Методика развития быстроты реакции в волейболе.
методическая разработка по физкультуре (10 класс) по теме

Шинкова Мария Михайловна

Методическая разработка помогает использовать различные методы и средства на уроках физической культуры и занятиях в секциях дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методика развития  быстроты реакции в волейболе.

Маркова М.М. учитель физической культуры

ГБОУ СОШ № 422

Кронштадтского района

Санкт-Петербурга

Быстрота — способность волейболиста выполнять технические приемы или перемещения по площадке в минимальный отрезок времени. Быстрота в игре проявляется в трех формах: быстрота реакции, быстрота отдельных движений, быстрота перемещений.

Быстрота реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и т. д.). Она является основной и необходимой предпосылкой для умения волейболиста максимально быстро, опережая соперника, оценивать обстановку, принять наиболее выгодное решение и осуществить его.

Методы тренировки: повторный, интервальный, игровой, соревновательный. Игровой метод. Выполнение упражнения на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнований

Такой богатый набор средств может и не дать положительного результата, если работа ведется путем проб и ошибок. Только рациональный выбор средств и методов для определенного этапа подготовки и непременное соблюдение правильной дозировки упражнений позволит целенаправленно воспитывать работоспособность и быстроту реакций.

Простой двигательной реакцией принято называть реакцию, которая характеризуется одним, заранее строго обусловленным способом ответа на стандартный, также заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве при свистке арбитра и т. п.). Латентное время простой двигательной реакции сравнительно невелико и мало улучшается даже в процессе систематической многолетней тренировки — у взрослых всего на 0,1—0,3 с (с колебаниями, зависящими от вида реакции,) а по сравнению с начальным уровнем (в раннем детском возрасте) — примерно на 0,5—0,8 с.

К сложным двигательным реакциям относятся, в частности:

1.Реакция выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации);

2.Реакция на движущийся объект — РДО (реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например мяч, шайбу, спортивное оружие и т. п.).

В играх, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущийся объект. Время таких реакций, естественно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа, а в РДО и на «улавливание» зрением движущегося объекта. Диапазон возможного сокращения этого времени путем совершенствования сложных двигательных реакций довольно широк.

При воспитании быстроты необходимо учитывать следующее:

а) упражнения выполнять после хорошей разминки при максимальной готовности организма к двигательным действиям;

б) длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой упражнение выполняется без снижения предельной скорости;

в) количество повторений должно быть таким, при котором упражнение выполняется без снижения скорости;

г) продолжительность отдыха между повторами подбирается такой, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости;

д) упражнения выполнять в первой половине тренировочного занятия, так как на фоне утомления воспитывается не быстрота, а выносливость.

Средства тренировки: имитационные упражнения, старты и спринтерские ускорения, прыжковые упражнения, упражнения, максимально приближенные по своей структуре к техническим приемам игры, спортивные игры и основные упражнения по технике игры.

Примерные упражнения:

1. Метание теннисных мячей, камней и др.

2. В прыжке поймать мяч (набивной, баскетбольный, волейбольный), брошенный партнером, и до приземления бросить мяч обратно.

3. Зеркальное отображение действий партнера через сетку (в парах).

4. Нападающий игрок в прыжке имитирует передачу (или нападающий удар), блокировщик нападающий удар блокирует, передачу—нет.

5. Нападающий удар при групповом блокировании. Защитник при ударе остается на задней линии, при перекидке мяча через блок перемещается в зону «обмана» и принимает мяч.

6. Перемещения в средней стойке (в стороны, вперед, назад) с касанием рукой пола.

7. Челночный бег (старт от лицевой линии до линии нападения и обратно) с касанием рукой линий.

8. То же, что упражнение 7, но вместо касания падение.

9. Имитация нападающего удара (разбег от линии нападения) с падением после приземления.

10. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зонах 6 и 1 (нападающие удары из зон 3 и 4).

Дозировки упражнений (без мячей), в которых есть различного рода перемещения, следующие: продолжительность одного повтора — 10–15 с, интенсивность — максимальная, паузы отдыха между повторами — 15–45 с, количество повторов — 5–8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» Мастер-класс для учителей физической культуры

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средст...

Программа элективного курса «Методика проведения тренировок по волейболу»

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 профильных классов...

Особенности методики проведения занятий по волейболу с детьми.

Особенности обучения волейболом малдших школьников....

Методическая разработка по волейболу «Методика обучения тактике нападения в волейболе»

Обучение тактическим действиям — один из отстающих участков в работе с юными волейболистами. Тактика связана с техникой и физической подготовкой. Прочное овладение двигательными навыками техниче...

Методическая разработка по волейболу «Методика обучения тактике нападения в волейболе»

Тактическая подготовка юных волейболистов представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся индивидуально и во взаимодействии с другими игроками, вначале...

«Техника основных движений и методика обучения им в волейболе»

   Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать ее ...

Методика обучения блоку в волейболе.

Методика обучения блоку в волейболе....