Технология индивидуализации обучения (И. Унт)
материал по физкультуре
Современное содержание образования рассчитано на среднего ученика и закреплено государственным образовательным стандартом. Индивидуальное же время, затрачиваемое учащимися на усвоение данного объема учебной информации, не совпадает со средним, отводимым официальным учебным планом. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии индивидуализации обучения (И. Унт)
Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.
Э. Ильенков
Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий.
Индивидуализации обучения
Современное содержание образования рассчитано на среднего ученика и закреплено государственным образовательным стандартом. Индивидуальное же время, затрачиваемое учащимися на усвоение данного объема учебной информации, не совпадает со средним, отводимым официальным учебным планом. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации обучения.
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
- учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.); 3) двое учащихся взаимодействуют между собой (взаимообучение) без непосредственного участия учителя. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком ≪чистом≫ виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми). Кроме того, исключительно индивидуальное обучение нецелесообразно: человек – существо социальное, которое формируется во взаимодействии с окружающим сообществом.
Индивидуальный подход – это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого- педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения – это: 1) направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов;
- предоставление ребенку возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения; 3) деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности,
интеллектуального самостроительства личности; 4) повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе.
Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.).
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать
≪проникающей технологией≫. Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостных педагогических технологий.
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий индивидуализированногообучения, но связанных организационно с наличием класса и школы, являются следующие:
- проектный метод;
- технология продуктивного образования;
- технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
- адаптивная система обучения А.С. Границкой;
- обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Классификационные характеристики технологий индивидуализации обучения
Уровень и характер применения: по области применения - все уровни, по характеру
– микротхнология, проникающая.
Философская основа: гуманистическаяантропологистская, природосообразная.
Методологический подход: индивидуальный, личностно ориентированный, задачный, деятельностный.
Ведущие факторы развития: комплексные: био-, социо- и психогенные.
Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная, ТПФУД.
Ориентация на личностные сферы и структуры: информационная, 1) ЗУН + 2)
СУД.
Характер содержания: обучающий, светский, гуманитарный,
общеобразовательный, личностно-ориентированный + дидактоцентрический.
Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения). Тип управления учебно-воспитательным процессом: система ≪репетитор≫. Преобладающие методы: программированные, развивающие, творческие.
Организационные формы: альтернативная, академическая + клубная, индивидуально-групповая, индивидуальная.
Преобладающие средства: вербальные, объяснительно-иллюстративные, программиро-ванные + компьютерные
Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно- личностный.
Направление модернизации: альтернативное.
Категория объектов: все категории.
Акцент целей
Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям
Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
Содействие средствами индивидуализации самостоятельному выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Концепции индивидуализации обучения
Всякое обучение имеет своим последним этапом ученье (самообучение), которое представляет совершенно индивидуальный процесс.
Индивидуализация является стратегической целью процесса обучения.
Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.
Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников: обученности, учебных умений, обучаемости, познавательных интересов и т.д.
Уровень развития общеучебных умений и навыков, адекватный условиям индивидуальной работы.
Индивидуальный темп, стиль, метод учебной работы.
Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
Гипотеза А.С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.
Гипотеза В.Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.
Особенности организации и методики
В качестве мотивации к самостоятельной работе могут выступать:
- относительная свобода действий при ее выполнении;
- удовлетворение от самопознания, самоутверждения;
- чувство ответственности;
- внешние факторы (похвала, значимость и др.).
Виды самостоятельной работы: а) по форме заданий; б) по объему и длительности; в) по степени самостоятельности и творчества.
Диагностика индивидуальных особенностей
Учет факторов и индивидуальных особенностей детей, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.). В настоящее время существует много диагностических методик, интерпретированных для учителя. В отдельных случаях поставить диагноз помогают школьные психологи. В результате диагностики следует выяснить, к какому типу относится данный ребенок.
По каналу преимущественного восприятия информации:
- визуалы (воспринимающие преимущественно зрением);
- аудиалы (воспринимающие преимущественно на слух, ≪вербально≫);
–кинестеты (воспринимающие преимущественно через движение и осязание).
По темпераменту:
себя;
- сангвиник, или холерик, или флегматик, или меланхолик;
- экстраверт или интраверт;
- циклотимик или шизотимик;
- устойчивый, или истероидный, или невротический.
По скорости восприятия информации:
- быстродействующие (≪шустрики≫);
- медленнодействующие (≪мямлики≫).
По глубине, качеству, уровню освоения информации:
- осваивающие много, но не глубоко и не надолго (≪верхогляды≫);
- осваивающие что-то одно, но качественно и раз и навсегда (≪основательные≫).
По мотивированности к учению, степени желания учиться:
- интересующиеся учением, школой, постижением нового и т.п.;
- равнодушные – ≪хоть горшком назови, только в печку не ставь≫;
- активно не желающие учиться.
По предрасположенности к одному из ведущих типов деятельности:
- в системе ≪человек – машина≫;
- в системе ≪человек – знак≫;
- в системе ≪человек – художественный образ≫;
- в системе ≪человек – природа≫;
- в системе ≪человек – человек≫.
По коммуникативным качествам:
- активный коммуникант – ≪душа компании≫, обращенный на других;
- пассивный коммуникант – ≪слушатель, исповедник, жилетка≫, обращенный на
- не склонный к коммуникации – ≪нелюдим≫.
По способности к данному учебному предмету:
- одаренный;
- способный;
- средних способностей;
- неспособный.
По степени внушаемости:
- внушаемый – сильно, слабо и не внушаемый.
Отметим, что выделение отдельных факторов в массиве первичных данных
(получаемых по широкому диапазону тестов) является формальной процедурой, и содержательное толкование факторов во многом определяется самим исследованием.
