Как повысить мотивацию школьника к занятиям физической культурой
учебно-методическое пособие по физкультуре
Для каждого учителя всегда актуально умение вдохновлять и мотивировать учеников на обучение и применение полученного опыта в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_povysit_motivatsiyu_shkolnika.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила:
Ткач Светлана Викторовна
(ФИО)
учитель физической культуры
(должность)
МБОУ «СШ№18» г. Нижневартовска ХМАО-Югры
(место работы)
Как повысить мотивацию школьника к занятиям физической культурой
Для каждого учителя всегда актуально умение вдохновлять и мотивировать учеников на обучение и применение полученного опыта в жизни. Чем больше и разнообразнее средств и методов в арсенале учителя, тем больше шансов достичь нужного результата. Мотивация — это желание обучающихся получать новые знания и навыки, и она может быть высокой если учитель сможет показать ученикам, что это интересно и важно для самих учеников. И нужно понимать, что похвала или оценка это внешняя мотивация, которая действует краткосрочно, да она важна, но не должна быть основным средством учителя. Это связано с тем, что ребенок будет постоянно нуждаться во внешнем оценивании его действий, и разочаровываться в себе, если не получит очередную порцию похвалы. Есть длительная мотивация, которая исходит от самого ребенка. Поэтому важно с ранних лет приучать обучающегося делать что-то не для похвалы, а для интересного и полезного времяпровождения.
Педагог должен уметь создать такую обстановку, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, погружая ребенка в дружественную атмосферу. Где ученик сможет набраться уверенности в своих действиях и поверить в свой успех, что он может справиться с любыми поставленными перед ним задачами и не терять интереса к учебе, если вдруг он с каким-то заданием не справится.
Средства и методы, используемые на уроках физической культуры для формирования внутренней мотивации:
1.Дружелюбная атмосфера. Чтобы школьник действительно захотел выполнить задание, он должен понимать, что его не раскритикуют в случае ошибки. На первых уроках во время инструктажа нужно объяснить детям, что поддерживать друг друга это правило, и по-другому быть не может. Если они будут поддерживать друг друга, то им самим будет легче выполнять задания, зная, в случае неудачи, их не засмеют, а поддержат. Ведь каждый может совершить ошибку, главное понять это и исправить.
В каждом классе создавалась своя атмосфера, в зависимости от того как дети выражали свою поддержку. В одном классе школьники тихонечко хлопали в ладоши, поддерживая сдающего нормативы, в другом шепотом говорили подбадривающие слова: «Ты сможешь», «Молодец» и т.д.. И в таком случае даже скромные школьники выполняют индивидуальные упражнения, не боясь реакции учителя и всего класса.
2.Последовательность (от простого к сложному). В начальной школе обучающимся нравится выполнять легкие задания, так они приобретают атмосферу успеха, начинают познавать свои возможности, приобретать веру в себя и желание пробовать что-то новое или что-то более сложное.
Если изучается прыжок, то он разбивается на фазы: сначала учим выполнять замах и толчок, дети должны понять синхронность работы ног и рук, что прыжок выполняется, когда руки выносятся вперед, а не назад, некоторым детям сложно поймать этот момент. Или же ребенок активно делает замах руками, но стоит на прямых ногах. Только когда мы научили правильно выполнять замах и толчок можно переходить к фазе полета и приземления.
3.Вариативность. Ученикам начальных классов сложно выполнять долгую и монотонную работу, поэтому нужно уметь чередовать задания, если было задание на скоростно-силовую нагрузку, то следующее задание должно быть лучше всего в игровой форме на внимательность.
4.Принцип индивидуализации. Есть школьники, которые превосходно выполняют беговые упражнения, но силовые упражнения им даются сложно и здесь важно, чтобы ребенок не остался на территории неуспеха. Нужно вовремя переключить внимание, что какую-то работу он выполняет превосходно, а с какой-то нужно работать, не требуя высоких результатов, а двигаться в сторону цели маленькими шагами и отмечать его еле заметные успехи.
5.Вовлеченность. Если обучающийся забыл форму или освобожден от урока, он помогает в организационной деятельности учителю: расставляет фишки, следит за соблюдением правил игры. Так ребенок не исключается из коллективной работы, сидя на скамеечке чувствуя себя провинившимся, а участвует в уроке.
