Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_bystroty_u_shkolnikov.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников.
Учитель физической культуры
Полянская Галина Викторовна
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение 3 стр.
Глава I. Состояние вопроса по проблеме исследования 5 стр.
- Возрастные этапы развития движения у детей и подростков 5 стр.
- Роль физических упражнений в развитии двигательной функции 8 стр.
- Возрастные предпосылки обучения движениям 8 стр.
- Особенности обучения движениям детей 10 стр.
- Особенности возрастного развития физических качеств 11 стр.
- Организация и содержание физического воспитания учащихся младшего школьного возраста 17 стр.
1.7. Методика развития скоростных способностей у младших
школьников на уроке физической культуры 19 стр.
1.8. Средства и методы развития быстроты 22 стр.
Заключение по главе 23 стр.
Глава II.Задачи и методы организации исследования 25 стр.
2.1. Задачи исследования 25 стр.
2.2. Методы исследования 25 стр.
2.3. Организация исследования 26 стр.
Глава III.Результаты исследования и их обсуждение 28 стр.
- Анализ результатов тестирования учащихся 29 стр.
Заключение 32 стр.
Выводы 34 стр.
Литература 35 стр.
Введение
Актуальность. Развитие физических качеств эта одна из важных сторон физического воспитания младших школьников. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Среди физических качеств особое место занимает быстрота, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе. Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. В настоящее время весьма актуально изучение особенностей воспитания двигательных качеств младших школьников, так как в этом возрасте все функциональные системы организма наиболее пластичны и обладают значительными резервными возможностями. В целом актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью улучшения здоровья, повышения физической подготовленности и развития интереса у детей к урочным формам физического воспитания и увеличения их двигательной активности. Цель исследования. Изучить особенности развития скоростных способностей у младших школьников. Гипотеза. Предполагается, что систематическое использование подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера позволит повысить уровень скоростных способностей учащихся младших классов.
Объект исследования. Образовательный процесс по физической культуре на базе МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова»
Предмет исследования. Процесс развития быстроты в 4 «б» классе Практическая значимость. В возможности использовать материал работы в практической деятельности преподавателя, с целью повышения эффективности физического воспитания и достижения более высоких уровней физического развития младших школьников.
Глава I. Состояние вопроса по проблеме исследования
1.1. Возрастные этапы развития движения у детей и подростков
В отечественной практике педагогики и здравоохранения применяется следующая схема возрастной периодизации:
- Преддошкольный возраст до 3 лет.
- Дошкольный возраст 3-7 (6) лет.
- Школьный возраст:
* младший 7(6)-10 лет;
* средний 11-14 лет;
* старший 15-18 лет.
Эта периодизация носит улитарно-прикладной характер. Она не противоречит биологической периодизации и может использоваться в практике работы преподавателя физического воспитания.
Гетерохронность (неравномерность) возрастного развития получила убедительное теоретическое обоснование в учении П.К. Анохина о системо- генезе. В процессе индивидуального развития ранее всего созревают физиологические системы, которые обеспечивают выживание организма. В течение первого года жизни длина тела ребенка увеличивается примерно на половину исходного роста. В возрасте от 3 до 3,5 лет ребенок овладевает элементарными навыками бега. Вследствие этого увеличивается суммарный объем движений, который стимулирует развитие физических качеств. Происходит скачок - первый критический период в развитии физических качеств. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[18] отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. С 5 до 7 лет резко увеличиваются темпы роста тела в длину: ребенок вырастает на 7-10см за один год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. У ребенка совершенно меняется характер повседневной двигательной деятельности. Он овладевает новыми произвольными движениями. На уроках физической культуры ребенку предлагаются новые, неизвестные ранее физические упражнения. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности. П.Н. Казаков[8] считает, что при правильной методике спортивные занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма.
Возраст с 5 до 7 лет соотносят со вторым критическим периодом в развитии двигательной функции.
Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются. Кости таза к 7-8 годам только начинают срастаться и при сотрясениях могут смещаться. Позвоночный столб у мальчиков в возрасте до 7 лет имеет установившуюся структуру строения тел позвонков, но еще не окреп и отличается большой гибкостью. К 7 годам заканчивается формирование шейных и грудных изгибов позвоночника.
Третий критический период возрастного развития двигательной функции связан с наступлением периода полового созревания. Он начинается в 11-12 лет у девочек ив 12-13 лет у мальчиков.
Подвижность позвоночника, а также плечевых и тазобедренных суставов наиболее интенсивно увеличивается у младших школьников.
С возрастом объем, структура, химический состав и функции мышц меняются. К 6-7 годам в мышцах происходят существенные изменения, выражающиеся, прежде всего в увеличении толщины мышечных волокон. У детей 8-10 лет мышечная система развита еще слабо. Отношение веса мышечной массы к весу всего тела составляет у них около 1/4, в то время как у подростков 15 лет это отношение равно 1/3.
У детей младшего школьного возраста мышцы развиваются неравномерно: вначале главным образом крупные мышцы туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, в более поздние сроки - мелкие мышцы.
В период от 7-9 до 10-12 лет прирост силы мышц верхних конечностей идет интенсивнее, чем нижних: средний прирост силы сгибателей голени равен 3,6 кг, а сгибателей кисти - 8,3 кг. Значительно преобладает сила мышц разгибателей голени над силой мышц-сгибателей - соответственно 20,4 и 13,3 кг.
От 6 до 14 лет наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Наряду с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движения.
