РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «МИНИ-ФУТБОЛ»
рабочая программа по физкультуре
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«МИНИ-ФУТБОЛ»
Направленность: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 10-15 лет
Срок реализации: 3 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_mini-_futbol.docx | 109.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа______________
Саратовской области»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № от « » 20 года | «Утверждаю» Директор МУ ДО ________________
Приказ № от « » 20 года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРААЗОВТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МИНИ-ФУТБОЛ»
Направленность: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
Уровень программы: базовый
Возраст учащихся: 10-15 лет
Срок реализации: 3 год
Автор-составитель:
Чернобыль Елена Анатотольвна,
педагог дополнительного образования.
___________________, 2021
Структура программы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мини-футбол».
- Пояснительная записка.
- Цель и задачи
1.3 Планируемые результаты.
- Содержание программы.
- Форма аттестации и их периодичность.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
- Методическое обеспечение программы.
- Условия реализации программы.
- Оценочные материалы.
- Список литературы.
Приложение: календарный учебный график
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мини-футбол».
- Пояснительная записка.
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Программа «Мини-футбол» создает максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения.
Мини-футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов воспитанников (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций воспитанников.
Игра всегда привлекает детей, повышает их интерес к занятию. Игры формируют у детей важные навыки совместной работы, общения. В игровой деятельности воспитывается ответственность воспитанников, развиваются их способности заботиться о товарищах, сочувствовать и сопереживать, понимать радости и горести, поражения и победы.
Систематическая тренировка и участие в соревнованиях благотворно сказываются на физическом развитии футболиста, повышают его работоспособность, улучшают работу зрительного аппарата, повышают подвижность нервной системы и развивают волевые качества.
Мини-футбол обладает рядом особенностей, делающих эту игру интересной и заманчивой. Во-первых, здесь каждый игрок значительно чаще работает с мячом и участвует в общих игровых действиях; во-вторых, в этой игре забивается довольно много голов, в-третьих, каждый учащийся должен действовать с полной отдачей сил, успевая обороняться и атаковать. Мяч практически все время находится в игре, что не вызывает вынужденных и утомительных остановок.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол» (далее – Программа) является программой физкультурно-спортивной направленности.
Программа реализуется на базе МОУ «СОШ п. Петровский Краснопартизанского района Саратовской области». Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Санитарными правилами СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Утверждены Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрирован 18.09.2017 № 48226);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196";
Программа реализуется как очно, так и заочно, с использованием дистанционных образовательных технологий, при необходимости (при карантинах, условиях угрозы распространения инфекции). Темы разделов при переходе на заочную форму обучения, остаются те же. Материалы размещаются на официальном сайте образовательной организации.
Дополнительная образовательная программа «Мини-футбол» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность состоит в том, что содержание программы направлено на компенсацию сниженной физической активности, на приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни и такому виду спорту, как «Мини-футбол».
Отличительная особенность программы «Мини-футбол» в её социальной направленности. Программа предоставляет возможности детям, достигшим 10-15 летнего возраста, но не получившим ранее практики занятий футболом или каким-либо другим видом спорта, имеющим различный уровень физической подготовки приобщиться к активным занятиям
футболом, укрепить здоровье, получить социальную практику общения в детском коллективе. Специфика спортивного объединения «Мини-футбол» заключается в направлении на воспитание навыков здорового образа жизни у детей, отказ от вредных привычек, укрепление здоровья и развитие морально – волевых качеств детей.
Занятия по данному виду спорта способствуют воспитанию патриотизма, стремления к победе, самоорганизации детей.
Содержание программы направлено на постепенное и последовательное расширение теоретических знаний (правил игры) и практических умений и навыков. Учебно-тренировочный процесс направлен на качество овладения техническими и тактическими приемами, развитие уровня пространственно-временной и силовой дифференцировок движений, способности чувствовать пространство, время, усилия.
Разучивание и совершенствование тактико-технических действий футболиста гарантируют постепенный рост физических нагрузок на высоком эмоциональном уровне. Различия и индивидуальные особенности детей раскрываются на тренировках по футболу и вызывают у детей стремление к взаимопомощи при освоении элементов техники футбола.
Адресат Программы.
Программа предназначена для детей 10-15 лет
Условия набора. Зачисление учащихся в объединение производится по желанию учащегося вне зависимости от его способностей, уровня физического развития на основании заявления родителей (законных представителей) и при наличии медицинской справки, разрешающей обучающемуся заниматься данным видом деятельности.
При наличии организационно-педагогических условий возможен добор обучающихся в группу в течение учебного года.
Возрастные особенности:
Возраст учащихся 10 лет. Особенности развития в этом периоде – растут мышцы, формируется осанка, ребенку хочется активности и подвижности. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Детям необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации является игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции.
Возраст учащихся 11-14 лет (подростковый) характеризуется бурным ростом и развитием всего организма. Наблюдается интенсивный рост тела. Продолжается окостенение скелета, возрастает сила мышц. Однако развитие внутренних органов происходит неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что может вызвать нарушение ритма его деятельности, учащению сердцебиения. В этом возрасте организм обнаруживает большую утомляемость, обусловленную кардинальными переменами в нем.
Внимание произвольно, избирательно. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале или занятии. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идет процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер.
Возраст учащихся 15лет и старше – это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Дети учащихся этого возраста в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям.
Срок реализации Программы. Программа рассчитана на три года обучения.
Объем программы:
- первый год обучения – 144 часа
- второй год – 216 часов
- третий год обучения – 216 часов
Режим занятий
- год - по два академических часа два раза в неделю, наполняемость групп от 12-15 человек;
- год - по два академических часа три раза в неделю, наполняемость групп от 10-12 человек;
- по два академических часа три раза в неделю, наполняемость групп от 10 человек;
- Цель и задачи программы
Цель: создание условий для развития физических способностей и нравственных качеств личности учащегося средствами физической культуры, для оздоровления, социальной адаптации, самореализации и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
образовательные:
обучить:
- навыкам и умениям в выполнении различных физических упражнений ОФП общефизическая подготовка) и СФП (специальная физическая подготовка);
- основным и специальным элементам игры в футбол;
- основам стратегии игры: нападение, защита;
- командному взаимодействию в различных его формах посредством подвижных игр и соревнований;
- основам знаний и умений по профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни
развивающие:
развить:
- индивидуальные способности и особенности учащихся;
- мотивацию учащихся к занятиям физической культурой и футболом как видом спорта;
- развивать такие физические качества, как выносливость, быстрота, сила, ловкость, координация;
- стремление и желание к самовыражению через игру футбол
воспитательные:
воспитать:
- культуру поведения в коллективе;
- чувство индивидуальной и коллективной успешности.
- Планируемые результаты
По окончании первого года обучения учащиеся могут знать и уметь:
Предметные: | Учащиеся должны знать: технику безопасности во время проведения занятий, основные команды педагога |
Учащиеся должны уметь: | |
| |
Метапредметные результаты: |
|
Личностные результаты: | позитивное взаимодействие со сверстниками при разучивании упражнений, положительное отношение к занятиям. |
По окончании второго года обучения учащиеся могут знать и уметь:
Предметные: | Учащиеся должны знать: |
проведения занятий, основные команды педагога,
| |
Учащиеся должны уметь: | |
выполнять комплексы начальной физической подготовки,
выполнять остановку мяча, выполнять ведение мяча,
выполнять правильно тактические индивидуальные действия в атаке во время упражнений и |
непосредственно в игре | |
Метапредметные результаты: |
критерии оценки и определять степень успешности своей работы. |
Личностные результаты: | - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
По окончании третьего года обучения учащиеся могут знать и уметь:
Предметные: | Учащиеся должны знать: |
технику безопасности во время проведения занятий,
| |
Учащиеся должны уметь: | |
физической подготовки,
тактические индивидуальные действия в обороне и атаке во время упражнений и непосредственно в игре. | |
Метапредметные результаты: | - самостоятельное планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и отдыха. |
Личностные результаты: | -мотивация к учению и целенаправленной, познавательной деятельности. |
- Содержание Программы первый год обучения
№ | Тема | В том числе | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие, ТБ | 1 | 1 | - | опрос |
2 | Правила игры в футбол | 6 | 3 | 3 | тестирование |
3 | Общая физическая подготовка | 35 | 4 | 31 | наблюдение |
4 | Специальная физическая подготовка | 30 | 6 | 24 | наблюдение |
5 | Специальная техническая подготовка | 30 | 5 | 25 | опрос |
