ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»
материал по физкультуре
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
по теме
«Формирование и развитие функциональной грамотности
на уроках физической культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoob.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа»
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
по теме
«Формирование и развитие функциональной грамотности
на уроках физической культуры»
Разработала:
учитель физической культуры
Крутикова Т.В.,
квалификационная категория:
первая
г. Рославль
2022 г.
«Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования»
Рубакин Н. А.
Пояснительная записка
Актуальность и необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО и ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, с содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующим моделям функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской, финансовой, креативному мышлению и глобальным компетенциям.
Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать знания и умения, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений, таким образом, и проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности учащихся.
Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и понимание, применение и функциональность.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. На каждом урока учащиеся должны почерпнуть не только знания умения и навыки, но и сформировать и развить необходимые компетенции.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания, самовыражения, формирования у них внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоконтролю, самодисциплине, самоанализу, самооценке, самостоятельности, самовоспитанию и самосовершенствованию.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).
Цель: изучить методы и средства развития функциональной грамотности на уроках физической
культуры.
Задачи:
⎯ изучить научно-методическую литературу по теме самообразования, педагогический опыт коллег по формированию функциональной грамотности на уроках физической культуры;
⎯ творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей школьников;
⎯ формировать устойчивый интерес детей к занятиям физкультурой, активному образу жизни через овладение ими новыми двигательными действиями;
⎯ развивать способности учащихся сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять полученные знания и умения в реальной жизни.
⎯ выбирать, разрабатывать и творчески применять методы, средства и организационные формы физкультурно-оздоровительной деятельности школьников в соответствии с решаемыми задачами.
Планируемый результат:
1. Разработка рабочих программ по предмету в соответствии с обновлёнными ФГОС;
2. Формирование комплекта дидактических и методических материалов, разработок уроков и внеклассных мероприятий по функциональной грамотности;
3. Разработка инструментария для проверки развития функциональной грамотности – заданий творческого, креативного, исследовательского, практико-ориентированного характера;
4. Подготовка и участие школьников в НПК «Юный исследователь»;
5. Наставничество молодых педагогов и педагогов, имеющих затруднения по теме.
Этапы работы:
Этапы | Сроки | Содержание работы |
Диагностико- прогностический | 2022 – 2023 гг | ✔ Изучение нормативно-правовой базы обновлённых ФГОС НОО и ООО. ✔ Определение целей и задач. ✔ Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. ✔ Прогнозирование результатов. ✔ Обучение на курсах повышения квалификации. ✔ Участие в методических совещаниях по теме самообразования. ✔ Поиск и приобретение новых учебных пособий по физической культуре. ✔ Систематизация методических материалов по функциональной грамотности. |
Практико-внедренческий | 2023 – 2024 гг
| ✔ Обучение на курсах повышения квалификации. ✔ Участие в методических совещаниях, вебинарах по теме самообразования. ✔ Участие в работе творческих групп по подготовке тематических педсоветов, методических семинаров по функциональной грамотности. ✔ Участие в олимпиадах и конкурсах. ✔ Практическое использование банка заданий по функциональной грамотности на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности. ✔ Проведение неделим физической культуры, спорта и здоровья. ✔ Проведение открытых уроков на школьном уровне. ✔ Посещение уроков учителей-предметников. ✔ Формирование кейса методических материалов по функциональной грамотности. ✔ Размещение публикаций разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся в сетевых сообществах. ✔ Корректировка работы. |
Обобщающий | 2024-2025 год | ✔ Участие в работе МО учителей физической культуры. ✔ Участие в муниципальных и региональных, онлайн- конкурсах и олимпиадах. ✔ Проведение открытых уроков на школьном и муниципальном уровне. ✔ Публикации творческих и практических работ учащихся. ✔ Консультативная помощь учителям и учащимся. ✔ Анализ средств, методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. ✔ Оформление результатов работы. ✔ Размещение публикаций разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся в сетевых сообществах. ✔ Подведение итогов. |