У детей 7-11 лет способность дифференцировать мышечные усилия развита еще слабо. Но в последующий период она развивается весьма интенсивно.
Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия ученика и высокого мастерства преподавателя, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат ребенка. Объективным показателем развития двигательной функции является координация движений. В возрасте 4-5 ребенок может выполнять упражнения по образному описанию или показу, сохраняя заданное положение рук, ног, туловища в пространстве.
Ходьба приобретает черты «взрослости» только к 5-6 годам. Ребенок 9- 10 лет практически не отличается по координационным параметрам ходьбы от взрослых людей.
В возрасте от 3 до 5 лет совершенствуется бег: продолжительность без- опорной фазы (фазы полета) увеличивается вдвое по сравнению с опорной фазой. Однако она остается нестабильной и меняется от шага к шагу.
Только к 8-10 годам устанавливается четкая связь между длиной и частотой беговых шагов: чем чаще шаг, тем меньше его длина.
Развитие пространственной ориентировки связано в первую очередь с повышением проприоцептивной (ощущения своего тела) чувствительности. Она достигает уже в младшем школьном возрасте такого уровня развития, при котором можно разучивать технически сложные движения. Дети хорошо дифференцируют мышечные ощущения, а отдельные сложные по технике упражнения являются для них более доступными, чем для подростков 13-14 лет.
1.2. Роль физических упражнений в развитии двигательной функции
Физические упражнения оказывают влияние на рост костей в длину до того момента, пока имеются зоны роста. Функциональные и структурные особенности опорно-двигательного аппарата у детей и подростков являются важной предпосылкой для спортивных достижений.
Младший школьный возраст является благоприятным для разучивания новых движений. Считают, что с 5 до 10 лет ребенок усваивает примерно 90% общего объема приобретаемых в жизни двигательных навыков. При этом у юных спортсменов повышаются возможности варьирования движений во времени и пространстве, в зависимости от возникающих ситуаций, повышается функциональная лабильность нервных и мышечных звеньев, подвижность нервных процессов в коре больших полушарий.
Адаптация к циклической работе различной мощности у младших школьников сопровождается снижением уровня биоэлектрической активности мышц, улучшением координации мышц-анатагонистов, что отражает совершенствование и экономизацию центральных регуляторных воздействий.
1.3. Возрастные предпосылки обучения движениям
Формирование произвольных движений у человека происходит при активном участия сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.
В процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию, и словесные образы.
Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального фона для двигательной деятельности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во вводной части урока способствуют созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. В. Шаповаленко[19] считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Л.П. Матвеев[11] отмечает, что конкретная направленность процесса воспитания скоростных способностей, естественно, изменяется в зависимости от особенностей возрастных периодов их развития
В возрасте 7-9 лет деятельность зрительно-двигательной системы полностью контролироваться хорошо выраженными проприоцептивными обратными связями, которые приобретают значение ведущего механизма управления движениями.
К 9-летнему возрасту у детей завершается формирование о схеме пространства, что отражает очередной этап формирования заднего третичного поля коры. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве, обладает достаточным глазомером. Однако в 7 - 9 лет еще недостаточно развиты процессы экстраполяции, планирования действий в предстоящие моменты.
Это происходит из-за медленного созревания передних третичных полей - ассоциативных лобных зон коры.
С 9-лстнсго возраста начинается развитие механизмов центральных команд, когда ребенок программирует предстоящие кратковременные движения. В возрасте 10-11 лет механизм центральных команд (программного управления) уже полностью включен в моторную деятельность ребенка. Это означает, что дети этого возраста используют все механизмы управления произвольными движениями, присущие взрослому человеку.
Недостаточная функциональная зрелость левого полушария головного мозга у детей и преобладание у них функций правого полушария требует использования в физическом воспитании преимущественно наглядных методов обучения, прочувствования движений, использования подражательных реакций, а высокая эмоциональность детей, обусловленная большой ролью подкорковых влияний - широкого применения различных игровых средств.
1.4. Особенности обучения движениям детей
Обучение новым движениям основывается на естественных возрастных предпосылках проявления элементарных двигательных актов. И.В. Шаповаленко [19] отмечает, что с первых дней школьного обучения предъявляются чрезвычайно высокие требования к вниманию, особенно с точки зрения его произвольности, управляемости. Ребенок по указанию учителя должен направлять и удерживать внимание на таких предметах, которые не обладают чертами непосредственной привлекательности или необычности. Направление развития внимания в младшей школе: от концентрации внимания в условиях, созданных учителем, к самоорганизации внимания, распределению и переключению его динамики в пределах задания и всего рабочего дня. Дети школьного возраста сравнительно быстро адаптируются к неожиданно возникающим двигательным ситуациям, требующим принятия быстрого решения и исполнения.
В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладевать технически сложными формами движений. Это обусловлено тем, что в возрасте 7-8 лет нервная высшая деятельность уже достигает достаточно высокой степени развития.
Скорость научения ребенка новым движениям зависит от уровня податливости его к внешним воздействиям.
В процессе индивидуального развития у детей наблюдаются этапы повышенной чувствительности к физической нагрузке различной направленности (критические периоды).
Например, в раннем дошкольном возрасте ребенка легко научить ходить и сохранять вертикальную позу. В последующие годы вертикальное положение приобретается с трудом. В возрасте 6-8 лет ребенка легче научить кататься на коньках, чем в 9 - 11 лет. В период от 8 до 12 лет, могут научиться практически всем движениям, требующим точности и высокой координации. Этому способствует интенсивное развитие пространственной ориентировки и других показателей двигательной функции.
