Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Ратаев Сергей Владимирович

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizatsiya_fizicheskogo_vospitaniya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автореферат

В послании президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному собранию говорится: «Школа должна стать центром не только получения обязательного  образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом». Он так же обращает внимание, что в школе должны быть созданы условия для сохранения здоровья учащихся».  Данные вопросы рассматриваются исходя из стратегии социально – экономического развития Ульяновской области на период  до 2020 года.  В школьной комплексно – целевой программе «Здоровье» цель деятельности педагогического коллектива сформулирована следующим образом: «Создать условия для формирования учащихся понимание ценностей здоровья и потребности здорового образа жизни».

        С каждым годом увеличивается процент  учащихся, переведенных в подготовительную и специальную медицинскую группы. Падает интерес к занятиям физической культурой и спортом в связи с  низкой материально – технической базой школы и появлением у учащихся других увлечений (компьютер, видео). Школьники часто не в состоянии объективно оценить влияние физической активности  на состояние здоровья.

Государственные программы физического воспитания школьников четко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Однако они не предусматривают индивидуальности в развитии  физической подготовленности школьников, что приводит к снижению мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

В связи с этим профессиональная деятельность учителя физической культуры  должна основываться на применении инновационных  здоровьесберегающих технологий.

Цель – повышение мотивации и формирования навыков здорового образа жизни посредством оптимизации процесса физического воспитания.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей ребенка.
  2. Формировать теоретические знания о здоровом образе жизни (оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личная гигиена, отказ от вредных привычек).
  3. Мотивировать учащихся на самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

        Объект исследования: образовательный процесс.

        Предмет исследования: урок физической культуры.

        Гипотеза: предполагается, что создание  оптимальных условий на уроках физической культуры послужит средством повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Теоретической основой явились труды основоположника научной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта, доктора биологических наук С.П. Левушкина, педагогов:  Б. П. Никитина и Е. А.  Никитиной; нормативные документы; статьи из периодической печати; интернет.

Ключевой задачей нашего образовательного учреждения стала концентрация усилий педагогического коллектива и родителей для формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. 

Комплексное решение задач в процессе физического воспитания строится с учетом принципов дифференциации, индивидуализации и природосообразности (по типу телосложения). Осуществляется переход от массового унифицированного образования к личностно – ориентированному подходу с учетом функциональных возможностей учеников и их потребностей в оценке и коррекции физического состояния с учетом их интересов.

В результате сложились основные направления в работе, главным из которых является формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников. 

В программу был введен третий час урока физической культуры. Этот час используется  на   проведение национальных и подвижных игр в начальной школе, национальных и спортивных игр - в среднем и старшем звеньях.

На основании  раздела «Основы знаний» школьной программы физического воспитания в нашей образовательном учреждении на протяжении нескольких лет учащиеся  старших классов разрабатывают групповые и индивидуальные проекты по основам формирования здорового образа жизни. Презентации наиболее значимых проектов представляются на ежегодных школьных научно- практических конференциях. Работы учащихся повышают собственный интерес к занятиям физической культурой  и здоровому образу жизни.

Одним из приоритетных направлений в работе является использование информационной технологии  по оценке и коррекции физического здоровья школьников по методике профессора С. П. Левушкина.

Начальный этап технологии - измерение антропометрических и физиометрических показателей. Результаты измерения систематизируются и вводятся в компьютер для выявления уровня физического развития. Данная информация необходима для определения путей коррекции физического развития каждого обследуемого индивидуально. На втором этапе осуществляется обработка полученных результатов,  выдаются заключение и рекомендации, что впоследствии широко применяются в работе с учащимися  и их родителями.

Следующим направлением является участие старшеклассников  в исследовательской  работе по определению уровня физической подготовленности своих сверстников. Совместно с учителем они проводят контрольные замеры по экспресс – тестам:

- бег на 30 м;

-прыжки в длину с места;

-подтягивание на перекладине;

-наклон вперед;

-челночный бег 3 х 10 м.;

-шестиминутный бег.

         Юные исследователи самостоятельно анализируют и  обрабатывают полученные результаты. Итоги сдачи тестов учащихся в осенний и весенний периоды дают возможность разрабатывать индивидуальные программы для дальнейшего физического развития учащихся.

 Исходя из условий материально – технической базы школы, мы модернизировали содержание учебно-воспитательной программы. Наряду с базовыми разделами в вариативный компонент включены шейпинг, степ - аэробика, ритмопластика,  партерные упражнения, национальные игры: русская  лапта, «городки» и др., вызывающие огромный интерес у учащихся.

Круговая тренировка, основанная на развитии двигательных и личностных качеств, проводится в нетрадиционной форме. В одном модуле круговой тренировки расположены три подстанции. Первая - основная (зависит от цели и задач урока), вторая - условное название «Пустой урок» (самостоятельные занятия по потребности ученика), третья - теоретические знания (работа с дидактическим материалом), на которой применяется  тестовая программа Mirax тест (www.mirax-software.ru). Данная форма проведения занятий  предусматривает высокую плотность урока,  повышают интерес к предмету и рост двигательной активности, что в конечном итоге приводит к более высокому уровню образования учащихся, повышению количества детей, желающих заниматься физической культурой, принять активное участие в соревнованиях и предметных олимпиадах.

Домашние задания по предмету «Физическая культура» также являются эффективной формой  мотивации к здоровому образу жизни. Их регулярное выполнение  учениками влечет за собой  успешное освоение программного материала. Каждому ребенку выдается лист контроля домашней работы «Физрашка». Контроль за выполнением  домашнего задания осуществляют родители учащихся. Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания детей осуществляется посредством методических и консультационных занятий,  родительских собраний.