6 | Специальная тактическая подготовка | 30 | 2 | 28 | наблюдение |
7 | Аттестация | 6 | - | 6 | тестирование |
8 | Итоговое занятие | 6 | - | 6 | соревнование |
9 | Всего часов | 144 | 21 | 123 |
второй год обучения
№ | Тема | В том числе | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие, ТБ | 2 | 2 | - | опрос |
2 | Правила игры в футбол | 6 | 3 | 3 | тестирование |
3 | Общая физическая подготовка | 75 | 6 | 69 | наблюдение |
4 | Специальная физическая подготовка | 40 | 5 | 35 | наблюдение |
5 | Основы техники футбола | 38 | 8 | 30 | опрос |
6 | Основы тактики и тактической подготовки | 35 | 4 | 31 | игра |
7 | Аттестация | 8 | 2 | 6 | наблюдение |
9 | Итоговое занятие | 12 | - | 12 | соревнование |
Всего часов | 216 | 30 | 186 |
третий год обучения
№ | Тема | В том числе | Формы контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие, ТБ | 2 | 2 | - | опрос |
2 | Правила игры в футбол | 6 | 3 | 3 | тестирование |
3 | Общая физическая подготовка | 75 | 6 | 69 | наблюдение |
4 | Специальная физическая подготовка | 40 | 5 | 35 | наблюдение |
5 | Основы техники футбола | 38 | 8 | 30 | опрос |
6 | Основы тактики и тактической подготовки | 35 | 4 | 31 | игра |
7 | Аттестация | 8 | 2 | 6 | наблюдение |
9 | Итоговое занятие | 12 | - | 12 | соревнование |
Всего часов | 216 | 30 | 186 |
1.5 Содержание учебного плана
1 год обучения
- Вводное занятие. Инструктаж по правилам ТБ и ПБ. Теория. Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Спортивная форма и обувь. Предупреждение травматизма. Гигиена юного спортсмена.
- Правила игры в мини-футбол. Теория. Становление футбола как вида спорта. Обзор основных этапов развития. Выступление российских команд на международных соревнованиях. Характеристика сильнейших национальных команд. Площадка для игры в мини-футбол, ее устройство, размеры (варианты). Оборудование и инвентарь. Эволюция правил игры по мини-футболу. Действующие правила игры. Изучение игры в мини-футбол.
Практика. Определение игровых амплуа. Действующие правила игры.
Освоение правил игры на практике.
- Общая физическая подготовка. Теория. Учебная игра. Общеразвивающие упражнения. Практика. Общеразвивающие упражнения без предметов: для
мышц рук, плечевого пояса, шеи, туловища, ног из различных исходных положений. Упражнения с предметами: со скакалкой, с набивными мячами (массой 1-3кг). Бег: с ускорением до 60 км, с высокого старта до 60 м, с изменением скорости и направления движения до 200 м, по треугольнику (3х10), ускорение и рывки с мячом до 30-50 м. Кросс до 2000м. Имитация технических приемов игры в мини-футбол. Прыжки: с места в длину, с разбега в длину и в высоту. Метание малого мяча на дальность. Подвижные игры, Эстафеты с бегом, преодоление препятствий, переноской набивных мячей
- Специальная техническая подготовка. Теория. Техника игры, ее характеристика. Техника ведения мяча. Техника нападения. Техника защиты. Техника удара. Игра вратаря. Практика. Передвижения и прыжки. Повороты и остановки во время бега. Удары правой и левой ногой: серединой подъема, внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, носком по неподвижному и катящемуся навстречу мячу. Удары по мячу головой. Остановка катящегося и опускающегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы: на месте, в движении, вперед, назад. Ведение мяча: внешней частью подъема, внутренней частью подъема, меняя направление, изменяя скорость. Вбрасывание мяча из-за боковой линии из положения шага. Финты. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Игра вратаря: основная стойка, ловля мячей, летящих на разной высоте, отбивание мяча, вбрасывание одной рукой, выбивание мяча.
- Специальная тактическая подготовка. Теория. Тактика игры в ини-футбол. Тактические взаимодействия в нападении и защите. Практика. Отработка тактических взаимодействий в нападении и защите. Учебная игра.
- Аттестация. Аттестация учащихся промежуточная и итоговая
- Итоговое занятие. Соревнование.
2 год обучения
- Вводное занятие. Инструктаж по правилам ТБ и ПБ. Теория. Правила поведения. Техника безопасности, предупреждение травматизма, оказание первой помощи пострадавшему. Без педагога не выходить на футбольное поле. Иметь при себе спортивную форму, обязательно иметь справку от врача. Выполнять требования педагога.
- Правила игры в мини-футбол. Теория. Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по мини-футболу. Действующие правила игры. Перспективы дальнейшего развития правил. Влияние правил игры на ее развитие. Практика. Упрощенные правила игры. Учебные игры.
- Общая физическая подготовка. Теория. Правила выполнения упражнений, способы восстановления организма после тренировки; основы гигиены, правильного питания юного спортсмена. Практика. Упражнения на различные группы мышц.
- Основы техники мини-футбола. Теория. Удары по мячу ногами – основа техники игры. Удары внутренней и внешней стороной стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема; носком и пяткой.
Практика. Удар серединой подъема. Удар носком. Удар внутренней частью подъема. Удар внешней частью подъема. Удар пяткой, внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Резаный удар. Удары с полулета. Удары с лёта.
Остановки мяча. Теория. Способы остановки мяча в мини-футболе. Практика. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Остановка катящегося мяча подошвой, серединой подъема.
Удары по мячу головой. Теория. Технический прием, позволяющий выигрывать у соперника борьбу на «втором этаже», поражать ворота противника. Однако ощутимое преимущество в этом отношении могут получить только те футболисты, кто хорошо владеет техникой ударов. Удары головой выполняются с места, в прыжке и броске. Практика. Удар головой с места. Удар головой в прыжке.
Ведение мяча. Теория. Ведение мяча используют для выхода игроков на свободную позицию или же когда все партнеры закрыты, и некому сделать точную передачу. Практика. Ведение мяча выполняется несильными ударами - толчками ногой по мячу – внутренней стороной стопы, носком, внешней частью подъема.
Обманные движения (финты). Теория. Использование в игре обманных движений (финты). Практика. Упражнения без мяча для освоения финтов. Овладение финтами. Использование обводки мячом стоек, игра один на один и т. д. Применение обманных движений и в ходе игры в футбол. Несомненно, вскоре вы почувствуете уверенность в своих силах и даже сможете изобрести свои «коронные» финты.
Отбор мяча. Теория. Владение приемами отбора мяча. Ведь в этой игре каждому игроку приходится действовать и в обороне, и в атаке. Практика. Отбор мяча толчком. Отбор мяча перехватом. Отбор мяча подкатом
- Подвижные игры. Теория. Правила игры. Практика. Подвижная игры:
«Третий лишний», «Охота на зайцев», «Снайперы», «Передача мячей по кругу», «Футбол через скамейки», «Нападающие тройки», «Ловцы игрока без мяча» «Обгони мяч». «Быстрый танец». «Разорви цепь».
- Основы тактики и тактической подготовки. Теория. Тактика обороны. Практика. Действия обороняющегося против соперника без мяча. Действия обороняющегося против соперника с мячом
- Аттестация. Аттестация учащихся промежуточная и итоговая.
- Итоговое занятие. Соревнование
3 год обучения:
- Вводное занятие. Инструктаж по правилам ТБ и ПБ. Теория. Правила поведения. Техника безопасности, предупреждение травматизма, оказание первой помощи пострадавшему.
- Физические упражнения. Теория. Правила выполнения упражнений, способы восстановления организма после тренировки; основы гигиены, правильного питания юного спортсмена. Практика. Упражнения на различные группы мышц.
- Основы техники ини-футбола. Теория. Техника игры в ини-футбол, ее характеристика. Особенности современной техники мини-футбола и тенденции ее дальнейшего развития. Классификация технических приемов. Терминология. Техника нападения. Техника защиты. Взаимосвязь развития техники нападения и защиты. техника остановки мяча. Техника перемещения в защитных стойках. Техника передачи мяча. Практика. Обучение передвижениям в нападении и защите, перемещение в защитной стойке. Обучение остановкам, поворотам на месте с мячом и без него. Индивидуальная подготовка вратаря. Учебная игра, обязанности судей на площадке. Отработка техники игры в мини-футбол: подводящие упражнения для обучения, специальные упражнения в парах; имитационные упражнения с мячами по технике перемещения после подборов, перехватов мяча и отсекания соперника; специальные упражнения по технике перемещений вдоль площадки, специальные упражнения по технике перемещений поперек площадки.
- Тактика и тактическая подготовка. Обучение тактики атаки. Теория. Индивидуальные действия в атаке как без мяча, так с мячом. Практика.
«Открывание» - выход игрока на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него. «Отвлечение соперников»- это перемещение одного или нескольких игроков в определенную зону в целях увода за собой опекунов и создания свободной зоны для индивидуальных действий партнера. Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля. Обучение тактике обороны: действия обороняющегося против соперника без мяча и с мячом.
- Аттестация. Аттестация учащихся промежуточная и итоговая.
- Итоговое занятие. Соревнование.
1.6 Формы аттестации учащихся
Аттестация обучающихся проводится в течение учебного года в различной форме, беседа, тестирование, открытые занятия.
Аттестация осуществляется самим педагогом и оформляется в виде аналитической справки по каждой учебной группе (объединению).
Этапы педагогического контроля и способы проверки знаний включают мониторинг, методики оценивания уровня знаний учащихся по программе.
