"Особенности внимания у детей с задержкой психического развития"
методическая разработка по теме
Этот материал является методической темой по самообразованию..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_po_samoobrazovaniyu_2011g..doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая тема по самообразованию:
«Особенности внимания у детей с задержкой психического развития и его коррекция»
В последнее время специалистами доказано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как синдромы дефицита внимания СДВГ
Дети с СДВГ испытывают широкий спектр поведенческих, когнитивных и коммуникативных затруднений, нарушающих их повседневное функционирование и самочувствие.
Мозг ребёнка СДВГ работает циклично: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, у него не хватает энергии на продолжение работы и ему требуется эту энергию набрать. В эти 5-7 минут для того, чтобы сознание было включено, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем.
Дети с СДВГ любопытны, но не любознательны. Они всё смотрят, слушают, трогают и пробуют, но беспорядочные сенсорные и моторные акты не складываются в необходимые действия. Знания, представления и умозаключения таких детей поверхностны. Понимание предметов и явлений также поверхностное, представления о социальных и межличностных отношениях довольно упрощенные.
Это происходит потому, что извечное детское "почему" удовлетворяется первыми сказанными словами и достаточно общим восприятием происходящего вокруг. Здесь опять таки дело не только в чрезмерной активности ребёнка, но также в его невнимательности.
Ребёнок СДВГ не вникает в суть явлений, не подмечает деталей и не учитывает их в восприятии целого предмета или явления. Таким образом, такое важное свойство личности как внимательность не формируется или формируется очень медленно.
Внимательный человек глубже понимает то, что происходит вокруг и глубже чувствует и переживает свой личный опыт. Внимательность надо развивать с раннего детства, а не надеятся на то, что ребёнок перерастёт и с возрастом всё пройдёт.
Коррекционная работа при СДВГ
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Обязательно нужна совместная работа воспитателей , учителей и психолога, построенная на эмоциональной заинтересованности.
Ребёнок может удерживать внимание достаточно долго, если задание или игра интересная и доставляет ему удовольствие. Если ребёнок увлёкся и у него хорошо получается, он будет сидеть над этой игрой часами.
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатками внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Низкая успеваемость — типичное явление для гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и отличаются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых, поведенческие нарушения таких детей нередко сопровождаются заметным отставанием в умственном развитии.
Нарушения поведения гиперактивных детей не только влияют на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В коллективе эти дети обычно недисциплинированны, непослушны, не реагируют на замечания, что сильно раздражает окружающих, вынужденных прибегать к частым, но не результативным наказаниям. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения (Раттер М., 1987; и др.).
Педагогам нужно учитывать следующие рекомендации:
- работа с гиперактивным ребенком должна строиться индивидуально, при этом основное внимание уделяется отвлекаемости и слабой организации деятельности;
- следует по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
- во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка в центре класса напротив доски;
- ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к взрослому в случаях затруднения;
- учебные занятия для него должны строиться по четко распланированному, стереотипному распорядку
- на определенный отрезок времени дается только одно задание;
- если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
- во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
Обсуждая проблему гиперактивности у детей, М. Раттер отмечает, что «это очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). в отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза, у многих из них серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе необходимо наладить совместную работу психолога с учителями и воспитателями.
Необходимость тренировок
Разные формы задержки психического развития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичным является снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическими нарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособности сосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера.
Концентрацию внимания, его устойчивость и интенсивность, а также память и способность предвидеть результаты своей деятельности надо начинать тренировать с детства, не откладывая это в долгий ящик. Для этого применяются специальные подвижные, групповые и индивидуальные развивающие игры.
В своей работе с детьми я использую короткие игровые задания, чтобы увеличить возможность увидеть результат и дать положительную мотивацию. Дети любят игры типа:* Выдели предметы*(одни кружком, другие квадратом),*Найди лишний предмет*, *Обведи по цифрам*(в пределах знаний детей).С удовольствием складывают пазлы из 54 элементов(Надя З, Маша Р., Алина Ш., Галя С., Настя Р., Катя С.),раскраски небольшого формата, задания типа: *Найди чем отличаются картинки*.
В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала.
В целом необходимо, чтобы:
- решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
- задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать детей невозможностью их решить;
- на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее 8-10 видов);
- необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся и отдыха.
№ | Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые для использования на занятиях |
1) | Беседа, ответы на вопросы |
2) | Игры на развитие внимания |
3) | Упражнение “Точки”. Игра “Что изменилось?”. Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру 5. |
4) | Определение объема внимания, уровня развития основных свойств внимания. |
5) | Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты. Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. “Отыскивание чисел”. |
6) | Чем отличаются картинки? Раскрась буквы - красным, цифры - зеленым, знаки - желтым. Игра “Кто самый внимательный?” |
7) | “Проследи за направлением”. Догадайся, к каким домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре “Домино”. |
8) | Заметить всё. Запоминай порядок. |
9) | “Дополнение картинок”. Описание по памяти того, что они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу, столовую, фойе и т.д. |
10) | “Поиск рисунков - двойников”. “Поиск нужной фигуры”. “Подбери пару”. |
11) | “Запомни и назови”. “Что исчезло?”. “Что изменилось?”. |
12) | “5-й лишний”. “Составление квартета”. |
13) | Работа по тетради “Учимся быть внимательными” |
14) | Выбор картинок. Работа по ним. |
15) | Выявление запаса сведений о природных явлениях. Определение времени года, суток, дней недели по вопросам и картинкам. |
16) | Работа в тетради “Развивающие задания для малышей” |
17) | Диагностика объема внимания, основных свойств внимания. |
отчёт по самообразованию
тема: « особенности внимания у детей с задержкой
психического развития и его коррекция»
2010г.-2013г.
воспитатель: Орлова Анжелика Юрьевна
1 класс
окончила: Ленинградское педагогическое училище в 1988г.
стаж работы:18 лет
курсы повышения квалификации:2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.
Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....
Консультация для родителей: "Особенности развития процесса внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития (ЗПР)".
В консультации рассказывается об основных особенностях процесса внимания и восприятия у детей с ЗПР. Какие трудности дети испытывают при недоразвитии данных процессов....
Презентация "Особенности педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития на уроках технологии в рамках ФГОС".
Презентация была представлена в городских педагогических чтениях «Профессиональное мастерство - на современный уровень», в рамках инклюзивного обучения детей с ОВЗ. Для проведения лю...
Особенности мышления у детей с задержкой психического развития
Презентация и теоретическая часть...
Доклад "Особенности развития речи детей с задержкой психического развития"
Доклад для выступления на школьном методическом объединении, предназначено для всех учителей....
Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития
Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда....
Выступление на семинаре практикуме «Особенности внимания у детей с задержкой психического развития»
Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, присутствующее во всех процессах и позволяющее сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.Внимание - это не самостоятельный познават...