Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.
статья по физкультуре
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сегодня как никогда. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы)
Ванин В.А., учитель физической культуры МОУ «СОШ № 43» г. Саратова
Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сегодня как никогда. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На своих уроках и внеурочных занятиях я применяю здоровьесберегающие технологии, утвержденные на федеральном уровне, а также следующие современные методики развития кондиционных и координационных способностей учащихся: Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта и Лях В.И. Физическая культура. Тестовый контроль.
Применение здоровьесберегающих технологий требует от учителя в первую очередь выполнения ряда условий, в том числе, санитарно-гигиенических условий, применяемых к режиму обучения на уроке физической культуры и учитывающих физиологию человека. Среди них важнейшими являются: - соблюдение норм и
требований СанПиН, поддержание в спортивном зале и раздевалках чистоты,
соблюдение нормативов освещенности; наличие у каждого учащегося сменной
спортивной обуви и спортивной формы для занятий на уроке физической культуры в
зале и соответствующей формы на уроках на свежем воздухе (осень-весна, зима).
Теперь хотелось бы остановиться на основных здоровьесберегающих технологиях
и методиках.
При организация учебной деятельности на уроке физической культуры обязательна постановка оздоровительных задач; использование метода пульсометрии; смена видов деятельности: познавательной и двигательной активности; применение дыхательных и расслабляющих упражнений с целью релаксации организма занимающихся; постепенное снижение нагрузки в заключительной части до восстановления ЧСС (70 – 80 уд/мин.);
моторная плотность урока составляет от 50 до 80% в зависимости от типа урока;
проведение инструктажа по технике безопасности в соответствии с видом урока.
Уроки необходимо планировать и проводить учетом физических качеств обучающихся, их работоспособности, строго дозировать физические нагрузки обучающихся.
Оздоровительные моменты на различных этапах урока физической культуры включаю: планирование заданий для обучающихся, в которых сочетаются физические нагрузки с восстановительными упражнениями. Разминка и восстановительные упражнения, проводимые на уроке, в обязательном порядке включают дыхательную гимнастику. Дыхательные упражнения при последовательном и систематическом выполнении, помогают в лечении хронического насморка, улучшают работу сердца, нормализуют артериальное давление, способствуют правильному формированию органов и систем, снижают хронические головные боли, улучшают память. Также на уроках проходят беседы о процедурах закаливания, их влияние на организм и общее оздоровление. В системе проводится круговая тренировка на «красивую осанку» (ходьба на скамейке по прямой с предметом на голове, ходьба через предметы, перелазание по гимнастической стенке). Для средних, старших классов проводится работа на тренажерах.
Укреплению здоровья содействуют также занятия на свежем воздухе, которые проводятся в соответствии с рабочей программой педагога.
Учёт индивидуальных особенностей ребёнка является не менее важным условием здоровьесбережения.
На уроках учитель строго следит за уровнем физической, эмоциональной и интеллектуальной нагрузки обучающихся, не допускает переутомления обучающихся.
Уроки учитель проводит с учетом использования индивидуального подхода к каждому ребенку: учет физических качеств обучающихся, их работоспособности, строгое дозирование физических нагрузок обучающихся. Для реализации дифференцированного подхода в начале каждого учебного года учитель проводит мониторинг уровня физической подготовленности обучающихся по состоянию здоровья, по возрастно-половым особенностям, по типу нервной системы, по уровню физической подготовленности. В результате чего определяет группы сильных, слабых и средних учеников. Ведется работа с одарёнными детьми (объединения дополнительного образования) и работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу.
Применение индивидуально-дифференцированного подхода и указанных методик и приемов способствует высокому уровню мотивации обучающихся к посещению урока физической культуры, они с удовольствием соблюдают требования по подготовке к уроку, не пропускают занятия без уважительной причины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
Цель: формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание потребности в нём – через участие в разнообразных видах деятельности....
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура
Использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС НОО по предмету физическая культура...
Использование ИКТ-технологии на уроках физической культуры (из опыта работы)
ИКТ - технологии...
Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
В данной статье автором представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова. Подробн...
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей
В справке описываются основные принципы здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательном процессе учителем. Кроме этого описывается документация, которую ведет педагог по профилактике...
Возможности информационных технологий на уроках физической культуры (из опыта работы)
Формы работы на уроке...