А.В. Тарасов. – М.: Физкультура и спорт, 1959 – 128 с.

46. Твист, П. Хоккей : теория и практика : пер. с англ. [Текст] / П. Твист. – М. : Астрель, 2005 – 288 с.

47. Тихонов, В.В. Программирование тренировочных нагрузок СФП хоккеистов в подготовительном периоде [Текст] / В.В. Тихонов, Ю.В. Верхошанский, А.А. Чарыева, В.В. Лазарев // Научно-спортивный вестник. – 1987 – № 3 – С. 15-21.

48. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник.— М. : 43 Советский спорт, 2010. — 392 с.

49. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин.— М. : Спорт, 2016. — 352 с.

50. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2013 – 480 с.

51. Хрусталев, Г.А. Концепция управления деятельностью высококвалифицированных команд в спортивных играх  [Текст] / Г.А. Хрусталев, В.П. Губа // Теория и практика физ. культуры. – 2015 – № 6 – С. 101-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок физической культуры. Тема: Волейбол: физическая и техническая подготовка, подводящие упражнения.

Задачи урока: Развитие основных физических навыков.Развитие координации движений.Развитие игровых навыков в волейболе.Развитие физических и технических возможностей волейболистов.    ...

из опыта «Повышение уровня физической и технической подготовки студентов на занятиях спортивными играми»

В  связи с изменяющимися условиями учебы, требования, предъявляемые к занятиям физической культурой и спортом, повышаются, как и требования к личности студента, и к уровню его достижений в учебе....

Специальная физическая и техническая подготовка юных баскетболистов

Данное пособие предназначено для учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования...

Общая и специальная физическая подготовка хоккеистов 11-12 лет

Хоккей – это вид спорта, требующий умения выполнять сложные движения и приемы в условиях взрывных скоростей и интенсивного физического контакта. Эта игра требует большой мышечной массы и недюжин...

Методическая разработка по физической подготовке хоккеистов

Важные основы для подготовки будущих хоккеистов...

ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТА

ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТА...