проект «Нарушения осанки школьников и причины, вызывающие их возникновение»
проект по экологии (10 класс) по теме

Ермошкина Мария Викторовна

Нарушения осанки чаще всего появляются в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей, но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка детей ухудшается уже в дошкольном возрасте.  

       Растёт больное поколение и если немедленно и всерьёз не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 имени Героя Советского Союза        А.М. Осипова» города Алатыря Чувашской республики

Тема проекта:

«Нарушения осанки  школьников и причины, вызывающие их возникновение»

   

                             Автор:  Сапарова Анна Ахмедовна,        

                                                        учащаяся 11 класса          

                                               

                                                       Руководитель:  Ермошкина Мария Викторовна  

        

г. Алатырь

2014 год

Содержание:

Введение………………………………………………..…………………..………3

Гл. I. Характеристика нарушений осанки и факторов, влияющих на изменения осанки у детей……………………………….……………………………………..…...10

   1.1  Пути формирования осанки……………………………………..…..............10

   1.2  Виды нарушений осанки…………………..…………...………….………...11

   1.3  Гигиеническая оценка школьной мебели и освещения кабинетов..….......13

Гл. II. Представление опытных результатов…...………………….……..…........17

Гл. III. Заключение………………………………………….....…………..………………...…22

   3.1   Выводы………….………………………………………………………..…….............22

   3.2  Рекомендации…………………………………………...……….…………..………...24

Список использованной литературы…………………………………….…....25

Приложения…….………………………………………………..………….....26-32

       

Введение.

   В настоящее время (по данным Минздрава) у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Причём у 20% диагностируется сколиоз позвоночника. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 40% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. [4]

    Нарушения осанки чаще всего появляются в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей, но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка детей ухудшается уже в дошкольном возрасте.  

    Проблема осложняется тем, что различные нарушения осанки и даже первая степень сколиоза не всегда считаются болезнью. Родители, воспитатели в детских дошкольных учреждениях, учителя начальных классов не обращают внимания на начальные проявления столь грозного заболевания, обращаясь к врачу лишь тогда, когда налицо явные признаки сколиоза второй степени. [1]

   Растёт больное поколение и если немедленно и всерьёз не заняться здоровьем детей, у нас не будет будущего.

Цель проекта: выявить зависимость между степенью нарушений осанки  школьников и исследуемыми факторами.

Объект исследования:

  • нарушения осанки школьников.

Предмет исследования:

  • изменение степени нарушений осанки школьников в зависимости от влияния различных факторов.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время число детей школьного возраста с нарушением осанки  увеличивается, а не уменьшается. Исследование зависимости степени нарушений осанки школьников от разных факторов является объектом постоянного внимания ученых и практиков. В последние 10 лет данной проблеме были посвящены работы Горяной Г.А. [5], Гитта В.Д. [3] и других.

Задачи исследования:

  • изучить общие характеристики нарушений осанки и некоторых причин этих нарушений, исходя из литературных источников;
  • выяснить, какова степень нарушений осанки школьников в определённых классах;
  • определить освещённость кабинетов, соответствие параметров школьной мебели нормам по росту учеников, соответствие веса школьного портфеля нормам по массе тела учеников в определённых классах;
  • выявить связь между степенью нарушений осанки школьников и внешними факторами.

   Гипотеза работы: число детей с нарушениями осанки увеличивается от младшего школьного возраста к старшему, так как внешние факторы оказывают большее негативное воздействие.     

   Методологической основой работы являются труды специалистов в исследуемой области:  Кашина А.Д., Горбачёва М.С., Потапчука А.А., Дидур М.Д. и др.

    Практическая значимость работы заключается в возможности её использования для педагогического, врачебно-педагогического самоконтроля за лицами, имеющими нарушения осанки.

   Личный вклад автора: весь материал собран, обработан и проанализирован лично автором (проведение собственных экспериментов: наблюдение за осанкой школьников на уроке, перемене; гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии, антропометрии; измерение школьной мебели, определение освещённости и др.).  