6.Принцип разнообразия. Одни и те же упражнения в разминке со временем вызывает привыкание, поэтому у детей происходит снижение интереса в самом начале урока. Им становится скучно, они начинают выполнять рефлекторно, не включаясь в процесс, отвлекаясь и отвлекая соседа. Поэтому бег можно разнообразить такими заданиями как смена направления по свистку: один свисток бегут в противоположную сторону, если два свистка подряд, направление не меняют. Это помогает удерживать внимание детей, концентрировать их на задании, развивать скорость реакции и внимательность. Так же можно по свистку подпрыгивать, приседать, выполнять хлопки и т.д., при условии, что дети научились держать дистанцию.
Так же чем разнообразнее будут подвижные игры, изученные на уроках, тем больше детей вовлекаются в игры во внеурочное время. Кому-то нравятся игры на реакцию: «Река-берег», «Запрещенное движение». Некоторых детей привлекают более активные игры: «Третий лишний» или «Охотники и утки». Тем самым в игры вовлекаются все дети по своим интересам и желаниям.
7. Рефлексия. В конце урока нужно оставить время на подведение итогов. Что было нового, чему научились, как это пригодится в жизни и в чем ценность проделанной работы. Очень важно донести до детей, что физические упражнения выполняются, не только чтобы достичь лучших результатов в, но и для общего поддержания организма в тонусе.
Обучающиеся учатся оценивать свою работу, этому способствуют вопросы: «Что у вас получилось?», «В чем были трудности?». И самый главный вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы решить возникшие трудности?». Последний вопрос учит детей, не оставаться с вердиктом, что в данном случае невозможно ничего предпринять, а искать пути решения.
Памятка учителю для оценивания мотивации класса
Низкая мотивация на уроке физической культуры | Высокая мотивация на уроке физической культуры |
Разговаривает только учитель | Поднимают руку, чтобы рассказать свой пример или что-то дополнить по теме урока |
Показывает только учитель | Ученики желают помочь учителю под его объяснения продемонстрировать упражнение |
Учитель вызывает по списку, ребенок идет выполнять работу, чтобы не получить отрицательную отметку | Ученики сами выдвигают свою кандидатуру, им не терпится приступить к выполнению задания |
Проводит разминку учитель | Проводят разминку под руководством одноклассника, учитель наблюдает за правильностью выполнения |
Учитель требует тишины | Ученики непосредственны, естественны и с интересом выполняют задания |
8. Интегрированный урок. Чтобы подача материала была интересна и увлекательна важно, чтобы учитель обладал обширным спектром упражнений, умел их видоизменять и креативно подходил к планированию урока. Например, физическую культуру можно совмещать с уроком музыки, математики или русского языка, такой формат для учеников непривычен, и вызывает огромный интерес.
На первый взгляд окружающий мир и физическая культура несопоставимы, но если учесть, что в начальном звене дети активны и любознательны, они с удовольствием слушают интересные факты о животных, и с радостью готовы им подражать, мы получаем урок, который отвечает детским потребностям. Информация выдается порционно, чередуя с активными действиями. В игровой форме ученики развивают физические качества, повторяя действия предложенного животного, и это происходит в положительных эмоциях, а как утверждают психологи — это лучшая атмосфера для получения знаний. Внимание детей сосредоточено на себе, и насколько их действия схожи с выбранным персонажем. В заданиях нет цели выполнить больше или быстрее, поэтому дети с низкой мотивацией, которым сложно даются физические упражнения проявляют интерес к таким занятиям. Можно включить командную работу, где детям не учитель указывает какое задание выполнять, и что оно развивает. А ученики сами подбирают нужное упражнение, под определенное физическое качество, которое они выбрали. Они пробуют контактировать с друг другом объединённые общей темой, каждый может внести свой вклад для достижения цели чувствуя поддержку товарища. Тем самым учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять и воспроизводить полученную информацию ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мотивация школьников на уроках физической культуры
Творческая разработка подготовленна для защиты на курсах повышения квалификации учителей 2010год...
Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...
Мотивации школьников к занятиям физической культурой.
Мотивации школьников к занятиям физической культурой. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и инте...
«Повышение уровня мотивации у школьников к занятиям физической культурой посредством учебно-воспитательного процесса»
цель работы:Определить эффективные средства повышения у учащихся мотивационной сферы физического совершенствования.Разработать и внедрить в практику методы, формы, средства повышения у учащихся мотива...
Статья "Система мотивации школьников для занятий физической культурой".
В статье рассматриваются понятия мотивации, двигательной активности, рекомендации по созданию системы мотивации на уроке...
Статья "Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой." в журнале Образование в современной школе№ 1-2 2022
В статье описывается основные направления работы для привлечения школьников к осознанному занятию физической культурой и спортом....