формы аттестации | первый год обучения | второй год обучения | третий год обучения |
промежуточная | эстафеты | товарищеская встреча | учебная игра |
итоговая | Тестирование (контрольные нормативы) | Тестирование (контрольные нормативы) | Тестирование (контрольные нормативы) |
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Методическое обеспечение программы
Формы организации занятий: на занятиях используются коллективные, групповые, индивидуальные формы организации учебной деятельности. К традиционным формам организации деятельности учащихся в рамках реализации Программы относятся: теоретическое и практическое занятие: 75% практических занятий (тренировок), 25% теоретических занятий
Используемые педагогические технологии и методы обучения и воспитания.
Личностно-ориентированная технология – предполагает, что в центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Здоровьесберегающие технологии: система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития:
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного.
Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально- психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.
Лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ): лечебная педагогика и лечебная физкультура
Методы обучения:
- словесные: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядные: демонстрация основных тактически приемов работы т.д.;
-практические: упражнение, групповая традиционная тренировка, имитационно-соревновательная тренировка, участие в спортивных соревнованиях и др.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, и др.)
- методы организации жизнедеятельности и поведения обучающихся (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др.)
- методы стимулирования деятельности и поведения (требование, соревнование, поощрение, метод естественных последствий и др.)
- методы контроля (педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности и др.).
Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных педагогических технологий: личностно- ориентированного обучения, дифференцированного обучения, игрового обучения и здоровьесберегающих технологий.
- Условия реализации Программы
Форма обучения: очная
Но при возникновении условий, не позволяющих реализацию программы в очной форме, программа может реализоваться с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагога.
Форма организации учебной деятельности – групповая. Использование ДОТ дает возможность освоения программы непосредственно по месту пребывания (нахождения) учащихся. Обучение с применением ДОТ подразумевает интерактивное взаимодействие детей и педагога в процессе обучения, а также предоставление для обучающихся возможности контролируемой работы по освоению изучаемого материала.
Для успешной реализации Программы создаются условия необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- спортивный зал; соответствующий санитарно-эпидемиологическими правилам и нормативам СанПиНа;
- летняя спортивная площадка.
- ворота;
- стойки для обводки;
- гимнастическая стенка;
- гимнастические скамейки;
- скакалки;
- мячи набивные различной массы;
- мячи футзальные;
- отбивные сетки;
- сетки для мячей.
При использовании интерактивных методов обучения с применением дистанционных образовательных технологий учащимся нужно иметь доступ к персональному компьютеру с выходом в INTERNET, e-mail.
Кадровое обеспечение
Педагог дополнительного образования, среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы или лицо, не имеющее соответствующего образования, но прошедшее профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует направленности Программы.
2.3. Календарно-учебный график
Календарно-учебный график составлен на основании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и представлен в Приложении 1.
- Оценочные материалы
Показатели (оцениваемые параметры) | Степень выраженности оцениваемого качества:
| Методы диагностик (выбирает педагог в соответствии с образовательной программой) | ||
1. Теоретическая подготовка | ||||
(Н) низкий уровень (ребёнок | Наблюдение. | |||
1.Теоретические знания. | овладел менее чем ½ объёма | Тестирование. | ||
(По основным разделам | знаний, предусмотренных | Контрольный опрос. | ||
учебного календарного | программой). | |||
графика программы). | (С) средний уровень (объём | |||
усвоенных знаний составляет | ||||
более ½). | ||||
(В) высокий уровень (ребёнок | ||||
освоил практически весь объём | ||||
знаний, предусмотренных | ||||
программой за конкретный | ||||
период). | ||||
2. Практическая подготовка | ||||
1.Практические умения и | (Н) низкий уровень (ребёнок | Контрольное задание. | ||
навыки, предусмотренные | овладел менее чем1/2 | |||
программой (По основным | предусмотренных умений и | |||