Только к 7 - 8 годам созревают физиологические механизмы координации, необходимые для одновременных, симметричных движений. С 8 - 9 лет происходит интенсивное нарастание скорости бега и плавания, а к 10 - 11 годам максимальных значений достигает частота беговых шагов. Причем 10- 11 -летние дети в этом отношении даже превосходят 12-14-летних подростков.
1.5. Особенности возрастного развития физических качеств
Физические качества у детей формируются гетерохронно, в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.
БЫСТРОТА проявляется в элементарных и комплексных формах. На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста происходит постепенное нарастание физиологической лабильности нервных центров и подвижности нервных процессов.
Соответственно, умеренно развиваются различные показатели быстроты - время двигательной реакции, скорость одиночного движения и максимальный темп движений. Основное ускорение развития быстроты начинается с 10-летнего возраста. П.Н. Казаков[8] считает, что возрастная динамика развития быстроты у младших школьников имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений. В. П. Филин[14] подчеркивает, что в занятиях с детьми быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений. Одним из основных средств является использование простейших скоростных упражнений бегового характера. Так же эффективными средствами воспитания быстроты у младших школьников являются подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения, развивающие способность к выполнению быстрых движений; бег на коротких отрезках дистанций; эстафеты; прыжки; гимнастические и акробатические упражнения. В.С. Кузнецов и Г.А. Колодницкий [6] приводят в пример развития скоростно-силовых способностей несколько упражнений:
Упражнения для развития быстроты двигательной реакции:
1. По сигналу быстрый переход от бега спиной вперед к стартовому рывку лицом вперед.
2. Бег спиной вперед. По сигналу выполнить поворот на 180 градусов и стартовый рывок 5 м.
Упражнения для развития стартовой скорости:
1. Бег 5, 10, 15, 20, 30 метров с хода (то есть с предварительного разгона 8-10 метров) на время.
2. «Бег на одной ноге». 10, 14, 20 метров:
3. Многократные стартовые рывки 8-10 метров через 20-30 метров медленного бега. В.П. Филин[16] считает, что эффективность подготовки младших школьников во многом зависит от умелого использования должных норм, характеризующих уровень требований, выполнение которых обязательно для успешного достижения планируемого спортивного результата.
Показатели быстроты у девочек и мальчиков не различаются в дошкольном возрасте, но в младшем школьном возрасте становится лучше у мальчиков. С 5-летнего до 10-летнего возраста время реакции сокращается у мальчиков.
С 6 - 7 лет начинает преобладать скорость движений мышц, управляющих дистальными сегментами: у детей 4-5 лет больше скорость одиночных движений мышц плеча и бедра, а с 6 - 7 лет нарастает скорость одиночных движений пальцев.
Максимальный темп движений постепенно растет в дошкольном и младшем школьном возрасте, увеличиваясь за этот период в 1,5 - 2 раза. Особенно интенсивно он прогрессирует у мальчиков.
Абсолютная мышечная сила в дошкольном и младшем школьном возрасте нарастает умеренно. Ее прирост связан с увеличением толщины и силы отдельных мышечных волокон, развитием мощных быстрых мышечных волокон в составе мышц и общим увеличением мышечной массы. Основной прирост мышечной силы происходит после переходного периода онтогенеза (с 14 лет).
В ряду двигательных и непосредственно связанных с ними качеств человека, позволяющих совершать двигательные действия в пределах краткого времени, с давних пор особо выделяют быстроту.
Быстрота - это комплекс функциональных свойств человека, которые в основном определяют скоростные возможности двигательного действия, а так же время двигательной реакции.
К ней относят, во-первых, способность экстренно реагировать в ситуациях, требующих срочных двигательных реакций; во-вторых, способность обеспечивать скоротечность организменных процессов, от которых непосредственно зависят скоростные характеристики движений. Первую способность условно принято называть «быстротой двигательных реакций», вторую - «быстротой движений».
Исследования, особенно проведенные в последние 10-летия, дает все больше оснований считать, что, по крайней мере, некоторые из проявлений быстроты относительно независимы друг от друга (например, время простой двигательной реакции и темп воспроизведения движения).
С учетом этого, вместо общего собирательного термина «быстрота» все чаще пользуются дифференцирующим термином «скоростные способности» и соответственно выделяют как минимум два типа скоростных способностей.
БЫСТРОТА
Быстрота двигательной реакции: Быстрота движений:
1.Простая двигательная реакция. 1. Скорость одиночного движения.
2. Сложная двигательная реакция: 2. Темп (частота) движения.
а) реакция выбора
б) реакция на движущий объект.
Быстрота как способность к экстренным двигательным реакциям.
В отличие от собственно двигательных действий, «двигательной реакцией», принято называть процесс, который начинается с восприятия информации, побуждающей к действию (заранее обусловленного сигнала, ситуации, имеющий сигнальное значение), и заканчивается с началом ответных движений, стартовых либо начинающихся в порядке переключения от одного действия к другому. В соответствии с этим временные параметры таких реакций определяют обычно по так называемому латентному (скрытому) времени реакции, которое измеряют с помощью специальных хронометрических устройств от момента появления сигнала до момента начала двигательного действия; в тех случаях, когда реагирование происходит по ходу двигательной деятельности на изменение ее ситуации (например, в играх или единоборствах), аналогичным показателем является время от момента возникновения новой ситуации до начала ответного действия.
