ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ по теме «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»
материал по физкультуре

Крутикова Татьяна Васильевна

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

 

по теме

«Формирование и развитие функциональной грамотности

на уроках физической культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoob.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

САМООБРАЗОВАНИЯ

 

по теме

«Формирование и развитие функциональной грамотности

на уроках физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

учитель физической культуры

Крутикова Т.В.,

квалификационная категория:

первая

 

 

 

 

 

 

г. Рославль

2022 г.

«Всякое настоящее образование добывается

только путем самообразования»

Рубакин Н. А.

 

Пояснительная записка

Актуальность и необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. Основным предметом оценки в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС НОО и ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, с содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий, а также компетентностей, соответствующим моделям функциональной грамотности: математической, естественно-научной, читательской, финансовой, креативному мышлению и глобальным компетенциям.

Под функциональной грамотностью понимается «способность использовать знания и умения, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений, таким образом, и проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности учащихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме и в терминах, обозначающих компетенции функциональной грамотности учащихся.

Для оценки предметных результатов предлагаются следующие критерии: знание и пониманиеприменение и функциональность.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. На каждом урока учащиеся должны почерпнуть не только знания умения и навыки, но и сформировать и развить необходимые компетенции.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания, самовыражения, формирования у них внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоконтролю, самодисциплине, самоанализу, самооценке, самостоятельности, самовоспитанию и самосовершенствованию.

Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформированности являются задания творческого характера (задания исследовательского, занимательного характера, задания с экономическим, историческим содержанием, практико-ориентированные задания и др.).

 

Цель:   изучить методы и средства развития функциональной грамотности на уроках физической

              культуры.

 

Задачи:

    изучить научно-методическую литературу по теме самообразования, педагогический опыт коллег по формированию функциональной грамотности на уроках физической культуры;

    творчески применять профессионально-педагогические знания с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей школьников;

    формировать устойчивый интерес детей к занятиям физкультурой, активному образу жизни через  овладение ими новыми двигательными действиями;

    развивать способности учащихся сопоставлять, сравнивать, анализировать, применять полученные знания и умения в реальной жизни.

    выбирать, разрабатывать и творчески применять методы, средства и организационные формы физкультурно-оздоровительной деятельности школьников в соответствии с решаемыми задачами.

  Планируемый результат:

1.    Разработка рабочих программ по предмету в соответствии с обновлёнными ФГОС;

2.    Формирование комплекта дидактических и методических материалов,  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий по функциональной грамотности;

3.    Разработка инструментария для проверки развития функциональной грамотности – заданий творческого, креативного, исследовательского, практико-ориентированного характера;

4.    Подготовка и участие школьников в НПК «Юный исследователь»;

5.    Наставничество молодых педагогов и педагогов, имеющих затруднения по теме.

 

Этапы  работы:

 

Этапы

Сроки

Содержание работы

Диагностико- прогностический

2022 – 2023 гг

  Изучение нормативно-правовой базы обновлённых ФГОС НОО и ООО.

  Определение целей и задач.

  Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

  Прогнозирование результатов.

  Обучение на курсах повышения квалификации.

  Участие в методических совещаниях по теме самообразования.

  Поиск и приобретение новых учебных пособий по физической культуре.

  Систематизация методических материалов по функциональной грамотности.

Практико-внедренческий

2023 – 2024 гг

 

  Обучение на курсах повышения квалификации.

  Участие в методических совещаниях, вебинарах по теме самообразования.

  Участие в работе творческих групп по подготовке тематических педсоветов, методических семинаров по функциональной грамотности.

  Участие в олимпиадах и конкурсах.

  Практическое использование банка заданий по функциональной грамотности  на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

  Проведение неделим физической культуры, спорта и здоровья.

  Проведение открытых уроков на школьном уровне.

  Посещение  уроков учителей-предметников.

  Формирование кейса методических материалов по функциональной грамотности.

  Размещение публикаций разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся в сетевых сообществах.

  Корректировка работы.

Обобщающий

2024-2025 год

 Участие в работе МО учителей физической культуры.

 Участие  в муниципальных и региональных, онлайн- конкурсах и олимпиадах.

 Проведение открытых уроков на школьном  и муниципальном уровне.

 Публикации творческих и практических работ учащихся.

 Консультативная помощь учителям и учащимся.

 Анализ средств, методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

 Оформление результатов работы.

 Размещение публикаций разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе учащихся в сетевых сообществах.

