Методика воспитания быстроты
статья по физкультуре

Материал предназначен для учителей физической культуры 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методика  воспитания  быстроты

         Быстрота отдельного движения отчасти развивается с помощью силовых и скоростно-силовых упражнений типа различного рода метаний, прыжков спринтерских беговых упражнений. Некоторый эффект дают специальные скоростные упражнения, ценность которых главным образом заключается в том, что они  создают условия для выполнения предельно быстрых движений.

       Для воспитания быстроты движения с большой эффективностью может быть использован соревновательный метод. Его можно применить в двух формах:

 а) при групповом выполнении упражнения после каждой команды из соревнования выбывает спортсмен, выполнивший ее последним;

б) упражнения выполняются в парах: определяется победитель, затем соревнуются победители пар, и так до финала.

       Рекомендуются следующие упражнения:

1. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.

2. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.

3. Из  положения  лежа на спине на расстоянии 1-3 м от стены (ногами к ней) по сигналу встать и добежать до стены.

4. Из  положения  лежа на спине на гимнастическом мате по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх, присесть и принять положение упора лежа.

5. Стоя (на полу лежит набивной мяч), по сигналу взять мяч и выполнить бросок из-за головы. Варианты: a) мяч положен сзади пяток; б) мяч положен впереди на некотором расстоянии.

6. Стоя, бросить мяч вверх на высоту 1-1,5 м, повернуться на 360° и поймать его.

7. Из положения  лежа (набивной мяч) по сигналу взять мяч, встать.

8. Лежа, бросить набивной мяч вверх, встать и поймать его, толчком от груди.

9. В прыжке поймать мяч, брошенный партнером, и до приземления бросить его обратно.

10. Стоя (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим-в руке), отпустить палку и подхватить, наклоняясь вперед.

11. Стоя (гимнастическая палка горизонтально перед грудью), отпустить палку и поймать ее на уровне бедер (с наклоном вперед, с приседанием, с хлопком руками).

12. Стоя (гимнастическая палка горизонтально над головой), с наклоном назад отпустить палку и поймать, повернувшись на 180°.

13. Стоя на расстоянии 1,5-2 м от партнера (гимнастическая палка вертикально одним концом на полу, другим в руке), отпустить свою палку и схватить палку партнера.

14. Стоя лицом к партнеру на расстоянии 1,5-2 м от него, палку держать вертикально за нижний конец в вытянутой руке. По сигналу отпустить свою палку и поймать палку партнера.

    Быстрота реакции на стартовую команду (выстрел, свисток и т. п.) до некоторой степени может быть развита с помощью простых упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожиданную короткую и резкую команду тренера. Например:

1. В ходьбе по кругу - на неожиданный резкий, короткий сигнал тренера (хлопок в ладоши, свисток) выполнить прыжок вверх или в сторону, приседание. Упражнение целесообразно проводить в форме  соревнования: после каждого сигнала из игры выбывает спортсмен, выполнивший упражнение последним.

2. Стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт. Упражнение также проводится в форме соревнования, определяются победители в парах, затем они соревнуются между собой, и так до выявления быстрейшего.

3. По ожидаемому сигналу тренера выполнить простой бросок (от груди или из-за головы) набивного мяча. Упражнение проводится в форме соревнования, как и упражнения 1, 2.

4. Во время игры в баскетбол (футбол, волейбол) по неожиданному, но специально оговоренному и заранее продемонстрированному сигналу тренера принять положение упора лежа. Упражнение проводится в форме соревнований. После каждого сигнала из игры выходит спортсмен, выполнивший упражнение последним.

     Для улучшения быстроты реакции могут быть использованы два метода. Один из них, так называемый аналитический, предусматривает, что тренировка реакции проводится в несколько облегченных условиях, раздельно по элементам. Например, при тренировке низкого старта сначала раздельно отрабатывается реакция на выстрел стартера, причем спортсмен выполняет упражнение в более удобном для себя положении высокого старта, а затем быстрота ухода с колодок, но уже без стартовой команды.

      Другой метод - сенсорный - основан на том, что у спортсмена развивается чувство времени, а это, в свою очередь, как показывают исследования, улучшает реакцию. Этот метод предусматривает три этапа тренировки. На первом этапе спортсмен максимально быстро выполняет короткие стартовые ускорения (в плавании, например, 10-12 м), и тренер сообщает ему время каждого ускорения. На втором этапе на этих же ускорениях спортсмен должен сам определить свое время, и, наконец, на третьем - эти тренировочные ускорения спортсмен выполняет с различным заданием тренера.

      Несколько труднее обстоит дело с тренировкой быстроты рeaкции нa более сложный раздражитель, так называемой реакции на движущийся объект и реакции на изменение обстановки (реакции выбора).

      Основу реакции на движущийся объект (например, на полет мяча) составляет умение видеть его. Как известно, из общего времени реакции на движущийся предмет (0,25-1 сек.) более 80% приходится зрительное восприятие, т. е. на возникновение возбуждения в зрительном анализаторе и направление импульса в центральную нервную систему, и лишь 0,05 сек.- на формирование ответного двигательного (эффекторного) сигнала.

      Умение видеть быстро движущийся объект развивается в процессе тренировки. Для этой цели успешно применяют такие методические приемы, как использование мячей уменьшенного размера, игровая тренировка на площадках уменьшенного размера.

       Реакция выбора - гораздо более сложная реакция, зависящая от таких факторов, как латентное время простой реакции, большой запас тактических действий и технических приемов, выработанных в длительной тренировке, умение мгновенно выбрать из них наиболее выгодный. Реакция выбора тренируется в процессе длительной спортивной подготовки при помощи специально подобранных постепенно усложняющихся упражнений, а также в процессе соревнований.

        Способность к высокому темпу движений может развиваться. Для этого рекомендуется выполнять кратковременные (10-20 сек.) серии упражнений в максимальном темпе. Они особенно эффективны при использовании метронома, ритмичной музыки и различных приемов, позволяющих контролировать и постепенно увеличивать темп движений.

        Подбирая упражнения для скоростной тренировки следует останавливаться преимущественно на тех из них, в которых высокий темп движений и увеличение его до максимального не может сопровождаться непроизвольным изменением формы движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития быстроты у лыжников-гонщиков

В данном пособии рассмотрены аспекты развития быстроты у лыжников-гонщиков....

Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников

Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первы...

Методика развития быстроты реакции в волейболе.

Методическая разработка помогает использовать различные методы и средства на уроках физической культуры и занятиях в секциях дополнительного образования....

методика развития быстроты легкоатлетов на начальном этапе подготовки

Актуальность. В настоящее время наиболее сложным физическим качеством является быстрота, которая определяется совокупностью всех временных признаков движения – продолжительностью, темпом, р...