Проект Хорошая осанка
проект по физкультуре (10 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Темкинская средняя школа имени Героя Советского Союза
Громова Георгия Васильевича» Темкинского района Смоленской области
Исследовательский проект на тему:
«Хорошая осанка – красота и здоровье на всю жизнь»
Проект выполнил:
ученик 10 класса
Шумилов Иван.
Руководитель:
учитель физической культуры
Башенин Олег Сергеевич
с.Тёмкино 2021
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | 3 |
Глава I.Изучение и исследование в научно-методической литературе | |
1.1. Что такое осанка?...................................................................................... | 5 |
1.2. Виды и причины нарушения осанки…………………………………... | 7 |
Глава II. Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции | |
2.1. Профилактика нарушения……………………………………………… | 10 |
2.2. Методы коррекции осанки……………………………………………... | 11 |
2.3. Оздоровительный комплекс упражнений для формирования осанки. | 12 |
Заключение……………………………………………………………………. | 13 |
Список источников и литературы…………………………………………… | 14 |
Приложение № 1 «Сиди правильно!»………………………………………. | 15 |
Приложение № 2 Комплекс упражнений для развития правильной осанки с книгой……………………………………………………………… | 16 |
Приложение№ 3 Памятка первоклассникам……………………………….. | 17 |
Введение
«Хорошая осанка – не самоцель,
а часть общего благополучия.
В идеале обучение осанке должно
быть частью жизненного опыта!»
Физиотерапевт Флоренс Кендалл.
Мы - это будущее нашей страны. Мы хотим видеть себя здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не маловажно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.
Актуальность исследования: в настоящее время проблема правильной осанки стоит на одном из первых мест у школьных врачей и ученых, занимающихся вопросами здоровья школьников. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и залог крепкого здоровья.
Для меня эта тема актуальна тем, что у меня у самого проблемы с осанкой.
Объект исследования: состояние осанки младших школьников.
Предмет исследования: возможность улучшения осанки у учащихся младших классов нашей школы с помощью специальных упражнений
Гипотеза: комплекс специальных упражнений поможет школьникам младших классов сохранить или улучшить осанку.
Цель: помочь учащимся младших классов исправить осанку и не иметь с ней проблем в будущем.
Задачи:
- изучить источники информации по данной теме
- изучить правила, рекомендации, советы для учащихся по контролю за своей осанкой;
- приобщиться к здоровому образу жизни;
- разработать комплекс упражнений на укрепление мышц спины и поддержание правильной осанки.
- дать детям практические навыки самоконтроля за своей осанкой.
Методы исследования: сравнение, эксперимент.
наблюдение;
анализ полученных результатов;
поиск и выработка комплекса рекомендаций и советов для учащихся
Новизна: такой проект на уровне школы и района делается впервые.
Глава I. Изучение и исследование в научно-методической литературе.
- Что такое осанка?
Самое простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения».
Осанку рассматривают в самых разных аспектах:
Осанка — это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений;
Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека;
Осанка — это язык тела, который говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, это индивидуальность;
Осанка - это визитная карточка человека, позволяющая безошибочно узнать знакомого, не видя его лица.
В медицинских словарях и энциклопедиях, дается следующее понятие осанки, что «осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе».
В толковом словаре С.И. Ожегова, узнали, что осанка –от корня–сан-. Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Осанка – строй, склад живого тела, и общность приемов и всех движений его, под осанкой разумеют стройность, величавость, приличие и красоту. Осаниться, принимать осанку, прибодриться, стараясь придать себе осанистый вид.
В другом толковом словаре, живого великорусского языка В.И. Даля: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное - стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».
В словаре Д.Н. Ушакова, «осанка - внешность, манера держать свою фигуру».Грозен осанкой и пышен нарядом. Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.
А в современном толковом словаре Ефремовой Т.В.,«осанка – манера держаться».
Главная задача нашей осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травм за счет рационального выравнивания частей тела и баланса мышц. При правильной осанке любое внешнее воздействие не приведет к травме опорно-двигательной системе, а лишь изменит его, и сохранит устойчивость в целом.
Осанка является также показателем наших психических особенностей. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
1.2. Виды и причины нарушения осанки
В ходе исследования выяснили, что осанка бывает правильная и неправильная. Правильная осанка - прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.
А как же проверить правильная осанка у тебя или нет?