Сроки  исследования:

  • Исследования проводились в период: с декабря 2012г. по ноябрь 2013г.

Место проведения исследования:

  • МБОУ «СОШ №5» г. Алатырь

Методики исследования:

            1.  Изучение медицинских карт исследуемых школьников. [10]

            2.   Соматоскопия. Наиболее простой и доступной методикой определения наличия или отсутствия нарушений осанки является тестовая карта, разработанная С.Н. Поповым. [8]

Содержание вопроса

Ответы

1.

Явное повреждение органов движения, вызванное врождёнными пороками, травмой, болезнью.

да

нет

2.

Голова, шея отклонена от средней линии; плечи, лопатки, таз установлены не симметрично.

да

нет

3.

Выраженная деформация грудной клетки – грудь «сапожника», впалая «куриная» (изменение диаметров грудной клетки, грудина и мечевидный отросток выступают вперёд).

да

нет

4.

Выраженное увеличение или уменьшение физиологической кривизны позвоночника.

да

нет

5.

Сильное отставание лопаток («крыловидные лопатки»).

да

нет

6.

Сильное выступание живота (более 2 см. от линии грудной клетки).

да

нет

7.

Нарушение осей нижних конечностей (О-образные, Х-образные).

да

нет

8.

Неравенство треугольников талии.

да

нет

9.

Вальгусное положение пяток.

да

нет

10.

Явное отклонение в походке: «прихрамывающая», «утиная»

да

нет

Результаты данного тестирования оцениваются следующим образом:

  • нормальная осанка – все отрицательные ответы;
  • незначительные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 3, 5, 6, 7 (один или несколько). Необходимо наблюдение в дошкольном учреждении;
  • выраженные нарушения осанки – положительные ответы на вопросы 1, 2, 4, 8, 10 (один или несколько). Необходима консультация ортопеда.

 3.  Антропометрия  использовалась для определения состояния осанки с помощью измерений. Измерялась ширина плеч и величина дуги спины. На их основе по данной формуле рассчитывался индекс, характеризующий состояние осанки: А= ширина плеч/величина дуги спины * 100%, где А – показатель состояния осанки. В норме этот показатель колеблется  в пределах  100–110%. При значениях А менее 90% и более 125% имеется выраженное нарушение осанки. [15]

4.  Определение освещённости кабинетов. Коэффициент освещённости = площадь окон/площадь  помещения; коэффициент заглубления = высота окна/расстояние до наиболее удалённого от стены с окном места. [8]

Оборудование и материалы:

1) тестовая карта С.Н. Попова        определение визуальных нарушений осанки;

2) личные медицинские карты учащихся         определение диагнозов, связанных с нарушениями осанки;

3) сантиметровая лента         измерение ширины плеч и величины дуги спины;

4) строительная измерительная рулетка        измерение параметров помещения классов и  параметров школьной мебели;

5) ростомер             измерение роста учеников;

6) напольные весы              измерение массы тела учеников;

7) электронный безмен             измерение веса школьного портфеля.

Схема эксперимента:

I.

   

II.  

Статистическая обработка опытных данных:

1 – количество учеников с нарушениями осанки           общее количество учеников в классе

                                          процентное соотношение (степень нарушений осанки)

2 – отклонение от значения нормы (разность между нормой и полученным результатом)                  

                 

 

                                                         значение нормы

                              процентное соотношение (процент несоответствия)

Глава I.   Характеристика нарушений осанки и факторов, влияющих на изменения осанки у детей.

      «Позвоночник – орган опоры человеческого тела, стержень, вокруг которого сгруппированы органы грудной клетки и брюшной полости, надежный и крепкий футляр для весьма уязвимого спинного мозга, без которого жизнь человека невозможна. Природа очень удачно «сконструировала» наш позвоночник, дальновидно предусмотрев, что этому «опорному столбу» придется выдерживать большие и сложные нагрузки. Трудно представить себе, что было бы с нашим телом, мозгом, не будь этого надежного «амортизатора». Позвоночник – основа скелетной, мускульной и нервной систем. Именно его гибкость и упругость предохраняет тело от сотрясений и ударов, которые возникают при беге, ходьбе и прыжках непоседливых детей». [12]

     «Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам или, проще говоря, боковое искривление позвоночника. Сколиоз может быть простым или частичным, с одной боковой дугой искривления, и сложным – при наличии нескольких дуг искривления в различные стороны и, наконец, тотальным, если искривление захватывает весь позвоночник. Он может быть фиксированным или не фиксированным, исчезающим в горизонтальном положении, например: при укорочении одной конечности».