разделам учебного | навыков). | |||
календарного графика | (С) средний уровень (ребёнок | |||
программы). | овладел более 1/2 | |||
предусмотренных умений и |
навыков). (В) высокий уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | ||
2.Владение специальным | (Н) низкий уровень (ребёнок | Контрольное задание. |
оборудованием и | испытывает серьёзные | |
оснащением. (Отсутствие | затруднения при работе с | |
затруднений в | оборудованием). | |
использовании специального | (С) средний уровень (работает с | |
оборудования и оснащения). | оборудованием с помощью | |
педагога). | ||
(В) высокий уровень (работает с | ||
оборудованием самостоятельно, | ||
не испытывает особых | ||
трудностей). | ||
3. Творческие навыки. | (Н) начальный (низкий), | Контрольное задание. |
(Креативность в выполнении | (элементарный) уровень | |
практических заданий). | развития креативности (ребёнок | |
в состоянии выполнять лишь | ||
простейшие практические | ||
задания педагога). | ||
(С) репродуктивный уровень | ||
(выполняет в основном задания | ||
на основе образца). | ||
(В) творческий уровень | ||
(выполняет практические | ||
задания с элементами | ||
творчества). | ||
3. Общеучебные умения и навыки учащихся. | ||
1.Терпение. | Низкий (Н). Терпения хватает | Наблюдение. |
(Способность переносить | меньше чем на ½ занятия. | |
(выдерживать) известные | Средний (С). Терпения хватает | |
нагрузки, уметь | больше чем на ½ занятия. | |
преодолевать трудности). | Высокий (В). Терпения хватает | |
на всё занятие. |
Диагностика метапредметных и личностных результатов учащихся
Показатели (оцениваемые параметры) | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное к-во баллов | Методы диагностики |
1.Профессиональная воспитанность. | |||
1.1. Этика выполнения работы и представления ее результатов. | Низкий уровень (в редких случаях доводит выполнение работы до конца); | 1 | Наблюдение |
Средний уровень (полностью завершает каждую работу, не использует необходимые дополнения); | 2 |
Высокий уровень (полностью завершает каждую работу, использует необходимые дополнения). | 3 | ||
1.2. Культура организации своей деятельности | Низкий уровень (ребенок проявляет низкий уровень работоспособности работы небрежные); | 1 | Наблюдение |
Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работ, проявляет терпение и работоспособность); | 2 | ||
Высокий уровень (ребенок аккуратен в выполнении практической работы, терпелив и работоспособен). | 3 | ||
1.3. Уважительное отношение к профессиональной деятельности других. | Низкий уровень (ребенок не объективен при оценивании работы сверстников); | 1 | Наблюдение |
Средний уровень (ребенок старается быть объективным при оценивании работы сверстников, подчеркивает положительные моменты); | 2 | ||
Высокий уровень (при высказывании критических замечаний в адрес работы сверстников проявляет объективность, подчеркивает положительные моменты | 3 | ||
1.4. Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов | Низкий уровень (не прислушивается к советам педагога, в редких случаях исправляет ошибки); | 1 | Наблюдение |
Средний уровень (стремится исправить указанные ошибки прислушивается к советам педагога); | 2 | ||
Высокий уровень (всегда исправляет ошибки, прислушивается к советам педагога). | 3 | ||
2. Практическая подготовка ребенка: | |||
2.1. Коллективная ответственность | Низкий уровень (не аккуратен при выполнении работы); | 1 | Наблюдение |
Средний уровень (ребенок старается быть аккуратным при выполнении работы); | 2 | ||
Высокий уровень (ребенок всегда аккуратен при выполнении коллективной работы). | 3 | ||
2.2. Умение взаимодействовать с другими членами коллектива | Низкий уровень (не принимает участие в коллективных работах, с трудом находит контакт с другими детьми, конфликтен); | 1 | Наблюдение |
Средний уровень (принимает участие в коллективных работах, находит контакт с другими детьми, не конфликтен) | 2 | ||
Высокий уровень (принимает активное участие в коллективных работах, всегда находит контакт с другими детьми, не конфликтен). | 3 | ||
2.3. Стремление к самореализации социально адекватными способами | Низкий уровень (не стремится к получению новых знаний, умений, навыков); | 1 | Наблюдение |
Задания для проведения аттестации учащихся
- Устный опрос.
Формулировки примерных вопросов к собеседованию (на весь учебный год):
- Техника безопасности на занятии.
-Правила поведения в спортивном зале.
- Техника безопасности при работе с инструментом
Введение в Футбол. Основные приемы остановки мяча. Основные приемы, удара по мячу. Основные термины и понятия в футболе. Основные навыки работы с мячами. Критерии оценивания ответов учащихся: точность и содержательность, грамотность речи.
- Практическая работа. Общая физическая подготовка (ОФП). Бег30 м(сек.)