Простая двигательная реакция - это реакция, характеризующаяся заранее известным ответом на заранее обусловленный сигнал (начать стартовые движения в ответ на выстрел стартера, прекратить нападающее действие в единоборстве).
К сложным двигательным реакциям относятся, в частности, реакции выбора (способность в ходе реагирования срочно выбрать из ряда возможных ответных действий одно адекватное возникшей ситуации) и реакции на движущийся объект (РДО) - реагирование на предметный нестандартно перемещаемый объект, например мяч, шайбу. В играх, подготовительных к ним и многих других упражнениях требуется реагировать одновременно как с выбором, так и на движущий объект. Время таких реакций, естественно, превышает время простых реакций, причем значительная часть его тратится на выбор адекватного ответа.
Быстрота как способность, определяющая скоростные характеристики движений. О ее внешних проявлениях чаще всего судят по скорости отдельных движений и темпу (частоте) движений, циклически воспроизводимых в пределах заданного времени. Эти показатели, однако, отражают не только быстроту, но также силовые и другие двигательные способности, поэтому оценивать ее по данным показателям можно лишь условно.
Специфика быстроты как способности, определяющей скоростные характеристики движений, заключается в особенностях личностнопсихологических, центрально-нервных и нервно-мышечных факторов, обеспечивающих скоротечность двигательных действий.
Общая задача в многолетнем воспитании скоростных способностей состоит:
1. в реализации возможностей направленного развития их соответственно требованиям жизненной практики и закономерностям всестороннего совершенствования двигательных качеств;
2. в обеспечении при этом минимизации времени экстренных двигательных реакций и движений, совершаемых с максимальной скоростью.
Эта общая задача, как и все задачи воспитания двигательных способностей, конкретизируется применительно к индивидуальным возможностям, этапам возрастного развития и направлениям физического воспитания.
В рамках базового физического воспитания она конкретизируется в ряде частных задач, связанных с программными требованиями по выполнению основных общедоступных нормативов в скоростных и скоростно-силовых упражнениях (бег на короткие дистанции, прыжки, метания). А также по освоению комплексных форм двигательной деятельности, характеризующихся динамичной и внезапной сменой ситуации (элементарные подвижные и спортивные игры, единоборства).
Первые сенситивные периоды, особенно благоприятны для эффективного воздействия на скоростные способности, в школьном возрасте приходятся, по большинству имеющихся данных, на 7 и 11 лет. С 11 до 15 лет некоторые показатели быстроты развиваются, но в меньшей степени. После 13 лет мальчики начинают опережать девочек в показателях быстроты целостного двигательного действия (бег, плавание).
Средства и методы воспитания быстроты простых двигательных реакций Элементарной основой методики воспитания быстроты является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал - упражнений «на быстроту реагирования».
Например, эстафеты, старты из разных исходных положений под команду преподавателя. В.П. Филин и Н.А. Фомин[15] выделяют основный метод воспитания быстроты движений у занимающихся - это комплексный метод, сущность которого состоит в систематическом использовании подвижных и спортивных игр, игровых упражнений, разнообразных упражнений скоростного и скоростно-силового характера.
Наряду с комплексным используются и другие методы воспитания скоростных способностей, выявленные Ж.К. Холодовым[18]:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) соревновательный метод;
3) игровой метод.
Например, в беге на короткие дистанции отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками в положении высокого старта. Или без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов в условиях максимально приближенных к соревнованиям.
Общему сокращению времени простых двигательных реакций способствует разнообразие скоростных упражнение и ситуаций, в которых они выполняются. Особенно значительные возможности в этом отношении предоставляют игровые и соревновательные упражнения с высоковариативными динамичными действиями и ситуациями.
Средства и пути сокращения времени сложных двигательных реакций
Основные предпосылки совершенствования сложных двигательных реакций создаются в результате приобретения достаточно широкого фонда отлаженных двигательных умений и навыков.
Воспитание быстроты как способности к экстренным двигательным реакциям сложного характера обеспечивается, прежде всего, путем обучения вариативным двигательным действиям и самым тесным образом связано с воспитанием психомоторных качеств. Специфическим же средством воздействия на компоненты сложных двигательных реакций служат упражнения «на быстроту реагирования», выполняемые с постепенным усложнением условий.
1.6. Организация и содержание физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста
Особенности обучения двигательным действиям
В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию функций двигательного анализатора дети легко усваивают разнообразные формы движений. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становится привлекательным и доступным. В то же время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить. Выбирая тот или иной метод обучения, необходимо учитывать возрастные особенности и двигательный опыт учащихся.
На занятиях следует уделить внимание методу обеспечения наглядности. Уже в начальных классах с помощью доходчивых образных объяснений
нужно органически связывать наглядность с глубоким осмысливанием сути изучаемых движений, их назначения, правил выполнения и т.д.
Большое внимание уделяется применению игровой формы выполнения задания, которая помогает легко выполнить упражнение, удерживает интерес детей при многократном выполнении упражнения, особенно при совершенствовании движения и использовании его для развития физических качеств.
Приобретаемые качества должны быть «гибкими», «вариативными», поддающимися изменениям. Особое место отводится методам, позволяющим варьировать двигательные действия и условия их выполнения. Специальные формы речевого воздействия учителя: звучность команды, интонация, эмоциональная окраска речи - сильно влияют на качество выполнения упражнений учениками.
Особенности развития физических качеств
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период возрастного становления организма являются всесторонность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
В младшем школьном возрасте при интенсивном росте тела применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы, малоэффективно и поэтому нецелесообразно, так как показатели силовых способностей невелики.