Тематическое планирование
№ п/п |
План мероприятий | Примерный срок (год) реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||
1 | Изучать нормативно-правовую базу, регламентирующую преподавание физической культуры в соответствии с ФГОС (стандарт, ОО программа, учебный план). | систематически |
2 | Изучать Концепции преподавания урока физической культуры. | систематически |
3 | Изучать методическую литературу по продвижению ВФСК ГТО. | систематически |
4 | Проходить курсовая подготовку по предмету, теме самообразования. | ежегодно, по требованию |
5 | Принимать активное участие в тематических педсоветах, семинарах, совещаниях, вебинарах, посещение открытых уроков коллег. | ежегодно |
6 | Изучать инновационные методы работы ведущих учителей страны. | систематически |
Использование современных образовательных технологий и ИКТ в области обучения | ||
1 | Анализировать и планировать работу МО учителей практико-ориентированного цикла. | ежегодно |
2 | Изучать современные образовательные технологии, системно-деятельностный подход через анализ статей, брошюр передовиков-новаторов, открытые уроки учителей физической культуры. | систематически |
3 | Ввести в практику организации урока физической культуры проектную деятельность. | систематически |
4 | Использование на уроках физической культуры мультимедийных презентаций, проведение кейс-уроков. | систематически |
5 | Внедрять полученных результатов в свою педагогическую практику и делиться опытом с коллегами. | по мере формирования банка заданий по функциональной грамотности |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
1 | Принимать участие в конкурсах по функциональной грамотности. | 2022-2025 |
2 | Принимать участие в работе творческих групп по подготовке педагогов к конкурсам (например, Педагог года) | ежегодно |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | ||
1 | Оказывать дифференцированную помощь детям с разным уровнем подготовки (подготовительная, специальная группы) | систематически |
2 | Создать условия для участия физически развитых детей в олимпиадах, спартакиадах, соревнованиях. | систематически |
3 | Ввести в практику организации урока физической культуры проектной деятельности для детей, освобождённых от урока по медицинским показаниям. | ежегодно |
Эстетика и охрана здоровья | ||
1 | Поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме посредством занятий пластической гимнастики, бега, ходьбы на лыжах, игры в волейбол, силовой подготовки; участвовать в школьных соревнованиях. | систематически |
2 | Соблюдать гигиену тела и следить за своим внешним видом. | систематически |
3 | Личным примером показывать влияние ЗОЖ и физических упражнений на организм человека. | систематически |
4 | Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры. | систематически |
5 | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. | систематически |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||
1 | Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсоветах, семинарах, конференциях. | 2022-2025 |
2 | Обогащение творческой лаборатории учителя на уровне требований современности, создание методической продукции. | 2022-2025 |
3 | Формирование портфолио, создание презентации по итогам проведённой работы по теме самообразования « Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры» | 2025 |
4 | Проведение творческого отчета на занятии ШМО учителей практико-ориентированного цикла, мастер-класса. | 2025 |
Источники самообразования:
- научная и методическая литература;
- ресурсы сети Интернет;
- курсы повышения квалификации;
- педсоветы, семинары, конкурсы, конференции, вебинары, методические совещания, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад развитие речи на уроках физической культуры
Развитие речи на уроках физической культуры, речедвигательные упражнения, ритмические стишки для начальной школы...
Музыкально-двигательное развитие учащихся на уроках физической культуры.
Учителя физической культуры, обращаясь к музыке и физическим упражнениям, создают не только "оздоровительный" комплекс упражнений , но и существенное повышение КПД самого урока физической культу...
Развитие самостоятельности на уроке физическая культура
План-конспект урока. На уроке показано как при обучении ловли и передачи мяча создаются благоприятные условия для формирования навыков самосоятельности....
Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников
Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первы...
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
В этом материале указано какие подходы испльзуютя к ученикам на уроках физической культуре....
развитие гибкости на уроках физической культуры в 7 классе
В данном тематическом планировании по предмету физическая культура для учащихся 7класса включены комплексы физических упражнений для развития гибкости в самом благоприятном воз...
развитие гибкости на уроках физической культуры в 7 классе
В данном календарно-тематическом планировании по физической культуре для учащихся 7классов изложены комплексы физических упражнений и домашних заданий для развития гибкости. ...