1. Начнем с самого простого – визуальный способ. Встаньте перед зеркалом и осмотрите свое отражение внимательно со всех сторон. Для большей достоверности – спросите мнение о вашей осанки у родственников или знакомых. Взгляд со стороны очень важен.
2. Встаньте на расстоянии 5 сантиметров спиной к стене. Спину держите прямо и потихоньку наклоняйтесь к стене, пока не коснетесь ее. Заметьте какой частью тела первой вы коснулись стены.
Итак, если первыми вы коснулись плечами и ягодицами одновременно – у вас правильная осанка. Ну, а если другими частями тела, то спешите к доктору за советом по исправлению осанки.
Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в передней-задней плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).
Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости (передней-задней) плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) «сутуловатость»
б) «круглая спина
в) «вогнутая спина»
г) «кругло-вогнутая спина»
д) «плоская спина»
е) «плоско-вогнутая спина».
Виды нарушения осанки во фронтальной области обусловлены лишь искривлением позвоночника и поэтому они определяются степенью искривления. Этот тип нарушения называют сколиотическим. Зачастую сколиоз и нарушение осанки, особенно на их ранних стадиях, путают, но главное отличие сколиоза заключается в наличии скручивания позвоночника вокруг своей оси. Сколиоз начинает развиваться в 8-10 лет, лечится очень долго, в больнице.
Осанка развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В младшем школьном возрасте осанка ребенка только формируется.
Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5–7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.
Одними из причин, которые могут привести к нарушению осанки в школьном возрасте, являются неправильное положение тела при занятиях и во время сна.
В частности, причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа «калачиком», когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме и чтении. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
В основе нарушений осанки часто лежит и недостаточная двигательная активность детей (гипокинезия) или нерациональное увлечение однообразными упражнениями, неправильное физическое воспитание.
Кроме того, появление неправильной осанки связано с недостаточной чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение позвоночника, или ослаблением мышц, удерживающих это положение, с ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.
Причиной нарушений осанки могут быть также нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и другие.
При проведении наблюдений за учениками 10 класса нашей школы, оказалось, что соблюдать правильную посадку за партой, держать спину при ходьбе не так и просто. (Приложение 1)
Только в нашем классе из 21 учеников правильная осанка у 8, нарушение осанки у 5 учащихся. (согласно визуальному осмотру учащихся мной, учителями физической культуры и медицинским работником школы).
Глава II. Профилактика нарушений осанки и методы ее коррекции.
2.1. Профилактика нарушения
Основными средствами профилактики нарушений осанки является правильная организация статико-динамического режима, который включает в себя полный спектр ситуаций, связанных с регулированием нагрузок на опорно-двигательный аппарат ребенка. По направленности эти воздействия могут иметь как повреждающий характер (например, длительное нахождение в неправильных статистических позах), так и лечебный (физическая культура и специальная гимнастика)
Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота.
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви, устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;
ж) плавание;
з) учебная мебель должна соответствовать всем параметрам ребенка.
При опросе учащихся, какую профилактику соблюдают они, было выявлено, что многими соблюдаются гигиенические нормы: жесткая постель, режим дня, контроль за правильной нагрузкой при ношении ранца в школу. Многие занимаются в спортивных секциях.
2.2. Методы коррекции осанки
В большинстве случаев одной профилактики недостаточно. Обычно заниматься своим здоровьем мы начинаем не заранее, а тогда, когда уже поставлен более или менее серьезный диагноз. Диагноз «плохая осанка» можно не глядя ставить любому, но все-таки желательно обратиться к ортопеду и врачу лечебной физкультуры. Точный диагноз и квалифицированные советы специалистов помогут правильно организовать лечение.
В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет - для развития быстроты и «быстрой» силы. Поэтому нужно правильно организовать физические тренировки преимущественной направленности на развитие широкого спектра двигательных координаций, развивать его физический потенциал.
Не обойтись и без лечебного массажа, который помогает одной группе мышц расслабиться, а другой группе мышц всегда быть в тонусе, а также улучшает обмен веществ; смягчает болевой синдром; уменьшает утомляемость при занятиях физической культурой и спортом; обеспечивает коррекцию позвоночника, общее укрепление мышечного аппарата; повышает физическую и психическую работоспособность. Применение ортопедических корсетов позволяет поддерживать мышцы спины.
Итак, методы коррекции осанки заключаются в следующем: лечебная физкультура; физические силовые нагрузки; физические упражнения и зарядка направленная на укрепления ряда мышц спины и туловища; лечебный массаж.