При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).
Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Стандартное многократное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Разнообразные варианты «скоростных» игр наиболее эффективны.
СКОРОСТНОЙ БАРЬЕР - это состояние, при котором наблюдается длительное, относительно постоянное во времени ответная реакция на раздражение (стресс).
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[18] добавляют, что для того, чтобы этого не случилось, необходимо:
- варьирование скоростью передвижения;
- облегченные условия выполнения упражнения;
- на начальном этапе занятия применять разнообразную работу.
1.7. Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры.
П.Н. Казаков[8] отмечает, что задачи физической подготовки состоят прежде всего в формировании двигательной функции у младших школьников, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание надо уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для воспитания этого важнейшего физического качества. Методику воспитания скоростных способностей у младших школьников Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[18] условно делят на две части: 1)воспитание быстроты двигательной реакции; 2) воспитание быстроты движений. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[18] полагают, что сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации. Ж.К. Холодов и В.С, Кузнецов[18] выделяют, что внешнее проявление быстроты движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.). В.П. Байков[2] приводит пример своей структуры урока, уделяя большое внимание беговым упражнениям:
- физические упражнения с предметами и спортивным инвентарем -медленный бег - физические упражнения с предметами, настольный теннис, шахматы, шашки (пожеланию); -«трусца»; - физические упражнения с предметами, лазание по канату, подтягивания на перекладине; -ходьба и бег; -отдых, итоги.
Так же В.П. Байков[2] выделяет особенность проведения урока по методу «круговой тренировки»: Использование мест занятий каждым учеником с продвижением по кругу через каждую минуту после упражнения. В.И. Горшков[4] предлагает своё занятие на развитие физических качеств. Для этого согласно карточке-заданию учащиеся по распоряжению учителя раскладывают соответствующее оборудование и инвентарь. В карточке-задании приведены упражнения на развитие физических качеств и обозначены разными цветами. Выполнив упражнение правильно, учащийся берет из ящика кубик соответствующего цвета и складывает их один за другим на линии построения. Г.Ю. Фокин[17] приводит в пример подвижную игру «Салки», направленную на развитие быстроты. Так же Г.Ю. Фокин[17] предлагает игру «Вызов номеров». Игроки строятся колоннами перед стойками, расположенными в 15-20 м, и рассчитывается по порядку. Учитель громко называет какой-либо номер, и эти номера команд бегут к стойке, обегают ее и возвращаются на свои места. Команда, чей игрок первым пересечет финишную линию, проведенную в четырех шагах перед колоннами, получает выигрышное очко. П.Н. Казаков[8] считает, что выполнение игровых упражнений заставляет младших школьников проявлять максимум усилий для достижения победы. Игровой материал должен занимать до 50% общего времени занятий. Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без излишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера». Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку детям различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
1.8. Средства и методы развития быстроты.
Средства развития быстроты. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[18] считают, что средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей:
3. Упражнения сопряженного воздействия:
По мнению Ж.К. Холодова и В.С. Кузнецова[18] для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег под уклон,; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения. Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.
Методы развития быстроты
Методы строго регламентированного упражнения включают в себя:
а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость движения;
б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях. Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[18] подчеркивают, что специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьируемые формы упражнений.
Заключение по главе.
Изучена научно-методическая литература по теме «Методика развития быстроты у младших школьников на уроке физической культуры». Выявлено, что в возрастном периоде 7-10 лет происходят кардинальные изменения в физиологии человека, а конкретно, в опорно-двигательном аппарате и центральной нервной системе, но и другие системы тоже подвергаются изменениям. Много изменений происходит и в психологии ребёнка. Всё это в совокупности является сенситивным периодом для развития скоростных способностей. Основными средствами развития быстроты у младших школьников на уроке физической культуры являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Основным методом являются повторный, игровой и соревновательный. Методику развития скоростных способностей условно делят на воспитание быстроты двигательной реакции и движений. Основными средствами воспитания быстроты движений являются собственно скоростные и общеподготовительные упражнения. Формы воспитания быстроты делят на элементарную и комплексную. Основными видами контроля воспитания скоростных способностей у младших школьников являются тесты. Оценка должна иметь два критерия: должна быть справедливой и должна приводить к практически полезным результатам.
Глава 2. Задачи и методы организации исследования.
2.1. Задачи исследования
Исходя из актуальности, практической значимости проблемы проведено исследование, в ходе которого решались следующие задачи:
1.Проанализировать состояние проблемы, касающейся особенности повышения уровня скоростных способностей и физической подготовленности младших школьников по данным специальной литературы и передовой практики.
2.Подобрать упражнения, развивающие быстроту сложной двигательной реакции, с целью их применения для развития быстроты движений у младших школьников.
3.Определить эффективность развития быстроты в условиях педагогического эксперимента.
2.2. Методы исследования
Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования:
1.Изучение и анализ научно - методической литературы.
Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии исследуемого вопроса, обобщить опыт применения скоростно-силовых упражнений в практике физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Анализировались данные литературных источников по исследуемому вопросу.
Анализу и обобщению была подвергнута специальная научно-методическая литература и документальные материалы, по рассмотренным в представленной работе вопросам.
2.Анализ передового и личного опыта работы по физическому воспитанию с детьми младшего школьного возраста.
Проводился анализ передового и личного опыта работы, педагогические наблюдения.
Это позволило выяснить степень разработанности рассматриваемой проблемы, определить предпосылки и задачи исследования и на этой основе разработать программу педагогического эксперимента.