1.1  Пути формирования осанки.

     «Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». Осанка создается двумя путями. Во-первых, развитием мощного мышечного корсета, способного постоянно «защищать» позвоночник. Во-вторых, сознательным контролем привычных поз, т.е. навыками правильно сидеть, стоять, лежать, выполнять все работы дома и в школе». [4]

     Эти условия взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ведь, не имея сильной мускулатуры, трудно длительно удерживать правильную позу, и наоборот: хорошие мышцы еще не дают гарантии от сутулости и шаркающей походки.

      Формирование осанки начинается в раннем возрасте и зависит от силы мышц и соотношения мышц сгибателей и разгибателей.

     У школьников привычка гордо держать голову, прямо сидеть и стоять не только удовлетворяет эстетические номы, но и сохраняет здоровье и трудоспособность. С годами осанка закрепляется и, если у ребенка слабый мышечный корсет формируется и фиксируется неправильная осанка.

      Часто взрослые не обращают внимания на то, что мебель не соответствует росту ребенка, в результате ребенок не правильно сидит и сутулится. Кроме этого, работники дошкольных и школьных учреждений при организации и проведении образовательной и воспитательной работы со школьниками должны обращать внимание на освещение в помещении, т.к. это приводит к нарушениям осанки. [9]

1.2  Виды нарушений осанки.

     «Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются прочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается». [15]

    Осанка может изменяться при неправильном физическом воспитании, под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, из-за неудобных вынужденных рабочих поз. Нарушение осанки может произойти в любом возрасте, но все же чаще всего это происходит в детстве. К сожалению, мало кто следит за правильным положением тела ребенка во время его учебы в школе. А ведь от этого страдает не только спина, но и глаза. У детей часто очень рано появляется близорукость (поэтому правильную осанку надо формировать с детства). В течение дня дети выполняют массу разнообразных движений, многие из них проводят много времени сидя, что не является идеальным для позвоночника. К концу дня спина устает и все труднее поддерживать правильную осанку - возникают различные нарушения осанки. [7]

    В практике встречаются такие виды осанки: правильная осанка, плоская спина, сутулая, плосковогнутая, круглая и кругловогнутая спина.  

  В сагиттальной плоскости различают два типа нарушения осанки - с уменьшением и увеличением физиологической кривизны позвоночного столба.

    К нарушениям осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночного столба относятся:

а) сутулость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза;

в) кругловогнутая спина - все изгибы позвоночного столба увеличены, увеличен также угол наклона тела;

    При сутулой, круглой, кругловогнутой спине грудь западает, плечи, шея, голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены. [11]

    К нарушениям осанки с уменьшением физиологической кривизны позвоночника относятся:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен (грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смешена вперед, нижняя часть живота выступает, лопатки крыловидны);

б) плосковогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе (грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены). [14]

   К нарушениям осанки во фронтальной (лицевой) плоскости (т. е. если смотреть на спину) относится так называемая асимметричная осанка. Она характеризуется выраженной асимметрией между правой и левой сторонами туловища. Позвоночный столб при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, однако, если ребенок примет правильную осанку, эта дуга исчезает и позвоночник выпрямляется. При этом плечо и лопатка с одной стороны опущены по сравнению с другой стороной. Это сколиотическая осанка. [6]

   Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшением экскурсии (расширение при вдохе и сужение при выдохе) грудной клетки и диафрагмы, снижением жизненной емкости легких по сравнению с физиологической нормой, уменьшением колебаний внутригрудного давления. Эти изменения неблагоприятно отражаются на деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, приводя к снижению их физиологических резервов, нарушая адаптационные возможности организма. [16]

1.3  Гигиеническая оценка школьной мебели и освещения кабинетов.

