Рабочая программа по физической культуре за 2021-2022 учебный год
рабочая программа по физкультуре

Крутикова Татьяна Васильевна
Рабочая программа по предмету физическая культура для учащихся 6-9 классов за 2021-2022 учебный год. Предметные, метапредметные результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fizicheskoy_kulture_2021_2022.docx85.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 6 - 9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в действующей редакции).
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2022- 2023 учебный год.
  4. Учебный план МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2022-2023 учебный год от 31.08.2021 года №93
  5. Календарный учебный график МБОУ «Открытая (сменная) школа» на 2022-2023 учебный год.

Учебники: 

1. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура 5-7 класс Издательство  «Просвещение» .

2. ЛяхВ.И. Физическая культура 8-9 ,Издательство «Просвещение».

I. Личностные, метапредметные и  предметные

результаты освоения учебного предмета

   Требования к результатам освоения учебного предмета «Физическая культура» предназначены для оценки успешности овладения программным материалом и устанавливают минимальное содержание образования, которое должно быть освоено каждым учащимся, оканчивающим основную школу. Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.

   Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти свойства проявляются в положительном отношении учащихся к занятиям физкультурной деятельностью, накоплении необходимых знаний, в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов.

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  Метапредметные результаты  характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые при освоении содержания предмета «Физическая культура» универсальные способности необходимы не только при изучении других образовательных дисциплин, но и в реальной повседневной жизни учащихся.

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

   Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Этот опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать  режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в длину и высоту);
  • выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

II. Содержание учебного предмета

6 класс

  Физическая культура (основные понятия).

Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Правила игры в футбол. Судейство. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО).

  Физическая культура человека.

Режим дня и его основное содержание.

Приемы закаливания. Солнечные ванны. Правила и дозировка.

  История физической культуры.

История зарождения олимпийского движения в России. Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности.

  Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток.

  Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение  и самоконтроль. Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).

  Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели

   Спортивные игры.

   Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу), волейболу, футболу. Помощь в судействе.

    Гимнастика с элементами акробатики.

   Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов.Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности. Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.

   Легкая атлетика.

   Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Помощь в судействе.

   Лыжная подготовка.

   Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов и инвентаря. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

Практическая часть

6 класс

  Спортивные игры.

  Баскетбол.

  Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек:стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

  Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

  Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и не ведущей рукой.

  Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,6 м.

  Индивидуальная техника защиты: вырывание и выбивание мяча.

  Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений.

  Тактика игры: тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».

  Овладение игрой: Игра по правилам мини-баскетбола.  Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

  Волейбол.

  Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.) Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

  Техника приема и передач мяча: передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку.

  Техника подачи мяча: нижняя прямая подача мяча через сетку.

  Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

  Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

  Тактика игры: Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0).

  Овладение игрой.  Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков  (2:2,  3:2, 3:3) и на укороченных площадках.

   Развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин.

   Футбол.

   Техника передвижений, ведений, финтов:ведение мяча серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы; ложные движения /финты/.

   Техника остановки мяча: остановка мяча (подошвой, внутренней и внешней стороной стопы); остановка катящихся или летящих мячей.

   Техника отбора мяча: отбор мяча, применяя накладывание стопы на мяч.

   Техника удара по мячу: удары по мячу ногой (внутренней и внешней стороной стопы по неподвижному, катящемуся мячу), удары по мячу головой (удары серединой и боковой частью лба без прыжка).

   Техника вбрасывания мяча: вбрасывание (из-за боковой линии с места – из положения параллельного расположения ступней ног).

   Техника игры вратаря:ловля в броске мяча;ловля катящегося мяча; отбиваниемяча; бросок мяча (одной рукой из-за плеча на дальность). Выбивание мяча с земли и с рук на дальность и точность.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: остановка мяча, ведение мяча, отбор мяча, удары по мячу, вбрасывание мяча.

   Тактика игры: в нападении - передача мяча открывшемуся партнеру; выбор места для получения мяча; взаимодействие с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками; выбор места вблизи ворот противника, не нарушая правила «вне игры», для завершения атаки ударом по воротам; простейшие комбинации при начале игры, при подаче углового, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, при свободном и штрафном ударах.

