ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
методическая разработка по физкультуре на тему
В этом материале указано какие подходы испльзуютя к ученикам на уроках физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_dukhovno-nravstvennogo_razvitiya_shkolnika_na_uroke_fizicheskoy_kultury.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Выполнил учитель
МАОУ Краснопутьской СОШ
Морева М.Ю.
Физическая культура – это воспитание воли,
моральной устойчивости, дисциплины.
Спорт – это чувство товарищества,
патриотизма, коллективизма.
«Спорт не только физически закаливает человека,
но и щедро обогащает его духовные качества».
А. Александров
(академик, мастер спорта)
Физическая культура является одним из средств гармонического – физического и духовного – формирования человека. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт носят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Одним из средств достижения духовно-нравственного, физического и психологического благополучия являются занятия физической культурой во всем многообразии ее форм. К ним относятся: утренняя гимнастика, группы здоровья, уроки по физической культуре, занятия в спортивной секции, самостоятельные занятия, закаливание, экскурсии, праздники, лекции, доклады, телевидение, радио, печать.
В МАОУ Краснопутьской СОШ я провела анкетирование учащихся 6-11 классов, по темам: «диагностика нравственной самооценки» и «диагностика нравственной мотивации» (приложение №1). В анкетировании приняли участие 70 учащихся среднего звена (6 - 8 классы) и 70 - старшего звена (9-11 классов). В анкетах предлагается оценить прочитанное высказывание по четырех бальной системе, насколько учащиеся согласны с ним. Из подсчитанных результатов видно, каков уровень нравственной мотивации и нравственной самооценки.
Высокий уровень нравственной мотивации учащиеся 6 – 8 классов составляет 25,70/0 , а 9 -11 классы - 15,7 0/0; средний уровень – 6 -8 кл. 45,70/0 , 9 -11 кл. - 630/0; низкий уровень – 6 – 8 кл. 28,60/0, 9 -11 кл. – 21,30/0 всех учащихся.
Диагностика нравственной самооценки показала следующие результаты. 37 0/0 учащиеся 6 – 8 и 9 -11 классов с высоким уровнем нравственной самооценки; 54,30/0 (6 – 8 кл.), 58,60/0 (9 – 11 кл.) средний уровень; 8,70/0 (6 -8 кл.), 4,4 0/0 (9 -11 кл.) нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего. (Приложение №2). Из полученных результатов мы видим, что нравственная самооценка и нравственная мотивация учащихся 6 - 11 классов находится на среднем уровне.
На уроках физической культуры основными методами в духовно-нравственном воспитании учащихся являются: изучение, понимание, диалог, педагогическая поддержка, педагогическое сотрудничество.
На сегодняшний день перед школой стоит серьёзная задача подготовки здорового, физически и духовно развитого выпускника, вооружённого знаниями, духовно - нравственно воспитанного, сформированными потребностями в здоровом образе жизни.
Физическая культура объединяет в себе решение целого ряда задач, направленных на развитие и формирование личности.
Главной задачей является гармоничное развитие личности. Уроки физической культуры оказывают эффективное воздействие на физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Физическое развитие формирует у учащихся необходимые двигательные качества: силу, выносливость, гибкость, быстроту, ловкость.
Умственное воспитание формируется посредством самовоспитания и общения в коллективе, когда вырабатывается твердое соблюдение норм и правил поведения, самоконтроля, потребности к постоянному развитию, привития навыков трудолюбия, выработки личностных морально-волевых качеств.
Ежедневные физические упражнения, как одно из средств воспитания, является эффективным средством профилактики умственного утомления, способствуют устойчивому повышению успеваемости в школе, физической и умственной работоспособности.
На уроках физической культуры применяется субъект - объектные отношения (учитель-ученик), где учитель формирует грамотный подход в физическом направлении и применении в жизненных ситуациях. Где используются следующие методы:
- работать самостоятельно, без постоянного руководства (ходьба на лыжах, бег на длинные дистанции, плавание);
- брать на себя ответственность по собственной инициативе (роль капитана в командных играх);
- замечать проблемы и искать пути их решения (в игровых видах – техника, тактика и психологические проблемы).
В сфере личностного развития духовно-нравственного воспитания должно обеспечивать готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
Учащимся 6-11 классов была предложена анкета из 30 вопросов «Мое отношение к физической культуре и спорту». Приняли участие по 60 человек старшего и среднего звена. Каждый вопрос надо оценить по пятибалльной системе. Предоставляю результаты оценок пяти вопросов (приложение №3).
- Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что, они помогают укреплять мое здоровье. На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 6 учеников, что составляет 100/0;
2 балла – 6 учеников - 10 0/0;
3 балла -11 учеников – 18,30/0;
4 балла – 18 учеников - 30 0/0;
5 баллов – 19 учеников – 31,7 0/0.
Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 8учащихся – 13,30/0;
2 балла – 12 учеников - 20 0/0;
3 балла -10 учеников – 16,70/0;
4 балла – 17 учеников – 28,3 0/0;
5 баллов – 13 учеников – 21,7 0/0.
Из этого вопроса видно, что из опрошенных учеников все-таки любят ходить на урок. Что очень приятно, как учителю.
- Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.
На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 20 учеников, что составляет 33,30/0;
2 балла – 9 учеников - 15 0/0;
3 балла -8 учеников – 13,40/0;
4 балла – 5 учеников – 8,3 0/0;
5 баллов – 18 учеников – 30 0/0.
Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 15учащихся – 250/0;
2 балла – 11 учеников – 18,3 0/0;
3 балла -7 учеников – 11,70/0;
4 балла – 8 учеников – 13,3 0/0;
5 баллов – 19 учеников – 31,7 0/0.
Так же мы наблюдаем, что в большинстве ученики занимаются из-за оценки.
- Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.
На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 7 учеников, что составляет 11,70/0;
2 балла – 6 учеников - 10 0/0;
3 балла -9 учеников – 150/0;
4 балла – 12 учеников – 20 0/0;
5 баллов – 26 учеников – 44,3 0/0.
Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 7 учащихся – 11,70/0;
2 балла – 6 учеников – 10 0/0;
3 балла -12 учеников – 200/0;
4 балла – 14 учеников – 23,3 0/0;
5 баллов – 21 учеников – 35 0/0.
Ответы на вопрос показали высокий результат оценивших вопрос на 4 -5.
- На соревнованиях мне нужна только победа.
На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 15 учеников, что составляет 250/0;
2 балла – 4 учеников – 6,7 0/0;
3 балла -16 учеников – 26,70/0;
4 балла – 6 учеников – 10 0/0;
5 баллов – 19 учеников – 31,6 0/0.
Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 12 учащихся – 200/0;
2 балла – 5 учеников – 8,3 0/0;
3 балла -19 учеников – 31,70/0;
4 балла –10учеников – 16,7 0/0;
5 баллов – 14 учеников – 23,3 0/0.
Результаты ответов разнятся. Есть ученики, которым доставляет удовольствие просто участие в спортивных мероприятиях. И примерно такое же количество, которым нужна победа. Надо выходить на старт с верой к победе.
- Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.
На 1 балл оценили свое отношение 6 - 8 классов - 7 учеников, что составляет 11,70/0;
2 балла – 2 учеников – 3,3 0/0;
3 балла - 8 учеников – 13,40/0;
4 балла – 12 учеников – 20 0/0;
5 баллов – 31 учеников – 51,6 0/0.
Учащиеся 9-11 классов свое отношение оценили на 1 балл 4 учащихся – 6,70/0;
2 балла – 3 учеников – 5 0/0;
3 балла -8 учеников – 13,30/0;
4 балла –16 учеников – 26,7 0/0;
5 баллов – 29 учеников – 48,3 0/0.