   «Основным видом мебели в классе являются парты или рабочие столы. Они должны обеспечить правильное положение тела школьника: корпус прямой; голова слегка наклонена вперед; глаза находятся на расстоянии 30 – 35см. от стола; оба предплечья ровно лежат на столе; горизонтальная линия глаз, локтей и лопаток параллельна краю стола парты; ноги согнуты под прямым или тупым углом в тазобедренных и коленных суставах, полной стопой стоят на полу или подставке; ¾ бедра лежит на сиденье; поясничная область опирается о спинку сиденья. Такую же посадку ученик должен соблюдать и дома, при подготовке уроков.»

   Прямая посадка менее утомительна, чем посадка с наклоном туловища вперед, так как при ней центр тяжести тела находится над точками опоры; поэтому является более устойчивой, не требующей большого напряжения мышц. [2]

    Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 1 — 1,5 см на высоту каблука). При слишком высоком сидении положение тела сидящего неустойчиво, так как его ноги не достают до пола; при слишком низком сидении приходится либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильность посадки ребенка, приведет к искажению позы, либо подбирать их под сиденье, что может вызвать онемение ног, поскольку сосуды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты.

    Высота стола над сидением должна позволять сидеть свободно, без поднимания или опускания плеч, класть предплечья на его крышку.

    При слишком большой высоте стола, сидящий за столом вынужден поднимать плечи (особенно правое), при слишком малой — сгибаться, сутулиться и приближать глаза к рассматриваемым предметам. Если мебель не соответствует росту, под ноги ребенка ставят скамейку, а под ягодицы и в области поясничного изгиба подкладывают валики (в домашних условиях).

     Для того, чтобы во время занятий сидящий мог опираться спиной о спинку стула, дистанция спинки — расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему (задний край стола) — должна на 3—5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между передним краем стула и задним краем стола по горизонтали — дистанция сиденья — становится отрицательной, т. е. край стула на 3—4 см заходит под край стола. При отсутствии расстояния между краем сиденья и краем стола — нулевая дистанция сиденья, а также при несколько отодвинутом от края стола сидении — положительная дистанция сиденья — опираться на спинку стула при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

     Добиться от детей правильной посадки можно лишь тогда, когда мебель соответствует их росту и пропорциям тела. Отдельные части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с ростом всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размера мебели.

     Для школ разработана мебель различных размеров, в соответствии с возрастом и ростом детей, посещающих школьные учреждения. Если, например, высота крышки стола над полом равна 54см, а высота сиденья стула —32 см, то они относятся к размеру мебели, которым могут пользоваться дети с ростом от 115 до 130 см

    Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы учитель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел возможность, отодвинув стул, выйти из-за стола, не толкая и не мешая соседу. [8]

   Наиболее удобными для занятий в школе являются двухместные столы; за такими столами можно рассадить двоих детей так, чтобы естественный свет падал на них с левой стороны.

   Для лучшего естественного освещения желательно двухместные столы ставить в три ряда; зимой столы придвигаются ближе к окнам, но не более чем на 50см от наружной стены; весной для предохранения глаз от ярких лучей солнца столы отодвигаются вглубь помещения.

   Детей, как правило, сажают по росту так, чтобы меньшего роста находились ближе к учителю, с дефектами зрения сажают ближе к источнику света и учителю, а с пониженным слухом — ближе к учителю. Нельзя сажать ребят спиной к свету.

    Первые ряды столов располагаются не ближе чем на 1,5—2 м, последние — не дальше чем на 6м от доски.  [13]

Глава II. Представление опытных результатов.

I.