Процесс оптимизации строится на интеграции работы учителя физической культуры, инструктора лечебной физической культуры, массажиста, медицинского персонала школы и социокультурного центра в условиях села, что способствует повышению динамики результатов состояния здоровья школьников.

        Для создания благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей интерес к уроку физической культуры учащихся, используем следующие приемы:

  • включение учеников в коллективные формы деятельности;
  • привлечение учащихся к оценочной деятельности и формированию

        адекватной самооценки;

  • педагогика  сотрудничества;
  • стимулирование двигательной активности учащихся;
  • создание творческой атмосферы;
  • предоставление свободы выбора вариантов двигательной деятельности.

       Для определения уровней мотивации  и интереса как психологической основы физической культуры учащихся, совместно с педагогом - психологом школы применяется простой и доступный для всех учащихся метод самооценки интереса  "Шкала интереса".

Результат деятельности:

- увеличилось число занимающихся в основной физкультурной группе на 3,9% за счет снижения учащихся в подготовительной на 2% и специальной медицинской группе  на 1,6%;

- динамика уровней физической подготовленности показывает, что в экспериментальной группе   количество детей с высоким уровнем физического развития на 14,8 %  больше чем в контрольной группе;

- в экспериментальной группе повысилась динамика интереса к занятиям физической культурой и спортом на 17,2 %, что составила 82,9%;

- успеваемость учащихся - 98,6 %, их качество  знаний и навыков на уроках физической культуры за последние три года составляет 100 %;

- 62 % от общего числа учащихся занимаются в спортивных секциях.

            Целенаправленная работа позволяет сделать вывод, что оптимизация физического воспитания отражается на результатах обучения. Эффективность педагогического опыта отражается в  следующих аспектах:

- нет отсутствующих на уроке физической культуры без уважительных причин;

- увеличивается процент уровня здоровья учащихся школы в целом;

- учащиеся  школы достигают успехи на уровне муниципальных, региональных и Всероссийских предметных олимпиадах;

- предмет востребован выпускниками  для итоговой аттестации;

- учащиеся школы регулярно выступают на первенствах и чемпионатах по вольной борьбе, гиревому спорту, футболу, баскетболу, легкой атлетике и добиваются высоких  результатов на муниципальном, региональном и  Всероссийском уровнях;

- у учащихся появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формируется умение организовывать себя на достижение поставленной ими  цели. 

- за 18 лет педагогической практики 24 выпускника школы являются последователями  физкультурно - спортивного направления;

В данный момент я включен в экспертную группу Ульяновского государственного университета как учитель - практик по созданию новой информационной технологии «Автоматизация рабочего стола учителя физической культуры».

Список литературы:

  1. www.mirax-software.ru
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методы физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов  физического воспитания педагогических ин-тов. - М.: Просвещение, 1989 г.
  3. Бальсевич В.К. «Здоровье в движении»: - М.: Советский спорт,1998 г.
  4. Богословский В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию. – М.: Просвещение, 1994 г., журналы «Легкая атлетика», 1995 – 2000 г.г.
  5. Васильева Т.Н. Автореф. дис, канд. пед. наук. – М. ГЦОЛИФК 1986 г.
  6. Гендзегольскис  Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт,1990 г.
  7. Годик М.А., Шанина Т.А., Шитикова Г.Ф. О методике тестирования физического состояния детей. – М.: «Тренер», 1998 г. - № 8.
  8. Гуревич Н.М. Психогигиена  спортивной деятельности. – Киев: Виша школа, 1998 г. 
  9. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена.  – М.: Физкультура и спорт. 1989 г. 
  10. Зимкин Н.В. Двигательный навык. – В кн.: Физиология человека. 4-е издание. – М.: 1975 г. 
  11. Карпман В.Л. Некоторые аспекты автоматизации обучения. – В.ст.: Программированное обучение за рубежом. – М.: 1981 г.
  12. Левушкин С.П. Оптимизация физического состояния школьников 7-10 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности, Ульяновск УИПК ПРО, 2003г.
  13. Левушкин С.П. Физиологичекие обоснования физической подготовки школьников 7 – 17 лет с различными типами телосложения. Автор диссертации доктора биологических наук ,-М. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие потребности у учащихся 5-го класса в занятиях физической культурой – как один факторов формирования здорового образа жизни».

Актуальность представленной методики обусловленаследующими причинами:особенностями возраста;риск снижения  двигательной активности в 6 и 7 классах.Цель: создание условий для  формирования...

Значение физического воспитания и его влияние на здоровый образ жизни

Физическое воспитание в школе должно иметь оздоровительное направление. Этого требуют программные документы по физическому воспитанию школьников. И такой подход должен иметь место в работе учителя физ...

Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры».

Доклад на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ на уроках физической культуры»....

ВКР по специальности 050.720.65 «Физическая культура» "Плавание как фактор формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста"

Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста....

Методические рекомендации по повышению мотивации учащихся к занятиям физической культурой

В результате научно-технического прогресса  резко снизилась двигательная активность детей. Сейчас у ребят в особом почёте телевидение и компьютерные игры. Интенсивные учебные нагрузки на детский орган...

"ВОЛШЕБСТВО КНИЖНОГО МИРА" Социальная программа, направленная на профилактику наркомании, формирование здорового образа жизни и вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом

quot;ВОЛШЕБСТВО КНИЖНОГО МИРА" Социальная программа, направленная на профилактику наркомании, формирование здорового образа жизни и вовлечение несовершеннолетних в систематические занятия в...

« Методические рекомендации по повышению мотивации учащихся к занятиям физической культурой»

Методы и способы мотивации учащихся на уроках физической культуры....