Результаты ответов «говорят» сами за себя. Красота физически развитого человеческого тела, физическое совершенство – это здоровье, оптимальный тонус в жизни.
«Мы хотим всесторонне развивать человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы он был готов к труду и обороне» М.И.Калинин.
Уроки физической культуры в отличие от других школьных дисциплин обладает огромным потенциалом для решения этих задач. В связи с этим ответственность за физическое развитие и укрепление здоровья школьников легли на физическую культуру. Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного здоровья не мыслимы без формирования у них потребности в здоровом образе жизни. В решении намеченных задач, эффективным оказывается сочетание разных оздоровительных средств. В подростковый период развития организма, факторы среды в основном определяют овладение двигательными координационными, расширяют резерв адаптации функциональных систем, создают волевой настрой на осознанное формирование здорового физически развитого человека.
В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания школьников. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Разрабатываются различные программы духовно-нравственного воспитания.
Одним из средств духовно-нравственного воспитания на уроках учащимся показываются учебные и познавательные фильмы. Ученики, освобожденные от физической нагрузки, самостоятельно готовят презентации по тема касающихся физического развития. Регулярно оформляются спортивные и научно-познавательные стенды.
Эстетическое воспитание происходит в результате общения с прекрасным. Ученик получает ясное представление о красоте человеческого тела, правильной осанке, об изяществе и легкости движений, в доведениях до степени искусства движениях гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста. Выполнение упражнений под музыку в художественной гимнастике, фигурном катании способствует развитие музыкальной культуры. Занятия туризмом, альпинизмом, парусным и другими видами спорта позволяют понимать и чувствовать прекрасное в природе.
Так же к средствам духовно-нравственного воспитания относятся игры. Игры бывают подвижные (без определённых правил) и спортивные (строго определённые правила).
В старшем возрасте изучают правила спортивных игр. В любой из них стоит задача – победить. Игра – это командный вид деятельности с определёнными правилами, которым должны придерживаться спортсмены (участники), тренера (учитель), болельщики (не играющие ученики) и собственно все.
В спортивной среде есть выражение «Фэйр-плэй», что в переводе с английского языка означает «честная игра».
Основные принципы честной игры:
- Не стремись к победе любой ценой;
- На спортивной площадке сохранить честь и благородство;
- Главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственных слабостей.
В нашей школе регулярно проводятся внеклассные мероприятия.
7 февраля, в день открытий XXII зимних Олимпийских игр, была проведена «Краснопутьская лыжня – наш ответ Сочи» В спортивном празднике приняли участие 94 представителя 2-9 класса. Мероприятие было проведено совместно с тренерами спортивной школы «Олимп» Касимовой Л.Ю., Харьковским Ю.И., Харьковским А.Ю.
Еще одной задачей служит профессионально-прикладная направленность физической культуры: как применить полученные знания в дальнейшей профессии, как стимулировать работоспособность, как правильно отдыхать.
23 февраля ученики нашей школы и их родители приняли участие в спортивных соревнованиях в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Так же задачей духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотических чувств, любви к Родине и готовности к ее защите.
К празднику, дню защитника Отечества, в школе проводилось спортивное мероприятие «А ну-ка, парни!». Участвовали юноши 10-11 классов.
Праздник, 8 марта – международный женский день, в школе был отмечен конкурсом «А ну-ка, девушки!», где приняли участие ученицы 5-11 классов в смешанных командах. Команда «Ашек» и команда «Бешек».
Внеурочных мероприятиях формируется психологический микроклимат. При оценке следует принимать в расчёт не только преобладающее настроение, но также нравственные нормы и ценности, господствующие в командах. Они обеспечивают нужное взаимопонимание, сочетаются с высокой дисциплинированностью, ответственностью, взаимной требовательностью, взаимопомощью, товариществом и поддержкой. Личностные отношения характеризуются теплотой, симпатией, высокой культурой общения, отсутствием психической напряженности и отрицательных эмоций.
Приложение №1.
Анкета № 1.
