ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
методическая разработка по физкультуре на тему

Морева Марина Юрьевна

В этом материале указано какие подходы испльзуютя к ученикам на уроках физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Выполнил учитель

МАОУ Краснопутьской СОШ

Морева М.Ю.

Физическая культура – это воспитание воли,

                                                                  моральной устойчивости, дисциплины.

                                                          Спорт – это чувство товарищества,

                                                  патриотизма, коллективизма.

«Спорт не только физически закаливает человека,

                                                             но и щедро обогащает его духовные качества».

                                                                                         А. Александров

(академик, мастер спорта)

        Физическая культура является одним из средств гармонического – физического и духовного – формирования человека. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт носят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

Одним из средств достижения духовно-нравственного, физического и психологического благополучия являются занятия физической культурой во всем многообразии ее форм. К ним относятся: утренняя гимнастика, группы здоровья, уроки по физической культуре, занятия в спортивной секции, самостоятельные занятия, закаливание, экскурсии, праздники, лекции, доклады, телевидение, радио, печать.

В МАОУ Краснопутьской СОШ я провела анкетирование учащихся 6-11 классов, по темам: «диагностика нравственной самооценки» и «диагностика нравственной мотивации» (приложение №1). В анкетировании приняли участие 70 учащихся среднего звена (6 - 8 классы) и 70 - старшего звена (9-11 классов).  В анкетах предлагается оценить прочитанное высказывание по четырех бальной системе, насколько учащиеся согласны с ним. Из подсчитанных результатов видно, каков уровень нравственной мотивации и нравственной самооценки.

Высокий уровень нравственной мотивации учащиеся 6 – 8 классов составляет 25,70/0   , а 9 -11 классы - 15,7 0/0; средний уровень – 6 -8 кл. 45,70/0 , 9 -11 кл. - 630/0; низкий уровень – 6 – 8 кл. 28,60/0, 9 -11 кл. – 21,30/0 всех учащихся.

Диагностика нравственной самооценки показала следующие результаты. 37 0/0 учащиеся 6 – 8 и 9 -11  классов  с высоким уровнем  нравственной самооценки; 54,30/0 (6 – 8 кл.), 58,60/0 (9 – 11 кл.) средний уровень; 8,70/0 (6 -8 кл.), 4,4 0/0 (9 -11 кл.) нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.  (Приложение №2). Из полученных результатов мы видим, что нравственная самооценка и нравственная мотивация учащихся 6 - 11 классов находится на среднем уровне.

На уроках физической культуры основными методами в духовно-нравственном воспитании учащихся являются: изучение, понимание, диалог, педагогическая поддержка, педагогическое сотрудничество.

        На сегодняшний день перед школой стоит серьёзная задача подготовки здорового, физически и духовно развитого выпускника, вооружённого знаниями, духовно - нравственно воспитанного, сформированными потребностями в здоровом образе жизни.

        Физическая культура объединяет в себе решение целого ряда задач, направленных на развитие и формирование личности.

        Главной задачей является гармоничное развитие личности. Уроки физической культуры оказывают эффективное воздействие на физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

        Физическое развитие формирует у учащихся необходимые двигательные качества: силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.

        Умственное воспитание формируется посредством самовоспитания и общения в коллективе, когда вырабатывается твердое соблюдение норм и правил поведения, самоконтроля, потребности к постоянному развитию, привития навыков трудолюбия, выработки личностных морально-волевых качеств.

        Ежедневные физические упражнения, как одно из средств воспитания, является эффективным средством профилактики умственного утомления, способствуют устойчивому повышению успеваемости в школе, физической и умственной работоспособности.

        На уроках физической культуры применяется субъект - объектные отношения (учитель-ученик), где учитель формирует грамотный подход в физическом направлении и применении в жизненных ситуациях. Где используются следующие методы:

- работать самостоятельно, без постоянного руководства (ходьба на лыжах, бег на длинные дистанции, плавание);

- брать на себя ответственность по собственной инициативе (роль капитана в командных играх);

- замечать проблемы и искать пути их решения (в игровых видах – техника, тактика и психологические проблемы).

        В сфере личностного развития духовно-нравственного воспитания должно обеспечивать готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

        Учащимся 6-11 классов была предложена анкета из 30 вопросов «Мое отношение к физической культуре и спорту». Приняли участие по 60 человек старшего и среднего звена. Каждый вопрос надо оценить по пятибалльной системе. Предоставляю результаты оценок пяти вопросов (приложение №3).

 - Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что, они помогают укреплять мое здоровье.  На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 6 учеников, что составляет 100/0;

2 балла – 6 учеников - 10 0/0;

3 балла -11 учеников – 18,30/0;

4 балла – 18 учеников - 30 0/0;

5 баллов – 19 учеников – 31,7 0/0.

        Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 8учащихся – 13,30/0;

2 балла – 12 учеников - 20 0/0;

3 балла -10 учеников – 16,70/0;

4 балла – 17 учеников – 28,3 0/0;

5 баллов – 13 учеников – 21,7 0/0.