2.3. Оздоровительный комплекс упражнений для формирования осанки
На экспериментальном этапе исследования мы стали соблюдать и выполнять все правила для формирования правильной осанки:
- посадка за столом:
- сиди прямо;
- расстояние между грудью и столом равно ширине ладони;
- опирайся на спинку стула, руки клади свободно;
ноги ставь на подставку.
- Каждое утро мы старались делать зарядку, которая способствует укреплению мышц спины; разучили вот такой комплекс упражнений. Но здесь нам книга понадобится не для чтения. Ой, и трудное это дело! (Приложение № 3).
- Многие записались в секции физкультурно – оздоровительного комплекса «Олимп».
- Разработали памятку с комплексом упражнений для сохранения правильной осанки для первоклассников. Эти памятки раздали учащимся и предложили разучить эти упражнения. (Приложение № 4)
Заключение
В ходе исследования мы достигли цели и решили ряд поставленных задач, а именно:
- узнали, что такое осанка;
- познакомились с правилами и рекомендациями по контролю за своей осанкой;
- стали чаще посещать спортзал для занятия в секциях;
- разучили и подобрали комплекс упражнений на укрепление мышц спины и поддержания правильной осанки.
Выявили три условия, которые помогают держать позвоночник в нормальном состоянии: гимнастика, плавание, массаж.
Да, теперь мы понимаем, почему у балерины, солдата и спортсмена такая прекрасная осанка. Ведь они получают физические нагрузки каждый день!
Ура, наша гипотеза подтвердилась.
Правильная осанка это не только красота, но и здоровье.
Список источников и литературы
- Лаврова С.А. Занимательная медицина». 2-е изд. - М.: Издательский дом Мещерякова. - 2014.
- Рыжова Т.И. Исследовательский проект «Осанка» // Журнал Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011. - №550.
- Савко Л.М. Правильная осанка. Как спасти от сколиоза. – Питер. – 2012 – с. 12- 25.
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2. 1178-02.
Интернет ресурсы:
- http://nsc.1september.ru/index.php?year=2011&num=01 (Начальная школа. Приложение 1 сентября. Январь 2011 №550)
- http://pozv.ru/spina/prof/podem-tyajestei.html (Информация о позвоночнике, техника безопасности для позвоночника)
- http://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_detej/ehto_interesno/pamjatnik_shkolnomu_portfelju/6-1-0-31 (История портфеля)
- http://dhttp://detstvo.ru. «Как сохранить осанку школьника?»
- http://www.7ya.ru «Осанка хорошая или плохая?»
- http://www.zabela.ru «Детская осанка».
Приложение 1
Приложение 2
Комплекс упражнений для развития правильной осанки с книгой.
МБОУ «Темкинская СШ» Имени Героя Советского Союза Громова Георгия
Васильевича Темкинского района Смоленской области
Для первоклассников
«Упражнения для красивой осанки»
Проект выполнил:
Шумилов Иван
ученик 10 класса
Наставник:
Башенин Олег Сергеевич
Учитель физической культуры
2022
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Нарушение осанки"- лауреат международного конкурса
Проект "Нарушение осанки"- лауреат международного конкурса. Подготовлен учеником 3 класса. Хороший материал для родителей и преподпвателей физкультуры....
проект «Нарушения осанки школьников и причины, вызывающие их возникновение»
Нарушения осанки чаще всего появляются в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей, но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера...
Проект "Красивая осанка - залог здоровья"
Предупредить развитие неправильной осанки легче, чем потом трудиться над ее исправлением и бороться с недугами позвоночника. Чем раньше родители задумаются об этом – тем лучше....
Метадическая разработка «Путешествие в Страну Хорошей осанки» (профилактика нарушения осанки)
ЦЕЛЬ УРОКА: ознакомить учащихся со способами профилактики и способами определения нарушения осанки в домашних условиях.ЗАДАЧИ:Образовательные: обеспечить усвоение учащимися понятия о...
Хорошая осанка - основа красоты фигуры
Позвоночник играет ключевую роль в здоровье. От его состояния зависит работа других частей тела. В течение всего дня позвоночник удерживает тело в вертикальном положении и несет большую статическую на...
хорошая осанка нужна всем
Доступное описание упражнений со схематическиим рисунками поможет провести комплекс физических упражнений влюбой доступности....
Экологический проект "Хороший турист - хороший эколог"
Проект имеет туристко-краеведческую и физкультурно-спортивную направленности. Программа проекта направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристи...