Мотивации школьников к занятиям физической культурой.
статья по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотивации школьников
к занятиям физической культурой.
Шарафутдинов Дамир Салихзанович
учитель физической культуры МБОУ «Кутлушкинская СОШ»
Чистопольского района Татарстан
Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев[27], Л.И. Божович[3] и т.п. Именно ими была поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать мотив.
Исходя из общепсихологической теории деятельности как специфической активности личности, занятия физической культурой включают следующие три компонента: мотивацию; упражнения; результаты деятельности. Мотивацию образуют потребности, цели, мотивы, интересы. Спортивные упражнения, составляющие основное содержание занятий по физической культуре, включают общеразвивающие упражнения с предметами, без предметов и на различных тренажерах; упражнения на гимнастических снарядах; легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания); лыжный спорт; плавание; туризм; спортивные игры (волейбол, баскетбол, ручной мяч, футбол). В качестве результата в процессе занятий физической культурой выступают:
1) биологический – прирост мышечной массы, повышение функциональных возможностей организма и т. д.;
2) педагогический – воспитание нравственных и волевых качеств, формирование характера и т. д.;
3) психологический – развитие психических процессов: ощущений, представлений, мышления, восприятия и т.
Мотивационная сфера школьника является важным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отображает внутреннее желание и интерес учащихся к занятиям, их активное, осознанное отношение к учению. Только при наличии сильных, глубоких побуждений и мотивов школьников, их учебная деятельность будет протекать эффективно. Поэтому качество работы преподавателя физической культуры во многом определяется тем, насколько он осознает сущность мотивации учения, включая факторы, влияющие на нее, а так же методы ее формирования.
Е. П. Ильин отмечает, что в связи с тем, что на сегодня общие показатели физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ (ООШ) находятся на достаточно низком уровне, а соматическое здоровье подрастающего поколения в последние годы значительно ухудшилось, происходит переоценка роли значимости оздоровительной физической культуры и рекреации. Повышение уровня здоровья средствами физического воспитания, создание условий для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой, формирование социальной ориентации молодежи на здоровый образ жизни – является актуальной проблемой современной системы образования, реализация которой невозможна без активизации в сознании самих учащихся мотивационно-ценностного отношения к физической культуре .
Формирование мотивации учения неразрывно связано со специфическими психологическими характеристиками. Исследованием мотивации учебного процесса в теории и методике физического воспитания, педагогике и педагогической психологии занимаются достаточно давно, и этому направлению посвящено множество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Специалисты (В.Г. Григоренко, С.С. Занюк, Е.П. Ильин, В.Н. Пристинский, и др.) рассматривают мотивацию как основной фактор детерминанты поведения человека, удовлетворения социальных и познавательных потребностей, которые складываются и изменяются в процессе всей его жизнедеятельности .
Вопросы физического воспитания школьников раскрываются в трудах М. Г. Амилахвари, З.И. Бирюковой, В. В. Васильевой, А. Я. Гомельский.
Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах . Физическое развитие немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому в среднем школьном возрасте перед педагогом стоит задача объяснить ребёнку, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни.
Таким образом, при анализе состояния проблемы формирования мотивации к урокам физической культуры школьников выявилось следующее противоречие: между объективно существующей потребностью учителей активизировать положительную мотивацию школьников к урокам физической культуры и отсутствием научно обоснованных методик, способствующих решению этой актуальной для физической культуры проблемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мотивация школьников на уроках физической культуры
Творческая разработка подготовленна для защиты на курсах повышения квалификации учителей 2010год...
Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...
«Повышение уровня мотивации у школьников к занятиям физической культурой посредством учебно-воспитательного процесса»
цель работы:Определить эффективные средства повышения у учащихся мотивационной сферы физического совершенствования.Разработать и внедрить в практику методы, формы, средства повышения у учащихся мотива...
Статья "Система мотивации школьников для занятий физической культурой".
В статье рассматриваются понятия мотивации, двигательной активности, рекомендации по созданию системы мотивации на уроке...
Статья "Спортивные соревнования как средство мотивации школьников к занятиям физической культурой." в журнале Образование в современной школе№ 1-2 2022
В статье описывается основные направления работы для привлечения школьников к осознанному занятию физической культурой и спортом....
Как повысить мотивацию школьника к занятиям физической культурой
Для каждого учителя всегда актуально умение вдохновлять и мотивировать учеников на обучение и применение полученного опыта в жизни....