- Педагогические наблюдения на уроках физической культуры.
Наблюдения проводились с целью:
* выявления более эффективных специальных упражнений для развития быстроты;
* применения в дальнейшем данных упражнений на уроках физической культуры.
- Тестирование.
Цель – определить изменения показателей быстроты движений по сравнению с началом эксперимента, и после применения целенаправленных скоростно-силовых упражнений.
Об эффективности экспериментального содержания и методики судили по уровню и темпам прироста показателей скоростно-силовых способностей и быстроты сложной двигательной реакции, а также по результатам, полученных в результате двукратного тестирования в начале и в конце эксперимента.
2.3. Организация исследований
Были проведены контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития скоростных способностей учащихся. Исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия им Н.В.Пушкова». В нем принимали участие учащиеся 4 «б» класса. Тестирование проводилось в 2011 – 2012 учебном году, по 4 контрольным упражнениям: 30м, челночный бег 3х10м., прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой (30 сек.) по комплексной программе физического воспитания. В.И.Лях [10]
Тестирование двигательных способностей проводилось в стандартных условиях. Каждому ребенку предоставлялась пробная и две последующие попытки. Им предшествовала специальная разминка. При 2-х попытках в обработку включался лучший результат. Далее осуществлялась обработка и анализ полученных результатов, формулировка выводов.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение.
Выбор тестов физической подготовленности учащихся 4 «б» класса диктовался требованиями оценить основные двигательные качества ребенка - быстроту, силу, координацию движений. Результаты приема нормативов «Челночный бег», выявили хорошую подготовленность детей к выполнению этих требований. В основном все дети сдали эти нормативы на высоком уровне. Недостаточную подготовленность показали учащиеся по сдаче прыжка в длину с места, в беге на 30 м, прыжки со скакалкой.
Результаты исследования представлены в таблице 1.
Показатели физической подготовленности учащихся 4 «Б» класса в 2011-2012 учебном году (на начало года).
Таблица 1.
№ п/п | Ф.И. | Мед. группа | Прыжки со скакал. (30 сек) | Бег 30 м. (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Челночный бег 3х10 (сек) | ||||
Начало года | Показатель | Начало года | Показатель | Начало года | Показатель | |||||
1 | Аленина Ан. | осн | 10 | н | 6.1 | с | 120 | н | 9,6 | с |
2 | Алиева Р. | осн | 14 | н | 7.0 | н | 110 | н | 10.4 | н |
3 | Антонюк О. | подг | 12 | н | 6.2- | с | 122 | н | 9.8 | н |
4 | Асанов Ал. | осн | 15 | н | 6.8 | н | 142 | с | 8.5 | в |
5 | Бартонь Д. | осн | 36 | с | 5.3 | в/с | 174 | с | 7.7 | в |
6 | Беркунов К. | подг | 42 | в | 5.5 | в/с | 158 | с | 8.6 | в |
7 | Бобылёв Я. | осн | 8 | н | 6.6 | н | 181 | с | 9.9 | н |
8 | Владимиров Д | осн | 37 | в | 5.6 | с | 153 | с | 8.2 | в |
9 | Дедок Ал. | осн | 18 | н | 5.6 | с | 142 | с | 8.4 | в |
10 | Денисьева Ел. | осн | 26 | с | 6.3 | с | 147 | с | 8.5 | в |
11 | Ермаков Ал. | осн | 20 | н | 5.3 | в/с | 155 | с | 8.4 | в |
12 | Ермишкина Т. | осн | 44 | в | 6.2 | с | 147 | с | 9.5 | с |
13 | Завершнева Ан | осн | 15 | н | 7.2 | н | 112 | н | 10.4 | н |
14 | Иванова Ек. | осн | 52 | в | 5.8 | с | 170 | в | 8.8 | в |
15 | Кожевников С | осн | 19 | н | 6.0 | с | 141 | с | 9.9 | н |
16 | Кошелева К. | осн | 50 | в | 5.2 | в | 160 | с | 8.9 | в |
17 | Марущенко И | осн | 11 | н | 5.6 | с | 158 | с | 8.6 | в |
18 | Медведев Д. | осн | 25 | с | 6.2 | с | 118 | н | 10.1 | н |
19 | Мезенцев М | осн | 41 | в | 6.5 | с | 181 | с | 7.7 | в |
20 | Морозов В. | осн | 53 | в | 5.4 | в/с | 162 | с | 8.3 | в |
21 | Морозова Мар. | осн | 33 | с | 5.8 | с | 132 | н | 9.0 | в |
22 | Нищук Р. | осв | 15 | н | 5.2 | в/с | 160 | с | 9.3 | с |
23 | Новикова Ан. | осн | 44 | в | 6.4 | с | 140 | с | 9.6 | с |
24 | Пакутнева Ел. | осн | 30 | с | 6.8 | н | 120 | н | 10.9 | н |
25 | Пашук Д. | осн | 62 | в | 5.5 | с | 165 | с | 9.0 | в |
26 | Прохоренко Ал | осн | 6 | н | 6.7 | н | 137 | н | 9.2 | с |
27 | Рыбакова Ан. | осн | 57 | в | 5.1 | в | 157 | в/ с | 8.8 | в |
28 | Рыбочкин Л. | осн | 56 | в | 5.0 | в | 145 | с | 9.2 | с |
29 | Семёнова Ал. | осн | 34 | с | 5.5 | с | 161 | в/с | 9.0 | в |
Количество учащихся-29человек, нормативы сдавали – 29 человек, из них 7чел. – В, 15 чел. - С, 7- чел. Н ( сентябрь 2011г).
