Как повысить мотивацию школьника к занятиям физической культурой
учебно-методическое пособие по физкультуре

Ткач Светлана Викторовна

Для каждого учителя всегда актуально умение вдохновлять и мотивировать учеников на обучение и применение полученного опыта в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_povysit_motivatsiyu_shkolnika.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила:

Ткач Светлана Викторовна

                                                                        (ФИО)

учитель физической культуры

(должность)

МБОУ «СШ№18» г. Нижневартовска ХМАО-Югры

(место работы)

Как повысить мотивацию школьника к занятиям физической культурой

Для каждого учителя всегда актуально умение вдохновлять и мотивировать учеников на обучение и применение полученного опыта в жизни. Чем больше и разнообразнее средств и методов в арсенале учителя, тем больше шансов достичь нужного результата. Мотивация — это желание обучающихся получать новые знания и навыки, и она может быть высокой если учитель сможет показать ученикам, что это интересно и важно для самих учеников. И нужно понимать, что похвала или оценка  это внешняя мотивация, которая действует краткосрочно, да она важна, но не должна быть основным средством учителя. Это связано с тем, что ребенок будет постоянно нуждаться во внешнем оценивании его действий, и разочаровываться в себе, если не получит очередную порцию похвалы. Есть длительная мотивация, которая исходит от самого ребенка. Поэтому важно с ранних лет приучать обучающегося делать что-то не для похвалы, а для интересного и полезного времяпровождения.

Педагог должен уметь создать такую обстановку, чтобы поддерживать внутреннюю мотивацию, погружая ребенка в дружественную атмосферу. Где ученик сможет набраться уверенности в своих действиях и поверить в свой успех, что он может справиться с любыми поставленными перед ним задачами и не терять интереса к учебе, если вдруг он с каким-то заданием не справится.

Средства и методы, используемые на уроках физической культуры для формирования внутренней мотивации:

1.Дружелюбная атмосфера. Чтобы школьник действительно захотел выполнить задание, он должен понимать, что его не раскритикуют в случае ошибки. На первых уроках во время инструктажа нужно объяснить детям, что поддерживать друг друга это правило, и по-другому быть не может. Если они будут поддерживать друг друга, то им самим будет легче выполнять задания, зная, в случае неудачи, их не засмеют, а поддержат. Ведь каждый может совершить ошибку, главное понять это и исправить.

В каждом классе создавалась своя атмосфера, в зависимости от того как дети выражали свою поддержку. В одном классе школьники тихонечко хлопали в ладоши, поддерживая сдающего нормативы, в другом шепотом говорили подбадривающие слова: «Ты сможешь», «Молодец» и т.д.. И в таком случае даже скромные школьники выполняют индивидуальные упражнения, не боясь реакции учителя и всего класса.

2.Последовательность (от простого к сложному). В начальной школе обучающимся нравится выполнять легкие задания, так они приобретают атмосферу успеха, начинают познавать свои возможности, приобретать веру в себя и желание пробовать что-то новое или что-то более сложное.

 Если изучается прыжок, то он разбивается на фазы: сначала учим выполнять замах и толчок, дети должны понять синхронность работы ног и рук, что прыжок выполняется, когда руки выносятся вперед, а не назад, некоторым детям сложно поймать этот момент. Или же ребенок активно делает замах руками, но стоит на прямых ногах. Только когда мы научили правильно выполнять замах и толчок можно переходить к фазе полета и приземления.

3.Вариативность. Ученикам начальных классов сложно выполнять долгую и монотонную работу, поэтому нужно уметь чередовать задания, если было задание на скоростно-силовую нагрузку, то следующее задание должно быть лучше всего в игровой форме на внимательность.

4.Принцип индивидуализации. Есть школьники, которые превосходно выполняют беговые упражнения, но силовые упражнения им даются сложно и здесь важно, чтобы ребенок не остался на территории неуспеха. Нужно вовремя переключить внимание, что какую-то работу он выполняет превосходно, а с какой-то нужно работать, не требуя высоких результатов, а двигаться в сторону цели маленькими шагами и отмечать его еле заметные успехи.

5.Вовлеченность. Если обучающийся забыл форму или освобожден от урока, он помогает в организационной деятельности учителю: расставляет фишки, следит за соблюдением правил игры. Так ребенок не исключается из коллективной работы, сидя на скамеечке чувствуя себя провинившимся, а участвует в уроке.

6.Принцип разнообразия. Одни и те же упражнения в разминке со временем вызывает привыкание, поэтому у детей происходит снижение интереса в самом начале урока. Им становится скучно, они начинают выполнять рефлекторно, не включаясь в процесс, отвлекаясь и отвлекая соседа. Поэтому бег можно разнообразить такими заданиями как смена направления по свистку: один свисток бегут в противоположную сторону, если два свистка подряд, направление не меняют. Это помогает удерживать внимание детей, концентрировать их на задании, развивать скорость реакции и внимательность. Так же можно по свистку подпрыгивать, приседать, выполнять хлопки и т.д., при условии, что дети научились держать дистанцию.

Так же чем разнообразнее будут подвижные игры, изученные на уроках, тем больше детей вовлекаются в игры во внеурочное время. Кому-то нравятся игры на реакцию: «Река-берег», «Запрещенное движение». Некоторых детей привлекают более активные игры: «Третий лишний» или «Охотники и утки». Тем самым в игры вовлекаются все дети по своим интересам и желаниям.

7. Рефлексия. В конце урока нужно оставить время на подведение итогов. Что было нового, чему научились, как это пригодится в жизни и в чем ценность проделанной работы. Очень важно донести до детей, что физические упражнения выполняются, не только чтобы достичь лучших результатов в, но и для общего поддержания организма в тонусе.

   Обучающиеся учатся оценивать свою работу, этому способствуют вопросы: «Что у вас получилось?», «В чем были трудности?». И самый главный вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы решить возникшие трудности?». Последний вопрос учит детей, не оставаться с вердиктом, что в данном случае невозможно ничего предпринять, а искать пути решения.

Памятка учителю для оценивания мотивации класса

Низкая мотивация на уроке физической культуры

Высокая мотивация на уроке физической культуры

Разговаривает только учитель

Поднимают руку, чтобы рассказать свой пример или что-то  дополнить по теме урока

Показывает только учитель  

Ученики желают помочь учителю под его объяснения продемонстрировать упражнение  

Учитель вызывает по списку, ребенок идет выполнять работу, чтобы не получить отрицательную отметку

Ученики сами выдвигают свою кандидатуру, им не терпится приступить к выполнению задания

Проводит разминку учитель

Проводят разминку под руководством одноклассника, учитель наблюдает за правильностью выполнения  

Учитель требует тишины  

Ученики непосредственны, естественны и с интересом выполняют задания  

8. Интегрированный урок. Чтобы подача материала  была интересна и увлекательна важно, чтобы учитель обладал обширным спектром упражнений, умел их видоизменять и креативно подходил к планированию урока. Например, физическую культуру можно совмещать с уроком музыки, математики или русского языка, такой формат для учеников непривычен, и вызывает огромный интерес.

На первый взгляд окружающий мир и физическая культура несопоставимы, но если учесть, что в начальном звене дети активны и любознательны, они с удовольствием слушают интересные факты о животных, и с радостью готовы им подражать, мы получаем урок, который отвечает детским потребностям. Информация выдается порционно, чередуя с активными действиями. В игровой форме ученики развивают физические качества, повторяя действия предложенного животного, и это происходит в положительных эмоциях, а как утверждают психологи — это лучшая атмосфера для получения знаний. Внимание детей сосредоточено на себе, и насколько их действия схожи с выбранным персонажем. В заданиях нет цели выполнить больше или быстрее, поэтому дети с низкой мотивацией, которым сложно даются физические упражнения проявляют интерес к таким занятиям.  Можно включить командную работу, где детям не учитель указывает какое задание выполнять, и что оно развивает. А ученики сами подбирают нужное упражнение, под определенное физическое качество, которое они выбрали. Они пробуют контактировать с друг другом объединённые общей темой, каждый может внести свой вклад для достижения цели чувствуя поддержку товарища. Тем самым учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять и воспроизводить полученную информацию ранее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мотивация школьников на уроках физической культуры

Творческая разработка подготовленна для защиты на курсах повышения квалификации учителей 2010год...

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Мотивации школьников к занятиям физической культурой.

Мотивации школьников к занятиям физической культурой. Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и инте...

«Повышение уровня мотивации у школьников к занятиям физической культурой посредством учебно-воспитательного процесса»

цель работы:Определить эффективные средства повышения у учащихся мотивационной сферы физического совершенствования.Разработать и внедрить в практику методы, формы, средства повышения у учащихся мотива...

Статья "Система мотивации школьников для занятий физической культурой".

В статье рассматриваются понятия мотивации, двигательной активности, рекомендации по созданию системы мотивации на уроке...

Статья "Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой." в журнале Образование в современной школе№ 1-2 2022

В статье описывается основные направления работы для привлечения школьников к осознанному занятию физической культурой и спортом....