Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивные игры»
рабочая программа по физкультуре

Ольга Андреевна Фильчакова

Данная программа представляет собой вариант программы организации дополнительного образования школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.  Программа рассчитана на 18 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по дням и проведение регулярных ежедневных занятий со школьниками. Программа деятельности  рассчитана на учащихся 5-11 классов  (11-17лет). 

     Работа дополнительного образования предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.obr_lager.docx56.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 г. Охи

имени Героя Советского Союза  Дмитрия Михайловича Карбышева

Дополнительная общеобразовательная программа

 «Спортивные игры»

https://xn----7sbtbdcdmhvgcb8bmq8a0k2b.xn--p1ai/img/old/sport/2014/%20%20%20.png

Направленность: физкультурно-спортивная

Возраст обучающихся: 11 - 16 лет (5-11 класс)

Срок реализации:  1 месяц

Количество часов:   20 часов

Основная форма обучения: групповая

                             

Составитель: инструктор по физической культуре
                                                  Варламова Ольга Андреевна

г. Оха

2022 год

О Г Л А В Л Е Н И Е

  1. Пояснительная записка            

3

  1. Содержание программы

4

Учебно-тематический план

ознакомительного модуля «Спортивные игры»

4

Содержание модуля

  1. Планируемые результаты

5

  1. Организационно-педагогические условия реализации программы

7

Принципы и методы обучения

8

Перечень необходимого оборудования

10

Список  литературы

10

I. Пояснительная записка.

Общеразвивающая программа «Спортивные игры» разработана в соответствии с нормативными документами:

  •     Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •         Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  •            Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» от 09.11.2018г. № 196;
  •            Методическими  рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ 18.11.2015 г. № 09-3242).
  •         Данная программа представляет собой вариант программы организации дополнительного образования школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий.
  •        Программа рассчитана на 18 ч и предполагает равномерное распределение этих часов по дням и проведение регулярных ежедневных занятий со школьниками. Программа деятельности  рассчитана на учащихся 5-11 классов  (11-17лет).  

     Работа дополнительного образования предусматривает: содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

      Для учащихся посещающих секцию ставятся частные задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; обучение технике стоек и перемещений, привитие стойкого интереса к занятиям физической культурой, выполнение нормативных требований по видам подготовки, закаливание организма.

       Учебное время по видам подготовки распределено таким образом, чтобы текущие темы совпадали с годовым планированием уроков физкультуры, что дополнительно стимулирует учащихся к занятиям и повышению уровня подготовки по тому или иному виду спорта.  

II. Содержание программы

1.Футбол – 5часов.

Техника передвижения. Удары по мячу ногой.

Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения.

Подбор  мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря.

Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря. 

1. Баскетбол – 5 часов.

Техника ведения мяча в движении. Ведение мяча с высоким и низким отскоком. Броски в кольцо, Передачи мяча.

Ловля мяча. Тактика нападения, защиты.

Командные действия.

2. Волейбол – 10 часов.

Техника нападения. Действия без мяча.

Действия с мячом. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.

Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Командные действия. Прием подач. Контрольные игры и соревнования.

Учебно-тематический план.

Наименование темы

Кол-во

часов

Всего по программе

I.

Футбол

5

1.

Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой

1

2.

Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения.

1

3.

Подбор мяча. Вбрасывание мяча из-за

боковой линии. Техника игры вратаря.

1

4.

Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом.

1

5.

Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.

1

II.

Баскетбол.

5

1.

Стойки. Техника перемещений.

1

2.

Техника ведения мяча на месте. Техника ведения мяча в движении. Ведение мяча с высоким и низким отскоком.

2

3.

Броски в кольцо, Передачи мяча.

Ловля мяча.

1

4.

Тактика нападения, защиты.

Командные действия.

1

III.

Волейбол.

10

1.

Техника нападения. Действия без мяча.

Перемещения и стойки.

2

2.

Действия с мячом. Передача мяча двумя

руками. Передача на точность. Встречная

передача.

1

3.

Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, подача сверху.

2

4.

Техника защиты. Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Блокирование.

2

5.

Командные действия. Прием подач. Расположение игроков при приеме.

1

6.

Контрольные игры и соревнования.

2

ИТОГО:

20

 Содержание модуля:

III. Планируемые результаты

В результате регулярного посещения занятий учащиеся должны:

- повысить уровень своей физической подготовленности;

- приобрести навыки и умения по изучаемым видам спорта;

- уметь технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;

-  использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

-  уметь проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей;

-  уметь разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

- у  учащихся  должен сформироваться интерес к постоянным самостоятельным занятиям спортом и дальнейшему самосовершенствованию;

- следование основным принципам здорового образа жизни должно стать привычным для учащихся и сформироваться представление о том, что ЗОЖ- это индивидуальная система ежедневного поведения человека, которая обеспечивает ему максимальное достижение благополучия, в том числе и физического с учетом его индивидуальных качеств и запросов.

Универсальные учебные действия.

Универсальными компетенциями учащихся по курсу «Спортивные игры» являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

      Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры» являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

     Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Спортивные игры»  являются следующие умения:

  • представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

Степень достижения результатов оценивается по трем уровням:

  • низкий уровень: обучающийся выполняет задания, обязанности в походе по инструкции, под руководством педагога, без желания участвует в общественно полезных делах;
  • средний уровень: обучающийся выполняет задания, обязанности в походе при консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы;
  • высокий уровень: обучающийся выполняет задание, обязанности в походе самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных дел.