На протяжении всего учебного года большое внимание уделялось развитию физических качеств учащихся, в том числе и скоростно-силовым способностям.
При развитии быстроты движений у детей предпочтение отдавалось естественным формам движений и нестереотипным способам их выполнения. Подвижные и спортивные игры имели явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту. Использовались разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п. Также были использованы упражнения "Вызов номеров ", "Бег на месте" продиктованные необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", способствовало развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволило использовать их без большой предварительной подготовки.
3.1 Результаты эксперимента
После проведения эксперимента были получены данные, которые приведены в таблице 2.
Скорость. Результаты скорости значительно улучшились. В таблице прослеживается увеличение скоростных способностей у учащихся.
Скоростно – силовые качества (прыжок в длину с места). Результаты значительно улучшились. В таблице прослеживается увеличение скоростно – силовых качеств у школьников.
Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие организма происходит более эффективно на уроках, где применяются упражнения на развитие скоростных качеств, а также игра, т.к. различные органы и система ребенка формируются более интенсивно с учетом личностных особенностей с усилием его мотивационной сферы. Результаты исследования представлены в таблице 2.
Показатели физической подготовленности учащихся 4 «Б» класса в 2011-2012 учебном году (на конец года)
Таблица 2.
№ п/п | Ф.И. | Мед. группа | Прыжки со скакал. (30 сек) | Бег 30 м. (сек) | Прыжок в длину с места (см) | Челночный бег 3х10 (сек) | |||||
Конец года | Показатель | Конец года | Показатель | Конец года | Показатель | ||||||
1 | Аленина Ан. | осн | 15 | н | 5.8 | с | 140 | с | 9.8 | с | |
2 | Алиева Р. | осн | 16 | с | 6.7 | н | 115 | н | 10.3 | н | |
3 | Антонюк О. | подг | 25 | с | 6.9 | н | 127 | н | 9.9 | н | |
4 | Асанов Ал. | осн | 18 | н | 6.0 | с | 152 | с | 8.9 | с | |
5 | Бартонь Д. | осн | 38 | с | 5.5 | в | 160 | в | 7.7 | в | |
6 | Беркунов К. | подг | 40 | в | 5.7 | с | 170 | в | 8.6 | в | |
7 | Бобылёв Я. | осн | 18 | н | 5.4 | в | 172 | в | 9.0 | с | |
8 | Владимиров Д | осн | 40 | в | 5.2 | в | 151 | с | 8.2 | в | |
9 | Дедок Ал. | осн | 21 | н | 5.2 | в | 170 | в | 8.4 | в | |
10 | Денисьева Ел. | осн | 39 | с | 5.8 | с | 165 | в | 8.7 | в | |
11 | Ермаков Ал. | осн | 31 | с | 5.4 | с | 170 | в | 8.3 | в | |
12 | Ермишкина Т. | осн | 46 | в | 6.0 | с | 155 | с | 9.0 | с | |
13 | Завершнева А | осн | 16 | н | 7.0 | н | 125 | н | 10.0 | с | |
14 | Иванова Ек. | осн | 50 | в | 5.8 | с | 170 | в | 8.9 | в | |
15 | Кожевников С | осн | 31 | с | 6.0 | с | 150 | с | 8.8 | с | |
16 | Кошелева К. | осн | 48 | в | 5.4 | в | 171 | в | 9.0 | в | |
17 | Марущенко И | осн | 18 | н | 5.5 | в | 161 | в | 8.5 | в | |
18 | Медведев Д. | осн | 33 | с | 6.6 | н | 140 | с | 9.3 | с | |
19 | Мезенцев М | осн | 42 | в | 5.6 | с | 180 | в | 8.0 | в | |
20 | Морозов В. | осн | 52 | в | 5.8 | с | 160 | в | 8.3 | в | |
21 | Морозова Ма | осн | 43 | в | 5.4 | в | 150 | с | 9.0 | с | |
22 | Нищук Р. | осв | 22 | н | 5.9 | с | 162 | с | 8.4 | в | |
23 | Новикова Ан. | осн | 45 | в | 5.6 | с | 150 | с | 9.0 | в | |
24 | Пакутнева Ел. | осн | 30 | в | 6.4 | с | 122 | н | 10.0 | с | |
25 | Пашук Д. | осн | 62 | в | 5.4 | в | 175 | в | 9.0 | в | |
26 | Прохоренко А | осн | 16 | н | 6.6 | н | 140 | с | 9.8 | с | |
27 | Рыбакова Ан. | осн | 56 | в | 5.8 | с | 170 | в | 8.8 | в | |
28 | Рыбочкин Л. | осн | 52 | в | 5.2 | в | 145 | с | 8.6 | в | |
29 | Семёнова Ал. | осн | 41 | в | 5.3 | в | 164 | с | 8.5 | в |
Количество учащихся-29чел.овек, нормативы сдавали – 29 человек, из них 11чел. – В, 14 чел.-С, 4 чел. – Н ( май 2012.)
Прирост за время исследования скоростно-силовых способностей по результатам дальности прыжка в длину с места позволил отнести результаты учащихся к более высокому уровню. Существенные изменения произошли в показателе координационных способностей (челночный бег). Хорошие результаты показали учащиеся в беге на 30 м, и прыжках со скакалкой.
Исследование проблемы убедило меня, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоорганизации.