вид осанки

декабрь 2012 года

количество учащихся

степень нарушений осанки

с нарушениями осанки

6

20%

общее количество учеников

30

1)  В результате анализа медицинских карт учащихся 2 класса получились следующие данные:

2) Результаты соматоскопии в 4 классе:

вид осанки

декабрь 2012 года

количество учащихся

степень нарушений осанки

с нарушениями осанки

9

29%

общее количество учеников

31

3)  По данным антропометрии в 6 классе: 

вид осанки

декабрь  2012 года

количество учащихся

степень нарушений осанки

с нарушениями осанки

11

38%

общее количество учеников

29

 (Приложение 1)

II.   1)     определение освещённости кабинетов:

2 класс:

полученный результат

норма

соответствует/ не соответствует

общий процент несоответствия

коэффициент освещённости

1/4

¼

соответствует

0%

коэффициент заглубления

1/2

½

соответствует

  4 класс:

полученный результат

норма

соответствует/ не соответствует

общий процент несоответствия

коэффициент освещённости

1/6

¼

 не соответствует

32%

коэффициент заглубления

1/2

½

соответствует

 6 класс:

полученный результат

норма

соответствует/ не соответствует

процент несоответствия

коэффициент освещённости

1/4

¼

 соответствует

34%

коэффициент заглубления

1/3

½

не соответствует

2) определение соответствия параметров школьной мебели росту учеников: 

2 класс:  

полученный результат

средний рост ученика

норма

соответствует/ не соответствует

общий процент несоответствия

высота крышки стола

64см.

130см.

62см.

не соответствует

      5,8%

высота сидения стула

37см.

38см.

не соответствует

4 класс:

полученный результат

средний рост ученика

норма

соответствует/ не соответствует

общий процент несоответствия

высота крышки стола

64см.

143см.

67см.

не соответствует

      14,3%

высота сидения стула

37см.

41см.

не соответствует

6 класс:

полученный результат

средний рост ученика

норма

соответствует/ не соответствует

общий процент несоответствия

высота крышки стола

66см.

155см.

72см.

не соответствует

22,3%

высота сидения стула

37см.

43см.

не соответствует

3) определение соответствия веса школьного портфеля массе тела ученика:

2 класс: 

усреднённые полученные значения

норма для веса портфеля

соответствует/ не соответствует (вес портфеля массе тела ученика)

процент несоответствия

вес школьного портфеля

2,7 кг.

 2,3 кг.

не соответствует

17%

масса тела ученика

23кг.

4 класс:

усреднённые полученные значения

норма для веса портфеля

соответствует/ не соответствует (вес портфеля массе тела ученика)

процент несоответствия

вес школьного портфеля

3,8кг.

3, 2 кг.

не соответствует

19%

масса тела ученика

32кг.

6 класс:

усреднённые значения

норма для веса портфеля

соответствует/ не соответствует (вес портфеля массе тела ученика)

процент несоответствия

вес школьного портфеля

5,6кг.

4, 4 кг.

не соответствует

27%

масса тела ученика

44кг.

(Приложение 2)

 

Глава III. Заключение.

3.1 Выводы.

    На основании анализа литературных источников, проведенных экспериментов и статистической обработке полученных данных можно сделать следующие выводы:

  • наблюдается динамика нарушений осанки учащихся от младшего школьного возраста к старшему;
  •  негативное воздействие исследуемых внешних факторов увеличивается от младших классов к старшим (т.к. процент несоответствия измеряемых параметров увеличивается);
  • степень нарушений осанки школьников напрямую зависит от следующих факторов:
  • недостаточная освещённость классов;
  • большие нагрузки на осанку, оказываемые тем, что ученики носят слишком тяжёлые ранцы, вес которых не соответствует нормам;
  • неверные параметры школьной мебели.

    Гипотеза исследования подтвердилась. В ходе исследования все поставленные задачи  были выполнены, поэтому считаем, что цель достигнута. Удалось определить зависимость изменения степени нарушений осанки школьников от исследуемых факторов.

    Также в результате исследований пришли к выводам, что нарушение осанки возможно предотвратить, сохранив тем самым здоровье подрастающего поколения. Нужно только произвести ряд преобразований в школьной жизни и соблюдать следующие указания для профилактики нарушений осанки:

  • выработка правильной посадки за партой;
  • замена портфеля ранцем;
  • занятия плаванием, лечебной гимнастикой;
  • почетвертное изменение места сидения в классе;
  • проведение часов здоровья на свежем воздухе, физкультминутки;
  • самостоятельные занятия дома и мн. др.  