IV.        Организационно-педагогические условия реализации программы

Цель программы:

  • совершенствование всех функций организма, укрепление     нервной, сердечно-сосудистой, дыхательных систем, опорно-двигательного аппарата.
  • Повышение сопротивляемости организма человека неблагоприятным влияниям внешней среды.

Задачи:

  • Укрепление здоровья, закаливание организма, содействие     правильному физическому развитию.
  • Обучение жизненно-важным двигательным навыкам и   умениям.
  • Воспитание привычки к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой и спортом и привитие необходимых гигиенических навыков и умений.

2.Особенности программы:

Спортивная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.

     Последовательность применения обучению основным элементам в  спортивных играх на занятиях по внеурочной деятельности должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед занятием. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо чётко знать, что занимающиеся могут и что ещё не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудования.

Включая  тот или иной элемент двигательного действия данной спортивной игры, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на занятии при формировании навыка.

      Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.

Объектом соревновательной деятельности являются показатели качества выполнения элементов или целостных двигательных действий («кто правильнее», «кто точнее» и т. п.).

Большое значение при обучении  основным элементам  имеет зрительное и слуховое восприятие изучаемого двигательного действия (наглядность). Использование зрительной, звуковой, словесной и двигательной наглядности зависит от этапа обучения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разучивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления появившихся ошибок.

   

Принципы и методы обучения

Связь обучения с практикой

Процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в выполнении практических задач, в самостоятельном принятии решении в той или иной ситуации. Предусмотренные программой практические задания с использованием дидактического материала в открытом доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» позволяют обучающимся развивать индивидуальные качества и принимать самостоятельные решения.

Систематичность и последовательность

Программа предусматривает обучение  и усвоение знаний, выработку умений и навыков в определенном порядке, который требует логического системного построения, как содержания, так и самого процесса обучения. В завершении обучения в форме несложной игры проводятся соревнования, преследующие цель подведения итогов обучения на практике.

Важно создать каждому ученику ситуацию успеха, т.е. условия, при которых он ощущает свой интеллектуальный рост при выполнении практических заданий. При этом необходимо отмечать позитивные сдвиги в усвоении каждым ребенком материала, предусмотренного программой.

Доступность обучения

Программа рассчитана на школьников системы дополнительного образования. Теоретические и практические занятия предусмотрены в учебном помещении и на территории, окружающей образовательное учреждение. Практические задания выполняются на территориях школы. Дидактический материал, предусмотренный для выдачи обучающимся, изготавливается с использование стандартной офисной техники, имеющейся в каждом образовательном учреждении.

К средствам наглядности при обучении основным элементам  в спортивных играх относятся:

Показ двигательного действия учителем (или учеником по заданию учителя). В основе обучения с помощью показа лежит подражание. При показе двигательного действия в целом или отдельных его элементов учителю необходимо соблюдать следующие требования:

  • показ всегда необходимо сочетать с методами использования слова, это позволяет избежать слепого копирования, словесная информация должна быть немногословной, адресной и на языке, понятном для учащихся;
  • содержание показа должно соответствовать задачам обучения: а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о технике и основных правилах  в данной спортивной игре;
  • в дальнейшем, когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчёркиваются именно эти моменты;
  • для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы;
  • следует больше внимания уделять имитационному показу, который облегчает восприятие основы и деталей техники двигательного действия;
  • недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать;
  • поручать показ упражнения ученику нужно в следующих случаях: а) если учитель по состоянию здоровья не может хорошо выполнить действие; б) когда необходимо снять предубеждение учеников в невыполняемости задания;

Наглядные пособия (рисунки, кинограммы с изображением последовательности движений, составляющих действие, учебные видеофильмы и т. п.). Демонстрация наглядных пособий обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учащихся на конкретном элементе в обучении определённой тактике в игре. Для получения результатов наглядного восприятия полезны вопросы учителя и ответы учащихся.

  Организация работы.

 Кол-во обучающихся до 20 человек.

Занятия проходят 5 раз в неделю.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ

  1. Мячи (Баскетбольные, волейбольные, футбольные)
  2. Фишки, конусы
  3. Устройство для демонстрации видеороликов.
  4. Секундомер
  5. Ворота

Список  учебной  литературы:

Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей/ г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2018. – 77 с. : (Работаем по новым стандартам).

Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей/ г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2016  - 80с. :.  (Работаем по новым стандартам).

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей/ г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. – 2-е изд. -  М.: Просвещение, 2016.  (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»

В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные игры»

Актуальность и значимость данной программы заключается в том, что она позволяет последовательно решать задачи физического воспитания на протяжении всех лет обучения, формируя у них представление о физ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ ПОВОЛЕЙБОЛУ НА 2017-2018 уч. год(программа расчината на 2 занятия в неделю по 1.5 часа)Разработал: М.А. Евдокимов...

Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович

Дополнительная общеобразовательная программаСпортивно-оздоровительной направленности«Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16  летСрок реализации 1 год Педагог К...

Дополнительная общеобразовательная программа "Спортивные игры"

Дополнительная общеобразовательная программа "Спортивные игры"...