Тестируемые качества не просто нужны для подержания физических кондиций. Они являются важными для целевого ряда профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов. Поэтому скоростно-силовые упражнения и включены в программы физической подготовки.
Результаты тестирования на начало и конец года
(прыжки со скакалкой, прыжок в длину с места)
Результаты тестирования на начало и конец года
(бег 30 м, челночный бег 3х10 м)
Заключение по главе.
Изучение специальной литературы и результаты наших исследований подтверждают мнение ученых о том, что на начальных этапах обучения в школе необходимо заложить фундамент физического совершенствования человека, который будет служить залогом его дальнейших успехов в умственной, трудовой и спортивной деятельности. Развитие физических качеств является необходимым компонентом здорового образа жизни младшего школьника. Это и ловкость, и выносливость, и сила, и гибкость, и, конечно, быстрота. Стать быстрым сразу и за один день не получится. Для этого необходимо выполнять физические упражнения, причем делать это систематически, упорядоченно. И тогда можно действительно достигнуть оптимума, а затем держать себя в форме. Быть быстрым - быть первым! В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, но и наоборот, все больше уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. Важной задачей физического воспитания является развитие быстроты движения. Способность к быстроте необходима для формирования и совершенствования бега, разных видов прыжков и метаний, в подвижных играх, а так же для успешного овладения многими видами спортивных упражнений.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей, в том числе и быстроты. Системный подход к организации уроков физической культуры младших школьников, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся позволит повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся. Обязательным дополнением к физическому совершенствованию младших школьников является организация физкультурных мероприятий в режиме дня. Они в себе несут не только развивающий, но и оздоровительный эффект. Снижение уровня утомления позволит более продуктивно управлять учебным процессом, повышая качество обучения детей.
Выводы.
Изучение современных подходов к организации физического воспитания младших школьников, направленных на повышение уровня физической подготовленности позволило определить пути решения данной проблемы, а так же по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования позволили выявить удовлетворительный уровень физической подготовленности учащихся и определить пути его повышения. С целью быстрого комплексного улучшения показателей основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости) предпочтительно использовать упражнения с преимущественной направленностью на развитие скоростно-силовой подготовки, а также общей выносливости.
2.Для развития скоростных качеств, использовать упражнения в быстром и медленном беге. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие с заданным темпом. Упражнения для развития быстроты не должны иметь однообразный характер. Таким образом мы пришли к выводу, что: способность к быстроте необходимо развивать с помощью упражнения в быстром и медленном беге, подвижных играх для того чтобы дети в дальнейшем овладели, разными видами спортивных упражнений и спортивных игр.
3.Результаты педагогического эксперимента доказывают, что физическое воспитание с использованием упражнений направленных на скоростно-силовую выносливость, а также использование подвижных игр способствуют более высокому росту физических способностей, а частности такого физического качества как быстрота.
Используемая литература
1. Андреева Л.Г. Осипова З.В., Методическое объединение учителей физической культуры, Учитель, Волгоград 2010 г.
2. Байков, В.П. А Бегать ты умеешь?//«Физкультура в школе». - 2006. - №6. - с 39.
3. Байков, В.П. Главное упражнение жизни - бег//«Физкультура в школе». - 2006. - №5. - с. 19.
4. Горшков, М.И. О развитии физических качеств//«Физкультура в школе». - 2002. - №1. - с. 19.
5. Киселев, Н.А. Справочник учителя физической культуры, Волгоград, Учитель -2011г.
6. Кузнецов, В.С., Колодницкий, Г.А., Кузнецов, А.В. Баскетбол: развитие скоростных способностей//«Физкультура в школе». - 2008. - №2. - с. 59.
7. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Некоторые функциональные показатели организма детей 10 лет в процессе развития выносливости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М.: Педагогика, 1991. - № 2. - С.116-118.
8.Казакова П.Н. Футбол. Учебник [для институтов физической культуры]/ М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1978 - 256 с.
9.Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания, Просвещение, М-2012г.
10. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников [Пособие для учителя]/ М.: Изд-во «АСТ». 2009 - 272 с.
11.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/ Л.П. Матвеев. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 2007 - 544 с.
12.Примерные программы по учебным предметам, стандарты второго поколения, Просвещение, М-2010г.
13. Спортивная метрология: учебник для институтов физической культуры/ под ред. В.М. З.ациорского. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1982 - 256 с.
14. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1974 - 232 с. 15. Филин, В.П. Основы юношеского спорта/ В.П. Филин, Н.А. Фомин. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1980 - 256 с. 16. Филин, В.П. Теория и методика юношеского спорта: учебное пособие для институтов и техникумов физической культуры/ В.П. Филин. - М.: Изд-во «Физкультура и спорт». 1987 - 129 с. 17. Фокин, Г.Ю. Уроки легкой атлетики в начальной школе//«Физкультура в школе». - 2000. - №4. - с 14-16. 18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд-во «Академия». 2003 - 480 с. 19. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. - М. Изд-во «Гардарики». 2007 - 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников
Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия....
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников...
Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников
Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович ...
Разработка внеклассного мероприятия по физической культуре для младших школьников
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТема: "Путешествие в мир сказок".Участники мероприятия: - младшие школьники, ученики 2-3 класса; - количество участников в команде – 10 человек (5 мальчиков, 5 дев...
Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры
Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...
Творческая разработка "Развитие быстроты на уроках физической культуры".
Школьный возраст - время, когда активно формируются физические качества, закладывается фундамент разнообразных двигательных навыков, совершенствуются функциональные возможности организма.Развитие быст...