  В защите - действия в защите по принципу «зоны»; перехватывание мяча, борьба за мяч и отбор его у соперника; правильные действия при введении мяча в игру из стандартных положений.

Тактика вратаря - выбор правильной позиции в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»; разыгрывание свободного удара от своих ворот, введение мяча в игру после ловли открывшемуся партнеру; занятие правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

   Овладение игрой: правильное расположение на футбольном поле и умение выполнять основные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам футбола.

   Развитие быстроты, силы, выносливости. Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Эстафеты с мячом и без мяча. Упражнения на тренажерах, силовой направленности.

    Гимнастика с элементами акробатики.

    Строевые упражнения. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

   Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Общеразвивающие упражнения в парах. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг). Девочки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прыжки со скакалкой.

   Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью; кувырок назад в упор присев.

   Висы и упоры: Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа.

  Лазанье: лазанье по гимнастической лестнице. Подтягивания. Упражнения с гантелями, набивными мячами.

   Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 -110 см).

   Легкая атлетика.

   Техника спринтерского бега: высокий старт от 15 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 50 м. Скоростной бег до 50 м. Бег на результат 60 м.

    Техника длительного бега: бег в равномерном темпе до 15 мин. Бег на 1000 м.

    Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 7-9 шагов разбега способом «согнув ноги».

   Техника метания малого мяча: метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (lxlм) с расстояния 8 - 10 м, с 4-5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние.

   Развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

   Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг.

    Развитие скоростных способностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

   Лыжная подготовка.

    Техника лыжных ходов: Одновременный двухшажный и бесшажный ходы.Подъём «ёлочкой»;торможение и поворот «упором». Прохождение дистанции 3,5 км.        

    Игры: «Остановка рывком», «Эстафета с передачей палок», «С горки на горку».

   Для определения уровня физической подготовленности обучающихся и предоставления возможности выполнять нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.

7 класс

   Физическая культура (основные понятия).

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техника движений и ее основные показатели.

   Физическая культура человека.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

   История физической культуры.

Зарождение олимпийского движения в дореволюционной России, роль А. Д.  Бутовского в развитии отечественной системы физического воспитания и спорта. Олимпийское движение в СССР и современной России, характеристика основных этапов развития. Выдающиеся советские и российские олимпийцы.

   Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

Планирование занятий физической подготовкой.

   Оценка эффективности занятий физической культурой.

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

   Физкультурно-оздоровительная        деятельность.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

   Спортивные игры.

   Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по баскетболу (мини-баскетболу), волейболу. Помощь в судействе.

   Гимнастика с элементами акробатики.

   Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности. Профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи).

   Легкая атлетика.

   Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Помощь в судействе.

   Лыжная подготовка.

   Техника безопасности при занятиях лыжным спортом.Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов и инвентаря. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

 

Практическая часть

7 класс

Спортивные игры.

   Баскетбол.

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). Дальнейшее обучение технике движения.

   Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в  парах, тройках, квадрате, круге). Дальнейшее обучение технике движения.

   Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой. Дальнейшее обучение технике движения.

   Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,8 м в прыжке.

   Индивидуальная техника защиты: перехват мяча.

   Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений. Дальнейшее обучение технике движения.

   Тактика игры: позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Нападение быстрым прорывом (2:1).  Дальнейшее обучение технике движения.

   Овладение игрой: Игра  по правилам мини – баскетбола. Дальнейшее обучение технике движения.

   Волейбол.

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

   Техника приема и передач мяча: Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передача мяча над собой. Тоже через сетку.

   Техника подачи мяча: Верхняя прямая подача мяча. Прием подачи.

  Техника прямого нападающего удара: Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

   Тактика игры: Тактика свободного нападения. Позиционное нападение с изменением позиций.

   Овладение игрой.  Игра по упрощенным правилам волейбола.

   Развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7-10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.

   Футбол.

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещение, остановки, повороты, ускорение). Дальнейшее закрепление техники.

   Техника удара по мячу и остановок мяча: ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей ногой.