– 5,2. Бег300 м(сек) – 60 . Прыжок в длину с места (см) – 160
Специальная физическая подготовка (СФП). Бег30 м\с ведением мяча (сек) – 6,1. Вбрасывание мяча руками (м) – 12 . Удар по мячу на точность (раз) – 6 Жонглирование мячом (раз) – 8. Игра «Квадрат» (Несколько разновидностей). Отработка элемента «Бабочка»
Проверка предметных результатов: первый и второй год обучения
Контрольные упражнения | Результат |
Общая физическая подготовка. | |
Прыжки в длину с места | 140 см |
Тройной прыжок с места | 400 см |
Бег на 30 метров | 5,6 сек. |
Бег на 300 м | 60 сек. |
Техническая подготовка | |
Накат справа по диагонали | 12 ударов |
Подрезка справа и слева | 8 ударов |
Подачи и их прием | 4 удара |
Специальная физическая подготовка. | |
Бег 30 м с мячом, сек | 6,4 сек |
Удары по мячу на дальность –сумма ударов с правой и левой ноги | 40 м |
Вбрасывание мяча на дальность | 14 м |
Техническая подготовка | |
Жонглирование мячом | 12 раз |
Остановка мяча внутренней стороной стопы | |
Удар по мячу на точность | 7 попаданий |
третий год обучения
Контрольные упражнения | Результат |
Общая физическая подготовка. | |
Прыжки в длину с места | 170 см |
Тройной прыжок с места | 465 см |
Бег на 30 метров | 4,9 сек |
Бег на 300 м | 54 сек |
Техническая подготовка | |
Накат справа по диагонали | 20 ударов |
Подрезка справа и слева | 15 ударов |
Подачи и их прием | 10 ударов |
Специальная физическая подготовка | |
Бег на 30 м с мячом | 6,0 сек |
Удары по мячу на дальность – сумма ударов с правой и левой ноги | 50 м |
Вбрасывание мяча на дальность | 14 м |
Техническая подготовка | |
Жонглирование мячом | 25 раз |
Остановка мяча внутренней стороной стопы | |
Удар по мячу на точность | 10 попаданий |
- Список литературы
- Список литературы для педагога:
- Андреев С., Алиев Э. Тактика и тактическая подготовка в мини-футболе: Раздел из книги "Мини-футбол в школе". ISBN: 5-9718-0106-6 Издательство: Советский спорт, 2006 г.- 55 с.
- Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Мутко В.Л. «Мини-футбол - игра для всех»: 2-е изд. — М. : Советский спорт, 2008 .— 264 с.
- Николаев Д.С., Шальнов В.А. Начальное обучение мини-футболу: Ульяновск: УлГТУ, 2008 г. - 44 с.
- Полуренко К.Л. Управление тренировочным процессом команд по мини-футболу: Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 249 с.
- Самигуллин Р.Р. (сост.) Правила игры в мини-футбол. Методические указания: Самара: Издательство "Самарский университет", 2005. - 20 с.
- Список литературы для учащихся:
- Правила игры в мини-футбол РАМФ 2010г. – 25 с.
- Рассел, Джесси Высшая лига чемпионата России по мини-футболу / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 3 c.
- Спортивные и подвижные игры М., ФиС, 1984
- Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М.: «Физкультура и спорт», 2005г.
2.5.3. Интернет- ресурсы https://www.dokaball.com/trenirovki1/programma-podgotovki/546-vedeniya- myacha
https://www.championat.com/lifestyle/article-4043363-kak-nauchitsja- zhonglirovat-mjachom-tochnyj-pas-i-udar-futbolnye-trenirovki-doma-video.html https://my.mail.ru/mail/zaurzet/video/_myvideo/2.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
для групп 1 года обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Ко-личество часов | Тема занятия | Место проведе-ния | Форма контроля |
I.ТЕОРИЯ | ||||||||
1. | сентябрь | Беседа | 1 | Физическая культура и спорт в России | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
2. | октябрь | Беседа | 1 | Развитие футбола в России и за рубежом | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
3. | ноябрь | Беседа | 1 | Гигиенические знания и навыки. Режим и питание спортсмена. | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
4. | декабрь | Беседа | 1 | Врачебный контроль и самоконтроль | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
5. | январь | Беседа | 1 | Правила игры в мини-футбол. Организация и проведение соревнований | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
6. | февраль март | Беседа | 1 | Установка перед игрой и разбор проведенной игры | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
7. | апрель | Беседа | 1 | Места занятий, оборудование и инвентарь | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
ИТОГО часов теоретической подготовки: | 7 | |||||||
II. ПРАКТИКА | ||||||||
1. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 35 | Общая физическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||
2. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 30 | Специальная физическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||
3. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 30 | Техническая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||
4. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 30 | Тактическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||
5. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 4 | Учебные и тренировочные игры | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||
6. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 4 | Контрольные игры и соревнования | Спортив-ный зал | Товарищеские встречи, игры, соревнования | ||
7. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Подготовка к сдаче, сдача контрольных нормативов | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||
8. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 2 | Самостоятельная работа | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||
ИТОГО часов практической подготовки: | 137 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 144 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
для групп 2 года обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Ко-личество часов | Тема занятия | Место проведе-ния | Форма контроля | |||||||
I.ТЕОРИЯ | |||||||||||||||
1. | сентябрь | Беседа | 1 | Физическая культура и спорт в России | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
2. | октябрь | Беседа | 1 | Развитие ини-футбола в России и за рубежом | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