      Дети, которые включились в эксперимент, улучшили состояние своей осанки. Все данные  исследования были сообщены учителям и родителям учеников, а на их основе даны соответствующие рекомендации. В этом и заключается полученная ценность результатов.

3.2 Рекомендации.

    Физические упражнения для улучшения состояния осанки:

Упражнение 1.

  • Пружинящие наклоны вперёд, прогнувшись. Выполнять 6-8 раз.

Упражнение 2.

  • Удержание положения, прогнувшись, активно отводя лопатки назад. Выполнять 4-6 раз.

Упражнение 3.

  • Маховые движения ногами назад, смотреть прямо перед собой. Выполнять 20-30 раз правой и левой ногой.

Упражнение 4.

  • В стойке на коленях прогнуться, опереться на пятки и удержать это положение. Выполнять 6-8 раз.

Упражнение 5.  

  • Стоя на шаг от стены, прогнуться,  удерживая положение 5-10 сек. Чередовать с наклонами вперёд. Выполнять 6-8 раз.

  Список  литературы.

1. Большой справочник школьника. - М.: Дрофа, 2004.-358с.

2.  Вайнбаум Я.С., Ковалько В.Н., Родионов Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта,  1996.- 64с.

3.  Гитт В.Д.  Исцеление позвоночника. - М.: Лабиринт Пресс, 2006. – 256с.

4.  Горбачёв М.С. Осанка младших школьников, 2005. – 25-28с.

5.  Горяная Г.А. Ваша осанка. - Киев: Издательская группа «Прометей», 1995. – 34с.

6.  Карпман В.Л. Спортивная медицина.  -М.: Физкультура и спорт, 1987. -196с.

 7. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки. - М.: Н.М. Центр, 1998. - 239с.

8.  Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. - Пособие, 1998. - 221с.

9. Мансурова С., Шклярова О. Здоровье человека и окружающая среда.  - М.: Наука, 2007.-95с.

10.  Медицинские карты.  

11.  Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений. - СПб.: Речь, 2001. - 166с.

12. Семёнова Н.С.  Здоровье здорового человека. Практическая экология 21 века. -М.: изд-во «Учитель», 2008.-208с.

13.  Тихонова Л.Я. Школа здоровья. - Новосибирск: «Книжное издание», 1990. -148с.

 14.  http://www.2mm.ru/zdorovie/472

15.  http://www.falto.ru/article/article19.html

16. Чернова Н. Экология.- М.: Просвещение,  2008. – 203с.

             Приложения

Приложение 1.

1. Степень нарушений осанки школьников (сравнительная диаграмма между классами)  на декабрь 2012г.:

2. Степень нарушений осанки школьников (сравнительная диаграмма между началом и концом исследования по классам):

Приложение 2.

1. Освещённость кабинетов (сравнительная диаграмма по классам):

2. Соответствие параметров школьной мебели росту учеников (сравнительная диаграмма по классам):

3. Соответствие  веса школьного портфеля массе тела ученика (сравнительная диаграмма по классам):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины возникновения и виды сколиоза.

Может быть использована на МО учителей физической культуры и как выступление на родительском собрании....

программа элективного курса «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»

    Элективный    курс «ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ , ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА   И  ПРАВА.  ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ.»предназначен для...

План-конспект урока "Причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров"

Тип урока:Урок ознакомления с новым материаломЦели урока: 1.Образовательная: познакомить с причинами лесных и торфяных пожаров и их возможными последствиями;2. Развивающая: развивать память, логическо...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно...

Педсовет: Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Цель: научить вовремя распознавать детские страхи и правильно реагировать.Задача: проработать методику работы по борьбе с детскими страхами.Время: 40 мин.Ход мероприятия: Человеку свойствен...

Проект "Нарушение осанки"- лауреат международного конкурса

Проект "Нарушение осанки"- лауреат международного конкурса. Подготовлен учеником 3 класса. Хороший материал для родителей и преподпвателей физкультуры....