Проект «Физическая культура в социальном развитии человека»
проект по физкультуре (7 класс)

Актуальность проекта  обусловлена социальным заказом на сохранение и укрепление здоровья россиян, включением здоровьесбережения в число актуальных социальных задач в рамках национальных проектов; личными потребностями укрепления здоровья людей, ростом личных ценностей жизни и здоровья.

Социальная значимость состоит в том, чтобы обучающиеся поддерживали хорошую физическую форму; определяется возможностью использования рекомендаций и комплекса упражнений для людей, ведущих в основном сидячий образ жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phpzcf9ns_proekt-2.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт о реализации социально-значимого проекта «Физическая культура в социальном развитии человека» учителя физической культуры Паничкина Н.А.

Участники проекта: обучающие 7 классов.

Руководитель проекта: учитель физической культуры Паничкин Н.А.

Проект реализуется в предметных рамках физиологии и физической культуры.

Проект информационный, годичный, межпредметный.

Актуальность проекта  обусловлена социальным заказом на сохранение и укрепление здоровья россиян, включением здоровьесбережения в число актуальных социальных задач в рамках национальных проектов; личными потребностями укрепления здоровья людей, ростом личных ценностей жизни и здоровья.

Социальная значимость состоит в том, чтобы обучающиеся поддерживали хорошую физическую форму; определяется возможностью использования рекомендаций и комплекса упражнений для людей, ведущих в основном сидячий образ жизни.

Личностная значимость состоит в том, что спорт даёт участникам проекта и их близким здоровье, большую работоспособность, хорошее настроение; является средством активного полноценного отдыха, раскрывает новые возможности.

Предметом исследования является влияние физической культуры на развитие человека.

Гипотезой исследования стало предположение, что занятия физической культурой ведёт к гармоничному развитию человека.

Цель: пропаганда здорового образа жизни и  внедрение физической культуры в жизнь обучающихся.

        Для реализации поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:

  • познакомиться с литературой и материалами из интернета;
  • провести анкетирование;
  • проанализировать полученный материал;
  • подобрать комплекс упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни;
  • разработать рекомендации по применению комплекса физических упражнений.

В исследовании были использованы следующие методы и методики: анкетирование учащихся и учителей с целью выявления отношения к физической культуре, анализ и обобщение информации по данной теме, сравнение и анализ анкетных данных.

Работая над проектом, учащиеся узнали, что физическое воспитание играет важнейшую роль в формировании здорового образа жизни.

Физическая культура — это часть общей культуры, поэтому уровень её развития зависит от уровня социального и экономического развития общества.

Памятники древней культуры, найденные при раскопках, наскальные изображения и рисунки, предметы быта и культовые принадлежности, устные предания, сказания и легенды позволяют нам судить о культуре древнего человека, и о физической культуре в том числе.

Интересную информацию дали  наблюдения за жизнью племен, сохранивших до нашего времени первобытнообщинные отношения. Применительно к вопросам физического воспитания эти наблюдения и исследования позволили ученым утверждать, что явление упражняемости было замечено людьми еще в глубокой древности. Физические упражнения возникли на основе трудовой и военной деятельности, а физическое воспитание — в связи с необходимостью подготовки охотника, воина.          Выделение воспитания, в том числе физического, в самостоятельную сферу деятельности стало возможным только благодаря общественному труду. Для того чтобы физическое воспитание сложилось в систему, необходим достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры общества. В первобытнообщинном строе закладывались лишь зачатки системы физического воспитания.

Роль физической подготовленности каждого человека в тот период была весьма велика, потребность в физической подготовке диктовалась суровыми условиями жизни, но создать систему в нашем современном понимании не позволял низкий материальный уровень.

Рабовладельческая формация породила интересные системы физического воспитания. И сегодня человечество вправе гордиться системой древних эллинов, направленной на гармоническое физическое развитие человека. Но это была система, которая служила исключительно своему классу - рабовладельцам. Только им предназначались прекрасные гимназии и стадионы, для них проводились всевозможные игры.

Им предписывалось быть сильными с тем, чтобы держать в повиновении огромное количество рабов. Феодальный строй создал свою систему физического воспитания. Наиболее четко, с выраженной военной направленностью, проявилась система физического воспитания рыцарей и дворянского сословия, которым принадлежали светская власть, огромные владения и другие ценности. Деление на сословия распространялось на все сферы жизни, и на физическое воспитание в том числе.

В капиталистическом обществе значительно усложняются взаимоотношения классов. Эта сложность распространяется и на цели, средства и методы воспитания. В области физического воспитания противоречия заключаются в том, что заботы о физическом развитии и здоровье трудящихся отнюдь не беспокоят власть имущих. Но им нужны ловкие, сильные и умелые солдаты, нужны люди, способные производительно работать на промышленных предприятиях. Физическая культура, и особенно спорт, используются как средство пропаганды своих идей, образа жизни и как средство отвлечения молодежи от политической борьбы.