   Техника ударов по воротам: удары по воротам указанными способами на точность попадания мячом в цель. Продолжение овладение техникой ударов по воротам.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: остановка мяча, ведение мяча, отбор мяча, удары по мячу, вбрасывание мяча.

    Тактика игры: позиционные нападения с изменением позиции игроков. Дальнейшее закрепление приемов тактики.

   Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров.

   Гимнастика с элементами акробатики.

   Строевые упражнения. Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Полшага!», «Полный шаг!»

   Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, развитие координационных, силовых способностей, гибкости и правильной осанки: сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных  суставов и позвоночника. Общеразвивающие упражнения в парах. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг). Девочки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прыжки со скакалкой.

   Акробатические упражнения: мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках, стойка на голове с согнутыми ногами. Девочки: кувырок назад в полушпагат.

   Лазанье: лазанье по гимнастической лестнице. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах.

   Опорные прыжки: мальчики: прыжок согнув ноги (козел в ширину, высота 100-115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см).

   Равновесие. На гимнастической скамейке - девочки: равновесие на одной ноге; упор присев и полушпагат. Упражнения с гимнастической скамейкой.

   Легкая атлетика.

   Техника спринтерского бега: высокий старт от 30 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60 м. Бег на результат 60 м.

   Техника длительного бега: бег в равномерном темпе: девочки до 15 минут, мальчики до 20 минут. Бег на 1500 м.

   Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 9-11 шагов разбега способом «согнув ноги».

   Техника метания малого мяча: метание теннисного мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов; в горизонтальную и вертикальную цель (lxl м) с расстояния 10-12 м. Метание мяча весом 150 г с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из различных и.п.. Ловля набивного мяча 2 кг двумя руками после броска партнера, после броска вверх.

   Развитие выносливости: кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка.

   Развитие скоростно-силовых способностей: прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных и. п., толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг.

   Развитие скоростных способностей: эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью.

   Лыжная подготовка.

   Техника лыжных ходов: Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте махом. Прохождение дистанции 4 км.

   Игры: «Гонки с выбыванием», «Гонка с преследованием» «Карельская гонка».

   Для определения уровня физической подготовленности обучающихся и предоставления возможности участия обучающихся во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»,  выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.

8 класс

   Физическая культура (основные понятия).

Профессионально – прикладная физическая подготовка.

   Физическая культура человека.

Массаж,  банные процедуры – средства для восстановления в спорте. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

   Приемы закаливания. Водные процедуры. Правила и дозировка.

   История физической культуры.

   Культурно-исторические основы. Физическая культура в разные общественные экономические формации. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр.

   Оценка эффективности занятий физической культурой.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений.

   Физкультурно-оздоровительная деятельность.  Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

   Самонаблюдение и самоконтроль.  Регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физической культурой и спортом.

   Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями. Общие гигиенические правила, режим дня, утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека. Физкультминутки, их значение для профилактики утомления. Закаливание организма, правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур.

   Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах.

Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. Характеристика типовых травм, простейшие приемы и правила оказания первой помощи при травмах.

   Спортивные игры.

   Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу. Помощь в судействе.

   Гимнастика с элементами акробатики.

   Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности. Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.

   Легкая атлетика.

   Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Помощь в судействе.

   Лыжная подготовка.

   Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов и инвентаря. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

Практическая часть

8 класс

   Спортивные игры

   Баскетбол.

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

   Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

   Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.

   Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками в прыжке.

   Индивидуальная техника защиты:  перехват мяча, совершенствование техники вырывания и выбивания мяча.

   Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений.

   Тактика игры: взаимодействие двух (трех)  игроков в нападении и в защите (тройка и малая через «заслон», восьмерка).

   Овладение игрой: Игра по упрощенным правилам баскетбола. Совершенствование психомоторных способностей.

   Волейбол.

   Знания о спортивной игре:

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.

   Техника приема и передач мяча: передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

   Техника подачи мяча: прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя и верхняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.

   Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар при встречных передачах.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

   Тактика игры: Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите.

   Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: совершенствование психомоторных способностей навыков игры.

   Развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Совершенствование выносливости, скоростных и скоростно – силовых способностей.

   Футбол.