Общие особенности реализации технологии
- Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи.
- Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
- Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости воли.
- Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
- Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
- Формирование общеучебных умений и навыков.
- Формирование адекватной самооценки учащихся.
- Использование технических средств обучения, включая компьютер.
- Поддержка способных и одаренных детей.
Технология Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.
Технология А.С. Границкой: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая - обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).
Технология В.Д. Шадрикова:
- Учебные предметы по представленности в них абстрактного и конкретного материала делятся на три группы:
- математика (абстрактный);
- физика, астрономия, музыка, черчение, химия (абстрактно-конкретный);
- литература, русский язык, история и др. (конкретный).
- В зависимости от индивидуальных характеристик развития способностей, прежде всего качественной специфики интеллекта (вербального или абстрактно-логического), а также уровня развития способностей ученик выбирает (с помощью учителя и психолога) выбирает для каждого предмета уровень содержания образования и тип обучения.
- В результате такого выбора по всем предметам разрабатывается индивидуально- ориентированный учебный план, освоение которого даёт полноценное общее среднее образование.
- Учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. От урока (предмета) к уроку состав класса-группы может меняться. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не ≪навсегда≫,
как в классах выравнивания, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося. В этом случае каждый ученик будет реализовывать свою образовательную программу.
Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.
Для реализации концепции необходимо выполнение ряда организационно- педагоги-ческих условий:
- осознание основных идей концепции всеми участниками образовательного процесса и его организаторами;
- обеспечение взаимодействия между педагогами, методистами, психологами и учёными, разрабатывающими содержание образования;
- создание организационных, кадровых, материальных и финансовых предпосылок реализации индивидуально ориентированного учебного плана;
- освоение содержания образования преподавателями в различных уровнях сложности;
- переподготовку психологов на основе разработанных методов диагностики общих способностей;
- проведение обучения учителей, включая курсы психологии способностей, дифференциальной психологии и психологии индивидуальных различий;
- организацию в школах кабинетов психологической диагностики и психологической консультации с соответствующим методическим оснащением;
- организацию издания учебников и методической литературы по индивидуально ориентированному учебному плану.
Без выполнения этих условий может оказаться, что индивидуальное обучение – есть, а индивидуализации обучения – нет.
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа
действий ученика на некотором фиксированном этапе его обучения.
Индивидуальная образовательная программа – не самостоятельный объект в образо- вательных программах (базовая, программа углублённого обучения,
реабилитационная и т.д.), она есть способ индивидуального освоения одной из существующих программ.
Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные программы по образовательным областям или предметам, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.
Учебный модуль, используемый при организации индивидуального обучения, должен быть оформлен в виде организационно-педагогического документа, доступного всем участникам педагогического процесса (учитель, ученик, администрация, родители и т.д.). Этот документ должен содержать в себе следующие позиции:
- учебный предмет (группа предметов, интегрированный курс);
- название программы (базовая, углублённое изучение, авторская и т.п.);
- название модуля (тема учебной программы);
- число часов учебной программы, покрываемое модулем;
- программное содержание (например, текст типовой программы, относящийся к данному модулю);
- способ выполнения;
- форму отчётности.
Индивидуальная образовательная программа реализуется различными формами обучения.
- Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе. Наряду с посещением уроков по выбранной теме (модулю) в своём классе может быть организовано классное обучение в другом классе своей или другой школы.
- Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.
- Самостоятельное изучение. Самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий.
- Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования, государственном и частном секторе экономики.
К разделу практики относятся и многочисленные формы кружковых занятий, орга- низуемых как на базе школы, так и вне её.
- Домашняя самостоятельная работа.
Обеспечивает индивидуальное обучение, несёт персональную ответственность за организацию и ход этого обучения тьютор, в обязанности которого входит:
- оценка готовности ученика к переходу на индивидуальное обучение;
- выбор совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута;
- контакты с местами прохождения практики (тестами выполнения учебных модулей, расположенных вне школы);
- регулярные встречи с учеником, обсуждение хода прохождения индивидуального образовательного маршрута (рекомендуется выделить для таких встреч 1 час в неделю);
- корректировка образовательного маршрута;
- контакты с родителями ученика;
- оформление результатов аттестации ученика (внесение оценок и другой информации о достижениях в школьную документацию).
Контролирующая структура индивидуального образовательного маршрута включает контрольные точки соприкосновения ученика со школой:
- текущий контроль, подразумевающий выдачу учебных заданий, регулярные встречи с тьютором (классным руководителем), посещение консультаций и т.п.;
- отчётность по выполнению учебных модулей.
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится тьютором (классным руководителем) и доводится до сведения администрации школы и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР.
Методика использования технологии индивидуализации обучения для учащихся с ЗПР. « Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором спо...
Технология индивидуализации обучения. И.Э.Унт
Понятие ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого...
Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными....
«Индивидуальное преимущество» в технологии индивидуализация обучения на занятиях по физической культуре
Вечно изобретать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской, творческой жизни. И реализуется этот курс прежде всего в процессе создания урока, когда он возникает в воображении, насыщаясь ...
Статья "Технологии индивидуализации обучения" с презентацией.
В данной статье читатель может найти материал о разных педтехнологиях, применяемых для индивидуализации обучения.Для доклада на педсовете, для самообразования....
Технология индивидуализации обучения на уроках английского языка
В данной статье рассказывается о том, каким образом учитель может учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся на уроках английского языка, приводится пример индивидуальных заданий на о...
Технология индивидуализации обучения английскому языку.
Данная методическая разработка содержит описание технологии индивидуализированного обучения иноязычному говорению на основе теоретических работ Р. Мильруда....