Досоциалистический период в развитии физической культуры не может быть сведен лишь к созданию системы физического воспитания, угодной правящим классам. В это время продолжали существовать самобытные народные методы и практика физического воспитания, которые хотя и не сложились в законченную стройную систему, но создали предпосылки для возникновения такой системы после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Внутри буржуазного общества зрели идеи социального переустройства на принципах равноправия, свободы и братства. 

Используя материала сети Интернет, ребята установили, что в последнее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, получили особое развитие неинфекционные заболевания: сердечно-сосудистые, остеохондроз позвоночника, — потери от которых во много раз превышают потери от инфекционных заболеваний, производственных и транспортных травм и даже потери от войн, вместе взятых.

Может показаться удивительным, что огромная часть заболеваний сердечно-сосудистой системы происходит не из-за излишних нагрузок на нее, а из-за хронической, постоянной ее недозагруженности. Впрочем, удивительно это только на первый взгляд. Каждый, конечно, прекрасно знает, как слабеют мышцы, если их не тренировать. А в сердце тоже есть мышца, и ей точно так же полезны высокие нагрузки, как и всем остальным мышцам в организме.

Разумеется, сейчас мы говорим о здоровом сердце. Более того, мышечная ткань есть и в кровеносных сосудах, тренировки нужны и им. Люди, ведущие малоподвижный образ жизни, больше, чем остальные, склонны к ожирению, причиной которого обычно становится превышение потребностей организма в питательных веществах и энергии. При ожирении неизбежно возникают расстройства дыхания (одышка), которые приводят к легочной и сердечной недостаточности. Кроме того, у людей с избыточным весом значительно повышена опасность развития атеросклероза, потому что сосуды (как мы уже установили, чаще всего они нетренированны) не справляются с увеличивающимся объемом кровотока.

Итак, мышечное бездействие не только делает человека физически слабым, но и снижает его природную выносливость, а отсюда уже только шаг до подверженности всяческим заболеваниям, бактериальным и вирусным. Ежедневно в связи с временной нетрудоспособностью не выходят на работу около 4 млн. человек, около 60% учащихся болеют респираторными заболеваниями, около 20% имеют избыточный вес, 43% учащихся страдают различными хроническими заболеваниями. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается в четыре раза.

Особое место в профилактике заболеваний сердца и остеохондроза занимают специальные программы физических упражнений, поскольку они непосредственно воздействуют на те физиологические механизмы, нарушение которых приводит к возникновению и развитию болезни.

Изучив материалы литературы и Интернета, обучающиеся в ходе проекта сделали выводы:

История показывает, что общество испытывает постоянную потребность формировать необходимые в жизни человека двигательные навыки (ходьба, бег, плавание и т.п.), развивать до оптимальных уровней его физические способности (силу, выносливость, ловкость и т.п.) в интересах труда, обороны, активного отдыха и других видов деятельности. Все эти потребности общества удовлетворяет такой вид активной деятельности, как физическая культура и спорт.

Физическая культура и спорт, представляя собой субъективный и объективный аспект жизни людей, играют огромную роль в формировании условий труда и жизни человека. Физическая культура и спорт помогают сохранению и укреплению здоровья и работоспособности людей.

Сердечно-сосудистая и опорно-двигательная системы человека, которые сформировались в процессе его биологической эволюции, на всем протяжении истории человечества ни в чем существенно не изменились. А ведь наш образ жизни очень сильно отличается от образа жизни наших далеких, и даже не очень далеких, предков. Тогда передвижение, добывание пищи, создание жилья и все остальные виды деятельности требовали от человека постоянных и крупных затрат мышечной силы. И система кровообращения человека изначально ориентирована именно на такой интенсивно-подвижный образ жизни. Для нормального ее функционирования, например, человек должен проходить не менее 6 км в день, и это ежедневно!

В исследовании на тему «Физическая культура в социальной защите людей» были поставлены задачи: изучение влияния физической культуры на здоровья человека; создание комплекса упражнений для людей, ведущих сидячий образ жизни; разработка рекомендаций по применению этого комплекса. Для этого был использован метод анкетирования. Базой проведения исследования явились обучающиеся 6 классов. Ученики 7-х классов составили и внесли в анкету вопросы.

         Проанализировав полученные результаты анкетирования, определили, что физическая культура очень влияет на здоровье. Многие из опрошенных учеников с удовольствием занимаются разными видами спорта, которые, в основном им привили школа и их родители. В анкете многие отмечают высокий положительный результат от занятий физкультурой, чаще спортивный образ жизни влияет на хорошую физическую форму. На втором месте, по опросу, отметили бодрое настроение, а так же, частым ответом был отмечен пункт про повышение иммунитета, что очень важно для здоровья и жизни человека.

Данная работа посвящена проблеме малоподвижного образа жизни человека и вытекающих из этого последствий.

В ходе исследования учащиеся пришли к выводам:

        1. Результаты исследования показали, что физическая культура в нашем обществе для здоровья каждого человека является жизненной необходимостью, и она очень влияет на здоровье людей.

         Важно заниматься физкультурой в любом возрасте, т.к. это продлевает жизнь, укрепляет иммунитет, помогает избежать многих болезней, а так же помогает восстанавливаться после даже очень тяжелых болезней. Занятия физкультурой и спортом воспитывают незаменимые качества у человека и формируют гармонично развитую личность.

          В качестве рекомендаций следует принять во внимание необходимость занятий физкультурой в школе – это и физкультурные минутки, и занятия физкультурой, как предметом школьным. Бесценный опыт и польза от активных игр на свежем воздухе, как морально, так и физически.

           Вывод напрашивается только один – хочешь быть здоровым, успешным в социальной жизни, а так же долго и счастливо прожить свою жизнь – занимайся физкультурой, не позволяй себе лениться и никогда не унывай!    

       2.Таким образом, гипотеза, что занятия физической культурой ведет к гармоничному развитию человека, безусловно, подтвердилось.

      3.Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продуктом исследовательской работы является актуальным и востребованным.

          В ходе проекта доказано, что без занятий физкультурой в наше время абсолютно невозможно обойтись и если проигнорировать сделанные нами выводы, то человек не сможет быть полноценным членом нашего общества.

Физкультура помогает быть здоровым и гармонично развитым человеком.

Выход проекта: обучающиеся 7-х классов провели пропаганду занятий физической культуры, подобрали комплекс упражнений для людей, ведущих малоподвижный образ жизни, и порекомендовали его ученикам школы.

                    

Приложение №1

Анкета 

По теме проекта «Физическая культура в социальном развитии человека» 

Дорогой друг, ценность нашего исследования будет зависеть от того, насколько полно и обстоятельно вы ответите на вопросы. Это не займёт у Вас много времени, поэтому просим Вас отнестись к заполнению анкеты серьёзно и благожелательно.

Заранее благодарны за участие в исследовании. 

Вопросы

 

1.     Как Вы относитесь к спортивному образу жизни?

        Положительно

        Отрицательно

2.     Ведёте ли Вы сами активный образ жизни?

        Да

        Нет

3.     Давно ли Вы занимаетесь спортом?

        Да

        Нет

4.     Нравится ли Вам заниматься  спортом?

        Да

        Нет

5.     Кто привил Вам любовь к занятиям спортом?

        Семья

        Школа

        Самостоятельное решение

        Другое

6.     Что даёт Вам спортивный образ жизни?

        Хорошую физическую форму

        Бодрое настроение

        Проведение свободного времени с пользой

        Повышение иммунитета

        Расширение круга общения по интересам

        Спортивная карьера в будущем

7.     Занимаются ли спортом Ваши родители?

        Да

        Нет

8.     Ваш любимый вид спорта?

9.     Сколько раз в неделю вы занимаетесь спортом?

     

Приложение №2

Упражнения и рекомендации для людей, ведущих малоподвижный образ жизни.

Физкультурная микропауза, активизирующая кровообращение в ногах

Стоя у опоры, 8-10 раз подняться высоко на носки, лодыжки плотно вместе. Затем каждую ногу, согнув в колене, встряхнуть расслабленно. Повторить 2-3 раза. Дышать ритмично. Темп средний.

Физкультурная минутка, нормализующая мозговое кровообращение

1.   Исходное положение - основная стойка 1-3- руки за голову, локти отвести, прогнуться, вдох, задержать напряжение – 3-5 с; свести локти, наклонить голову вперед и отпустить руки, расправив плечи, выдох.   4-6 раз. Т. м.

2.   Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки - правая вверху, левая сзади, кисти в кулак. 1-10 раз менять быстро положение рук. Дыхание не задерживать.

3.   Исходное положение – стоя, придерживаясь за одну опору или сидя, голова прямо. 1- отвести голову назад; 2- наклонить ее назад; 3- выпрямить голову; 4- выпрямить подбородок сильно вперед. 4-6 раз. Дыхание равномерное. Т. м.

Физкультурная пауза

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кисти. 20-39 с.

1.   Исходное положение – о. с. 1-2 – руки вверх в стороны, голову назад, прогнуться, вдох; 3-4 – руки вниз, плечи расслабить, слегка наклониться, голову на грудь, выдох. 4-6 раз. Т. м.

2.   Исходное положение – ноги на ширине плеч. 1- руки перед грудью, вдох; 2 - рывок согнутыми руками назад, вдох; 3- рывок прямыми руками назад, вдох; 4 - исходное положение, плечи расслабить, выдох. 6-8 раз. Т. с.

3.   Исходное положение – стойка ноги врозь. 1- поворот туловища вправо, руки вверх, посмотреть на руки, вдох; 2-3 – пружинистый наклон вперед, руки вниз, голову не опускать, выдох порциями; 4- исходное положение. То же влево. По 3–4 раза. Т. с.

4.   Исходное положение – основная стойка Бег на месте 30-40 с. с переходом на ходьбу с замедлением. 15-20 с. Т. с. Дыхание не задерживать.

5.   Исходное положение – основная стойка 1 - левую ногу  на широкий шаг в сторону,  руки в стороны, вдох; 2-3 – сгибая левую ногу, пружинистый наклон вправо, руки за спину, вдох пропорциями; 4- исходное положение. То же с правой ноги. По 3-4 раза. Т. с.

6.   Исходное положение -  основная стойка, руки на поясе. 1-3 – поднимаясь на носке правой ноги, мах левой расслабленной ногой вперед, назад, вперед; 4 -исходное положение. То же на левой ноге. По 3-4 раза. Дыхание не задерживать. Т. с.   

Физкультурная минутка изометрическая

1.   Исходное положение – сидя, руки на бедрах. Одновременно поднимать правую пятку и левый носок, удерживая напряжение 5 с. Отдых 5 с. то же с другой ноги. 8-10 раз. Дыхание произвольное.

2.   Исходное положение – сидя, руки внизу. Втягивать и выпячивать живот, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с. 10-12 раз. Дыхание произвольное.

3.   Исходное положение – сидя, руки на пояс. Напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, удерживая напряжение 3-5 с. Отдых 3 с.   10-12 раз. Дыхание произвольное.

Физкультурная микропауза для расслабления мышц кистей

1.   Сжимая и разжимая пальцы рук, постепенно убыстряя темп до предела, затем замедляя его до остановки. 1 мин.

2.   Сжимая и разжимая пальцы, поднимать и отпускать руки. 1 мин.

3.   Руки вытянуть вперед, последовательно сгибая и разгибая пальцы, начиная с большого. 1 мин.

4.   Пальцы слегка сжать в кулак, вращать кисти рук в направлении друг к другу, затем в обратную сторону. 1 мин.

Значение некоторых групп упражнений.

Группа упражнений

Воздействие упражнений на организм

Ходьба, лёгкий бег.

Умеренное разогревание организма.

Упражнения в подтягивании.

Улучшение кровообращения, выпрямление позвоночника.

Упражнения для ног   (приседания, выпады).

Укрепление мышц, увеличение подвижности суставов и улучшение кровообращения.

Упражнения для рук и плечевого пояса.

Увеличение подвижности, укрепление мышц.

Упражнения для мышц туловища (наклоны вперед, в сторону, круговые движения).

Развитие гибкости, подвижности позвоночника, укрепление мышц, улучшение деятельности внутренних органов.

Маховые упражнения для рук и ног.

Развитие гибкости, подвижности суставов, усиление деятельности органов кровообращения и дыхания.

Упражнения для мышц брюшного пресса, тазового дна, боковых мышц.

Укрепление мышц.

Бег, прыжки, подскоки.

Укрепление мышц, повышение общего обмена веществ.

Заключительные упражнения.

Успокаивающее воздействие, приближение деятельности организма к обычному ритму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическая культура в социальном развитии человека

Актуальность данной работы определяеться необходимостью убеждения и привлечение наибольшего колличества людей занятием спортом....

Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"

Интегрированный урокЦели урока:Образовательные -  сформировать  представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной  работе организма, раскрыть особенности строения и соединения ...

Презентация по физической культуре на тему: «Развитие физических качеств посредством подвижных игр»

Задача физического воспитания детей – правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение важными двигательными навыками....

Методическая разработка для преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»

Доклад на МО преподавателей физической культуры по теме: «Развитие физической подготовленности студентов на основе индивидуализации и активных форм и методов обучения»...

Семинар по теме: Формирование сведений о роли и значении физической культуры в целостной личности человека и развитие его физических качеств

Семинар по теме:  Формирование сведений о роли и значении физической культуры в целостной личности человека и развитие его физических качеств...

Проект по физическому развитию в ДОУ. «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУ  «В здоровом теле - здоровый дух».     Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы одной из о...