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.

   Техника удара по мячу: удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из – за боковой линии с места и шагом.

   Техника ведения мяча. Совершенствование техники ведения мяча.

   Техника удара по воротам. Совершенствование техники ударов по воротам.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: остановка мяча, ведение мяча, отбор мяча, удары по мячу, вбрасывание мяча.

  Тактика игры: в нападении - передача мяча открывшемуся партнеру; выбор места для получения мяча; взаимодействие с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками; выбор места вблизи ворот противника, не нарушая правила «вне игры», для завершения атаки ударом по воротам; простейшие комбинации при начале игры, при подаче углового, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, при свободном и штрафном ударах.

    В защите - действия в защите по принципу «зоны»; перехватывание мяча, борьба за мяч и отбор его у соперника; правильные действия при введении мяча в игру из стандартных положений.

Тактика вратаря - выбор правильной позиции в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»; разыгрывание свободного удара от своих ворот, введение мяча в игру после ловли открывшемуся партнеру; занятие правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

   Овладение игрой: правильное расположение на футбольном поле и умение выполнять основные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам футбола.

    Гимнастика с элементами акробатики.

   Строевые упражнения. Команда «прямо!», повороты в движении направо и налево.

   Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

   Акробатические упражнения: мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед и назад; длинный кувырок; стойка на голове и руках.       Девочки: «мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед и назад.

   Опорные прыжки: мальчики: прыжок согнув ноги (козел в  длину, высота 110 - 115 см). Девочки: прыжок боком с поворотом на 900 (конь в ширину, высота 110 см).

   Овладение организаторскими умениями: самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей. Дозировка упражнений.

   Знания о физической культуре: значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; техника безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки.

   Легкая атлетика

   Техника спринтерского бега: низкий старт до 30 м. Бег с ускорением от 70 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м. Дальнейшее обучение технике спринтерского бега.

   Техника длительного бега: кроссовый бег до 20 мин., бег 1000 м, 2000 м.

   Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 11 - 13 шагов разбега способом  «прогнувшись».

   Техника метания малого мяча: метание теннисного мяча на дальность и в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м) с расстояния юноши – до16 м, девушки - 12-14 м. Бросок набивного мяча 2 кг двумя руками из различных и.п. с места, с шага, с двух шагов, с четырех шагов  вперед – вверх.

   Развитие скоростно-силовых способностей: совершенствование скоростно - силовых способностей.

   Знания о физической культуре: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной технике их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представление о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.

   Самостоятельные занятия: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно – силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.

   Овладение организаторскими умениями: измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведение соревнований, в подготовке места проведения занятий.

   Лыжная подготовка

   Техника лыжных ходов: одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км.

   Знания: правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

   Для определения уровня физической подготовленности обучающихся и предоставления возможности участия обучающихся во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»,  выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.

9 класс

   Физическая культура (основные понятия).

   Профессионально – прикладная физическая подготовка.  

   Физическая культура человека. 

  Массаж,  банные процедуры – средства для восстановления в спорте. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию.

   Приемы закаливания. Водные процедуры. Правила и дозировка.

   История физической культуры.

   Культурно-исторические основы. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Летние и зимние Олимпийские игры современности. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания.

   Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

  Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.      Организация досуга средствами физической культуры.

  Оценка эффективности занятий физической культурой.

Функциональные пробы.

   Физкультурно-оздоровительная деятельность.  Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей  физической культуры.

   Спортивные игры.

   Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Командные (игровые) виды спорта. Терминология избранной спортивной игры. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу. Помощь в судействе.

   Гимнастика с элементами акробатики.

   Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности. Профилактика травматизма и оказания до врачебной помощи.

   Легкая атлетика.

   Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Подготовка места занятий. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов. Терминология разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения. Правила соревнований в беге, прыжках и метаниях. Помощь в судействе.

   Лыжная подготовка.

   Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Планирование и периодичность испытаний спортивных снарядов и инвентаря. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

Практическая часть

9 класс

   Спортивные игры

   Баскетбол.

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: стойки игрока.       Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

   Ловля и передача мяча: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

   Техника ведения мяча: ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей рукой.