 Подведение итогов.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

 

План мероприятий

Примерный срок (год)

реализации

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

1

Изучать нормативно-правовую базу, регламентирующую преподавание физической культуры  в соответствии с ФГОС (стандарт, ОО программа, учебный план).

систематически

2

Изучать Концепции преподавания урока физической культуры.

систематически

3

Изучать методическую литературу по продвижению ВФСК ГТО.

систематически

4

Проходить курсовая подготовку по предмету, теме самообразования.

ежегодно,

по требованию

5

Принимать активное участие в тематических педсоветах, семинарах, совещаниях, вебинарах, посещение открытых уроков коллег.

ежегодно

6

Изучать инновационные методы работы ведущих учителей страны.

систематически

Использование современных образовательных технологий

и ИКТ в области обучения

1

Анализировать и планировать работу МО учителей практико-ориентированного цикла.

ежегодно

2

Изучать современные образовательные технологии, системно-деятельностный подход через анализ статей, брошюр передовиков-новаторов, открытые уроки учителей физической культуры.

систематически

3

Ввести в практику организации урока физической культуры проектную деятельность.

систематически

4

Использование на уроках физической культуры мультимедийных презентаций, проведение кейс-уроков.

систематически

5

Внедрять  полученных результатов в свою педагогическую практику и делиться опытом с коллегами.

по мере формирования банка заданий по функциональной грамотности

Участие в конкурсах профессионального мастерства

1

Принимать участие в конкурсах по функциональной грамотности.

2022-2025

2

Принимать участие в работе творческих групп по подготовке педагогов к конкурсам (например, Педагог года)

ежегодно

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

1

Оказывать дифференцированную помощь детям с разным уровнем подготовки  (подготовительная, специальная группы)

систематически

2

Создать условия для участия физически развитых детей в олимпиадах, спартакиадах, соревнованиях.

систематически

3

Ввести в практику организации урока физической культуры проектной деятельности для детей, освобождённых от урока по медицинским показаниям.

ежегодно

Эстетика и охрана здоровья

1

Поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме посредством занятий пластической гимнастики, бега, ходьбы на лыжах, игры в волейбол, силовой подготовки; участвовать в школьных соревнованиях.

систематически

2

Соблюдать гигиену тела и следить за своим внешним видом.

систематически

3

Личным примером показывать влияние ЗОЖ и физических упражнений на организм человека.

систематически

4

Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физической  культуры.

систематически

5

Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  и здоровьеформирующие технологии.

систематически

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

1

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсоветах, семинарах, конференциях.

2022-2025

2

Обогащение творческой лаборатории учителя на уровне требований современности, создание методической продукции.

2022-2025

3

Формирование портфолио, создание презентации по итогам проведённой работы по теме самообразования « Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»

2025

4

Проведение творческого отчета на занятии ШМО учителей практико-ориентированного цикла, мастер-класса.

2025

 

Источники самообразования:

 

-       научная и методическая литература;

-       ресурсы сети Интернет;

-       курсы повышения квалификации;

-       педсоветы, семинары, конкурсы, конференции, вебинары, методические совещания, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы и т.п.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад развитие речи на уроках физической культуры

Развитие речи на уроках физической культуры, речедвигательные упражнения, ритмические стишки для начальной школы...

Музыкально-двигательное развитие учащихся на уроках физической культуры.

Учителя физической культуры, обращаясь к музыке и физическим упражнениям, создают не только "оздоровительный" комплекс упражнений , но и существенное повышение КПД самого урока физической культу...

Развитие самостоятельности на уроке физическая культура

План-конспект урока. На уроке  показано как при обучении ловли и передачи мяча создаются благоприятные условия для формирования навыков самосоятельности....

Методика развития быстроты на уроках физической культуры у младших школьников

Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания младших школьников.Среди физических качеств особое место занимает быстрота. Поэтому ей должно уделяться особое внимание с первы...

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

В этом материале указано какие подходы испльзуютя к ученикам на уроках физической культуре....

развитие гибкости на уроках физической культуры в 7 классе

В данном тематическом планировании по предмету  физическая культура  для учащихся 7класса включены комплексы физических упражнений для развития гибкости  в  самом благоприятном воз...

развитие гибкости на уроках физической культуры в 7 классе

В данном  календарно-тематическом планировании по физической культуре для учащихся 7классов изложены комплексы физических упражнений и домашних заданий для развития гибкости.     ...