        Из этого вопроса видно, что из опрошенных учеников все-таки любят ходить на урок. Что очень приятно, как учителю.

        - Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 20 учеников, что составляет 33,30/0;

2 балла – 9 учеников - 15 0/0;

3 балла -8 учеников – 13,40/0;

4 балла – 5 учеников – 8,3 0/0;

5 баллов – 18 учеников – 30 0/0.

        Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 15учащихся – 250/0;

2 балла – 11 учеников – 18,3 0/0;

3 балла -7 учеников – 11,70/0;

4 балла – 8 учеников – 13,3 0/0;

5 баллов – 19 учеников – 31,7 0/0.

        Так же мы наблюдаем, что  в большинстве ученики занимаются из-за оценки.

        - Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.

На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 7 учеников, что составляет 11,70/0;

2 балла – 6 учеников - 10 0/0;

3 балла -9 учеников – 150/0;

4 балла – 12 учеников – 20 0/0;

5 баллов – 26 учеников – 44,3 0/0.

        Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 7 учащихся – 11,70/0;

2 балла – 6 учеников – 10 0/0;

3 балла -12 учеников – 200/0;

4 балла – 14 учеников – 23,3 0/0;

5 баллов – 21 учеников – 35 0/0.

        Ответы на вопрос показали высокий результат оценивших вопрос на 4 -5.

        - На соревнованиях мне нужна только победа.

На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 15 учеников, что составляет 250/0;

2 балла – 4 учеников – 6,7 0/0;

3 балла -16 учеников – 26,70/0;

4 балла – 6 учеников – 10 0/0;

5 баллов – 19 учеников – 31,6 0/0.

        Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 12 учащихся – 200/0;

2 балла – 5 учеников – 8,3 0/0;

3 балла -19 учеников – 31,70/0;

4 балла –10учеников – 16,7 0/0;

5 баллов – 14 учеников – 23,3 0/0.

        Результаты ответов разнятся. Есть ученики, которым доставляет удовольствие просто участие в спортивных мероприятиях. И примерно такое же количество, которым нужна победа. Надо выходить на старт с верой к победе.

        -  Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.

На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 7 учеников, что составляет 11,70/0;

2 балла – 2 учеников – 3,3 0/0;

3 балла - 8 учеников – 13,40/0;

4 балла – 12 учеников – 20 0/0;

5 баллов – 31 учеников – 51,6 0/0.

        Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 4 учащихся – 6,70/0;

2 балла – 3 учеников – 5 0/0;

3 балла -8 учеников – 13,30/0;

4 балла –16 учеников – 26,7 0/0;

5 баллов – 29 учеников – 48,3 0/0.

        Результаты ответов «говорят» сами за себя. Красота физически развитого человеческого тела, физическое совершенство – это здоровье, оптимальный тонус в жизни.

        «Мы хотим всесторонне развивать человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы он был готов к труду и обороне» М.И.Калинин.

        Уроки физической культуры в отличие от других школьных дисциплин обладает огромным потенциалом для решения этих задач. В связи с этим ответственность за физическое развитие и укрепление здоровья школьников легли на физическую культуру. Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного здоровья не мыслимы без формирования у них потребности в здоровом образе жизни. В решении намеченных задач, эффективным оказывается сочетание разных оздоровительных средств. В подростковый период  развития организма, факторы среды в основном определяют овладение двигательными координационными,  расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на осознанное формирование здорового физически развитого человека.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания.

        Одним из средств духовно-нравственного воспитания на уроках учащимся показываются учебные и познавательные фильмы. Ученики, освобожденные от физической нагрузки, самостоятельно готовят презентации по тема  касающихся  физического развития. Регулярно оформляются спортивные и научно-познавательные стенды.

        Эстетическое воспитание происходит в результате общения с прекрасным. Ученик получает ясное представление о красоте человеческого тела, правильной осанке, об изяществе и легкости движений, в доведениях до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитие музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.

        Так же к средствам духовно-нравственного воспитания относятся игры. Игры бывают подвижные (без определённых правил) и спортивные (строго определённые правила).

        В старшем возрасте изучают правила спортивных игр. В любой из них стоит задача – победить. Игра – это командный вид деятельности с определёнными правилами, которым должны придерживаться спортсмены (участники), тренера (учитель), болельщики (не играющие ученики) и собственно все.

        В спортивной среде есть выражение «Фэйр-плэй», что в переводе с английского языка означает «честная игра».

        Основные принципы честной игры:

  • Не стремись к победе любой ценой;
  • На спортивной площадке сохранить честь и благородство;
  • Главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственных слабостей.

В нашей школе регулярно проводятся внеклассные мероприятия.

7 февраля, в день открытий XXII зимних Олимпийских игр, была проведена «Краснопутьская лыжня – наш ответ Сочи» В спортивном празднике приняли участие 94 представителя 2-9 класса. Мероприятие было проведено совместно с тренерами спортивной школы «Олимп» Касимовой Л.Ю., Харьковским Ю.И., Харьковским А.Ю.

Еще одной задачей служит профессионально-прикладная направленность физической культуры: как применить полученные знания в дальнейшей профессии, как стимулировать работоспособность, как правильно отдыхать.

        23 февраля ученики нашей школы и их родители приняли участие в спортивных соревнованиях в честь святого благоверного князя Александра Невского.

        Так же задачей духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотических чувств, любви к Родине и готовности к ее защите.

        К празднику, дню защитника Отечества, в школе проводилось спортивное мероприятие «А ну-ка, парни!». Участвовали юноши 10-11 классов.

        Праздник, 8 марта – международный женский день, в школе был отмечен конкурсом «А ну-ка, девушки!», где приняли участие ученицы 5-11 классов в смешанных командах. Команда «Ашек» и команда «Бешек».

Внеурочных мероприятиях формируется психологический микроклимат. При оценке следует принимать в расчёт не только преобладающее настроение, но также нравственные нормы и ценности, господствующие в командах.  Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.

Приложение №1.

Анкета № 1.

Диагностика нравственной самооценки

Внимательно прочитайте каждое высказывание. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.

Текст вопросов:

  1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми________
  2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду_______
  3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми_________
  4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку_______
  5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей_________
  6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес___
  7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню________
  8. Мне приятно делать людям радость________
  9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки________
  10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы_________

Приложение №2.

Анкета №2

Диагностика нравственной мотивации

 Вам нужно выбрать из четырех данных вопросов один ответов (подчеркнуть)

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
  • Пытаюсь ему помочь.
  • Думаю о том, что могло произойти.
  • Не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
  • Я скажу ему, чтобы он не приставал.
  • Отвечу, что не могу ему помочь.
  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
  • Я не обращу внимания.
  • Скажу, что он размазня.
  • Объясню, что нет ничего страшного.
  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
  • Обижусь в ответ.
  • Докажу ему, что он не прав.

Приложение №3

АНКЕТА

Пожалуйста, выскажи свое отношение к занятиям физической культурой и спортом. Нам важно знать твое мнение, чтобы улучшить программу школьных уроков физкультуры, сделать эти уроки более интересными и полезными.

Оцени в баллах от 1 до 5 свое согласие с каждым из 30 утверждений: 1 — не согласен совсем. 5 — согласен полностью.

Выбери вариант оценки и отметь его крестиком или другим значком. Класс ___  

Пол: мальчик ___ девочка ___

Утверждения

Варианты оценок

1.

Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье.

1

2

3

4

5

2.

Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность.

1

2

3

4

5

3.

Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют мне радость.

1

2

3

4

5

4.

В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.

1

2

3

4

5

5.

Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

1

2

3

4

5

6.

Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.

1

2

3

4

5

7.

В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми.

1

2

3

4

5

8.

Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем.

 1

2

3

4

5

9.

Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул.

1

2

3

4

5

10.

Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством.

1.

2

3

4

5

11.

Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.

1

2

3

4

5

12.

Я думаю, что все оздоровительные мероприятия — физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час — должны содержать разные игры и развлечения.

1

2

3

4

5

13.

Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи.

1

2

3

4

5

14.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой.

1

2

3

4

5

15.

Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие.

1

2

3

4

5


16.

Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.

1

2

3

4

5

17.

На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.

1

2

3

4

5

18.

Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями.

1

2

3

4

5

19.

Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями.

1

2

3

4

5

20.

Чтобы занятия физкультурой и спортом во время каникул не прерывались, меня обязательно кто-то должен контролировать.

1

2

3

4

5

21.

Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни.

1

2

3

4

5

22.

Возможность общения с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие.

1

2

3

4

5

23.

На соревнованиях мне нужна только победа.

1

2

3

4

5

24.

Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.

1

2

3

4

5

25.

Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элементы соперничества.

1

2

3

4

5

26.

Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.

1

2

3

4

5

27.

Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями.

1

2

3

4

5

28.

Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.

1

2

3

4

5

29.

Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры — это моя привычка.

1

2

3

4

5

30.

Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым, веселым.

1

2

3

4

5

Литература.

  1. Александровна Г.В., Физкультура. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации.11класс/ - СПб.: Тригон, 2008.
  2. Психология: Учебник для техникумов физической культуры/под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  3. Физическая культура: учебное пособие/ под ред. Н.В. Решетникова, Ю.Л. Кислицын – Академ А.
  4. http://www.profistart.ru
  5. http://sportedu.ru
  6. http://vrhpschool.norod.ru
  7. http://www.nauka – shop.com
  8. http://1179.ru/sport/oty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки

Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...

Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры и тренировочном процессе.

Сопряженное психологическое развитие школьников на уроках физической культуры и тренировочном процессе....

Онишина В.В., к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития школьника на современном этапе

Онишина В.В., к.п.н., доценткафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития  p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: right; f...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...

Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).

Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...

Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры

Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...