   Техника бросков мяча: броски одной и двумя руками в прыжке.

  Индивидуальная техника защиты:  перехват мяча, совершенствование техники вырывания и выбивания мяча.

   Техника перемещений, владения мячом: комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений.

   Тактика игры: взаимодействие двух (трех)  игроков в нападении и в защите (тройка и малая через «заслон», восьмерка).

   Овладение игрой: Игра по упрощенным правилам баскетбола. Совершенствование психомоторных способностей.

   Волейбол.

   Знания о спортивной игре:

   Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек: совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.  

   Техника приема и передач мяча: передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.

   Техника подачи мяча: прием мяча, отраженного сеткой. Нижняя и верхняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.

   Техника прямого нападающего удара: прямой нападающий удар при встречных передачах.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар.

   Тактика игры: Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите.

   Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей: совершенствование психомоторных способностей навыков игры.

   Развитие выносливости, скоростных и скоростно-силовых способностей. Совершенствование выносливости, скоростных и скоростно – силовых способностей.

   Футбол. 

   Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

   Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек           Освоение ударов по мячу и остановок мяча Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Закрепление техники ударов по мячу и остановок мяча 

   Освоение техники ведения мяча Совершенствование техники ведения мяча

   Овладение техникой ударов по воротам Совершенствование техники ударов по воротам

   Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей Совершенствование техники владения мячом

   Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей Совершенствование техники перемещений, владения мячом

   Освоение тактики игры Совершенствование тактики игры

    Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Дальнейшее развитие психомоторных способностей.

   Футбол.

   Техника передвижений, ведений, финтов: ведение мяча (серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы; ведение всеми изученными способами с увеличением скорости движения); ложные движения /финты/ (при ведении показать остановку мяча подошвой без касания или с касанием мяча подошвой или удар пяткой назад; рывком уйти с мячом вперед; быстро отвести мяч подошвой ноги под себя - уйти с мячом вперед; быстро отвести мяч ногой под себя - повернуться и уйти с мячом в сторону или назад; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая противника /«скрещивание»/; ложная передача мяча партнеру).

   Техника остановки мяча: остановка мяча (подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося мяча с поворотом на 90° в зависимости от расположения игроков противника и создавшейся игровой обстановки); остановка опускающегося мяча бедром и лбом; остановка изученными способами мячей (катящихся или летящих с различной скоростью и траекторией, с разных расстояний и направлений, на высокой скорости движения с последующим ударом или рывком).

   Техника отбора мяча: отбор мяча (при единоборстве с противником, применяя накладывание стопы на мяч, выполняя ложные движения и вызывая противника на определенные действия с мячом, с целью отбора мяча; умение выбрать момент для отбора мяча).

   Техника удара по мячу: удары по мячу ногой (удары подъемом внешней, внутренней частью и серединой, стопой внутренней и внешней стороной по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу; удары на точность, силу и дальность; после ведения на высокой скорости с оценкой тактической обстановки перед выполнением удара), удары по мячу головой (удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с разбега по летящему с различной скоростью и траекторией мячу; удары вниз и вверх, вперед, в стороны и назад по ходу полета мяча).

   Техника вбрасывания мяча: вбрасывание (из-за боковой линии с места – из положения параллельного расположения ступней ног; вбрасывание мяча изученными способами с разбега: на точность и дальность /по коридору шириной 2-3 м/).

   Техника игры вратаря: ловля в броске мяча (летящего в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен; ловля катящегося в сторону мяча (в броске; ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением и в броске; ловля опускающихся и прыгающих мячей; отбивание мяча (ладонями, пальцами рук и броске мячей, летящих в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен; броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу на точность и дальность); бросок мяча (одной рукой из-за плеча на дальность и точность; выбивание мяча с рук и с полулета на точность и дальность). Выбивание мяча с земли и с рук на дальность и точность.

   Техники владения мячом: комбинации из освоенных элементов: остановка мяча, ведение мяча, отбор мяча, удары по мячу, вбрасывание мяча.