Диагностика нравственной самооценки
Внимательно прочитайте каждое высказывание. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал.
Текст вопросов:
- Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми________
- Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду_______
- Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми_________
- Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку_______
- Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей_________
- Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес___
- Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню________
- Мне приятно делать людям радость________
- Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки________
- Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы_________
Приложение №2.
Анкета №2
Диагностика нравственной мотивации
Вам нужно выбрать из четырех данных вопросов один ответов (подчеркнуть)
Вопросы:
- Если кто-то плачет, то я.
- Пытаюсь ему помочь.
- Думаю о том, что могло произойти.
- Не обращаю внимания.
- Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
- Я скажу ему, чтобы он не приставал.
- Отвечу, что не могу ему помочь.
- Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
- Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
- Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
- Я не обращу внимания.
- Скажу, что он размазня.
- Объясню, что нет ничего страшного.
- Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
- Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
- Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
- Обижусь в ответ.
- Докажу ему, что он не прав.
Приложение №3
АНКЕТА
Пожалуйста, выскажи свое отношение к занятиям физической культурой и спортом. Нам важно знать твое мнение, чтобы улучшить программу школьных уроков физкультуры, сделать эти уроки более интересными и полезными.
Оцени в баллах от 1 до 5 свое согласие с каждым из 30 утверждений: 1 — не согласен совсем. 5 — согласен полностью.
Выбери вариант оценки и отметь его крестиком или другим значком. Класс ___
Пол: мальчик ___ девочка ___
№ | Утверждения | Варианты оценок | ||||
1. | Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. | Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3. | Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют мне радость. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. | В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
5. | Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6. | Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
7. | В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
8. | Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
9. | Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
10. | Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством. | 1. | 2 | 3 | 4 | 5 |
11. | Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
12. | Я думаю, что все оздоровительные мероприятия — физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час — должны содержать разные игры и развлечения. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
13. | Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
14. | Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
15. | Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
16. | Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
17. | На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
18. | Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
19. | Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
20. | Чтобы занятия физкультурой и спортом во время каникул не прерывались, меня обязательно кто-то должен контролировать. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
21. | Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
22. | Возможность общения с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
23. | На соревнованиях мне нужна только победа. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
24. | Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
25. | Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элементы соперничества. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
26. | Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
27. | Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
28. | Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
29. | Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры — это моя привычка. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
30. | Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым, веселым. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Литература.
- Александровна Г.В., Физкультура. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации.11класс/ - СПб.: Тригон, 2008.
- Психология: Учебник для техникумов физической культуры/под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
- Физическая культура: учебное пособие/ под ред. Н.В. Решетникова, Ю.Л. Кислицын – Академ А.
- http://www.profistart.ru
- http://sportedu.ru
- http://vrhpschool.norod.ru
- http://www.nauka – shop.com
- http://1179.ru/sport/oty
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие школьников на уроках музыки
Варианты решения проблемы духновно-нраственного развития школьника на уроках музыки...
Сопряженное психофизическое развитие школьников на уроках физической культуры и тренировочном процессе.
Сопряженное психологическое развитие школьников на уроках физической культуры и тренировочном процессе....
Онишина В.В., к.п.н., доцент кафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития школьника на современном этапе
Онишина В.В., к.п.н., доценткафедры человековедения и физической культуры АСОУ Особенности духовно-нравственного развития p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: right; f...
«Педагогическая мастерская: презентация успешных практик по основам православной культуры» «Информационно – коммуникационные технологии и духовно – нравственное развитие школьников: «Виртуальный музей «Апостол северных народов Святитель Иннокентий"
В мастер - классе представлена система работы по созданию виртуального музея (региональный компонет по литературе"...
Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При отсутствии одного из них начинается распад личности и культуры. Падение нравственности, стремление к накоплению земных ...
Духовно-нравственное развитие школьников на уроках литературы (презентация).
Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить...
Статья:Патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся через уроки физической культуры
Опубликована в сборнике тезисов выступлений участников 19 городских педагогических чтений...