3. | ноябрь | Беседа | 1 | Гигиенические знания и навыки. Режим и питание спортсмена. | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
4. | декабрь | Беседа | 1 | Врачебный контроль и самоконтроль | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
5. | январь | Беседа | 1 | Правила игры в ини-футбол. Организация и проведение соревнований | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
6. | февраль март | Беседа | 2 | Установка перед игрой и разбор проведенной игры | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
7. | апрель | Беседа | 1 | Места занятий, оборудование и инвентарь | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
ИТОГО часов теоретической подготовки: | 8 | ||||||||||||||
II. ПРАКТИКА | |||||||||||||||
1. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 75 | Общая физическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | |||||||||
2. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 40 | Специальная физическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | |||||||||
3. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 38 | Техническая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | |||||||||
4. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 35 | Тактическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | |||||||||
5. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 4 | Учебные и тренировочные игры | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | |||||||||
6. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 5 | Контрольные игры и соревнования | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | |||||||||
7. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 5 | Подготовка к сдаче, сдача контрольных нормативов | Спортив-ный зал | Товарищеские встречи, игры, соревнования | |||||||||
8. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 6 | Самостоятельная работа | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | |||||||||
ИТОГО часов практической подготовки: | 208 | ||||||||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 216 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
для групп 3 года обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Ко-личество часов | Тема занятия | Место проведе-ния | Форма контроля | ||
I.ТЕОРИЯ | ||||||||||
1. | сентябрь | Беседа | 1 | Физическая культура и спорт в России | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
2. | октябрь | Беседа | 1 | Развитие футбола в России и за рубежом | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
3. | ноябрь | Беседа | 1 | Гигиенические знания и навыки. Режим и питание спортсмена. | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
4. | декабрь | Беседа | 1 | Врачебный контроль и самоконтроль | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
5. | январь | Беседа | 1 | Правила игры вмини- футбол. Организация и проведение соревнований | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
6. | февраль март | Беседа | 2 | Установка перед игрой и разбор проведенной игры | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
7. | апрель | Беседа | 1 | Места занятий, оборудование и инвентарь | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
ИТОГО часов теоретической подготовки: | 8 | |||||||||
II. ПРАКТИКА | ||||||||||
1. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 75 | Общая физическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||||
2. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 40 | Специальная физическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||||
3. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 38 | Техническая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||||
4. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 35 | Тактическая подготовка | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||||
5. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 4 | Учебные и тренировочные игры | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||||
6. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 5 | Контрольные игры и соревнования | Спортив-ный зал | Игры, соревнования | ||||
7. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 5 | Подготовка к сдаче, сдача контрольных нормативов | Спортив-ный зал | Товарищеские встречи, игры, соревнования | ||||
8. | сентябрь-май | Учебно-тренировочное занятие | 6 | Самостоятельная работа | Спортив-ный зал | Опросы, контрольные испытания | ||||
ИТОГО часов практической подготовки: | 208 | |||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | 216 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа. Мини-футбол.
Дополнительная образовательная программадля детей 9-14 летсрок реализации 3 года...
Рабочая программа мини-футбол.
Программа для секции мини-футбол группа начальной подготовки....
Дополнительная образовательная программа «Мини-футбол» (возраст учащихся с 10 лет, срок реализации 2 года)
Данная Рабочая программа содержит в себе описание, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план, тесты для мониторинга детей по их физическому и технико-тактическому развитию в футбо...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мини-футбол»
Программа курса «Мини-футбол» модифицированная, разработана на основе авторской программы В. И. Ляха «Физическая культура 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2016г и программы Колодницкого Г.А. «Внеуроч...
Программа "Мини-футбол для спортивных оздоровительный групп"
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.1.1. ВВЕДЕНИЕДанная образовательная программа физкультурно-спортивнойнаправленности является модифицированной учебной программой по мини-футболу для детей 6-7 лет. Необходимос...
Дополнительная образовательная программа « Мини - футбол » на 2018-2019 учебный год
Дополнительная образовательная программа« Мини - футбол »на 2018-2019 учебный год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мини-футбол»
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры...