"Игры с элементами народности на уроке физкультуры."
статья по физкультуре
Подвижные народные игры как средство и метод физического воспитания на уроках и во внеклассных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Народные игры | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с элементами народности на уроке физкультуры.
Эдильберг Светлана Геннадиевна,
Учитель МКОУ «Дубровская СШ №21» Ефремовского района
Тульской области.
Воспитание, созданное самим народом,
основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях,
заимствованных у другого народа.
К.Д.Ушинский
Основная образовательная программа основного общего образования методологической основой ФГОС считает системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиями информационного общества, инновационной экономики, задачами построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности диалога культур и уважении многонационального состава; ориентацию на достижение основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формировании его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Выпускник должен научиться рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагаясь с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств.
Таким образом, уроки физической культуры являются одной из эффективных форм укрепления здоровья, закалки организма детей, профилактики вредных привычек.
В 1998-2003 г. МКОУ “Дубровская СШ №21” была экспериментальной площадкой реализации проекта “Русская народная школа”. Именно тогда активно в программу по физической культуре практиковалось внедрение народных подвижных игр, вобравших в себя лучшие национальные традиции.
Еще в 19 веке виднейший представитель русской педагогической науки К.Д.Ушинский придавал большое значение игре как средству воспитания. Игру он рассматривал как действительность ребенка с его действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна. Игра – отчасти собственное создание ребенка. В игре ребенок самостоятельно распоряжается предметами, в то время как в действительной жизни у него еще нет никакой самостоятельной деятельности.
К.Д. Ушинский отмечал влияние окружающей среды на содержание детских игр. По его мнению, игры не проходят бесследно для будущей жизни ребёнка, и, в известной мере, содействует формированию его личности, ведь в них ярко отражаются труд людей, их быт, национальные устои. Ушинский показал существенное влияние игр на развитие детского воображения, особенно в школьном возрасте. Он утверждал, что ребенок в своих играх не пассивен. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.
П.Ф.Лесгафт во второй половине 19 века создал научно обоснованную систему физического воспитания. Игры он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. Этот основоположник отечественной науки о физическом воспитании уделял большое место играм на уроках физкультуры: в младших классах он советовал отводить им пол- урока, а в средних – одну треть урока.
Он считал, что подвижные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, что они представляют собой более сложное действие, нежели отдельные гимнастические упражнения.
П.Ф.Лесгафт разработал методику преподавания школьных игр и в связи с этим их классификацию Он делил их на две группы: имитационные для дошкольников и игры для школьников. Особое значение он придавал правилам игры, как непреложному закону.
У каждой нации свои игры и свои любимые виды спорта. Россия стала родиной возникновения конькобежного спорта, пользующегося в конце 20 века популярностью в Европе.
Хоккей с мячом тоже российский вид спорта. Он дал толчок развитию хоккея с шайбой, роликового хоккея. Игра “Лапта” до 1965г. была видом спорта в нашей стране. По ней проводились чемпионаты. В г.Туле “Лапта” была одним из любимых видов спорта.
Основываясь на традициях страны, и должна строиться работа с играми в школе.
И сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие актуальные вопросы.
Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. Одним из таких средств воспитания является народная игра.
Народные игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры представляют собой основу формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку включение народных игр в процесс физического воспитания активно способствует всестороннему развитию и физической подготовленности учащихся.
Придя работать в школу, я провела анкетирование учащихся и убедилась в том, что дети знают очень мало народных игр, а если и знают, то не догадываются, откуда они взялись и часто путают названия и правила народных игр, совсем ничего не знают из истории этих игр, кто играл в такие игры, откуда пришли они к нам и почему так называются.
Подвижные народные игры как средство и метод физического воспитания я стала широко применять на уроках и во внеклассных занятиях в своей практике. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Подвижные народные игры я на уроках физической культуры использую для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы по ФГОС ООО. Подбирая игры для урока, я учитываю задачу урока, место урока в программном материале, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы.
Для эффективной работы с учащимися у нас имеются необходимые материально- технические ресурсы:
- спортивный зал школы;
- игровая зона на территории школы;
- музыкальное сопровождение;
- спортивный инвентарь.
Подвижные народные игры можно включать во все части урока. Их содержание зависит от контингента учащихся. В подготовительную часть урока я включаю малоподвижные и несложные игры, способствующие организации учащихся. В основной части урока использую подвижные игры с бегом на скорость, на координацию, на выносливость, с преодолением препятствий, с разными прыжками, сопротивлением. В заключительной части урока провожу игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной части урока, игры для организации внимания с несложными правилами. Игры на уроках обязательно должны оказывать оздоровительное влияние на учащихся.
Поэтому школьники, отнесенные врачом к основной группе, могут участвовать во всех подвижных играх, предложенных в программе по физической культуре для их класса. Учащихся, включенных в специальную группу, необходимо ограничивать в движениях, поэтому им можно поручать роли, не требующие большой подвижности, или сокращать время игры, не задевая их самолюбия. Можно также привлекать их в качестве помощников судей, группы поддержки и т.п. Так во время игр «Гуси- лебеди», «Краски» учащиеся нашей школы, которым противопоказаны физические нагрузки, выполняют роль ведущих: они произносят рифмованные фразы и направляют действия участников.
Младшим школьникам необходимы игры- загадки, игры- сказки, игры- забавы: «Два мороза», «Золотые ворота», «У медведя во бору».
В 5-11 классах игры имеют более сложную направленность. В этих классах проводятся игры на координацию движений, ловкость, сообразительность «Пеньки», «Казаки- разбойники» и др. Подключается сюда же разучивание русских народных считалочек. Например: «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей…» и другие.
Причем игры нужно усложнять постепенно, и, в случае потери интереса, быстро прекращать игру.
Лев Николаевич Толстой советовал: «Обращайтесь к народной педагогике. Там есть ответы на все вопросы».
Отрадно осознавать, что мой труд с использованием народной педагогики не пропал даром. Учащиеся узнали многие народные игры. Одной из любимых является для школьников игра «Городки». С 2000 года в школе проводятся соревнования по городкам среди мальчиков и девочек. Даже во время летних каникул, учащиеся приходят на школьную площадку заниматься в любимым видом спорта, вовлекая и взрослых, и маленьких детей.
Следует отметить, что, безусловно, привлекательность народных игры – это элемент соревнования. В нем выражено стремление быть лучшим, первым, отличится, если это не нарушает установленного порядка. В этом заключается педагогическая ценность народных игр.
В конце учебного года я обязательно провожу анонимное анкетирование “Почему я люблю уроки физкультуры?” Учащиеся отвечают по-разному, но обязательно упоминают народные игры, которые они изучили на уроках и в которые играют на улице.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно утверждать, что урок физической культуры с элементами народных игр позволяет обеспечивать единство обучения, воспитания и развития учащихся, решать задачи воспитания потребности систематически заниматься физическими упражнениями.
Литература.
1. Былеева Л.В. Игры народов СССР. М: Физкультура и спорт. 1985г.
2. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные челны. 1996г.
3. Лесгафт П.Ф. Избранные труды. М: Физкультура и спорт. 1987г.
4. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для детей и родителей. Новосибирск. 1999г.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Минобрнауки от 05. 03. 2014г. №1089.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Народные игры на уроках физкультуры"
В работе представлены наиболее распространённые национальные игры....
конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры пионербол"
Конспект урока физкультуры для 1-ых классов "Отработка основных элементов игры ПИОНЕРБОЛ"...
Технологическая карта урока физкультуры во 2 классе по подвижным играм с элементами гимнастики.
Применение технологий опережающего и проблемного обучения на уроках физической культуры....
Программа дополнительного образования "Традиционные русские народные игры на уроках физкультуры в младших классах"
В общей системе всестороннего развития человека воспитание ребенка занимает важное место. Начиная с дошкольного возраста закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные н...
Методическая разработка «Игра, как способ обучения на уроках физкультуры для средней общеобразовательной школы»
На примере урока физкультуры для 6 класса по теме «Баскетбол» показаны способы обучения при помощи игровых технологий....
Методическая разработка «Подвижные игры с элементами баскетбола на уроках физической культуры»
laquo;Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. (П.Ф.Лесгафт)Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были очень важны при воспитании, так как с...
Статья "Подвижные игры с элементами волейбола" на уроках физической культуры в 6 классе
Для проведения интересного урока в 6 классе необходимо включать в содержание подвижные игры, таким образом учащиеся охотнее вовлекаются в учебный процесс. В данной статье представлены некоторые подвиж...