   Тактика игры: в нападении - передача мяча открывшемуся партнеру; выбор места для получения мяча; взаимодействие с партнером во время атаки при численном преимуществе над защитниками; выбор места вблизи ворот противника, не нарушая правила «вне игры», для завершения атаки ударом по воротам; простейшие комбинации при начале игры, при подаче углового, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, при свободном и штрафном ударах.

   В защите - действия в защите по принципу «зоны»; перехватывание мяча, борьба за мяч и отбор его у соперника; правильные действия при введении мяча в игру из стандартных положений.

   Тактика вратаря - выбор правильной позиции в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара»; разыгрывание свободного удара от своих ворот, введение мяча в игру после ловли открывшемуся партнеру; занятие правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

    Овладение игрой: правильное расположение на футбольном поле и умение выполнять основные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам футбола.

   Развитие быстроты, силы, выносливости. Бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча. Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Эстафеты с мячом и без мяча. Упражнения на тренажерах, силовой направленности.

   Гимнастика с элементами акробатики.

   Строевые упражнения. Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроения из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении.

   Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами.

   Акробатические упражнения: мальчики: из упора присев силой стойка на голове и руках силой; длинный кувырок вперед с трех шагов разбега.    Девочки: равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед.

   Опорные прыжки: мальчики: прыжок согнув ноги (козел в  длину, высота 115 см). Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см).

   Овладение организаторскими умениями: самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей. Дозировка упражнений.

   Легкая атлетика

   Техника спринтерского бега: низкий старт до 30 м. Бег с ускорением от 70 до 80 м. Скоростной бег до 70 м. Бег на результат 60 м. Дальнейшее обучение технике спринтерского бега.

   Техника длительного бега: кроссовый бег до 20 мин., бег 1000м, 2000 м.

   Техника прыжка в длину: прыжки в длину с 11 - 13 шагов разбега способом  «прогнувшись». Дальнейшее обучение технике прыжка в длину.

   Техника метания малого мяча: метание теннисного мяча и мяча весом 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1х1м) с расстояния юноши – до18 м, девушки - 12-14 м. Броски набивных мячей юноши 3 кг  девушки 2 кг двумя руками из различных и.п. с места и с 2 – 4 шагов вперед – вверх.

   Развитие скоростно-силовых способностей: совершенствование скоростно - силовых способностей.

   Знания о физической культуре: влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной технике их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представление о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.

   Самостоятельные занятия: упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно – силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.

   Овладение организаторскими умениями: измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведение соревнований, в подготовке места проведения соревнований.

Лыжная подготовка

   Техника лыжных ходов: Переход с попеременных ходов на одновременные. Попеременный четырехшажный ход. Преодоление контруклона, Прохождение дистанции 5 км.

   Знания: правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

   Для определения уровня физической подготовленности обучающихся и предоставления возможности участия обучающихся во Всероссийских спортивных соревнованиях школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»,  выполнения нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), используются контрольные упражнения (тесты). Контроль за физической подготовленностью обучающихся проводится два раза в учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Физической культуре на 2013/14 учебный год (5-11 классы)

Рабочие программы по физической культуре для 5-8 и 9-11 классов на 2013/14 учебный год...

Рабочая программа по физической культуре на 2013-2014 учебный год 2 класс

к рабочей программе по практикуму «Подвижные игры народов России» для 2 класса.С целью преодоления малоподвижного образа жизни, последствия гиподинамии разработана рабочая программа учебного курса пра...

Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 учебный год 5 класс

Программа по физической культуре 5 класс составлена на основе ФГОС  ООО...

Рабочая программа по физической культуре на 2016-2017 учебный год 6 класс

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО...

Рабочая программа по физической культуре на 2015-2016 учебный год

     Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательную) часть уче...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре на 2019-20 учебный год для учащегося 10 класса _________ , относящегося к специальной медицинской группе (105 часов) 10.07.19

Рабочая программа разработана на основе примерной программы полного образования по физической культуре (базовый уровень) и может быть применительно к учебной программе по физической культуре для учащи...

Программа по Физической культуре на 2021-2022 учебный год

Программа составлена в соответствии с последними требованиями ФГОС...